Опыт работы по теме "Влияние классической музыки на физическое и психическое здоровье детей. Элементы арт - педагогики в работе с детьми дошкольного возраста"

Особенностью данного опыта является использование музыки и других видов искусства как сильного фактора вохдействия на эмоциональную сферу ребёнка, включение элементов арт - педагогики во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Луценко Татьяна Леонидовна

ЦЕЛОСТНОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТА

                                                             «Музыка обладает магической силой и может      

                                                             усмирить дикаря, смягчить камень или согнуть

                                                             кряжистый дуб»

                                                                                   У. Конгрив, британский драматург

                                                                                                  XVIII век

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Сила воздействия искусства на общее состояние и настроение человека, и его благотворное влияние на здоровье были замечены еще в глубокой древности.  Египетские папирусы с записями, сделанными несколько тысячелетий назад, труды философов и медиков Древней Греции и Древнего Востока таят в себе свидетельства о первых попытках использовать оздоровительную силу искусства в лечебных целях. Интересно, что в мифах Древней Греции имеются сведения о том, что бог Апполон, предводитель муз, одинаково безупречно владел и тайнами искусства и тайнами врачевания недугов. Музыкотерапия широко использовалась также в Древнем Китае и Индии.

        В наше время интерес к музыкотерапии значительно усилился. В век высоких технологий появляется всё больше и больше сторонников арт – терапии, как самого древнего и естественного метода исцеления организма. В таких странах как Япония, Дания, Швеция созданы научные общества музыкотерапевтов, готовятся специалисты этого профиля.

        Сам термин « арт – терапия» возник в 40 – е годы XX века. Английский врач и художник Адриан Хилл, работая с больными в госпиталях Великобритании, заметил, что занятия творчеством отвлекают его пациентов от тяжёлых переживаний и помогают справиться с болезнью.

        В 1991 году в новосибирском Академгородке педагогом подвижником Алексеем Ивановичем Бороздиным  был основан центр для детей с такими диагнозами, как ДЦП, аутизм, синдром Дауна. С помощью музыки и живописи, заставляя работать эмоции, педагоги этого центра «собирают» личность. Результаты говорят сами за себя. 75% ребятишек после занятий в центре поступают в обычные общеобразовательные учреждения. Педагоги это объясняют тем, что когда начинают работать эмоции, появляется импульс к творчеству, а творчество создаёт способности.

        К сожалению, по статистике, число детей с нарушениями здоровья растёт. Поэтому так остро стоит необходимость в здоровьесберегающих технологиях воспитания и обучения в ДОУ, таких как арт – терапия. К тому же способность воспринимать и понимать эмоциональные проявления людей, умение правильно отреагировать на собственные эмоции – это залог успешной адаптации в обществе.

        Искусство, как ни что другое, отражает мир человеческих эмоций, а они в свою очередь, оказывают действие на работу организма. Мною разработан перспективный план по ознакомлению с эмоциями, в который включены такие разделы: слушание, пение, музыкально – ритмические движения, изобразительное искусство, художественное слово. В эти разделы я подбираю произведения, соответствующие определённой эмоции. (Приложение № 1)

        По мнению И.П. Павлова, «нет ничего важнее в жизни человеческого организма, чем устойчивость и стабильность жизненных ритмов человека: пульса, дыхания, моторики движения и как результат – ритмичность химических процессов при обмене веществ в организме человека».

И вот тут самое время вспомнить и подчеркнуть, что воздействие коррекции и лечение музыкой происходит именно через звуковой регулятор жизненных ритмов человека: пульса, дыхания и моторики движения.

Во – первых, ритм, мелодия и гармония музыки позволяет чувствовать ритм жизни, гармонизирует собственные биоритмы ребёнка.

Во–вторых, музыка дозирует психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев.

В – третьих, музыка совершенствует дыхательную функцию. Например, при пении ребёнок подчиняет своё дыхание тому размеру и ритму, который заложен в песне.

Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть  - 20 вдохов, страх – 60 вдохов, гнев – 40 вдохов. В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу, мы можем моделировать эмоциональное состояние ребёнка.

