Подготовка к ЕГЭ и ГИА

Желнова Наталья Васильевна

В этой рубрике вы найдете ссылки на официальные сайты, содержащие полезную информацию по подготовке к ЕГЭ и ГИА; примеры тренировочных заданий; билеты по физике для 9 класса с критериями оценки ответов учащихся.  А также советы психологов учащимся, родителям, учителям при подготовке к экзаменам.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к ЕГЭ и ГИА

Сайты

http://school32-metod.ucoz.ru/images/portal_egeh.jpg

Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена

http://school32-metod.ucoz.ru/images/ministerstvo_obrazovanija_i_nauki_rf.jpg

Министерство образования и науки Российской Федерации 

http://school32-metod.ucoz.ru/images/fipi.jpg

Федеральный институт педагогических измерений

http://school32-metod.ucoz.ru/images/fgub_federalnyj_centr_testirovanija.jpg

Федеральный центр тестирования

http://school32-metod.ucoz.ru/images/statistika.jpg

Статистика Российского образования 

http://school32-metod.ucoz.ru/images/egeh_portal.jpg

ЕГЭ портал "Сдать экзамен-просто!"



Предварительный просмотр:

Рекомендации психолога выпускникам

Экзамен (в строгом переводе с латыни – испытание) – это не просто «отбарабанил» и ушёл. Это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету.

Подготовка к экзамену


- Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши.
- Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
- Составь план подготовки. Для начала определи, кто ты – «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо чётко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы будут пройдены.
- Начни с самого трудного – с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен.
- Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
- Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счёт составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
- Выполняй как можно больше различных тестов по тем предметам, которые будешь сдавать. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
- Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на задания А в среднем уходит по 2 минуты на задания).
- Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину триумфа.
- Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, ещё раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена


- С вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, боевого настроя. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
- В пункт сдачи экзамена ты должен явиться не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь паспорт (а не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелиевых или капиллярных ручек с чёрными чернилами.
- Продумай, как ты оденешься на экзамен: в пункте тестирования может быть прохладно или тепло, а ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ЕГЭ


- Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
- Соблюдай правила поведения на экзамене! Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тесто-пакетом (опечатки, плохо пропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.).
- Сосредоточься! После заполнения бланка, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста.
- Не бойся! Жёсткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов.
- Начни с лёгкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливайся на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнёт работать более ясно и чётко, и ты войдешь в рабочий ритм.
- Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. В тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
- Читай задания до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания до конца «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
- Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь всё, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом. Думай о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы.
- Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах.
- Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведённого времени пройтись по всем легким для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).
- Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции иногда следует доверять.
- Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.
- Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Рекомендации психолога родителям


Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов определяющих успешность вашего ребёнка в сдаче ЕГЭ.
- Будьте одновременно тверды и добры, демонстрируйте, что понимаете его переживания, но не повышайте тревожность ребёнка накануне экзамена. Ребёнку всегда передаётся волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
- Необходимо опираться на сильные стороны ребёнка, избегать подчеркивания его промахов, проявлять веру в него, уверенность в его силах.
- Создайте дома обстановку дружелюбия и уважения, демонстрируете любовь и уважение к ребёнку.
- Наблюдайте за самочувствием ребёнка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребёнка, связанное с переутомлением.
- Контролируйте режим подготовки ребёнка, не допускайте перегрузок, объясните, что занятия должны чередоваться с отдыхом.
- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
- Обратите внимание на питание ребёнка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов, а так же соблюдение питьевого режима. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, шоколад, курага, фрукты стимулируют работу головного мозга.
- Помогите ребёнку овладеть навыками рационального распределения времени и самоорганизации. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т. д. Большое значение имеет тренажёр ребёнка по тестированию. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.
- Родителям неорганизованных детей необходимо обратить внимание на то, чтобы проявлять к детям определенную последовательность требований: добиваться того, чтобы начатое дело доводил до конца, соблюдал режим не только отдыха, но и труда (умственного и физического, смена видов деятельности хорошо влияет на работоспособность).

Психологические рекомендации для учителей по подготовке к ЕГЭ

Во-первых, учителю необходимо самому знать сущностные вопросы содержания образования. Целесообразно организовать повторение по этим вопросам. Работа учителя и учащихся при повторении должна проходить в режиме объяснения. Учителю сначала самому необходимо показать образец выполнения задания и образец рассуждений при выполнении задания, а затем требовать этого от ученика. При повторении нужно добиваться от учеников осмысления каждого шага, требовать от них ссылок на соответствующие правила, формулы, законы, чтобы у учащихся формировались нужные ассоциации. Следует заострить внимание на формулировании более точного, четкого и краткого ответа.

Стремление ученика не только правильно и полностью выполнить задания работы за 3 астрономических часа, но и аккуратно и корректно записать решения, порождает у него стрессовую ситуацию. В связи с этим необходимо психологически подготавливать учеников к предстоящему экзамену. Поэтому повторение нужно организовывать не сразу по всем темам, а по отдельным вопросам содержания. Обязательно необходимо осуществлять контроль за повторением, проводить самостоятельные и контрольные работы по каждому блоку в условиях, приближенных к экзаменационным, в форме тестирования. Начинать эту работу следует уже в среднем звене школы. Таким образом можно осуществить и повторение, и психологическую подготовку учащихся к экзамену. Для организации контроля можно использовать дополнительные пособия и материалы.

Необходимо ознакомить учащихся с критериями оценки работы, ориентировать их на то, что для получения отметок «3», «4», «5» нужно выполнить строго определенный объем заданий.
Когда учитель будет ценить не покорность и послушность, а начнет ценить характер, знания, способности ученика, которые могут дать высокие результаты на ЕГЭ, что в свою очередь создаст учителю высокий имидж.  

