Разработки уроков по биологии

Курасова Надежда Петровна

Содержит разработки уроков по биологии . 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс Земноводные

Цель урока: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных как                      первых наземных животных, обитающих в водной и наземной среде.

Задачи:

Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания.

Развивающие: развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.

Воспитательные: способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимооценки.

Тип урока: Урок изучения и частичного закрепления знаний.

Планируемые результаты:

1  .Учащиеся узнают особенности строения и жизнедеятельности земноводных, в связи с образом жизни.

2.  Учащиеся должны понимать, что особенности размножения и развития связаны с водной средой.

3. Учащиеся узнают о многообразии Земноводных, их роли в природе и жизни человека, об охране этих животных.

4.  Учащиеся узнают о происхождении Земноводных.

5.  Развивать умения сравнивать и определять принадлежность и место в царстве “Животные”.

Оборудование:

- презентация;

- таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Травяная лягушка», «Тип Хордовые.      Класс Земноводные. Развитие. Многообразие»;

- демонстрационный материал: скелет лягушки;

 

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего  задания.

 1.  Выполнить тестовые задания.

 (1 вариант)

1. Рыбы относятся к типу:
 а) бесхордовых;
 б) хордовых;
 в) позвоночных.

2. Спинной мозг у рыб находится:
 а) под позвоночником;
 б) в позвоночном канале;
 в) над позвоночником

3. Сердце у рыб состоит:
а) из одного предсердия и одного желудочка;
б) из одного предсердия и двух желудочков;
в) из двух предсердий и одного желудочка.

4. У рыб органы боковой линии выполняют функции:
 а) обоняния;
 б) осязания;                                                                                                                                                      в) определение направления и силы течения воды

5. К хрящевым рыбам относятся:                                                                                                                                          а). акулы, скаты, осетры;                                                                                                                                                   б). химеры, караси, акулы;                                                                                                                                            в). скаты, акулы, химеры.                                              

      . (2 вариант)

1. Рыб делят на два класса:
а) Хордовые и Круглоротые;
б) Черепные и Бесчерепные;
в) Хрящевые и Костные;


2. Кровеносная система у рыб:
а) замкнутая;
б) незамкнутая;
в) незамкнутая у хрящевых и замкнутая    у костных.

3. Основная функция плавательного пузыря:
а) запасающая;
б) выделительная;
в) вертикальное перемещение в воде;
г) пищеварительная.

4. К костным рыбам относятся:                                                                                                                                           а). карась, осетр, химера;                                                                                                                                      б).окунь, линь, горбуша;                                                                                                                                               в). Лещ, скат, скумбрия.

5. Скелет хрящевых рыб:                                                                                                                                а). костный;                                                                                                                                                          б). костно-хрящевой;                                                                                                                                                          в). хрящевой.  

2. Взаимопроверка

I Вариант: 1б), 2б), 3а), 4в), 5в).

II Вариант: 1в), 2а), 3в),4 б), 5в).

III. Изучение нового материала.

1.Вступительное слово учителя.

А сейчас, ребята, вы мне поможете определить тему нашего урока (Звучат голоса земноводных).

  • Вы узнаете эти голоса? Кому они принадлежат?
  • А случалось ли вам вспугнуть лягушку, сидящую на берегу?
  • Где в первую очередь она старалась спрятаться? (в воде)

Таким образом, лягушек можно встретить и на суше, и в воде.

 Не случайно их относят к классу Земноводных или Амфибий.

Второе название было предложено шведским учёным Карлом Линнеем в 18 веке. Амфибии – с греческого - двоякодышащие.

Ребята, какие чувства вызывают у вас лягушки, жабы и другие земноводные? (Ответы детей). Посмотрим, изменится ли у вас отношение к ним в конце урока.

2. Сообщение темы и постановка задач урока.

Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные.

«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб» (Альфред Брем).

Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично наземным.

Что вы уже знаете об амфибиях?

А что хотите еще узнать?

Оба названия класса:  «Земноводные» и «Амфибии», подчёркивают главную особенность этих животных.

3.Самостоятельная работа с учебником с последующей проверкой. Заполнение таблицы «Черты приспособленности земноводных к водной и наземной среде обитания»

Черты приспособленности  земноводных к средам обитания

к наземной

к водной

Влажная, голая кожа обеспечивает кожное дыхание;

ноздри, лёгкие;

подвижные веки: защита глаз от засорения, увлажнение поверхности глаза;

свободные конечности для передвижения.

Обтекаемая форма тела;

наличие плавательной перепонки между пальцами;

размножение только в воде;

кожное дыхание.

4. Физминутка!!!

5. Фронтальная работа. Рассмотреть внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответить на вопросы:

  1. В каких органах происходит обогащение крови кислородом?
  2. Сколько камер в сердце амфибий? Назовите их.
  3. Сколько кругов кровообращения?
  4. Почему земноводных относят к холоднокровным животным?
  5. Чем представлена выделительная система?
  6. Перечислите органы пищеварения.
  7. Почему лягушек называют первыми «слюнтяями» планеты?

6.  Особенности размножения лягушек и забота о потомстве (Просмотр на диске Биология Животные )и ответьте на вопросы:

1. Где размножаются лягушки?                                                                                                                                          2. Какое развитие у лягушек (прямое или с превращением)?                                                                                  3. На кого похожи личинки?

7. Происхождение Земноводных.

             1. А почему земноводные произошли именно от кистеперых рыб?

8. Многообразие Земноводных

             1. Перенести схему в тетрадь.

Класс Земноводные:

отряд            отряд           отряд

Безногие     Хвостатые   Бесхвостые

              2. Прочитав в учебнике дополните схему 2-3 предсавителя каждого отряда.

9. Значение Земноводных.

Ребята, а что вы знаете о значении Земноводных? (ответы детей)

 Памятники лягушке: в Париже, Токио, В Бостоне, В Москве.

IV. Закрепление изученного материала

Задание 1. Вставьте пропущенные слова:

  1. Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью…(легких)
  2. Для более эффективного использования нового органа дыхания они обзавелись вторым кругом кровообращения, а сердце стало...(трехкамерным)
  3. Амфибии первыми встали…. (на ноги)
  4. Чтобы защитить глаза от повреждения они первыми начали…(мигать)
  5. Освоив сушу, они не порвали связь…(с водой)

V. Домашнее задание

Изучите п. 24, ответьте на вопросы в конце параграфа

 в зависимости от ваших склонностей и желаний приготовьте на выбор:

  • Биологическую сказку о Земноводных.
  • Кроссворд по теме «Многообразие Земноводных».
  • Интересные сообщения о лягушках.
  • Рисунки с изображением Амфибий.

VI. Рефлексия

- Изменилось ли ваше отношение к земноводным?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Что вы узнали нового?

Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:

Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!

– Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе!