Поурочное планирование
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1987
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________(ФИО) Протокол № ___ от «____»________2013 г. | «Согласовано» Руководитель структурного подразделения по УВР ГБОУ СОШ № 1987 ЮВАО ______________ (ФИО) «____»________2013 г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ №1987 ЮВАО __________ Май Т.Н. Приказ №________ от «___»____2013 г. |
Рабочая программа
на 2013-2014 учебный год
по информатике
8 класса
Учитель: Шепелева Е.И.
Количество учебных часов за год: 34 часа
Триместр | Контроль знаний | Практических работ | |
к/раб. | зачетов тестов | ||
I | 1 | 1 | 1 |
II | 1 | 3 | |
III | 1 | 1 | 12 |
За год | 2 | 3 | 16 |
2013 - 2014 уч. г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по Информатике и ИКТ составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по информатике с учетом авторской программы по Информатике и ИКТ в основной и старшей школе. 8-11 классы под редакцией Угриновича Н.Д.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович.-2-е изд., испр.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 178 стр.
Выбор данной авторской программы обусловлен актуальностью интеграции школьного образования в современную информационную культуру и необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значений таких понятий, как «информация», «информатика» и «информационные технологии», и позволит определить их место в жизни человека и общества.
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ- 2;
- практических работ - 16;
Рабочая программа имеет целью формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических системах; освоение методов и средств автоматизации информационных процессов с помощью ИКТ и способствует решению следующих задач:
- изучение основ науки информатики;
- обеспечение общего образования школьника.
Данная программа составлена для реализации курса информатики и ИКТ, который является частью непрерывного курса информатики и ИКТ и разработан в логике теории учебной деятельности.
Ключевая идея курса заключается в развивающем обучении – обучении, ориентированном не только на получение новых знаний в области информатики и ИКТ, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.
Специфика курса информатики и ИКТ требует особой организации учебной деятельности школьников в форме постановки и решения ими учебных задач. Задания различного уровня сложности позволяют учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию.
Образование в области информатики и ИКТ играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.
Практическая сторона изучения информатики и ИТК связана с формированием у школьников умений и навыков, необходимых в учебной деятельности по другим предметам при выполнении проектов, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Без базовой подготовки в области информатики и ИКТ невозможно стать образованным человеком и быть успешным в современном информационном обществе.
Обучение информатике и ИКТ предоставляет более гибкие возможности развития у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Образование в области в информатики и ИКТ вносит свой вклад в воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения, избирательного отношения к полученной информации.
Новизной данной программы является то, что приоритетными объектами изучения в курсе информатики и информационно-коммуникационных технологий выступают информационные процессы и информационные технологии, являющиеся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников и последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, освоения межпредметных и общеучебных умений и навыков.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: исследовательская деятельность, проектная деятельность, технология критического мышления, проблемное обучение и т.д. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: проектной деятельности, участия в творческих конкурсах и олимпиадах.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме тестирования.
Основная литература:
Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович.-2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 178 с.