В – четвёртых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает имуннобиологические процессы. При снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет человека, и он чаще болеет. Специально подобранная музыка дозировано тренирует эмоциональный мир ребёнка и повышает уровень иммунных процессов в организме, то есть приводит к снижению его заболеваемости.

Музыка рассматривается и как способ улучшения эмоционального фона, что приводит к гармонизации отношений с окружающими людьми.  

Музыкосоматотерапия ставит своей целью обеспечение лечебного воздействия непосредственно на тело человека.

        Например, музыкотерапию успешно применяют при лечении детского церебрального паралича. Произведения Бетховена и Моцарта в сочетании с обычным лечением, помогают избавиться от язвы желудка. С помощью точечной звуковой стимуляции можно восстановить работу почки. В опыте работы предложены рекомендации по использованию средств музыкального искусства в оздоровлении организма. (Приложение № 13)

В практике современной дошкольной педагогики стали широко применяться лечебные и коррекционные свойства музыки.

Существует три вида музыкотерапии:

  1. Пассивная (рецептивная)
  2. Активная
  3. Интегративная.

                                 Рецептивная (пассивная) музыкотерапия

                                                                                             

Музыкопсихотерапия                                 Музыкосоматотерапия

Музыкопсихотерапия решает задачи нормализации психоэмоционального состояния.

                                             

                                               Коммуникативные направления

                                                       Музыкопсихотерапия

Реактивное направление (очищение от наслоившихся отрицательных состояний в процессе музыкального  восприятия)

Регулятивное направление (снятие нервно-психического напряжения, релаксация)

Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, обличать печаль и вселять веселье; может усыплять и вызывать приток энергии, а то и будоражить, создавать напряжение, развязывать агрессивность. Важно правильно подобрать музыкальные произведения. Даже если такая музыка очень нравится музыкальному педагогу (что совершенно естественно, т.к. его жизненные ритмы могут соответствовать выбранной им музыке),  необходимо профессионально подойти к этому вопросу, а именно:

  1. забыть на время, что перед вами шедевр классической или современной музыки – в данном случае это не самое важное;
  2. учесть состояние здоровья детей, их возраст;
  3. помнить, что главное в работе с такими детьми: не «научи», а «не навреди».

Чтобы снять возникшее напряжение, тревогу после прослушивания «В пещере Горного Короля» Э. Грига нужно дать послушать спокойную, светлую музыку, например, «Утро» Э. Грига. В программе О.П. Радыновой «Музыкальное развитие детей» музыкальные произведения подробно разбираются с точки зрения музыканта: сколько частей в музыкальном произведении, каков лад – мажорный или минорный. Но я считаю, что с дошкольниками музыкальное произведение должно быть рассмотрено в первую очередь в нравственно-психологическом аспекте. Это поможет детям более глубоко воспринимать музыку.

Уже во второй младшей группе мы обращаем внимание на то, какой характер у данной музыки – весёлый или грустный. В дальнейшем, для активизации ответов, использую пиктограммы, куб эмоций. Обычные мягкие куклы благодаря Л. И Кондрашовой приобрели своё лицо. Каждая стала выражать определённое эмоциональное состояние. На занятиях рассматриваем демонстрационный материал «Наши чувства и эмоции». (Приложение№18) И раньше при прослушивании музыкального произведения использовала наглядный материал. Сейчас же собрана  подборка из иллюстраций книг и картин великих художников, в которых переданы различные эмоциональные состояния людей. Ребята сравнивают, подбирают картины, соответствующие характеру музыки, что усиливает её восприятие. Очень часто дети, особенно с нарушениями речи, на вопрос о характере музыки отвечают односложно: весёлая или грустная. Для того, чтобы развить эмоциональный словарь детей я использую «Словарь эмоций» А. Иванова.

Круг музыкальных произведений, которые ярко передают определённые эмоции, широк. Часть из них представлена на предложенном мною СД диске. (Приложение №2)

Психогимнастика и релаксация примыкает к психокоррекционным методикам, задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Так на занятиях я использую различные виды релаксации:

  • пассивная – «Солнечный зайчик», «Путешествие на облаке», «На морском берегу», «лесная полянка».
  • С использованием тактильных ощущений – «Мягкие лапки», «Давайте поздороваемся».
  • Различные упражнения для снятия мышечного напряжения, например «Солнце, ветер и тучка» и т. д.

В приложении № 12 предложены тренинги и упражнения для релаксации и снятия мышечного напряжения. Используемая мною музыка для релаксации - это саксофонные баллады, «Звуки природы», «Классика для малышей».

        

Вокалотерапия

Кинезетерапия

Танцтерапия

Хореотерапия

                                 Активная музыкотерапия

                           

                            Инструментальная музыкотерапия

Активная музыкотерапия дает возможность выразить себя, свое непосредственное эмоциональное состояние в различных видах музыкальной деятельности, что приводит к разрешению конфликта, к стабилизации психоэмоционального состояния, к регуляции функций организма.

        Вокалотерапия включает вокальный тренинг (его основа – классическое пение), систему упражнений (дыхание, дикция и т.д.). Известно, когда голосовые связки издают звук, то внутренние органы, мышцы, полости носоглотки, черепа, грудная клетка, диафрагма резонируют  и это естественно влияет на их состояние. Учёные установили, что даже слушание неправильного (крикливого, хриплого и т. д.) пения оказывает негативное влияние на состояние организма. Поэтому так важно научить ребенка правильно пользоваться своими голосовыми связками.

        Для формирования навыков правильного пения я использую распевки, которые помогают добиться правильного звукообразования и дыхания. Это упражнения на доречевые звуки по методике Емельянова, всевозможные распевки на гласные, а также упражнения А. Н. Стрельниковой для выработки диафрагмального дыхания. (Приложение №14)

        Каждая песня имеет свой эмоциональный настрой. Поэтому так важно не просто спеть, а выразительно, эмоционально передать её содержание

        Кинезетерапия – это виды музыкально-двигательной терапии, основанные на единстве музыки и движения (танцтерапия, хореотерапия, коррекционная психогимнастика)

        Снятие мышечного напряжения в танце или через двигательные упражнения создаёт условия для выражения чувств, эмоций и мыслей человека. Ребята в импровизационных движениях передавали характер, эмоции героев сказок в арт – терапевтических занятиях «Дюймовочка» (Приложение №9), «Жил на свете Звездочёт» (Приложение №3). В обычные же занятия включаю пластические этюды из «Психогимнастика» Чистякова, а также такие упражнения, как злые и добрые кошки», «В лесу», «Одно и тоже по разному» и другие. Осознание  возможностей своего тела в выполнении тех или иных поз, движений. Жестов означает вместе с тем  и осознание своих чувств.

        Танцтерапия – основана на выражении пластикой тела определенных чувств и переживаний.  Основными средствами выражения этих состояний в танце является пантомима и жест. Снятие физического напряжения в танце или через упражнения создает условия для выражения чувств, эмоций и мыслей человека. Осознание возможностей своего тела в выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств.

Поэтому  основное значение для танцевальной терапии имеют взаимоотношения спонтанных движений и душевного состояния, а также убеждение в том, что характер движений отражает личностные особенности человека.

        Задачи танцевальной терапии включают:

- Изучение собственных чувств,

- Развитие осознания своего тела,

- Создание позитивного образа тела,

- Развитие навыков общения,

- Приобретение опыта работы в группе.

        К сожалению, малоподвижность, гиподинамия, столь характерная в наше время, приводит не только к искривлению позвоночника, но и к раннему атеросклерозу, нарушению функций всех органов и систем организма из-за сниженного тонуса различных мышечных групп и особенно мышц брюшного пресса. А поскольку искусство танца близко детям, то они, с увлечением занимаясь хореографией, даже не будут знать, что одновременно они получают курс восстановительного лечения.

Известно, что в терапии термин «игра» не означает отдых, развлечение.

Игротерапия – это, прежде всего свобода в действиях и реакциях. Поэтому задачи игровой терапии заключаются в том, чтобы, вначале дать возможность ребенку:

- снять эмоционально-психическое напряжение, т.е. отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем заменить их на противоположные, положительные действия и поступки;

- помочь обрести веру в себя;

- стать более ответственным за свои поступки и действия;

            - овладеть чувством самоконтроля.

