РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 6-11 КЛАССЫ

Ширяева Татьяна Александровна

6-9 КЛ.Линия Кравченко-Певцова

10-11Линия Боголюбов-Лазебникова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rpob-vo_6.doc53 КБ
Microsoft Office document icon rp_ob-vo_7.doc52.5 КБ
Microsoft Office document icon rp_ob-e_8.doc60.5 КБ
Microsoft Office document icon rp_obshch-e_9kl.doc52.5 КБ
Microsoft Office document icon ob-vo10kl.doc177 КБ
Microsoft Office document icon rpobshchestvo_11_kl_profil.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Класс – 6

Количество часов в неделю – 1, в год – 34

Учебник –  Кравченко А.И.,Певцова Е.А. Обществознание.,-9-е изд.,М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2007

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена в соответсвии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта,на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию, примерным базисным учебным планом,программы курса «Обществознание» для 5-7 классов под редакцией Кравченко А.И.,Хромова И.С.,2006 г.

Цель курса:

  • сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной;
  • формировать учебно-исследовательские умения учащихся при изучении нового материала
  • формировать умение аргументировано высказывать свою точку зрения, вести диалог, общаться со сверстниками
  • формировать гражданский патриотизм.
  • Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:

Задачами курса :

  • познакомить учащихся с понятием «общество», «природа», «коллектив», «личность»;
  • почувствовать себя частью общества и его будущим;
  • научить выявлять отличительные черты характера;
  • использовать сильные стороны своего характера в своей деятельности;
  • прививать любовь к  Родине;

 

II.Основное содержание

Общество и человек. (7ч.)

Что такое общество? Происхождение и развитие человека. Исторические ступени развития общества. Современное общество. Человечество как сумма поколений. Человек,общество,природа.

Экономическая сфера общества.(7ч.)

Что такое экономика?Рынок.Что такое приедпринимательство и бизнес?Домашнее хозяйство. Экономическая деятельность подростков. Труд с точки зрения закона.

Социальная сфера общества.(4ч.)

Социальная структура общества. Семья. Правила и нормы поведения в обществе.

Политика и право.(6ч.)

Государство и граждане. Право на службе человека. Конституция-основной закон страны. Право и правопорядок. Как защититься от несправедливости.

Духовная сфера общества(4ч.)

Наука и образование. Мораль. Идеалы и ценности.

Ребенок в обществе(6ч.)

Ребенок в семье. Взаимоотношения детей и родителей. Ребенок в школе. Друзья и ровесники.

III.Требования к уровню подготовки учащихся в 6 классе

В результате изучения курса обществознания учащиеся должны

знать/понимать:

  • основные понятия и термины;
  • основные черты всех сфер жизни общества;
  • о характере взаимоотношения между подростком и остальными социальными группами;
  • свои права и обязанности;

Уметь:

  • применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера;
  • получать социальную информацию из разнообразных источников;
  • ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом, находить ответы на вопросы;

 

IV. Календарно-тематическое планирование

Дата

п/п

Тема урока

№ урока

Примечание

Общество и человек

1

Что такое общество?

1

2

Происхождение и развитие человека

2

3

Исторические ступени развития общества

3

4

Современное общество

4

5

Человечество как сумма поколений

5

6

Человек,общество,природа

6

7

Повторительно-обобщающий урок

7

Экономическая сфера общества

8

Что такое экономика?

1

9

Рынок

2

10

Что такое приедпринимательство и бизнес?

3

11

Домашнее хозяйство

4

12

Экономическая деятельность подростков

5

13

Труд с точки зрения закона

6

14

Повторительно-обобщающий урок

7

Социальная сфера общества

15

Социальная структура общества

1

16

Семья

2

17

Правила и нормы поведения в обществе

3

18

Повторительно-обобщающий урок

4

Политика и право

19

Государство и граждане

1

20

Право на службе человека

2

21

Конституция-основной закон страны

3

22

Право и правопорядок

4

23

Как защититься от несправедливости

5

24

Повторительно-обобщающий урок

6

Духовная сфера общества

25

Наука и образование

1

26

Мораль

2

27

Идеалы и ценности

3

28

Повторительно-обобщающий урок

4

Ребенок в обществе

29

Ребенок в семье

1

30

Взаимоотношения детей и родителей

2

31

Ребенок в школе

3

32

Друзья и ровесники

4

33

Повторительно-обобщающий урок

5

34

Итоговое повторение

6

V.Список литературы

1. Агафонов С.В. Программы курса обществознания .5-6 классы (ФГОС). М.: Русское слово,2012.

2.Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 6 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений, -9-е изд.,М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2007

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение,2010

4.Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под. Ред. В.В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение,2011.

5.Обществознание.6-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. О.А. Северина.- Волгоград : Учитель,2014.-287

6.Обществознание.6-11 классы: Формирование политических и социальных компетенций : системные, творческие задания / авт.-сост. Л.Л. Кочергина- Волгоград : Учитель,2013.- 138

Источники информации

1.Сайт министерсва образования и науки РФ: Электронный документ. Режим доступа:http://mon.gov.ru

2.Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт». Электронный документ. Режим доступа : http://standart.edu.ru

3.Современные образовательные технологии/ Под. Ред. Н. В. Бордовской. М. : Кнорус, 2011.

Средства обучения

1.Учебник — Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.-9-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС»,2007.-152

2.Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 класс. Сост. А.В. Поздеев.- М: ВАКО,2008.-160

3.Рабочая тетрадь по обществознанию. 6 класс. Под ред. Хромовой И. С.- 3-е изд.-М.: ООО «ТИД»Русское слово-РС»,2007.-64

4.Поурочные разработки по обществознанию: 6 класс.Под ред. Бияновой Е.Б.- М.:ВАКО,2008.-160

5.Мультимедийный тематический материал.



Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Класс – 7

Количество часов в неделю – 1, в год – 34

Учебник –  Кравченко А.И.,Певцова Е.А. Обществознание:учеб.для 7кл.общеобр.уч-й-7-е изд.-М.:ООО «ТИД»Русское слово-РС»,2007

Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена в соответсвии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта, на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию, примерным базисным учебным планом, программы курса «Обществознание» для 5-7 классов под редакцией Кравченко А.И.,Хромова И.С.,2006 г.

Цель курса:  

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

Задачи курса:

  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;
  • Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования;
  • Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных;
  • Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях;
  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

II. Основное содержание

Личность подростка.(10 часов)

Переходный возраст. Задачи и трудности подросткового возраста. Быть взрослым. Физические изменения у подростков. Психологический портрет личности:темперамент и характер. Психологический портрет личности: интеллект,эмоции и чувства.Самооценка подростка.. Лидер и его качества.

Подросток в социальной среде.(7 часов)

Социальная среда подростка. Подросток в группе. Межличностные отношения. «Мы» и «они».Мир знакомых и незнакомых людей.Социальный портрет молодежи.

Подросток и закон(5 часов)

Юридические границы подросткового возраста. Подросток как гражданин. Подросток и его права.Опасный путь преступной жизни.

Образ жизни подростков(7 часов)

Подросток в обществе риска. Проблема одиночества.Подростковая культура. Образ жизни. Досуг и отдых.Спорт.

Подросток и его жилая среда.(5 часов)

Город и село. Мой дом-мое жилище.

III. Требования к уровню  подготовки учащихся в 7 классе

 В результате изучения обществознания ученик должен:

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

 

 IV. Календарно-тематическое планирование

Дата

п/п

Тема урока

№ урока

Примечание

Личность подростка

1

Переходный возраст

1

2

Задачи и трудности подросткового возраста

2

3

Быть взрослым

3

4

Физические изменения у подростков

4

5

Психологический портрет личности:темперамент и характер

5

6

Психологический портрет личности: интеллект,эмоции и чувства

6

7

Самооценка подростка

7

8

Выдающаяся личность

8

9

Лидер и его качества

9

10

Повторительно-обобщающий урок

10

Подросток в социальной среде

11

Социальная среда подростка

1

12

Подросток в группе

2

13

Межличностные отношения

3

14

«Мы» и «они»

4

15

Мир знакомых и незнакомых людей

5

16

Социальный портрет молодежи

6

17

Повторительно-обобщающий урок

7

Подросток и закон

18

Юридические границы подросткового возраста

1

19

Подросток как гражданин

2

20

Подросток и его права

3

21

Опасный путь преступной жизни

4

22

Повторительно-обобщающий урок

5

Образ жизни подростков

23

Подросток в обществе риска

1

24

Проблема одиночества

2

25

Подростковая культура

3

26

Образ жизни

4

27

Досуг и отдых

5

28

Спорт

6

29

Повторительно-обобщающий урок

7

Подросток и его жилая среда

30

Город и село

1

31

Город и село

2

32

Мой дом-мое жилище

3

33

Мой дом-мое жилище

4

34

Итоговое повторение

5

V.Список литературы

1. Агафонов С.В. Программы курса обществознания .5-6 классы (ФГОС). М.: Русское слово,2012.

2.Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 7 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений, -7-е изд.,М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2007

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение,2010

4.Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под. Ред. В.В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение,2011.

