РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 6-11 КЛАССЫ
6-9 КЛ.Линия Кравченко-Певцова
10-11Линия Боголюбов-Лазебникова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpob-vo_6.doc | 53 КБ |
rp_ob-vo_7.doc | 52.5 КБ |
rp_ob-e_8.doc | 60.5 КБ |
rp_obshch-e_9kl.doc | 52.5 КБ |
ob-vo10kl.doc | 177 КБ |
rpobshchestvo_11_kl_profil.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Класс – 6
Количество часов в неделю – 1, в год – 34
Учебник – Кравченко А.И.,Певцова Е.А. Обществознание.,-9-е изд.,М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2007
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена в соответсвии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта,на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию, примерным базисным учебным планом,программы курса «Обществознание» для 5-7 классов под редакцией Кравченко А.И.,Хромова И.С.,2006 г.
Цель курса:
- сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной;
- формировать учебно-исследовательские умения учащихся при изучении нового материала
- формировать умение аргументировано высказывать свою точку зрения, вести диалог, общаться со сверстниками
- формировать гражданский патриотизм.
- Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:
Задачами курса :
- познакомить учащихся с понятием «общество», «природа», «коллектив», «личность»;
- почувствовать себя частью общества и его будущим;
- научить выявлять отличительные черты характера;
- использовать сильные стороны своего характера в своей деятельности;
- прививать любовь к Родине;
II.Основное содержание
Общество и человек. (7ч.)
Что такое общество? Происхождение и развитие человека. Исторические ступени развития общества. Современное общество. Человечество как сумма поколений. Человек,общество,природа.
Экономическая сфера общества.(7ч.)
Что такое экономика?Рынок.Что такое приедпринимательство и бизнес?Домашнее хозяйство. Экономическая деятельность подростков. Труд с точки зрения закона.
Социальная сфера общества.(4ч.)
Социальная структура общества. Семья. Правила и нормы поведения в обществе.
Политика и право.(6ч.)
Государство и граждане. Право на службе человека. Конституция-основной закон страны. Право и правопорядок. Как защититься от несправедливости.
Духовная сфера общества(4ч.)
Наука и образование. Мораль. Идеалы и ценности.
Ребенок в обществе(6ч.)
Ребенок в семье. Взаимоотношения детей и родителей. Ребенок в школе. Друзья и ровесники.
III.Требования к уровню подготовки учащихся в 6 классе
В результате изучения курса обществознания учащиеся должны
знать/понимать:
- основные понятия и термины;
- основные черты всех сфер жизни общества;
- о характере взаимоотношения между подростком и остальными социальными группами;
- свои права и обязанности;
Уметь:
- применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера;
- получать социальную информацию из разнообразных источников;
- ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом, находить ответы на вопросы;
IV. Календарно-тематическое планирование
Дата | № п/п | Тема урока | № урока | Примечание |
Общество и человек | ||||
1 | Что такое общество? | 1 | ||
2 | Происхождение и развитие человека | 2 | ||
3 | Исторические ступени развития общества | 3 | ||
4 | Современное общество | 4 | ||
5 | Человечество как сумма поколений | 5 | ||
6 | Человек,общество,природа | 6 | ||
7 | Повторительно-обобщающий урок | 7 | ||
Экономическая сфера общества | ||||
8 | Что такое экономика? | 1 | ||
9 | Рынок | 2 | ||
10 | Что такое приедпринимательство и бизнес? | 3 | ||
11 | Домашнее хозяйство | 4 | ||
12 | Экономическая деятельность подростков | 5 | ||
13 | Труд с точки зрения закона | 6 | ||
14 | Повторительно-обобщающий урок | 7 | ||
Социальная сфера общества | ||||
15 | Социальная структура общества | 1 | ||
16 | Семья | 2 | ||
17 | Правила и нормы поведения в обществе | 3 | ||
18 | Повторительно-обобщающий урок | 4 | ||
Политика и право | ||||
19 | Государство и граждане | 1 | ||
20 | Право на службе человека | 2 | ||
21 | Конституция-основной закон страны | 3 | ||
22 | Право и правопорядок | 4 | ||
23 | Как защититься от несправедливости | 5 | ||
24 | Повторительно-обобщающий урок | 6 | ||
Духовная сфера общества | ||||
25 | Наука и образование | 1 | ||
26 | Мораль | 2 | ||
27 | Идеалы и ценности | 3 | ||
28 | Повторительно-обобщающий урок | 4 | ||
Ребенок в обществе | ||||
29 | Ребенок в семье | 1 | ||
30 | Взаимоотношения детей и родителей | 2 | ||
31 | Ребенок в школе | 3 | ||
32 | Друзья и ровесники | 4 | ||
33 | Повторительно-обобщающий урок | 5 | ||
34 | Итоговое повторение | 6 |
V.Список литературы
1. Агафонов С.В. Программы курса обществознания .5-6 классы (ФГОС). М.: Русское слово,2012.
2.Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 6 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений, -9-е изд.,М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2007
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение,2010
4.Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под. Ред. В.В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение,2011.