        В таких играх, как «Колобок», формируются коммуникативные навыки. Ребята учатся в движениях передавать различные игровые образы. Одна из таких игр «Наседка и цыплята». Фотографии я оформила в маленькую книжечку, которую можно рассматривать с детьми, использовать как наглядное пособие, а можно придумать продолжение истории. (Приложение №16)

        Кроме подвижных игр я использую и настольные: «Сказка за сказкой», «В мире эмоций», в которых дети могут группировать героев сказок по характеру в отдельные вагончики, складывать из разрезных картинок лицо с определённым настроением.

Инструментальная музыкотерапия. Ученые заметили, что музыка действует избирательно в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором оно исполняется. Так, например, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение. Скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта, арфа оказывают расслабляющее воздействие. Учитывая эти особенности при совместном музицировании гиперактивному ребенку можно дать металлофон, а ребенку эмоционального «зажатому» барабан или другие ударные. Импровизация на ДМИ во время слушания музыкальных произведений вызывает у детей интерес, желание попробовать сыграть на другом инструменте, доставляет им огромное удовольствие. К тому же, что очень важно, в процессе игры на музыкальных инструментах активизируется моторика мышц рук.

У нашего сада давние и добрые отношения с музыкальной школой. Они часто приходят к нам с концертами. Поэтому наши ребята имеют возможность познакомиться с различными музыкальными инструментами не только в записи, но и вживую.

Часто музыкотерапия используется в сочетании с другими видами арт - терапии – изотерапией, сказкотерапией, имаготерапией и др.

Музыкотерапия

(музыка)

Изотерапия

(рисунок)

Имаготерапия

(театр образов)

Игротерапия                          

      (игра)

Арт - терапия

Сказкотерапия

(сказка)

Кинезетерапия

(танец, движение)

Библиотерапия

(книга, литература)

В разработанных мною сценариях развлечений и конспектах занятий различные виды искусства, дополняя и усиливая воздействие друг друга, положительно влияют на психоэмоциональное и физическое состояние ребенка. Открывая для себя мир искусства, ребенок стремится выразить свои впечатления в собственном продукте «через музицирование (пение, слушание, игра на ДМИ, танец), рисование, словотворчество. При этом ребенок раскрывает себя, постигает собственные возможности, окружающий мир и себя в этом мире. (Приложение №4, 5, 6,7)

Чтобы дети поняли смысл каждого эмоционального состояния, использую литературные произведения, описывающие переживания героев и реальные жизненные ситуации дома, на улице, в детском саду. Кукольный театр близок дошкольникам и обладает средствами для воспитания эмоционально – нравственной культуры детей. (Приложение №10)

Приёмом, помогающим знакомить дошкольников с невербальными средствами выражения эмоциональных состояний, является использование иллюстраций к художественным произведениям, так как поза, мимика, походка героев картины отражает переживаемые ими эмоции. В свою очередь дети передают собственные впечатления в своих рисунках. (Приложение № 17)

«Сказки о звуках» не только помогают развивать ритмический, тембровый и динамический слух детей, но и заставляют ребят внимательнее всматриваться в картины художников. (Приложение №11)    

Соблюдение терапевтической, т.е. особой, щадящей личность ребенка, системы отношений, ее принципов и правил между взрослым и ребенком – важнейшее условие здоровьесберегающей педагогики. Перечислим некоторые из этих правил:

  • принимать ребенка таким, каков он есть, а не таким каким он должен сейчас быть по вашему мнению. Помнить, что в отличие от взрослых, у детей до 10-12 лет преобладает правополушарное мышление (художественно-образное), а левополушарное мышление, ответственное за анализ своих поступков, развито слабо. И никакими угрозами, наказаниями и поощрениями развитие этого процесса не ускорить.
  • Чувствовать и понимать причины и мотивы поступка ребенка, которые зачастую являются естественным проявлением его эмоциональной напряженности.
  • Уважать личность ребенка, т.е. ненасильственно привлекать его к процессу деятельности. Дети иногда боятся, стесняются начать любую собственную деятельность, и им легче сначала быть в качестве зрителей в тех действиях, которые хотели бы совершить, но еще не осмеливаются. А после того, как один ребенок решается сделать что-то, другим детям легче повторить это. Так постепенно дети продвигаются от пассивного наблюдения, т.е. скрытого участия, к частичной вовлеченности и, наконец, к сотрудничеству с другими детьми.
  • Равенство всех участников художественно-игрового процесса, включая педагога.
  • Важность и значение не результата деятельности, а самого процесса.

Конечно, эмоциональное развитие ребёнка – задача не из лёгких. Не только педагоги, но и родители могут и должны вести эту работу. Но взрослые сами не всегда владеют этим вопросом. В помощь родителям я разработала несколько консультаций по этой теме: «Осторожно! Эмоции», «Зачем ребёнку музыка?». (Приложение № 15)

Практическая часть.

Тема: Классическая музыка и здоровье человека.

Цель: Выявить особенности влияния классической музыки на физическое здоровье дошкольников.

Гипотеза: если духовно развивать человека средствами классического музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его здоровья.

Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным. Широкое использование средств музыкального искусства в процессе воспитания и обучения психического состояния и физического здоровья дошкольников является одним из способов улучшения психического состояния и физического здоровья дошкольников.

Мы решили проверить верно, ли, что музыка влияет на основные жизненные ритмы, например, пульс. С помощью старшей медсестры мы измерили пульс участников эксперимента до его начала. Затем по методике «Градусник» Т.А. Барышевой и В.А. Шекалова мы отметили самочувствие, двигательную активность и настроение детей. Для этого были использованы пиктограммы и куб эмоций.

Затем было предложено прослушать музыкальные произведения и отобразить свои впечатления в рисунках восковыми мелками.

Программа прослушивания длилась всего 8 минут и состояла из музыкальных произведений:

  1. Э.Григ «Утро» из музыкальной драмы «Пер Гюнт» - 3 минуты.
  2. П.И. Чайковский «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года» - 2 минуты
  3. В.А. Моцарт «маленькая ночная серенада» IV ч.- 3 минуты

По окончании у ребят был снова измерен пульс и отмечены изменения настроения, самочувствия двигательной активности. У всех ребят было зафиксировано повышение пульса. У мало эмоциональных на 2-5 ударов, у стабильно-эмоциональных на 8-10, а у  очень эмоциональных на 12-17 ударов. При этом трое из девяти сказали, что настроение стало лучше. А Данил Чебиженко добавил: «Стало доброе». Самочувствие улучшилось у двоих: перестал болеть зуб, и прошло сонное состояние. Увеличилась и двигательная активность. Даже те, кто хотел бы сейчас спокойно помечтать, добавили: «Или делать что-нибудь красивое».

Результаты тестирования

                                                               Изменение пульса:

Ф.И. ребенка

до

после

Ханджян Аэлита

90

92

Пустоварова Саша

94

102

Черепанова Катя

92

100

Чубукина Надя

86

98

Чебиженко Данил

80

85

Стеклянников Влад

110

120

Абян Аня

92

96

Ханджан Миша

100

110

Галямова Катя

88

105

Ф.И. ребенка

настроение

самочувствие

двигательная активность

до

после

до

после

до

после

Данил Чебиженко

5

доброе

5

хорошее

бегать

двигаться

Аэлита Ханджян

5

5

Зуб болел

Не болит

гулять

бегать

Надя Чубукина

5

5

5

хорошее

гулять

двигаться

Саша Пустоварова

Грустное 2

5

Не выспалась

хорошее

двигаться

побегать

Катя Черепанова

5

5

хорошее

хорошее

помечтать

попрыгать

Влад Стеклянников

5

5

Ничего не болит

хорошее

поскакать

побегать

Катя Галямова

5

5

хорошее

хорошее

поиграть

помечтать

Аня Абян

5

5

хорошее

хорошее

поиграть

помечтать

Миша Ханджан

5

5

Не болит ничего

хорошее

поиграть

помечтать

        

Мы решили продолжить эксперимент. Выбрали группу из восьми человек. Измерили пульс  участников до,  а затем после прослушивания «В пещере горного короля» Э. Грига. Проведя после релаксацию, мы снова измерили пульс. У четырёх человек пульс вернулся к первоначальным показаниям. У трёх – оставался чуть выше первоначального. У одной девочки снизился с 98 до 92 ударов в минуту.

