Методические разработки, тесты, интерактивные игры
«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь… – всё это имеет для ребёнка большое значение».
Макаренко А. С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тест по ПДД | 281.5 КБ |
Кроссворд по сказкам | 646 КБ |
Олимпиада по ПДД для 5-9 классов | 20.32 КБ |
Презентация "Своя игра" по правилам дорожного движения среди 5-9 классов | 1.87 МБ |
Ребусы "ПРЕДМЕТЫ И СРЕДСТВА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ" | 1.77 МБ |
Сборник упражнений по арт-терапии | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инструкция: Запускать презентацию для прохождения теста следует с 4 слайда, при запуске вы можете получить предупреждающие сообщение о том, что файл содержит макросы, необходимо выбрать «Включить это содержимое». Для выхода из полноэкранного режима нужно нажать клавишу ( ESC)
Задачи: -Проверить знание правил дорожного движения; -Развитие способности наблюдать, делать выводы, проверять результаты; -Расширить знания обучающихся по безопасному движению, развивать речь, мышление; -Воспитывать нормы социального поведения детей. Цель: пропаганда правил дорожного движения среди детей и предупреждение дорожно-транспортного травматизма.
Вопрос № 1 Ты хочешь перейти улицу, но в это время к перекрестку приближается пожарная машина с включенными проблесковыми маячками и сиреной. Обязан ли ты пропустить пожарную машину? Не обязан. Я первый пришел на перекресток Всегда нужно пропускать машины с включенными проблесковыми маячками Не обязан. У меня есть преимущество, потому что нарисована зебра Если для пешеходов включен зеленый цвет, то пожарная машина должна остановиться
Вопрос № 2 При движении автомобиля по мокрой дороге тормозной путь: Уменьшается Увеличивается Остается без изменений
Вопрос № 3 Какой перекресток называется регулируемым? На котором нарисована зебра На котором имеются автомобили На котором есть специальное объявление На котором есть регулировщик или установлен светофор
Вопрос № 4 Где нужно ожидать общественный транспорт? В любом месте На проезжей части Транспорт нужно ждать на остановке, при этом ни в коем случае нельзя выходить на проезжую часть
Да В городе можно не пристегивать. За городом ремень обязаны пристегнуть Да, если увидишь полицейского Нет Вопрос № 5 Надо ли в автомобиле пристегивать ремень безопасности?
12 лет 8 лет 14 лет 16 лет Вопрос № 6 Управлять велосипедом при движении по дорогам общего пользования разрешается лицам не моложе:
Можно Можно, если пропустить транспорт Нельзя Вопрос № 7 Можно ли переходить проезжую часть в зоне видимости пешеходного перехода?
Да, если умеешь держать равновесие Не разрешается Да, если едешь по тротуару Да, если на дороге нет автомобилей Вопрос № 8 Разрешается ли ездить на велосипеде, не держась за руль?
Могут задерживаться или останавливаться на время до 3-х минут Не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения Должны задерживаться или останавливаться Вопрос № 9 Выйдя на проезжую часть, пешеходы:
На участках, где она хорошо просматривается в обе стороны (при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка), под прямым углом к краю проезжей части Во всех перечисленных местах На перекрестках по линии тротуаров или обочин Вопрос № 10 В каком месте разрешается пешеходам пересекать проезжую часть при отсутствии пешеходного перехода?
Специальное оборудованное место для перехода через проезжую часть Организованную пешеходную зону Участок дороги вблизи детского учреждения, на проезжей части которого возможно появление детей Вопрос № 11 Дорожный знак "Дети" означает:
Нельзя Если нет тротуара, то можно идти по обочине навстречу транспорту Нельзя в темное время суток, в светлое – можно Можно, если на дороге нет автомобилей Вопрос № 12 Можно ли ходить по обочине дороги?
Да. Тогда можно первым войти в автобус Да. Если стоишь с другом Нет. Тебя могут толкнуть прямо под колеса подъезжающего автобуса Какая разница где стоять Вопрос № 13 Рекомендуется ли стоять у края обочины на автобусной остановке?
Посмотреть что там внутри Сообщить об этом водителю Вынести коробку из автобуса и оставить ее на остановке Забрать её с собой домой Вопрос № 14 Если ты увидел, что кто-то оставил в салоне автобуса коробку или сумку, то ты должен…
Вопрос № 15 При каком дорожном знаке возле школы можно безопасно перейти улицу? При знаке «Пешеходный переход» При знаке «Дети» При знаке «Движение прямо»
Используемые материалы: http://mymom.ru/stati/vospitanie-detei/pravila-dorozhnogo-dvizhenija-dlja-detei.html http://www.tvoyrebenok.ru/pdd.shtml http://www.potehechas.ru/tests/pdd_test_1.shtml https://yandex.ru/images/ https://yandex.ru/collections/user/s-belackon2017/znaki-pdd-dlia-detei/ https://infourok.ru/interaktivniy-test-po-izucheniyu-pdd-s-tehnologiey-mouse-miscief-1738992.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Составила Старовойтова Ю.Н., воспитатель МБОУ «Бейской школы-интернат». Картинки использованные в презентации с https://yandex.ru/images/
Предварительный просмотр:
Олимпиада по ПДД для обучающихся 5-9 классов
Вопрос № 1
Ты хочешь перейти улицу, но в это время к перекрестку приближается пожарная машина с включенными проблесковыми маячками и сиреной. Обязан ли ты пропустить пожарную машину?
- Не обязан. Я первый пришел на перекресток;
- Всегда нужно пропускать машины с включенными проблесковыми маячками;
- Не обязан. У меня есть преимущество, потому что нарисована зебра;
- Если для пешеходов включен зеленый цвет, то пожарная машина должна остановиться.
Вопрос № 2
При движении автомобиля по мокрой дороге тормозной путь:
- Уменьшается;
- Остается без изменений;
- Увеличивается.
Вопрос № 3
Какой перекресток называется регулируемым?
- На котором нарисована зебра;
- На котором есть регулировщик или установлен светофор;
- На котором есть специальное объявление;
- На котором имеются автомобили.
Вопрос № 4
Где нужно ожидать общественный транспорт?
- В любом месте;
- На проезжей части;
- Транспорт нужно ждать на остановке, при этом ни в коем случае нельзя выходить на проезжую часть.
Вопрос № 5
Надо ли в автомобиле пристегивать ремень безопасности?
- Да;
- Нет;
- Да, если увидишь полицейского;
- В городе можно не пристегивать. За городом ремень обязаны пристегнуть
Вопрос № 6
Управлять велосипедом при движении по дорогам общего пользования разрешается лицам не моложе:
- 12 лет;
- 14 лет;
- 16 лет;
- 8 лет.
Вопрос № 7
Можно ли переходить проезжую часть в зоне видимости пешеходного перехода?
- Можно;
- Нельзя;
- Можно, если пропустить транспорт.
Вопрос № 8
Разрешается ли ездить на велосипеде, не держась за руль?
- Да, если умеешь держать равновесие;
- Да, если на дороге нет автомобилей;
- Да, если едешь по тротуару;
- Не разрешается
Вопрос № 9
Выйдя на проезжую часть, пешеходы:
- Могут задерживаться или останавливаться на время до 3-х минут;
- Должны задерживаться или останавливаться;
- Не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения.
Вопрос № 10
В каком месте разрешается пешеходам пересекать проезжую часть при отсутствии пешеходного перехода?
- На участках, где она хорошо просматривается в обе стороны (при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка), под прямым углом к краю проезжей части;
- На перекрестках по линии тротуаров или обочин;
- Во всех перечисленных местах.
Вопрос № 11
Можно ли кричать в салоне автобуса?
- Можно;
- Нельзя;
- Можно, если ты оплатил проезд;
- Можно, если мало людей в салоне.
Вопрос № 12
Что должны по возможности предпринять пешеходы при движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости?
- идти, придерживаясь правой стороны, по ходу движения транспортных средств;
- надеть красную нарукавную повязку;
- надеть светлую одежду, и прикрепить к ней световозвращающий элемент.
Вопрос № 13
Дорожный знак "Дети" означает:
- Специальное оборудованное место для перехода через проезжую часть;
- Участок дороги вблизи детского учреждения, на проезжей части которого возможно появление детей;
- Организованную пешеходную зону.
Вопрос № 14
Как должен следовать пешеход, ведущий велосипед?
- По ходу движения;
- На встречу движения придерживаясь левой стороны.
Вопрос № 15
Можно ли переходить улицу на красный цвет светофора?
- Нельзя;
- Можно;
- Можно, если нет близко машин;
- Можно, если переходить по зебре.
Вопрос № 16
Можно ли ходить по обочине дороги?
- Нельзя;
- Можно, если на дороге нет автомобилей;
- Нельзя в темное время суток, в светлое – можно;
- Если нет тротуара, то можно идти по обочине навстречу транспорту.
Вопрос № 17
Рекомендуется ли стоять у края обочины на автобусной остановке?
- Да. Тогда можно первым войти в автобус;
- Какая разница где стоять;
- Нет. Тебя могут толкнуть прямо под колеса подъезжающего автобуса;
- Да. Если стоишь с другом
Вопрос № 18
В какой части автобуса самое безопасное место?
- На площадке у двери
- В середине салона
- Рядом с водителем
- На задней площадке
Вопрос № 19
Если ты увидел, что кто-то оставил в салоне автобуса коробку или сумку, то ты должен…
- Посмотреть что там внутри
- Забрать её с собой домой
- Вынести коробку из автобуса и оставить ее на остановке
- Сообщить об этом водителю
Вопрос № 20
Относится ли велосипедист к участникам дорожного движения?
- Да
- Нет
- Да, если он едет в светлое время суток
- Да, если едет на велосипеде. Нет, если катит велосипед рядом.
Вопрос № 21
Можно ли на велосипеде перевозить пассажиров?
- Нет
- Да
- Да, если это ребенок не старше 6 лет
Вопрос № 22
Можно ли ехать на велосипеде, у которого неисправен тормоз?
- Можно;
- Запрещается;
- Можно, но только с небольшой скоростью.
Вопрос № 23
Как должен быть оборудован велосипед для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости?
- Достаточно иметь спереди и сзади световозвращатели;
- Спереди и сзади должны быть красные фонари;
- Спереди должен быть фонарь (фара) белого цвета, сзади фонарь или возвращатель красного цвета, а с каждой боковой стороны световозвращатель оранжевого или красного цвета.
Вопрос № 24
Когда надо соблюдать правила дорожного движения?
- Всегда;
- Когда рядом дорожный полицейский;
- Когда у тебя хорошее настроение.
Вопрос № 25
При каком дорожном знаке возле школы можно безопасно перейти улицу?
- При знаке «Пешеходный переход»;
- При знаке «Дети»;
- При знаке «Движение прямо».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«СВОЯ ИГРА» Велосипедист и дорога 10 20 30 40 50 Светофор 10 20 30 40 50 Дорожные знаки 10 20 30 40 50 История 10 20 30 40 50 Безопасность 10 20 30 40 50 Регулировщик на дороге 10 20 30 40 50
Есть ли у велосипедиста путь торможения? ОТВЕТ ВОПРОС
ОТВЕТ Да
ВОПРОС С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улицам и дорогам? ОТВЕТ
ОТВЕТ 14 лет
ВОПРОС Где и какие катафоты устанавливаются на велосипеде? ОТВЕТ
ОТВЕТ Спереди - белый, сзади - красный. Возможны катафоты на колесах
ВОПРОС Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться? ОТВЕТ
ОТВЕТ Поднять руку вверх
ВОПРОС ОТВЕТ Можно ли перевозить на велосипеде пассажира девяти лет?