5.Обществознание.6-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. О.А. Северина.- Волгоград : Учитель,2014.-287
6.Обществознание.6-11 классы: Формирование политических и социальных компетенций : системные, творческие задания / авт.-сост. Л.Л. Кочергина- Волгоград : Учитель,2013.- 138
Источники информации
1.Сайт министерсва образования и науки РФ: Электронный документ. Режим доступа:http://mon.gov.ru
2.Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт». Электронный документ. Режим доступа : http://standart.edu.ru
3.Современные образовательные технологии/ Под. Ред. Н. В. Бордовской. М. : Кнорус, 2011.
Средства обучения
1.Учебник — Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.-9-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС»,2007.-152
2.Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 класс. Сост. А.В. Поздеев.- М: ВАКО,2008.-160
3.Рабочая тетрадь по обществознанию. 6 класс. Под ред. Хромовой И. С.- 3-е изд.-М.: ООО «ТИД»Русское слово-РС»,2007.-64
4.Поурочные разработки по обществознанию: 6 класс.Под ред. Бияновой Е.Б.- М.:ВАКО,2008.-160
5.Мультимедийный тематический материал.
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Класс – 7
Количество часов в неделю – 1, в год – 34
Учебник – Кравченко А.И.,Певцова Е.А. Обществознание:учеб.для 7кл.общеобр.уч-й-7-е изд.-М.:ООО «ТИД»Русское слово-РС»,2007
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена в соответсвии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта, на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию, примерным базисным учебным планом, программы курса «Обществознание» для 5-7 классов под редакцией Кравченко А.И.,Хромова И.С.,2006 г.
Цель курса:
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
Задачи курса:
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;
- Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования;
- Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных;
- Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях;
- Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
II. Основное содержание
Личность подростка.(10 часов)
Переходный возраст. Задачи и трудности подросткового возраста. Быть взрослым. Физические изменения у подростков. Психологический портрет личности:темперамент и характер. Психологический портрет личности: интеллект,эмоции и чувства.Самооценка подростка.. Лидер и его качества.
Подросток в социальной среде.(7 часов)
Социальная среда подростка. Подросток в группе. Межличностные отношения. «Мы» и «они».Мир знакомых и незнакомых людей.Социальный портрет молодежи.
Подросток и закон(5 часов)
Юридические границы подросткового возраста. Подросток как гражданин. Подросток и его права.Опасный путь преступной жизни.
Образ жизни подростков(7 часов)
Подросток в обществе риска. Проблема одиночества.Подростковая культура. Образ жизни. Досуг и отдых.Спорт.
Подросток и его жилая среда.(5 часов)
Город и село. Мой дом-мое жилище.
III. Требования к уровню подготовки учащихся в 7 классе
В результате изучения обществознания ученик должен:
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
IV. Календарно-тематическое планирование
Дата | № п/п | Тема урока | № урока | Примечание |
Личность подростка | ||||
1 | Переходный возраст | 1 | ||
2 | Задачи и трудности подросткового возраста | 2 | ||
3 | Быть взрослым | 3 | ||
4 | Физические изменения у подростков | 4 | ||
5 | Психологический портрет личности:темперамент и характер | 5 | ||
6 | Психологический портрет личности: интеллект,эмоции и чувства | 6 | ||
7 | Самооценка подростка | 7 | ||
8 | Выдающаяся личность | 8 | ||
9 | Лидер и его качества | 9 | ||
10 | Повторительно-обобщающий урок | 10 | ||
Подросток в социальной среде | ||||
11 | Социальная среда подростка | 1 | ||
12 | Подросток в группе | 2 | ||
13 | Межличностные отношения | 3 | ||
14 | «Мы» и «они» | 4 | ||
15 | Мир знакомых и незнакомых людей | 5 | ||
16 | Социальный портрет молодежи | 6 | ||
17 | Повторительно-обобщающий урок | 7 | ||
Подросток и закон | ||||
18 | Юридические границы подросткового возраста | 1 | ||
19 | Подросток как гражданин | 2 | ||
20 | Подросток и его права | 3 | ||
21 | Опасный путь преступной жизни | 4 | ||
22 | Повторительно-обобщающий урок | 5 | ||
Образ жизни подростков | ||||
23 | Подросток в обществе риска | 1 | ||
24 | Проблема одиночества | 2 | ||
25 | Подростковая культура | 3 | ||
26 | Образ жизни | 4 | ||
27 | Досуг и отдых | 5 | ||
28 | Спорт | 6 | ||
29 | Повторительно-обобщающий урок | 7 | ||
Подросток и его жилая среда | ||||
30 | Город и село | 1 | ||
31 | Город и село | 2 | ||
32 | Мой дом-мое жилище | 3 | ||
33 | Мой дом-мое жилище | 4 | ||
34 | Итоговое повторение | 5 |
V.Список литературы
1. Агафонов С.В. Программы курса обществознания .5-6 классы (ФГОС). М.: Русское слово,2012.
2.Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 7 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений, -7-е изд.,М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2007
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение,2010
4.Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под. Ред. В.В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение,2011.
5.Обществознание.6-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. О.А. Северина.- Волгоград : Учитель,2014.-287
6.Обществознание.6-11 классы: Формирование политических и социальных компетенций : системные, творческие задания / авт.-сост. Л.Л. Кочергина- Волгоград : Учитель,2013.- 138
Источники информации
1.Сайт министерсва образования и науки РФ: Электронный документ. Режим доступа:http://mon.gov.ru
2.Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт». Электронный документ. Режим доступа : http://standart.edu.ru
3.Современные образовательные технологии/ Под. Ред. Н. В. Бордовской. М. : Кнорус, 2011.
Средства обучения
1.Учебник — Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.-7-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС»,2007.-192
2.Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс. Сост. А.В. Поздеев.- М: ВАКО,2011.-96
3.Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 класс. Под ред. Хромовой И. С.- 3-е изд.-М.: ООО «ТИД»Русское слово-РС»,2007.-64
4.Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс.Под ред. Бияновой Е.Б.- М.:ВАКО,2008.-160
5.Мультимедийный тематический материал.
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Класс – 8
Количество часов в неделю – 1, в год – 34
Учебник – Кравченко А.И. Обществознание:уч.для 8кл.общеоб.уч-й-10-е изд-е-М.:ООО»ТИД «Русское слово-РС»,2009
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена в соответсвии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта,на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию, примерным базисным учебным планом,программы курса «Обществознание» для 8-9, 10-11классов под редакцией Кравченко А.И..,2013 г.
Цель курса:
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
Задачи курса:
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
- Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.
- Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
- Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
- Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
II. Основное содержание
Общество и человек(12 ч.)
Что такое общество. Человек, природа,общество. Типология обществ. Социальный прогресс и развитие общества. Личность и социальная среда. Потребности человека. Социализация и воспитание. Общение.
Экономическая сфера(12 ч.)
Что такое экономика?Товары и деньги. Спрос и предложение. Рынок,цена,конкуренция. Предпринимательство.Роль государства в экономике.Бюджет государства и семья.Труд.
Социальная сфера(10 ч.)
Социальная структура. Социальная стратификация. Богатые. Бедные. Этнос:нации и народности. Межнациональные отношения. Конфликты в обществе.Семья.
III.Требования к уровню подготовки в 8 классе
В результате изучения обществознания ученик должен:
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
IV. Календарно-тематическое планирование
Дата | № п/п | Тема урока | № урока | Примечание |
Общество и человек | ||||
1 | Что такое общество | 1 | ||
2 | Что такое общество | 2 | ||
3 | Человек, природа,общество | 3 | ||
4 | Типология обществ | 4 | ||
5 | Типология обществ | 5 | ||
6 | Социальный прогресс и развитие общества | 6 | ||
7 | Личность и социальная среда | 7 | ||
8 | Личность и социальная среда | 8 | ||
9 | Потребности человека | 9 | ||
10 | Социализация и воспитание | 10 | ||
11 | Социализация и воспитание | 11 | ||
12 | Повторительно-обобщающий урок | 12 | ||
Экономическая сфера | ||||
13 | Что такое экономика? | 1 | ||
14 | Товары и деньги | 2 | ||
15 | Товары и деньги | 3 | ||
16 | Спрос и предложение | 4 | ||
17 | Рынок,цена,конкуренция | 5 | ||
18 | Рынок,цена,конкуренция | 6 | ||
19 | Предпринимательство | 7 | ||
20 | Предпринимательство | 8 | ||
21 | Роль государства в экономике | 9 | ||
22 | Бюджет государства и семья | 10 | ||
23 | Труд | 11 | ||
24 | Повторительно-обобщающий урок | 12 | ||
Социальная сфера | ||||
25 | Социальная структура | 1 | ||
26 | Социальная стратификация | 2 | ||
27 | Богатые | 3 | ||
28 | Бедные | 4 | ||
29 | Этнос:нации и народности | 5 | ||
30 | Межнациональные отношения | 6 | ||
31 | Конфликты в обществе | 7 | ||
32 | Семья | 8 | ||
33 | Повторительно-обобщающий урок | 9 | ||
34 | Итоговый урок | 10 |
V.Список литературы
1. Агафонов С.В. Программы курса обществознания .5-6 классы (ФГОС). М.: Русское слово,2012.
2.Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 8 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений, -10-е изд.,М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2009
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение,2010
4.Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под. Ред. В.В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение,2011.
5.Обществознание.6-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. О.А. Северина.- Волгоград : Учитель,2014.-287
6.Обществознание.6-11 классы: Формирование политических и социальных компетенций : системные, творческие задания / авт.-сост. Л.Л. Кочергина- Волгоград : Учитель,2013.- 138
Источники информации
1.Сайт министерсва образования и науки РФ: Электронный документ. Режим доступа:http://mon.gov.ru
2.Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт». Электронный документ. Режим доступа : http://standart.edu.ru
3.Современные образовательные технологии/ Под. Ред. Н. В. Бордовской. М. : Кнорус, 2011.
Средства обучения
1.Учебник — Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.-10-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС»,2009.-192
2.Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 8 класс. Сост. А.В. Поздеев.- М: ВАКО,2011.-96
3.Рабочая тетрадь по обществознанию. 8 класс. Под ред. Хромовой И. С.- 3-е изд.-М.: ООО «ТИД»Русское слово-РС»,2009.-64
4.Поурочные разработки по обществознанию: 8 класс.Под ред. Бияновой Е.Б.- М.:ВАКО,2008.-160
5.Мультимедийный тематический материал.
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Класс – 9
Количество часов в неделю – 1, в год – 34
Учебник – Кравченко А.И.,Певцова Е.А.»Обществознание»,уч-к для 9кл.общеобр.уч-й.-7-е изд.-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2007
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена в соответсвии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта,на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию, примерным базисным учебным планом,программы курса «Обществознание» для 8-9, 10-11 классов под редакцией Кравченко А.И.,2013 г.
Цель курса: содействовать формированию у учащихся, детей старшего подросткового возраста, целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции.
Задачи курса:
- обучить людей правилам пользования научными инструментами, теориями и методами,
- сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности,
- воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию,
подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе.
II. Основное содержание
Политическая сфера.(12 ч.)
Власть. Государство.Национально-государственное устройство. Формы правления. Политические режимы. Гражданское общество. Правовое государство. Голосование,выборы,референдум. Политические партии.
Человек и его права(12 ч.)
Право. Закон и власть. Конституция. Право и имущественные отношения. Потребитель и его права.Труд и право.Право,семья,ребенок. Преступление.
Духовная сфера(10 ч.)
Что такое культура? Культурные нормы.Формы культуры. Религия. Искусство.Образование.Наука.
III.Требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать:
- Влияние: понятие, формы, способы, власть, авторитет;
- Причины зарождения государства, его функции, основные признаки;
- Факты подтверждающие процессы объединения и отделения наций;
- Сущность форм правления, сущность демократической формы правления, характеристику политической системы государства;
- Политические режимы: понятие, типы и формы;
- Понятие гражданского общества, пути становления гражданского общества, институты гражданства, признаки правового государства;
- Основные формы участия граждан в политической жизни страны, процедуру выборов, роль референдума в общественной жизни;
- Основные признаки политических партий, функции и роль;
- Роль права в системе социальных норм, отрасли права, нормы права;
- Историю отношений власти и закона, систему высших органов власти в РФ, принципы разделения властей;
- Понятие, структуру конституции;
- Правовое регулирование имущественных отношений;
- Предмет трудового права, семейного права, основные нормативные документы, права и обязанности супругов, родителей и детей;
- Основные виды юридической ответственности; особенности наказания несовершеннолетних;
- Многозначность понятия культура, правила этикета, понятие культурной нормы, виды культурных норм, особенности молодежной субкультуры;
- Что такое религия, виды религий; особенности мировых религий;
- Объекты и субъекты художественной культуры, функции культуры и искусства;
- Что представляет собой образование как институт общества, структуру современного образования; права и обязанности участников учебного процесса;
- Функции науки, классификацию наук.
уметь:
- Анализировать ситуации связанные с деятельностью власти;
- Уметь сравнивать формы правления6 республику и монархию;
- Объяснять особенности политических режимов;
- Объяснять особенности форм участия граждан в политической жизни общества;
- Сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий;
- Объяснять сущность разделения властей;
- Называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения, приводить примеры прав потребителя и способы их защиты;
- Характеризовать трудовое право, правовой статус несовершеннолетних;
- Давать правовую характеристику брачно-семейных отношений;
- Анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением;
IV. Календарно-тематическое планирование
Дата | № п/п | Тема урока | № урока | Примечание |
Политическая сфера | ||||
1 | Власть | |||
2 | Государство | |||
3 | Национально-государственное устройство. | |||
4 | Формы правления | |||
5 | Формы правления | |||
6 | Политические режимы. | |||
7 | Гражданское общество | |||
8 | Правовое государство | |||
9 | Голосование,выборы,референдум | |||
10 | Политические партии | |||
11 | Политические партии | |||
12 | Повторительно-обощающий урок | |||
Человек и его права | ||||
13 | Право | |||
14 | Закон и власть | |||
15 | Конституция | |||
16 | Конституция | |||
17 | Право и имущественные отношения | |||
18 | Право и имущественные отношения | |||
19 | Потребитель и его права | |||
20 | Потребитель и его права | |||
21 | Труд и право | |||
22 | Право,семья,ребенок | |||
23 | Преступление | |||
24 | Повторительно-обобщающий урок | |||
Духовная сфера | ||||
25 | Что такое культура? | |||
26 | Культурные нормы | |||
27 | Формы культуры | |||
28 | Религия | |||
29 | Религия | |||
30 | Искусство | |||
31 | Образование | |||
32 | Наука | |||
33 | Повторительно-обобщающий урок | |||
34 | Итоговое повторение |
V.Список литературы
1. Агафонов С.В. Программы курса обществознания .5-6 классы (ФГОС). М.: Русское слово,2012.
2.Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 9 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений, -7-е изд.,М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2007
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение,2010
4.Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под. Ред. В.В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение,2011.
5.Обществознание.6-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. О.А. Северина.- Волгоград : Учитель,2014.-287
6.Обществознание.6-11 классы: Формирование политических и социальных компетенций : системные, творческие задания / авт.-сост. Л.Л. Кочергина- Волгоград : Учитель,2013.- 138
Источники информации
1.Сайт министерсва образования и науки РФ: Электронный документ. Режим доступа:http://mon.gov.ru
2.Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт». Электронный документ. Режим доступа : http://standart.edu.ru
3.Современные образовательные технологии/ Под. Ред. Н. В. Бордовской. М. : Кнорус, 2011.
Средства обучения
1.Учебник — Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.-7-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС»,2009.-192
2.Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 9 класс. Сост. А.В. Поздеев.- М: ВАКО,2012.-96
3.Рабочая тетрадь по обществознанию. 9 класс. Под ред. Хромовой И. С.- 3-е изд.-М.: ООО «ТИД»Русское слово-РС»,2009.-64
4.Поурочные разработки по обществознанию: 9 класс.Под ред. Пивцовой А.Е..- М.:ВАКО,2008.-136
5.Мультимедийный тематический материал.
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Класс – 10
Количество часов в неделю – 3, в год – 102
Учебник – Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, «Обществознание»:учеб.для общеобр.учреждений-профильный уровень,-М.:Просвещение,2012
- Настоящая программа по обществознанию составлена на основе компонента федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и авторской программы "Обществознание.10—11 классы, профильный уровень" (210 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук("Просвещение".2007 год). Рабочая программа ориентирована на 11 класс, рассчитана на 102 учебных часа из расчёта 3 часа в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.
Цель курса: содействовать формированию у учащихся, детей старшего подросткового возраста, целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции.
Задачи курса:
- обучить людей правилам пользования научными инструментами, теориями и методами,
- сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности,
- воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию,
подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе.
II.Основное содержание
Введение
Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность(15 часов)
Наука и философия. Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях. Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время.Из истории русской философской мысли. Деятельность в социально-гуманитарной сфереи профессиональный
выбор.
Общество и человек.(24 часа)
Происхождение человека и становление общества. Сущность человека как проблема философии.Общество и общественные отношения. Общество как развивающаяся система. Типология общества. Историческое развитие человечества: поиск социальной макротеории. Исторический процесс. Проблема общественного прогресса. Свобода в деятельности человека.
Деятельность как способ существования людей(12 часов)
Деятельность людей и ее многообразие. Содержание и форма духовной деятельности. Трудовая деятельность. Политическая деятельность.
Сознание и познание(23 часа)
Проблема познаваемости мира. Истина и ее критерии. Многообразие путей познания мира. Научное познание. Социальное познание. Знание и сознание. Самопознание и развитие личности.
Личность. Межличностные отношения(26 часов)
Индивид.Индивидуальность.Личность.Возраст и становление личности. Направленность личности. Общение как обмен информации. Общение как взаимодействие. Общение как понимание. Малые группы. Групповая сплоченность и конформное поведение. Групповая дифференциация и лидерство. Семья как малая группа. Антисоциальные и криминальные молодежные группы. Конфликты в межличностных отношениях.
III.Требования к уровню подготовки учащихся в 10 классе
знать/понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
IV. Календарно-тематическое планирование
Дата | № п/п | Тема урока | № урока | Примечание |
Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность | ||||
1 | Введение | 1 | ||
2 | Наука и философия | 2 | ||
3 | Естественно-научные знания | 3 | ||
4 | Гуманитарные знания | 4 | ||
5 | Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях | 5 | ||
6 | Древнеиндийская философия | 6 | ||
7 | Древнекитайская философия | 7 | ||
8 | Философия Древней Греции | 8 | ||
9 | Миф,сказка,предание | 9 | ||
10 | Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время | 10 | ||
11 | Из истории русской философской мысли | 11 | ||
12 | Философские искания 19 века | 12 | ||
13 | Философская мысль в России 20 века | 13 | ||
14 | Деятельность в социально-гуманитарной сфереи профессиональный выбор | 14 | ||
15 | Деятельность в социально-гуманитарной сфереи профессиональный выбор. | 15 | ||
