ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИОЛОГИИ»
Несомненным требованием сегодняшнего дня для всех современных людей является высокая сетевая культура, умение использовать сеть Интернет для поиска, хранения информации, для организации эффективного взаимодействия с другими пользователями сети. Развитие Интернета за последние 2 – 5 лет в значительной степени осуществляется путем активного внедрения ряда принципов и технологий (например, сервисы Веб 2.0).
С помощью Веб 2.0 можно организовать следующую коллективную деятельность:
- совместный поиск и хранение информации;
- создание и совместное использование медиа-материалов;
- совместное создание и редактирование гипертекстов;
- совместное редактирование и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов;
- совместное редактирование и использование карт и схем.
Таким образом, применение новых информационных технологий на уроках имеет два основных аспекта: компьютер как инструмент изучения биологии и компьютер как средство обучения биологии. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то и другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_biologiya_novyy_1.docx | 128.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИОЛОГИИ»
Авторы:
учитель информатики и ИКТ
высшей категории
А.Е. Мокрушина
учитель биологии
высшей категории
Н.Н.Себельдина
Нижний Новгород
2013 Г
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание програмы элективного курса «информационные технологии в биологии»
Учебно-тематический план элективного курса «Информационные технологии в биологии»
В «Пояснительной записке к вопросам о проекте стандарта среднего (полного) общего образования» написано:
«При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной:
- быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
- получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
- принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков».
Таким образом, при переходе на новые стандарты образования необходимы:
- овладение приемами работы, базирующимися на ИКТ - компетентности как учащимся, так и учителям;
- использование инструментария ИКТ при изучении других дисциплин (интеграция предметов);
- комплексная работа учителя, направленная на реализацию требований стандартов к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения.
Информатизация образования – это сложный многоуровневый процесс, который нельзя свести к снабжению школ компьютерами, электронными учебниками и подключению к Интернету. В настоящий период времени необходимо рассматривать и развивать содержательную сторону использования технических средств. Техническое обеспечение, безусловно, является важной, но лишь обеспечивающей основой процесса информатизации.
Внедрение информационных технологий в процесс преподавания всех предметов влечёт за собой необходимость повышения информационной культуры педагога, внедрения новых методов обучения с использованием компьютерных технологий в следующих направлениях:
- контроль знаний;
- лабораторный практикум;
- наглядность на уроке;
- самообразование (сетевое взаимодействие);
- использование метода проектов на уроках.
Следует заметить, что любая инновационная деятельность в образовательной сфере должна соответствовать стратегическим целям государства в области образования. Закон Российской Федерации "Об образовании" [1] в качестве основополагающих выдвинул ряд таких целей, среди которых:
- формирование системы образования, способной адаптироваться к условиям и нормам жизнедеятельности людей, к новому взаимодействию теории и практики;
- внедрение принципов развивающего обучения и методологии деятельностного подхода, превращение образования в среду освоения способов мышления и деятельности.
Использование основных программ компьютера
Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.
1. Возможности Internet:
Несомненным требованием сегодняшнего дня для всех современных людей является высокая сетевая культура, умение использовать сеть Интернет для поиска, хранения информации, для организации эффективного взаимодействия с другими пользователями сети. Развитие Интернета за последние 2 – 5 лет в значительной степени осуществляется путем активного внедрения ряда принципов и технологий (например, сервисы Веб 2.0).
С помощью Веб 2.0 можно организовать следующую коллективную деятельность:
- совместный поиск и хранение информации;
- создание и совместное использование медиа-материалов;
- совместное создание и редактирование гипертекстов;
- совместное редактирование и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов;
- совместное редактирование и использование карт и схем.
2. Возможности прикладных программ Microsoft Office:
- Microsoft Word – это программа, предназначенная для ввода и редактирования любого текста. Что дает Word? Во-первых, изготовление раздаточного материала (контрольные, самостоятельные работы, тесты и т.д.); т.е. личное задание повышает восприятие и понимание задания учащимися; во-вторых, это возможность качественно заниматься оформлением творческих работ (отчеты, проекты, рефераты и т.д.).
- Microsoft Excel – это программа для создания и обработки табличных данных, дает большие возможности построения диаграмм и графиков для визуализации и анализа числовой информации.
- Microsoft Access – программа, предназначенная для формирования и нормализации баз данных.
- Microsoft Publisher – программа, предназначенная для изготовления буклетов, визиток, приглашений, календарей и т.д.
- Paint – программа для создания и редактирования изображений.
- Microsoft PowerPoint – программа для создания и редактирования мультимедийных презентаций.
Таким образом, применение новых информационных технологий на уроках имеет два основных аспекта: компьютер как инструмент изучения биологии и компьютер как средство обучения биологии. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то и другое.