ОТВЕТ Нет, только до 7 лет на специально оборудованном сиденье с подножками
ВОПРОС Сколько сигналов имеет пешеходный светофор? ОТВЕТ
ОТВЕТ Два: красный и зеленый
ВОПРОС Почему светофор назвали именно так? ОТВЕТ
ОТВЕТ Соединение русского слова "свет" и греческого "форос" - нести. Светофор - несущий свет
ВОПРОС Какие устройства в каждом городе позволяют круглосуточно наблюдать красных и зелёных человечков ОТВЕТ
ОТВЕТ Пешеходный светофор
ВОПРОС Сигнальное устройство на железной дороге ОТВЕТ
ОТВЕТ Семафор
ВОПРОС В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы? ОТВЕТ
ОТВЕТ вправо
Это в начале появилось у городских дворников. В эпоху отсутствия сотовых телефонов при помощи этого предмета вызывали полицию. Сейчас он помогает привлечь внимание на шумной городской улице. Что это? ОТВЕТ ВОПРОС
ОТВЕТ
ВОПРОС ОТВЕТ Какие из всех дорожных знаков являются самыми старыми?
ОТВЕТ
ВОПРОС Старинное транспортное средство для принцесс. ОТВЕТ
ОТВЕТ Карета
ВОПРОС Закон улиц и дорог. ОТВЕТ
ОТВЕТ Правила дорожного движения
ВОПРОС Где появился первый светофор? А) в Англии; Б) в Германии; В) в России. ОТВЕТ
ОТВЕТ в Англии
ВОПРОС ОТВЕТ Что за приспособление для обеспечения безопасности пешеходов работает по принципу кошачьего глаза, т.е. возвращает световой поток обратно к источнику света.
ОТВЕТ
ВОПРОС ОТВЕТ
ОТВЕТ
ВОПРОС ОТВЕТ Что запрещается школьнику правилами поведения на улице?
ОТВЕТ Запрещено играть на дороге
ВОПРОС Какие из перечисленных ситуаций могут стать причинами дорожно-транспортных происшествий? 1). Переход дороги в неустановленном месте. 2). Игры на проезжей части. 3). Хождение по проезжей части дороги. ОТВЕТ
ОТВЕТ Во всех перечисленных случаях
ВОПРОС Где разрешается кататься на санках и лыжах? ОТВЕТ
ОТВЕТ В парках, скверах, стадионах, т.е. там, где нет опасности выезда на проезжую часть.
ВОПРОС Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик? ОТВЕТ
ОТВЕТ Регулировщику
ВОПРОС Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам движения? ОТВЕТ
ОТВЕТ Рука поднята вверх
«КОТ В МЕШКЕ» К какому сигналу светофора приравнивается спина регулировщика? ОТВЕТ
ОТВЕТ Красный
ВОПРОС Какое в России движение: лево- или правостороннее? ОТВЕТ
ОТВЕТ Правостороннее движение
ВОПРОС Какой знак препинания задействован в азбуке дорожных знаков? ОТВЕТ
ОТВЕТ
ВОПРОС Как должна осуществляться перевозка детей до 12 лет? ОТВЕТ
ОТВЕТ При использовании специальных детских удерживающих устройств, соответствующих росту и весу ребенка
ВОПРОС Как поступить пешеходу? А) уступить место автотранспортному средству Б) перейти дорогу перед автомобилем В) автомобилист обязан пропустить пешехода. ОТВЕТ
ОТВЕТ автомобилист обязан пропустить пешехода.
ВОПРОС «КОТ В МЕШКЕ» Что означает это дорожный знак? А) движение пешеходов запрещено Б) движение пешеходов разрешено В) пешеходный переход ОТВЕТ
ОТВЕТ движение пешеходов разрешено
ВОПРОС ОТВЕТ На картинке изображены дорожные знаки. Какой из них означает, что движение для пешеходов запрещено? А) 1 Б) 2 В) 3
ОТВЕТ А)
ВОПРОС Как пешеходам следует переходить проезжую часть? А) в любом месте, еде есть пешеходный переход Б) перед и за регулировщиком В) переходить проезжую часть запрещено ОТВЕТ
ОТВЕТ перед и за регулировщиком
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Упражнения арт — терапии
Создание картины неудач
Создать из подручного материала (открытки, старые фломастеры, ленты, фантики и пр.) цельную картину прошлых неудач, того, что давно пора выбросить. Созданную композицию поблагодарить за полученный опыт и уничтожить, лучше образцово-показательно, например, сжечь.
Сочинение сказки
Сочинение сказки о герое, преодолении препятствий, получения заслуженного вознаграждения (подсознательно герой сказки имеет много общего с автором)
Каляки-маляки
Нарисовать полностью абстрактные каляки-маляки, которым потом дать характеристику, найти там пугающие и ресурсные (помогающие) фигуры.
С закрытыми глазами
Рисование, лепка с закрытыми глазами, вкладывая все, что «накипело»
Рисование нерабочей рукой.
Рисование нерабочей рукой или вообще ногой, часто появляется у клиента что-то новое в чувствах, то ли вскрываются прошлые давно скрытые страхи, то ли возникают новые образы, зовущие к будущему.
Создание коллажей
Создание коллажей желаний или по другой заданной психологом теме.
Упражнение с цветами.
Выберите (из богатой цветовой палитры) два цвета. Первый — тот, который Вам наиболее предпочтителен в данный момент. Второй — наименее предпочтительный. Нарисуйте на едином листе бумаги два рисунка, используя оба эти цвета.
- Выберите из цветовой палитры три цвета, которые по Вашему впечатлению составят красивую гармоничную композицию и нарисуйте с их помощью абстрактный или вполне конкретный рисунок.
- Выберите цвета, которые, по вашему мнению, выражают Вашу личность или Ваш характер и создайте с их помощью композицию.
- Выберите цвета, которые по Вашему ощущению «нейтрализуют» Ваши негативные переживания и используйте их в создании любого рисунка.
Упражнение с каракулями.
- Нарисуйте сложный клубок линий, бессмысленно и свободно рисуя по поверхности листа. Постарайтесь «увидеть» в этих каракулях некий образ и развивайте этот образ уже осмысленно – используя те же краски (карандаш) и написание короткого рассказа (комментария).
- Заведите «дневник каракулей» в отдельном блокноте для рисования. Ведите его строго определённый промежуток времени. (Один рабочий день, неделя) Проследите изменения в этих каракулях. После окончания срока «эксперимента» напишите рассказ на основе этих каракулей.