Дополнительная литература для учащихся:
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т/ Л.А. Залогова [и др.]; под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | ||
теория | лабораторно-практические работы | контрольные работы | |||
1. | Информация и информационные процессы | 9 | 7 | 1 | 1 |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 | 4 | 3 | |
3 | Коммуникационные технологии | 16 | 3 | 12 | 1 |
4 | Резервное время | 3 | |||
Итого: | 35 | 14 | 16 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | ||||
Дата | Тема урока, тип урока | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным*) | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, электронные образовательные ресурсы | Д.З. | |
Базовый уровень | Вид, Форма | ||||||
Тема 1: «Информация и информационные процессы» Всего часов - 9 | |||||||
1 | Информация и информационные процессы в живой и неживой природе. Урок-введение | Примеры информационных процессов из различных областей действительности. Понятие информации. Основные свойства информации. | Знать: примеры информационных процессов из различных областей действительности; содержательное представление об информации, основные свойства информации; различные подходы к определению понятия информация. Уметь: оценивать информацию с позиций её свойств (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. д.); находить сходство и различия в протекании информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах; выделять основные информационные процессы в реальных системах | Текущий, УО | фильм «Земля. Биогафия планеты», Библиотека мультимедиа-ресурсов для интерактивной доски «Информатика. Модели и процессы», ООО «КОМПЕТЕНТУМ», 2009 | §1.1.1-1.1.2, к.в. стр. 10, 12 | |
2 | Информация и информационные процессы Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные виды информационных процессов | Знать: основные виды информационных процессов Уметь: классифицировать информационные процессы по принятому основанию | Текущий, УО | Презентация «Восприятие информации. Иллюзии» | §1.1.3-1.1.4 | |
3 | Знаки: форма и значение. Знаковые системы Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Примеры информационных процессов из различных областей действительности. | Знать: особенности естественных и формальных языков Уметь: выбирать язык представления информации в соответствии с заданной целью | Текущий, УО | §1.2.1-1.2.2 | ||
4 | Кодирование информации Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Кодирование информации | Знать: приёмы шифрования и расшифровки текстов, зашифрованные простой подстановкой Уметь: кодировать (по таблице) и декодировать (по бинарному дереву) сообщения, используя азбуку Морзе; выбирать способы наиболее быстрого и эффективного представления информации | Текущий, УО | Презентация «Информация», Библиотека мультимедиа-ресурсов для интерактивной доски «Информатика. Модели и процессы», ООО «КОМПЕТЕНТУМ», 2009 | §1.2.3 | |
5 | Количество информации как мера неопределённости знания Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Числовые параметры информационных объектов | Знать: сущность единицы измерения информации; методы измерения количества информации, их взаимосвязь, возможности и ограничения; единицы измерения количества информации Уметь: переводить количество информации из одних единиц измерения в другие | Текущий, УО | §1.3.1, стр. 28 зад. 1.3 – 1.4 | ||
6 | Определение количества информации. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные виды информационных процессов | Знать: измерять информационный объём сообщения Уметь: измерять и адекватно оценивать количество информации | Текущий, КЗ | §1.3.2, стр. 29 зад. 1.5 – 1.7 | ||
7 | Алфавитный подход к определению количества информации Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Текст как информационный объект | Знать: измерять информационный объём сообщения Уметь: измерять и адекватно оценивать количество информации | Текущий, КЗ | §1.3.3, стр. 32 зад. 1.8 – 1.10 | ||
8 | Практическая работа №1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора» Урок-практикум | Единицы измерения (бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт) | Уметь: переводить количество информации из одних единиц измерения в другие | Тематический, ПР | Повторить §1.3 | ||
9 | Контрольная работа №1 «Определение количества информации» Урок контроля и оценки знаний учащихся | Числовые параметры информационных объектов | Уметь: определять количество информации в сообщении c применением вероятностного и алфавитного подходов | Тематический, КЗ | Повторить §1.3 | ||
Тема 2: «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» Всего часов - 7 | |||||||
1 | Программная обработка данных на компьютере Урок изучения нового материала | Основные характеристики компьютера | Знать: принципы программного управления компьютером, организации внешней и внутренней памяти компьютера, магистральномодульный принцип; Уметь: схематично представлять функциональную и магистральномодульную структуру компьютера; | Текущий, УО | §2.1 | ||
