Группа продленного дня
Группа продленного дня в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация деятельности группы продленного дня | 509.14 КБ |
разработка спорт-часа в группе продленного дня | 55.5 КБ |
примерный проект гпд | 216 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МОУ «Краснооктябрьская ООШ-д/с»
Методическая разработка:
«Спортивный час
в младших классах
групп продленного дня»
Воспитатель группы продленного дня:
Штырба Диана Валерьевна
2014 г.
ПЛАН
1. Необходимость проведения.
2. Подготовительная работа.
3. Структура проведения.
4. Методика проведения.
5. Варианты спортивного часа:
а) осенне-весенний период;
б) зимний период;
в) в ненастную погоду.
Большую часть дня (более 70% времени) учащиеся проводят в стенах образовательного учреждения. Время обучения в образовательном учреждении совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды.
За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся образовательных учреждений. У них отмечается выраженный рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижение функциональных возможностей. Показатели здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим.
В настоящее время менее 5% учащихся младших классов школы могут считаться абсолютно здоровыми. К старшим классам их численность уменьшается до 3%, одновременно возрастает процент учащихся с хронической патологией. У большинства современных детей и подростков диагностируется 2-3, а у учащихся школ нового вида (гимназий, лицеев) – 3-5 хронических заболеваний и функциональных отклонений.
Несмотря на существенные преобразования материальной базы современных общеобразовательных учреждений, «школьные болезни» продолжают сохранять массовый характер.
В современных условиях роль «внутришкольных факторов», влияющих на здоровье учащихся, изменилась. Кроме влияния светового, воздушно-теплового режимов, подбора учебной мебели, дополнительно сформировались новые:
- интенсификация обучения, в том числе в связи с использованием технических средств обучения;
- переход на новые формы обучения, в том числе по длительности учебной недели, организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;
- учебный стресс (до 80% учащихся в условиях школы испытывают воздействие неоправданного стресса;
- снижение двигательной активности и еще более выраженная гиподинамия школьников.
Приоритетной задачей образовательного учреждения любого вида является охрана и укрепление здоровья детей, создание условий для их полноценного физического и психического развития, приобщение к здоровому образу жизни. И важное место в решении выше перечисленных задач занимает физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня.
Одним из видов физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня является спортивный час в группе продленного дня.
Для проведения спорт-часа необходимо провести подготовительную работу. Прежде всего, необходимо выбрать место проведения, как на воздухе, так и в помещении и подготовить инвентарь и хранилище для него. В хорошую погоду осенний и весенний период занятия проводятся на спортплощадке. В ненастную и холодную погоду в рекреации или зале. В зимний период – на свежем воздухе в оборудованных местах с горкой и лыжней. Так как на спортплощадке и спортзале места для занятий подготовлены, остается провести необходимые мероприятия в рекреации и на зимней площадке.
На зимней площадке на ровном участке прокладывается 2-3 лыжни длиной 20-30 м для проведения эстафет, 2-3 санных спуска, 2-3 лыжных спуска и подготавливают место для санных эстафет.
В рекреации-коридоре делается разметка для проведения спортчаса в непогоду.
А - сектора длиной 2 метра для прыжков в длину с места (разметка через каждые 10 см)
Б - круг диаметром 2 метра (центр рекреации) для игр:
а) «Зайцы в огороде»;
б) «Бой петухов»;
в) «Веревочка под ногами»
В – точки-повороты для игр-эстафет с:
а) челночным бегом;
б) «Вызов номеров»;
в) «Паровозик»;
г) «Кенгуру».
Г- две параллельные линии, проходящие через центр на расстоянии 1 метр друг от друга для игры «Волк во рву».
Д – средняя линия для игры «Перетягивание через черту».
Подготовку мест для проведения спортчаса готовит учитель физкультуры с активом. Игры разучиваются на уроках физической культуры.
Следующим этапом подготовки является учеба воспитателей групп продлённого дня. Для этого проводятся семинарские занятия теоретические и практические.
Учитель физкультуры знакомит воспитателей со структурой и методикой проведения спортчаса. Спортчас состоит из вводно-подготовительной (10-12 мин.), основной (30-40 мин.) и заключительной (3-5 мин.) частей. При проведении спортчаса следует постепенно повышать нагрузку и снижать ее к концу занятия.
