РАЗДЕЛ 1. Современные оценочные средства и результаты освоение воспитанников
Диагностический инструментарий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно- потребностной сфере ребенка. Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает ему послушать сказку. Ребенку читают интересную сказку для его возраста, которую он раньше не слышал (см. стимульный материал). На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется, поиграть с выставленными на столиках игрушками или дослушать сказку до конца. Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.
Сказка Почему зайцы зимой белые шубки носят. Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался: — Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу. — Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! — говорит заяц. — Нет, одолею! — Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц. Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит: — Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею. — Давай, — согласился заяц.* Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся На бегу-то не холодно. А то катается по снегу да поет: Князю тепло, Князю жарко! Греет, горит — Солнышко ярко! Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем — то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится. Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца: — Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты больно! Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках. *Чтение прерывается после слов: Давай, — согласился заяц.
2. Экспериментальная беседа по определению «внутренней позиции школьника». Содержание экспериментальной беседы определено характерными особенностями «внутренней позиции школьника», выявленными в экспериментальных работах по ее изучению. Так сформированность «внутренней позиции школьника» своеобразно проявляется в игре в школу: дети предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т.д.). Наоборот, в случае не сформированности этого образования дети предпочитают в игре в школу роль учителя, а не ученика, а также вместо конкретной учебной деятельности — игру в перемены, разыгрывание прихода и ухода из школы и т.д. Беседа состоит из 12 вопросов (см. стимульный материал). Ключевыми являются вопросы 2 - 8,10 - 12. Вопросы №1 и №9 не являются ключевыми, так как на них практически все дети отвечают утвердительно, а потому они не являются информативными. Если ребенок хочет в школу, то, как правило, он отвечает на вопрос №2 несогласием еще на год остаться в детском саду или дома и наоборот. Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание идти в школу, отвечая на вопрос №7. Часть детей говорит, что они хотят в школу, чтобы научиться читать, писать и т.д. Но некоторые ребята отвечают, что они хотят пойти в школу, потому что надоело в детском саду или не хочется спать днем в детском саду и т.д., то есть желание пойти в школу, не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка. Вопросы №3, 4, 5, 6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. О последнем дает некоторое представление ответ на вопрос №6 о любимых книгах. Ответ на вопрос №8 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе. Если испытуемый еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая ему в вопросе №10 и наоборот. Если ребенок хочет учиться, то, как правило, в игре в школу он выбирает роль ученика, объясняя это желанием учиться (вопрос №11), и предпочитает, чтобы в игре урок был длиннее перемены, чтобы подольше на уроке заниматься учебной деятельностью (вопрос №12). Если же ребенок еще не очень хочет учиться, то соответственно выбирается роль учителя, и предпочтение отдается перемене.
Экспериментальная беседа по определению «внутренней позиции школьника». 1. Ты хочешь идти в школу? 2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)? 3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему? 4. Ты любишь, когда тебе читают книжки? 5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку? 6. Какие у тебя любимые книжки? 7. Почему ты хочешь идти в школу? 8. Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается, или ты бросаешь ее? 9. Тебе нравятся школьные принадлежности? 10. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а школу разрешат не ходить, тебя это устроит? Почему? 11. Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему? 12. В игре в школу что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?
Инструкция испытуемому : «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладется листок с образцом домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемого не было резинки), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе». По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать следующее: 1) какой рукой ребенок рисует (правой или левой); 2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; 3) быстро или медленно проводит линии; 4) отвлекаемость во время работы; 5) высказывания и вопросы во время рисования; 6) сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором. 3. Методика «Домик» Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв (см. стимульный материал). Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методика может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению. Методика рассчитана на детей 5,5 - 10 лет; имеет клинический характер и не предполагает получения нормативных показателей.
Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками считаются: а) отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла). На рисунке могут отсутствовать дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика, забор (одна или обе половины), причем 4 балла начисляются за каждую отсутствующую половину забора; б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь); в) неправильно измогут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причем, если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящим из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым, не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом. Правая и левая части забора оцениваются отдельно, так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки ( иображенный элемент рисунка (2 балла). Неправильно ли наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла, если же допущены ошибки и в правой, и в левой частях, то испытуемый получает 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правой (левой) стороны забора скопирована, верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если часть колечек дыма срисована правильно, а часть нет, то дым оценивается 1 баллом; если часть штриховки на крыше воспроизведена, верно, а часть нет, то вся штриховка оценивается 1 баллом. Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно, сколько будет колечек дыма, палочек в заборе или линий в штриховке крыши;
г) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а как бы подвешенным в воздухе или ниже линии основания домика; смешение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30° отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком); д) отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл). Сюда относится перекос вертикальных и горизонтальных линий (более чем на 30°), из которых состоят домик и крыша; «заваливание» (более чем на 30°) палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым утлом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более чем на 30° от горизонтальной линии; е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки; ж) залезание линий одна за другую (1 балл за каждое залезание). В случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.
Хорошее выполнение рисунка оценивается «0». Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5,5 - 6 лет редко получают оценку «О» в связи с недостаточной зрелостью мозговых структур, отвечающих за сенсо -моторную координацию. Если же испытуемый 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.
4. Методика «Да» и «Нет». Методика применяется для исследования умения действовать по правилу. Методика является модификацией известной детской игры « «Да» и «нет» не говорите, черного с белым не носите». По ходу игры ведущий задает ее участникам такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «да» или «нет», а также употребив названия белого или черного цветов. Но именно этого по условиям игры делать нельзя. Инструкция испытуемому: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить? (Испытуемый повторяет эти слова). Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносит слова «да» и «нет». Понятно?» После того, как испытуемый подтвердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет» (см. Стимульный материал). Ошибками считаются только слова «да» и «нет». Слова «ага», « неа » и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо если ребенок вообще молчит и лишь ограничивается утвердительным или отрицательным движением головы.
Вопросы к методике «Да и нет». Ф.И.____________________возраст ___________________ 1. Ты хочешь идти в школу? 2. Ты любишь слушать сказки? 3. Ты любишь смотреть мультфильмы? 4. Тебе нравится гулять в лесу? 5. Ты любишь играть в игрушки? 6. Ты хочешь учиться? 7. Ты любишь играть во дворе с ребятами? 8. Тебе нравится болеть? 9. Ты любишь смотреть телевизор?
5. Методика «Последовательность событий». Методика предложена А.Н.Бернштейном , но инструкция и порядок ее проведения несколько изменены Н.И.Гуткиной . Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению. В качестве экспериментального материала используем три картинки, на которых изображено наводнение в деревне (см. стимульный материал). Первая картинка (1): на крыше затопленного дома сидят люди. Вторая картинка (2); за пострадавшими приехали люди на лодке. Третья картинка (3): лодка с людьми плывет от затонувшего дома к берегу. Перед испытуемым кладут картинки в следующем порядке (слева направо): 2-3-1. Перед началом эксперимента необходимо удостовериться, что ребенок понимает все детали рисунка на каждой из картинок. Для этого экспериментатор поочередно показывает ему на картинках дом, людей, воду, деревья, берег, лодку, крышу затопленного дома и спрашивает, что это такое. Если ребенок правильно понимает все компоненты картинок, то можно переходить к эксперименту. В случае если испытуемый не понимает ту или иную деталь рисунка, например, не может понять, что на картинке № 3 торчит крыша затопленного дома, то ему следует объяснить, что это такое, и только после этого можно начинать эксперимент.
Инструкция испытуемому: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять ме¬стами , чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено». Задание состоит из двух частей: 1) выкладывание последовательности картинок (приложение); 2) устный рассказ по ним. Правильно найденная последовательность картинок (1-2-3) свидетельствует о том, что ребенок понимает смысл сюжета, а устный рассказ показывает, может ли он выразить свое понимание в словесной форме. Считается, что испытуемый не справился с заданием, если: 1) не смог восстановить последовательность картинок и отказался от рассказа; 2) по выложенной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ; 3) выложенная испытуемым последовательность картинок не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность на соответствующую рассказу 4) каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, без связи с остальными - в результате рассказ не получается 5) на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.
7. Методика «Звуковые прятки». Методика предназначена для проверки фонематического слуха. Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера взрослый произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагают поиграть в „прятки" со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове (см. стимульный материал). Предлагается искать звук «О», звук «А», звук «Ш» и звук «С». Все слова необходимо произносить очень четко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить испытуемому, чтобы он сам произнес вслед за экспериментатором слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз. На бланке фиксируются правильные и ошибочные ответы, а затем анализируется способ выполнения задания. Так, например, бывают дети, которые подряд на все слова отвечают, что искомый звук в них есть. В этом случае правильные ответы надо рассматривать как случайные. То же самое, если ребенок считает, что нигде нет разыскиваемого звука. Если испытуемый не допустил ни одной ошибки, то считается, что задание выполнено хорошо (+). Если допущена одна ошибка, то считается, что задание выполнено средне (±). Если допущено более одной ошибки, то задание выполнено плохо (-).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: выявление симптомов недоразвития, дефицитарности и атипичного развития детей.
Задачи нейропсихологической диагностики: Описание индивидуальных особенностей и диагностика состояния психических функций в норме и при различных отклонениях (атипиях) психического функционирования . Дифференциальная ранняя диагностика ряда заболеваний центральной нервной системы Определение причин и профилактика различных форм аномального психического функционирования Разработка и применение систем дифференцированных и индивидуализированных методов восстановительного или коррекционно-развивающего обучения
Специфика нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте Необходимо провести тщательный отбор диагностического материала по следующим критериям: доступности (сложности); знакомости ; привлекательности (наглядности, занимательности, способности привлекать внимание).
Требования к процедуре обследования Необходимо чередовать разнородные задания Учитывать ограничения объема восприятия и внимания дошкольников Проводить исследование детей в микрогруппе, начиная выполнение задания с ребенком более готовым к контакту Игровая форма является лучшим видом тестрирвания
1.Предварительная беседа Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Где ты живешь? Какое сейчас время года? Ходишь ли ты в детский сад? В какую группу? Как зовут твою маму? Нейропсихологическое обследование детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет включает в себя следующее:
Копирование 4 простых фигур: круг, квадрат, ромб и треугольник
2 . Латерализация функций (D/S) причесывается чистит зубы рисует ударяет по мячу перекрест пальцев перекрест предплечий ведущий глаз (посмотри в трубочку) ведущее ухо(послушай часы) ведущая нога (попрыгай на одной ножке)
3.Корректурная проба 4.Динамический праксис Правая рука (ладонь—кулак—ребро) Правая рука (кулак—ладонь—ребро) тоже самое с левой рукой
5.Называние реальных изображений Называние низкочастотных слов НОСИК (ЧАЙНИКА) НОЖКИ (СКАМЕЙКИ) ШЛЯПКА (ГРИБА) Показ пар картинок по наименованиям ГРИБ — ВЕДРО ЧАЙНИК — СКАМЕЙКА ВЕЛОСИПЕД — ЛАМПА МЯЧ — ЯБЛОКО
6.Узнавание зачеркнутых и наложенных изображений
Графическая проба на динамический праксис
Оральный праксис (имитация): надуть щеки, надуть одну щеку, поцокать, упереть язык в щеку. Идентификация эмоций веселый (1) 1 4 7 9 злой (2) 3 8 10 испуганный (5) 2 5 6
Порядковый счет 1...10__________________ 10...1________________ Зрительная память выбор из 16 картинок. 1) ГРАДУСНИК, ГУСЬ, БАНАН 2) САПОГ, КОЗА, КУСТ
Аналогии
Слухоречевая память кот лес брат дождь рука друг снег Слухоречевая память
Четвертый лишний
Составление рассказа по картинке «Разбитая чашка» Составление рассказа по серии предварительно разложенных картинок
Пересказ текста с опорой на вопросы «Лекарство» «Всякой вещи свое место»
МАЛЬЧИК СПАСАЕТ ДЕВОЧКУ МАЛЬЧИК ПОЙМАЛ ДЕВОЧКУ ГРУЗОВИК ОБРЫЗГАЛ МАШИНУ Книга прикрыта газетой Дочка везет маму Мама везет дочку Понимание логико-грамматических отношений
Альбом нейропсихологического обследования Цветковой Л.С. Для детей 6-7 лет Агафонова А.Н.
