Домашнее чтение вслух очень сближает.
Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. А если это книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в наш дом. Когда смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мысленно разделить на несколько отделов: справочники, словари, учебники, сочинения классиков, современные книги и так далее. Смогу мысленно собрать вместе на особую полку книги, что читали сообща и вслух. Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.
Часто спрашивают: «Как выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом?» Разве трудно выбрать время? Находится же оно для совместного просмотра телевизора! Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, когда ничего особенного не показывают? Страница книги — такой огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору!
Советую вам, прошу вас, уговариваю — попробуйте! Попробуйте читать дома вместе и вслух! Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нем с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений. Когда книгу читает вслух кто-нибудь дома, то, что происходит на каждой ее странице, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. Все чувства усиливаются и обостряются. А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая ее теперь своим близким, испытывает радость, приобщая других слушателей к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало только ему и чем он теперь одаривает других.
Словом, попробуйте читать книгу вслух вместе со своими близкими, и я надеюсь, нет, я уверен: вы не пожалеете об этом. (С. Львов)
МИР ПОДРОСТКА
Бывает так, что вроде и в семье у подростка всё в порядке, не хуже, чем у других, и в школе он не из отстающих. А вот связался с «плохой компанией» — и всё покатилось под откос: грубит, огрызается, дома не удержишь, слова лишнего не добьёшься.
Дело в том, что окружение человека не пассивно. И вот такая смесь: агрессивная, втягивающая среда и неустойчивое, конфликтное внутреннее состояние подростка - действительно взрывоопасна. Всё манит и привлекает, и, кажется, всё доступно, только протяни руку. А у кого-то уже всё есть! «У Васьки навороченный компьютер, и он всю ночь просидел в Интернете, а почему я не могу зависнуть в компьютерном клубе? А Наташка уже ходила в ночной клуб и танцевала до утра, я что, хуже? Но ведь не разрешат. Скажу-ка я, что переночую у подружки!»
Мы живём в мире, опасная сторона которого завёрнута в красивую и очень соблазнительную бумажку. Мы сами, взрослые, часто не можем устоять против соблазнов и лёгких путей решения проблем. А каково подросткам?
Все хотят быть счастливыми! И это счастье улыбается в рекламе, поблёскивает в сериалах, проезжает по улицам в дорогих иномарках. Взрослые говорят: «Учись, получай образование, работай, и, если ты способный, будет тебе счастье». Вполне ли может его устроить такой ответ? А родителям удалось добиться своего счастья (с точки зрения подростка)? Если он считает, что да, - это очень весомый аргумент! А если нет? Тогда подросток думает: «Ждать нечего, нужно начинать сейчас, и не так, как родители. Зачем много работать и мало получать, если можно наоборот?
Если быть до конца честными, придётся признать, что коммерческий успех не всегда сопутствует образованию и упорному труду. Подростки осознают это даже более ясно, чем мы. И это становится очень весомым аргументом для взрослых из другого мира - тех, кому нужны тела и души только готовящихся к взрослой жизни людей.
Рядом со сложным и неуютным «правильным» миром есть манящий и привлекательный «асоциальный» мир. Попасть в этот мир легко, а выйти самостоятельно невозможно, нужна помощь. Если подросток вовлекается в криминальную деятельность, он живёт с постоянным чувством вины и стыда, и он проделывает огромную работу, чтобы защитить себя от этих чувств. Он стремится перестать чувствовать вовсе и со временем начинает ненавидеть всё человечество. Чем дальше уходит он в эту жизнь, тем труднее и стыднее ему возвращаться обратно. Старый, «родительский» мир становится всё более чужим и даже опасным.
Духовный мир ребенка-подростка, ещё совсем не окрепший, уже подвергается разрушениям. В его сердце поселяются обида и ненависть, он не учится уважать и любить, не видит смысла собственного существования и не хочет отличать добро от зла. Он начинает думать, что люди - звери, что мир подл и опасен. Ему не за что держаться, не во что верить. В его мире нет места любви. Им овладевают два чувства: безумная потребность вернуться в «хороший» мир и понимание, что это уже невозможно. Человек потерялся, но очень хочет, чтобы его нашли и спасли.
Да, иногда это уже невозможно. Но пока наш подросток никуда не упал, может быть, надо что-то сделать?
Подростки нуждаются в понимании и уважении со стороны неравнодушных к их судьбам взрослых, и очень важно, чтобы родители не оказались «по другую сторону баррикад», а стали для своих детей единомышленниками в поиске оснований, способных стать прочной опорой в жизни и удержать подростков в таком сложном, но полном интересных возможностей «правильном мире», в котором у них есть будущее. (По А. Тихомировой, В. Москвичёву)
Тихомирова Анна Владимировна – психолог, руководитель Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекрёсток».
Москвичёв Вячеслав Викторович -- руководитель управления по социально-психологической адаптации и развития подростков.