ЭССЕ "Я - УЧИТЕЛЬ"
Предварительный просмотр:
Эссе «Я – учитель»
Бормотова О. В.
БОУ СОШ № 10
Учитель! «Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!» (А. С. Пушкин)
Действительно много... Как лепестков у ромашки. Белые лепестки и желтая серединка. Учитель-предметник, воспитатель, организатор внеклассных мероприятий, классный руководитель, а если внимательно присмотреться, то классный руководитель Вали, Кирилла, Никиты, Гали, Леши, Насти... свой для каждого. И вот ромашка обросла волнистой белой бахромой. А желтая серединка? Что это? Существует ли она?
К ответу на этот вопрос я приближалась не один год. И нашла его там, где отношения Учитель – Ученик – Родитель обретают наибольшую полноту: в классном руководстве. Для поверхностного взгляда всё тут изучено, классифицировано по видам, типам, стилям, сделаны выводы, написаны статьи. И в них прочно обосновалось слово «современный». И это ограничивало мои поиски. Нужно было изменить временные приоритеты, оказаться на стыке настоящего и вечного.
Учитель, находящийся в поиске своего образа или стремящийся довести его до некоторого им самим определенного идеала, однажды задумывается «Что я хочу? Быть или иметь?». Уловить разницу в этих понятиях можно с помощью простого жизненного примера. Вопрос для человека, вступающего в брак: «Что я хочу? Быть мужем или иметь семью? Быть отцом или иметь детей?». Очевидно, что путь «Быть» более труден, требует ответственности, жертвенности. Но на этом пути нет места обидам и разочарованию в людях. Так и классный руководитель: стремясь к наиболее эффективному исполнению своих служебных обязанностей, озадачивается проблемой: «А зачем я все это делаю? Чего я хочу лично для себя? Иметь имидж высокого профессионала? Видеть радость и оживление в глазах детей, когда заходишь к ним в класс? Читать в них ожидание чего-то интересного, что им по силам только вместе с тобой? Иметь широкий круг знакомств и доброе мнение о себе в обществе благодаря родительскому признанию? Или быть? Быть одним из многих незаметных тружеников, посвящающих силы души своим детям в классе и при этом хронически неуспевающим сдавать отчеты? Быть готовым к упорному непониманию повзрослевшей девчонки, которая никогда не будет сдавать экзамен по твоему предмету, а потом на выпускном вечере услышать от её родителей просьбу: «У нас сын начальную школу заканчивает. Возьмите наш класс».
Итак, выбор сделан: для своих детей я хочу быть... Быть их «классной мамой».
Мне всегда нравилось это сочетание слов. Такое певучее и многозначное. Но привычка к размышлению подсказывает новые вопросы. Мое представление о материнстве: насколько оно адекватно реальным потребностям детей в классе? Как совместить сравнительно молодое явление – классное руководство – и восходящее к библейским событиям сотворения мира материнство?
Давая благословение будущему настоятелю монастыря преподобный Серафим Саровский учил: "Всякий настоятель да сделается и пребудет всегда в отношении к подчиненным благоразумной матерью. Чадолюбивая мать не в свое угождение живет, но в угождение детей. Немощи немощных чад сносит с любовию, в нечистоту впадших очищает, омывает тихомирно, облачает в ризы белые и новые, обувает, согревает, питает, промышляет, утешает и со всех сторон старается дух их покоить так, чтоб никогда не слышать ей малейшего их вопля, и таковые чада бывают благорасположены к матери своей." В этих словах поразительно то, что они сказаны мужчине (!), призванному на управление мужским монастырём. И тем более женщине, поставленной на руководство детским коллективом, они становятся напутствием и благословением.