ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ САНОГЕНЕТИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ШКОЛЕ
Показатели эффективности саногенетического мониторинга в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ САНОГЕНЕТИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ШКОЛЕ | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ САНОГЕНЕТИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ШКОЛЕ
А.Е.Домра, ГБОУ СОШ №134 им.С.Дудко
Цель СГМ: Организация в образовательном учреждении динамической оценки состояния здоровья обучающихся на основе современных компьютерных технологий в рамках создания здоровьесозидающей и здоровьесберегающей образовательной среды.
Задачи СГМ:
1. Организация системы сбора информации для комплексной оценки состояния здоровья обучающихся на базе оборудования ИНТОКС.
2. Создание сводных и индивидуальных карт по результатам саногенетического мониторинга.
3. Оценка эффективности здоровьесбережения на основании динамических показателей саногенетического мониторинга.
В 2011 году в ГБОУ СОШ №134 им.С.Дудко принята программа по формированию здорового образа жизни «Школа – территория здоровья». В рамках этой программы в нашей школе была создана «Служба здоровья». Ее основная цель – взаимодействие специалистов образовательного учреждения для обеспечения условий сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса.
Важная роль в реализации задач Службы Здоровья отводится саногенетическому мониторингу, позволяющему как разово, так и в динамике оценить на доврачебном этапе состояние здоровья обучающихся. Для этих целей в нашей школе активно используется компьютерное оборудование образовательного центра ИНТОКС – комплекс приборов для измерения показателей основных систем организма: САКР – спироартериокардиоритмограф, КИД (УПМД) – устройство для оценки психомоторной деятельности. Это оборудование позволяет нам оценить функциональное состояние нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и вегетативной систем организма и дает возможность проводить динамический мониторинг состояния здоровья участников образовательного процесса.
Мониторинг представляет собой комплексную оценку состояния здоровья для последующей коррекции состояния основных функциональных систем организма и формирования ценностной ориентации на здоровый образ жизни. По его итогам при выявлении функциональных отклонений производится коррекция посредством предоставления адресных рекомендаций (как индивидуальных, так и групповых). В целом, рекомендации формируют индивидуальную схему здорового образа жизни для каждого ребенка. При систематическом проведении мониторинга один-два раза в год можно отследить состояние основных функциональных систем организма в динамике и сделать выводы об адекватности данных рекомендаций.
Экспериментальные классы для мониторинга – это классы начальной школы. Так в 2012-13 учебном году было проведено обследование 2А и 1А классов. В 2013-14 учебном году однократно нами были обследованы ученики тех же классов: 3А и 2А соответственно, а также двукратно (в начале и в конце учебного года) обучающиеся 1А и 1Б классов. В сентябре 2014 года 2А и 2Б также были обследованы.
Помимо оценки состояния основных систем организма оценивался и функциональный статус в целом: ФС1 – адаптирован к нагрузкам, ФС2 – компенсирован, ФС3 – нарушение адаптации к нагрузкам. Детей с ФС3 выявлено не было. Для обучающихся с ФС2 были разработаны рекомендации по занятиям физкультурой, а также рекомендовано обращение медицинским специалистам.
По результатам мониторинга были создаются сводные карты (по классам), а также индивидуальные карты. Родители (официальные представители) обучающихся были знакомятся с индивидуальными результатами и (по необходимости) получают рекомендации: коррекция режима дня, занятия лечебной физкультурой на базе ОДОД, ЛФК в медицинских учреждениях, рекомендации по обращению к специалистам (кардиолог, невролог).
Эффективность проводимого саногенетического мониторинга покажем на примере 2А и 2Б классов, которые были обследованы 3 раза: в начале поступления в школу, к концу первого класса, и во втором классе (после летнего отдыха).
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ (в процентах)
ФС – функциональный статус
ССС – сердечно-сосудистая система ДС – дыхательная система
ВНС – вегетативная нервная система НС – нервная система
Как видно из динамических результатов обследования: в целом в течение первого учебного года улучшились как общие функциональные показатели (до 70% выросло число обучающихся с адаптированным ФС), так и показатели по сердечно-сосудистой нервной системам. Такое улучшение показателей мы связываем как с адаптацией детей к учебному процессу в целом, так и с групповыми и индивидуальными рекомендациями родителям по режиму дня, а также с тем, что часть детей стала регулярно посещали (помимо уроков физкультуры) занятия лечебной физкультурой на базе ОДОД, занимались ЛФК на базе медицинских учреждений района. Кроме того, некоторые дети прошли обследование в медицинских учреждениях и получили необходимое лечение.
В то же время, показатели по вегетативной нервной системе заметно ухудшились в апреле 2014 года, что можно связать с общим утомлением детей к концу учебного года. По этому поводу на заключительном родительском собрании родителям были даны общие рекомендации по рациональному летнему отдыху, а также, при необходимости и индивидуальные рекомендации по режиму дня в летний период.
Тем не менее, при обследовании детей в начале второго класса мы отметили, при улучшении показателей по сердечно-сосудистой и вегетативной систем, снижение показателей нервной системы, т.е. психомоторики. В основном это связано с тем, что, несмотря на хороший отдых летом дети на начало учебного года еще не перестроились на «рабочий» режим. В связи с этим, на октябрьском родительском собрании родителям вновь были даны рекомендации о режиме дня школьника, с учетом переходного периода после длительных летних каникул.
В конце учебного года для 2-х классов у нас запланирован следующий этап СГМ, который выявит результаты по итогам учебного года с учетом наших рекомендаций.
Таким образом, регулярно проводимый саногенетический мониторинг:
- дает возможность оценить состояние основных систем организма,
- позволяет в динамике наблюдать за состоянием здоровья обучающихся,
- помогает давать групповые и индивидуальные рекомендации по здоровьесбережению,
- способствует сохранению и укреплению здоровья детей в процессе обучения в школе.
Домра Анна Евгеньевна,
педагог-организатор, руководитель Службы Здоровья,
ГБОУ СОШ №134 им.С.Дудко,
СПб, Отечественная ул., д.5а,
тел./факс (812) 526-65-66
Тел. +7 (921) 981-29-23
E-mail: a.domra@school-134.ru