Статья социально - педагогическое сопровождение учащихся обучающихся на дому в рамках ПМПк

Система работы педагогического коллектива                              ГБС(К)УО школы №21 VIII вида

 по психолого-медико-социальному сопровождению воспитанников, имеющих особенности в развитии    в рамках ПМПк.

                    

 ... Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть значительных успехов, если ему будут обеспечены: диагностика, социальная и коррекционно-педагогическая помощь в обучении, трудовой адаптации и интеграции в общество.

                    Создание целостной системы психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающей оптимальные условия жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями,  уровнем актуального развития,  состоянием соматического и нервно-психического здоровья является целью ПМПк школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pmpk_soprovozhdeniedoklad_moskaeva.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы педагогического коллектива                              ГБС(К)УО школы №21 VIII вида

 по психолого-медико-социальному сопровождению воспитанников, имеющих особенности в развитии    в рамках ПМПк.

                     

 ... Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть значительных успехов, если ему будут обеспечены: диагностика, социальная и коррекционно-педагогическая помощь в обучении, трудовой адаптации и интеграции в общество.

                    Создание целостной системы психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающей оптимальные условия жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями,  уровнем актуального развития,  состоянием соматического и нервно-психического здоровья является целью ПМПк школы

Основные задачи психолого-медико-социального сопровождения воспитанников:

  • выявление и ранняя диагностика (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) отклонений в развитии, их характера и причин, или других состояний;
  • комплексное обследование детей, имеющих трудности в обучении и адаптации с целью обеспечения им психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе;
  • выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательной работы;
  • составление оптимальной для развития ребенка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения;
  • организация здоровье сберегающего образовательного пространства с целью профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов;
  • подготовка и ведение документации, отражающей динамику актуального развития ребенка, программу образовательных и воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития;
  • консультирование педагогов в решении сложных или конфликтных ситуаций;
  • организация профессионального взаимодействия между специалистами учреждения и педагогическими коллективами других учреждений, в т.ч., направление ребенка, в случае необходимости, на районную, (городскую, краевую) психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации индивидуально-ориентированной программы коррекции выявленных недостатков.

         

                 Система работы по психолого-медико-социальному сопровождению воспитанников, имеющих особенности в развитии складывается из:

  • изучения и анализа  ситуации развития и обучения ребенка;
  • выявления причин отклонения в развитии, уровня развития познавательной деятельности, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи или структуры дефекта, личностных особенностей усвоения ребенком учебного материала;
  • выявление потенциальных возможностей ребенка и необходимых медико-педагогических условий его оптимального развития;
  • выбор адекватного для ребенка образовательного маршрута;
  • разработка плана психолого-педагогического сопровождения ребенка;
  • разработка алгоритмов общей и индивидуальной коррекции недостатков развития;
  • профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок;
  • организация сбора информации и своевременное выявление детей с низким уровнем готовности к обучению;
  • организация психолого-медико-педагогического мониторинга с целью отслеживания состояния и результативности развития личности ребенка, его уровня достижений по компонентам содержания обучения и по классам обучения;

и проводится по следующим этапам:

  1. Осуществление взаимосвязи с межведомственными учреждениями

                                                                       / презентация таблица 1/

  1.  Подготовка семьи, имеющей ребёнка с особенностями в развитии к обучению в учреждении VIII вида.
  • день открытых дверей для будущих первоклассников /май/
  • ПМПк школы для вновь поступающих детей               /август/

Первичная диагностика эмоционально волевой сферы, уровня знаний, речевого развития, социально-бытовых навыков, соматического состояния здоровья, условий для развития ребёнка в семье,  материально-бытовых условий семьи.

Определение произвольной регуляции деятельности ребёнка.

  1. Организация адаптационного периода,  сопровождение учащихся 1-х классов в данный период специалистами школы, учащихся, состоящих на динамическом наблюдении, учащихся, попавших в трудную жизненную ситуацию.                        / презентация таблица 2/

       /ноябрь/        

  1. Организация адаптационного периода,  сопровождение учащихся 5-х классов на момент перехода с первой ступени обучения во вторую.                                            / январь/

              Выявление причины не успешности в учебно-воспитательном процессе, в детском коллективе, сохранность соматического и психофизического состояния ребёнка.

  1. Диагностика психических процессов учащихся 4-х классов на момент перехода в среднюю школу.

                                             Коррекция формы обучения .             /февраль,  май/

  1. Диагностика психических процессов учащихся учащихся класса с ГУО, аутичных детей. имеющих синдром Дауна, учащихся, состоящих на динамическом наблюдении.                   / в течение года/

                      Причины постановки учащихся на динамическое наблюдение:  

  • Рекомендация ПМПК города, края.
  • Рекомендация детского ПНД.
  • Отсутствие понимания обращённой речи, отсутствие устной речи, грубое нарушение речи.
  • Нарушение ВПФ
  • Нарушение эмоционально-волевой и поведенческой сферы.
  • Отсутствие школьной, трудовой мотивации
  • Отсутствие возможности сформировать социально-бытовые навыки

  1. Психологическое изучение профессиональной направленности            

личности подростков в старших классах.

                    Определение типа акцентуации характера.

                       8. Изучение патохарактерологических особенностей личности подрост-

                        ков 5-10 классов  в  процессе основного и трудового обучения.

9.Исследование степени социализации и и практического интеллекта

   подростков  5-10кл.

                10. Индивидуальная диагностика уровня психического развития,    

                      проблем школьной дезадаптации, межличностные отношения   1- 10кл.

                11. сопровождение семьи и ребёнка, имеющего особенности в развитии, в

                оформлении детского пенсионирования.    

               

Принципы в системе  работы школьного ПМПк:

  • Комплексность изучения развития ребенка.
  • Целостность изучения развития ребенка.
  • Структурно-динамическое изучение соматических и психофизических особенностей ребенка.
  • Уважение к личности ребенка и защите его интересов.
  • Индивидуально-коллективное проведение обследования.

                   Категории детей с которыми работает консилиум:

  • параллель классов
  • отдельный класс (группа)
  • группа детей
  • отдельный ребенок

   

Социальный педагог, учитель индивидуального обучения:  Москаева Т.В.