Методическая разработка учителя
Название методической разработки: «Буряад литература. 8-дахи классай hуралсалай ном-хрестомати» как основа формирования у учащихся этнической идентичности»
Актуальность методической разработки:
Сегодня этническая идентичность молодежи формируется в крайне неблагоприятных условиях. Проблемы знания и понимания этнокультуры стоят перед каждым народом в многонациональной России. В полиэтническом пространстве России уходят из быта этнокультурные традиции, произведения фольклора, язык.
Результаты социологических исследований свидетельствуют: молодежь уверенно дрейфует в сторону глобализирующейся культуры, под давлением которой растворяются, уходят в небытие многие локальные культуры «малых» и «больших» этносов. Бурятская культура, бурятский язык – не исключение в этой общей тенденции.
На место этнокультуры приходит «универсальная», американизированная «массовая культура», в которой исчезает национально-типичное, особенное, уникальное.
В этом плане особенно важны этические основания, формируемые в сознании личности системой образования, особенно образования в национальных школах.
Методическая разработка «Формирование этнокультурной идентичности подростков на уроках бурятской литературы» поможет практикующим учителям бурятского языка и литературы активизировать формирование этнокультурной идентичности своих учеников, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Задачи по учебному предмету, для решения которых предназначена методическая разработка:
- Создание на уроках бурятской литературы творческой среды, усиливающей стремление подростков к этнокультурной идентичности;
- Знакомство учащихся с этнокультурными реалиями, мировоззренческими установками, ценностями, значимыми в традиционной культуре бурятского народа через изучение произведений устного народного творчества, произведений бурятских летописцев, а также писателей и поэтов в хронологической последовательности до XX – XXI вв;
- Акцентуация внимания подростков на вечных ценностях и смыслах национальной бурятской культуры;
- Формирование у подростков через изучение литературных произведений понимания тождественности и целостности со своим народом и культурой, осознания этнической самобытности культуры бурятского народа, ее уникальности в условиях глобализации;
- Формирование у учащихся ценностного отношения к культуре бурятского народа, желания ее сохранить и передать последующим поколениям.
Методические способы решения задач по учебному предмету, опыт реализации которых представлен в методической разработке:
В методической разработке представлены учебно-методические материалы: «Учебник-хрестоматия для учащихся 8 класса», а также разработки уроков, спроектированные в контексте идей метапредметного, этнокультурного, проблемно-диалогического подходов обучения, что свидетельствует о новизне, методической ценности учебно-методических материалов для учителей бурятского языка и литературы школ республики в свете реализации ФГОС второго поколения.
Содержательная сторона текстов, задания поискового характера подвигают подростков к исследовательской деятельности, к изучению, пониманию, осознанию основополагающих традиций бурятского народа.
Применение приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо при изучении первого раздела учебника-хрестоматии «Художественные традиции устного народного творчества» способствует постепенному постижению учащимися национальной картины мира в художественном тексте.
Применение таких литературоведческих приемов как ассоциирование, актуализация читательского опыта, литературные параллели, культурологический и исторический комментарий при изучении следующих разделов учебника-хрестоматии: «Художественные традиции произведений летописцев XII – XIX вв.», «Произведения буддийской литературы и его традиции», - способствует формированию у учащихся образов-символов.
Использование приемов технологии проектно-исследовательской деятельности, технологии проблемно-диалогического обучения при изучении четвертого раздела учебника-хрестоматии «Традиции бурятской литературы начала XX века» развивает у подростков умения выявлять этнокультурную специфику литературного произведения (быт, географические реалии, пейзаж), а также формирует представления о литературном герое, его национальном характере.
Вторая часть учебника-хрестоматии представлена произведениями поэтов и писателей романтизма и реализма. Знакомство с данными произведениями формирует у учащихся понятия о культурных взаимосвязях и национальных различиях авторов русской и бурятской литератур, что способствует развитию у подростка этнической и российской идентичности.
- Краткая характеристика целевой аудитории (обучающихся), для которой применяется методическая разработка: учащиеся восьмых классов национальных школ.
Учащиеся этого возраста могут мыслить логически, сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач, заниматься самоанализом. Подростковый возраст – период активного формирования этнокультурной идентичности.
- Период времени, в течение которого применялась методическая разработка: 2012 – 2018 гг.