работа в детском саду.
в данном разделе материалы, используемые для работы с дошкольным возрастом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие на основе народного празднования встречи весны | 13.44 КБ |
консультация для родителей | 19.62 КБ |
программа доп образование "оркестр" | 401.14 КБ |
сценарий новогоднего праздника для детей 3-4 года | 16.02 КБ |
программа ДОУ | 106.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Вторая встреча весны (22 марта)
Цель: дать представление о праздновании встречи Весны, познакомить с песенками – закличками, обрядами, загадками.
Демонстрационный материал:
Декорация весеннего леса
Изображения солнца
Изображения птиц
Обрядовое печенье – жаворонки
Костюм лесовичка.
Ход познавательного занятия
Занятие проходит в форме спектакля.
Педагог:
Долго тянутся холода, так хочется, что бы поскорее весна к нам пришла. Ребята, вы хотите встретиться с Весной? Где нам искать ее?
Видите, в дали лес виднеется. Может там нам Весну поискать? Давайте пойдем и там ее покликаем! Только как мы ее узнаем?
(дети называют приметы весны)
Давайте для Весны споем песню-закличку.
(исполняют Весна-красна, или любую по выбору руководителя)
Педагог:
Зовем мы, зовем Весну, а она что-то не торопиться! Видно, где-то задержалась! А так хочется тепла, и птички что бы пели! (дети дополняют, что еще бывает весной)
Лесовичок (выходит к детям с кузовком и с палкой):
Здравствуйте, ребятушки! Зачем это вы в лес пожаловали? (ответы детей)
Я вам помогу! Надо сперва солнышко позвать! Оно лучами землю обогреет, снег растопит 0 Весна быстрее придет!
Дети поют:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покажись,
Красное, нарядись!
Дай нам светичка, теплого летичка!
Рано-рано вставай, своих деток согревай!
Педагог:
-А вот и первые солнечные лучи….
Лесовичок:
-Помогайте, ребята!
(дети поют еще раз)
Педагог:
-кажется, стало теплее, прегревает солнышко!
Лесовичок:
-Скоро птицы прилетят. Давайте покличим их, что бы летели, да на крыльях весну принесли.
Жаворонки, прилетите!
Холодную зиму унесите!
Теплую весну принесите!
(дети повторяют, потом припевают вместе с педагогом).
Давайте поищем, нет ли на деревьях птиц!
Включается аудиозапись «голоса птиц».
Лесовичок:
- Весна, весна, красная, пришла весна ясная!
Птицы громко поют, долго спать не дают!
Весеннее солнце глянуло в оконце!
Избу осветило, всех развеселило!
Педагог;
- Ребята, погуляйте по лесу, послушайте, как птицы поют!
(игра «Филин и пташки»)
Лесовичок уходит и возвращается с корзиной печенья.
- Нашли ли вы Весну? А я вас угощу печеньем, да не обычным! Жаворонки оно называется! В старину, как придет весна, запоют птицы, детям пекли вот таких жаворонков. А они подбрасывали их высоко к небу, да просили, что бы птицы пели и весна теплой была!
Лесовичок прощается уходит.
Дети идут на прогулку, подбрасывают печенье, ловят, кликают птиц.
Предварительный просмотр:
НРМ БОДУ Детский сад «Морошка»
Консультация для родителей
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Полянских А.А.
Экскурс в историю.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Ещё древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.
Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.
Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.
Ученые Института педиатрии РАМН решили найти научное обоснование метода музыкотерапии. А самыми первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, стали новорожденные отделения недоношенных.
Что показали исследования.
У детей, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность ферментов клетки снижена. После того, как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов клетки у них повышалась. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И всюду видели классическую реакцию адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше.
А может, дети так реагируют на любой звуковой раздражитель - тиканье будильника, разговор? Может быть, гармония и мелодия тут ни при чем? Исследователи включали младенцам метроном, который отбивал медленный ритм в темпе спокойной музыки. Внешне новорожденные вели себя неплохо: успокаивались, засыпали. Но цитохимический анализ бесстрастно отмечал: на фоне работающего метронома в клетках идет угнетение ферментов. Это, между прочим, доказательство того, что рок-музыка с ярко выраженным пульсирующим ритмом вредна маленьким детям.
Какую музыку должны слушать дети?
Детям возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе - "адажио", "анданте". Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Поскольку в начале своих исследований наши врачи опирались на опыт немцев в этой области - в Германии было больше всего литературы по этому вопросу, в их программах преобладала немецкая и венская классика: Моцарт, Шуберт, Гайдн... Потом добавились Вивальди, Чайковский...
Мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А живое пение - сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. И не важно, на каком языке поют, дети прекрасно слушают, например, колыбельную Брамса или Рождественские песнопения на немецком языке.
Сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся малышей. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот и можно это сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки. Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.
Научим деток мастерству,
Искусству и всему тому,
Что знаем и умеем сами.
Научим Музыку любить,
Ценить, лелеять, дорожить!
А Музыка вас в свою очередь научит,
Быть добрыми и сильными людьми.
Преодолеть все трудности поможет
На вашем длинном жизненном пути.
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………………………..3 1.1 Концепция программы………………………………………................3
1.2 Новизна и оригинальность…………………………………………….4
1.3 Актуальность………………………………………………………….4
1.4 Цели программы……………………………………………...............5
1.5 Задачи программы….…………………………………………………5
1.6 Срок освоения программы……………………………………..........6
- Учебный план (объём, содержание)…………………………………………7
- Календарный учебный график………………………………………………8
- Рабочая программа…………………………………………………………..9 4.1 Планируемые результаты……………………………………………...10
4.2 Тематическое содержание программы………………………….10
4.3 Календарно-тематическое планирование…………………………12
- Оценочный материал……………………………………………………..20
- Методические материалы…………………………………………………21
- Заключение………………………………………………………………..23
- Список литературы…………………………………………………………24
ПАСПОРТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Название дополнительной общеразвивающей программы | Дополнительная общеразвивающая программа «Музыкальный оркестр Карл Орф» |
Направление образовательной деятельности по ДОПр | Художественное направление |
Реквизиты локального акта об утверждении ДОПр | |
Цель ДОПр | Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах. |
Задачи ДОПр | Основной задачей при обучении детей игре на музыкальных инструментах считается создание положительного эмоционального климата в кружке, что, в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал. |
Возраст детей, подлежащих обучению по ДОПр | Дети 6-7 лет |
Сроки реализации ДОПр | Учебный период (сентябрь – май) |
Форма образовательной деятельности по ДОПр | Подгрупповые занятия (по 15 человек) |
Общее количество часов образовательной нагрузки – количество занятий с детьми (по возрастам), час. | 72 занятия за учебный период (36 часов) |
Продолжительность занятий по ДОПр, мин. | 6-7 лет – 30 минут. |
Наличие условий для реализации ДОПр | Музыкальный зал |
- кадровые условия | Педагог дополнительного образования Полянских А.А. |
- развивающая предметно – пространственная среда – специально оборудованное помещение (учебная зона в помещении) | Развивающая предметно – пространственная среда музыкального зала оборудована в соответствии с требованиями. В зале имеются: музыкальные инструменты, фортепиано, столы, стулья, интерактивная доска. Для организации деятельности имеется наглядный и дидактический материал, соответствующие принципам дидактики и санитарно – гигиеническим нормам. |
- учебно – методический комплект | Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки Система обучения Карла Орфа Родничок -2001 год. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа, хрестоматия музыкального и методического материала. |
- Пояснительная записка
Музыкальное воспитание –
это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание человека.