5.Обществознание.6-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. О.А. Северина.- Волгоград : Учитель,2014.-287

6.Обществознание.6-11 классы: Формирование политических и социальных компетенций : системные, творческие задания / авт.-сост. Л.Л. Кочергина- Волгоград : Учитель,2013.- 138

Источники информации

1.Сайт министерсва образования и науки РФ: Электронный документ. Режим доступа:http://mon.gov.ru

2.Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт». Электронный документ. Режим доступа : http://standart.edu.ru

3.Современные образовательные технологии/ Под. Ред. Н. В. Бордовской. М. : Кнорус, 2011.

Средства обучения

1.Учебник — Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.-7-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС»,2007.-192

2.Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс. Сост. А.В. Поздеев.- М: ВАКО,2011.-96

3.Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 класс. Под ред. Хромовой И. С.- 3-е изд.-М.: ООО «ТИД»Русское слово-РС»,2007.-64

4.Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс.Под ред. Бияновой Е.Б.- М.:ВАКО,2008.-160

5.Мультимедийный тематический материал.



Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Класс – 8

Количество часов в неделю – 1, в год – 34

Учебник –  Кравченко А.И. Обществознание:уч.для 8кл.общеоб.уч-й-10-е изд-е-М.:ООО»ТИД «Русское слово-РС»,2009

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена в соответсвии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта,на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию, примерным базисным учебным планом,программы курса «Обществознание» для 8-9, 10-11классов под редакцией Кравченко А.И..,2013 г.

Цель курса:  

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

Задачи курса:

  •  Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
  • Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.
  • Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
  • Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

II. Основное содержание

Общество и человек(12 ч.)

Что такое общество. Человек, природа,общество. Типология обществ. Социальный прогресс и развитие общества. Личность и социальная среда. Потребности человека. Социализация и воспитание. Общение.

Экономическая сфера(12 ч.)

Что такое экономика?Товары и деньги. Спрос и предложение. Рынок,цена,конкуренция. Предпринимательство.Роль государства в экономике.Бюджет государства и семья.Труд.

Социальная сфера(10 ч.)

Социальная структура. Социальная стратификация. Богатые. Бедные. Этнос:нации и народности. Межнациональные отношения. Конфликты в обществе.Семья.

III.Требования к уровню подготовки в 8 классе

 В результате изучения обществознания ученик должен:

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  1. сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  2. владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  3. выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
  4. на  использование элементов причинно-следственного анализа;
  5. на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  6. на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  7. на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  8. на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  9. на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  10. на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  11. на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

 IV.  Календарно-тематическое планирование

Дата

п/п

Тема урока

№ урока

Примечание

Общество и человек

1

Что такое общество

1

2

Что такое общество

2

3

Человек, природа,общество

3

4

Типология обществ

4

5

Типология обществ

5

6

Социальный прогресс и развитие общества

6

7

Личность и социальная среда

7

8

Личность и социальная среда

8

9

Потребности человека

9

10

Социализация и воспитание

10

11

Социализация и воспитание

11

12

Повторительно-обобщающий урок

12

Экономическая сфера

13

Что такое экономика?

1

14

Товары и деньги

2

15

Товары и деньги

3

16

Спрос и предложение

4

17

Рынок,цена,конкуренция

5

18

Рынок,цена,конкуренция

6

19

Предпринимательство

7

20

Предпринимательство

8

21

Роль государства в экономике

9

22

Бюджет государства и семья

10

23

Труд

11

24

Повторительно-обобщающий урок

12

Социальная сфера

25

Социальная структура

1

26

Социальная стратификация

2

27

Богатые

3

28

Бедные

4

29

Этнос:нации и народности

5

30

Межнациональные отношения

6

31

Конфликты в обществе

7

32

Семья

8

33

Повторительно-обобщающий урок

9

34

Итоговый урок

10

V.Список литературы

1. Агафонов С.В. Программы курса обществознания .5-6 классы (ФГОС). М.: Русское слово,2012.

2.Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 8 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений, -10-е изд.,М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2009

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение,2010

4.Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под. Ред. В.В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение,2011.

5.Обществознание.6-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. О.А. Северина.- Волгоград : Учитель,2014.-287

6.Обществознание.6-11 классы: Формирование политических и социальных компетенций : системные, творческие задания / авт.-сост. Л.Л. Кочергина- Волгоград : Учитель,2013.- 138

Источники информации

1.Сайт министерсва образования и науки РФ: Электронный документ. Режим доступа:http://mon.gov.ru

2.Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт». Электронный документ. Режим доступа : http://standart.edu.ru

3.Современные образовательные технологии/ Под. Ред. Н. В. Бордовской. М. : Кнорус, 2011.

