Статья социально - педагогическое сопровождение учащихся обучающихся на дому в рамках ПМПк
Система работы педагогического коллектива ГБС(К)УО школы №21 VIII вида
по психолого-медико-социальному сопровождению воспитанников, имеющих особенности в развитии в рамках ПМПк.
... Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть значительных успехов, если ему будут обеспечены: диагностика, социальная и коррекционно-педагогическая помощь в обучении, трудовой адаптации и интеграции в общество.
Создание целостной системы психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающей оптимальные условия жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья является целью ПМПк школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pmpk_soprovozhdeniedoklad_moskaeva.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы педагогического коллектива ГБС(К)УО школы №21 VIII вида
по психолого-медико-социальному сопровождению воспитанников, имеющих особенности в развитии в рамках ПМПк.
... Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть значительных успехов, если ему будут обеспечены: диагностика, социальная и коррекционно-педагогическая помощь в обучении, трудовой адаптации и интеграции в общество.
Создание целостной системы психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающей оптимальные условия жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья является целью ПМПк школы
Основные задачи психолого-медико-социального сопровождения воспитанников:
- выявление и ранняя диагностика (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) отклонений в развитии, их характера и причин, или других состояний;
- комплексное обследование детей, имеющих трудности в обучении и адаптации с целью обеспечения им психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе;
- выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательной работы;
- составление оптимальной для развития ребенка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения;
- организация здоровье сберегающего образовательного пространства с целью профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов;
- подготовка и ведение документации, отражающей динамику актуального развития ребенка, программу образовательных и воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития;
- консультирование педагогов в решении сложных или конфликтных ситуаций;
- организация профессионального взаимодействия между специалистами учреждения и педагогическими коллективами других учреждений, в т.ч., направление ребенка, в случае необходимости, на районную, (городскую, краевую) психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации индивидуально-ориентированной программы коррекции выявленных недостатков.
Система работы по психолого-медико-социальному сопровождению воспитанников, имеющих особенности в развитии складывается из:
- изучения и анализа ситуации развития и обучения ребенка;
- выявления причин отклонения в развитии, уровня развития познавательной деятельности, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи или структуры дефекта, личностных особенностей усвоения ребенком учебного материала;
- выявление потенциальных возможностей ребенка и необходимых медико-педагогических условий его оптимального развития;
- выбор адекватного для ребенка образовательного маршрута;
- разработка плана психолого-педагогического сопровождения ребенка;
- разработка алгоритмов общей и индивидуальной коррекции недостатков развития;
- профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок;
- организация сбора информации и своевременное выявление детей с низким уровнем готовности к обучению;
- организация психолого-медико-педагогического мониторинга с целью отслеживания состояния и результативности развития личности ребенка, его уровня достижений по компонентам содержания обучения и по классам обучения;
и проводится по следующим этапам:
- Осуществление взаимосвязи с межведомственными учреждениями
/ презентация таблица 1/
- Подготовка семьи, имеющей ребёнка с особенностями в развитии к обучению в учреждении VIII вида.
- день открытых дверей для будущих первоклассников /май/
- ПМПк школы для вновь поступающих детей /август/
Первичная диагностика эмоционально волевой сферы, уровня знаний, речевого развития, социально-бытовых навыков, соматического состояния здоровья, условий для развития ребёнка в семье, материально-бытовых условий семьи.
Определение произвольной регуляции деятельности ребёнка.
- Организация адаптационного периода, сопровождение учащихся 1-х классов в данный период специалистами школы, учащихся, состоящих на динамическом наблюдении, учащихся, попавших в трудную жизненную ситуацию. / презентация таблица 2/
/ноябрь/
- Организация адаптационного периода, сопровождение учащихся 5-х классов на момент перехода с первой ступени обучения во вторую. / январь/
Выявление причины не успешности в учебно-воспитательном процессе, в детском коллективе, сохранность соматического и психофизического состояния ребёнка.
- Диагностика психических процессов учащихся 4-х классов на момент перехода в среднюю школу.
Коррекция формы обучения . /февраль, май/
- Диагностика психических процессов учащихся учащихся класса с ГУО, аутичных детей. имеющих синдром Дауна, учащихся, состоящих на динамическом наблюдении. / в течение года/
Причины постановки учащихся на динамическое наблюдение:
- Рекомендация ПМПК города, края.
- Рекомендация детского ПНД.
- Отсутствие понимания обращённой речи, отсутствие устной речи, грубое нарушение речи.
- Нарушение ВПФ
- Нарушение эмоционально-волевой и поведенческой сферы.
- Отсутствие школьной, трудовой мотивации
- Отсутствие возможности сформировать социально-бытовые навыки
- Психологическое изучение профессиональной направленности
личности подростков в старших классах.
Определение типа акцентуации характера.
8. Изучение патохарактерологических особенностей личности подрост-
ков 5-10 классов в процессе основного и трудового обучения.
9.Исследование степени социализации и и практического интеллекта
подростков 5-10кл.
10. Индивидуальная диагностика уровня психического развития,
проблем школьной дезадаптации, межличностные отношения 1- 10кл.
11. сопровождение семьи и ребёнка, имеющего особенности в развитии, в
оформлении детского пенсионирования.
Принципы в системе работы школьного ПМПк:
- Комплексность изучения развития ребенка.
- Целостность изучения развития ребенка.
- Структурно-динамическое изучение соматических и психофизических особенностей ребенка.
- Уважение к личности ребенка и защите его интересов.
- Индивидуально-коллективное проведение обследования.
Категории детей с которыми работает консилиум:
- параллель классов
- отдельный класс (группа)
- группа детей
- отдельный ребенок
Социальный педагог, учитель индивидуального обучения: Москаева Т.В.