16 | Повторительно-обобщающий урок | 16 | ||
Общество и человек | ||||
17 | Происхождение человека и становление общества. | 1 | ||
18 | Человечество как результат биологической и социокультурной революции | 2 | ||
19 | Становление культуры | 3 | ||
20 | Сущность человека как проблема философии | 4 | ||
21 | Человек-биосоциальная система | 5 | ||
22 | Социальная сущность деятельности | 6 | ||
23 | Общество и общественные отношения | 7 | ||
24 | Общество и природа | 8 | ||
25 | «Вторая природа» | 9 | ||
26 | Общественные отношения | 10 | ||
27 | Культура как духовное оснащение личности | 11 | ||
28 | Общество как развивающаяся система | 12 | ||
29 | Типология общества | 13 | ||
30 | Традиционное общество | 14 | ||
31 | Индустриальное общество | 15 | ||
32 | Современное общество | 16 | ||
33 | Восток и Запад:в диалоге культур | 17 | ||
34 | Историческое развитие человечества: поиск социальной макротеории | 18 | ||
35 | Теория общественно-экономических формация | 19 | ||
36 | Теория постиндустриального общества | 20 | ||
37 | Исторический процесс | 21 | ||
38 | Проблема общественного прогресса | 22 | ||
39 | Свобода в деятельности человека | 23 | ||
40 | Повторительно-обобщающий урок | 24 | ||
Деятельность как способ существования людей | ||||
41 | Деятельность людей и ее многообразие | 1 | ||
42 | Потребности и интересы | 2 | ||
43 | Виды деятельности | 3 | ||
44 | Содержание и форма духовной деятельности | 4 | ||
45 | Духовная жизнь общества | 5 | ||
46 | Духовный мир человека | 6 | ||
47 | Символическая природа культуры | 7 | ||
48 | Трудовая деятельность | 8 | ||
49 | Трудовая деятельность | 9 | ||
50 | Политическая деятельность | 10 | ||
51 | Политическая деятельность | 11 | ||
52 | Повторительно-обобщающий урок | 12 | ||
Сознание и познание | ||||
53 | Проблема познаваемости мира | 1 | ||
54 | Бытие и познание | 2 | ||
55 | Познание как деятельность | 3 | ||
56 | Чувственное познание | 4 | ||
57 | Чувственное познание | 5 | ||
58 | Рациональное познание | 6 | ||
59 | Рациональное познание | 7 | ||
60 | Истина и ее критерии | 8 | ||
61 | Абсолютная истина | 9 | ||
62 | Относительная истина | 10 | ||
63 | Истина и заблуждение | 11 | ||
65 | Многообразие путей познания мира | 12 | ||
66 | Народная мудрость и здравый смысл | 13 | ||
67 | Познание средствами искусства | 14 | ||
68 | Вненаучное знание | 15 | ||
69 | Научное познание | 16 | ||
70 | Два уровня научного знания | 17 | ||
71 | Научные революции и мышление | 18 | ||
72 | Социальное познание | 19 | ||
73 | Социальное познание | 20 | ||
74 | Знание и сознание | 21 | ||
75 | Самопознание и развитие личности | 22 | ||
76 | Повторительно-обобщающий урок | 23 | ||
Личность. Межличностные отношения | ||||
77 | Индивид | 1 | ||
78 | Индивидуальность | 2 | ||
79 | Личность | 3 | ||
80 | Возраст и становление личности | 4 | ||
81 | Направленность личности | 5 | ||
82 | Социальные установки | 6 | ||
83 | Общение как обмен информации | 7 | ||
84 | Невербальное общение | 8 | ||
85 | Общение как взаимодействие | 9 | ||
86 | Особенности общения в юношеском возрасте | 10 | ||
87 | Общение как понимание | 11 | ||
88 | Стереотипы | 12 | ||
89 | Малые группы | 13 | ||
90 | Виды малых групп | 14 | ||
91 | Групповая сплоченность и конформное поведение. | 15 | ||
92 | Групповая дифференциация и лидерство | 16 | ||
93 | Конформность | 17 | ||
94 | Семья как малая группа | 18 | ||
95 | Воспитание в семье | 19 | ||
96 | Антисоциальные и криминальные молодежные группы | 20 | ||
97 | Субкультуры | 21 | ||
98 | Конфликты в межличностных отношениях | 22 | ||
99 | Структура и динамика конфликта | 23 | ||
100 | Разрешение конфликтов | 24 | ||
101 | Повторительно-обобщающий урок | 25 | ||
102 | Итоговое повторение | 26 |
V.Список литературы
1. Агафонов С.В. Программы курса обществознания .5-6 классы (ФГОС). М.: Русское слово,2012.
2.Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, «Обществознание»:учеб.для общеобр.учреждений-профильный уровень,-М.:Просвещение,2012
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение,2010
4.Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под. Ред. В.В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение,2011.
5.Обществознание.6-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. О.А. Северина.- Волгоград : Учитель,2014.-287
6.Обществознание.6-11 классы: Формирование политических и социальных компетенций : системные, творческие задания / авт.-сост. Л.Л. Кочергина- Волгоград : Учитель,2013.- 138
7.Обществознание .10 класс: проблемные вопросы,задания,задачи/ авт.-сост. Н.Г. Кривцова — Волгоград : Учитель,2014.-191
Источники информации
1.Сайт министерсва образования и науки РФ: Электронный документ. Режим доступа:http://mon.gov.ru
2.Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт». Электронный документ. Режим доступа : http://standart.edu.ru
3.Современные образовательные технологии/ Под. Ред. Н. В. Бордовской. М. : Кнорус, 2011.
Средства обучения
1.Учебник-Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, «Обществознание»:учеб.для общеобр.учреждений-профильный уровень,-М.:Просвещение,2012
2.
3.Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию.10 кл.- М.: ВАКО,2014.-288
4.
5.Мультимедийный тематический материал.
Предварительный просмотр:
- I. Пояснительная записка
- Настоящая программа по обществознанию составлена на основе компонента федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и авторской программы "Обществознание.10—11 классы, профильный уровень" (210 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук("Просвещение".2007 год). Рабочая программа ориентирована на 11 класс, рассчитана на 102 учебных часа из расчёта 3 часа в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.
- Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Цели и задачи:
Цель данного курса - сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
Задачи:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека , ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
50% учебного времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. К этому добавляется время из резерва, выделенного для каждого года обучения. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;
- осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
- подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
- осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
- Тема 6 «Социальное развитие современного общества» базируется на теоретических обобщениях и эмпирических данных социологической науки. Здесь, так же как и в других темах курса, структурный анализ (выделение основных социальных групп, социальных институтов) сочетается с раскрытием значимых процессов и изменений в этой сфере жизни общества (рост социальной мобильности, тенденции в развитии современной семьи, демографические процессы и т. п.). Специальное внимание уделяется вопросу регулирующей роли социальных норм. Акцент сделан и на тех аспектах, которые представляют особый интерес для старшеклассников: молодежь в современном обществе, специфика ее субкультуры, социальные роли в юношеском возрасте.
- Тема 7 «Политическая жизнь современного общества» на основе политической науки — политологии — дает многоаспектную системную характеристику политической сферы жизни общества. Рассматриваются важнейшие политические институты, субъекты политики, особенности их воздействия на политический процесс. Значительное внимание уделяется роли личности в политике, проблемам политического участия и политического поведения.
- Тема 8 «Духовная культура» с опорой на философию и социологию характеризует существенные черты различных областей духовной жизни человека и общества. В ней освещаются роль духовной культуры в общественном развитии, ее значение для становления человеческого в человеке. Раскрывается необходимость сохранения ценностей отечественной и мировой культуры, их освоения и обогащения каждым новым поколением людей.
- Тема 9 «Современный этап мирового развития» завершает изучение курса. От философского осмысления общества как целого, через анализ его отдельных структур, институтов, форм развития в отдельных областях, внимание старшеклассников вновь обращается к обществу в его целостности, в его конкретной полноте и временной определенности. В центре внимания — основные тенденции развития современного общества, возможные перспективы будущего человечества.
- II. Основное содержание
Т е м а 1. Социальное развитие современного общества (28 ч)
Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.
Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.
Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.
Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.
Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.
Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.
Т е м а 2. Политическая жизнь современного общества (28 ч)
Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.
Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.
Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).
Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.
Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.
Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.
Т е м а 3. Духовная культура (16 ч)
Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.
Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Т е м а 4. Современный этап мирового развития (8 ч)
Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.
Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.
Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.
III.Требования к уровню подготовки учащихся в 11 классе:
Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- владение навыками редактирования текста;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
- Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
- II. Основное содержание
Т е м а 1. Социальное развитие современного общества (28 ч)
Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.
Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.
Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.
Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.
Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.
Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.
Т е м а 2. Политическая жизнь современного общества (28 ч)
Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.
Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.
Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).
Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.
Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.
Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.
Т е м а 3. Духовная культура (16 ч)
Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.
Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Т е м а 4. Современный этап мирового развития (8 ч)
Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.
Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.
Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.
IV.Календарно-тематическое планирование
Дата | № п/п | Тема урока | № урока | Примечание |
1 | Введение | 1 | ||
Тема 1. Социальное развитие современного общества ( 34 часа) | ||||
2 | Понятие «социальной стратификации» | 1 | ||
3 | Социальная стратификация по Марксу | 2 | ||
| 4 | Социальная стратификация по Веберу | 3 | |
5 | Социальная мобильность и «социальные лифты» | 4 | ||
6 | Люмпены и маргиналы | 5 | ||
7 | Тенденции в развитии социальных отношений | 6 | ||
8 | Что такое социальный институт? | 7 | ||
9 | Типы социальных институтов | 8 | ||
10 | Функции социальных институтов | 9 | ||
11 | Социальная инфраструктура | 10 | ||
12 | Экономика как подсистема общества | 11 | ||
13 | Экономика и уровень жизни | 12 | ||
14 | Экономика и социальная структура общества | 13 | ||
15 | Экономика и политика | 14 | ||
16 | Экономика и культура | 15 | ||
17 | Социальные статусы | 16 | ||
18 | Социальные роли | 17 | ||
19 | Социализация | 18 | ||
20 | Социальные ценности и нормы | 19 | ||
21 | Социальные ценности и нормы | 20 | ||
22 | Отклоняющееся поведение | 21 | ||
23 | Преступность и социальный контроль | 22 | ||
24 | Социальные интересы | 23 | ||
25 | Формы социального взаимодействия | 24 | ||
26 | Этнос и нация | 25 | ||
27 | Межэтнические отношения и национальная политика | 26 | ||
28 | Демография современной России | 27 | ||
29 | Институт семьи и брака | 28 | ||
| 30 | Тенденции в развитии современной семьи | 29 | |
31 | Быт и бытовые отношения | 30 | ||
32 | Молодежь в современном обществе | 31 | ||
33 | Социальная структура российского общества | 32 | ||
34 | Повторительно-обобщающий урок | 33 | ||
35 | Тренинг ЕГЭ | 34 | ||
Глава 2. Политическая жизнь современного общества (29 часов) | ||||
36 | Политическая система | 1 | ||
37 | Политический режим | 2 | ||
38 | Демократия | 3 | ||
39 | Государство в политической системе | 4 | ||
40 | Государство в политической системе | 5 | ||
41 | Гражданское общество | 6 | ||
42 | Правовое государство | 7 | ||
43 | Роль СМИ в политической жизни | 8 | ||
44 | Политическое сознание | 9 | ||
45 | Политическая идеология | 10 | ||
46 | Политическая психология | 11 | ||
47 | Политическое поведение | 12 | ||
48 | Политические партии | 13 | ||
49 | Политические движения | 14 | ||
50 | Тенденции развития политических партий и движений | 15 | ||
51 | Политическая элита | 16 | ||
52 | Политическое лидерство | 17 | ||
53 | Группы давления | 18 | ||
54 | Избирательные системы | 19 | ||
55 | Избирательная кампания | 20 | ||
56 | Политические технологии избирателя | 21 | ||
57 | Человек в политической жизни | 22 | ||
58 | Политическая культура | 23 | ||
| 59 | Политический конфликт | 24 | |
60 | Политический конфликт | 25 | ||
61 | Политический процесс | 26 | ||
62 | Политический процесс | 27 | ||
63 | Повторительно-обобщающий урок | 28 | ||
64 | Тренинг ЕГЭ | 29 | ||
Глава 3. Духовная культура ( часов) | ||||
65 | Материальная и духовная культура | 1 | ||
66 | Духовное развитие общества | 2 | ||
67 | Субкультуры | 3 | ||
68 | Контркультуры | 4 | ||
| 69 | Проблема многообразия культур | 5 | |
70 | Диалог культур и толерантность | 6 | ||
71 | Духовный мир личности | 7 | ||
72 | Мировоззрение | 8 | ||
73 | Мораль | 9 | ||
74 | Нравственность | 10 | ||
75 | Наука | 11 | ||
76 | Наука | 12 | ||
77 | Образование | 13 | ||
78 | Образование | 14 | ||
79 | Религия как одна из форм культуры | 15 | ||
80 | Роль религии в жизни общества | 16 | ||
81 | Мировые религии | 17 | ||
82 | Принцип свободы совести | 18 | ||
83 | Искусство и его функции | 19 | ||
84 | Структура искусства | 20 | ||
85 | Массовая культура | 21 | ||
86 | Массовая культура в России | 22 | ||
87 | СМИ и массовая культура | 23 | ||
88 | Повторительно-обобщающий урок | 24 | ||
Глава 4. Современный этап мирового развития (10 часов) | ||||
89 | Многообразие современного мира | 1 | ||
| 90 | Особенности традиционных обществ | 2 | |
91 | Индустриальное общество | 3 | ||
92 | Постиндустриальное общество | 4 | ||
93 | Глобализация и ее последствия | 5 | ||
94 | Сетевые структуры в современной мировой политике | 6 | ||
95 | Сетевые структуры в современной мировой политике | 7 | ||
96 | Целостность и противоречивость современного мира | 8 | ||
97 | Повторительно-обощающий урок | 9 | ||
98 | Итоговое повторение | 10 | ||
99 | Резервный урок | 11 | ||
100 | Резервный урок | 12 | ||
101 | Резервный урок | 13 | ||
102 | Резервный урок | 14 |
V.Список литературы
1. Агафонов С.В. Программы курса обществознания .5-6 классы (ФГОС). М.: Русское слово,2012.
2.Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, «Обществознание»:учеб.для общеобр.учреждений-профильный уровень,-М.:Просвещение,2012
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение,2010
4.Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под. Ред. В.В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение,2011.
5.Обществознание.6-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. О.А. Северина.- Волгоград : Учитель,2014.-287
6.Обществознание.6-11 классы: Формирование политических и социальных компетенций : системные, творческие задания / авт.-сост. Л.Л. Кочергина- Волгоград : Учитель,2013.- 138
7.Обществознание .11 класс: формирование учебных компетенций : деятельностный подход/ авт.-сост. Р.Я. Молодецкий — Волгоград : Учитель,2009.-149
Источники информации
1.Сайт министерсва образования и науки РФ: Электронный документ. Режим доступа:http://mon.gov.ru
2.Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт». Электронный документ. Режим доступа : http://standart.edu.ru
3.Современные образовательные технологии/ Под. Ред. Н. В. Бордовской. М. : Кнорус, 2011.
Средства обучения
1.Учебник-Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, «Обществознание»:учеб.для общеобр.учреждений-профильный уровень,-М.:Просвещение,2012
2.
3.Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию.11 кл.- М.: ВАКО,2010.-288
4.
5.Мультимедийный тематический материал.