В.А.Сухомлинский
1.1 Концепция программы
Одна из самых актуальных и "больших" проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности. Среди специалистов есть педагоги, хорошо разбирающиеся в музыкальном воспитании дошкольников; это с одной стороны, с другой – есть специалисты и по музыкальному воспитанию детей в школе. Школьные учителя утверждают: "Трудно работать с первоклассниками, так как они не могут назвать подчас ни одного композитора, не знают песен, которые разучивали в детском саду". Воспитатели в свою очередь считают: "У нас дети учились петь, танцевать, а
- школе – только один урок музыки". К сожалению, приходится констатировать: правы и те, и другие. Редкое совпадение, когда ребенок, получив полноценное музыкальное образование в детском саду, попадает в не менее благоприятную музыкальную среду школы. Необходима преемственность работы детского сада и школы по музыкальному воспитанию с использованием музыкальных инструментов.
- ХХ веке вопрос использования музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно поднимался в работах известных педагогов – музыкантов (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Н.М. Гольденберг, В.Я. Ковалив, В.Н. Кунцевич, И.Г. Лаптев, К. Орф, Е.Р. Ремизовская, Т.Э. Тютюнникова, П. Хауве, Б.Л. Яворский и др.). В особенности плодотворным в музыкальном развитии детей признано использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах (система детского музыкального воспитания К. Орфа). Однако, несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских элементарных музыкальных инструментов до сих пор остается в стадии становления. Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствием системного подхода в организации оркестров детских элементарных инструментов, соответствующей программы, необходимого инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методического материала и готовности педагога к работе в данной области.
3
1.2 Новизна программы
Новизной программы является то, что знакомство с музыкальными инструментами на занятиях начинается уже в группах раннего возраста, поэтому программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками и умением игры на шумовых ударных инструментах. Программа рассчитана на 1 год, для детей, старшего дошкольного возраста.
- совместную педагогическую работу включаются родители, они союзники и партнеры, предоставлен материал по организации мастерской «Маленький оркестр Карл Орф», где родители вместе с детьми принимают участие в изготовлении шумовых инструментов.
1.3 Актуальность программы
Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни.
Речь идёт о новых тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личность будущего музыканта и слушателя.
- детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
- основу программы легли методологические положения изложенные в программах: «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой, «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, созданная по системе музыкальной педагогики К. Орфа. Эти программы дают наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и проявление музыкальных и творческих возможностей детей.
Программа содержит ряд приложений: методическое обеспечение программы; диагностический инструментарий; план-конспект мероприятий реализованных в рамках программы; перспективный план.
4
1.4 Цели программы
Цель программы - развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах оказывает благотворное влияние на развитие умственной, социальной, эмоциональной сфер личности ребёнка. Даёт ребёнку новые знания об окружающем мире, позволяет ребёнку в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, создает условия для творчества, эстетических переживаний.
1.5 Задачи программы
Основной задачей при обучении детей игре на музыкальных инструментах считается создание положительного эмоционального климата в кружке, что, в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал.
- течение учебного года также решаются следующие задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с приёмами игры на детских музыкальных инструментах; - учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений, а также в игре на различных детских музыкальных инструментах; - закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля; - поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах;
- поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.
- расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами;
Развивающие:
- способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость; - развивать память и умение сконцентрировать внимание; - развивать мышление, аналитические способности; - развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук;
- способствовать координации музыкального мышления и двигательных функций организма; - развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Воспитательные:
- активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
- воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
- воспитание творческой инициативы;
- воспитание сознательных отношений между детьми.
1.6 Срок освоения программы
Программа разработана на 1 год.
Участники: дети в возрасте 6-7 лет, посещающие дошкольное учреждение.
Программа реализуется в ходе совместной образовательной деятельности два раза в неделю (в группах по 15 детей) продолжительность 30 минут.
6
- Учебный план (объём и содержание)
1 год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Теория | Практика | Всего | Формы аттестации/ контроля | |
п/п | ||||||
1 | Пальчиковые игры | 1 | 11 | 12 | Показательные выступления, участие в конкурсах | |
2 | Звучащие жесты | 1 | 11 | 12 | Показательные выступления, участие в конкурсах | |
3 | Речевое музицирование | 2 | 10 | 12 | Показательные выступления, участие в конкурсах | |
4 | Музыкально – дидактические | 2 | 4 | 6 | Показательные выступления, участие в конкурсах | |
Игры | ||||||
5 | Моделирование элементов | 6 | 6 | 12 | Показательные выступления, участие в конкурсах | |
музыкального языка | ||||||
6 | Игра в оркестре, ансамбле | 1 | 8 | 9 | Показательные выступления, участие в конкурсах | |
7 | Импровизация | 0 | 9 | 9 | ||
Показательные выступления, участие в конкурсах | ||||||
ИТОГО: | 13 | 59 | 72 | |||
7
3. Календарный учебный график
IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII
Начало учебного
года
Продолжительность
9 месяцев
(сентябрь-май)
Каникулы 3 месяца
(июнь, июль,
август)
Сроки проведения
первичного
мониторинга
(диагностики)
сентябрь – октябрь
Сроки проведения
итогового
мониторинга
(диагностики) май
Календарный учебный график
№п/п | дата | Время проведения занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения |
1 | 01.09.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Знакомство с музыкальными инструментами. Игра «найди свой инструмент» | Муз. зал |
03.09.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Знакомство с музыкальными инструментами. Игра «найди свой инструмент» | Муз. зал | |
08.09.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Сказка «теремок» на музыкальных инструментах | Муз. зал | |
10.09.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Сказка «теремок» на музыкальных инструментах | Муз. зал | |
15.09.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Основа музыкального произведения – пульс. | Муз. зал | |
17.09.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Основа музыкального произведения – пульс. | Муз. зал | |
22.09.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Основа музыкального произведения – пульс. | Муз. зал | |
24.09.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Основа музыкального произведения – пульс. | Муз. зал | |
29.09.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Основа музыкального произведения – пульс. | Муз. зал | |
01.10.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | В гости к шумовым инструментам. | Муз. зал | |
06.10.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Деревянная группа шумового оркестра. | Муз. зал | |
08.10.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Деревянная группа шумового оркестра. | Муз. зал | |
13.10.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Деревянная группа шумового оркестра. | Муз. зал | |
15.10.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Деревянная группа шумового оркестра. | Муз. зал | |
20.10.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Группа металлических шумовых инструментов. | Муз. зал | |
22.10.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Группа металлических шумовых инструментов. | Муз. зал | |
27.10.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Группа металлических шумовых инструментов. | Муз. зал | |
29.10.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Группа металлических шумовых инструментов. | Муз. зал | |
03.11.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Сильная и слабая доли в музыкальном произведении | Муз. зал | |
05.11.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Сильная и слабая доли в музыкальном произведении. Нахождение, простукивание. | Муз. зал | |
10.11.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Сильная и слабая доли в музыкальном произведении. Нахождение, простукивание. | Муз. зал | |
12.11.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Соединение сильной и слабой долей с пульсом. Оркестровка, исполнение. | Муз. зал | |