2 | Устройство компьютера Урок изучения нового материала | Основные характеристики компьютера | Знать: понятия «компьютер», «аппаратное обеспечение», «архитектура компьютера»; основные виды и характеристики основных устройств компьютера, их назначение, функции и взаимосвязь; основные виды и характеристики основных устройств компьютера, их назначение, функции и взаимосвязь; Уметь: анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации; использовать соответствующее аппаратное обеспечение с целью общения; определять необходимое аппаратное обеспечение для автоматизации информационных процессов в ходе обучения; приводить примеры основных устройств компьютера и оценивать их характеристики | Текущий, СЗ | Презентация «Устройства компьютера», Библиотека мультимедиа-ресурсов для интерактивной доски «Информатика. Устройство компьютера», ООО «КОМПЕТЕНТУМ», 2009 | §2.2, зад. 2.1,2.2 стр.46, 50 | |
3 | Файлы и файловая система Урок изучения нового материала | Программные средства как исполнители команд пользователя | Знать: назначение файловой системы и основные характеристики файла Уметь: выполнять основные операции с файлами | Текущий, СЗ | §2.3, зад. 2.3-2.5 стр.53 | ||
4 | Практическая работа №2 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера» Урок-практикум | Программные средства как исполнители команд пользователя | Уметь: выполнять основные операции с файлами | Текущий, ПР | Повторить §2.3, зад. 2.6 стр.57 | ||
5 | Программное обеспечение компьютера Урок изучения нового материала | Программные средства как исполнители команд пользователя | Знать: виды, функции и компоненты программного обеспечения, его назначение Уметь: перечислять виды и назначение программного обеспечения компьютера; организовывать свою деятельность с помощью необходимых программных средств; выбирать программные средства для достижения целей обучения и применять их на практике; | Текущий, УО | Электронный документ: «Прикладное программное обеспечение» в формате html | §2.4, творческое задание 2.8 стр. 63 | |
6 | Графический интерфейс операционных систем и приложений. Практическая работа №3 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы» Урок-практикум | Пользовательский интерфейс. Общие характеристики программы: круг решаемых задач, интерфейс программы, меню как отражение системы команд, реакция на действия пользователя. | Знать: виды объектов операционной системы Уметь: использовать средства пользовательского интерфейса ОС | Текущий, ПР | ОС: Windows XP, Windows-7, Windows-8, Ubuntu | §2.5-2.6, практическое задание 2.9 стр. 66 | |
7 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Практическая работа №4 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение» Урок-практикум | Защита индивидуальных каталогов от компьютерных вирусов, потери и искажения информации | Знать: разновидности, функции антивирусного программного обеспечения Уметь: использовать средства пользовательского интерфейса антивирусной программы | Текущий, ПР | Антивирусные программы: Microsoft Security Essentials, Kaspersky, Библиотека мультимедиа-ресурсов для интерактивной доски «Информатика. Операционные системы и прикладные программы», ООО «КОМПЕТЕНТУМ», 2009 | Стр. 72 зад. 2.11, §2.7-2.8 | |
Тема 3: «Коммуникационные технологии» Всего часов - 16 | |||||||
1 | Передача информации Урок изучения нового материала | Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей | Знать: основные характеристики каналов передачи информации Уметь: рассчитать пропускную способность канала связи | Текущий, УО | Видео «Эволюция способов передачи информации», Библиотека мультимедиа-ресурсов для интерактивной доски «Информатика. Устройство компьютера», ООО «КОМПЕТЕНТУМ», 2009 | Стр. 81 зад. 3.1, §3.1 | |
2 | Локальные компьютерные сети. Практическая работа №5 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключённом к локальной сети» Урок-практикум | Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) | Знать: виды и назначение компьютерных сетей; принципы организации локальной сети Уметь: передавать информацию, используя электронные средства связи; различать одноранговые локальные сети и сети с использованием сервера; определять преимущества и недостатки при работе на компьютерах, подключённых к локальной сети, и работе на автономном компьютере | Текущий, ПР | Стр. 84 зад. 3.2, §3.2 | ||
3 | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Практическая работа №6 «Подключение к Интернету» Урок-практикум | Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) | Знать: способы подключения к Интернету Уметь: передавать информацию, используя электронные средства связи; подключить компьютер к сети Интернет | Текущий, ПР | Стр. 91 зад. 8.8, §3.3 | ||
