Главные вкладки
Каныгина Вероника Николаевна
Тип урока: урок изучения нового.
Тема урока:домашние и дикие животные.
Урок с использованием презентации, способствует формированию у детей представления о диких и домашних животных. Развивает любознательность, внимание, память, прививает любовь к окружающему миру.
Цели:
Знакомство с характерными признаками диких и домашних животных.
Развитие умения анализировать, сравнивать, находить сходства и отличия.
Развивать память, внимание, речь,
Воспитывать интерес и позитивное отношение к природе.
Воспитывать бережное отношение к животным.
Отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних.
Планируемые результаты:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Сравнивать и различать диких и домашних животных,
Работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними.
Находить в тексте нужную информацию, выступать с сообщениями;
Сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном ( по своему выбору)
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.
Ход урока
I. Организационный момент.
Добрый день ребята!
Садитесь.
Я приглашаю вас на урок «окружающего мира»
Психологический настрой на урок
Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
Время быстро пробежит.
Надо нам им дорожить.
II. Активизация знаний.
Девиз нашего урока перед вашими глазами, давайте его прочитаем. (2 слайд)
«Нельзя открыть нового мира, не зная старого»
Как вы понимаете эти слова?
Сейчас вы высказали различные предположения, в конце урока мы подведем итог и выясним, кто из вас был прав больше всех.
На какие две группы можно разделить все растения?
(Дикорастущие и культурные)
Как называется группа растений которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме.
(Дикорастущие) (3-4 слайд)
Беседа о значении растений обеих групп:
– Для чего нужны культурные растения? Кто их употребляет?
– Для чего нужны дикорастущие растения? Кто их употребляет?
– Какие культурные растения распространены в нашем районе?
– Что из него делают? (показ макета подсолнечника, бутылки растительного масла)
Минутка любознательных.
Угадай растение.
Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят. (Ландыш) (5 слайд)
Сообщение о ландыше:
Многолетнее растение. Цветки и листья заготавливают в период цветения. Сырьё защищают от солнца. Это растение ядовито. Используют при неврозах сердца.
(6 слайд)
Липа живёт 300-400 лет. В медицине используют цветки липы-«липовый цвет» . Горячий чай из липы пьют при ангине. Русский народ использовал такой чай при простуде и кашле. Если сжечь ствол липы, то таким углём можно присыпать гниющие раны.
Малина: (7 слайд)
Свежие ягоды малины утоляют жажду, улучшают пищеварение. Чай из плодов малины снижает температуру.
Работа с пословицей:
Как вы понимаете смысл пословицы: (8 слайд)
«Дерево срубить – пять минут, а вырастить – сто лет»
III. Изучение нового материала.
Выявление темы урока. Загадки о животных: (9 слайд)
Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое.
(Корова)
Кто не прядет, не ткет,
А людей одевает?
(Баран, овца)
У кого рога длиннее хвоста?
(коза)
Обежала уж весь лес.
Хвост мелькает там и здесь.
То не девица-краса –
Это – рыжая … (лиса)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной
Иголок очень много
А нитки не одной
(Ёж)
Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить?
Ребята, попробуйте определить тему нашего урока. Продолжите фразу:
(10 слайд)
Думаю, что на уроке я узнаю…
Я хочу узнать….
А как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? (11 слайд)
Распределите отгаданных животных в две группы (12 слайд)
Рассказ учителя – как появились домашние животные.
(13 слайд)
Мы уже знаем, что дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают сами пищу, строят жилища. Ухаживают за своим потомством. А откуда появились домашние животные? Давайте мы с вами перенесёмся на несколько веков назад, к нашим предкам.
Давным-давно, когда не было городов, книг и наши люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, они очень редко находили себе пищу.
(14 слайд)
И вот один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Так люди приручили древнего волка, от которых позднее произошли собаки. Собаки научились охранять человека от врагов, помогать искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек не может жить без своих домашних друзей и помощников.
Выявление отличий диких и домашних животных.
(15 слайд)
– Чем отличаются дикие и домашние животные?
(Учитель обобщает ответы детей и дополняет опорную схему)
(16-17 слайд)
Есть и другие группы домашних животных.
(18 слайд)
Значение домашних животных для человека.
(19 слайд)
Для чего человек содержит домашних животных?
К домашним животным относятся не только корова, свинья, лошадь и овца, но есть и другие. А чтобы узнать о них угадайте загадки:
Для чего человек приручил диких пчёл?
(20 слайд)
Игра «Чьё жилище»
Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши.
Игра «Назови детеныша»
(21 слайд)
Свинья – поросята
Корова – теленок
Утка – утята
Гусь – гусята
Лошадь – жеребята
Овца – ягнята
Кошка – котята
Собака – щенки
Курица – цыплята
IV. Закрепление изученного материала.
Работа с учебником страница
Рассмотрите животных. Дикие животные накройте желтыми фишками, а домашние зелеными фишками.
Покажите с помощью стрелок из цветной бумаги, что человек получает от домашних животных?
Игра “Выбери диких животных”. Работа в рабочей тетради.
Из перечисленных животных выберите диких:
Корова, белка, курица, овца, заяц, волк, лошадь, лось, коза, зубр, медведь, тигр, слон.
– Могут ли домашние животные стать дикими?
(Бывает так, что люди бросают животных)
– Правильно ли они поступают?
– Мы в ответе за тех, кого приручили.
– Ребята, а какие домашние животные есть у вас?
(Ответы детей.)
Собака – наш самый верный и преданный друг. Каких только не бывает собак – служебные, охотничьи, декоративные и вовсе беспородные. А о породах собак мы с вами познакомимся на следующих уроках.
V. Подведение итогов урока.
Закончи предложения:
а) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются … .
б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …
Как вы думаете, кому из животных живется труднее: диким или домашним?
Чему же вы сегодня научились на уроке? (22 слайд)
Я знаю
Я запомнил
Я смог
VI. Домашнее задание.
Сочинить сказочную историю о диком или домашнем животном ( по своему выбору)
VII. Рефлексия.
Дети цветными карандашами выражают настроение