Подготовительная часть должна подвести организм детей к более высокой физической нагрузке основной части занятия. Поэтому в эту часть занятия рекомендуется включать малоподвижные и несложные игры низкой интенсивности, способствующие организации внимания детей.
Основная часть состоит из подвижных игр средней и высокой интенсивности: бег на скорость, прыжки, эстафеты, игр по желанию детей.
В заключительной части занятия основная задача – снизить возбуждение после активных занятий физическими упражнениями и интенсивными подвижными играми и привести организм в спокойное состояние. Переход от высокой интенсивности к малой должен осуществляться постепенно. Для этой цели применяют подвижные игры низкой интенсивности с кратковременными и незначительными нагрузками. В конце занятий рекомендуется построить группу, отметить тех, кто проявил себя в играх и достиг высоких результатов при выполнении упражнений. Но не нужно превращать спортивный час еще в один урок физической культуры, «заорганизовывать» его. Дети должны чувствовать себя на занятиях непринужденно, играть в те игры, которые им нравятся, выполнять все задания охотно, с удовольствием. Для достижения этих задач необходим творческий подход педагога.
Варианты проведения спортивного часа в младших классах.
Вариант 1 - осенне-весенний период.
(занятие проводится на спортплощадке)
I – подготовительная часть – 5 мин.
Построение. Сообщение содержания занятия. Бег в медленном темпе 1 круг (250 м). Ходьба для восстановления дыхания.
II - основная часть – 40 мин.
1. Игра «День и ночь».
На площадке размером 40 х 20 м проводятся две средние линии. Расстояние между ними 2 метра. В 20 метрах от каждой средней линии и параллельно им проводятся линии «домов», за которые должны убегать участники по ходу игры.
Занимающиеся делятся на две равные по силам и количеству участников команды, которые выстраиваются у своих средних линий в шеренги по одному и поворачиваются лицом к своим «домам». По жребию определяется название команд: одна – «День»; другая – «Ночь».
По команде руководителя: «День!» игроки названной команды убегают за линию своего «дома», а игроки команды «Ночь» быстро поворачиваются кругом и стараются догнать и осалить их. Осаленных игроков подсчитывают. Затем команды опять становятся в исходные позиции, осаленные игроки тоже вступают в игру. Сигналы должны быть неожиданными для участников, для чего чередование команд должно быть очень разнообразным. Побеждает команда осалившая большее количество игроков соперника. Игра проводится 4-5 раз, причем каждая команда должна быть в роли ловящей одинаковое количество раз.
2. Эстафета прыжковая.
Две равные по силам команды строятся за стартовой линией в колонны по одному. В 15 метрах от каждой команды устанавливаются флажки. По сигналу игрока, стоящие первыми в колоннах прыгают на правой ноге до флажка, обратно возвращаются прыжками на левой ноге и передают эстафету правой рукой в правую следующим игрокам в колонне, а сами становятся в конец колонны и т.д. Побеждает команда, раньше закончившая без нарушений эстафету. Эстафета повторяется 2-3 раза.
3. Игра: «Мяч капитану».
Две команды располагаются за стартовой линией в колонны по одному. В двух метрах от колонн лицом к своим командам располагаются капитаны с мячом. По сигналу капитан передает мяч первому игроку в колонне. Тот возвращает его капитану, а сам становится в конец своей колонны. Игра продолжается до тех пор, пока последний игрок в колонне не передаст мяч капитану, после чего капитан поднимает мяч вверх. Побеждает команда, капитан которой первым поднимет мяч вверх.
III – заключительная часть – 3мин.
Подведение итогов.
Вариант 2 – занятия проводятся в рекреации в ненастную погоду.
I – подготовительная часть – 5 мин.
Построение. Сообщение содержания занятия. Общеразвивающие упражнения под руководством дежурного.
II - основная часть – 40 мин.
1. Игра: «Вызов номеров» .