4 | Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Практическая работа №7 «Путешествие по Всемирной паутине» Урок-практикум | Гипертекстовое представление информации в сетях | Знать: основы организации сервиса WWW Уметь: работать с разными источниками информации, размещёнными в глобальной телекоммуникационной сети; организовывать свою деятельность для решения поставленной задачи в процессе обучения на других предметах с использованием телекоммуникационных процессов и технологий | Текущий, ПР | Ресурсы сети Интернет: http://www.computer-museum.ru, http://informat444.narod.ru/museum/, http://chernykh.net/Библиотека мультимедиа-ресурсов для интерактивной доски «Информатика. Операционные системы и прикладные программы», ООО «КОМПЕТЕНТУМ», 2009 | Стр. 97 зад. 3.4, §3.4.1 | |
5 | Электронная почта. Файловые архивы. Практическая работа №8 «Работа с электронной Web-почтой» Урок-практикум | Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) | Знать: способы передачи информации Уметь: передавать информацию, используя электронные средства связи; сохранять различные виды информации, полученные из сети Интернет | Текущий, ПР | Ресурсы сети Интернет: почтовые сервисы, серверы файловых архивов | §3.4.2-§3.4.3 + создать электронный ящик на google.com | |
6 | Общение в Интернете. Мобильный интернет. Звук и видео в Интернете Урок изучения нового материала | Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) | Знать: основные сервисы сети Уметь: работать с основными сервисами сети | Текущий, УО | Ресурсы сети Интернет: социальные сети, форумы, чаты, http://www.skype.com | §3.4.4-§3.4.6 | |
7 | Поиск информации в Интернете. Практическая работа №9 «Поиск информации в Интернете» Урок-практикум | Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) | Знать: способы организации поиска информации в сети Уметь: осуществлять поиск информации в телекоммуникационных сетях; работать с разными источниками информации, размещёнными в глобальной телекоммуникационной сети; копировать файлы из сети Интернет | Текущий, ПР | Библиотека мультимедиа-ресурсов для интерактивной доски «Информатика. Операционные системы и прикладные программы», ООО «КОМПЕТЕНТУМ», 2009 | §3.5 | |
8 | Электронная коммерция в Интернете Урок-практикум | Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) | Знать: основные сервисы сети Уметь: работать с сервисами сети | Текущий, УО | §3.6 | ||
9 | Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Структура Web- страницы Урок изучения нового материала | Гипертекстовое представление информации в сетях | Знать: основы языка разметки гипертекста Уметь: использовать текстовый редактор для создания Web-страниц | Текущий, УО | Таблица HTML кодов цветов, Библиотека мультимедиа-ресурсов для интерактивной доски «Информатика. Модели и процессы», ООО «КОМПЕТЕНТУМ», 2009 | §3.7.1-§3.7.2 | |
10 | Форматирование текста на Web-странице Урок-практикум | Гипертекстовое представление информации в сетях | Знать: основы языка разметки гипертекста Уметь: использовать текстовый редактор для создания Web-страниц | Текущий, ПР | §3.7.3 | ||
11 | Вставка изображений в Web- страницы Урок-практикум | Гипертекстовое представление информации в сетях | Знать: основы языка разметки гипертекста Уметь: использовать текстовый редактор для создания Web-страниц | Текущий, ПР | §3.7.4 | ||
12 | Гиперссылки Урок-практикум | Гипертекстовое представление информации в сетях | Знать: основы языка разметки гипертекста Уметь: использовать текстовый редактор для создания Web-страниц | Текущий, ПР | §3.7.5 | ||
13 | Списки Урок-практикум | Гипертекстовое представление информации в сетях | Знать: основы языка разметки гипертекста Уметь: использовать текстовый редактор для создания Web-страниц | Текущий, ПР | §3.7.6 | ||
14 | Интерактивные формы на Web-страницах. Урок-практикум | Гипертекстовое представление информации в сетях | Знать: основы языка разметки гипертекста Уметь: использовать текстовый редактор для создания Web-страниц | Текущий, ПР | §3.7.7 | ||
15 | Практическая работа №10 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML» Урок-практикум | Гипертекстовое представление информации в сетях | Знать: основы языка разметки гипертекста Уметь: разрабатывать сайты и публиковать их в компьютерной сети. | Текущий, ПР | Повторение §3.7 | ||
16 | Контрольная работа №2 «Язык гипертекстовой разметки HTML» Урок контроля и оценки знаний учащихся | Гипертекстовое представление информации в сетях | Знать: основы языка разметки гипертекста | Тематический, КР | |||
Резервное время – 3 часа |
Примечание 1: Группа метапредметных результатов, выделенных * является вариативной, то есть описание этих результатов в календарно-тематическом планировании определяется потребностью учителя.
Примечание 2: Виды контрольно-оценочной деятельности: входной, текущий, тематический, итоговый.
Примечание 3: Формы контрольно-оценочной деятельности на уроке: ( УО - устный опрос, КЗ, СЗ - решение количественных, качественных, ситуационных задач, ЛР, ПР - лабораторная, практическая работа, Т- тест, КСР -контрольная, самостоятельная работа, КАТ -комплексный анализ текста, Ч- выразительное чтение художественных произведений наизусть, ТР - творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал, изготовленный учащимися проект, web-квест, презентация и т. д.), З - зачет, Э – экзамен и др.