Роль игры в жизни ребенка

«Роль игры в жизни ребенка. Как играть вместе с ребенком»

 

Игровая деятельность является ведущей деятельностью у детей раннего и дошкольного возраста. Именно через игру малыши познают мир, осваивают простейшие бытовые навыки, проигрывают житейские ситуации, пробуют себя в новых ролях. Игра позволяет маленькому ребенку в доступной форме разобраться со многими психологическими и житейскими проблемами, которые постоянно встают у него на пути. Именно в играх дети набирают новые слова, учатся думать, по-настоящему чувствуют и проживают эмоции: смеются, боятся, злятся, радуются – и с удовольствием используют разные игрушки или предметы, развивая манипулятивные навыки.

Но не ждите от них, что они будут сами занимать себя игрой. Дети просто не умеют играть. Им нужна помощь. И главным помощником, конечно, будут мама и папа. Очень важно, чтобы вы играли вместе со своими детьми. Игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. В будущем, когда они усвоят навык игры, то смогут делать это сами. В организации игр главными вопросами являются два: во что играть и как. Переносите в игру все, что окружает маленького ребенка. Можно поиграть в магазин, парикмахерскую, освоить профессию повара или сходить понарошку в гости.

С малышами до трех лет:

·        Предоставьте ребенку уютное местечко, набросайте туда подушки и мягкие игрушки, чтобы он мог там понежиться.

·        Поиграйте с ребенком в прятки или в кошки-мышки с участием мягких игрушек или домашних животных.

·        Поиграйте с водяными игрушками (ситечками, воронками, чашками и лодочками) в пластиковом тазике или переносном бассейне. Добавьте в воду голубой или зеленый краситель для большего эффекта.

·        Почитайте вместе с ребенком его любимые книжки.

С детьми от трех до семи лет:

·        Сыграйте для ребенка какую-нибудь роль из его любимого произведения. Пригласите ребенка присоединиться, но не настаивайте на его участии.

·        Спойте вместе детскую песенку.

·        Проговорите вместе детские считалочки.

·        Постройте вместе домики из песка или конструктора.

·        Почитайте вместе книжки.

·        Поиграйте в настольные игры.

·        Слепите животных из глины или пластилина.

 

Несколько рекомендаций, как играть с Вашим ребёнком:

 

1. Играя с ребенком, опуститесь рядом с ним, чтобы вы были с ним на одном уровне. Тем самым вы показываете, что в игре вы на равных.

2. Подберите для игры яркие красивые игрушки. Их не должно быть слишком много, иначе детское внимание будет рассеиваться.

3. Покупая новую игрушку, обязательно покажите, как ребенку в нее играть. Не умея в нее играть, малыш быстро утратит к подарку интерес.

4. Свое участие в игре необходимо постепенно сокращать. Это даёт ребенку возможность проявить свою активность.

5. Все ваши действия должны быть озвучены. Игра не должна проходить в тишине. Новые звуки, слова, жесты стимулируют ребенка к активной речи.

6. Лучше всего выделить специальное время в режиме дня именно для игр. В это время малыш не должен хотеть спать или есть, быть чем-то расстроенным.

7. Повторяйте игры. Ребёнок начинает фантазировать только тогда, когда игра уже хорошо усвоена. А чтобы поднадоевшая игра вновь стала интересной ребенку, можно поменять героев или предметы, а можно изменить последовательность.

Если мама не будет играть вместе с малышом с раннего детства, он не только не научится самостоятельно придумывать и воплощать игру в дошкольном возрасте, он не научиться быть активным и творческим исследователем мира и членом общества.  А ведь игра - активизирует познавательную активность ребенка, развивает его мышление и интеллект.

Но чем старше ребенок, тем обширнее его собственный жизненный опыт, творческие способности, самостоятельность. Ребенок старшего возраста использует роли и образы, чтобы очень точно копировать отношения, возникающие в семье, на улице, в детском саду, на работе. Только в игре с партнерами (взрослыми и детьми) ребенок может научиться сотрудничеству, взаимопомощи, сострадательности.

В игре есть и некий дисциплинирующий, организующий момент - это ее правила. Любая игра существует с помощью них, развивается и поддерживается ими. Есть игры, в которых правила заранее известны и неизменны, игры, где правила придумываются игроками. Есть также игры, где правила связаны с ролевым поведением. Так в играх в "семью" мама будет воспитывать, заботиться, а дети слушаться или не слушаться, принимать заботы или помогать. Нарушение правил ведет к распаду игры, к конфликтам между партнерами. Понимать и выполнять правила может научить ребенка только взрослый. Именно наличие в игре правил помогает воспитывать и развивать у ребенка сдержанность, ответственность, последовательность в поступках.

Игра, реализующая потребность ребенка в социальной компетенции, когда мотивом является "быть, как взрослый", определяет специфику социальной ситуации развития ребенка. Игравыступает в роли своеобразного "мостика" от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: с одной стороны, мир взрослых влияет на мир детей, с другой стороны, игры часто подразумевают "исполнение" детьми определенных социальных ролей взрослых, нюансы восприятия которых дают возможность родителям и педагогам корректировать свое отношение к миру, стиль деятельности и учат умению возвращаться в детство, не бояться стать другим или оставаться собой.  Игра учит радости общения и сотворчества.