Страница учителя-дефектолога

Сивова Светлана Анатольевна

Предварительный просмотр:

Модель оказания ранней помощи в образовательной организации
МАДОУ «Детский сад «Колосок» Тамбовского района.

Современная система образования направлена на оптимизацию развития и реализацию индивидуальных возможностей каждого ребенка. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1839-р от 31 августа 2016 г. «Об утверждении Концепции развития ранней помощи» в Российской Федерации законодательно была введена новая структура системы образования детей младенческого и раннего возраста – Служба ранней помощи, задачей которой является создание условий по раннему выявлению нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности детей, их оптимальное развитие и адаптация, а также полноценная интеграция ребенка и его семьи в социальное и образовательное пространство [2, с.35].

Актуальность создания данных служб обусловлена расширением инклюзивных тенденций в дошкольном образовании и неготовностью детей с ОВЗ и инвалидностью к интеграции в ДОО. Раннее выявление отклонений в развитии и своевременная коррекционная работа способствует профилактике вторичных нарушений.

Рождение ребенка с особенностями развития, накладывает отпечаток на все сферы жизни семьи, изменяя образ жизни всех ее членов. Родителям приходится решать проблемы, о существовании которых им ранее даже не приходилось задумываться. Часто семье не хватает информационной, психологической и социальной поддержки.

Наиболее частые запросы семей, имеющих детей с особенностями развития:

  • Социально-правовое сопровождение. Родители имеют недостаточное информирование о мерах социальной поддержки семей детей-инвалидов.
  • Подбор медицинского сопровождения и средств социально-педагогической реабилитации. В учреждениях здравоохранения, как правило, преобладает медицинский подход, подразумевающий лечебные мероприятия, а психологическая и социальная коррекция развития личности выпадает.
  • Поддержка членов семьи ребенка с отклонениями в развитии. Членам семьи ребенка с отклонениями в развитии, часто нужна психологическая помощь по преодолению тревог и работа по налаживанию внутрисемейных взаимоотношений. + конкретно, что мы можем сделать

Служба ранней помощи – это служба длительной семейно-ориентированной психолого-педагогической помощи детям младенческого и младшего возраста с нарушениями развития, а также детям, имеющим риск возникновения таких нарушений в более старшем возрасте, и их семьям. Целью работы службы является минимизация отклонений в состоянии здоровья детей начиная с самого раннего возраста посредством комплексной квалицированной межведомственной помощи ребенку и его семье.

Сл2. Служба ранней помощи в МАДОУ «Детский сад «Колосок» организуются как форма взаимодействия специалистов, оказывающих диагностирующие и коррекционно-развивающие мероприятия для детей группы риска и детей с выявленными отклонениями в развитии. На базе нашего детского сада функционирует «Лекотека» и консультативный пункт, группа «Вместе с мамой», группы раннего возраста общеобразовательной направленности.

·        Лекотека обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).

·        Курс «Вместе с мамой» (развивающие занятия для детей от 1,5 до 3 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение), занятия по дополнительным образовательным программам. В основу педагогического процесса, организуемого с детьми раннего возраста, положен принцип развивающего обучения и индивидуального подхода в соответствии с их возрастными возможностями.

·        Консультативный пункт открыт с целью оказания помощи родителям в вопросах воспитания, обучения и развития детей, не посещающих детский сад. Задача, которая стоит перед работниками консультативного пункта – предоставление бесплатной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи. Работа Консультативного пункта возможна так же при помощи информационно - коммуникационного оснащения и интерактивных средств (дистанционно): официальный сайт ДОО, переписка по электронной почте, организация связи с помощью Skype, WhatsApp.

Основными принципами организации системы ранней помощи представлены на слайде:

  • открытость – способность к обмену информации с социумом, отвечать его запросам, перестраивая и развивая систему помощи;
  • комплексность – осуществляется взаимодействие различных ведомств и специалистов различного профиля для оказания всего спектра необходимых услуг;
  • партнерства с семьей и другими организациями;
  • территориальная доступность;
  • бесплатность - услуги предоставляются без взимания платы с семей;
  • добровольность – выстраивание отношений со всеми участниками взаимодействия на добровольных началах при обоюдном желании;
  • конфиденциальность – кроме случаев, определенных законодательством РФ, не допускается разглашение информации о ребенке и его семье.

Дети принимаются на основании заявления родителей/законных представителей в течение всего года. Каждому ребенку и его семье формируется индивидуальный комплекс мероприятий ранней помощи и сопровождения.

Получателями услуг ранней помощи являются дети и их семьи:

  • «Дети целевой группы» - дети от 2 мес. до 3 лет, с выявленными отклонениями в развитии – с нарушением слуха и зрения, опорно-двигательными нарушениями, генетическими синдромами, наследственно-дегенеративными заболеваниями, врожденными аномалиями развития, органическим поражением ЦНС, эпилепсией, подозрением на ранний детский аутизм и другими нервно-психическими нарушениями [1, с.17];
  • «Дети группы риска» - «биологической» (дети с риском развития стойких нарушений – переношенные, недоношенные, рожденные в асфиксии, перенесшие родовую травму, дети, матери которых перенесли во время беременности инфекционное заболевание, токсикоз) и «социальной» (дети родителей, имеющих психические заболевания, страдающих алкоголизмом, наркоманией.