       

Ф. И. ребёнка

       Пульс

      вначале

    Пульс после

прослушивания

Пульс после

релаксации

       Чубукина Надя

        82

           108

       90

       Алексеева Варя

        80

           96

       86

       Тимошенко Максим

        88

           90

       88

       Гусева Алёна

        98

           100

       92

       Миронов Юра

        92

           96

       92

       Бурмистрова Аделина

        104

           110

       104

       Тихомиров Сергей

        88

           96

        88

      Побоженко Ульяна

      90

         100

      92

Меняется ли артериальное давление?

         В разное время мы пригласили двух девочек подготовительной группы и измерили АД. Затем одной из них дали прослушать «Полёт валькирий» Р. Вагнера, а другой - «Ave Maria» Ш. Гуно. После прослушивания мы снова измерили АД. Результаты показали, что после прослушивания «Полёта валькирий» АД изменилось только на 2 – е единицы. После прослушивания «Ave Maria» - на 5 единиц.

        Конечно. Сложно утверждать что – либо в такой тонкой сфере, как эмоции. Но всё таки из наблюдений можно сделать вывод, что положительные эмоции волнуют ничуть не меньше отрицательных.

Таким образом, с помощью эксперимента мы наглядно убедились в том, что музыка влияет не только на эмоциональное, но и физическое состояние детей.

Подводя итог, хочется пожелать всем: слушайте классическую музыку на здоровье! Она откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесет радость, здоровье и наслаждение.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА РАБОТЫ

Сложно оперировать понятием результативность в такой тонкой сфере как человеческие эмоции. Результаты такой работы не так наглядны, как в других видах музыкальной деятельности – пении, музыкально – ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребёнка, с другой сами существенно влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность внимания, особенности восприятия. И хотя результаты будут постепенно проявляться на протяжении всего периода формирования личности, всё же можно отметить положительные изменения уже сегодня.

        Занятия с элементами арт – терапии проводились на базе логопедических групп, то есть с детьми, имеющими отклонения в здоровье. Однако именно эти группы являются одними из самых стабильно посещаемых. О том, какой след оставляют эти занятия в душе ребёнка, можно судить по высказываниям и действиям детей. Так, например, дети по собственному желанию после занятия «Дорогою добра» нарисовали в подарок яркие портреты Вредины, которая стала доброй. Почти через год, слушая музыку, вспомнили занятие по сказке «Дюймовочка».

        Я заметила, что раньше на вопрос «Что Вас радует?» ребята отвечали: «Новые игрушки»; «Подарки»; «Новое платье». Сейчас же ответы изменились: «Радуюсь, когда приезжают братья и сестрички, и мы вместе играем»; «Когда никто не болеет»; «Когда всем хорошо, даже птичкам».

        Любые театрализованные представления в саду учат добру, несут положительные эмоции. С ребятами подготовительной логопедической группы мы ставили спектакль по пожарной безопасности «Доверчивый ёжик», в котором именно дружба помогает победить огонь. В театрализованном представлении «Где вода льётся, там и песня поётся» ребята учились с любовью относиться к природе, помогать и охранять её. Даже те, кто никак не проявлял себя, не участвовал выступлениях, раскрылись, стали более уверенными, проявляли желание участвовать в театрализованной деятельности. Можно с уверенностью сказать, что речь и движения детей стала заметно выразительнее. Ребята подготовительной логопедической группы смогли выразительно передать образы героев сказки «Золушка» на новогоднем утреннике.

        У нашего сада давние, тёплые отношения с музыкальной школой. Приходя к нам с концертами, педагоги – музыканты отмечают, что ребята  очень чутко воспринимают музыку не только весёлого характера, но и нежную, лирическую, исполненную на различных музыкальных инструментах. Особый интерес вызывают выступления наших выпускников, которые уже учатся в музыкальной школе. Это вызывает у дошколят желание продолжить своё музыкальное образование в школе.            