Две равные команды располагаются за стартовой линией в колонны по одному. В каждой команде игроки рассчитавшись с 1 по последний, запоминают свои номера. Воспитатель называет любой номер из числа рассчитавшихся детей. Услышав свой номер, игроки с одинаковыми номерами выходят из колонн и бегут к скакалкам, находящимся в 7 метрах от колонн, делают 5 прыжков со скакалкой и возвращаются в свои колонны. Кто быстрее встал в свою колонну, тот приносит команде очко. Затем воспитатель называет неожиданно другой номер. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков. Каждый номер вызывают по 3-4 раза.
1. Игра: «Зайцы в огороде».
В середине рекреации круг диаметром 2 метра – это огород. В нем стоит водящий – сторож. Все остальные играющие – зайцы. По команде воспитателя зайцы прыгают то в огород, то обратно. Сторож старается поймать зайца (осалить его). Когда пойманы 3-4 зайца, назначается новый сторож. Победителями считаются дети, которых водящий ни разу не поймал.
2. Игра: Перетягивание через черту.
Две равные по силам команды становятся перед линией, разделяющей рекреацию пополам, лицом друг к другу в шеренгах взявшись за руку соперника. По команде воспитателя игроки начинают за руку тянуть соперника на себя, стараясь перетянуть за черту. Побеждает команда, перетянувшая на свою сторону большее количество игроков соперника. Игра повторяется 2-3 раза.
III – заключительная часть – 3мин.
Подведение итогов занятия.
Вариант 3 – зимний период (занятия проводятся на лыжне и спуске).
I – подготовительная часть – 10 мин.
Передвижение к месту занятий. Прибыв к месту занятий встать на лыжи и построиться. Сообщение содержания занятия.
II - основная часть – 40 мин.
1. Эстафета.
Две равные команды располагаются за стартовой линией в колоннах. В 20 метрах от колонн стоят флажки. По команде воспитателя первые в колонах скользят на лыжах до флажков, обходят их и возвращаются обратно, передавая эстафету следующему в колонне и т.д. Побеждает команда, первой закончившая эстафету. Игра повторяется 2-3 раза.
2. Игра: «Кто дольше проскользит».
У занимающихся на одной ноге закреплена лыжа, а другая без лыжи. От стартовой линии лыжник отталкиваясь свободной ногой старается как можно дольше проскользить на одной лыже. Побеждает тот, кто проскользил за 3 отталкивания большее расстояние. Игра повторяется 2 раза.
III – заключительная часть – 5мин.
Подведение итогов. Уход в школу.
Примерные игры для учащихся младших классов.
Развитие быстроты:
1. Беговые эстафеты.
2. «Вызов номеров».
3. «День и ночь».
4. «Караси и щука».
5. «Салки».
6. «К своим флажкам».
Развивающие прыгучесть:
1. Прыжки в длину с места.
2. Эстафета прыжковая на одной ноге.
3. Прыжки со скакалкой.
4. «Волк во рву».
5. «Зайцы в огороде».
Развитие силы:
1. «Перетягивание через черту»
2. «Бой петухов».
3. Подтягивание.
4. Лазание по шесту.
5. Сгибание рук в упоре.
Развитие ловкости:
1. «Мяч капитану».
2. «Охотники и утки».
3. «Гонка мячей по кругу».
4. «Кенгуру».
5. «Удочка прыжковая»
Развитие скоростно-силовых качеств:
1. «Паровозик».
2. «Пистолет».
3. Эстафета с челночным бегом.
4. «Метко в цель».
5. Метание на дальность.
Развитие внимания:
1. «Класс смирно!».
2. «Запрещенное движение».
3. «Быстро по местам».
4. «Товарищи командиры».
5. «Выставка картин».
Литература:
1. В.Г.Яковлев, В.П.Ратников: «Подвижные игры», Москва «Просвещение» 1977 г.
2. В.Уваров, В.Кудрявцев: «ГТО в группах продленного дня», Москва, «Физкультура и спорт», 1977 г.
3. Ю.Ф. Буйлин, Ю.И.Портных: «Мини-баскетбол в школе», Москва «Просвещение», 1976 г.
Журналы «Физическая культура в школе»:
4. № 5 2007 г. стр. 56-59;
5. № 1 2006 г. стр. 40-43;
6. № 17 1982 г. стр. 46-50;
7. № 4 1988 г. стр. 40-44;
8. № 12 1989 г. стр.50-52;
9. № 11 1989 г. стр. 47-49;
10. № 1 1990 г. стр. 40-42.