Средства обучения

1.Учебник — Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.-10-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС»,2009.-192

2.Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 8 класс. Сост. А.В. Поздеев.- М: ВАКО,2011.-96

3.Рабочая тетрадь по обществознанию. 8 класс. Под ред. Хромовой И. С.- 3-е изд.-М.: ООО «ТИД»Русское слово-РС»,2009.-64

4.Поурочные разработки по обществознанию: 8 класс.Под ред. Бияновой Е.Б.- М.:ВАКО,2008.-160

5.Мультимедийный тематический материал.



Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Класс – 9

Количество часов в неделю – 1, в год – 34

Учебник –  Кравченко А.И.,Певцова Е.А.»Обществознание»,уч-к для 9кл.общеобр.уч-й.-7-е изд.-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2007

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена в соответсвии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта,на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию, примерным базисным учебным планом,программы курса «Обществознание» для 8-9, 10-11 классов под редакцией Кравченко А.И.,2013 г.

Цель курса:  содействовать формированию у учащихся, детей старшего подросткового возраста, целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции.

Задачи курса:

  • обучить людей правилам пользования научными инструментами, теориями и методами,
  1. сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности,
  2. воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию,

подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе.

II. Основное содержание

Политическая сфера.(12 ч.)

Власть. Государство.Национально-государственное устройство. Формы правления. Политические режимы. Гражданское общество. Правовое государство. Голосование,выборы,референдум. Политические партии.

Человек и его права(12 ч.)

Право. Закон и власть. Конституция. Право и имущественные отношения. Потребитель и его права.Труд и право.Право,семья,ребенок. Преступление.

Духовная сфера(10 ч.)

Что такое культура? Культурные нормы.Формы культуры. Религия. Искусство.Образование.Наука.

III.Требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе

 В результате изучения обществознания ученик должен:

знать/понимать:

  • Влияние: понятие, формы, способы, власть, авторитет;
  • Причины зарождения государства, его функции, основные признаки;
  • Факты подтверждающие процессы объединения и отделения наций;
  • Сущность форм правления, сущность демократической формы правления, характеристику политической системы государства;
  • Политические режимы: понятие, типы и формы;
  • Понятие гражданского общества, пути становления гражданского общества, институты гражданства, признаки правового государства;
  • Основные формы участия граждан в политической жизни страны, процедуру выборов, роль референдума в общественной жизни;
  • Основные признаки политических партий, функции и роль;
  • Роль права в системе социальных норм, отрасли права, нормы права;
  • Историю отношений власти и закона, систему высших органов власти в РФ, принципы разделения властей;
  • Понятие, структуру конституции;
  • Правовое регулирование имущественных отношений;
  • Предмет трудового права, семейного права, основные нормативные документы, права и обязанности супругов, родителей и детей;
  • Основные виды юридической ответственности; особенности наказания несовершеннолетних;
  • Многозначность понятия культура, правила этикета, понятие культурной нормы, виды культурных норм, особенности молодежной субкультуры;
  • Что такое религия, виды религий; особенности мировых религий;
  • Объекты и субъекты художественной культуры, функции культуры и искусства;
  • Что представляет собой образование как институт общества, структуру современного образования; права и обязанности участников учебного процесса;
  • Функции науки, классификацию наук.

уметь:

  • Анализировать ситуации связанные с деятельностью власти;
  • Уметь сравнивать формы правления6 республику и монархию;
  • Объяснять особенности политических режимов;
  • Объяснять особенности форм участия граждан в политической жизни общества;
  • Сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий;
  • Объяснять сущность разделения властей;
  • Называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения, приводить примеры прав потребителя и способы их защиты;
  • Характеризовать трудовое право, правовой статус несовершеннолетних;
  • Давать правовую характеристику брачно-семейных отношений;
  • Анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением;

 

 IV. Календарно-тематическое планирование

Дата

п/п

Тема урока

№ урока

Примечание

Политическая сфера

1

Власть

2

Государство

3

Национально-государственное устройство.

4

Формы правления

5

Формы правления

6

Политические режимы.

7

Гражданское общество

8

Правовое государство

9

Голосование,выборы,референдум

10

Политические партии

11

Политические партии

12

Повторительно-обощающий урок

Человек и его права

13

Право

14

Закон и власть

15

Конституция

16

Конституция

17

Право и имущественные отношения

18

Право и имущественные отношения

19

Потребитель и его права

20

Потребитель и его права

21

Труд и право

22

Право,семья,ребенок

23

Преступление

24

Повторительно-обобщающий урок

Духовная сфера

25

Что такое культура?