17.11.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Соединение сильной и слабой долей с пульсом. Оркестровка, исполнение. | Муз. зал | |
19.11.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Соединение сильной и слабой долей с пульсом. Оркестровка, исполнение. | Муз. зал | |
24.11.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Соединение сильной и слабой долей с пульсом. Оркестровка, исполнение. | Муз. зал | |
26.11.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Акцент – яркая звезда. | Муз. зал | |
01.12.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Акцент – украшение произведения | Муз. зал | |
03.12.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Находим и играем акцент вместе | Муз. зал | |
08.12.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Находим и играем акцент вместе | Муз. зал | |
10.12.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Ритмический рисунок. Римоформула мелодии | Муз. зал | |
15.12.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Ритмический рисунок. Римоформула мелодии | Муз. зал | |
17.12.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Ритмический рисунок. Римоформула мелодии | Муз. зал | |
22.12.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Инструментовка музыкального произведения для шумового оркестра. | Муз. зал | |
24.12.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Разучивание партий. | Муз. зал | |
29.12.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Исполнение выбранного произведения, обсуждение полученного результата. | Муз. зал | |
31.12.20 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Исполнение выбранного произведения, обсуждение полученного результата. | Муз. зал | |
12.01.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Мелодическая группа ударных инструментов. | Муз. зал | |
14.01.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Ксилофоны, металлофоны. Способы игры на музыкальных инструментах. | Муз. зал | |
19.01.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Ксилофон, металлофон и палочки. Играем правильно! | Муз. зал | |
21.01.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Ксилофон металлофон и палочки. Играем правильно! | Муз. зал | |
26.01.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Ксилофон металлофон и палочки. Играем правильно! | Муз. зал | |
28.01.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Ксилофон металлофон и палочки. Играем правильно! | Муз. зал | |
02.02.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Детская гармонь. Звучание, тембр. | Муз. зал | |
04.02.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Детская гармонь. Способы звукоизвлечения. | Муз. зал | |
09.02.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Оркестровка, добавление металлофона, ксилофона и гармони в музыкальное произведение. | Муз. зал | |
11.02.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Запись и разучивание партий. | Муз. зал | |
16.02.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Запись и разучивание партий. | Муз. зал | |
18.02.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Исполнение музыкального произведения, обсуждение. | Муз. зал | |
25.02.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Оркестровые колокола. Тембр. Способы игры | Муз. зал | |
02.03.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Диатонические колокольчики. Тембр. Способы игры. | Муз. зал | |
04.03.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Цимбалы. История инструмента. Способы звукоизвлечения. | Муз. зал | |
09.03.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Цимбалы, диатонические колокольчики и оркестровые колокола в инструментовке. | Муз. зал | |
11.03.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Коллективное музицирование. | Муз. зал | |
16.03.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Мелодические и шумовые инструменты играют вместе. | Муз. зал | |
18.03.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Мелодические и шумовые инструменты играют вместе. | Муз. зал | |
23.03.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Мелодические и шумовые инструменты играют вместе. | Муз. зал | |
25.03.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Мелодические и шумовые инструменты играют вместе. | Муз. зал | |
30.03.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Мелодические и шумовые инструменты играют вместе. | Муз. зал | |
01.04.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Дирижер – оркестр. Язык жестов. | Муз. зал | |
06.04.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Эхо в музыкальном оркестре. | Муз. зал | |
08.04.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Эхо в музыкальном оркестре. | Муз. зал | |
13.04.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Чередование музыкальных инструментов, исполняющих мелодию. Смена окраски, характера звучания. | Муз. зал | |
15.04.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Исполнение мелодии на разных инструментах, анализ, характеристики звучания. | Муз. зал | |
20.04.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Подголосок и его роль в звучании оркестра. | Муз. зал | |
22.04.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Соединение мелодии и подголоска. | Муз. зал | |
27.04.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Соединение мелодии и подголоска. | Муз. зал | |
29.04.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Соединение мелодии и подголоска. | Муз. зал | |
04.05.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Оркестровка любимых потешек, попевок. Запись и разбор партий. | Муз. зал | |
06.05.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Оркестровка любимых потешек, попевок. Запись и разбор партий. | Муз. зал | |
11.05.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Оркестровка любимых потешек, попевок. Запись и разбор партий. | Муз. зал | |
13.05.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Оркестровка любимых потешек, попевок. Запись и разбор партий. | Муз. зал | |
18.05.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Оркестровка любимых потешек, попевок. Запись и разбор партий. | Муз. зал | |
20.05.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Итоговое выступление (концерт). | Муз. зал | |
25.05.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Обсуждение выступления, работа над ошибками. | Муз. зал | |
27.05.21 | 15.00-15.30 15.40-16.00 | 2 | Обсуждение выступления, работа над ошибками. | Муз. зал |
Расписание непосредственно образовательной деятельности
дополнительного образования «Музыкальный оркестр Карл Орф»
на 2020 – 2021 учебный год
Дни недели | Подготовительная группа 6 - 7 лет | |
ВТОРНИК | 1 подгруппа - 15.00-15.30 2 подгруппа - 15.40-16.10 | |
ЧЕТВЕРГ | 1 подгруппа - 15.00-15.30 2 подгруппа - 15.40-16.10 |
- Рабочая программа
Путем ежедневного наблюдения, производится отбор детей, имеющих склонности и способности к музыкальному образованию. Обучение начинается с большим количеством детей. Избранная методика позволяет выявить с самого раннего возраста у детей “первичные” данные, т. е. музыкальный слух, память и ритм, которые, безусловно, необходимы. А позднее приступать к обучению игре на музыкальных инструментах.
Первый год обучения – подготовительная группа
Цели и задачи года:
- формирование устойчивого ощущения равномерной метроритмической пульсации, ощущения музыки как процесса, в частности: артикуляционно-телесные и двигательные ощущения элементарных ритмических рисунков, отделение ритма от слова, игра простейших остинатных фигур («звучащие жесты»), как аккомпанементов к музыке, звукоподражания на инструментах;
- воспитание устойчивых навыков игры базовой партитуры в двухдольном и трёхдольном размере;
- свободные импровизации на инструментах, как звукоподражания явлениям природы; импровизация движения, как спонтанного отклика на звучащую музыку; структурно оформленные сольные импровизации на шумовых инструментах, на фоне звучащей музыки.
4.1 Планируемые результаты
- результате совместной образовательной деятельности у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию, как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.
Используемые формы и методы работы будут способствовать:
- формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее;
- развитию общих и музыкальных способностей.
- развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;
- воспитанию у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
- процессе совместной образовательной деятельности дошкольники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения;
- овладеть приемами игры на различных музыкальных инструментах;
- овладеть навыками ансамблевого исполнения
- понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения.
Система отслеживания и оценивания результатов
Открытые мероприятия для детей других групп и родителей в течение года, выступление на утренниках и развлечениях, на отчётном концерте, на городских конкурсах и фестивалях.
На каждой совместной образовательной деятельности используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа:
- ритмические упражнения,
- игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки),
- игра в ансамбле,
- творческие упражнения,
- импровизации.
Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.
Проведение каждой совместной образовательной деятельности требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время совместной образовательной деятельности к достижению поставленной цели.