Предварительный просмотр:
МОУ «Краснооктяьрьская ООШ-д/с»
Рабочая папка
воспитателя ГПД
Штырба Диана Валерьевна
Красный Октябрь 2013-2014 уч.год
Разделы:
- Инструктивно-методические материалы:
- Режим дня
- Планирование работы ГПД
- Циклограмма работы ГПД
- Организация и содержание работы
- Календарно-тематическое планирование
- Ежедневный план работы
- График проведения мероприятий
- Календарь на 213-2014уч.г.
- Список уч-ся ГПД
- Ежедневное планирование
Режим дня – важнейший фактор здоровья и воспитания детей, рациональная, научно обоснованная организация учения, труда и отдыха учащихся создаёт условия для их психофизического, физиологического и личностного развития: формирует регулятивные процессы, закрепляет организационные навыки, способствует развитию умений эффективного общения, формирует самосознание.
Вид занятий | Время проведения I-III классы | |
Приём детей, индивидуальные беседы с ними | 11.50-11.55 | |
Занятия по интересам, работа кружков | 11.55-12.35 | |
Спортивный час на свежем воздухе | 12.35 -13.05 | |
Самоподготовка | 13.05-13.50 | |
Спортивный час, клубный час | 13.50-14.15 | |
Уход детей домой | 14.15-14.20 |
Планирование работы группы продлённого дня – процесс моделирования воспитывающей среды группы как комплекса социально-ценных обстоятельств, окружающих ребёнка и способствующих его личностному росту.
В основу планирования работы педагог-воспитатель закладывает следующие приоритетные позиции:
- создание условий для личностного развития воспитанников;
- создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в группе продлённого дня: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной:
- создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.
Ежедневный план работы может охватывать небольшой промежуток времени (неделя, месяц, четверть) и содержит информацию, отражающую содержание текущих дел и мероприятий. Этот вид плана педагога-воспитателя называют рабочим и оформляют его графически в виде плана-сетки.
Календарно-тематическое планирование – представляет собой своеобразную технологическую цепочку последовательных действий участников планирования с определением возможного результата.
Организация самоподготовки
в условиях группы продлённого дня
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы ГПД является самоподготовка.
Самоподготовка – одна из форм организации учебного процесса в группе продлённого дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведённое время под руководством педагога-воспитателя.
Цель самоподготовки – привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придаётся огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.
Перед самоподготовкой в группе ставится ряд конкретных задач:
- Расширение границ учебной работы;
- Углубление содержания учебных предметов;
- Получение допустимых для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков;
- Закрепление и повторение изученного на уроках материала;
- Упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;
- Развитие интереса к учению;
- Приобретение школьниками навыков самостоятельной работы;
- Формирование исполнительских навыков.
Самоподготовка – это не урок. В отличие от урока эта форма обучения, несмотря на то, что она организуется не в домашних условиях, а в школьных, содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников.
В дополнении к уроку в ГПД она становится второй основной формой обучения. Как ученое занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.
Основные этапы самоподготовки:
- подготовка детей к работе (организационный этап);
- самостоятельное изучение материала;
- самоконтроль и самооценка;
- заключительный педагогический контроль.
Календарно-тематическое планирование
на 2013-2014 уч. Год
Педагог-воспитатель ____________________________
Количество недельных часов:
Дополнительная литература _____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Ежедневный план работы
День недели | Занятия на воздухе 12.00-13.00 | Занятия в помещении 13.45- 14.15 | Самоподготовка | |
Понедельник | Ежедневно 13.00 – 13.45 | |||
Вторник | ||||
Среда | ||||
Четверг | ||||
Пятница |
ГРАФИК
проведения мероприятий
НА _______________ УЧЕБНЫЙ ГОД
Дата | Тема | Примечание |
I четверть | ||
II четверть | ||
III четверть | ||
IV четверть | ||
Список учащихся ГПД
Воспитатель _________________________________
№ | Ф.И. ученика | Дом. адрес /телеф/ |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 | ||
12 | ||
13 | ||
14 | ||
15 |