Выполнение учителем-предметником этих условий поможет учащимся успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Сейчас очевидно, что дополнительная подготовка к ЕГЭ нужна. Остается только открытым вопрос о ее форме. Возможна организация подготовки к ЕГЭ на уроке. Но на сегодняшний день ситуация такова, что объем материала, изучаемого в школе, очень велик, и часто учителям не хватает времени на отработку основных навыков, не говоря уже о более сложных умениях. Поэтому сегодня, к сожалению (или к счастью?),  преобладает другой вариант: родители, имеющие финансовые возможности, предпочитают платить за репетиторство и дополнительные уроки. Это неплохо, но в то же время нельзя забывать о том, что подготовку к единому государственному экзамену может осуществлять только специалист - предметник, хорошо знающий технологию проведения ЕГЭ. Учитывая, что любой экзамен – это стресс, и сдача единого государственного экзамена создает психологические проблемы для школьников,   необходимость помощи специалиста – психолога  возрастает.

Психологические рекомендации  для учителей, готовящих детей к единому государственному экзамену.

  • Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.
  • Помогайте подростку поверить в себя и свои способности.
  • Помогайте избежать ошибок.
  • Поддерживайте выпускника при неудачах.
  • Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.
  • Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.

Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности

Памятка для учителей

 «Психологическое сопровождение ЕГЭ»

Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем Вам, уважаемые учителя, некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:

  Постарайтесь спокойнее отнестись к требованиям руководства по поводу подготовки и проведения процедуры ЕГЭ. Ваш достаточный опыт работы в школе с различными категориями учеников является залогом Вашей успешной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ;

  Регулярно обменивайтесь позитивным опытом с коллегами по подготовке Ваших учащихся к ЕГЭ;

  Проявляйте интерес по поводу того, что именно волнует учащихся при подготовке к ЕГЭ. Старайтесь отвечать на эти вопросы;

  Поддерживайте самооценку учащихся, отмечая каждое удачно выполненное задание;

  Учите детей правильно распределять свое время в процессе подготовки к ЕГЭ, ориентируясь на индивидуальные особенности самого ребенка;

  Используйте юмор во взаимодействии с учащимися. Это значительно снижает уровень тревожности и обеспечивает положительный эмоциональный комфорт;

  Продумайте пути взаимодействия с родителями: чтобы вы могли бы сообща сделать в процессе подготовки к ЕГЭ, распределив ответственность между школой и семьей;

  Познакомьте учащихся с методикой подготовки к ЕГЭ. Обратите внимание на возможность составления карточек, выписок по наиболее сложным темам, которые могут содержать ключевые моменты теоретических положений, основных формул, определений и т.п. Это поможет учащимся не только подготовиться, но и грамотно работать с текстами;

  Посоветуйте учащимся и их родителям, какими дополнительными источниками целесообразнее пользоваться с целью успешной сдачи ЕГЭ;

  Уделяйте должное внимание совместному с учащимися деловому обсуждению вопросов, связанных с правилами поведения во время процедуры ЕГЭ.

 

 

Готовимся к ЕГЭ (советы психолога)

ЕГЭ: ТРУДНОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

Правополушарные дети.

Краткая психологическая характеристика

Правополушарными таких детей называют условно, ведущим у них, как у всех здоровых людей, является левое полушарие, но у них значительно повышена активность правого полушария. У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями.

Основные трудности, возникающие при сдаче Единого государственного экзамена

Правополушарные дети могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. Как правило, они хорошо справляются с гуманитарными предметами, испытывая сложности с предметами естественно-математического цикла. Само по себе тестирование исключительно сложно для правополушарных детей, потому что оно предполагает владение логическими конструкциями, фактами, требует умения анализировать и сопоставлять различные факты. То есть деятельность, связанная с тестированием, «левополушарна» по своей сути.

Стратегии поддержки

Чтобы учебный материал лучше усваивался, правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками. Правополушарным детям имеет смысл пробовать свои силы не столько в простейших тестовых заданиях (заданиях типа А), сколько там, где требуется развернутый ответ. Им это будет проще. Возможно, именно с таких заданий им стоит начинать, а уже потом переходить к тестам множественного выбора (к заданиям типа В и С).

Дети-синтетики.

Краткая психологическая характеристика-

Синтетический, или глобальный, стиль деятельности характеризуется рядом типичных моментов. Дети-синтетики опираются в большей степени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.

Основные трудности

Синтетики часто испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки. Обычно таким детям трудно составлять планы или конспекты, некоторые из них составляют план уже после того, как работа написана. Синтетики редко концентрируются на одной проблеме, им свойственно рассматривать ее в широком контексте, во взаимосвязи с другими, соотносить полученные знания с личным опытом и мнениями других. При сдаче ЕГЭ синтетики могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.

Стратегии поддержки

Очень важно развивать у синтетиков аналитические навыки, учитывая, что общий ход их деятельности — от общего к частному. При изучении каждой темы важно ее обобщить, выделить основные блоки и наполнить их конкретным содержанием. При работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь? В начале работы синтетикам стоит ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием. Это поможет им сориентироваться. Синтетикам может помочь составление общего плана деятельности в самом начале работы. Кроме того, на экзамене им важно опираться на умение выделять главное в каждом вопросе.

Тревожные дети.

 Краткая психологическая характеристика

Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.). Каким образом можно распознать тревожного ребенка? Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Они обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли. Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя «посмотреть, правильно ли они сделали». Они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.

Основные трудности

Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта с взрослым.

Стратегии поддержки

 Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности.

Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике».

Неуверенные дети.

Краткая психологическая характеристика

Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение, они склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям (особенно при выполнении домашнего задания).

Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собственную точку зрения. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

Основные трудности

Неуверенные дети испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение. При сдаче Единого государственного экзамена подобные дети испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение там имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных детей крайне сложна.

Стратегии поддержки

Очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций («Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»).

Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации.

Краткая психологическая характеристика

Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». Как показывает практика, у них очень редко имеют место истинные нарушения внимания. Гораздо чаще «невнимательные» дети — это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться,

Основные трудности

ЕГЭ требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.

Стратегии поддержки

Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку и т.д.

Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку это им недоступно.

Перфекционисты и «отличники»

Краткая психологическая характеристика

Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задание, они стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено.  и получить соответствующую (естественно, высокую!) оценку. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще.

Основные трудности

ЕГЭ для данной категории детей — это тот самый случай, когда верной оказывается пословица «Лучшее — враг хорошего». Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Еще один возможный камень преткновения для них — это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

Стратегии поддержки

 Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменационном этапе перфекционистам можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания, для выполнения и не нужно будет делать все подряд.

Астенические дети.

Краткая психологическая характеристика

Основная характеристика астеничных детей — высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены.

Основные трудности

ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени (3 часа). Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.

Стратегии поддержки

 При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности.

Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.

Гипертимные дети.

Краткая психологическая характеристика

Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Они быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.

Основные трудности

Процедура ЕГЭ требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимных детей. С другой стороны, они, как правило, обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справиться с экзаменационными заданиями.

Стратегии поддержки

Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись». Он все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у таких детей функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал — проверь». Кроме того, необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ.

«Застревающие» дети

Краткая психологическая характеристика

Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Они основательны и зачастую медлительны. Еще одна их особенность заключается в том, что им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания. Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше.

Основные трудности

Процедура ЕГЭ требует высокой мобильности: необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может представлять трудность для «застревающих» детей.

Стратегии поддержки

Навык переключения тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Это может происходить в следующей форме: «Тебе нужно решить 5 задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более 12 минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться. Можно также заранее определить, сколько времени можно потратить на каждое задание на экзамене.

Аудиалы и кинестетики.

Краткая психологическая характеристика

Известно, что у человека три основные модальности восприятия: аудиальная (слуховая), визуальная (зрительная) и кинестетическая (тактильная). У каждого человека одна из этих модальностей является ведущей, определяющей доминирующий способ получения и переработки информации. Обучение в школе обычно включает опору на все три модальности (устный рассказ, наглядное пособие, практическая работа), что в целом позволяет усваивать программу детям всех трех групп.

Основные трудности

В отличие от традиционного экзамена, включающего аудиальные и кинестетические элементы (особенно если экзамен проводится устно), ЕГЭ имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для детей-визуалов, одновременно усложняя ее для детей — аудиалов и кинестетиков.

Стратегии поддержки

Необходимо, чтобы дети данных категорий осознали особенности своего учебного стиля, то есть смогли четко сформулировать для себя, как именно они лучше всего усваивают учебный материал, и воспользовались этим знанием при повторении учебного материала. Аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух. Кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом).

Экзаменационная (тестовая) тревожность 

Экзамены представляют собой нелегко, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены, уверенные в успехе. У других – экзамен и оценка за него тесно связаны с беспокойством и тревогой. Они не только накануне экзамена, но иногда лишь при мысли о нем испытывают состояние страха, неуверенности в себе и тревоги. Эти состояния называются экзаменационной или тестовой тревожностью.

Наблюдается в состоянии экзаменационной тревожности и стресса:

  • нарушение ориентации, понижение точности движений;
  • снижение контрольных функций;
  • обострение оборонительных реакций;
  • понижение волевых функций.

Именно поэтому крайне необходима психолого-педагогическая  помощь, как во время подготовки, так и во время проведения ЕГЭ.

Как помочь детям подготовиться к экзаменам

  • Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена.
  • Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок.
  • Помогите детям распределить темп подготовки по дням.
  • Приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

В подготовительный период рекомендуем:

  • Оформить уголки для учащихся, учителей, родителей.
  • Не нагнетать обстановку.
  • Повысить степень «прозрачность» подготовки и проведения ЕГЭ.

Психологические рекомендации организаторам ЕГЭ

 Какие факторы могут повлиять на создание атмосферы спокойной, творческой активности учащихся?

Состояние самой аудитории: 

•  Аудитория должна быть чистой, ухоженной, желательно с комнатной зеленью. Наличие зеленого цвета помогает человеческому глазу отдохнуть и расслабиться. Кроме этого зеленый в целом благотворно, успокаивающе влияет на психику человека.

Как создать позитивный психоэмоциональный настрой участников ЕГЭ 

• Начало любого контакта, особенно с незнакомыми людьми, — это прежде всего улыбка, доброжелательные интонации в голосе, внимание к каждому присутствующему.

• Словесные установки учителя-организатора должны повышать уверенность ученика в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, том больше вероятность сделать ошибку. 



Предварительный просмотр:

Подготовка к ГИА. Тренировочные задания.

Кинематика

Часть А

1. Какие из указанных величин векторные? 1) Путь 2) скорость  3) перемещение

4) координата 5) ускорение

А. путь, скорость   Б. скорость, перемещение и ускорение В. путь и координата  Г. только ускорение

2. Можно ли принять за материальную точку трактор 1)  при вычислении давления трактора на грунт 2) если трактор проехал путь 1 км?

А. можно только в 1) Б. можно только во 2)  В. нельзя ни в 1) ни во 2)  Г. Можно и в 1) и   во 2)

3. Мяч упал с высоты 3 м, отскочил от пола и был пойман на высоте 1 м. Чему равен путь и перемещение?

А. Путь 3 м, перемещение 1 м.  Б. Путь 4 м, перемещение 1 м. В. Путь 4 м, перемещение 2 м.

Г. Путь 1 м, перемещение 3 м

4. Велосипедист за 3 ч проехал 54 км. Чему равна его скорость?

А. 5 м/с  Б. 3 м/с В. 15 м/с  Г. 18 м/с

5. По графику зависимости модуля скорости от времени, представленному на рисунке, определите модуль ускорения прямолинейно движущегося тела в момент времени t = 2 с.

А)        2 м/с2        Б)        5 м/с2        В)        7,5 м/с2         Г)        30 м/с2

6.   

          V1                                     V2

Скорость тела, движущегося прямолинейно равноускоренно, изменилась от значения V1до V2, как показано на рисунке. Какое направление имеет вектор ускорения на этом участке?

А)  →   Б)  ←   В) Нельзя определить Г) Может быть любым

7. Проекция скорости тела изменяется по закону Vх = 8 - 2t. Найти проекцию начальной скорости и проекцию ускорения  тела.

А. Vох = 8 м/с; а х = -2 м/с2    Б. Vох = 2 м/с; а х = 8 м/с2  В. Vох = 8 м/с; а х = 2 м/с2

Г. Vох = - 8 м/с; а х = -2 м/с2.    

8. Поезд  трогается с места с ускорением 1 м/с2. Какой путь проходит поезд при движении с таким ускорением за 10 с?

А. 5 м  Б. 10 м  В. 50 м  Г. 100 м

Решите задачу

9. Велосипедист начинает спускаться с горы из состояния покоя с ускорением 0,8 м/с2. Найти длину горы и скорость в конце спуска, если спуск длился 6с.

Динамика

 Часть А.

1. Как может двигаться тело, если векторная сумма сил, действующих на него равна нулю?

1) Только равномерно и прямолинейно. 2) Только находиться в покое. 3) Равномерно по окружности 4) Равномерно и прямолинейно или находиться в покое.

2. Шарик движется под действием постоянной по модулю и направлению силы. Выберите верное утверждение.

1) Скорость шарика не изменяется  2) Шарик движется равномерно   3) Шарик движется с постоянным ускорением.

3. Тело массой 200 г движется с ускорением 0,5 м/с2 .Выберите верное утверждение.

1) Равнодействующая всех приложенных к телу сил равна 0,1 Н.

2) Равнодействующая всех приложенных к телу сил равна 100 Н

3) Равнодействующая всех приложенных к телу сил равна нулю.

4. К концам нити прикрепили динамометры, которые тянут 2 человека, каждый прилагает силу 10 Н. Что покажет каждый динамометр?

1) 0  2) 20 Н  3) 10 Н  4) 30 Н

5. При столкновении двух тележек массами m1 = 12 кг и m2 = 24 кг первая получила ускорение, равное

 1  м/с2. Найти модуль ускорения второй тележки.

1) 0,5 м/с2  2)  2 м/с2  3) 1,5 м/с2  4) 0,4 м/с2

6.С какой высоты упал камень, если он упал на землю через 3 с?

1) 45 м  2) 90 м  3) 60 м  4) 150 м

7. Расстояние между телами увеличилось в 2 раза. Как при этом изменилась сила тяготения?

1) увеличилась в 4 раза 2) уменьшилась в 4 раза 3) увеличилась в 2 раза  4) уменьшилась в 2 раза

         8. Искусственный спутник Земли движется по круговой орбите. Как направлено ускорение         спутника?

        1) Вдоль орбиты 2) по касательной к орбите 3) перпендикулярно скорости и по радиусу к центру         орбиты

        9. Период обращения минутной стрелки часов составляет

        1) 1 с  2) 1 мин  3) 1 ч  4) 12 ч

10. Вагон трамвая движется по закруглению дороги радиусом 50 м. Определите скорость трамвая, если его центростремительное ускорение равно 0,5 м/с2

        1) 5 м/с  2) 10 м/с  3) 20 м/с  4) 25 м/с

11. Мяч массой 0,5 кг после удара, длящегося 0,02 с, приобретает скорость 36 км/ч. Определите среднюю силу удара.

12. На платформе установлено орудие. Общая масса платформы с орудием 19 т. Ствол орудия расположен горизонтально. Чему равна скорость снаряда массой 50 кг, если платформа откатилась со скоростью 0,5 м/с. 

13. Радиус колеса равен 10 см, а период его вращения равна 0,1с. Найдите линейную  скорость  движения точек обода  колеса.

14. Свободно падающее тело в последнюю секунду падения прошло 65 м. Сколько времени падало тело, и какой путь оно прошло  за время падения?



Предварительный просмотр:

Тренировочная диагностическая работа № 5

(подготовка к тестированию)

Вариант 2

А1 Используя график зависимости скорости движения тела от времени, определите его ускорение.

1)

2,5 м/с²

2)

1,5 м/с²

3)

−1,5 м/с²

4)

−2,5 м/с²

А2 На левом рисунке представлены векторы скорости и ускорения тела в инерциальной системе отсчета. Какой из четырех векторов на правом рисунке указывает направление вектора равнодействующей всех сил, действующих на это тело в этой системе отсчета?

1)

1

2)

2

3)

3

4)

4

А3 Комета находилась на расстоянии 100 млн км от Солнца. При удалении кометы от Солнца на расстояние 200 млн км сила притяжения, действующая на комету

1)

не изменилась

3)

уменьшилась в 4 раз

2)

уменьшилась в 8 раза

4)

уменьшилась в 2 раза    

А4 Явление диффузии в жидкостях свидетельствует о том, что молекулы жидкостей

  1. притягиваются друг к другу
  2. колеблются около своих положений равновесия
  3. состоят из атомов  
  4. хаотично движутся  

А5 На графике (см. рисунок) представлено изменение температуры Т нафталина с течением времени t. В начальный момент времени вещество находилось в кристаллическом состоянии. Какая из точек соответствует окончанию процесса плавления?

1)

8

2)

7

3)

4

4)

2

А6 Точечный положительный заряд q помещен между разноименно заряженными шариками (см. рисунок). Куда направлена равнодействующая кулоновских сил, действующих на заряд q?

1) →

2)

3)

4)

А7 Две проволоки одинаковой длины из одного и того же материала включены последовательно в электрическую цепь. Сечение первой проволоки в 3 раза больше сечения второй. Количество теплоты, выделяемое в единицу времени в первой проволоке,

1)

 в 3 раза больше, чем во второй

2)

 в 9 раз больше, чем во второй

3)

 в √3 раз меньше, чем во второй

4)

 в 3 раза меньше, чем во второй

А8 К магнитной стрелке компаса, зафиксированной в положении, представленном на рисунке, поднесли магнит. После освобождения фиксатора стрелка компаса установится в положении равновесия,

1)

повернувшись на 180º

2)

повернувшись на 90º по часовой стрелке

3)

повернувшись на 90º против часовой стрелки

4)

оставшись в прежнем положении

А9 По длинному прямому проводу течет постоянный ток I. Рядом с проводом покоится прямоугольная рамка, изготовленная из тонкой медной проволоки, расположенная так, как показано на рисунке. Если начать двигать рамку в направлении, показанном большой черной стрелкой, то

1) в рамке будет течь электрический ток, направленный по часовой стрелке

2) в рамке будет течь электрический ток, направленный против часовой стрелки

3) в рамке будет течь электрический ток, направление которого предсказать

невозможно

4) в рамке не будет течь электрический ток

А10 Сила тока в металлическом проводнике меняется с течением времени согласно графику на рисунке. Период колебаний тока равен...

1)

2 с

2)

0,09 с

3)

0,08 с

4)

0,04 с

А11 Заряженная частица излучает электромагнитные волны в вакууме

  1. только при движении с ускорением
  2. только при движении с постоянной скоростью
  3. только в состоянии покоя
  4. как в состоянии покоя, так и при движении с постоянной скоростью

А12 Угол падения света на  горизонтально расположенное плоское зеркало равен 30°. Каким будет угол между падающим и отраженным лучами, если повернуть зеркало на 10° так, как показано на рисунке?

1)

80°

2)

60°

3)

40°

4)

20°

А13 Два точечных источника света находятся близко друг от друга и создают на удаленном экране устойчивую интерференционную картину. Это возможно, если эти два источника являются

1)

двумя лампами накаливания

2)

двумя солнечными зайчиками от разных зеркал

3)

малыми отверстиями в непрозрачном экране, освещенными светом одного и того же точечного источника

4)

малыми отверстиями в непрозрачном экране, освещенными светом двух точечных источников разных цветов

В1 Установите соответствие между деталями цифрового фотоаппарата и элементами человеческого глаза, выполняющими одинаковые функции.

Каждому элементу первого столбца подберите утверждение из второго столбца.

ЦИФРОВОЙ ФОТОАППАРАТ

ГЛАЗ

А.  Объектив

Б.  Диафрагма

В.  Светочувствительная матрица

  1. сетчатка
  2. хрусталик
  3. зрачок
  4. радужная оболочка

Запишите в таблицу выбранные цифры. Цифры могут повторяться.

А

Б

В

В2 Прямолинейный проводник длиной l = 0,2 м, по которому течет ток I = 2 А, находится в однородном магнитном поле с индукцией В = 0,6 Тл и расположен перпендикулярно к вектору B. Каков модуль силы, действующей на проводник со стороны магнитного поля?  

В3 Источник с частотой колебаний 2,5·10¹² Гц возбуждает в некоторой среде электромагнитные волны длиной 60 мкм. Определите абсолютный показатель преломления этой среды



Предварительный просмотр:

Билет № 1

1. Механическое движение.  Путь. Скорость. Ускорение.

2. Измерение силы тока, проходящего через резистор, и напряжения на нем, расчет сопротивления проволочного резистора.

3. Задача на расчет количества теплоты, которое потребуется для нагревания тела.

Билет №2

1. Явление инерции. Первый закон Ньютона. Сила и сложение сил. Второй закон Ньютона.

2. Измерение силы тока и напряжения на различных участках цепи при последовательном (параллельном) соединении проводников, анализ полученных результатов.

3. Задача на расчет влажности воздуха.

Билет №3

1. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Объяснение реактивного движения на основе закона сохранения импульса.

2. Измерение силы тока, проходящего через лампочку, и напряжения на ней, расчет мощности электрического тока.

3. Задача на составление уравнений  ядерной реакции и определение вида излучения, используемого или  возникающего в ходе реакции.

Билет №4

1. Сила тяжести. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Закон всемирного тяготения.

2. Измерение силы тока, проходящего через резистор, и напряжения на нем, построение графика зависимости силы тока от напряжения.

3. Задача на определение конечной температуры при смешивании горячей и холодной воды

Билет №5

1. Сила упругости. Объяснение устройства и принципа действия динамометра. Сила трения. Трение в природе и технике.

2. Наблюдение магнитного действия постоянного тока. Постановка качественных опытов по исследованию зависимости направления магнитного поля от направления и величины тока.

3. Задача на расчет массы тела по его плотности.

Билет №6

1. Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда.

2. Наблюдения различных способов получения индукционного тока. Постановка качественных опытов по изменению величины и направления индукционного тока.

3. Задача на расчет механической работы.

Билет №7

1. Работа силы. Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения механической энергии.

2. Измерение уменьшения температуры горячей воды (или увеличения температуры холодной воды) при ее смешивании с холодной (с горячей), расчет количества теплоты, которое отдает горячая вода (получает холодная вода).

3. Задача на расчет заряда, прошедшего через проводник.

Билет №8

1. Механические колебания. Механические волны. Звук. Колебания в природе и технике.

2. Измерение силы трения, возникающей при скольжении бруска по горизонтальной поверхности, при различных давлениях бруска на стол, построение графика зависимости силы трения от силы давления.

3. Задача на расчет силы тока и количества теплоты, выделяющегося в проводнике при пропускании тока, с  использованием  закона  Ома для участка цепи.

Билет №9

1. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение и диффузия. Взаимодействие частиц вещества.

2. Измерение атмосферного давления с помощью барометра-анероида. Определение силы давления атмосферного воздуха на поверхность ученического стола.

3. Задача на применение закона всемирного тяготения.

Билет №10

1. Тепловое равновесие. Температура. Измерение температуры. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц.

2. Наблюдение действительных изображений предмета, полученных при помощи собирающей линзы. Постановка качественных опытов по исследованию зависимости размеров изображения и расстояния до него от расстояния до источника света.

3.Задача на применение закона сохранения механической энергии.

Билет №11

1. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

2. Исследование условий равновесия рычага под действием груза и пружины динамометра. Построение графика зависимости показаний динамометра от расстояния груза до оси вращения.

3. Задача на расчет сопротивления проводника, зная его удельное сопротивление, длину и площадь поперечного сечения.

Билет №12

1. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике.

2. Измерение объема твердого тела и его массы. Расчет плотности вещества, из которого оно изготовлено.

3. Задача на расчет общего сопротивления последовательного и параллельного соединения проводников.

Билет №13

1. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Плавление. Кристаллизация.

2. Измерение силы упругости и удлинения пружины, расчет жесткости пружины.

 3. Задача на расчет пути или скорости при равноускоренном движении.

Билет №14

1. Испарение. Конденсация. Кипение. Влажность воздуха.

