Учебно-методический материал

Учебно-методический -материал содержит подборку оригинальных музыкально-дидактических игр, развивающих:
- фантазию,
- координацию движений,
-внимание и память,
-совершенствование танцевальных движений,
- звуковысотный и ритмический слух и т.д.
Предложенные музыкально-дидактические игры побуждают к сотрудничеству, формируют представление о направлении движения, развивают коммуникативные навыки, формируют чувство ответственности.
Учебно-методический материал подходит для детей 3-6, 4-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 57 Калининского района Санкт-Петербурга









Учебно –методический материал
«Музыкально-дидактические игры».









Разработала  музыкальный руководитель – Кира Александровна Петрова




Санкт-Петербург

Три медведя (для детей 3-6 лет)

Задача – развитие звуковысотного слуха.
Материал:  трехэтажный домик с открывающимися окошками, игрушечные медвежата: маленького, среднего и большого размера. Можно использовать плоскостной 3-хэтажный домик и картинки-фигурки медведей разной величины.

Ход игры: Педагог предлагает постучать в любое окошко домика и отгадать, кто из медведей там живет.
(На нижнем этаже живет папа-медведь, он отвечает низким голосом – исполняется на любом муз. инструменте), на втором этаже – мама-медведица (средний регистр), на самом высоком, 3-м этаже живет медвежонок (высокий регистр).
Ребенок стучит в окошко, выслушивает мелодию и определяет по высоте, кто там живет. Если ответ правильный – окошко открывается, и из него выглядывает медведь. Если ответ дан не правильно, окошко не открывается.

«Внимательные музыканты» (для детей 3-6 лет)

Задачи:
развитие внимание, чувства ритма, побуждение к сотрудничеству.
Материал:
муз инструменты (бубны, погремушки, ложки или т.п.)

Ход игры:
 
Звучит музыка. Ведущий играет на музыкальном инструменте, показывая разные места, по которым нужно ударять, например, стучать ложками по животику, по полу, по стенке комнаты,  по спинке соседа или по собственному колену.

*Примечание: для того, чтобы удары были не слишком сильными, можно использовать музыку спокойную, не слишком быструю.

«Цветные лоскутки»  (для детей 4-6 лет)

Задачи: – улучшать распознавание цветов, развивать внимание и память.
Материал для игры – небольшие лоскуты ткани 20х20 см, разного цвета (попарно).

Ход игры. 
В разных частях комнаты ведущий раскладывает лоскуты разного цвета.
Каждый участник выбирает себе лоскут определенного цвета ( такого же, как один из разложенных по комнате), запоминает его, и кладет его себе на голову.
Начинает звучать музыка, все начинают танцевать, стараясь не уронить лоскут.

С окончанием музыки каждый участник игры должен скорее подойти к тому месту, где расположен лоскут такого же цвета.

Затем дети меняются лоскутами и игра продолжается.

*Примечание: Возможно, ведущему придется напоминать участникам, какого цвета у них лоскуты.


«Приклеенная нога» (для детей 4-7 лет)


Задачи:
  формирование контроля за движениями, развитие координации движений, памяти.
Материал для игры – небольшой разноцветный лоскут ткани размером 20х20 см.

Ход игры.
 
Каждый игрок выбирает себе лоскут и место на полу.
Кладет лоскут на пол, ставит на лоскут одну ногу. Он как бы «приклеивает» к нему ногу.
Под музыку каждый участник начинает танцевать произвольный танец, не отрывая от пола «приклеенную» ногу.
Ведущий наблюдает за игроками, напоминает им, что можно двигать всеми частями тела, кроме ноги, стоящей на лоскуте.

Когда музыка смолкнет, все остаются на своих местах, а ведущий называет лучшего танцора.
Далее можно предложить всем игрокам повторить самый удачный танец.

Второй вариант:  можно «приклеивать» к лоскуту разные части тела – например, ладошку, колено.


«Танцевальная газета» (для детей 4-7 лет)

Задачи: развивать творческую фантазию, совершенствовать танцевальные движения, развивать координацию движений.
Материал – газеты по количеству игроков.

Ход игры.

На полу расстилаются газеты в развернутом виде.
Каждый игрок встает на свою газету.
Под музыку игроки начинают плясать, используя знакомые плясовые движения.
Ведущий следит за тем, чтобы играющие не выходили за край газеты, а танцевали только на ней.
Музыка заканчивается, все останавливаются.
Если ведущий заметил, что некий игрок выходил за пределы размера газеты, тот выбывает из игры.
Газета складывается пополам и танец повторяется.
Затем газета складывается еще раз пополам.
Игра проводится до тех пор, пока размер «танцевального поля» не станет очень маленьким.
Тот, кто сумеет потанцевать на таком кусочке сложенной газеты – победитель.


«Поезд» (для детей 5-7 лет)

Задачи: развитие чувства ритма, слуховой сосредоточенности, внимания, развитие сотрудничества в группе.
Материал для игры – свисток (не обязательно).

Ход игры.
 
Дети садятся в круг. У ведущего – свисток. Ведущий дает «сигнал»  отправления поезда (в свисток) и начинает ритмично  медленно отхлопывать ладонями по коленям характерный ритм «Тух-тух- тух, тух-тух-тух». Дети присоединяются, стараясь хлопать в том же ритме и темпе. Постепенно ритм нарастает, поезд достигает максимальной скорости. Ведущий свистит в свисток, это означает, что поезд так же равномерно должен сбавлять скорость и в конце остановиться.
Примечание: Чем медленнее начинается «движение», тем забавнее проходит игра.
Если свистка нет, сигнал можно подавать голосом.