4.2 Тематическое содержание программы
Первый год обучения - подготовительная группа | |
Наименование тем | Наименование разделов |
Пальчиковые игры | Ритмические игры. |
Пальчиково – речевой театр. | |
Звучащие жесты | Ритмические формы сопровождения к стихам |
и песням (хлопки, шлепки по коленям, | |
притопы, щелчки) | |
Самоаккомпанемент. | |
Речевое музицирование | Ритмическая декламация стихов, потешек, |
прозаического текста. | |
Вокализация ритма. | |
Музыкально – | Игры с игрушками, с картинками, с |
дидактические игры | предметами. |
Моделирование элементов | Моделирование: |
музыкального языка | темпа, метра, размера, ритма, динамики, |
музыкальной формы, звуковысотное. | |
Игра в оркестре, ансамбле | Игра с применением элементов музыкального |
языка. | |
Совместная игра на одинаковых и на разных | |
музыкальных инструментах. | |
Импровизация | Овладение разными видами импровизации: вокальными; танцевальными; инструментальными; синтетическими. |
4.3 Календарно-тематическое планирование
Месяц | Вид деятельности | Репертуар |
Сентябрь | Пальчиковые игры | Р.н.п. «Большой палец», |
М. Бородинцкая | ||
«Щиталочка», | ||
В. Орлов «Я считаю» | ||
Звучащие жесты | муз. К. Ковалина | |
«Туки – туки» | ||
Речевое музицирование | «Маляр» | |
Музыкально – ритмические | Ходьба с остановками | |
игры и упражнения | Бег с остановками | |
Моделирование элементов | Речевое и двигательное | |
музыкального языка | моделирование темпа | |
Игра в оркестре, ансамбле | Д. Шостаковича | |
Импровизация | «Вальс – шутка» | |
октябрь | Пальчиковые игры | Е. Чеповецкий |
«Строим дом», | ||
«В тихой речке», | ||
М. Пинская | ||
«Домик» | ||
Звучащие жесты | Е. Поплянова | |
«Слово на ладошках» | ||
Речевое музицирование | Р.н.п. «Едет мышка на ежах» | |
Музыкально – ритмические | Графическое моделирование | |
игры и упражнения | Темпа | |
Моделирование элементов | Ю. Мырцивой «Осенний | |
музыкального языка | оркестр» | |
Игра в оркестре, ансамбле | М. Глинка «Полька», | |
Импровизация | И. Гайдна | |
«Детская симфония» | ||
ноябрь | Пальчиковые игры | М. Пинская |
«Хоровод», | ||
С. Михалков «Облака». | ||
Звучащие жесты | С. Перкио | |
«Хлопай – топай» | ||
Речевое музицирование | Р.н.п. «Котенька – коток» | |
Музыкально – ритмические | «Барабанщики» | |
игры и упражнения | ||
Моделирование элементов | Двигательное метрирование | |
музыкального языка | ||
Игра в оркестре, ансамбле | Ж. Рамо «Тамбурин» | |
Импровизация | ||
декабрь | Пальчиковые игры | Р.н.п. «Оса», |
«Бабушка», «Братья», | ||
И. Евдокимова | ||
«Вышли пальцы танцевать». | ||
Звучащие жесты | С. Сломивица | |
Игра «Эхо» | ||
Речевое музицирование | «Сенокос» «Волк» | |
Музыкально – ритмические | Игра «Сыграй-ка» | |
игры и упражнения | ||
Моделирование элементов | Графическое метрирование. | |
музыкального языка | Тактирование. | |
Игра в оркестре, ансамбле | Е. Марченко «Марш», | |
Импровизация | Э. Григ «Норвежский танец». | |
январь | Пальчиковые игры | В. Орлов «Раз, два, три, ну-ка |
повтори» «Три пингвина», | ||
Г. Лагздынь «Сапаги». | ||
Звучащие жесты | «Прыг, скок по ладошке» | |
Речевое музицирование | «Фома и Тимошка» |
Музыкально – дидактические | Кто скорей? | |
игры | ||
Игра в оркестре, ансамбле. | И. Штраус «Полька», | |
Импровизация. | «Трик – трак», | |
В. Моцарт | ||
«Турецкое рондо» | ||
февраль | Пальчиковые игры | Р.н.п. «Тики – так», |
«Хозяюшка», | ||
«Пароход». | ||
Звучащие жесты | «Всяк играет и поёт» | |
Речевое музицирование | «Лиса по лесу ходила» | |
Музыкально – ритмические | «Сложи словечко» | |
игры и упражнения | ||
Моделирование элементов | Моделирование ритма | |
музыкального языка | (Длинные и короткие звуки) | |
Игра в оркестре, ансамбле. | Чешская полька | |
Импровизация. | «Аннушка» | |
март | Пальчиковые игры | «Моя семья», |
«Галава рамана» (болгарские | ||
игры) | ||
Звучащие жесты | Е. Попляновой | |
«Колючие слова» | ||
Речевое музицирование | И.Михайлова | |
«На стене часы висели» | ||
Музыкально – дидактические | Игра «лото» | |
игры | ||
Моделирование элементов | Звуковысотное моделирование | |
музыкального языка | (речевое, графическое, | |
пространственное) | ||
Игра в оркестре, ансамбле. | С. Рахманинова |
Импровизация. | «Итальянская полька» | |
апрель | Пальчиковые игры | И. Токманова «Пчёлки», |
«Червячки», «Десять птичек – | ||
стайка!, | ||
Г. Лагздынь «Семечко». | ||
Звучащие жесты | М.Андреевой | |
«Молоточки» | ||
Речевое музицирование | «Стало теплее» | |
«Апрель» | ||
Моделирование элементов | Динамическое моделирование | |
музыкального языка | (речевое, двигательное, | |
пространственное) | ||
Музыкально – дидактические | Г. Левкодимова «Веселые | |
игры | инструменты» | |
Игра в оркестре, ансамбле | Р.н.п. «Ансамбль ложкарей» | |
Импровизация | обр. С. Туманян, | |
Э. Грига | ||
«Танец Анитры» | ||
Май | Пальчиковые игры | И. Токманова |
«Качаем лодочку», | ||
«Сонный слон» | ||
Р. Сеф «Птенцы» | ||
Звучащие жесты | Песенка – зарядка | |
Ю. Мориц | ||
«В огороде поспевают», | ||
«Маленький народ». | ||
Речевое музицирование | «Едем на тележке» | |
Музыкально – дидактические | «Дирижёр» | |
игры | «Бубенчики» | |
Моделирование элементов | Моделирование музыкальной | |
музыкального языка | формы. | |
Игра в оркестре, ансамбле. | А. Дворжак «Юмореска» | |
Импровизация | ||
19
- Оценочный материал
Диагностирование осуществляется в процессе обязательных музыкальных совместных образовательных деятельностях в дошкольном учреждении, во время которых музыкальный руководитель с помощью воспитателя фиксирует уровень двигательных и певческих навыков детей, их интерес к слушанию музыки, чувства ритма. Поэтому специальных мероприятий диагностирования в кружке дополнительного образования
проводить не нужно. В рамках своей программы дополнительного образования выделены следующие параметры диагностирования детей.
Педагогу важно быть доброжелательным в общении с дошкольником, помогать ему, ориентироваться в заданиях посредством простых и понятных вопросов. Выслушивать ребенка педагог должен до конца, не перебивая и не поправляя его ответы. В ходе диагностики необходимо широко использовать наглядный материал. Действия педагога в процессе диагностики должны осуществляться четко по соответствующему алгоритму.
Цель: Развивать музыкальные и творческие способности детей (с учетом возможности каждого) посредством обучения игры на музыкальных инструментах.
Используемые методы диагностики:
- Диагностические параметры;
- Беседа с детьми;
- Анкетирование родителей;
- Беседа с воспитателями.
- Параметры диагностирования детей
Подготовительная группа: (в кружке дополнительного образования)
- знает и называет инструменты симфонического и народного оркестров;
- самостоятельно выбирает музыкальные инструменты для оркестровки песни;
- владеет навыками игры на всех инструментах;
- точно передаёт ритмический рисунок;
- проявляет желание музицировать.
- Беседа с детьми.
Проводится с целью выявить степень заинтересованности детей заниматься музыкальной деятельностью и в желании играть на музыкальных инструментах.
- Анкетирование родителей.
Проводится с целью выявить степень заинтересованности родителей в музыкальном развитии детей, и отношение их к желанию детей заниматься музыкальной деятельностью, играть на музыкальных инструментах.
- Беседа с воспитателями.
Проводится с целью выявить степень заинтересованности воспитателей в музыкальном развитии детей.
- Методические материалы
Создание в детском саду оркестра – дело непростое, ведь для этого должны быть определённые условия – наличие инструментов, фонотека, наглядные средства и пособия. Основу нашего детского оркестра составили детские шумовые инструменты, какие как бубны, погремушки, маракасы, колокольчики, дудочки, трещотки, музыкальные коробочки. Кроме этого в состав оркестра можно включить звуковысотные инструменты – металлофоны, детский баян, аккордеон.
