Дидактические игры

Одним из важнейших педагогических условий повышения эффективности учебной работы у учащихся является включение их в практически направлен­ную деятельность. Это многоаспектный, организованный и последовательный процесс, связанный с развитием, формированием и совершенствованием индивидуально- личностных качеств учащихся, применением полученных теоретических знаний на практике. Он направлен на выработку устойчивого интереса к пред­мету. Включение учащихся в данный вид деятельности осуществлялся с помощью дидактических игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментальная работа по формированию познавательной активности учащихся на уроках химии через направленную игровую деятельность.

Одним из важнейших педагогических условий повышения эффективности учебной работы у учащихся является включение их в практически направленную деятельность. Это многоаспектный, организованный и последовательный процесс, связанный с развитием, формированием и совершенствованием индивиду- ально- личностных качеств учащихся, применением полученных теоретических знаний на практике. Он направлен на выработку устойчивого интереса к предмету.

Включение учащихся в данный вид деятельности осуществлялся поэтапно в соответствии с их возрастными способностями и уровнем развития ученического группового коллектива.

I        Изучение типа мышления.

Учащимся 8 кл. предлагалось: 9 слов разложить на 3 группы (по 3 слова в каждой). Более 60% учащихся имеют образное мышление.

Вывод: необходимо помогать учащимся развивать логическое мышление.

II        Изучение особенностей воображения учащихся.

Результаты исследования 8-9 кл. показали, что уровень воображения повышается через направленную игровую деятельность.

20 %

10 %

40 %

45 %

20 %

37 %

20 %

25 %

1        Уровень воображения  8кл./9кл.

(низкий)

2        Уровень воображения

(средний)

3        Уровень воображения

(высокий)

4        Уровень воображения

(очень высокий)

Через педагогически направленную игровую деятельность формировалась практика общения, развивались организаторские умения.

Исследования потребности в общении  учащихся 8 кл. выявили, что у большинства ребят была довольно небольшая потребность в общении. В 9-10 классах сменились лидеры, сформировался костяк класса. Это дало возможность перехода ко второму комплексу игровой деятельности, а затеи к ролевым и познавательным играм третьего комплекса.

Поэтапная работа по этой проблеме позволила подготовить учащихся к проведению деловых игр. С первых уроков использования активных методов преподавания, по данным эксперимента, создаются благоприятные условия для организации учебного процесса, что повышает результаты (см.результативность). Так, при повторении материала за 9кл. мной были использованы настольные игры "Химическое лото"/'Третий лишний", "Лото наоборот" и др. Для фронтальной работы с классом "Химический хоккей".

Эмоциональному подъему способствовала мини-игра "Кто внимательнее". Общественный смотр знаний, как одна из форм коллективной игровой познавательной деятельности стал сегодня достаточно популярным. Методика его организации предусматривает проведение своеобразного группового отчета учащихся о своих знаниях перед родителями, учителями.  В такой обстановке даже самые слабые ученики стремятся лучше подготовиться к смотру, т.к.от подготовки каждого из них зависит успех команды- в целом.(см.результат).

В ходе эксперимента были определены основные особенности игровых форм обучения:

  • педагогическая импровизация;
  • дифференцированный и индивидуальный подход;
    - гармоничное сочетание репродуктивного и активного мышления;
  • дискуссионность.

К специфическим особенностям я отношу:

  • более высокий уровень обучаемости учащихся;
  • большой объем нравственного и эстетического образования;
  • оптимистический климат в ученическом коллективе;

-        более высокий уровень удовлетворенности от организации и проведения
конкурсов.

Исследование показало, что у обучающихся воспитываются такие личностные качества, как: сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, самостоятельность, творчество, инициатива.

Таким образом, проводимая экспериментальная работа показала, что выбранная мной игровая форма активизирует обучение, развивает мышление учащихся, способствует формированию творческого подхода к познавательной деятельности.

Вывод:

В ходе исследования полученные данные при беседах, анкетировании,  анализе успеваемости (см.результат) ориентировали преподавателя и учащихся на поиск новых активных форм и методов организации учебного процесса.

В результате я пришла к выводу : познавательные, дидактические и ролевые игры приобретают статус метода и формы обучения: они развивают творческое мышление учащихся;

 -повышают их активность в учебной деятельности; -создают комфортный психологический климат на уроке;

-повышают качество знаний.

Данные экспериментальной работы убедили в необходимости продолжить исследования по проблеме, которые предполагают систематизацию познавательных игр, методических рекомендаций и пособий, обеспечивающих повышение эффективности учебного процесса и активизации познавательной деятельности.

Дидактико-методическое обоснование.

Сложное и интересное время наступило для учителей и учащихся. Не одна, а несколько программ, не один, а несколько учебников, выбирайте, пожалуйста, что вам нравится. Но что же все таки выбирать? Из чего исходить? Ответ однозначен - только из интересов учащихся!

В современной школе урок -основная форма организации учебного процесса. Мы часто говорим о том, что учащиеся должны на уроке работать. Что это значит? В любой деятельности можно выделить 4 этапа: постановка цели, планирование, реализация плана и оценка результата деятельности. Чтобы деятельность была плодотворной, учащийся должен пройти все эти этапы.

На мой взгляд, настоящего учителя не может не волновать такая ситуация, он хочет, чтобы его ученики были талантливы, умели ставить и достигать в жизни благородные цели. Поэтому свое предназначение такой учитель видит в создании условий для творческого развития каждого ребенка.

Ещё в 1911 г. А.Г.Ривин писал «Человек развивается в общении, причем, чем с большим числом интеллектов встретится человек, тем интеллектуальней станет сам».

Итак, основные требования к современному уроку:

1.Постоянная познавательная деятельность ученика в течение всего урока.

2.Контроль за работой учащихся на всех этапах урока ( самоконтроль,

взаимоконтроль, обращение к консультанту)

3.Коммуникативность, т.е. умение и желание учащихся общаться друг с другом и учителем.

4.Развитие учащихся в процессе совместной деятельности.

 5.Усвоение большинством учащихся нового материала на уроке, дифференцированное домашнее задание.

Каждый ученик - личность, и урок должен позволить ему проявить свою индивидуальность, тогда это будет урок для ученика.

На урок я иду под девизом: Обучать не всех, а каждого».

На своих уроках создаю комфортные условия для учащихся - условия взаимоуважения, поэтому ученик не испытывает чувство страха перед ответом.

Я работаю в школе 40 лет и из года в год решаю для себя один и тот же вопрос: » Как добиться того, чтобы дети хотели учиться?» И я нашла выход. В своей практике я широко использую различные виды дидактических игр.  

Ещё А.В.Луначарский писал, что игра « в значительной степени является основой всей человеческой культуры «. Именно в игре ребенок активно мыслит, чувствует и творит свободно. Атмосфера игры создает условия, при которых учащиеся незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность,  начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определённый запас знаний.

Так на своих уроках использую следующие дидактические игры:

1.» ХИМИЧЕСКОЕ  ДОМИНО»

Цель: Закрепить знания химических соединений, типов химических реакций.

CH4

O2

CL2

C6H6   

C2H2

H2        

Даю учащимся карточки с изображением химических формул веществ. Учащиеся
должны по правилам игры в домино составить и написать возможные
уравнения химических реакций.
Например:  

               

2.        Игра «ВНИМАТЕЛЬНЫЙ  ХИМИК»

Цель: Развитие и активизация ведущих познавательных операций учащихся, своеобразный тренинг процессов, обеспечивающих внимание, запоминание учебного материала.

Участники (класс) образуют по рядам шесть команд. Первые 3 команды характеризуют физические свойства воды, команды 4,5,6 -отразить химические свойства воды, ( в теме «Вода. Основания. Растворы »).

Каждый ученик команды фиксирует в карточке одно свойство или понятие и передает карточку следующему - по рядам до конца (при этом не должно быть повторений). Игра длится 5-7 минут.

3.        Игра «ХИМИЧЕСКОЕ  ЛОТО»

Предназначена для проверки знаний химических элементов, соединений классов неорганических веществ.

Играющему выделяется карточка, на которой написаны названия веществ. В конверте находятся жетоны, на каждом из которых изображена формула какого-либо сложного вещества.

Задача играющего состоит в том, чтобы на каждую клетку с названием вещества наложить жетон с соответствующей формулой. Для проверки правильности выполненного задания вызывается другой ученик.

4.        Игра "ЛОТО  НАОБОРОТ"

Игра усложнена тем, что на карточках написаны формулы сложных ве ществ, как и в предыдущем задании, а требуется наложить жетон с формулой вещества, имеющего противоположные химические свойства.

Например, на формулу кислоты - формулу основания, на формулу основного оксида - формулу кислотного.

CaO

H/VO3

MgO

NaOH

SO2

P2O5

C02

HCL

5.        Игра «ХИМИЧЕСКИЙ  ХОККЕЙ»    (Коллективная)

Каждая команда делится на «защитников» и »нападающих».  «Нападающие» по сигналу ведущего предлагают «защитникам» из другой команды вопрос по синтезу сложных веществ.

Например, как из оксида натрия получить гидроксид натрия. «Защитники"» отражают нападение, отвечая на вопрос, записывая на доске уравнение реакции. Затем следующий вопрос другой команды.

Перед началом игры надо оговорить количество задаваемых вопросов - бросков. Оценку вопросов и ответов проводит учитель или комиссия.

6.        Игра «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»  ( групповая)

На листах картона записываю химические уравнения и разрезаю их на формулы веществ, коэффициенты, знаки "+" и "-", и "=". Получившиеся карточки перемешиваются, и игроки по команде начинают составлять уравнения реакций. Побеждает тот, кто быстрее справиться с заданием.

7.        Игра «ПОДБЕРИ  ПАРУ» или  «НАЙДИ  СООТВЕТСТВИЕ»  (Индивидуальная).

Каждый учащийся получает карточку, разделенную на две колонки. В одной колонке перечислены, например, смеси, а в другой -способы разделения смесей. Учащиеся должны подобрать для каждой смеси способ разделения. Выполнив задание, учащиеся за 1 партой, обмениваются тетрадями для взаимопроверки.

Можно эту игру использовать и при изучении валентности Элементов. Например:
Химические элементы             Химические формулы

        

a) N2O5

б) SO3

в)SO2

г)N2O3

д)NO

ф IV О

  1. S (1V) и О (11)
  2. N (111) и О (11)

3)  N (11) и О (11)

4)  S (V1) и О (11)

5)  N(V) и О (11)

8.Игра «ПИРАМИДА»   (И.)

MgO

N2O5  I SO3

РН3

KCL

SIH4

Na2SO4

 NaOH

ZnCO3

НgS

FeOCCLC

AgNO3

NaCl

HCL

NH4Cl

Учащимся нужно «спуститься» с вершины пирамиды, (например, при изучении относительной молекулярной массы), соблюдая при этом условие, что сумма молекулярных масс пяти встретившихся на пути веществ будет наибольшей. На каждой «ступени» можно выбрать только один из двух нижних прямоугольников, частично прилегавших к верхнему.

Учащиеся, которые нашли правильный путь, считаются победителями и получают баллы.

9. Игра « СВЕТОФОРЧИКИ »  

Например, по теме "Нефть и нефтепродукты". На доске записана таблица с условными обозначениями.

Углеводороды

Цвет светофора

Ароматические

фиолетовый

Циклопарафины

желтый

Непредельные

красный

Предельные

зеленый

Учащиеся получают разноцветные светофорики. Я зачитываю утверждения, которые необходимо продолжить. Например:

  1. Парафин-это... (зеленый)
  2. Обесцвечивают растворы бромной воды и перманганата калия...  (красный)
    3)  Бензол относится к классу... (фиолетовый)

4)        Реакции замещения характерны для ... (фиолетовый и зеленый).
Практика показывает, что использование на уроках химии дидактических игр способствует предупреждению перегрузки учащихся, вызывают положительные эмоции учащихся, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных качеств, позволяют достичь более глубокого усвоения     знаний и развития познавательной активности.

Одна из любимых мною форм организации коллективной познавательной

                    деятельности учащихся -общественный смотр знаний. Мне он нравится тем, что развивает активное сотрудничество школьников, способствует созданию атмосферы доброжелательности, воспитанию взаимопомощи, высокой активизации познавательной деятельности. Общественные смотры знаний провожу во всех классах - с 8 по 11 классы. Темы смотра определяю при составлении тематического планирования, стараюсь, чтобы материал, вынесенный на общественный смотр, был закреплением наиболее трудного раздела курса химии.

Так в 10 классе провожу смотры по темам: «Углеводороды», «Кислородосодержащие органические соединения»

 в 9 классе:

«Теория электролитической диссоциации», «Азот и фосфор» «Углерод и кремний», «Общие свойства металлов»

 в 11 классе:

«Обобщение по курсу органической химии»

«Периодический закон и периодическая система химических элементов Л.И.Менделеева», «Металлы», «Неметаллы»

В 8 классе «Первоначальные химические понятия», «Основные классы неорганических соединений»