Упражнение с чернильными пятнами
Эти упражнения арт-терапии продолжают и развивают идею знаменитого теста Роршаха, только вместо анализа готового стандартизированного стимульного материала Вы будете создавать свои собственные абстракции и анализировать их, что гораздо интересней!
Возьмите тушь, чернила, жидко разведённую гуашь и капните этим посредине плотного листа ватманской бумаги. Затем сложите бумагу пополам и прижмите сложенные части друг к другу, аккуратно разглаживая их. Разверните лист бумаги. Вы увидите очень красивый, симметричный абстрактный рисунок. Сделайте серию таких «пятен Роршаха», используя разные цвета, а затем попытайтесь описать свои рисунки, дав каждому из них название и характеристику.
Упражнения с глиной, воском, тестом или пластилином
- «Вылепите свою проблему»
- «Поговорите» с ней, высказав ей всё, что хотите,
- трансформируйте её (можно очень грубо) в то, что захотите.
Сделайте отпечаток своей руки, ступни, разных предметов
- Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала
- Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно
Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени.
Упражнение «Автопортрет в натуральную величину»
Это единственное упражнение арт-терапии, которое нельзя сделать в одиночку — Вам понадобится партнёр и ... очень большой лист бумаги.
Вы должны лечь на этот лист, чтобы партнёр мог обвести Вас по контуру Вашего тела.
После этого вы создаёте «Образ самого себя». Дорисовываете. Раскрашиваете так, чтобы объяснить своим рисунком: что же происходит внутри Вас, как по телу текут «энергетические токи», как чувствуют себя различные части Вашего тела, какого они цвета...
Упражнение «Маски»
Цель: Самовыражение, самосознание. Работа с различными чувствами и
состояниями. Развитие навыков, активного слушания, эмпатии, умения без оценочно относиться друг к другу.
На заранее заготовленных трафаретах масок нарисовать те лица, какими
Вы бываете, и те лица, какими хотели бы быть. Рассказать историю от лица каждой маски. По окончании работы устроить выставку масок. Найти среди всех масок похожие друг на друга маски.
Упражнение «Что такое мальчик? Что такое девочка?»
Цель: расширение представления о людях, социальном поведении людей.
Группа делится на подгруппы: взрослые и дети. Каждой группе дается задание – сделать совместный коллаж на тему: «Что такое мальчик? Что
такое девочка?». По окончании работы проводится совместное обсуждение. По окончании обсуждения обе группы объединяются и создают единый коллаж на эту же тему. Особое внимание уделяется тому, чтобы мнение каждой группы учитывалось при создании единой работы.
Упражнение «Рисование себя»
Цель: Самораскрытие, работа с образом «Я».
Нарисовать себя в виде растения, животного, схематично. Работы не подписываются. По окончании выполнения задания все работы вывешиваются на стенд, и участники работ пытаются угадать, какая работа кому принадлежит. Делятся своими ощущениями и впечатлениями о работах.
Упражнение «Процарапывание»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Графическая работа на мыльной подкладке. Работа, выполненная таким образом, напоминает гравюру, так как создается линией разного направления длиной, плавностью и получается бархатистой за счет углубления процарапывания поверхности.
Материал: лист бумаги, заранее приготовленный (лист бумаги сначала намыливают, затем покрывают гуашью, тушью или краской), ручка с пером звездочкой.
Графическая работа на восковой подкладке. Для выполнения этой работы необходимы кусочек стеариновой свечи, акварельные краски, тушь.
Красками делают рисунок или закрашивают лист сочетаниями различных тонов, в зависимости оттого, что вы задумали. Затем тщательно протирают кусочком свечи так, чтобы стеарином была покрыта вся плоскость листа. После чего тушью покрывают всю работу (весь лист). Иногда два раза. Процарапывают после высыхания.
Упражнение «Соленые рисунки и зубная краска»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
А что если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой цветной бумаге. Можно создавать зимние пейзажи, еще одним способом, рисуя зубной пастой. Наметьте карандашом легкие контуры деревьев, домов, сугробов. Медленно выдавливая зубную пасту, пройдитесь ею по всем намеченным контурам. Такую работу надо обязательно высушить и лучше не складывать в папку вместе с другими рисунками.
Упражнение «По сырому»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Рисунок тогда, получается, по сырому, когда в еще не засохший фон вкрапывается краска и разляпывается тампоном или широкой кистью.
Такой способ рисования помогает получить великолепные рассветы и закаты. Рисование животного, вернее его окраска, помогает достичь схожести с натурой. Объект получается, как бы пушистый. Этот способ рисования очень часто применял в своих работах художник-иллюстратор Чарушин.
Упражнение «Набрызгивание»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Материал: расческа обыкновенная, кисточка или зубная щетка, краски.
Используя в работе этот способ рисования, можно передать направление ветра – для этого необходимо стараться, чтобы брызги ложились в одном направлении на всем рисунке.
Ярко выразить сезонные изменения. Так, например, листья на осте желтеют, краснеют раньше, чем на березе или других лиственных деревьях. Они на ней желтые и зеленые и оранжевые. А поможет передать все это разноцветие способ набрызгивания.
Упражнение «Яичная мозаика»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
После того как на Вашем кухонном столе останется яичная скорлупа, не выбрасывайте ее. Отделите от пленочек, вымойте, высушите и истолките. В нескольких стаканчиках разведите краску и положите туда измельченную скорлупу. Через 15 минут скорлупа выдавливается вилкой и раскладывается для просушки. Вот и готов материал для мозаики. Рисунок обозначьте карандашным контуром и предварительно смазав клеем поверхность, засыпьте ее, определенным цветом скорлупы.
Упражнение «Монотипия»
Цель: Развивает творчество, фантазию.
Материал: целлофан или стекло (размером с лист бумаги), краски любые, чистая вода, бумага.
Краска пятнами набрызгивается на стекло водой и кисточкой, разбрызгивается по стеклу. Затем прикладывается лист чистой бумаги и прижимается пальцами. В зависимости от пятен, от направления растирания – получаются различные изображения. Нельзя два раза – получить одно и то же изображение.
