Разработки уроков по биологии
Содержит разработки уроков по биологии .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок новых знаний по теме Земноводные с применением электтронного пособия | 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс Земноводные
Цель урока: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных животных, обитающих в водной и наземной среде.
Задачи:
Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания.
Развивающие: развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.
Воспитательные: способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимооценки.
Тип урока: Урок изучения и частичного закрепления знаний.
Планируемые результаты:
1 .Учащиеся узнают особенности строения и жизнедеятельности земноводных, в связи с образом жизни.
2. Учащиеся должны понимать, что особенности размножения и развития связаны с водной средой.
3. Учащиеся узнают о многообразии Земноводных, их роли в природе и жизни человека, об охране этих животных.
4. Учащиеся узнают о происхождении Земноводных.
5. Развивать умения сравнивать и определять принадлежность и место в царстве “Животные”.
Оборудование:
- презентация;
- таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Травяная лягушка», «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Развитие. Многообразие»;
- демонстрационный материал: скелет лягушки;
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
1. Выполнить тестовые задания.
(1 вариант)
1. Рыбы относятся к типу:
а) бесхордовых;
б) хордовых;
в) позвоночных.
2. Спинной мозг у рыб находится:
а) под позвоночником;
б) в позвоночном канале;
в) над позвоночником
3. Сердце у рыб состоит:
а) из одного предсердия и одного желудочка;
б) из одного предсердия и двух желудочков;
в) из двух предсердий и одного желудочка.
4. У рыб органы боковой линии выполняют функции:
а) обоняния;
б) осязания; в) определение направления и силы течения воды
5. К хрящевым рыбам относятся: а). акулы, скаты, осетры; б). химеры, караси, акулы; в). скаты, акулы, химеры.
. (2 вариант)
1. Рыб делят на два класса:
а) Хордовые и Круглоротые;
б) Черепные и Бесчерепные;
в) Хрящевые и Костные;
2. Кровеносная система у рыб:
а) замкнутая;
б) незамкнутая;
в) незамкнутая у хрящевых и замкнутая у костных.
3. Основная функция плавательного пузыря:
а) запасающая;
б) выделительная;
в) вертикальное перемещение в воде;
г) пищеварительная.
4. К костным рыбам относятся: а). карась, осетр, химера; б).окунь, линь, горбуша; в). Лещ, скат, скумбрия.
5. Скелет хрящевых рыб: а). костный; б). костно-хрящевой; в). хрящевой.
2. Взаимопроверка
I Вариант: 1б), 2б), 3а), 4в), 5в).
II Вариант: 1в), 2а), 3в),4 б), 5в).
III. Изучение нового материала.
1.Вступительное слово учителя.
А сейчас, ребята, вы мне поможете определить тему нашего урока (Звучат голоса земноводных).
- Вы узнаете эти голоса? Кому они принадлежат?
- А случалось ли вам вспугнуть лягушку, сидящую на берегу?
- Где в первую очередь она старалась спрятаться? (в воде)
Таким образом, лягушек можно встретить и на суше, и в воде.
Не случайно их относят к классу Земноводных или Амфибий.
Второе название было предложено шведским учёным Карлом Линнеем в 18 веке. Амфибии – с греческого - двоякодышащие.
Ребята, какие чувства вызывают у вас лягушки, жабы и другие земноводные? (Ответы детей). Посмотрим, изменится ли у вас отношение к ним в конце урока.
2. Сообщение темы и постановка задач урока.
Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные.
«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб» (Альфред Брем).
Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично наземным.
Что вы уже знаете об амфибиях?
А что хотите еще узнать?
Оба названия класса: «Земноводные» и «Амфибии», подчёркивают главную особенность этих животных.
3.Самостоятельная работа с учебником с последующей проверкой. Заполнение таблицы «Черты приспособленности земноводных к водной и наземной среде обитания»
Черты приспособленности земноводных к средам обитания | |
к наземной | к водной |
Влажная, голая кожа обеспечивает кожное дыхание; ноздри, лёгкие; подвижные веки: защита глаз от засорения, увлажнение поверхности глаза; свободные конечности для передвижения. | Обтекаемая форма тела; наличие плавательной перепонки между пальцами; размножение только в воде; кожное дыхание. |
4. Физминутка!!!
5. Фронтальная работа. Рассмотреть внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответить на вопросы:
- В каких органах происходит обогащение крови кислородом?
- Сколько камер в сердце амфибий? Назовите их.
- Сколько кругов кровообращения?
- Почему земноводных относят к холоднокровным животным?
- Чем представлена выделительная система?
- Перечислите органы пищеварения.
- Почему лягушек называют первыми «слюнтяями» планеты?
6. Особенности размножения лягушек и забота о потомстве (Просмотр на диске Биология Животные )и ответьте на вопросы:
1. Где размножаются лягушки? 2. Какое развитие у лягушек (прямое или с превращением)? 3. На кого похожи личинки?
7. Происхождение Земноводных.
1. А почему земноводные произошли именно от кистеперых рыб?
8. Многообразие Земноводных
1. Перенести схему в тетрадь.
Класс Земноводные:
отряд отряд отряд
Безногие Хвостатые Бесхвостые
2. Прочитав в учебнике дополните схему 2-3 предсавителя каждого отряда.
9. Значение Земноводных.
Ребята, а что вы знаете о значении Земноводных? (ответы детей)
Памятники лягушке: в Париже, Токио, В Бостоне, В Москве.
IV. Закрепление изученного материала
Задание 1. Вставьте пропущенные слова:
- Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью…(легких)
- Для более эффективного использования нового органа дыхания они обзавелись вторым кругом кровообращения, а сердце стало...(трехкамерным)
- Амфибии первыми встали…. (на ноги)
- Чтобы защитить глаза от повреждения они первыми начали…(мигать)
- Освоив сушу, они не порвали связь…(с водой)
V. Домашнее задание
Изучите п. 24, ответьте на вопросы в конце параграфа
в зависимости от ваших склонностей и желаний приготовьте на выбор:
- Биологическую сказку о Земноводных.
- Кроссворд по теме «Многообразие Земноводных».
- Интересные сообщения о лягушках.
- Рисунки с изображением Амфибий.
VI. Рефлексия
- Изменилось ли ваше отношение к земноводным?
- Что вам запомнилось больше всего?
- Что вы узнали нового?
Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:
Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!
– Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе!