ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ САНОГЕНЕТИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ШКОЛЕ

Вьюнкова Анна Евгеньевна

Показатели эффективности саногенетического мониторинга в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ САНОГЕНЕТИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ШКОЛЕ

А.Е.Домра, ГБОУ СОШ №134 им.С.Дудко

Цель СГМ: Организация в образовательном учреждении динамической оценки состояния здоровья обучающихся на основе современных компьютерных технологий в рамках создания здоровьесозидающей и здоровьесберегающей образовательной среды.

        Задачи СГМ:

1. Организация системы сбора информации для комплексной оценки состояния здоровья обучающихся на базе оборудования ИНТОКС.

2. Создание сводных и индивидуальных карт по результатам саногенетического мониторинга.

3. Оценка эффективности здоровьесбережения на основании динамических показателей саногенетического мониторинга.

В 2011 году в ГБОУ СОШ №134 им.С.Дудко принята программа по формированию здорового образа жизни «Школа  территория здоровья». В рамках этой программы в нашей школе была создана «Служба здоровья». Ее основная цель – взаимодействие специалистов образовательного учреждения для обеспечения условий сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса.

Важная роль в реализации задач Службы Здоровья отводится саногенетическому мониторингу, позволяющему как разово, так и в динамике оценить на доврачебном этапе состояние здоровья обучающихся. Для этих целей в нашей школе активно используется компьютерное оборудование образовательного центра ИНТОКС – комплекс приборов для измерения показателей основных систем организма: САКР – спироартериокардиоритмограф, КИД (УПМД) – устройство для оценки психомоторной деятельности. Это оборудование позволяет нам оценить функциональное  состояние нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и вегетативной систем организма и  дает возможность проводить динамический мониторинг состояния здоровья участников образовательного процесса.

Мониторинг представляет собой комплексную оценку состояния здоровья для последующей  коррекции состояния основных функциональных систем организма и формирования ценностной ориентации на здоровый образ жизни. По его итогам при выявлении функциональных отклонений производится  коррекция  посредством предоставления адресных рекомендаций (как индивидуальных, так и групповых). В целом, рекомендации формируют индивидуальную схему здорового образа жизни для каждого ребенка. При систематическом проведении мониторинга один-два раза в год можно отследить состояние основных функциональных систем организма в динамике и сделать выводы об адекватности  данных рекомендаций.

Экспериментальные классы для мониторинга – это классы начальной школы. Так в 2012-13 учебном году было проведено обследование 2А и 1А классов. В 2013-14 учебном году однократно нами были обследованы ученики тех же классов: 3А и 2А соответственно, а также двукратно (в начале и в конце учебного года) обучающиеся 1А и 1Б классов. В сентябре 2014 года 2А и 2Б также были обследованы.

Помимо оценки состояния основных систем организма оценивался и функциональный статус в целом: ФС1 – адаптирован к нагрузкам, ФС2 – компенсирован,  ФС3 – нарушение адаптации к нагрузкам. Детей с ФС3 выявлено не было. Для обучающихся с ФС2 были разработаны рекомендации по занятиям физкультурой, а также рекомендовано обращение медицинским специалистам.

По результатам мониторинга были создаются сводные карты (по классам), а также индивидуальные карты. Родители (официальные представители) обучающихся были знакомятся с индивидуальными результатами и (по необходимости) получают рекомендации: коррекция режима дня, занятия лечебной физкультурой на базе ОДОД, ЛФК в медицинских учреждениях, рекомендации по обращению к специалистам (кардиолог, невролог).

        Эффективность проводимого саногенетического мониторинга покажем на примере 2А и 2Б классов, которые были обследованы 3 раза: в начале поступления в школу, к концу первого класса, и во втором классе (после летнего отдыха).

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ (в процентах)

     

ФС – функциональный статус

ССС – сердечно-сосудистая система                ДС – дыхательная система

ВНС – вегетативная нервная система                НС – нервная система

        Как видно из динамических результатов обследования: в целом в течение первого учебного года улучшились как общие функциональные показатели (до 70% выросло число обучающихся с адаптированным ФС), так и показатели по сердечно-сосудистой нервной системам.          Такое улучшение показателей мы связываем как с адаптацией детей к учебному процессу в целом, так и с групповыми и индивидуальными рекомендациями родителям по режиму дня, а также с тем, что часть детей стала регулярно посещали (помимо уроков физкультуры) занятия лечебной физкультурой на базе ОДОД, занимались ЛФК на базе медицинских учреждений района. Кроме того, некоторые дети прошли обследование в медицинских учреждениях и получили необходимое лечение.

В то же время, показатели по вегетативной нервной системе заметно ухудшились в апреле 2014 года, что можно связать с общим утомлением детей к концу учебного года. По этому поводу на заключительном родительском собрании родителям были даны общие рекомендации по рациональному летнему отдыху, а также, при необходимости и индивидуальные рекомендации по режиму дня в летний период.

Тем не менее, при обследовании детей в начале второго класса мы отметили, при улучшении показателей по сердечно-сосудистой и вегетативной систем, снижение показателей нервной системы, т.е. психомоторики. В основном это связано с тем, что, несмотря на хороший отдых летом дети на начало учебного года еще не перестроились на «рабочий» режим. В связи с этим, на октябрьском родительском собрании родителям вновь были даны рекомендации о режиме дня школьника, с учетом переходного периода после длительных летних каникул.

В конце учебного года для 2-х классов у нас запланирован следующий этап СГМ, который выявит результаты по итогам учебного года с учетом наших рекомендаций.

        Таким образом,  регулярно проводимый саногенетический мониторинг:

  • дает возможность оценить состояние основных систем организма,
  • позволяет в динамике  наблюдать за состоянием здоровья обучающихся,
  • помогает давать групповые и индивидуальные рекомендации по здоровьесбережению,
  • способствует сохранению и укреплению здоровья детей в процессе обучения в школе.

Домра Анна Евгеньевна,

педагог-организатор, руководитель Службы Здоровья,

ГБОУ СОШ №134 им.С.Дудко,

СПб, Отечественная ул., д.5а,

тел./факс (812) 526-65-66

Тел. +7 (921) 981-29-23

E-mail: a.domra@school-134.ru