Этот способ можно использовать при тонировании бумаги для рисования лугов, пейзажей, фон можно получить одноцветный и разноцветный.
Упражнение «Невидимка. Рисование свечой»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Материал: бумага, свечи восковые, парафиновые, акварель или краски. Гуашь для этого способа рисования не подходит, т.к. не обладает блеском. Можно использовать тушь.
Сначала дети рисуют свечой все, что желают изобразить на листе (или согласно теме) На листе получается волшебный рисунок, он есть, и его нет. Затем на лист наносится акварель способом размыва. В зависимости от того, что вы рисуете, акварель может сочетаться с тушью.
Упражнение «Парное рисование»
Время проведения: 10-15 мин.
Цели: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия. Техника проводится в парах.
Необходимые материалы: краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры.
Ход работы: группа делиться по парам, каждой паре раздается по листу бумаги, коробке красок, карандашей. Другие материалы могут лежать на отдельном столе, чтобы любой ребенок мог подойти и взять то, что ему может понадобиться.
Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинаем по сигналу».
После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам, что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне, что именно будут рисовать и т.д.
Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.
Упражнение «Прогулка по лесу»
Цель: развитие воображения, и познания своих внутренних уголков души.
Материалы: бумага, краски, карандаши, кисточки, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.
Процедура: 1. Представьте, что вы в лесу. Небольшим словесным рассказом оживить воображение участников: «Жил-был Зеленый Лес. Это был не просто Зеленый Лес, а Поющий Лес. Березы там пели нежные песни берез, дубы – стародавние песни дубов. Пела речка, пел родничок, но звонче всех пели, конечно, птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки – малиновые». Как прекрасно идти тоненькой ленточкой тропинки и, забывая обо всем, растворяться в величественной красоте леса! Он будто бы раскрывает для тебя свое объятие, и ты замираешь в немом удивлении. Тишина восхищает тебя. Ты стоишь неподвижно, словно ждешь чего-то. Но вот налетает ветер, и все сразу оживает. Просыпаются деревья, сбрасывают из себя солнечную листву – письма Осени и Леса. Ты ждал их так долго! Перебирая каждый листок, в конце концов, находишь письмо, адресованное только тебе. О чем думает Лес? О чем мечтает? Вглядываясь в оранжевые прожилки Кленового письма, можно обо всем узнать: Лес пишет тебе о Лете с солнцем, которое смеется, и соловьиных трелях, о весне с ее первыми цветами, журавлями и цветущими деревьями. О волшебнице-зиме, которая в скором времени придет, накроет Лес своим снежным ковром, и он заблестит на солнце. Пока же Лес живет в Осени и радуется каждому мгновенью, не обращая внимания, что плывут дни, месяцы... И Осень изменяется. Она все чаще грустит и плачет осенним дождем. А как чудесно сидеть в лесу под елкой и наблюдать за серебристыми каплями! Дождь наполняет лес неповторимой свежестью. Тебе совсем не грустно, наоборот – ты радуешься, когда вдруг видишь маленькие разноцветные грибы, которые незаметно появились под деревом. Твоя душа взлетает высоко к небесам. И это чувство полета ты прячешь глубоко в сердце, чтобы донести его к следующей Осени, а может, чтобы пронести через всю жизнь...
2. Участникам предлагается нарисовать запомнившейся лес.
3. Обсуждение и интерпретация рисунков.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы себя чувствуете?
- Как бы вы назвали свой рисунок?
- Что изображено расскажи?
- Какие чувства вызывают рисунки других участников?
- Постарайтесь найти в группе, сходный с вашим образ или рисунок?
Упражнение «Рисуем круги...»
Для этой техники выбран именно круг как мифологический символ гармоний. Считается, что круг из-за отсутствия острых углов – самая «доброжелательная» из всех геометрических фигур, означающая одобрение, дружеское отношение, сочувствие, мягкость, чувственность. Работа в круге активизирует интегративное, эмоциональное, интуитивное (правополушарное) мышление, а также объединяет, стабилизирует группу, способствует формированию благоприятных межличностных отношений. Даже маленькие дети, по наблюдению Ш. Раис, предпочитают окружности всем другим фигурам. Это, видимо, связано с простотой круглой формы. Художник, как заметил Э. Бюлов в статье «И вот вам знак...», погруженный в процесс изображения самых разнообразных символов, заполняет всю поверхность листа до самого края, словно открывая их для себя. Множество листов, испещренных кругами то большего, то меньшего размера, соприкасающимися или пересекающимися друг с другом, а иногда и включенными один в другой, ставят вопрос о значимости круга как символа. Обычно, нарисованные круги далеки от совершенства с позиций геометрии. Однако они представляют собой самодостаточные сущности, для обозначения которых трудно подобрать слова. В сознании лишь возникают представления о некой форме, эстетические достоинства которой и удерживают внимание.
Цель: развитие спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.
Материалы: Два рулона (по одному на каждый стол) плотной бумаги. Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч.
Ход упражнения: Группа садится вокруг стола, им предлагаются ватман, простые карандаши, краски, кисточки, глянцевые журналы и клей. Каждый из участников рисует фигуру круга, а так же может дорисовывать чужие рисунки, писать пожелания друг другу. По окончании работы участники делятся впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники.
Инструкция: Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории. Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом. Затем нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Обведите контуры рисунков. Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги. Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т.е. придайте им индивидуальность. Далее походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться. С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других! Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.
Вопросы для обсуждения:
- «Как вы себя чувствуете?»
- «Как ваше настроение сейчас?».
- «Расскажите о своем рисунке?»
- «Дополняли ли вы работы других участников?»
- «Какие трудности возникали по ходу работы?» и др.
Упражнение «Сказка о бабочке сновидений»
Цель: актуализация эмоционального и когнитивного компонента переживания сновидений, изучение «ночных страхов», поиск внутреннего ресурса.
Материалы и оборудование: лист бумаги формата А4, фломастеры; материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы, силуэтное изображение бабочки, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.
Процедура:
1. Психолог демонстрирует разнообразие материалов для изготовления коллажа. Психолог. Для выполнения следующего задания нам необходимо нарисовать бабочку. (Нижеследующий текст предназначен для взрослого: символическое значение бабочки можно объяснить для дальнейшей работы).
Бабочка во многих культурах – символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, так как это крылатое небесное существо появляется на свет из обыкновенной гусеницы. У кельтов она олицетворяет душу и огонь, у китайцев – бессмертие, досуг в изобилии и радость. Сон также считался подобием кратковременной смерти, когда душа каждую ночь оставляет свою телесную оболочку и отправляется в своеобразное путешествие. Бабочки помогают душе «вернуться» в свое тело. А на крыльях они несут воспоминания о путешествии души.
2. Можно попросить участников закрыть глаза. Под медитативную музыку психолог рассказывает сказку.
В одной волшебной стране на огромном цветочном лугу живут бабочки снов. Днем они чаще всего спят, уютно устроившись в бутонах цветов. Но с наступлением ночи бабочки просыпаются и разлетаются по всему миру. Каждая бабочка спешит навестить своего человека – ребенка или взрослого.
У бабочки снов удивительные крылья. Одно крыло бабочки светлое. Оно пахнет цветами, летним дождем и сладостями. Это крылышко покрыто разноцветными пылинками добрых и веселых снов, и если бабочка взмахнет над человеком этим крылышком, то ему всю ночь снятся добрые и приятные сны.
Но у бабочки есть и другое, темное крылышко. Оно пахнет болотом и покрыто черной пылью страшных и печальных снов. Если бабочка взмахнет над человеком темным крылом, то ночью ему приснится неприятный или печальный сон.
Каждому человеку бабочка снов дарит и добрые, и страшные сны.
Постарайтесь вспомнить свои самые приятные сны (пауза), а теперь – самые страшные сны. Открывайте глаза.
3. Изготовление коллажа.
Возьмите лист с нарисованным силуэтом бабочки. С помощью цветных карандашей, красок, любых других средств (вырезки из газет, журналов) на одном крыле постарайтесь отразить содержание своего страшного сна, а на другом крыле – содержание приятных снов. В цвете выразите свое эмоциональное отношение к своим снам. Нарисуйте лицо бабочки.
4. После изготовления коллажа клиент представляет свою работу. Дальнейшее взаимодействие психолога с клиентом осуществляется с учетом задач коррекции или консультирования, а также интеллектуальных и рефлексивных возможностей клиента.
Вопросы для обсуждения:
- Ваши чувства и переживания в процессе выполнения упражнения?
- Ощущали ли вы сопричастность группе, защищенность?
- Понравилось упражнение, было ли ощущение комфорта?
Упражнение «Спонтанное рисование»
Цель: предоставить детям возможность осознать свои настоящие переживания, отреагировать свои чувства в отношении учителя.
Ход упражнения: После чтения сказки детям предлагается нарисовать рисунок – кто что хочет. Ведущий помогает участникам группы осознать свои настоящие переживания, раскрыть свои перспективы в процессе обсуждения рисунков. Детям предлагаются вопросы на понимание и уточнение. Что ты нарисовал? А что это? Что понравилось и не понравилось в сказке? Какое место в сказке особенно запомнилось? Тяжело или легко было рисовать? Примечание: рисунки не интерпретируются, не сравниваются, итоги по рисункам не подводятся.
Упражнение «Моя планета»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Инструкция: «Закрой глаза и представь себе планету в космосе. Какая планета? Кто населяет эту планету? Легко ли до неё добраться? По каким законам на ней живут? Чем занимаются жители? Как твою планету зовут? Нарисуй эту планету»
Дети выполняют рисунки, после чего проводится обсуждение работ.
Игра «Двое с одним мелком»
Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.
Оборудование: лист А4, карандаши.
Ход игры: Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом с партнёром. Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть такое правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.
- Что ты нарисовал, работая в паре?
- Сложно ли вам было рисовать молча?
- Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?
- Трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?
Упражнение «Рисунок на мятой бумаге»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Используйте в качестве основы для рисунка мятую бумагу. Предварительно изомните её хорошенько и настройтесь на работу. Рисовать при этом можно красками или карандашами (мелом), можно оборвать края рисунка, оформив его в виде овала, круга и т.д.
Упражнение «Чернильные пятна и бабочки»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Капните чернилами на тонкую бумагу и сверните лист трубочкой или сложите пополам, разверните лист и преобразуйте увиденный образ. Обсудите результаты работы в группе, найдите наиболее понравившиеся вам изображения других участников.
Упражнение «Рисунок угольными мелками»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Для создания изображения используйте угольные мелки, используя все возможности этого изобразительного материала. Можно использовать для работы большие форматы бумаги. Используйте уголь вместе с цветными карандашами или восковыми мелками. Обсудите ощущения и чувства, возникающие во время работы и её результаты.
Техника «Каракули»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение. Свободно водя по листу бумаги карандашом, нарисуйте каракули без какой-либо цели и замысла и передайте партнёру, который должен будет создать из них образ и развить его.
Варианты:
- затем поменяйтесь с партнёром трансформированными каракулями и попытайтесь продолжить рисунок, не нарушая нарисованное им, затем обсудите вместе ваши ассоциации, связанные с рисунками друг друга;
- после завершения рисунка, на основе каракулей сочините рассказ;
- выразите в словах свои чувства и ассоциации, возникшие при восприятии каракулей партнёра;
- размашистыми движениями различных частей тела создайте каракули на большом листе (ватмане, оборотной стороной обоев), можно закрыть глаза. После завершения найдите в изображённом образ и развейте его.
Упражнение «Рисуем настроение»
Цель: Развитие эмпатии.
Материал: Краски, бумага.
Проведение: Рисуем красками различные настроения (грустное, веселое, радостное и т.д.). Обсуждаем с детьми, от чего зависит настроение, как выглядит человек, когда у него хорошее настроение, грустное и т.д.
Упражнение «Радуга»
Цель: Развитие эмоционального мира. Развитие навыков коммуникации.
Материал: Ватман, краски, кисти.
Проведение: Детям рассказывается о последовательности цветов радуги. На большом листе ватмана они по очереди каждый рисует одну полоску радуги. Когда все дети нарисуют по полоске рисунок можно украсить цветами, деревьями, птицами и т.д.