Подбирается фонотека с записью лучших образцов классической, народной и современной детской музыки, на основе которой подбирался репертуар оркестра. Кроме этого, ребята знакомятся с инструментами симфонического оркестра в видеозаписи, в форме презентаций, материалы для которых черпаются из интернета. Подобрана литература по темам, дидактические игры, наглядные пособия, что позволило проводить занятия кружка на достаточно высоком уровне.
На первых занятиях воспитанники закрепляют навыки игры на инструментах, не имеющим звукоряда, таких, как бубны, маракасы, треугольники, ложки. Основная задача на этом этапе – научить детей передавать простые ритмические рисунки небольших песенок, попевок. Ребята сначала проговаривают текст, затем прохлопывают ритмические рисунки и лишь, затем воспроизводят их на музыкальных инструментах. Для осознания соотношений длительности звуков мелодии применяется моделирование с помощью широких и узких полосок, которые дети выкладывают на фланелеграфе. С этой же целью используются дидактические игры. Чтобы закрепить появляющееся у детей чувство ритма, музыкальные инструменты используются в повседневной жизни детского сада. В каждой группе имеется музыкальный уголок с необходимым набором детских музыкальных инструментов, музыкальных игрушек.
Следующий этап – обучение детей игре на музыкальных инструментах, имеющие звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Сначала ребята учились правильно держать музыкальный молоточек, с помощью которого извлекаются звуки. Это не простая задача и не все ребята сразу с ней справлялись, поэтому обучение игре на этом инструменте проводили индивидуально. После того, как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, и освоили приёмы игры на металлофоне, происходит переход к разучиванию попевок, построенных на двух соседних звуках.
Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, применяются такие приёмы, как выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры. Ребятам, которые довольно быстро и легко осваивали приёмы игры на металлофоне, поручается исполнение ведущих партий во время игры в оркестре.
После того, как ребята в основном освоили приёмы игры на шумовых
- звуковысотных инструментах, начинается работа над музыкальным произведением. Ребята слушают музыкальное произведение в исполнении музыкального руководителя и оркестра (для сравнения). Затем ребята предлагают инструменты, для которых можно оркестровать данное произведение. Совместно решаются, кому и на каких инструментах играть. Чтобы у ребят не было обид, им разрешается поиграть на любом выбранном инструменте. После того, как все «наиграются», ребята сами предлагают, кого выбрать для игры на самых «ответственных» инструментах. Все партии разучиваются индивидуально и только затем, происходит объединение всех
музыкантов в оркестр. Во время игры большое значение имеет слаженная и совместная игра. Чтобы играть слаженно и согласованно, слышать не только свою игру, но и игру всех своих товарищей, требуется не одна репетиция.
Венцом всех занятий является выступление оркестра на концерте, которое всегда ждут с большим нетерпением, ведь игра маленьких музыкантов – украшение любого праздника. Именно на таких выступлениях
ребята учатся быть ответственными, дисциплинированными, внимательными. А если зрители – не только ребята, но ещё и любимые родители, то и радость от успеха чувствуется вдвойне.
22
- Заключение
Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно
- понятно: в нем нужно искать истоки наших исторических корней, характеров, взаимоотношений. Пожалуй, ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. Поэтому необходимо обращать внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении.
Игра на музыкальных инструментах – неотъемлемое занятие наших предков, одно из средств общения. Издавна замечено, что игра на музыкальных инструментах способствует всестороннему развитию личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение. Современные дошкольные учреждения опираются на вековой опыт применения в воспитании детей озвученных игрушек, распространенных в народе и игру на народных музыкальных инструментах.
Современные дети, безусловно, отличаются от детей прошлого ХХ века. Информационное пространство, в котором они находятся, значительно расширяет их кругозор, развивает познавательный интерес.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской
исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное
средство развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
23
- Список литературы
- Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в современном мире.- М., 1973
- Барсова И. Книга об оркестре.- М.: Музыка, 1969
- Бублей С. Детский оркестр.- Л.: Музыка, 1985
- Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах.-М.: Советский композитор, 1976
- Ветлугина Н.А. Детский оркестр.- М.: Музыка, 1976
- Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь.- М., 1978
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М., 1981
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.- М., 1968
- Ветлугина Н.А., Кенемон А.И. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.- М., 1983
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор–Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Левой-правой! Марши в детском саду. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений» Композитор – Санкт-Петербург, 2002, серия «Ладушки»
- Комиссарова Л., Костина З. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.- М., 1986
- Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.- М., 1990
- Панаиотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах.- М.: Советский композитор, 1973
- Певная И. Играй, наш оркестр.- М.: Музыка, 1983
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.- М., 1997
- Радынова О.П., Катинене А.И., Паловаидишвили М.Я. Музыкальное воспитание дошкольников.- М., 1994
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей.- М., 1968
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.- М., 1961
- Трубникова М. Учим детей играть по слуху Дошкольное воспитание. - 1993.- № 9
- Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам! Бом! изд. ЛОИРО, 2003 год
- Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки Система обучения Карла Орфа Родничок 2001 год.
- Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа, хрестоматия музыкального и методического материала. — М.,
1999.
24
Предварительный просмотр:
Веселись, детвора! Новогодний праздник в группе «Акварельки».
Под фонограмму песни «Елочка» в зал входят дети, рассматривают ёлку вместе с воспитателем, становятся в круг.
Ведущий.
Что за праздник к нам идёт?
К нам стучится Новый год!
У новогодней ёлочки зелёные иголочки
И снизу до верхушки – красивые игрушки,
Висят на ветках шарики, волшебные фонарики,
И бусы, и снежинки, и голубые льдинки,
Усыпаны ветки пушистым снежком…
Мы песенку ёлочке нашей споём!
Хоровод «Елку любят малыши»
Ведущий.
Ой, ребята, посмотрите, какой красивый колокольчик висит на нашей ёлочке! Наверное, этот колокольчик волшебный: если им позвенеть – к нам на праздник придут сказочные гости. Чтобы было веселей, позовём к себе гостей?
Дети: Да!
Ведущая звенит колокольчиком. Под фонограмму входит Снегурочка.
Снегурочка. Здравствуйте, мои друзья! К вам пришла на праздник я.
Не страшны зимы угрозы, я метели не боюсь,
Внучка Дедушки Мороза, я Снегурочкой зовусь!
Ведущий. Посмотрите, ребята, к нам на праздник пришла Снегурочка!
Милая Снегурочка! Сделай нам такую милость, чтобы ёлка засветилась.
Засверкала, заиграла, огоньками засияла!
Снегурочка. Я секрет большой открою: повторяйте все за мною:
«Как притопнут каблучки, так зажгутся огоньки!»
Дети топают, огоньки на елке загораются.
Если погасить вам нужно огоньки на елке,
То тогда подуем дружно на хвойные иголки.
Дети дуют на елку, огоньки гаснут.
Игра с ёлочкой.
Ведущая. Возле елочки мы встанем, хоровод свой заведем,
С новым годом всех поздравим, дружно песенку споем.
Песня «Малыши у елочки хоровод ведут»
Снегурочка. Чтобы было веселей, позовём к себе гостей? Позвоним колокольчиком.
Дети: Да!
На ширме появляется Снеговик
Снеговик. Я ребята снеговик
К снегу, холоду привык. Скучно мне одному стоять во дворе и я пришел к вам поиграть.
Вы любите играть со снежками? Я брошу снежок вам, а вы мне бросайте. Весело со мной играйте.
Снегурочка. Снеговик, наши ребята тоже умеют в снежки играть, Давай мы тебе покажем. У нас даже есть «Снежная песенка»
«Снежная песенка»
Ведущий. Ну что, мои друзья, чтобы было веселей, позовём ещё гостей?
Дети. Да!
Ведущая звенит колокольчиком. На ширме появляется Зайка.
Зайка. Здравствуйте, ребята! Я бежал к вам из лесочка по хрустящему снежочку.