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовательская деятельность является наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению. Основной задачей исследовательской деятельности, является привлечение учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. Исследовательская деятельность учащихся направлена на решение творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным ответом. Эта деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, таких как: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Результатами творческой деятельности учащихся являются: исследовательские работы, презентации, рефераты, проекты, выступления на школьных конференциях, участие в городских, областных и всероссийских конкурсах (Приложение 1).
Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.
Элективный курс выстроен с учетом основных требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене по информатике и ИКТ (Приложение 2).
Ожидаемые педагогические результаты:
К числу планируемых результатов освоения программы отнесены:
личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- сформированность мотивации к учению и познанию,
- ценностно-смысловые установки выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- сформированность основ российской, гражданской идентичности.
метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- уметь работать с разными источниками информации и использовать программы компьютера для их реализации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
предметные результаты:
- формирование интереса к профессиям, связанным с биологией и с использованием персонального компьютера;
- формирование мыслительной культуры через работу над проектом;
- освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на персональном компьютере;
- формирование навыков грамотной разработки и оформления печатной работы, создания баз данных и поиска данных в них;
- углубление знаний, умений и навыков решения задач по биологии с использованием персонального компьютера.
Цель программы: применение ИКТ при выполнении творческих заданий, решении задач из курса биологии и использование метода проектов на уроках естественно-математического цикла.
Задачи программы:
Использовать ИКТ для:
- формирования у учащихся навыков работы с компьютером, для решения задач из курса биологии;
- применения использования метода проекта на уроках;
- мотивации учащихся к изучению биологии в целом;
- освоения учащимися возможных методов решения задач из курса биологии с помощью ПК.
Программа элективного курса разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования, включая:
- обеспечение углубленного изучения биологии и информатики, и их интеграции;
- создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
- расширение возможностей социализации учащихся, для более эффективной адаптации выпускников школ к профессиональному самоопределению.
Новизна программы элективного курса заключается в следующем:
- курс предназначен для учащихся, углубленно изучающих науки естественного цикла, и направлен на решение задач из курса биологии средствами персонального компьютера. Таким образом, с помощью элективного курса достигается интеграция таких предметов как информатика и биология.
- основное внимание уделяется научной работе учащихся - в конце изучения каждого раздела учащийся дополняет портфолио своего проекта новым документом.
- элективный курс апробирован в течение четырех лет на базе МБОУ СОШ №7 в 10-11 классах.
- программа элективного курса может быть использована для изучения отдельных тем интегрированного курса; решения задач разного уровня сложности, с недостающими или излишними данными; построением графиков и подготовки к ЕГЭ.
Кроме того, условием для успешного освоения учащимися программы элективного курса «Информационные технологии в биологии» является базовый курс биологии. В виду этого содержание курса биологии в программе дается на основе учебников «Биология 10 класс» и «Биология 11 класс» (авторы А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник), а учебно–тематическое планирование увязывается с информационными технологиями.
Изучение информатики в рамках базового курса происходит по УМК Н. Угриновича. С 7 по 9 класс в рамках УМК изучается работа в таких приложениях как MS Paint, MS Word, MS Excel, MS Power Point. Таким образом, к десятому классу учащиеся имеют полное представление об обработке текстовой, числовой и графической информации и создании мультимедийных презентаций.
Представленный вариант программы элективного курса рассчитан на учащихся 10-11 классов в объеме одного часа в неделю. При изучении всех разделов элективного курса учащимся будет предложена тема из курса биологии, которую они должны будут раскрыть с помощью изучаемых программных средств.
В рамках данной программы были проведены открытые мероприятия по защите проектов по биологии с представлением презентаций в Microsoft PowerPoint, на уроках информатики в разделах «Моделирование в среде MS Excel» и «Оптимальное планирование» учащимися 10 и 11 классов выполнялись задания из данного элективного курса по построению электронных таблиц, графиков и диаграмм. Оценивались задания по обеим дисциплинам – и по биологии, и по информатике.
Диагностика результативности работы
Формы контроля:
Текущий – проводится на каждом занятии преподавателем в соответствии с действующей системой оценок успеваемости.
Промежуточный - проводится путем проведения промежуточного тестирования, или открытых мероприятий по защите своих проектов по темам.
Итоговый – осуществляется при выполнении контрольных работ, включающих комплексные задания в виде проекта по темам интегрированного курса.
На первых занятиях по курсу «Информационные технологии в курсе биологии» учащимся будут предложены различные темы из курса биологии. Каждый ученик должен будет выбрать тему и работать над ней индивидуально. В ходе изучения курса каждым учащимся будут создаваться проекты по выбранной теме средствами различных приложений. После выполнения каждый проект будет продемонстрирован на уроке биологии. Таким образом, проекты будут оцениваться дважды – на уроке информатики будет выставлена оценка за грамотное использование компьютерных технологий, на уроке биологии – за научность проекта и правильное раскрытие темы с точки зрения биологии.