Особенностью данного нейропсихологического альбома Цветковой Л.С. является: На первое место вынесены тесты, направленные на исследование эмоциональной сферы, произвольных форм деятельности и внимания, так как это соответствует реальной практике нейропсихологического обследования и детей т.к. нейропсихолог, врач, психолог, логопед должен установить контакт с ребенком, исследовать состояние его эмоциональной сферы. Второй особенностью является тестирование на определение самооценки личности Третья особенность «Методического альбома» заключается в увеличении количества материала (вербального и невербального) по каждой сфере психической деятельности. Эта особенность позволяет исследующему специалисту выбирать материал по степени его сложности, строить различные варианты плана проведения обследования (например, начинать с понимания низко-частотных слов и идти к знакомым словам, или наоборот; группировать картиночный материал по сходству и различию и т.д.). Объем материала дает возможность узнать тонкие трудности (дефекты, несформированность) в выполнении тестов, а следовательно, не всегда видимые трудности при однородном и малом объеме материала.
Четвертая особенность это то, что каждый тест, с одной стороны, направлен на исследование состояния именно данной психической функции, и мы получаем точные сведения о ее состоянии при правильной процедуре применения пробы и качественном анализе результата. А с другой - практически каждый тест многозначен и, используя его, можно увидеть состояние не одной, а нескольких функций.
Нейропсихологическое обследование детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет включает в себя следующее: Сколько тебе лет? Как тебя зовут? Как зовут твою маму (папу, бабушку, дедушку)? Назови все времена года. Сейчас утро, день или вечер? Назови все дни недели. 1-й день какой? Понедельник. Дальше сам. Назови все месяцы года. Где ты живешь? Скажи свой адрес, телефон. Какие деревья ты знаешь? Назови.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА Инструкция Нарисуй рот так, чтобы было видно, что у человека радость (горе), что он смеется (плачет) и т.д.
Исследование самооценки личности Инструкция. Где ты находишься: там или здесь? Каким ты себя считаешь? Поставь значок «+». После инструкции щ отдельном листе провести пробу. Тест повторить в конце обследования на другом листе.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ РИТМОВ (ИЛИ ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОМОТОРНЫХ КООРДИНАЦИИ Простые ритмы Инструкция. Я буду стучать по 2, или по 3, или по 4 раза. Внимательно слушай и покажи ту группу палочек, где их столько, сколько раз я стучала.
ПОИСК ЗАДАННОЙ ФИГУРЫ СРЕДИ РЯДА ДРУГИХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ИНСТРУКЦИЯ. 1. БЫСТРО ПОКАЖИ И СОСЧИТАЙ ВСЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ; А ТЕПЕРЬ КРУГИ И Т.Д. (РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ). 2. А ТЕПЕРЬ ПОКАЖИ ВСЕ КРАСНЫЕ ФИГУРЫ; А ЗАТЕМ ЗЕЛЕНЫЕ И Т.Д. (ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА, ОБОБЩЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ).
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС. ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДМЕТОВ И ОБРАЗЫ-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ Предметные картинки. Инструкция. Назови этот предмет: слон, ...? Покажи, где слон, лев, ...?
ПРОБЫ НА ЗРИТЕЛЬНО-ПРЕДМЕТНЫЙ ГНОЗИС (ВОСПРИЯТИЕ). Инструкция. Скажи что отсутствует на рисунке? Дорисуй недостающие части предмета.
ЗАШУМЛЕННЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ КАРТИНКИ Инструкция. 1. Назови фигуры, которые ты здесь видишь 2. Обведи их карандашом.
ИСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ И РЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ (экспрессивная речь) 1. СПОНТАННАЯ РЕЧЬ. Ребенку задают общий вопрос, например: Ты ходишь в детский сад (в школу)? Нравится тебе там? Расскажи мне, что там делают дети? {речь ребенка записывается.) 2. ДИАЛОГ. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? А маму и папу как зовут? Спроси меня о чем-нибудь. Ты любишь животных? А теперь все вместе расскажи то , о чем мы говорили. 3. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ РЕЧЬ. Счет от 1 до 10 {можно положить перед ребенком ряд чисел или он сам должен их разложить). Перечисление месяцев года: январь, февраль... Рассказ стихотворения. 4. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ. Называются слова, ребенок должен найти соответствующую картинку Инструкция. Я назову букву, а ты покажи ее. Буквы называются сначала вразброс и только по одной, а затем тоже по одной, но близкие по оппозиционному признаку: (звонкий звук - глухой и т.д.) «Покажи букву П, а теперь Б» и т.д.
НАЗЫВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ по картинкам типа «что делает»? (Инструкция. Скажи одним словом «Что делает девочка, дедушка и т.д.»)
ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА а) определение количества букв в словах - ДОМ, КОНЬ, б) определение количества слогов в словах (разделить слово) - лодка, сова, квартира, мишка, медведь, пароход, гимнастика
Импрессивная речь ПОНИМАНИЕ РЕЧИ. 1. Понимание простых и сложных инструкций: Дай мне свои руки. Положи руки на стол. Встань и подойди к двери, вернись и сядь на стул. 2. Понимание слов, обозначающих части тела. Покажи: (проба «глаз - нос - ухо») По 1 - глаз, нос, ухо, рот, затылок, подбородок, зубы, плечо, колено. По 2 - глаз-нос, ухо-брови, лоб-волосы и т.д. 3. Понимание устной речи. а) Педагог рассказывает содержание одной из трех картинок. Ребенок должен ее найти. Инструкция. Найди где: девочка бросает мяч; дедушка идет по тротуару. 4. Понимание логико-грамматических конструкций по картинкам. Вопрос: Найди картинку: где - девочка бросает мяч под кровать; где - скамейка стоит около дерева; где - лодка плывет к пристани; где - бабочка летит над птичкой;
ИССЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ Чтение и узнавание букв. Инструкция. 1. Назови букву, которую я тебе покажу. 2. Назови две буквы которые я тебе покажу (в-д, ч-ш, т-ш, и др.). 3. Покажи букву, которую я тебе назову ( в-д, и-ш, д-б и др.).
Чтение слов, предложений и текстов Слова: САД, УХО, ГЛАЗ, ДАЧА, ХЛЕБ, СТУЛ, ДОМ, КНИГА, ШКОЛА, МАМА, КЛАСС, Предложения: В саду за высоким забором росли яблони. На опушке леса охотник убил волка. Текст СТАДО Пастух пас стадо. Пастух заснул. Из леса вышел волк и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок, он погнался за волком и отбил овечку.
ИСЛЕДОВАНИЕ ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ■ Инструкция. Я прочту тебе интересный рассказ. Ты запомни его содержание, потом будешь пересказывать. УМНАЯ ВОРОНА Л.Н. Толстой Хотела ворона пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Вороне нельзя было достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки и столько побросала, что вода стала выше и можно было пить. Вопросы: 1. Ворона умная или глупая? 2. Почему?
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ КАРТИНКИ, СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК, ПОНИМАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК И НАХОЖДЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ КАРТИН В СЕРИИ Инструкция. Составить рассказ
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
«Обобщение»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Предварительный просмотр:
Экспресс-диагностика Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. 6-7 лет.
Диагностика
После предварительной беседы и установления контакта с ребенком ему предлагают выполнить следующие задания.
- Личностная готовность
Субтест 1. «Лесенка» (Приложение 1) Цель: изучение самооценки ребенка.
Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю ступеньку ставят самых хороших ребят, а на самую нижнюю ступеньку — самых плохих ребят. В середину — средних: ни плохих, ни хороших. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитатель(и)?»
Критерии оценки
- Считается нормой для типичного дошкольника ставить себя на ступеньку «хорошие», «самые хорошие» дети (6—7 ступень).
- Дети, прошедшие кризис 7 лет, обычно ставят себя чуть выше середины (5—6 ступень).