Очень я боюсь Лисички, хитрой рыженькой сестрички.
Ведущая. Не бойся, Зайчишка, успокойся, трусишка!
У нас на празднике все ребята добрые, весёлые, никто тебя не обидит.
Зайка. Что ж, у вас я остаюсь, я ребяток не боюсь!
Буду с вами я играть, песни петь и танцевать. Можно?
Ведущая. Конечно, Зайчишка, оставайся! Какой ты хорошенький, беленький – как снежок! Мы тебе песенку споём.
Зайка. Буду очень рад.
Песня «на полянке зайки танцевали»
Ведущая. Как весело, как весело, как радостно кругом!
И мы сегодня всех друзей на праздник позовём!
Ведущий. Интересно, кого ещё приведёт к нам в гости волшебный колокольчик?
Ведущая звенит колокольчиком. Появляется Медведь.
Медведь. Ребята, кто меня узнал? Я – Мишка, я без вас скучал.
Сосал в лесу в берлоге лапу, ни маму не будил, ни папу.
И оттого, что я не ел, немного вроде похудел.
Чтоб аппетит мне нагулять, всех приглашаю танцевать!
Танец «Танец зверят у елочки»
Ведущая. Спасибо вам, Зайка и Мишутка за то, что повеселили нас. Бегите обратно в лес к своим друзьям - зверятам, встречайте вместе с ними Новый год!
Звери уходят. Звучит звон колокольчика.
Ведущая. Ребятки, слышите? Это Дед Мороз едет к нам. Давайте позовем его: «Дед Мороз!»
Дети повторяют, слышен звон бубенцов, на ширме появляется Дед Мороз (кукла).
Дед Мороз. Ау, ау! Иду, иду! Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! С Новым годом поздравляю! Всем здоровья вам желаю.
Ведущая. Дедушка Мороз! Мы так тебя ждали. Очень жаль, что ты такой маленький и не можешь поиграть с нами. Дедушка мороз, а ты не можешь стать большим?
Дед Мороз. Конечно, могу. А вы не испугаетесь?
Ведущая. Дети, вы не боитесь Деда мороза? (Дети отвечают). Тогда давайте вместе скажем: «Раз, два, три – Дед Мороз расти!»
Дед Мороз выходит из ширмы приглашает всех в хоровод.
танец «Танец возле елочки»
Дед Мороз благодарит всех танцующих
Снегурочка. Ребята так ждвли тебя. Давай поиграем с ними в игру «Заморожу»
игра «Заморожу»
Дед Мороз. Ради праздничного дня есть сюрприз и у меня.
Дед Мороз показывает на большой мешок, лежащий под елкой. Спрашивает детей, что в мешке (дети отвечают).
Дед Мороз. Сейчас посмотрим, (заглядывает в мешок): ой, что-то не вижу, надо вытащить его из-под елки на свет.
Дед Мороз просит помочь детей. Все вытаскивают мешок с подарками. Дед Мороз со Снегурочкой прощаются и уходят. Дети с подарками покидают зал.
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное
дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад «Морошка»
Рассмотрено и принято на педагогическом совете от 01. 09. 2016 г. № 1 | Утверждено: заведующим НРМДОБУ «Детский сад «Морошка» _____________И.Г.Сарапулова приказ от 01 .09. 2016 г. № 213 – 0 |
Рабочая программа
по реализации образовательной области
«Художественно-эстетического развития»
Музыкальный руководитель
НРМ ДОБУ Д/с «Морошка»
Полянских А.А.
Куть - Ях, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………3
1.2. Цели и задачи………………………………………………………………3
1.3. Принципы и подходы к формированию программы……………………5
1.4. Возрастные особенности……………………………………….................5
II. Содержательный раздел
2.1. Тематическое планирование музыкальных занятий…………………..12
2.2. Календарно-тематический план в группе общеразвивающей направленности для детей старшего возраста (6-7лет) (Приложение)
2.3. Календарно-тематический план в группе общеразвивающей направленности для детей старшего возраста (5-6лет) (Приложение)
2.4. Календарно-тематический план в группе общеразвивающей направленности для детей среднего возраста (4-5лет) (Приложение)
2.5. Календарно-тематический план в группе общеразвивающей направленности для детей младшего возраста (3-4лет) (Приложение)
- Методика оценки результатов……………………………………....15
- График проверки знаний, умений, навыков………………………..15
- Критерии определения уровня музыкального развития детей.…...15
- Диагностические карты……………………………………….……..16
- Диагностические задания……………………………………………16
III. Организационный раздел
3.1. Примерный перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений..……………….21
- 2.Программное обеспечение музыкально-образовательного процесса
3.3. Список литературы………………………………………………………22
I. ЦЕЛЕВОЙ
1. 1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273;
- Приказом Миннауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 14.11.2013г. №30384)
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049 – 13 от 15.05.2013г. №26;
- Образовательной программой НРМ ДОБУ «Детский сад «Морошка» с.п. Куть-Ях
- Программой«Гармония» под редакцией К.В.Тарасовой и Т.В.Нестеренко.
- Уставом НРМ ДОБУ «Детский сад «Морошка» с.п. Куть-Ях
Цель программы:
Создание инновационного образовательного пространства, позволяющего сохранить и укрепить здоровье воспитанников, и представляющий систему условий социализации и индивидуализации детей, развития инициативы и творческих способностей воспитанников на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
1.2. Цели и задачи деятельности по реализации Образовательной программы
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психологических и других особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья;
- Повышение качества образования детей посредством внедрения ИКТ с использованием принципа интеграции образовательных областей;
- Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Музыкальная деятельность в силу ее эмоциональности привлекательна для ребенка. Именно музыка позволяет формировать у ребенка эстетическое восприятие окружающего мира, образное мышление и воображение, эстетическое сознание. Поэтому музыкальное развитие дошкольников, формирование у них основ музыкальной культуры, а через нее и художественной и эстетической культуры – актуальная задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности воспитанников.
Разработанная программа составлена для групп общеразвивающей направленности: для детей первого младшего возраста (2-3лет), для детей второго младшего возраста (3-4лет), для детей среднего возраста (4-5 лет), для детей старшего возраста (5-6 лет), для детей старшего возраста (6-7 лет) - НРМ ДОБУ «Детский сад «Морошка» с.п. Куть-Ях.
Цель программы – развитие у детей музыкальных способностей во всех доступных им видах музыкальной деятельности. Эта задача определяет содержание, методы работы и общую структуру программы.
Основная логика программы продиктована закономерностями становления музыкальности на этапе дошкольного детства. Она определяет последовательность заданий, предлагаемых детям во всех видах музыкально деятельности. Наряду с этим решаются задачи общего психического развития (развитие эмоциональной сферы, творческого мышления, воображения, памяти, коммуникативных способностей), нравственного и общекультурного воспитания детей.
Логика развития музыкальных способностей «стыкуется» в программе с логикой становления видов музыкальной деятельности:
- Слушания музыки;
- Музыкального движения;
- Пения;
- Игры на детских музыкальных инструментах;
- Музыкальной игры – драматизации.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Программа «Гармония» базируется на нескольких основных принципах.
Первый принцип – связи музыки с ведущими интересами детей, с их жизнью. Музыкальные занятия строятся по «блокам» тем, доступных и интересным детям. Каждый из блоков конкретизируется в одной или нескольких темах. В данной программе 11 тем, которые отражены в тематическом плане занятий. Однако, ни блоки, ни темы не абсолютны и не «привязаны» к определенному времени и месту. Музыкальные произведения повторяются в связи с музыкальными задачами, другими темами и просто по желанию детей.
Второй принцип – сочетания в музыкальном репертуаре высокохудожественной народной, классической и современной музыки.