По окончании 10 класса в проектной папке каждого ученика будут лежать работы по выбранной теме, выполненные в MS WORD, MS Power Point, MS Publisher. По окончании 11 класса – работы, выполненные в MS Excel и в MS ACCESS.
ЛИТЕРАТУРА
Для учителей
- ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1
- ЗАКОН РФ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ" от 07.02.1992 N 2300-1
- Информатика. Задачник-практикум: В 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина: Т.1.-М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика,10 класс. -М:Бином. Лаборатория знаний, 2004.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика,11 класс. -М.:Бином. Лаборатория знаний, 2004.
- Каменский, А.А. Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.А. Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник. – М. : Дрофа, 2012. – 367, [1] с.: ил.
- Intel® “Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учеб.пособие – 10-е изд., перераб. – М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. – 168 с. +CD
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.- (Работаем по новым стандартам).- ISBN 978-5-09-020813-0.
- http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/
Для учащихся
- Информатика. Задачник-практикум: В 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина: Т.1.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика,10 класс.- М:Бином. Лаборатория знаний, 2004.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика,11 класс. -М.:Бином. Лаборатория знаний, 2004.
- Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса, - 4-е изд. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса, - 4-е изд. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Каменский, А.А. Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.А. Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник. – М. : Дрофа, 2012. – 367, [1] с.: ил.
Содержание програмы элективного курса «информационные технологии в биологии»
10 класс (35 часов)
Тема 1. Подготовка печатных работ в среде MS WORD (11 ч)
Представление об информационных технологиях. Знакомство с методом проектов и обоснование основных идей разработки учебного проекта. Критерии оценивания печатной работы.
Общие правила оформления рефератов, курсовых и дипломных работ.
Оформление названий глав и параграфов. Оформление электронного оглавления, ссылок и сносок.
Правила оформления списка использованных источников и литературы
Тема 2. Создание презентаций в среде MS Power Point (6ч)
Назначение приложения MS Power Point. Представление результатов исследования или проекта с помощью мультимедийной презентации. Критерии оценивания презентации.
Правила подбора информации для создания мультимедийных презентаций. Разработка содержания и дизайна презентации к печатной работе.
Демонстрация презентации.
Тема 3. Создание публикаций в среде MS Publisher (14 ч)
MS Publisher – назначение, возможности, основные понятия.
Создание визитной карточки. Создание буклета, брошюры и web-публикации.
Критерии оценивания буклета, брошюры и web-публикации.
Тема 4. Представление и защита проекта (2 ч)
Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, презентации, буклета и Web-страницы.
11 класс (35 часов)
Тема 8. Моделирование и формализация в среде MS Excel (16 ч)
Таблица как средство моделирования. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование Корреляционное моделирование Оптимальное планирование. Компьютерное моделирование объектов и процессов.
Тема 9. Технология хранения, поиска и сортировки информации в MS Access (16 ч)
Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных. Создание информационно-поисковой системы. Запросы к связанным таблицам.
Учебно-тематический план элективного курса «Информационные технологии в биологии»
10 класс (1 час в неделю)
№ № уроков | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся с использованием ИКТ | Программное обеспечение |
Тема 1. Подготовка печатных работ в среде MS WORD (11 ч) | ||||
1 | Представление об информационных технологиях. | 1 | знать/понимать
уметь
|
(для обработки отсканированных текстов) |
2-3 | Знакомство с методом проектов и обоснование основных идей разработки учебного проекта. Критерии оценивания печатной работы. | 2 | ||
4-5 | Общие правила оформления рефератов, курсовых и дипломных работ. | 2 | ||
6-7 | Оформление названий глав и параграфов. Оформление электронного оглавления, ссылок и сносок. | 2 | ||
8 | Правила оформления списка использованных источников и литературы | 1 | ||
9-11 | Работа над индивидуальным проектом | 3 | ||
| ||||
12-13 | Назначение приложения MS Power Point. Представление результатов исследования или проекта с помощью мультимедийной презентации. Критерии оценивания презентации. | 2 |
|
MS Picture Manager (для обработки отсканированных изображений) |
14 | Правила подбора информации для создания мультимедийных презентаций. Разработка содержания и дизайна презентации | 1 | ||
15 | Демонстрация презентации. | 1 | ||
16-18 | Работа над индивидуальным проектом | 2 | ||
Тема 3. Создание публикаций в среде MS Publisher (14 ч) | ||||
19-20 | MS Publisher – назначение, возможности, основные понятия. Создание визитной карточки. | 2 | знать/понимать
уметь
| MS Publisher |
21-26 | Создание буклета и web-публикации. Критерии оценивания буклета и web-публикации. | 8 | ||
27-30 | Работа над индивидуальным проектом | 4 | ||
31-32 | Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, презентации, буклета и Web-страницы. Защита проекта. | 2 | ||
Резерв | 3 | |||
Всего | 35 |
11 класс (1 час в неделю)
№ № уроков | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся с использованием ИКТ | Программное обеспечение |
Тема 8. Моделирование и формализация в среде MS Excel (16 ч) | ||||
1-4 | Таблица как средство моделирования. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование | 4 | знать/понимать
уметь
| MS EXCEL |
5-8 | Корреляционное моделирование | 4 | ||
9-12 | Оптимальное планирование. | 4 | ||
13-16 | Работа над индивидуальным проектом | 4 | ||
Тема 9. Технология хранения, поиска и сортировки информации в MS Access (16 ч) | ||||
17-18 | Поиск данных в готовой базе. | 2 | знать/понимать
уметь:
| MS Access |
19-20 | Создание записей в базе данных. | 2 | ||
21-24 | Создание информационно-поисковой системы. | 4 | ||
25-28 | Запросы к связанным таблицам. | 4 | ||
29-32 | Работа над индивидуальным проектом | 4 | ||
Резерв | 3 | |||
Всего | 35 |
10 класс
Практическая работа к уроку № 4
Загрузите файл Урок_4.docx и отформатируйте текст. Создайте таблицу, в которой отразите названия методов и их определение. Сохраните в своей папке под именем методы цитологии.doc
Предмет, задачи и методы цитологии
Цитология (греч. kytos — ячейка, клетка) — наука о клетке.