2. Измерение фокусного расстояния и расчет оптической силы собирающей линзы.

3. Задача на применение закона Гука.

Билет №15

1. Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Строение атома.

2. Наблюдение явления испарения жидкости. Постановка качественных опытов по исследованию зависимости скорости испарения от площади поверхности жидкости и рода жидкости.

3. Задача на применение второго закона Ньютона.

Билет №16

1. Постоянный электрический ток. Электрическая цепь. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи.

2. Измерение веса тела в воздухе и веса тела, полностью погруженного в жидкость, расчет силы Архимеда.

3. Задача на расчет центростремительного ускорения при движении тела по окружности с постоянной скоростью.

Билет №17

1. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Использование теплового действия тока в технике.

2. Исследование зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити маятника.

3. Задача на относительность механического движения.

Билет №18

1. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током.

2. Измерение силы, необходимой для равномерного подъема бруска по наклонной плоскости и пройденного пути, расчет работы этой силы.

3. Задача на построение изображения в собирающей линзе.

Билет №19

1. Явление электромагнитной индукции. Индукционный ток. Опыты Фарадея. Переменный ток.

2. Измерение разности температур сухого и влажного термометров и определение относительной влажности воздуха.

3. Задача на применение соотношения между скоростью распространения, частотой и длиной электромагнитной волны.

Билет №20

1. Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Явление преломления света.

2. Измерение времени соскальзывания бруска по наклонной плоскости при малом ее наклоне и пройденного пути, расчет ускорения равноускоренного движения.

3. Задача на применение закона сохранения импульса при неупругом ударе.

Примеры задач для экзаменационных билетов

  1. Механические явления

Пример задачи к билету №15

Два бруска, связанные нитью, движутся под действием горизонтальной силы F , модуль которой равен 10 Н (рис.   ). Масса каждого бруска равна m. Трением пренебрегаем. Чему    равен модуль силы,

действующей на брусок А со стороны нити?

Ответ: 5 Н.

Пример задачи к билету №14

При столкновении двух вагонов буферные пружины жесткости 105 Н/м сжались на 10 см. Чему равна максимальная сила упругости, с которой пружины воздействовали на вагон?

Ответ: 104 Н.

Пример задачи к билету №21

Тележка массой 2 кг, движущаяся со скоростью 3 м/с, сталкивается с неподвижной тележкой массой 4 кг и сцепляется с ней. Чему равна скорость обеих тележек после взаимодействия?

Ответ: 1 м/с.

Пример задачи к билету №10

Какую скорость приобретет “снаряд” массой 0,1 кг под действием пружины жесткостью 90 Н/м, сжатой на 3 см?

Ответ: 0,9 м/с

  1. Тепловые явления

Пример задачи к билету №1

Какое количество теплоты надо передать железному цилиндру массой 200г,чтобы нагреть его от комнатной температуры 200 С до 1000 С?

Ответ: 7200 Дж.

Пример задачи к билету №4

В стакане было 100 г воды при температуре 20С. Какой станет температура смеси при доливании в стакан 50 г воды при температуре 50°С?

Ответ: 300С.

Пример задачи к билету №2

Давление водяного пара при температуре 200 С равно 0,61 Па. Давление насыщенного водяного пара при этой температуре равно 2,33 Па. Чему равна относительная влажность воздуха?

Ответ: 26%.

  1. Электромагнитные явления

Пример задачи к билету №11

Чему равно электрическое сопротивление медного проводника длиной 20 м и площадью поперечного сечения 2 мм2? Удельное сопротивление меди равно 1,7 10-8 Ом м.  

Ответ: 0,17 Ом

Пример задачи к билету 12

Рассчитайте сопротивление электрической цепи, представленной на рисунке.

Ответ: 3 Ом .

Пример задачи к билету №22

Сила тока через лампу накаливания равна 0,455 А? Напряжение на лампе равно 220В. Чему равна мощность лампы?

Ответы: 100 Вт

Пример задачи к билету №23

Какое количество теплоты выделяется в проводнике с электрическим сопротивлением 5 Ом за 4 секунды  при силе тока в проводнике 3А?

Ответ: 180 Дж.

Пример задачи к билету №20

С какой частотой происходят колебания в электромагнитной волне, если ее длина равна 25 м? Скорость распространения электромагнитной волны примите равной 3 108 м/с.

Ответ: 12 МГц.

  1. Квантовые явления

Пример задачи к билету №3

Определите бомбардирующую частицу Х в первой в истории  ядерной реакции, осуществленной Э. Резерфордом:

Ответ: α – частица.

Пример задачи к билету №1

Какое количество теплоты надо передать железному цилиндру массой 200г, чтобы нагреть его от комнатной температуры 200 С до 1000 С?

Ответ: 7200 Дж.

Пример задачи к билету №2

Давление водяного пара при температуре 200 С равно 0,61 Па. Давление насыщенного водяного пара при этой температуре равно 2,33 Па. Чему равна относительная влажность воздуха?

Ответ: 26%.

Пример задачи к билету №3

Определите бомбардирующую частицу Х в первой в истории  ядерной реакции, осуществленной Э. Резерфордом:

Пример задачи к билету №4

В стакане было 100 г воды при температуре 20С. Какой станет температура смеси при доливании в стакан 50 г воды при температуре 50°С?

Ответ: 300С.

Билет 5.

Определите массу мраморной плиты, размер которой равен 1м×0,8м×0,1м.

Билет 6.

Ястреб, масса которого 400 г, воздушным потоком поднят на высоту 70 м. Определите работу силы, поднявшей птицу.

Билет 7.

Плитка включена в осветительную цепь. Какой заряд протекает через нее за 10 мин, если сила тока  в подводящем шнуре равна 5 А?

Билет 8.

Определите силу тока в электрочайнике, включенном в сеть с напряжением 220 В, если сопротивление нагревательного элемента при работе чайника равно примерно 40 Ом. Какое количество теплоты выделяется в нагревательном элементе при работе чайника за 20 сек?

Билет 9.

Оценить значение силы взаимного тяготения космического корабля массой

8 т , приблизившегося к орбитальной космической станции массой 20 т на расстояние 100 м.

Пример задачи к билету №10

Какую скорость приобретет “снаряд” массой 0,1 кг под действием пружины жесткостью 90 Н/м, сжатой на 3 см?

Ответ: 0,9 м/с

Пример задачи к билету №11

Чему равно электрическое сопротивление медного проводника длиной 20 м и площадью поперечного сечения 2 мм2? Удельное сопротивление меди равно 1,7 10-8 Ом м.  

Ответ: 0,17 Ом

Пример задачи к билету 12

Рассчитайте сопротивление электрической цепи, представленной на рисунке.

Ответ: 3 Ом .

Пример задачи к билету №13

По графику зависимости проекции

скорости от времени определите

 значение проекции ускорения тела

и тормозной путь

Пример задачи к билету №14

При столкновении двух вагонов буферные пружины жесткости 105 Н/м сжались на 10 см. Чему равна максимальная сила упругости, с которой пружины воздействовали на вагон?

Ответ: 104 Н.

        Билет 14.

        Чему равна жесткость пружины, если под действием силы 2Н она растянулась на 4 см?

        Билет 15.

        Мяч массой 0,5 кг после удара, длящегося 0,02 с, приобретает скорость 10 м/с. Найти среднюю силу         удара.

        Билет 16.

        Каково центростремительное ускорение поезда, движущегося по закруглению дороги радиусом 800         м со скоростью 72 км/ч?

        Билет 17.

        Лодка плывет против течения реки. Определите скорость лодки относительно берега, если его         скорость относительно воды 18 км/ч, а скорость течения реки 1 м/с.

Пример задачи к билету №15

Два бруска, связанные нитью, движутся под действием горизонтальной силы F , модуль которой равен 10 Н (рис.   ). Масса каждого бруска равна m. Трением пренебрегаем. Чему    равен модуль силы, действующей на брусок А со стороны нити?

Ответ: 5 Н.

Пример задачи к билету №18

Построить изображение предмета в собирающей линзе. Дать характеристику изображения. Где на практике встречается такой тип изображения, полученный с помощью собирающей линзы?

         

                  F                F

Пример задачи к билету №19

С какой частотой происходят колебания в электромагнитной волне, если ее длина равна 25 м? Скорость распространения электромагнитной волны примите равной 3 108 м/с.

Ответ: 12 МГц.

Пример задачи к билету №20

Тележка массой 2 кг, движущаяся со скоростью 3 м/с, сталкивается с неподвижной тележкой массой 4 кг и сцепляется с ней. Чему равна скорость обеих тележек после взаимодействия?

Ответ: 1 м/с.

Рекомендации по оцениванию ответа выпускника на вопросы экзаменационных билетов

Рекомендуется полный ответ за все три вопроса билета оценивать по 10-балльной системе. За устный ответ максимальный балл – 4 балла, за выполнение экспериментального задания – 4 балла, за решение задачи – 2 балла.

Рекомендации по оцениванию ответов на теоретические вопросы

Баллы за теоретические вопросы выставляются аттестационной комиссией на основе поэлементного анализа ответа учащегося с учетом требований к знаниям и умениям той программы, по которой обучались выпускники, а также структурных элементов тех видов знаний, которые включены в теоретический вопрос. В каждом вопросе выделено четыре примерно одинаковых по содержательному наполнению дидактические единицы. За каждую из единиц выставляется 1 балл, если учащийся в своем ответе осветил все элементы, которые относятся к обязательным результатам обучения.

Ниже приведены обобщенные планы основных элементов физических знаний, в которых знаком * обозначены те элементы, которые можно считать обязательными результатами обучения.

Физическое явление

  1. *Название явления и основные признаки, по которым оно обнаруживается (или определение).
  1. Условия, при которых протекает явление.
  2. Связь данного явления с другими.
  3. *Объяснение явления на основе имеющихся знаний.
  4. *Примеры использования явления на практике (или проявления в природе)

Физическая величина

  1. *Название величины и ее условное обозначение.
  1. Характеризуемый объект (явление, свойство, процесс)
  2. Определение.
  3. *Формула, связывающая данную величины с другими.
  4. *Единицы измерения
  5. Способы измерения величины.

Физический опыт

  1. *Цель опыта
  1. Схема опыта
  2. *Ход опыта.
  3. *Результат опыта.

Физический закон

  1. Словесная формулировка закона.
  1. *Математическое выражение закона.
  2. *Название и единицы измерения всех величин, входящих в закон
  3. Опыты, подтверждающие справедливость закона.
  4. *Примеры применения закона на практике.
  5. Границы применимости закона.

Рекомендации по оцениванию экспериментальных заданий

Полное и правильное выполнение экспериментального задания рекомендуется оценивать в 4 балла, которые выставляются за выполнение отдельных этапов в зависимости от типа задания. Все типы экспериментальных заданий разделены на четыре этапа, выполнение каждого этапа оценивается в 1 балл. При отсутствии каких-либо этапов или неверного их выполнения снимается соответствующее количество баллов.

Ниже приводятся обобщенные критерии оценивания для каждого из типов экспериментальных заданий, включенных в комплект билетов.

1. Проведение прямых измерений физических величин и расчет по полученным данным зависимого от них параметра

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

  1. Выбраны приборы для проведения прямых измерений, собрана установка для проведения измерений

1

  1. Проведены измерения и записаны результаты прямых измерений двух величин

1

  1. Записана формула, необходимая для расчета искомой величины

1

  1. Получено численное значение искомой величины

1

Итого

4 балла

2. Исследование зависимости одной физической величины от другой и построение графика полученной зависимости

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

  1. Выбраны приборы для проведения прямых измерений, собрана установка для проведения исследования

1

  1. Проведены измерения и записаны результаты прямых измерений не менее чем для трех случаев

1

  1. Построен график зависимости одной физической величины от другой

1

  1. Сделан вывод о характере полученной зависимости

1

Итого

4 балла

3. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними)

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

  1. Выбрано оборудование для выполнения задания, собрана экспериментальная установка

1

  1. Проведены измерения и записаны результаты прямых измерений заданных величин для двух случаев

1

  1. Проведены расчеты для проверки выдвинутого предположения

1

  1. Сделан вывод о справедливости (или ошибочности) выдвинутого предположения

1

Итого

4 балла

4. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по выявлению факторов, влияющих на их протекание

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

  1. Выбрано оборудование для демонстрации описанного в задании явления и продемонстрировано явление

1

  1. Для первого исследования предложена установка или условия, в которых менялись бы только две искомые величины, а остальные оставались постоянными и проведено не менее двух опытов

1

  1. Для второго исследования предложена установка или условия, в которых менялись бы только две искомые величины, а остальные оставались постоянными и проведено не менее двух опытов

1

  1. Сделан вывод о зависимости (или независимости) исследуемой величины от двух заданных параметров

1

Итого

4 балла

Рекомендации по оцениванию расчетных задач

Решение расчетных задач оценивается на основе обобщенных критериев оценки выполнения задания, которые приведены ниже. Максимальный балл за решение расчетной задачи – 2 балла

Условие задачи

Образец возможного решения

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) верно записано краткое условие задачи, при необходимости сделан рисунок, записана формула, применение которой необходимо для решения задачи выбранным способом;

2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ.

3) При устной беседе учащийся демонстрирует понимание физических процессов или явлений, описанных в условии задачи.

2

1. Представлено правильное решение, но допущена одна из перечисленных ниже ошибок, которая привела к неверному числовому ответу:

—  в записи краткого условия задачи, схеме или рисунке;

ИЛИ

— в арифметических вычислениях;

ИЛИ

— при переводе единиц физической величины;

ИЛИ

— при использовании справочных табличных данных;

ИЛИ

—в математическом преобразовании исходной формулы.

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным  критериям  выставления оценок в 1 и 2 балла

ИЛИ

Случай, когда ученик не приступал к решению.

0

Примеры оценивания расчетных задач

Пример 1 (билет №15)

Два бруска, связанные нитью, движутся под действием горизонтальной силы F , модуль которой равен 10 Н (рис.   ). Масса каждого бруска равна m. Трением пренебрегаем. Чему равен модуль силы, действующей на брусок А со стороны нити?

Ответ: 5 Н.

Образец возможного решения (рисунок не обязателен)

Модуль ускорения, сообщаемого силой F двум брускам, определяется вторым законом Ньютона и равно: .

Применив второй закон Ньютона к бруску А, получим искомое значение силы, действующей на брусок А со стороны нити: .

Подставив числовые данные получим:  = 5 Н

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении —второй закон Ньютона);

2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями).

2

Представлено правильное решение, но допущена одна из перечисленных ниже ошибок, которая привела к неверному числовому ответу:

—  в записи краткого условия задачи, схеме или рисунке;

ИЛИ

— в арифметических вычислениях;

ИЛИ

—в математическом преобразовании исходной формулы.

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным  критериям  выставления оценок в 1 и 2 балла.

ИЛИ

ученик не приступил к решению задачи

0

Пример 2. (Билет № 8)

3. Как изменится сила тока, протекающая через проводник, если увеличить в 2 раза напряжение на его концах, а длину проводника уменьшить в 2 раза?.

Образец возможного решения (рисунок не обязателен)

Согласно закону Ома для участка электрической цепи: . Сопротивление участка цепи можно рассчитать по формуле: ,  Исходя из этого, сила тока может быть найдена из выражения: . Увеличение в 2 раза напряжения приведет к увеличению в 2 раза силы тока, а уменьшение в 2 раза длины проводника, приводит также к увеличению силы тока в 2 раза. Следовательно, сила тока увеличится в 4 раза.

находится между фокусным и двойным фокусным расстоянием.

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении – закон Ома и зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления);

2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями).

2

Представлено правильное решение, но допущена одна из перечисленных ниже ошибок, которая привела к неверному числовому ответу:

—  в записи краткого условия задачи, схеме или рисунке;

ИЛИ

— в математических вычислениях;

ИЛИ

—в математическом преобразовании исходной формулы.

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным  критериям  выставления оценок в 1 и 2 балла.

ИЛИ

ученик не приступил к решению задачи

0

Пример 3. (Билет № 19)

3. Предмет находится на расстоянии 0,5 м от собирающей линзы с фокусным расстоянием равным 0,3 м. Каким будет изображение этого предмета, полученного с помощью линзы? Построение хода лучей обязательно.

..

Образец возможного решения

Предмет находится между фокусным и двойным фокусным расстоянием.  Проведено построение хода лучей, из которого следует, что изображение предмета является действительным, увеличенным и перевернутым.

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) определено положение предмета относительно линзы;

2) построен ход лучей в собирающей линзе;

3) дана полная характеристика изображения, полученного с помощью линзы..

2

 В решении содержится ошибка в нахождении положения предмета относительно линзы

ИЛИ

- не представлен ход лучей через линзу

ИЛИ

-  представлена неполная характеристика изображения, полученного с помощью линзы.

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным  критериям  выставления оценок в 1 и 2 балла.

ИЛИ

- ученик не приступил к решению задачи

0

***

        Перевод полученных учащимся баллов за выполнение каждого из заданий         билета в         пятибалльную шкалу осуществляется с учетом следующих         рекомендаций:

  1. Оценка «отлично» выставляется в том случае, если учащийся получил 8-10 баллов. При этом он должен продемонстрировать высокий уровень знаний и умений по всем трем вопросам билета, набрав не менее 3 баллов за теоретический вопрос, не менее 3 баллов за выполнение экспериментального задания и правильно решить предложенную задачу.
  2. Оценка «хорошо» выставляется при условии получения аттестуемым 6-7 баллов. При этом он должен показать понимание основного содержания всех трех вопросов билета, набрав не менее 3 баллов за теоретический вопрос, не менее 2 баллов за выполнение экспериментального задания и не менее 1 балла за решение задачи.
  3. Оценка «удовлетворительно» выставляется при получении 4-5 баллов. При этом учащийся должен показать владение основным содержанием не менее чем по двум вопросам билета. Например, набрав 2 балла за теоретический вопрос и решив задачу или частично выполнив экспериментальное задание.