Третий принцип – «горизонтального движения» музыкального репертуара. Одно и то же произведение проходит, как правило, не в одном, а в нескольких видах деятельности.
Четвертый принцип – импровизационности. Он касается работы и детей, и взрослых. С самого начала у всех участников педагогического процесса создается «установка на творчество», музыкальную импровизацию во всех видах музыкальной деятельности. На основе возрастных особенностей воспитанников дошкольного возраста определены общие виды музыкальной деятельности и задачи на каждую возрастную группу.
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей
младшего возраста от 2до 3 | |
Характеристика возрастных особенностей | Дети эмоционально откликается на музыку разного характера (плясовая, колыбельная), слышит и различает характер музыкального произведения (грустно, весело). Различает высокий и нижний регисты. Передает простейшие игровые и плясовые движения по показу педагога. |
Задачи |
|
младшего возраста от 3до 4 | |
Характеристика возрастных особенностей | Ребѐнок эмоционально откликается на музыку разного характера (плясовая, колыбельная), слышит и различает 2- частную музыку. Различает высокие и низкие звуки в пределах октавы. Передает простейшие игровые и плясовые движения по показу педагога. |
Задачи |
|
среднего возраста от 4 до 5 лет | |
Характеристика возрастных особенностей | Ребенок определяет общее настроение музыкального произведения, выделяет отдельные средства выразительности, слышит в музыке изобразительные моменты, определяет к какому жанру и на каком инструменте исполняют музыку. На пятом году происходит качественный скачек в интонировании. Высокая степень динамического слуха делает возможным воспроизведение не только |
Задачи |
|
старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет | |
Характеристика возрастных особенностей | Старший дошкольный возраст отличается более богатым жизненным и музыкальным опытом. При определении общего характера музыки дети ориентируются на 2-х или несколько средств музыкальной выразительности (темп или тембр, темп или динамика, темп, тембр, динамика одновременно). У большинства числа детей появляется интонационно- мелодическая ориентация музыкального восприятия. Продолжает совершенствоваться мелодический слух, обогащается мелодическая интерпретация музыки, образы и ассоциации. Восприятие музыкального образа становится более адекватным, дети усваивают понятие жанр, ключевое понятие музыки (инструментальная и вокальная музыка; марш, песня, Таней и др.) Обобщается представление о форме. Легче всего дети определяют его, занимаясь, музыкальными движениями или игре в оркестре Дети слышат и передают в движениях темп, динамику, яркий ритм, рисунок и форму. Владеют главными видами основных движений: шаг, бег, прыжки. Однако недостает пружинности, гибкости, ловкости. Не отработана техника поскоков, танцевальных движений. Более чистым становится интонирование мелодии голосом, улучшается артикуляция, крепнет и удлиняется дыхание. |
Задачи |
|
старшего дошкольного возраста до 7 лет | |
Характеристика возрастных особенностей | В этой группе примерно треть детей чисто интонирует песню в целом с аккомпанементом, и лишь отдельные дети поют без него. Дети владеют основными приемами игры на ударных и звуковысотных детских инструментах, с легкостью воспроизводят общих характер и настроение произведения, тембр и динамические краски, ритмическую структуру, некоторые элементы мелодии, чувствуют форму. Дети учатся подбирать мелодию на фортепиано и переносить ее на другие инструменты. |
Задачи |
|
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми образовательной области художественно-эстетического развития раздел «Музыка»
Тематическое планирование музыкальных занятий
Месяц | Возрастные группы | ||||
Группа общеразвивающей направленности для детей младшего возраста (2-3 лет) | Группа общеразвивающей направленности для детей младшего возраста (3-4лет) | Группа общеразвивающей направленности для детей среднего возраста (4-5лет) | Группа общеразвивающей направленности для детей старшего возраста (5-6лет) | Группа общеразвивающей направленности для детей старшего возраста (6-7лет) | |
Сентябрь | «До свидания, лето» | «Солнышко и дождик» | «Воспоминания о лете» | «Осенние контрасты» | «Осенние мотивы» |
Октябрь | «Мы играем вместе с вами» | «Мои маленькие друзья» «Петушиная семейка» | «Осенние настроения» | «Мир игрушек» | «Наши любимцы» «Сказка в музыке» |
Ноябрь | «Лесные друзья» | «Кто живет в лесу?» | «Любимые игрушки девочек и мальчиков» | «Шутка в музыке» | «Шутка в музыке» |
Декабрь | «Зимние забавы» | «Зимний лес» | «Скоро Новый Год» | «Скоро Новый Год» | «Скоро Новый Год» |
Январь | «Зимние картинки» | «Мои игрушки» | «Веселая зима» | «Веселая зима» «Милосердие» | «Русская зима и Рождество» «Музыкальные пейзажи» |
Февраль | «Самые любимые» | «Моя семья и я сам» «Кошка и котята» | «Моя семья и я сам» | «Какими мы бываем» | «Музыкальные портреты» «Мамин праздник» «Музыка наших чувств» |
Март | «Весна-красна» | «Весна – красна» | Кто с нами рядом живет?» | Кто с нами рядом живет?» | «Встречаем весну и Пасху» |
Апрель | «Звуки природы» | «Мы поем и пляшем» (рус.нар.музыка) | «Приди, весна!» | «Приди, весна!» | «Русская музыка и музыка других народов» «Как рождается музыка и какой она бывает?» |
Май | «Звуки природы» | «Кто с нами рядом живет?» | «Как рождается музыка и какой она бывает?» | «Сказка в музыке» | «До свиданья, детский сад!» |
2.2 – 2. 5. Календарно – тематическое планирование музыкальных занятий.
Перспективные планы (Приложение 1)
2.6. Методика оценки результатов. (Педагогический мониторинг по программе «Гармония»)
2.7. График проверки знаний, умений, навыков воспитанников.
Стартовая диагностика (только для детей младшего возраста)
Цель: Определить уровень развития музыкальных способностей, наметить средства, методы, задачи на следующий этап.
Время проведения: сентябрь-октябрь месяцы.
Форма проведения: Индивидуальные, фронтальные занятия, составление диагностической карты.
Сравнительная диагностика.
Цель: Выявить эффективность применения форм и методов, провести сравнительный анализ и спланировать дальнейшую деятельность.
Время проведения: май месяц.
Форма проведения: Индивидуальные занятия, составление диагностической карты.
Итоговая диагностика (для детей старшего возраста – 6-7лет).
Цель: Получить итоговую информацию по музыкальному развитию детей.
Время проведения: апрель месяц.
Форма проведения: Итоговые занятия, заполнение диагностической карты, анализ педагогической деятельности за весь период.
2.8. Критерии определения уровня музыкального развития ребенка. При определении уровня музыкального развития ребенка за основу взяты следующие критерии:
Высокий уровень – творческая активность ребенка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное, выразительное его выполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность во всех видах музыкальной деятельности.
Средний уровень – Эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной деятельности, желание включится в нее, несмотря на некоторые затруднения выполнения задания. Ребенок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении показе, неоднократных повторах.
Низкий уровень – ребенок мало эмоционален; ровно, спокойно относится к музыке, музыкальной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности. Музыкальные способности развиты слабо.
2.9. Диагностические карты. (Приложение 2)
2.10. Диагностические задания. (Приложение 3)
III. Организационный раздел.
Особенности осуществления образовательного процесса.
Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих.
Микросреда – это внутреннее оформление помещений. Макросреда - это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и учреждения, ближний сквер, парк).
Оборудование помещений безопасное, здоровье сберегающее, эстетически привлекательное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В рамках реализации образовательной программы предусмотрен региональный компонент: расписание образовательной деятельности составлено с учетом климатических условий.
На музыкальных занятиях проводится работа в форме музыкально-коррекционных игр и упражнений.