Предметом ее изучения является клетка как структурная и функциональная единица жизни.
В задачи цитологии входит изучение строения и функционирования клеток, их химического состава, функций отдельных клеточных компонентов, познание процессов воспроизведения клеток, приспособления к условиям окружающей среды, исследование особенностей строения специализированных клеток, этапов становления их особых функций, развития специфических клеточных структур и др. Для решения этих задач в цитологии используются различные методы.
Основным методом изучения клеток является световая микроскопия. Человеческий глаз обладает разрешающей способностью около 100мкм(1 мкм = 0,001 мм). Это означает, что две точки, расположенные на расстоянии менее чем 100 мкм друг от друга, кажутся одной расплывчатой точкой. Чтобы различить более мелкие структуры, применяют оптические приборы, в частности микроскопы. Разрешающая способность микроскопов составляет 0,13—0,20 мкм, т. е. примерно в тысячу раз превышает разрешающую способность человеческого глаза. С помощью световых микроскопов, в которых используется солнечный или искусственный свет, удается выявить многие детали внутреннего строения клетки — отдельные органеллы, клеточную оболочку. Создать световой микроскоп с большим разрешением невозможно, потому что разрешающая способность связана с длиной волны световых лучей, а не только с качеством увеличительных стекол.
Для изучения ультратонкого строения клеточных структур прибегают к методу электронной микроскопии. В электронных микроскопах вместо световых лучей используется пучок электронов. Разрешающая способность современных электронных микроскопов составляет 0,1 нм, поэтому с их помощью выявляют очень мелкие детали. В электронном микроскопе видны биологические мембраны (толщина 6—10 нм), рибосомы (диаметр около 20 нм), микротрубочки (толщина около 25 нм) и другие структуры.
Для исследования химического состава, выяснения локализации отдельных химических веществ в клетке широко используются методы цито- и гистохимии, основанные на избирательном воздействии реактивов и красителей на определенные химические вещества цитоплазмы. Метод дифференциального (разделительного) центрифугирования позволяет разделить с помощью центрифуги содержимое клетки на отдельные разные по массе составляющие и затем детально изучить их химический состав. Метод рентгеноструктурного анализа дает возможность определять пространственное расположение и физические свойства молекул (например, ДНК, белков), входящих в состав клеточных структур.
Для выявления локализации мест синтеза биополимеров, определения путей переноса веществ в клетке широко используется метод авторадиографии — регистрации веществ, меченых радиоактивными изотопами. Многие процессы жизнедеятельности клеток, в частности деление клетки, фиксируют с помощью кино-и фотосъемки.
Изучение клеток разных органов и тканей растений и животных, процессов деления клетки, их дифференцировки и специализации проводят методом клеточных культур — выращиванием клеток (и целых организмов из отдельных клеток) на питательных средах в стерильных условиях.
При исследовании живых клеток, выяснении функций отдельных органелл применяют методы микрохирургии — оперативного воздействия на клетку, связанного с удалением или имплантированием отдельных органелл, их пересаживанием из клетки в клетку, введением в клетку крупных макромолекул и т. д.
Источник : Н.А. Лемеза Л.В.Камлюк Н.Д. Лисов "Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы"
Практическая работа к уроку № 5
Уровни организации живой материи_текст.docx. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ
Уровень | Определение | |
Молекулярный | ||
Сохраните файл в своей папке под именем организация живой материи.doc
Практическая работа к уроку № 6
Наберите текст. Оформите в соответствии с правилами оформления глав и заголовков. Примените форматирование:
- номер главы – буквица, отступ ниже – 14 пт.
- разделы главы – курсивное начертание, маркированный список, размер шрифта для названия главы – 16 пт, остальной текст – 14 пт.
- Все поля – 3 см.
Сохраните файл в своей папке под именем заголовки.doc.
2 Глава
Размножение и индивидуальное развитие организмов
Изучив данную главу, вы узнаете:
Как размножаются различные виды живых организмов;
Какими способами делится клетка;
Как формируются гаметы и происходит оплодотворение;
Как развивается зародыш.
Дополнительное задание: Создайте и дополните схему:
Практическая работа к уроку № 7
Открыть файл методы цитологии.doc в своей папке. Вставить колонтитулы:
- верхний колонтитул – «Методы цитологии» с нижним отчеркиванием колонтитула от основного текста.
- Нижний – номер страницы в формате -1-, отделенный от основного текста верней чертой.
Вставить сноску внизу страницы к терминам:
1) Цитология - от греч. kytos — ячейка, клетка)
Сохранить под тем же именем.
Практическая работа к уроку № 8
Средствами SmartArt создать кластер по теме «Экологические системы»:
- Предложите любую модель экосистемы (в виде своей авторской схемы) и комментарии к ней, доказывающую наличие в экосистеме частей, связанных потоками вещества и энергии и образующих единое целое.
- Сохранить файл под именем Экосистемы.docx
Практическая работа к уроку № 9
Открыть файл организация живой материи.doc в своей папке. Оформить в конце документа список использованной литературы:
- Каменский, А.А. Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.А. Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник. – М. : Дрофа, 2012. – 367, [1] с.: ил.
- И.Г. Семакин, Е.К.Хеннер «Информатика»11 класс, Москва. Бином, Лаборатория знаний. 2004
- Информатика. 10-11 класс / Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер 2002
- Информатика.Задачник-практикум: В 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина: Т.1. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.
Зачетная работа по теме «Подготовка печатных работ в среде MS WORD» (урок №№10-11)
Подготовьте печатную работу по выбранной теме, учитывая все правила оформления печатных работ.
Практическая работа к уроку № 12-13
Создать презентацию по теме «Уровни организации живой материи» из 8 слайдов:
- Титульный лист
- Схема уровней организации живой материи
- – 8) Слайды, содержащие определения уровней и иллюстрации к ним.
Сохранить в своей папке под именем Организация живой материи.ppt.
Настроить эффекты анимации к элементам слайдов и самим слайдам.
Создать на слайде №2 гиперссылки с элементов схемы на соответствующие слайды. На каждом слайде создать управляющие кнопки, осуществляющие переход на предыдущий, следующий слайды и слайд №2.
Зачетная работа по теме «Создание презентаций в среде MS Power Point»(урок №№16-17)
Подготовьте презентацию к своему выступлению по выбранной теме.
Практическая работа к уроку № 20-21
Создать визитную карточку для Смирнова Игоря Михайловича, который является старшим научным сотрудником Института микробиологии. Контактные телефоны: 460-87-76, 8-906-458-12-34. E-mail- smirnov_im@mail.ru
Сохранить в своей папке под именем визитная карточка.pub
Практическая работа к уроку № 23-24
Создать буклет о пользе витаминов, разместив на нем информацию из папки Витамины.
Сохранить в своей папке под именем витамины.pub
Практическая работа к уроку № 25-26
Создать Web-публикацию из 3 страниц об истории развития генетики, используя материалы учебника «Биология10-11» и папки Генетика.
1 страница – Определение генетики и ее значение.
2 страница – Краткие сведения о Г. Менделе и его открытиях.
3 страница – Генетические закономерности.
Сохранить в своей папке под именем генетика.pub.
Практическая работа к уроку № 27-28
Откройте файл генетика.pub. Добавьте рисунки из папки Генетика, дополните содержание по своему усмотрению, измените дизайн публикации.
Практическая работа к уроку № 29
Откройте файл генетика.pub. Выполните предварительный просмотр в Internet Explorer. Внесите необходимые изменения. Сохраните публикацию в формате html.
Практическая работа к уроку № 30
Подготовьте публикацию к своему выступлению по выбранной теме.
Практическая работа к уроку № 31-32
Подготовьте Web-публикацию к своему выступлению по выбранной теме.
11 класс
Практическая работа к уроку №2
Создайте таблицу в MS Excel:
ТАБЛИЦА СОДЕРЖАНИЯ ВИТАМИНОВ В ПРОДУКТАХ
Продукты | В 100 г продуктов содержится витаминов (в мг) | ||||
А | В1 | В2 | РР | С | |
Хлеб ржаной | - | 0,15 | 0,07 | 0,9 | - |
Хлеб пшеничный | - | 0,03 | 0,05 | 1,8 | - |
Крупа гречневая | - | 0,20 | - | 4,4 | - |
Крупа ячневая | - | 0,20 | 0,15 | 2,5 | - |
Крупа овсяная | - | 0,30 | 0,06 | 1,0 | - |
Горох | - | 0,09 | 1,00 | 2,4 | - |
Говядина | 0,04 | 0,20 | 0,17 | 6,4 | 2,0 |
Баранина | - | 0,13 | 0,12 | - | - |
Свинина | 0,04 | 0,40 | 0,20 | 5,6 | 1,3 |
Печень | 30,0 | 0,40 | 1,61 | 22,0 | 31,6 |
Курица | - | 0,16 | 0,16 | 6,9 | - |
Треска | - | 0,06 | 1,09 | 1,1 | - |
Молоко | 0,10 | 0,05 | 0,17 | 0,08 | 1,0 |
Масло коровье | 1,2 | - | - | - | - |
Сыр | 0,9 | 0,03 | 0,36 | - | - |
Яйцо(1 шт) | 1,3 | 0,07 | 0,16 | 0,12 | - |
Картофель | 0,02 | 0,07 | 0,04 | 5,5 | 10,0 |
Капуста свежая | 0,02 | 0,07 | 0,04 | 5,5 | 10,0 |
Капуста квашенная | 0,02 | 0,02 | 0,07 | 0,3 | 20,0 |
Морковь | 9,00 | 0,10 | 0,07 | 0,3 | - |
Свекла | 0,01 | 0,12 | 0,08 | 4,7 | 10,0 |
Огурцы | 0,06 | 0,06 | 0,01 | 8,1 | 5,0 |
Лук репчатый | 0,02 | 0,07 | 0,01 | - | 10,0 |
Помидоры красные | 2,0 | 0,7 | 0,04 | 16,5 | 40,0 |
Редис | - | 0,06 | 0,01 | - | 20,0 |
Салат | 0,01 | 0,14 | 0,07 | - | 30,0 |
Щавель | 6,0 | 0,10 | 0,18 | 5,8 | 45,0 |
Яблоки | 0,09 | 0,04 | 0,04 | 3,5 | 7,0 |
Абрикосы | 2,00 | - | 0,01 | - | 7,0 |
Вишня | 0,02 | - | - | - | 15,0 |
Виноград | 0,02 | - | 0,01 | - | 3,0 |
Клюква | - | - | - | - | 10,0 |
Крыжовник | 1,1 | - | - | - | 50,0 |
Смородина черная | 0,7 | 0,06 | - | - | 300,0 |
Смородина красная | - | 0,07 | - | - | 30,0 |
Малина | 0,25 | 0,07 | - | - | 25,0 |
Земляника | 0,05 | - | - | - | 30,0 |
Апельсин | 0,30 | 0,06 | 0,03 | - | 40,0 |
Мандарин | 0,45 | 0,06 | - | - | 30,0 |
Лимон | 0,40 | 0,05 | - | - | 40,0 |
Масло растительное | 0,04 | - | - | - | - |
Сохраните в своей папке под именем витамины.xls
Практическая работа к уроку №3
Откройте файл витамины.xls. Найдите:
а) максимальное содержание витаминов каждой группы;
б) Среднее содержание витамина А в овощах;
в) Минимальное содержание витамина В2 в мясных продуктах;
г) Количество продуктов, содержащих витамин РР.
Практическая работа к уроку №4
Откройте файл витамины.xls. На листе №2 постройте таблицу содержания витаминов в салате, состав которого приведен ниже:
Помидор — 700 г
Лук репчатый – 1 луковица (40 г)
Лимон — 1 шт (50 г)
Масло растительное — 60 г
Салат листовой — 12 г
Соль
Перец молотый по вкусу
Примечание:
Продукты | В 100 г продуктов содержится витаминов (в мг) | ||||
А | В1 | В2 | РР | С | |
Масло растительное | 0,04 | - | - | - | - |
Практическая работа к уроку №5
Ученые установили, что прирост числа какого-либо вида живых организмов за счет рождаемости прямо пропорционален их количеству, а убыль за счет смертности прямо пропорциональна квадрату от их количества. Этот закон известен под названием закона Мальтуса.
В одном хозяйстве собираются разводить карпов. Прежде чем запускать мальков в пруд, решили провести расчеты. Согласно закону Мальтуса изменение числа рыб за один год вычисляется по формуле:
N=kN-qN2
Здесь N — число карпов в начале года, k — коэффициент прироста, q — коэффициент смертности. Экспериментально установлено, что для данного вида рыб (карпы) и в данных условиях (состояние водоема, наличие корма) k = 1, q = 0,001.
Если первоначально в пруд запущено N0 рыб, то из закона следует, что количество карпов через год будет таким:
N1=N0+(kN0-qN02)
Через два года N2=N1+(kN1-qN12)
и т. д. Можно написать общую формулу для вычисления количества рыб в i-м году после их запуска:
Ni=Ni-1+(kNi-1-qNi-12) для i = 1,2,3,... Эта формула является математической моделью процесса размножения рыб в водоеме.
Заполните электронную таблицу для проведения по этой формуле расчета рыбного «поголовья» в пруду в течение нескольких лет (от 1до 10) . Выполните вычисления на листе №1 для N=100, на листе №2 для N=1000, на листе №3 для N=1500, на листе №4 для N=2000. На листе №5 поместите ваши рекомендации рыбоводческому хозяйству.
Примерный вид таблицы:
А | В | С | D | E | F | |
1 | k= | 1 | q= | 0,001 | N= | |
2 | ||||||
3 | Год | Число рыб | ||||
4 | 1 | |||||
5 | 2 | |||||
… |
Сохранить в своей папке под именем закон Мальтуса.xls
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Откройте файл закон Мальтуса.xls. На листе №6 проведите вычислительный эксперимент на таблице расчета количества рыб в пруду, поставив следующую цель: подобрать такие значения параметров k и q, при которых количество рыб за 10 лет может быть доведено до 2000. Сохранить под тем же именем.
Практическая работа к уроку №6
Постройте таблицу:
Организм | Нуклеотидный состав, % | |||
Аденин | Тимин | Гуанин | Цитозин | |
Пшеница | 27,3 | 27,2 | 22,7 | 22,8 |
Дрожжи | 31,6 | 32,0 | 18,5 | 17,9 |
Курица | 28,8 | 28,9 | 21,1 | 21,2 |
Коза | 28,7 | 28,3 | 21,0 | 22,0 |
Человек | 30,9 | 29,9 | 19,9 | 19,3 |
Постройте диаграмму, отражающую:
а) соотношение органических веществ в клетке человека.
б) сравнительные данные о составе клеток курицы, козы и человека.
в) сравнительные данные о составе клетки пшеницы.
Дополнительно:
Задача №1
В результате самоизреживания елей в густых посадках число деревьев на 1 га составляло: в 20-летних насаждениях – 6720, в 40-летних – 2380, в 60-летних – 1170, в 80-летних – 755, в столетних – 555, а в 120-летних – 465. Начертить график уменьшения стволов елей в лесу, при увеличении возраста.
Задача № 2
В одном из опытов мелкие насекомые-паразиты искали и заражали своими яйцами куколки-пупарии комнатной мухи. В разных вариантах опыта 40 паразитам предлагали разное число куколок: 25, 50, 100, 200 и 300. Число зараженных куколок оказалось соответственно 18, 32, 48, 54, 62. Начертить график зависимости числа зараженных пупариев, приходящихся на одного паразита, при увеличении численности жертв.
Практическая работа к уроку №7
Откройте файл витамины.xls. На листе №2 постройте 3 диаграммы по данной таблице. Сохраните под тем же именем.
Практическая работа к урокам №9-10
Задача №1
Известно, что наиболее сильное влияние на бронхиально-легочные заболевания оказывает угарный газ — оксид углерода. Поставив цель определить эту зависимость, специалисты по медицинской статистике проводят сбор данных. Они собирают сведения из разных городов о средней концентрации угарного газа в атмосфере и о заболеваемости астмой (число хронических больных на 1000 жителей).
С, мг/куб.м | Р, бол./тыс. |
2 | 19 |
2,5 | 20 |
2,9 | 32 |
3,2 | 34 |
3,6 | 51 |
3,9 | 55 |
4,2 | 90 |
4,6 | 108 |
5 | 171 |
Постройте регрессионную модель по приведенной таблице и найдите зависимость заболевания бронхиальной астмой от количества угарного газа в атмосфере. Сохраните в своей папке под именем угарный газ.xls.
Задача №2
В следующей таблице приводится прогноз средней температуры на последнюю неделю мая в различных городах европейской части России. Города упорядочены по алфавиту. Указана также географическая широта этих городов.
По приведенным данным постройте регрессионную модель, наиболее точно отражающую зависимость температуры от широты.
Город | Широта, гр. с. ш. | Температура |
Воронеж | 51,5 | 16 |
Краснодар | 45 | 24 |
Липецк | 52,6 | 12 |
Новороссийск | 44,8 | 25 |
Ростов-на-Дону | 47,3 | 19 |
Рязань | 54,5 | 11 |
Северодвинск | 64,8 | 5 |
Череповец | 59,4 | 7 |
Ярославль | 57,7 | 10 |
Сочи | 43,5 | 26 |
Москва | 55,7 | 10 |
Санкт-Петербург | 60 | 7 |
Мурманск | 69 | 5 |
Сохраните в своей папке под именем прогноз.xls.