26

Культурные нормы

27

Формы культуры

28

Религия

29

Религия

30

Искусство

31

Образование

32

Наука

33

Повторительно-обобщающий урок

34

 Итоговое повторение

V.Список литературы

1. Агафонов С.В. Программы курса обществознания .5-6 классы (ФГОС). М.: Русское слово,2012.

2.Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 9 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений, -7-е изд.,М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2007

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение,2010

4.Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под. Ред. В.В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение,2011.

5.Обществознание.6-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. О.А. Северина.- Волгоград : Учитель,2014.-287

6.Обществознание.6-11 классы: Формирование политических и социальных компетенций : системные, творческие задания / авт.-сост. Л.Л. Кочергина- Волгоград : Учитель,2013.- 138

Источники информации

1.Сайт министерсва образования и науки РФ: Электронный документ. Режим доступа:http://mon.gov.ru

2.Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт». Электронный документ. Режим доступа : http://standart.edu.ru

3.Современные образовательные технологии/ Под. Ред. Н. В. Бордовской. М. : Кнорус, 2011.

Средства обучения

1.Учебник — Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.-7-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС»,2009.-192

2.Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 9 класс. Сост. А.В. Поздеев.- М: ВАКО,2012.-96

3.Рабочая тетрадь по обществознанию. 9 класс. Под ред. Хромовой И. С.- 3-е изд.-М.: ООО «ТИД»Русское слово-РС»,2009.-64

4.Поурочные разработки по обществознанию: 9 класс.Под ред. Пивцовой А.Е..- М.:ВАКО,2008.-136

5.Мультимедийный тематический материал.



Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Класс – 10

Количество часов в неделю – 3, в год – 102

Учебник –  Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, «Обществознание»:учеб.для общеобр.учреждений-профильный уровень,-М.:Просвещение,2012

  1. Настоящая программа по обществознанию составлена на основе компонента федерального  государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень)  и авторской программы  "Обществознание.10—11 классы, профильный уровень" (210 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук("Просвещение".2007 год). Рабочая программа ориентирована на 11 класс, рассчитана на 102 учебных часа из расчёта 3 часа в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.

Цель курса:  содействовать формированию у учащихся, детей старшего подросткового возраста, целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции.

Задачи курса:

  • обучить людей правилам пользования научными инструментами, теориями и методами,
  1. сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности,
  2. воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию,

подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе.

II.Основное содержание

Введение

Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность(15 часов)

Наука и философия. Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях. Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время.Из истории русской философской мысли. Деятельность в социально-гуманитарной сфереи профессиональный

выбор.

Общество и человек.(24 часа)

Происхождение человека и становление общества. Сущность человека как проблема философии.Общество и общественные отношения. Общество как развивающаяся система. Типология общества. Историческое развитие человечества: поиск социальной макротеории. Исторический процесс. Проблема общественного прогресса. Свобода в деятельности человека.

Деятельность как способ существования людей(12 часов)

Деятельность людей и ее многообразие. Содержание и форма духовной деятельности. Трудовая деятельность. Политическая деятельность.

Сознание и познание(23 часа)

Проблема познаваемости мира. Истина и ее критерии. Многообразие путей познания мира. Научное познание. Социальное познание. Знание и сознание. Самопознание и развитие личности.

Личность. Межличностные отношения(26 часов)

Индивид.Индивидуальность.Личность.Возраст и становление личности. Направленность личности. Общение как обмен информации. Общение как взаимодействие. Общение как понимание. Малые группы. Групповая сплоченность и конформное поведение. Групповая дифференциация и лидерство. Семья как малая группа. Антисоциальные и криминальные молодежные группы. Конфликты в межличностных отношениях.

 III.Требования к уровню подготовки учащихся в 10 классе

знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

 

 IV.  Календарно-тематическое планирование

Дата

п/п

Тема урока

№ урока

Примечание

Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность

1

Введение

1

2

Наука и философия

2

3

Естественно-научные знания

3

4

Гуманитарные знания

4

5

Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях

5

6

Древнеиндийская философия

6

7

Древнекитайская философия

7

8

Философия Древней Греции

8

9

Миф,сказка,предание

9

10

Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время

10

11

Из истории русской философской мысли

11

12

Философские искания 19 века

12

13

Философская мысль в России 20 века

13

14

Деятельность в социально-гуманитарной сфереи профессиональный

выбор

14

15

Деятельность в социально-гуманитарной сфереи профессиональный

выбор.

15

16

Повторительно-обобщающий урок

16

Общество и человек

17

Происхождение человека и становление общества.

1

18

Человечество как результат биологической и социокультурной революции

2

19

Становление культуры

3

20

Сущность человека как проблема философии

4

21

Человек-биосоциальная система

5

22

Социальная сущность деятельности

6

23

Общество и общественные отношения

7

24

Общество и природа

8

25

«Вторая природа»

9

26

Общественные отношения

10

27

Культура как духовное оснащение личности

11

28

Общество как развивающаяся система

12

29

Типология общества

13

30

Традиционное общество

14

31

Индустриальное общество

15

32

Современное общество

16

33

Восток и Запад:в диалоге культур

17

34

Историческое развитие человечества: поиск социальной макротеории

18

35

Теория общественно-экономических формация

19

36

Теория постиндустриального общества

20

37

Исторический процесс

21

38

Проблема общественного прогресса

22

39

Свобода в деятельности человека

23

40

Повторительно-обобщающий урок

24

Деятельность как способ существования людей

41

Деятельность людей и ее многообразие

1

42

Потребности и интересы

2

43

Виды деятельности

3

44

Содержание и форма духовной деятельности

4

45

Духовная жизнь общества

5

46

Духовный мир человека

6

47

Символическая природа культуры

7

48

Трудовая деятельность

8

49

Трудовая деятельность

9

50

Политическая деятельность

10

51

Политическая деятельность

11

52

Повторительно-обобщающий урок

12

Сознание и познание

53

Проблема познаваемости мира

1

54

Бытие и познание

2

55

Познание как деятельность

3

56

Чувственное познание

4

57

Чувственное познание

5

58

Рациональное познание

6

59

Рациональное познание

7

60

Истина и ее критерии

8

61

Абсолютная истина

9

62

Относительная истина

10

63

Истина и заблуждение

11

65

Многообразие путей познания мира

12

66

Народная мудрость и здравый смысл

13

67

Познание средствами искусства

14

68

Вненаучное знание

15

69

Научное познание

16

70

Два уровня научного знания

17

71

Научные революции и мышление

18

72

Социальное познание

19

73

Социальное познание

20

74

Знание и сознание

21

75

Самопознание и развитие личности

22

76

Повторительно-обобщающий урок

23

Личность. Межличностные отношения

77

Индивид

1

78

Индивидуальность

2

79

Личность

3

80

Возраст и становление личности

4

81

Направленность личности

5

82

Социальные установки

6

83

Общение как обмен информации

7

84

Невербальное общение

8

85

Общение как взаимодействие

9

86

Особенности общения в юношеском возрасте

10

87

Общение как понимание

11

88

Стереотипы

12

89

Малые группы

13

90

Виды малых групп

14

91

Групповая сплоченность и конформное поведение.

15

92

Групповая дифференциация и лидерство

16

93

Конформность

17

94

Семья как малая группа

18

95

Воспитание в семье

19

96

Антисоциальные и криминальные молодежные группы

20

97

Субкультуры

21

98

Конфликты в межличностных отношениях

22

99

Структура и динамика конфликта

23

100

Разрешение конфликтов

24

101

Повторительно-обобщающий урок

25

102

Итоговое повторение

26

V.Список литературы

1. Агафонов С.В. Программы курса обществознания .5-6 классы (ФГОС). М.: Русское слово,2012.

2.Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, «Обществознание»:учеб.для общеобр.учреждений-профильный уровень,-М.:Просвещение,2012

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение,2010

4.Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под. Ред. В.В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение,2011.

5.Обществознание.6-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. О.А. Северина.- Волгоград : Учитель,2014.-287

6.Обществознание.6-11 классы: Формирование политических и социальных компетенций : системные, творческие задания / авт.-сост. Л.Л. Кочергина- Волгоград : Учитель,2013.- 138

7.Обществознание .10 класс: проблемные вопросы,задания,задачи/ авт.-сост. Н.Г. Кривцова — Волгоград : Учитель,2014.-191

Источники информации

1.Сайт министерсва образования и науки РФ: Электронный документ. Режим доступа:http://mon.gov.ru

2.Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт». Электронный документ. Режим доступа : http://standart.edu.ru

3.Современные образовательные технологии/ Под. Ред. Н. В. Бордовской. М. : Кнорус, 2011.

Средства обучения

1.Учебник-Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, «Обществознание»:учеб.для общеобр.учреждений-профильный уровень,-М.:Просвещение,2012

2.

3.Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию.10 кл.- М.: ВАКО,2014.-288

4.

5.Мультимедийный тематический материал.



Предварительный просмотр:

  1. I. Пояснительная записка
  2.      Настоящая программа по обществознанию составлена на основе компонента федерального   государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень)  и авторской программы  "Обществознание.10—11 классы, профильный уровень" (210 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук("Просвещение".2007 год). Рабочая программа ориентирована на 11 класс, рассчитана на 102 учебных часа из расчёта 3 часа в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.
  3.       Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.

      Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.

         Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Цели и задачи:

Цель данного курса - сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.

Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.

Задачи:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека , ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

   50% учебного времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. К этому добавляется время из резерва, выделенного для каждого года обучения. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
  • участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;
  • осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
  • подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
  • осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
  • Тема 6 «Социальное развитие современного общества» базируется на теоретических обобщениях и эмпирических данных социологической науки. Здесь, так же как и в других темах курса, структурный анализ (выделение основных социальных групп, социальных институтов) сочетается с раскрытием значимых процессов и изменений в этой сфере жизни общества (рост социальной мобильности, тенденции в развитии современной семьи, демографические процессы и т. п.). Специальное внимание уделяется вопросу регулирующей роли социальных норм. Акцент сделан и на тех аспектах, которые представляют особый интерес для старшеклассников: молодежь в современном обществе, специфика ее субкультуры, социальные роли в юношеском возрасте.
  •       Тема 7 «Политическая жизнь современного общества» на основе политической науки — политологии — дает многоаспектную системную характеристику политической сферы жизни общества. Рассматриваются важнейшие политические институты, субъекты политики, особенности их воздействия на политический процесс. Значительное внимание уделяется роли личности в политике, проблемам политического участия и политического поведения.
  •       Тема 8 «Духовная культура» с опорой на философию и социологию характеризует существенные черты различных областей духовной жизни человека и общества. В ней освещаются роль духовной культуры в общественном развитии, ее значение для становления человеческого в человеке. Раскрывается необходимость сохранения ценностей отечественной и мировой культуры, их освоения и обогащения каждым новым поколением людей.
  •       Тема 9 «Современный этап мирового развития» завершает изучение курса. От философского осмысления общества как целого, через анализ его отдельных структур, институтов, форм развития в отдельных областях, внимание старшеклассников вновь обращается к обществу в его целостности, в его конкретной полноте и временной определенности. В центре внимания — основные тенденции развития современного общества, возможные перспективы будущего человечества.    
  1. II. Основное содержание

Т е м а  1. Социальное развитие современного общества (28 ч)

      Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.

      Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.

      Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.

      Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.

      Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.

      Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.

      Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.

      Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.

      Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.

      Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.

      Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.

      Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.

      Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.

Т е м а  2. Политическая жизнь современного общества (28 ч)

      Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.

      Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.

      Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.

      Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.

      Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.

      Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.

      Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.

      Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.

      Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).

      Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.

      Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.

      Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.

      Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.

      Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.

Т е м а  3. Духовная культура (16 ч)

      Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.

      Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.

      Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.

      Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.

      Наука. Функции современной науки. Этика науки.

      Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.

      Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.

      Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.

Т е м а  4. Современный этап мирового развития (8 ч)

      Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.

      Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.

      Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.

      Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.

III.Требования к уровню подготовки учащихся в 11 классе:

    Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами  являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • исследование реальных связей и зависимостей;
  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  • объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
  • отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
  • передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • владение навыками редактирования текста;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»);
  • формулирование полученных результатов;
  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
  • Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
  1. II. Основное содержание

Т е м а  1. Социальное развитие современного общества (28 ч)

      Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.

      Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.

      Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.

      Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.

      Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.

      Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.

      Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.

      Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.

      Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.

      Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.

      Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.

      Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.

      Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.

Т е м а  2. Политическая жизнь современного общества (28 ч)

      Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.

      Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.

      Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.

      Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.

      Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.

      Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.

      Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.

      Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.

      Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).

      Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.

      Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.

      Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.

      Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.

      Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.

Т е м а  3. Духовная культура (16 ч)

      Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.

      Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.

      Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.

      Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.

      Наука. Функции современной науки. Этика науки.

      Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.

      Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.

      Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.

Т е м а  4. Современный этап мирового развития (8 ч)

      Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.

      Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.

      Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.

      Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.

IV.Календарно-тематическое планирование

Дата

п/п

Тема урока

№ урока

Примечание

1

Введение

1

Тема 1. Социальное развитие современного общества ( 34 часа)

 2

Понятие «социальной стратификации»

1

 3

Социальная стратификация по Марксу

 2

 

 4

Социальная стратификация по Веберу

3

 5

Социальная мобильность и «социальные лифты»

4

 6

Люмпены и маргиналы

5

 7

Тенденции в развитии социальных отношений

6

8

Что такое социальный институт?