3.1. Примерный перечень игрового оборудования для учебно- материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений
№ п/п | Детские музыкальные инструменты | Количество |
1 | Шумовые коробочки - самоделки | 5 |
2 | Маракас | 3 |
3 | Гармошка | 1 |
4 | Губная гармошка | 2 |
5 | Труба | 1 |
6 | Шумовые рогатки | 2 |
7 | Ложки деревянные | 20 |
8 | Румба | 1 |
9 | Кастаньеты | 5 |
10 | Трещотка | 1 |
11 | Музыкальный треугольник | 1 |
12 | Барабан | 2 |
13 | Птички-свистульки | 2 |
14 | Молоточек | 2 |
15 | Металлофон хроматический | 2 |
16 | Бубенцы | 1 |
17 | Рубель | 2 |
18 | Дудочка | 2 |
19 | Флейта | 9 |
20 | Доски шумовые | 2 |
21 | Колокольчик | 1 |
22 | Бубны | 20 |
23 | Коробочка шумовая | 1 |
24 | Саксофон детский | 1 |
25 | Металлофон | 1 |
26 | Скрипка детская | 1 |
27 | Шумовые клювики | 2 |
28 | Палочки деревянные | 50 |
29 | Погремушки | 10 |
№ п/п | Кукольный театр | Количество |
1 | Аист | 1 |
2 | Щука (зеленая) | 1 |
3 | Заяц (мех) | 1 |
4 | Заяц большой (мех) | 1 |
5 | Репка (рез) | 1 |
6 | Мышка (мех) | 1 |
7 | Крокодил | 1 |
8 | Кошка | 1 |
9 | Птичка черная (мех) | 1 |
10 | Динозавр | 1 |
11 | Пьеро | 1 |
12 | Заяц (рез) | 1 |
13 | Лягушка | 1 |
14 | Медведь | 3 |
15 | Собака | 1 |
16 | Пудель | 1 |
17 | Черепаха | 1 |
18 | Курица | 1 |
19 | Козлёнок | 1 |
20 | Коза | 1 |
21 | Мышка | 1 |
22 | Ёжик | 1 |
23 | Буратино | 1 |
24 | Карабас - Барабас | 1 |
25 | Дед | 1 |
26 | Баба | 1 |
27 | Внучка | 1 |
28 | Лиса (мех) | 1 |
29 | Петух (мех) | 1 |
№ п/п | Игрушки | Количество |
1 | Медведь большой | 1 |
2 | Медвежонок | 1 |
3 | Лошадь | 1 |
4 | Лошадка | 1 |
5 | Жеребёнок | 1 |
6 | Заяц | 1 |
7 | Волк | 1 |
8 | Лиса | 1 |
9 | Лисенок | 1 |
10 | Собака | 1 |
11 | Кукла в теплой одежде | 1 |
12 | Куклы | 12 |
№ п/п | Игровое оборудование | Количество |
1 | Дождинки | 2 |
2 | Фонарик Гнома | 1 |
3 | Корзинки | 4 |
4 | Мяч | 1 |
5 | Звездочки для игры | 25 |
6 | Фонарики цветные | 8 |
7 | Автомат игрушечный | 2 |
8 | Листья осенние | 50 |
9 | Цветы искусственные | 25 |
10 | Грибочки | 10 |
11 | Руль | 1 |
12 | Лукошко | 2 |
13 | Снежинки на пальчики | 16 |
14 | Зонты детские | 10 |
15 | Поварёшки | 5 |
16 | Сабли детские | 10 |
17 | Платочки | 20 |
№ п/п | Шапочки театральные | Количество |
1 | Лягушка | 1 |
2 | Сорока | 1 |
3 | Скворец | 1 |
4 | Сова | 1 |
5 | Ворон | 1 |
6 | Мышка | 1 |
7 | Зайчата | 2 |
8 | Свекла | 1 |
9 | Капуста | 1 |
10 | Кабачок | 1 |
11 | Помидор | 1 |
12 | Огурец | 1 |
13 | Морковь | 1 |
14 | Горошек | 1 |
15 | Цыплята | 2 |
16 | Котята | 2 |
17 | Заяц | 2 |
18 | Медведь | 1 |
19 | Лиса | 1 |
20 | Грибы | 4 |
№ п/п | Музыкально – дидактические игры | Количество |
1 | Клоуны |
|
2 | Ну-ка, угадай-ка! |
|
3 | Что делает кукла? |
|
4 | Чей это марш |
|
5 | Петушки растанцевались |
|
6 | Долгие и короткие звуки |
|
7 | Забавный гномик |
|
8 | Солнышко и тучка |
|
9 | Осеннее настроение |
|
10 | Птица и птенчики |
|
11 | Сложи песенку |
|
12 | Громкая и тихая музыка |
|
13 | Цветы и бабочки |
|
14 | Песня, танец, марш |
|
15 | Подбери музыку |
|
Программное обеспечение музыкально-образовательного процесса дополнено следующими программами:
«Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, Москва 2000 г. В программе разработана система развития чувственно-эмоциональной сферы ребѐнка во взаимосвязи со сферой нравственно-интеллектуальной и система формирования основ музыкальной культуры.
«Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, Москва 1999 г.
Это универсальная методика, оказывающая положительное влияние на музыкальное развитие детей. Это забавные игры и пляски, в которых ребѐнок может выразить своѐ собственное восприятие музыки и свою неповторимую индивидуальность. Методическое обеспечение образовательного процесса представлено следующими педагогическими технологиями:
- Л.Н. Алексеева «Знакомим со звуками окружающего мира»
- Т. Тютюнникова «Элементарное музицирование с дошкольниками»
- Э.П. Костина, Л.Н. Комиссарова «Музыкально – дидактические игры»
Музыкальные занятия – основная форма организации детей, в которой решаются задачи формирования основ музыкальной культуры, развитие музыкальности, музыкальных способностей, интереса к музыке.
Музыкальные занятия
Все виды занятий (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и музыкальной подготовки детей.
Подборка музыкального репертуара, позволяет выстраивать занятия вокруг какой – либо темы, объединить их сюжетом, сказкой, игрой и облегчает варьирование их видов.
Развитие образной речи детей предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов, репродукций картин, предметов.
Возрастные группы | Длительность одного занятия | К - во занятий в неделю | К - во занятий в год |
Группа общеразвивающей направленности для детей старшего возраста (6-7 лет) | 30 минут | 2 | 72 |
Группа общеразвивающей направленности для детей старшего возраста (5-6 лет) | 25 минут | 2 | 72 |
Группа общеразвивающей направленности для детей среднего возраста (4-5 лет) | 20 минут | 2 | 72 |
Группа общеразвивающей направленности для детей младшего возраста (3-4 года) | 15 минут | 2 | 72 |
Группа общеразвивающей направленности для детей младшего возраста (2-3 года) | 10 минут | 2 | 72 |
3.3. Список литературы
- Бекина С. Музыка и движение. – М., 1983.
- Буренина А. И. Ритмическая мозаика. - С – П., 1999.
- Бурменская Г. Одаренные дети. - М.,1991.
- Ветлугина Н. Теория и методика музыкального воспитание. – М.,1982.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999.
- Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке. – М., 1983.
- Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: / Музыка и музыкальная деятельность / В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004. – («Росинка»).
- Костина Э. Музыкально-дидактические игры.- М.,1983.
- Морева Н. А. музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении. – М., 2004.
- Орлова С. Учите детей петь. – М., 1988.
- Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000.
- Радынова О.П. Психология музыкального воспитания. – М., 2005.
- Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. –
(Музыка для дошкольников и младших школьников.)
- Тарасова К.В. , Нестеренко Т.В. , Рубан Т.Г. «Гармония». Программа развития музыкальности у детей. – М.: Центр «Гармония», 1993.
- Тютюнникова Т. Элементарное музицирование.- М., 1997.