Упражнение «Групповое рисование по кругу»
Цель: Развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу.
Материал: Бумага, карандаши.
Проведение: На листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору. После выполнения этого задания обсуждается первоначальный замысел. Участники рассказывают о своих чувствах. Коллективные рисунки можно прикрепить к стене: создается своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать группе о коллективной работе в «чужом пространстве».
Данная техника может вызвать агрессивные чувства, обиды. Поэтому психолог должен предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга.
Упражнение «Рисование под музыку»
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Материал: Краски акварельные или гуашевые, широкие кисти, бумага, аудиокассета Вивальди «Времена года».
Проведение: Рисование под музыку Вивальди «Времена года» большими мазками.
- Лето – красные мазки (ягоды)
- Осень – желтые и оранжевые (листья)
- Зима – голубые (снег)
- Весна – зеленые (листья)
Упражнение «Волшебные краски»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Сейчас мы с вами будем творить Волшебные краски. Вот ваш поднос со всеми необходимыми вещами (мука в стаканчиках, гуашь, соль, подсолнечное масло, вода, клей ПВА.) Возьмите в руки стакан с мукой, размешайте ее руками. Какая она на ощупь? Подарите ей частичку своего тепла, и она станет теплее. Теперь добавьте соль и смешайте все пальчиками. А теперь добавим масло. Затем добавляем воду, чтобы получилась настоящая волшебная краска. Чтобы наши картины были прочными, добавим клей ПВА. Вот уже почти все готово. Нам осталось придать нашей краске цвет. Выберите себе гуашь цвет, которой вам нравится, и добавьте немножко в краску. Молодцы вы изготовили настоящую волшебную краску. Это краски для всех давайте поставим их в центр стола. Сейчас мы попробуем наши волшебные краски и нарисуем волшебную страну. Детям предлагается картон разного цвета, включается спокойная музыка и дети рисуют руками. Готовые работы раскладываются на свободные места, организуя выставку, в это время продолжает играть музыка.
Обсуждение:
Что Вы чувствовали, когда выполняли работу? Что чувствуете сейчас?
Упражнение «Цветок» Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение. Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры. Закрой глаза и представь прекрасный цветок. Как он выглядит? Как он пахнет? Где он растет? Что его окружает? А теперь открой глаза и попробуй изобразить все, что представил. Какое настроение у твоего цветка? Давай придумаем историю про него. Примечания: важно закончит упражнение на положительном настрое, если ребёнок сочинил грустную историю или у его цветка плохое настроение, то можно предложить изменить рисунок или историю так, чтобы настроение стало хорошим. Техника «Раздувания краски»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Нанесите на лист бумаги водорастворимую краску с большим количеством воды, используйте различные сочетания цветов, в самом конце работы раздуйте через тонкую трубочку цветовые пятна, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы; постарайтесь увидеть образ и развейте его.
Получаемое изображение всегда отличается от того, что изображалось на первоначальной форме. Оно может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками. Замысловатые узоры, проявляющиеся на запечатанном материале, носят случайный характер и не могут быть в точности воспроизведены автором. В процессе выполнения работы происходит спонтанное самовыражение, актуализация чувств и эмоций, снятие напряжения, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности. Ребенку задается вопрос, какое из изображений ему нравится больше, выбранный вариант получает название и внимание автора, взрослого, других детей.
Техника «Рисование клубком»
Данная техника может использоваться для повышения самооценки детей с симптомом «не умею рисовать», развитие креативности, диагностика.
В ходе работы психолог должен размотать клубок ниток и показать детям, как создать на полу или столе узоры или картины. Затем клубок берет по очереди каждый ребенок и, разматывая его, создает композицию, после чего проводится обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
—какие буквы ты здесь видишь;
—какие фигуры ты здесь видишь;
—можешь ли ты здесь разобрать какие-либо цифры;
—какое блюдо здесь нарисовано;
—что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие-нибудь события.
В индивидуальном режиме эта техника может быть использована с агрессивными детьми, гиперактивными, легко отвлекаемыми и замкнутыми.
Техника «Ниткография»
Если нитку (30–50см) опустить в краску, затем выложить на листе по собственному усмотрению, оставив вне листа лишь кончик, а затем накрыть сверху другим листом, и придавив его рукой, вытянуть нитку из пространства между листами, то на обоих примыкавших к окрашенной нити поверхности останутся необычные отпечатки.
Если предложенный ребенком сюжет носит проблемный характер, ему предлагается нарисовать рисунок на тему, например, «Если бы эта история продолжилась, то, как бы развивались события?» или «Что бы ты изменил в этой истории к лучшему?» и т.п.
Техника «Рисование истории»
Задачами данной техники являются диагностика, коррекция неадекватных моделей поведения, разрешение внутренних конфликтов, снятие эмоционального напряжения.
В ходе работы ребенку предлагается нарисовать иллюстрацию к какой-либо истории. Затем психолог проводит с ребенком обсуждение.
Если предложенный ребенком сюжет носит проблемный характер, ему предлагается нарисовать рисунок на тему, например, «Если бы эта история продолжилась, то, как бы развивались события?» или «Что бы ты изменил в этой истории к лучшему?» и т.п.
Следующие рисунки создаются по принципу комиксов, пока проблемная ситуация не разрешится. После каждого рисунка педагог проводит обсуждение.
Техника «Рисунок по кругу»
Данная техника используется при групповой работе, способствует сплочению группы, вовлечению в процесс даже самых неактивных участников, развитию креативности, повышению самооценки.
Ход работы: ребята рассаживаются по кругу, у каждого в руках карандаш и подготовленный заранее лист бумаги. Расположенный вертикально лист делится на 3 части, и затем 1 и 3 части заворачиваются вовнутрь, подобно конверту.
Далее следует инструкция: «Сейчас мы с вами вместе создадим фантастическое существо. Первый человек рисует голову, передает лист другому участнику, а тот рисует тело, не глядя на голову. Затем лист отдается третьему человеку, который рисует ноги. Следующий разворачивает лист, придумывает имя существу и небольшую историю о нем».