«Обручи-домики» (для детей  4-7 лет)

Задачи:
 развитие умения слушать, повышать скорость реакции.
Материал для игры: обручи по количеству на один меньше, чем играющих.

Ход игры
.

1 вариант .
На полу раскладываются обручи. Обручей на один меньше, чем игроков.
Под музыку дети бегают вокруг обручей, не вступая в обруч. С окончанием музыки каждый играющий должен встать в центр обруча-домика. Тот, кому не хватило обруча, выбывает из игры.
Количество обручей тоже уменьшают на один.
Игра проводится несколько раз, пока не останется один победитель.

2 вариант.
Проводится так же, как первый вариант, но обручи раскладываются на полу близко друг к другу. После окончания музыки любой игрок может занять не один, а сразу несколько обручей: например, ногу поставить в один обруч, сесть в другой, руку положить в третий. Таким образом, игрок займет сразу три обруча-домика. Оставшиеся без обруча игроки выбывают из игры.


«Музыкальная мышка» (для детей 4-6 лет)

Задачи:
 развивать терпимое отношение к физическому контакту с другими людьми, развивать осознание различных частей своего тела, учить концентрировать внимание.
Материал: игрушечный маленький мышонок, бубен, повязка на глаза.

Ход игры:

Два участника игры садятся напротив друг друга на стульчики.

Одному из них завязываются глаза.  
Другому дают в руки бубен, ложки или колокольчик.
Ведущий берет в руки мышонка и встает рядом с ребенком, у которого завязаны глаза.
Когда второй ребенок начинает играть на бубне, ведущий, в соответствии с ритмом, темпом, начинает передвигать мышку по телу игрока с завязанными глазами.
Мышка может торопливо бежать, прыгать, карабкаться и проч. – в соответствии с исполнением на бубне.
Ребенок не только слышит, но и физически чувствует ритм, темп, характер  передвижения мышонка.

Затем игроки меняются местами.

*Примечание:  ребенок, по которому бегает мышонок, не должен его хватать руками.
Если ребенок боится, можно вначале провести игру без повязки.


 «Куда бежит лисичка?» ( для детей 4-7 лет)

Задачи:
 учить детей концентрировать внимание, формировать представление о направлении движения, развивать коммуникативные навыки.
Материал: любая мягкая игрушка небольшого размера, например, лисичка.

Ход игры. 
Все садятся в круг. Ведущий объясняет правила: когда будет звучать музыка в высоком регистре, лисичку нужно передавать друг другу вправо, против часовой стрелки. Если зазвучит музыка в низком регистре – лисичка спешит в обратную сторону – по часовой стрелке.

 

«Поймай ритм» ( для детей 4-7 лет)

Задачи: развивать кратковременную память, чувство ритма и умение концентрировать внимание.

Ход игры:
 Все садятся в круг. Ведущий хлопает в ладоши, исполняя простой ритмический рисунок, при этом проговаривает любую фразу – например, «КОШ-КА МУР-КА.»(ХХХХ). Каждый участник старается присоединиться к ведущему . В конце все хлопают ритмично, дружно, проговаривая заданную фразу. Игра останавливается и ведущий прохлопывает другой рисунок и произносит другой текст. Дети, которые усвоили текст и запомнили рисунок, присоединяются к ведущему.

*Примечание: Ведущий должен быть внимателен и следить за тем, чтобы дети не хлопали в ладоши беспорядочно, побуждать их вслушиваться и запоминать.

 «Спящий бубен» (для детей 4-7 лет)
Задачи: учить концентрировать внимание, координировать движения, развивать чувство ответственности.
Материал: бубен.

Ход игры:

Все садятся в круг, лицом к центру. Ведущий в руках держит бубен и объясняет правила игры: нужно передавать бубен по кругу  своему соседу справа как можно тише, чтобы он не зазвенел, «не проснулся».
*Примечание : ведущий учит игроков не просто ждать своей очереди, а следить за движениями бубна и внимательно слушать звуки
Для более старших детей можно использовать колокольчик, маракас.
Игра хорошо успокаивает детей.

 
«Цветные руки» (для детей 4-6 лет)


Игра проводится по подгруппам – по 4-5 человек.
Задачи: развивать выдержку, умение сотрудничать, упражнять в различении цветов.
Материал: большой барабан на подставке, Цветные наклейки на руки или ногти.

Ход игры:
  Все кладут руку с наклейкой (на тыльной стороне  руки или на ногти) определенного цвета на барабан.
Ведущий называет цвет  наклейки (например, «Красная рука!») – и игрок с красной наклейкой ударяет по барабану один раз. Затем называется другой цвет, и игрок с таким цветом наклейки ударяет один раз в барабан. Игра продолжается таким же образом.

«Сколько цыплят зовут курочку?» (для детей 4-6 лет)

Задачи – развивать у детей музыкальный слух и слуховое внимание.
Материал: Большая карточка с изображением курицы-мамы, и маленькие карточки с изображением цыплят.

Ход игры.
 
Педагог говорит: - «Мама-курица отпустила цыплят  на лужайку поиграть, а те разбежались в разные стороны. Давайте поможем маме-курочке найти цыпляток! Споем, как курочка зовет деток: «Ко-ко-ко!» (на звуках среднего регистра). И послушаем ответ – сколько цыплят отзовутся?»
В ответ исполняется на фортепиано 1,2 или 3 звука, разные по высоте.
Дети выкладывают необходимое число карточек с изображением цыплят.