Подготовка к школе
Подготовка к школе
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!
Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
Как зовут твоих родителей?
Где они работают и кем?
Как называется город, в котором ты живёшь?
Какая река протекает в нашем городе?
Назови свой домашний адрес.
Есть ли у тебя сестра, брат?
Сколько ей (ему) лет?
На сколько она (он) младше (старше) тебя?
Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?
В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?
Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?
Сколько времён года ты знаешь?
Сколько месяцев в году и как они называются?
Где правая (левая) рука?
Прочти стихотворение.
Знания математики:
счёт до 10 (20) и обратно
сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше)
решение задач на сложение и вычитание
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!
Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:
Хочешь ли ты пойти в школу?
Зачем нужно ходить в школу?
Чем ты будешь заниматься в школе?
Что такое уроки? Чем на них занимаются?
Как нужно вести себя на уроках в школе?
Что такое домашнее задание?
Зачем нужно выполнять домашнее задание?
Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?
СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
УЧИТЕ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ
Дорогие родители!
Вы - первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы можете подарить своему ребенку на всю жизнь:
одна - корни, а другая - крылья.
Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства - к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на "то, чему учила меня моя мать", "то, что мне показал отец", "то, чему меня учили дома". Интересно, что и люди, добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что дается ребенку родителями. "Годы чудес" - так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано. И прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить. В течение этих первых лет выдаются очень суматошные дни, и родители будут недоумевать: "Где тут взять время, чтобы еще чему-то учить?!" Но не следует забывать, что даже ровный, успокаивающий тон взрослых в ситуациях разбитых коленок и набитых шишек может послужить основой формирования личности, укрепить связи между детьми и родителями и способствовать выработке позитивного отношения, способности воспринимать то, чему учат отец и мать.
СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?
Делайте!
* Радуйтесь Вашему малышу.
* Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.
* Когда малыш может Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.
* Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия).
* Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.
* Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.
* Установите четкие и жесткие требования к ребенку.
* Говорите с малышом короткими фразами.
* В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
* Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
* Говорите медленно.
* Будьте терпеливы.
* Сначала спрашивайте "что"; "почему" спросите, когда малыш подрастет.
* Каждый день читайте ребенку.
* Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
* Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
* Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.
* Поощряйте игры с другими детьми.
* Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
* Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите "куличики" из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.
* Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.
* Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.
* Если ребенок начал что-то коллекционировать - кораблики, машинки, крышки от бутылок - или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.
* Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству школах.
* Регулярно водите ребенка в библиотеку.
* Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
* Не теряйте чувства юмора.
* Играйте с ребенком в разные игры.
* Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
Не делайте!
* Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
* Не задавайте слишком много вопросов.
* Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
* Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.
* Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.
* Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: "Не так! Переделай это". Не говорите: "Нет, она не красная". Лучше сказать просто: "Она синяя".
* Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
* Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.
* Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.
* Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста: понимания, всех логических связей, всех Ваших чувств ("Мама устала"), абстрактных рассуждений и объяснений.
* Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.
* Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.
РЕЖИМ ДНЯ ПЕРВОКЛАССНИКА
Школа... Для всех она является важной вехой на жизненном пути. Часто мы с ностальгией вспоминаем свои школьные годы: как впервые сели за парту, свой первый и последний звонок, первые успехи и неудачи...
И вот настало время вести в первый класс своего ребёнка. Наряду с чувством радости и гордости нам немного тревожно. Ведь первый класс - это значительные перемены в жизни малыша. Он вынужден проститься с привычным для него укладом жизни и вступить в новый мир, в котором его ждут не только новые и увлекательные открытия, но и трудности.
С началом учёбы в школе в жизни детей начинается новый возрастной этап в развитии. Ведущая игровая деятельность теперь меняется на учебную. Ребёнку приходится приспо-сабливаться к новым условиям, к новому коллективу, к новым требованиям: много вре-мени проводить сидя практически без движения, быть внимательным и сосредоточен-ным, делать не всегда то, что хочется. Первые месяцы в школе - один из наиболее слож-ных и ответственных моментов в жизни ребёнка. Это нелёгкое испытание для ребёнка совпадает с кризисом семи лет - переходным периодом от дошкольного к школьному возрасту. Ребёнок меняется не только внешне (быстрое вытягивание в длину и возрастная смена зубов), но меняется и его поведение. Он без всякой причины начинает кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В его поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, вертлявость, паясничанье и даже клоунада. И на этот период в жизни малыша накладывается учёба в школе. Как произойдёт встреча ребёнка со школой? Какие у них сложатся отношения? Понравиться ли ему учиться? Во многом это зависит от того как пройдёт процесс адаптации первоклассника к школе.
Как же помочь первокласснику в школе?
Первый класс - это новый ритм жизни, новые правила, обстоятельства, новые люди. Ребёнок осознаёт себя в новой роли - роли ученика. От того, как сложатся его отношения со школой, во многом зависят его дальнейшие успехи.
С первых дней учёбы ученику придётся столкнуться с достаточно серьёзными трудностями:
Перестроиться на режим дня школьника;
Изменить игровой вид деятельности на учебный;
Усвоить огромное количество новой информации;
Сдерживать охватывающие эмоции;
Слышать только учителя, а не соседа по парте;
Сидеть целый урок, когда хочется поиграть, да и вообще - трудно сидеть;
Справиться со всеми нагрузками и при этом оставаться весёлым, активным и жизнерадостным.
Долгожданный рубеж «первый раз в первый класс» является началом нового этапа в жизни всей семьи. Именно родители помогут малышу преодолеть трудности в начале большого пути, как школьная жизнь.
Школьникам очень важно соблюдать режим дня. Режим дня - порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Это основа нормальной жизнедеятельности ребёнка, он обеспечивает высокую работоспособность, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создаёт благоприятные условия для физического и психического развития. Режим стро-ится с учётом физиологических особенностей и здоровья ребёнка. Основные компоненты: сон, пребывание на свежем воздухе, учёба в школе и дома, отдых по выбору, еда, личная гигиена. Режим способствует стабилизации эмоциональной и мотивационной сфер лич-ности. К тому же, стабильность в режиме дня позволит ребёнку быстрее адаптироваться к требованиям обучения в школе. Для первоклассника может быть рекомендован следующий режим дня.
07.00 - подъём. В разных школах занятия начинаются по-разному, но в большинстве - в 08.30, это значит, что ребёнок должен попасть в школу в 08.15.
07.00 - 07.30 - самообслуживание, гимнастика, водные процедуры, уборка постели.
07.30 - 07.50 - завтрак. На завтрак оставляйте 20 минут, чтобы ребёнок не только завтракал, но и успел вымыть за собой посуду.
07.50 - 08.15 - дорога в школу. Приводите ребёнка за 15 минут до начала занятий - ребёнок должен знать, что он не опаздывает, у него есть время спокойно раздеться, переобуться.
08.30 - 12.30 занятия в школе.
12.30 - 13.30 - дорога из школы, прогулка.
13.30 - 14.00 - обед.
14.00 - 15.00 - послеобеденный сон или отдых. Физиологи установили, что между 14 и 15 часами возбудимость клеток головного мозга понижается, поэтому падает работоспособность. В это время лучше отдыхать. Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучшим отдыхом будет сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки. Но есть и такие дети, для кого лучшим отдыхом будет движение.
15.00 - 16.00 - прогулка, игры, помощь по хозяйству.
16.00 - 16.15 - полдник.
16.15 - 17.15 - выполнение домашних заданий. Чтобы ребёнок меньше уставал, чередуйте выполнение письменных и устных заданий. Максимальная продолжительность работы у младших школьников не более 30 минут, поэтому необходимо делать паузы (физкультминутки под музыку) для сохранения работоспособности.
17.15 - 19.00 - прогулка, полезный труд.
19.00 - 20.00 - ужин, свободное время. Больной вопрос телевизор: не стоит младшим школьникам сидеть у телевизора больше 40-45 минут в день. А детям возбудимым, ослабленным - лучше сократить и это время. Ни в коем случае не смотреть телевизор лёжа, а сидеть надо на расстоянии от 2 до 5,5 мот экрана.
20.00 - 20.30 - приготовление ко сну. Следить, чтобы перед сном ребёнок почистил зубы, умылся. Не забудьте проветрить комнату. Глубокий сон, продолжительность которого определена для детей 7-ми летнего возраста 10 часами, является главным фактором, обеспечивающим работу центральной нервной системы и всего организма в целом.
В каникулы и выходные дни, основные элементы режима должны оставаться такими же, как и в учебные дни - максимум времени используется для пребывания на свежем воздухе.