Техника «Каракули или штриховка»
Задачи, решаемые в ходе выполнения данной техники: развитие воображения, фантазии, работа с синдромом «не умею рисовать», сплочение группы, снятие эмоционального напряжения. Штриховка и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим мелка или карандаша, могут использоваться в начале занятия. Сам процесс выполнения происходит в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.
В ходе работы, детям предлагается свободно водить карандашом или мелками по листу бумаги без цели. Краски не используются. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, четкими и точными. Могут быть прямыми, изогнутыми, ломаными, закругленными, спиралеобразными, иметь вид галочек, пунктира. В итоге получается сложный «клубок» линий, в котором можно увидеть какой-либо образ либо абстракцию. Получившийся образ можно развить, дополнить, дорисовать, а также выразить свои чувства и ассоциации в связи с этим образом, сочинить историю о нем и т.п.
Разновидностью штиховки является метод «фроттаж», когда заштриховывается поверхность листа, под которую подложен плоский предмет или заготовленный силуэт (наверняка каждый пробовал так «проявить» монетку).
Техника «Пластилиновая композиция»
Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.
Задачи, решаемые в процессе выполнения работы: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие воображения, оригинальности мышления, творческое самовыражение.
В ходе работы детям раздают по листочку картона и пластилин. Ребенок может взять кусок пластилина предложенного или понравившегося цвета и размять его в руках так, чтобы он стал мягкий. Затем пластилин наносится пальцами на картон, как бы намазывается. После этого ребятам можно предложить набор крупы, макарон, арбузных и тыквенных семечек или любых других мелких предметов. Вдавливая их в пластилиновую основу, дети тем самым создают композицию свободную или заданную тему.
Затем можно придумать название поделки, сказочную историю к ней, сделать выставку.
Техника «Мандала»
Слово мандала имеет санскритское происхождение и означает «магический круг» . Мандала - это зеркало, отпечаток жизни здесь и сейчас. В основе лежит рисунок в круге. Круг является символом планеты Земля, а также символом защищенности материнского лона. Таким образом, при создании круга очерчивается граница, защищающая физическое и психологическое пространство. Раскрашивать такой круг может каждый. Шаблоны для раскрашивания можно найти повсюду в интернете и распечатать на принтере. Можно создать основу самому - для этого нужно на бумаге обвести по контуру тарелку, например.
Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания ребенка, успокаивает и уравновешивает, открывает возможность для духовного роста развитие творческих способностей.
Техника «Рисуем эмоции»
Основной задачей данной техники является проработка различных эмоциональных состояний ребенка (печали, злости, страха, радости, грусти и др. В начале работы попросите ребенка выбрать цвет, который соответствует его настроению и изобразить его на листе (оставить след). Это может быть клякса, прямая или ломаная линии, разнообразные штрихи и т.д. Вопросы для размышления: Как можно назвать это состояние? На что оно похоже? Данная работа может выполняться в виде несвязанных между собой линий, штрихов, символов, а может объединиться в целую картину.
В другом варианте рисуется силуэт человека. Предложите ребенку вспомнить любое событие своей жизни (радостное, счастливое, грустное, печальное и т.п.). Далее спросите у ребенка, что он при этом испытывал, какие эмоции, в какой части тела, каким цветом можно эти эмоции окрасить? Затем предложите закрасить или заштриховать соответствующим цветом на силуэте человека локализацию эмоции. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть на свою эмоцию со стороны, что он при этом чувствует, что хотел бы сделать с изображением данной эмоции: дорисовать, перерисовать, порвать, помять, сжечь, и т.д. После выполнения всех желаемых действий с рисунком, поблагодарите ребенка за работу.
Техника «Рисование пальцами»
Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает, или не считает возможным нарушать правила. Сам процесс рисования пальцами часто небезразличен ребенку, и каждое последующее рисование не похоже на предыдущее. Всякий раз происходит по-новому: выбирается другой цвет, соотношение линий, темп, ритм и т.д. Потому результат манипуляций с краской может быть непредсказуем: неизвестно, какое изображение получится в итоге. Но далеко не все дети по собственной инициативе переходят на рисование пальцами. Некоторые, попробовав этот способ, возвращаются обратно к кисти или губке, как к более привычным средствам изображения. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
Техника «Рисование на воде»
Акварисование (эбру) – это технология рисования по поверхности воды. В эбру используются только натуральные материалы. Рисунок наносится красками, которые не растворяются в воде, а остаются на поверхности. Затем краски смешиваются между собой при помощи кисти (или специальной палочки) и образуют причудливые и неповторимые узоры. Далее на рисунок накладывают бумагу или ткань, осторожно снимают и высушивают. И рисунок готов. Дети воспринимают сам процесс рисования по воде как настоящее волшебство. Когда же их творение отпечатывается на бумаге, оставляя при этом воду кристально чистой, детский восторг не поддается описанию! Акварисование помогает не только развитию детской фантазии и воображения, но и оказывает удивительный успокоительный эффект.
Однако, следует иметь в виду, что для занятий на воде требуются специальные краски, которые не всегда можно найти и купить. Поэтому данную технику можно заменить рисованием на стекле.
Техника «Рисование на стекле»
Вода способна впитывать негативную энергию и положительно воздействовать на психику ребенка. Игры с водой завораживают каждого ребенка и дают возможность эмоционально разрядиться и получить новый опыт.
Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку в целях соблюдения техники безопасности. В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.
Лучше рисовать на стеклах больших размеров, например, 25х40см или 40х70см, – на них есть, где развернуться. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети. Часто случается, что кто-нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т.д. Такая манера характерна для детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих проблемы аффективно-личностного плана. Пространство активности ребенка расширяется за счет вытекания воды за пределы стекла. К тому же консистенция воды значительно отличается от краски. Меньшая плотность и текучесть увеличивают скорость манипуляций, убирают статику и конкретику изображений. За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянства. Только наметки, игра, можно не нести ответственности за результат, так как результата и нет. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний об уже сделанном, которое не изменить. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями учителей и родителей, учебными неуспехами, нагрузкой, непомерными требованиями. Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.