Родителям

Черномазова Наталья Николаевна

Домашнее  чтение вслух очень сближает.

Когда вся семья вместе несколько вече­ров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. А если это книга большая и ее читают долго, она пре­вращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в наш дом. Когда смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мыслен­но разделить на несколько отделов: справоч­ники, словари, учебники, сочинения класси­ков, современные книги и так далее. Смогу мысленно собрать вместе на особую полку книги, что читали сообща и вслух. Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.

Часто спрашивают: «Как выбрать вре­мя, чтобы несколько членов семьи могли сра­зу собраться за столом?» Разве трудно вы­брать время? Находится же оно для сов­местного просмотра телевизора! Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, когда ничего особенного не показывают? Страница книги — такой огромный эк­ран, который и не снился самому лучшему телевизору!

Советую вам, прошу вас, уговариваю — попробуйте! Попробуйте читать дома вместе и вслух! Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нем с волнением и благодарностью вспоминают лю­ди разных поколений. Когда книгу чита­ет вслух кто-нибудь дома, то, что происходит на каждой ее странице, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. Все чувства усиливаются и обостряются. А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая ее теперь своим близким, испытывает радость, приоб­щая других слушателей к тому, что ему доро­го, делясь тем, что принадлежало только ему и чем он теперь одаривает других.

     Словом, попробуйте читать книгу вслух вместе со своими близкими, и я наде­юсь, нет, я уверен: вы не пожалеете об этом.  (С. Львов)

 

МИР ПОДРОСТКА

Бывает так, что вроде и в семье у подростка всё в порядке, не хуже, чем у других, и в школе он не из отстающих. А вот связался с «плохой компанией» — и всё покатилось под откос: грубит, огрызается, дома не удержишь, слова лишнего не добьёшься.
Дело в том, что окружение человека не пассивно. И вот такая смесь: агрессивная, втягивающая среда и неустойчивое, конфликтное внутреннее состояние подростка - действительно взрывоопасна. Всё манит и привлекает, и, кажется, всё доступно, только протяни руку. А у кого-то уже всё есть! «У Васьки навороченный компьютер, и он всю ночь просидел в Интернете, а почему я не могу зависнуть в компьютерном клубе? А Наташка уже ходила в ночной клуб и танцевала до утра, я что, хуже? Но ведь не разрешат. Скажу-ка  я, что переночую у подружки!»
Мы живём в мире, опасная сторона которого завёрнута в красивую и очень соблазнительную бумажку. Мы сами, взрослые, часто не можем устоять против соблазнов и лёгких путей решения проблем. А каково подросткам?
Все хотят быть счастливыми! И это счастье улыбается в рекламе, поблёскивает в сериалах, проезжает по улицам в дорогих иномарках. Взрослые говорят: «Учись, получай образование, работай, и, если ты способный, будет тебе счастье». Вполне ли может его устроить такой ответ? А родителям удалось добиться своего счастья (с точки зрения подростка)? Если он считает, что да, - это очень весомый аргумент! А если нет? Тогда подросток думает: «Ждать нечего, нужно начинать сейчас, и не так, как родители. Зачем много работать и мало получать, если можно наоборот?

Если быть до конца честными, придётся признать, что коммерческий успех не всегда сопутствует образованию и упорному труду. Подростки осознают это даже более ясно, чем мы. И это становится очень весомым аргументом для взрослых из другого мира - тех, кому нужны тела и души только готовящихся к взрослой жизни людей.

Рядом со сложным и неуютным «правильным» миром есть манящий и привлекательный «асоциальный» мир. Попасть в этот мир легко, а выйти самостоятельно невозможно, нужна помощь. Если подросток вовлекается в криминальную деятельность, он живёт с постоянным чувством вины и стыда, и он проделывает огромную работу, чтобы защитить себя от этих чувств. Он стремится перестать чувствовать вовсе и со временем начинает ненавидеть всё человечество. Чем дальше уходит он в эту жизнь, тем труднее и стыднее ему возвращаться обратно. Старый, «родительский» мир становится всё более чужим и даже опасным.

Духовный мир ребенка-подростка, ещё совсем не окрепший, уже подвергается разрушениям. В его сердце поселяются обида и ненависть, он не учится уважать и любить, не видит смысла собственного существования и не хочет отличать добро от зла. Он начинает думать, что люди - звери, что мир подл и опасен. Ему не за что держаться, не во что верить. В  его мире нет места любви. Им овладевают два чувства: безумная потребность вернуться в «хороший» мир и понимание, что это уже невозможно.  Человек потерялся, но очень хочет, чтобы его нашли и спасли.

 Да, иногда это уже невозможно. Но пока наш подросток никуда не упал, может быть, надо что-то сделать?

Подростки нуждаются в понимании и уважении со стороны неравнодушных к их судьбам взрослых, и очень важно, чтобы родители не оказались «по другую сторону баррикад», а стали для своих детей единомышленниками в поиске оснований, способных стать прочной опорой в жизни и удержать подростков в таком сложном, но полном интересных возможностей «правильном мире», в котором у них есть будущее.  (По А. Тихомировой, В. Москвичёву)
Тихомирова Анна Владимировна – психолог, руководитель Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекрёсток».

 

Москвичёв Вячеслав Викторович --  руководитель управления по социально-психологической адаптации и развития подростков.