7

9

Типы социальных институтов

8

10

Функции социальных институтов

9

11

Социальная инфраструктура

10

12

Экономика как подсистема общества

11

13

Экономика и уровень жизни

12

14

Экономика и социальная структура общества

13

15

Экономика и политика

14

16

Экономика и культура

15

17

Социальные статусы

16

18

Социальные роли

17

19

Социализация

18

20

Социальные ценности и нормы

19

21

Социальные ценности и нормы

20

22

Отклоняющееся поведение

21

 23

Преступность и социальный контроль

22

 24

Социальные интересы

 23

 25

Формы социального взаимодействия

 24

 26

Этнос и нация

 25

 27

Межэтнические  отношения и национальная политика

 26

 28

Демография современной России

 27

 29

Институт семьи и брака

 28

 

 30

Тенденции в развитии современной семьи

29

31

Быт и бытовые отношения

30

32

Молодежь в современном обществе

31

33

Социальная структура российского общества

32

34

 Повторительно-обобщающий урок

33

35

Тренинг ЕГЭ

34

Глава 2. Политическая жизнь  современного общества (29 часов)

36

Политическая система

1

 37

Политический режим

2

 38

Демократия

3

 39

Государство в политической системе

4

 40

Государство в политической системе

5

 41

Гражданское общество

6

 42

Правовое государство

7

43

Роль СМИ в политической жизни

8

 44

Политическое сознание

 9

 45

Политическая идеология

 10

46

Политическая психология

 11

47

Политическое поведение

12

48

Политические партии

 13

 49

Политические движения

 14

50

Тенденции развития политических партий и движений

 15

 51

Политическая элита

 16

 52

Политическое лидерство

 17

53

Группы давления

 18

 54

Избирательные системы

 19

 55

Избирательная кампания

 20

 56

Политические технологии избирателя

 21

 57

Человек в политической жизни

 22

 58

Политическая культура

 23

 

 59

Политический конфликт

 24

60

Политический конфликт

25

61

Политический процесс

26

62

Политический процесс

27

63

Повторительно-обобщающий урок

28

64

Тренинг ЕГЭ

29

Глава 3. Духовная культура ( часов) 

 65

 Материальная и духовная культура

1

 66

 Духовное развитие общества

2

 67

 Субкультуры

3

 68

 Контркультуры

 4

 

 69

 Проблема многообразия культур

5

 70

 Диалог культур и толерантность

 6

 71

 Духовный мир личности

 7

 72

 Мировоззрение

 8

 73

 Мораль

9

 74

 Нравственность

 10

 75

Наука

 11

 76

Наука

 12

 77

Образование

 13

 78

Образование

 14

 79

 Религия как одна из форм культуры

 15

 80

 Роль религии в жизни общества

16

81

 Мировые религии

 17

 82

 Принцип свободы совести

 18

 83

 Искусство и его функции

 19

84

Структура искусства

20

85

Массовая культура

21

86

Массовая культура в России

22

87

СМИ и массовая культура

23

88

Повторительно-обобщающий урок

24

Глава 4. Современный этап мирового развития (10 часов) 

89

 Многообразие современного мира

1

 

90

 Особенности традиционных обществ

 2

91

 Индустриальное общество

 3

92

 Постиндустриальное общество

 4

93

Глобализация и ее последствия

 5

94

Сетевые структуры в современной мировой политике

 6

95

Сетевые структуры в современной мировой политике

 7

96

Целостность и противоречивость современного мира

8

97

Повторительно-обощающий урок

9

98

Итоговое повторение

10

99

Резервный урок

11

100

Резервный урок

12

101

Резервный урок

13

102

Резервный урок

14

V.Список литературы

1. Агафонов С.В. Программы курса обществознания .5-6 классы (ФГОС). М.: Русское слово,2012.

2.Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, «Обществознание»:учеб.для общеобр.учреждений-профильный уровень,-М.:Просвещение,2012

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение,2010

4.Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под. Ред. В.В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение,2011.

5.Обществознание.6-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. О.А. Северина.- Волгоград : Учитель,2014.-287

6.Обществознание.6-11 классы: Формирование политических и социальных компетенций : системные, творческие задания / авт.-сост. Л.Л. Кочергина- Волгоград : Учитель,2013.- 138

7.Обществознание .11 класс: формирование учебных компетенций : деятельностный подход/ авт.-сост. Р.Я. Молодецкий — Волгоград : Учитель,2009.-149

Источники информации

1.Сайт министерсва образования и науки РФ: Электронный документ. Режим доступа:http://mon.gov.ru

2.Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт». Электронный документ. Режим доступа : http://standart.edu.ru

3.Современные образовательные технологии/ Под. Ред. Н. В. Бордовской. М. : Кнорус, 2011.

Средства обучения

1.Учебник-Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, «Обществознание»:учеб.для общеобр.учреждений-профильный уровень,-М.:Просвещение,2012

2.

3.Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию.11 кл.- М.: ВАКО,2010.-288

4.

5.Мультимедийный тематический материал.