Я решила оценить изменения уровня музыкального и психомоторного развития детей по следующим критериям:

1.Музыкальность (способность к восприятию и отражению характера и средств    

выразительности)

2.Эмоциональная сфера.

3.Проявление характерологических особенностей ребёнка (скованность –

 общительность)

4. Творческие проявления

5. Внимание

6. Память

7.Подвижность нервных процессов

8. Пластичность, гибкость

            9. Координация движений                         

Для оценки уровня музыкального и психомоторного развития детей я использовала «Карту диагностики уровня музыкального и психомоторного развития детей» А.И. Бурениной. В обследуемой группе 22 человека. Каждый критерий оценивается  в баллах от 0 до 5. Максимально группа может  получить 110 баллов. Я провела обследование в начале, середине и конце года и получила следующие результаты:

Уровень музыкального и психомоторного развития ребенка

  1. Музыкальность
  2. Эмоциональная сфера
  3. Характерологические особенности
  4. Творческое проявление
  5. Внимание
  6. Память
  7. Подвижность нервных процессов
  8. Пластичность, гибкость
  9. Координация движений

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

  1. Педагогическая диагностика и коррекция речи. Из опыта работы/ под общ. Ред. М.Н. Поваллевой.     /Ростов-на-Дону. 1997
  2. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья/ под ред. Т.В. Сократова.     / Москва. 2005
  3. Юрченко Т.Г. Волшебный мир детства. Артпедагогика, арттерапия в развитии дошкольников.       / Краснодар. 2006
  4. Кацер О.В. Роль искусства и артпедагогики в профилактике и коррекции задержки психического развития и нарушений речи детей./ Музыкальная палитра. № 3, 2003.
  5. Крюкова С. В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.             / Москва «Генезис» 2010
  6. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально – нравственной сферы у дошкольников.      /Москва. Изд. «Скрипторий 2003»                        2006
  7. Пазухина И. А. Обогащение эмоционального опыта дошкольника. / Дошкольная педагогика / апрель / 2009
  8. Минаева В.М. развитие эмоций у дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений.       /Москва «АРКТИ» 1999.
  9. Назарова Л. Д. Терапия фольклором. Методы искусства в преподавании.   / Студия – опыт, методика, репертуар № 5 2008
  10. Треногина Е. А. Музыкальная терапия как эффективное средство реабилитации детей с ДЦП.         / Дошкольная педагогика / февраль / 2009
  11. Мадорский Л. Р., Зак А.З. Музыка начинается в семье.  / Семья и школа №3, 4, 5.
  12. Мадорский Л. Р., Зак А.З. Зачем ребёнку музыка?          / Семья и школа № 6
  13. Бестужева Е. Невербальные средства коммуникации.        / Дошкольное воспитание

/ 5 /  2007

  1. Семынина Е. Музыка: воспитание души.        / Дошкольное воспитание / 1 / 2007
  2. Тарасова К. В. Воспитание музыкальных способностей в дошкольном детстве.

/   Музыкальный руководитель / 1 / 2010

      !6. Осипова А. А. Общая психокоррекция. / Москва. Изд. «ТЦ Сфера» 2000

      !7. Клёнов А. С.  Там, где музыка живёт. -2 –е изд. / Москва. Изд. «Педагогика» 1986

      18. Чистякова М. И. Психогимнастика.  / Москва. Изд. «Владос» 1995

      19. Рылеева Е.В.  Путешествие в мир эмоций.   / Москва. Изд. «Линка – Пресс» 2000

      20. Минаева В. М.  Развитие эмоций дошкольников.  / Москва. Изд. «АРКТИ»  1999

      21. Гаврина С. Е.    Азбука настроений.  / Ярославль. Изд. Академия развития» 1997

      22. Кошелева А. Д.     Эмоциональное развитие дошкольника.            / Москва. Изд.          

       «Просвещение» 1985

      23.Слободняк Н. П. Я  учусь владеть собой.  Коррекционно – развивающая программа            

       формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей.

         / Москва. Изд. «Генезис»  2010