Практическая работа к урокам №12-13
Задача №1
В приведенной ниже таблице содержатся данные опроса о количестве покупаемых в разных районах города квартир и концентрации вредных веществ в атмосфере:
Зависимость между экологией в районе и количеством покупаемых квартир в этих районах | |||
№ | Район | Концентрация вредных веществ в районе, мг/куб. м | Количество покупаемых квартир в районе (ср. кол-во в месяц) |
1 | Нижегородский | 2 | 235 |
2 | Советский | 2,5 | 125 |
3 | Автозаводский | 6,5 | 31 |
4 | Сормовский | 5 | 35 |
5 | Московский | 4,4 | 21 |
6 | Приокский | 3 | 87 |
7 | Ленинский | 5,8 | 15 |
8 | Кстовский | 8,1 | 12 |
9 | Борский | 1,2 | 10 |
10 | Арзамаский | 2,4 | 26 |
11 | Дзержинский | 7,8 | 14 |
Определите коэффициент корреляции и сделайте выводы. Сохраните в своей папке под именем экология.xls.
Задача №2
В приведенной ниже таблице содержатся данные о парных измерениях двух величин- произведенных в некоторой школе измерениях температуры воздуха в кабинетах (Х) и количества учащихся, заболевших ОРВИ(Y).
ДАННЫЕ ИЗМЕРЕНИЙ | |||||||||
X | Y | X | Y | X | Y | X | Y | X | Y |
14 | 30 | 17 | 18 | 20 | 8 | 23 | 2 | 26 | 2 |
14 | 35 | 17 | 15 | 20 | 5 | 23 | 0 | 26 | 1 |
14 | 40 | 17 | 14 | 20 | 4 | 23 | 3 | 26 | 3 |
15 | 32 | 18 | 10 | 21 | 1 | 24 | 3 | 27 | 2 |
15 | 35 | 18 | 6 | 21 | 0 | 24 | 1 | 27 | 4 |
15 | 26 | 18 | 8 | 21 | 2 | 24 | 2 | 27 | 3 |
16 | 20 | 19 | 8 | 22 | 0 | 25 | 1 | 28 | 3 |
16 | 24 | 19 | 7 | 22 | 2 | 25 | 0 | 28 | 2 |
16 | 17 | 19 | 6 | 22 | 3 | 25 | 2 | 28 | 4 |
Найти коэффициент корреляции и сделать выводы на его основе о зависимости между величинами. Сохраните в своей папке под именем температура.xls.
Практическая работа к урокам №14-15
Задача № 1
Суточная норма витамина С для лиц старше 15 лет примерно 60 мг в сутки. В столовую летнего оздоровительного лагеря привезли яблоки, апельсины и мандарины. Как распределить суточную норму витамина С диетологу лагеря, если известно, что в 100 г яблок содержится 10 мг витамина С, в 100 г апельсинов - 40 мг витамина С, в 100 г мандаринов - 30 мг витамина С. Поскольку фрукты являются скоропортящимся продуктом, желательно, чтобы все виды привезенных фруктов давались отдыхающим в лагере детям ежедневно.
Задача № 2
Суточная норма витамина С для лиц старше 15 лет примерно 60 мг в сутки, а витамина А – 1,5 мг. Составить рецепт салата из помидоров, огурцов и свежей капусты, который бы оптимально подбирал пропорции продуктов, содержащих суточную норму витамина А.
Практическая работа к урокам № 21-22
Создать в своей папке базу данных Многоклеточные животные.mdb из трех таблиц: Представители классов, Характеристики классов, Разнообразие хордовых.
Практическая работа к урокам № 23-26
Откройте базу данных Многоклеточные животные.mdb. Заполните таблицы данными.
Создайте связи между таблицами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРЕДМЕТ | Секция | Фамилия имя учащегося | Место |
Биология | Экология и здоровье | Решетина Мария | 1 |
Нормальная анатомия | Ачкасова Ксения | 1 | |
Урбоэкология | Колонтай Анастасия | 1 | |
Зоология | Долотов Дмитрий | 1 | |
Микробиология | Печуркина Татьяна | 3 | |
Ботаника | Абрамов Виталий | 3 | |
Профилактическая медицина | Глушкова Наталья | 3 | |
Физика | Теоритическая физика | Аникина Мария | 1 |
Проблемы транспорта | Вакула Илья | 1 | |
Судовождение и судовые установки | Цветков Павел | 1 | |
Биофизика | Смирнова Анна | 2 | |
Механика | Архаров Александр | 2 | |
Электричество и магнетизм | Балуков Михаил | 2 | |
Нанотехнологии | Паригина Екатерина | 3 | |
Химия | Неорганическая химия | ДолотовДмитрий | 1 |
Информатика | Программирование | Пронин Сергей | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
И ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ И БИОЛОГИИ
[1] См.: Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г., № 3266-1.