Формы оказания услуг ранней помощи

Услуги службы ранней помощи, могут быть оказаны как:

  • однократное консультирование ребенка и его семьи;
  • кратковременное консультирование, индивидуальные (от 2 до 6 раз);
  • долговременное консультирование, индивидуальные занятия/игровые сеансы (до нескольких лет).

Используются индивидуальные формы работы, ориентированные как на ребенка и его семью, так и только на взрослых членов семьи или ближайшее окружение ребенка [1, с.23]. Формы работы определяются состоянием ребенка, запросами семьи и возможностями службы.

Используются различные формы работы с родителями: индивидуальные и групповые консультации, лекции, тренинги, мастер-классы, дистанционные формы консультирования (сайт, информационные стенды, памятки и т.д.).

Сл.3 Алгоритм оказания ранней помощи:

  • Диагностика. Посредствам анализа анамнеза ребенка, его медицинских заключений, анализа социальной ситуации развития, условий семейного воспитания и углубленной психолого-педагогической диагностики, определяется потенциал развития ребенка;
  • Разработка индивидуального комплекса мероприятий ранней помощи и сопровождения ребенка. Специалистами определяются цели, содержание, способы и методы работы в зависимости от потребностей ребенка и семьи. Производиться консультирование.
  • Реализация индивидуальной ранней помощи ребенку. Данный процесс предполагает длительный характер реализации психолого-педагогического сопровождения, с обязательным вовлечением в процесс родителей.
  • Анализ результатов реализации индивидуального комплекса мероприятий ранней помощи. Оценка итогов и определение перспектив проделанной работы осуществляется через проведение повторной диагностики с выводом о завершении/продолжении дальнейшей работы с ребенком.

Задачи Службы ранней помощи

К задачам службы ранней помощи относят:

  • Максимально раннее выявление детей с проблемами развития на территории муниципального образования.
  • Междисциплинарную комплексную оценку состояния развития ребенка, психолого-педагогических способностей и возможностей родителей и других членов семьи.
  • Определение потребностей ребенка и семьи на основе выявленных диагностических показателей, разработка индивидуальной программы их коррекции.
  • Организация процесса оказания ранней помощи ребенку и всесторонней поддержки членов семьи.

Для решения поставленных задач необходимо выполнить ряд условий, таких как:

  • раннее выявление риска развития нарушений здоровья и нарушений здоровья у детей от 0 до 3-х лет;
  • создание единой системы медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, основанных на внутри- и межведомственном взаимодействии, обеспечивающих возможно более полную компенсацию нарушений здоровья;
  • обеспечение услугами по развитию таких детей во избежание возникновения нарушения развития здоровья или коррекции для уменьшения уже возникших нарушений;
  • формирование и развитие способностей таких детей для их оптимальной адаптации и интеграции в общество;
  • предоставление помощи родителям в создании оптимальных условий для развития и обучения ребенка в условиях семьи, повышения уровня компетентности родителей и других членов семьи для расширения их возможностей по созданию условий для выстраивания маршрута роста и развития такого ребенка, планирования жизни ребенка в будущем;
  • содействие социальной интеграции семьи и ребенка;
  • развитие системы мероприятий по профилактике инвалидности и нарушений здоровья у детей;
  • обеспечение подготовки, перехода ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в дошкольную образовательную организацию.

Одна из главных задач службы ранней помощи является повышение компетенции родителей и других членов семьи по вопросам развития и воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями, а также повышение качества отношений и взаимодействия членов семьи особого ребенка.

К сожалению, многие родители детей с особенностями развития, не владеют системой знаний, умений, подходов, способных обеспечить адекватное развитие ребенка. Крайне важно дать им сведения о проблеме, которая имеется у ребенка, обозначить перспективы оказания помощи малышу, научить выстраивать домашнее коррекционно-развивающее воздействие.

Включение родителей в психолого-педагогический процесс позволяет решать следующие важные проблемы:

  • принятие сложившейся ситуации развития близкими ребенка;
  • становление ценностных ориентиров семьи ребенка с особенностями в развитии;
  • налаживание детско-родительских отношений и гармонизация внутрисемейной атмосферы;
  • освоение родителями эффективных и оптимальных приемов взаимодействия с ребенком;
  • помощь семье в преодолении социально-психологической изоляции и налаживании социальных контактов;
  • повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями [2, с.46].

Список используемой источников

  1. Ранняя психолого-педагогическая помощь семьям и детям с ограниченными возможностями здоровья. Информационно-методические материалы по ранней помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья / Составитель Ю. А. Разенкова. М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2016. 85 с.
  2. Семья особого ребенка. Часть I /Сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва) /Сост. Г.Ю. Одинокова, С.А. Пономарева. М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2020. 721 с.


Предварительный просмотр: