Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ
Дополнительный материал для работы с заданиями повышенного уровня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_i_sayty.docx | 45.88 КБ |
metodicheskie_rekomendatsii_po_vypolneniyu_razlichnyh_tipov_zadaniy_oge_po_obshchestvoznaniyu.docx | 24.23 КБ |
pamyatki.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебники, книги и учебные материалы:
- Обществознание, Полный справочник для подготовки к ОГЭ, 9 класс, Баранов П.А., 2016
- ОГЭ 2017, Обществознание, 9 класс, Кодификатор, Спецификация
- ОГЭ 2017, Обществознание, 9 класс, Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю.
- ОГЭ 2017, Обществознание, 9 класс, Спецификация
- Обществознание, Подготовка к ОГЭ в 2016 году, Диагностические работы, 2016
- ОГЭ 2016, Обществознание, 9 класс, Спецификация, Кодификатор
- ОГЭ 2016, Обществознание, Методические рекомендации по оцениванию заданий, Котова О.А., Лискова Т.Е., Лобанов И.А.
- ОГЭ 2016, Обществознание, 9 класс, Демонстрационный вариант
- ОГЭ 2016, Обществознание, 9 класс, Практикум, Калачёва Б.Н.
- Обществоведение, 11 класс, Тестовые и разноуровневые задания, Смирнова Е.Ю., 2012
- Обществознание, Подготовка к ОГЭ 2016, 9 класс, 20 тренировочных вариантов по демоверсии, Чернышева О.А., Пазин Р.В., Ушаков П.А., 2015
- ОГЭ 2016, Обществознание, Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю.
САЙТЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ
- https://ege.yandex.ru/social/
- http://soc.reshuege.ru
- http://egeigia.ru
- https://soc-oge.sdamgia.ru/test?theme=9
- Решу ОГЭ (http://soc.sdamgia.ru) ;
- ФИПИ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge)
- Тесты онлайн (http://testedu.ru/test/obshhestvoznanie/).
- Тренажеры по обществознанию
- (http://bongeo.ru/p97aa1.html)
- На сайте (http://www.uztest.ru) учащиеся готовятся к тестированию по обществознанию
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по выполнению различных типов заданий ОГЭ по обществознанию
- Задания с выбором и записью одного правильного ответа из четырёх
- Задания на распознание понятия по существенным признакам
- Задания на выявление (распознание) признаков понятия
- Задания на выявление проявлений понятия
- Задания на определение структуры понятия
- Задания на сравнение
- Задания-задачи
- Задания на установление истинности двух суждений
Задания с выбором и записью одного правильного ответа из четырёх
Можно рекомендовать следующую последовательность интеллектуальных действий при выполнении заданий с выбором и записью одного правильного ответа из четырёх. Необходимо внимательно прочесть условие задания, уяснить вопрос (требование), установить, к какой области содержания относится вопрос (требование), припомнить соответствующую информацию, попытаться сократить объём необходимой информации до конкретной темы (проблемы, понятия), проанализировать все предложенные варианты ответа, выбрать верный (несколько верных) и убедиться в его правильности.
Вообще, возможно несколько логических путей выполнения подобных заданий. Во-первых, проектирование возможного правильного ответа и поиск его среди предложенных вариантов (например, в ситуации распознания понятия по существенным признакам или проявлениям), во-вторых, анализ предложенных вариантов ответа применительно к условию и требованию задания. Возможен также анализ предложенных вариантов ответа с целью исключения заведомо неверных вариантов ответа и выявления единственного правильного варианта. Выбор логического пути выполнения конкретного задания определяется особенностями мышления человека, глубиной его знаний и степенью развития предметных и общеучебных умений.
Рассмотрим несколько разновидностей заданий с выбором и записью одного правильного ответа из четырёх, выделенных по проверяемым умениям.
Задания на распознание понятия по существенным признакам
Именно такие задания довольно часто предлагаются в различных тестированиях.
Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют
- предпринимательством
- реформированием
- производством
- творчеством
В тексте данного задания даётся определение понятия «предпринимательство». Если Вы не помните его в целостном, готовом виде, можно проделать следующие интеллектуальные действия:
1) выявить область обществоведческого знания, понятие из которой требуется определить: в нашем случае речь идёт о хозяйственной деятельности человека, следовательно, понятие относится к проблеме экономики;
2) выявить в условии существенные признаки искомого понятия: в нашем случае это «инициативная», «самостоятельная» «осуществляемая на свой риск в рамках закона», «направленная на получение прибыли»;
3) сократить область знания до конкретной проблемы: в нашем случае вид хозяйственной деятельности человека;
4) актуализировать информацию по каждому из вариантов ответа, выбрать и записать правильный: искомый ответ - 1) предпринимательство.
Осталось проверить правильность выбранного ответа, проанализировав ещё раз все иные варианты.
Задания на выявление (распознание) признаков понятия
Технология их выполнения весьма проста: выявить содержание обозначенного в условии понятия (определение понятия), соотнести выявленные признаки понятия с предложенными вариантами ответа.
Что является признаком любого государства?
- взимание налогов и сборов
- демократический режим
- разделение властей
- федеративное устройство
Из условия задания очевидно, что необходимо установить родовой признак государства, т.е. признак, свойственный государству любой формы в любой исторический период. Проанализировав предложенные варианты ответа, мы установим, что таковым является вариант 1) - взимание налогов и сборов происходит в любом государстве прошлого и настоящего в отличие от разделения властей, демократии и федеративного устройства.
Необходимо очень внимательно читать условие задания, чтобы избежать ситуации, когда ученик выполняет не поставленное задание, а то, которое он сформулировал себе сам, невнимательно или фрагментарно уяснив условие. Мы привели задание, в котором многие выпускники совершают именно такую ошибку - упускают при чтении слово «любое», которое является ключевым.
Задания на выявление проявлений понятия
Выполнение подобных заданий предполагает несколько логических действий: выявление содержания обозначенного в условии понятия (определение понятия), соотнесение признаков понятия с предложенными проявлениями.
Что из перечисленного относится к факторам производства?
- прибыль
- труд
- налоги
- зарплата
Выполнение задания целесообразно начать с определения понятия «факторы производства»: факторы производства - ресурсы, используемые людьми для создания экономических благ. Остаётся соотнести с выявленным нами содержанием понятия предложенные в качестве вариантов ответа конкретные проявления. Только одно из них - 2) - относится к факторам производства.
Задания на определение структуры понятия
Основой выполнения подобного задания является определение понятия, с которым соотносятся предложенные в качестве вариантов ответа элементы.
Понятие «общество» включает в себя
- природную среду обитания человека
- формы объединения людей
- все сообщества живых организмов
- окружающий человека мир
Определим понятие: общество - обособившаяся от природы часть материального мира, не потерявшая связь с ней. Соотнесём предложенные варианты ответа с этим определением - это позволит исключить как неверные варианты 1) и 4). Вариант «все сообщества живых организмов» включает природную составляющую, а не только объединения людей, поэтому данный вариант неверен. Правильный ответ - 2).
Задания на сравнение
Эти задания несколько сложнее рассмотренных выше разновидностей, поскольку предполагают оперирование не одним, а несколькими понятиями.
Правовые нормы, в отличие от других видов социальных норм,
- поддерживаются силой государства
- регулируют поведение людей
- опираются на силу общественного мнения
- содержат образцы поведения
Существуют многообразные иерархические связи понятий. Род - это мыслимое множество предметов (обозначаемых соответствующими понятиями), в которое входит и рассматриваемый нами класс объектов. Вид - это подразделение понятий внутри рода. Видовые признаки отличают один класс объектов от другого внутри рода.
В нашем задании требуется среди родовых черт сложных социальных норм отыскать видовую характеристику правовой нормы (это и будет требуемая черта отличия). «Регулируют поведение людей», «содержат образцы поведения», а также в определённой мере и «опираются на силу общественного мнения» - всё это родовые признаки, а вот «поддерживаются силой государства» - видовой признак правовых норм. Данное задание можно выполнить иначе, вспомнив базовые определения понятий. Проанализировав предлагаемые варианты ответа, вспомним, что правовые нормы устанавливаются государством и опираются на его силу, т.е. ответ 1) отличает правовые нормы от других видов социальных норм.
Задания-задачи
Рассмотрим задание:
Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Виолетта?
- начальное общее
- основное общее
- среднее общее
- среднее профессиональное
Процесс решения таких задач сводится к соотнесению предложенных вариантов ответа с преобразованными данными условия. Для решения мы используем следующий алгоритм:
1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника. (Последнее, естественно, возможно только в условиях подготовки к экзамену.)
2. Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с её условием:
- определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;
- подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).
3. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться:
- выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;
- сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой и надо вспомнить;
- соотнесите эту информацию с данными условия задачи.
4. Проанализируйте предлагаемые варианты ответа с преобразованным условием.
5. Убедитесь в правильности полученного Вами ответа: нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению.
Следование приведённому алгоритму позволяет выделить существенную для правильного выполнения задания информацию: Виолетта учится в 10 классе гимназии, то есть в образовательной организации среднего общего образования, следовательно, правильный ответ 3).
Задания на установление истинности двух суждений
Содержание, структура и проявления понятий, а также их связи фиксируются в форме суждений. Поэтому задания на анализ истинности суждений используются в экзаменационной работе.
Верны ли следующие суждения о политических партиях? А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти. Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определённых социальных сил.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Выполнение подобного задания начнём с вычленения и определения основного понятия. В нашем случае - это «политические партии». Вспомним, что политическая партия - это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоев и стремящаяся к достижению определённых политических целей (завоевание государственной власти или участие в её осуществлении). Теперь проанализируем каждое из суждений, соотнося его содержание с определением основного понятия. Оба суждения верны. Правильный ответ 3).
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Как составлять простой план
1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).
2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5. Запишите план.
План должен полностью охватывать все содержание текста
В заголовках (пунктах плана) не должны повторятся сходные формулировки.
Как составлять сложный план
1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавьте (подпункты плана).
4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Как анализировать текст
1. Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст.
2. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки содержатся в тексте.
3. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом определите, с какой содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»).
4. Дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» — и определите его основную идею.
5. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.
6. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задания полностью. Отвечайте точно на поставленный вопрос.
7. Обратите внимание, на что именно предлагается опереться при выполнении задания (это часто оговаривается в условии): текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.
8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.
9. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.