- Если дети ставят себя на самые низкие ступени, это может свидетельствовать о сниженной самооценке.
В Протоколе отмечается номер ступеньки, выбранной ребенком (как оценивает себя сам, мама, папа, воспитатели). В разделе «Примечания» отмечается выбор, который вызвал затруднение (например, поставить на вторую или пятую ступеньку и т.п.) или потребовал большего времени на раздумье, а также отказ ребенка от выполнения задания.
- Мелкая моторика рук
Субтест 2. «Вырежи круг» (Приложение 2)
Цель: выявление уровня развития тонкой моторики пальцев рук.
Процедура проведения. Ребенку предлагают вырезать круг между двумя линиями — внешней и внутренней. Он должен постараться, чтобы круг получился ровный. Психолог может сделать надрез, показав, как нужно будет работать.
Критерии оценки
- Ребенок вырезал круг, линия контура которого достаточно плавная и ни разу не вышла за обозначенные пределы — 2 балла.
- Ребенок вырезал круг, линия контура которого ни разу не вышла за обозначенные пределы, но является недостаточно плавной — 1 балл.
- Ребенок не справился с заданием — 0 баллов.
В Протоколе нужно отметить, какой рукой ребенок вырезает, насколько уверенно и аккуратно он работает.
- Интеллектуальная готовность
Субтест 3. «Домик» (внимание) (Приложение 3)
Цели: выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Инструкция: «Перед тобой лист бумаги и карандаш. Нарисуй точно такую же картинку, какую ты видишь на этом листе (перед испытуемым кладется листок с «Домиком»). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот, на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемого не было ластика), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».
Критерии оценки
- Образец скопирован верно, без ошибок — 2 балла.
- Ребенок допускает 3 ошибки из перечисленных ниже — 1 балл.
- Ребенок допускает более 3-х ошибок — 0 баллов. Ошибками считаются:
а) отсутствие какой-либо детали рисунка;
б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза
при относительно правильном сохранении размера всего
рисунка;
в) неправильно изображенный элемент рисунка;
г) неправильное расположение деталей в пространстве ри-
сунка;
д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от за-
данного направления;
е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть
соединены, или «залезание» линий одна за другую.
В Протоколе фиксируется наличие ошибок, в разделе «Примечания» отмечается, какая рука ведущая, правильно ли держит карандаш, как сидит во время рисования и т.п.
Субтест 4. «10 слов» (память) (Приложение 4)
Цель: оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти.
Процедура проведения. Ребенку читают 10 слов: лес, хлеб, окно, стул, брат, вода, конь, гриб, игла, мед. И предлагают воспроизвести их в любом порядке. Затем вновь читают те же слова, и ребенок повторяет все, что запомнил, еще раз. Процедуру повторяют 4 раза, результаты каждый раз фиксируются.
Критерии оценки
- Ребенок с первого раза запомнил не менее 4-х слов, и кривая запоминания носит возрастающий характер, достигая 8—10 слов, — 2 балла.
- Ребенок воспроизвел первый раз менее 4-х слов и запомнил 5—7 слов после четырехкратного повторения — 1 балл.
- Ребенок смог запомнить менее 5-ти слов после четырехкратного повторения — 0 баллов.
Во время проведения субтеста в таблице «10 слов», приведенной в Приложении, отмечаются слова, которые называет ребенок. Если он называет лишние слова, то их записывают в пустой клетке.
В Протоколе должно быть записано количество слов, воспроизведенных ребенком после каждого повторения, а в Примечании отмечаются признаки утомления ребенка.
Субтест 5. «Закончи предложение» (словесно-логическоемышление) (Приложение 5)
Цель: оценка умения вычленять причинно-следственные связи в предложении.
Процедура проведения. Ребенку зачитывают три незаконченных предложения, предлагают внимательно послушать начало каждого предложения и придумать его завершение.
Критерии оценки
- Ребенок уловил причинно-следственные связи и построил предложения грамматически верно три раза — 2 балла.
- Ребенок отвечает верно в двух случаях — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием или отвечает только в одном случае — 0 баллов.
В Протоколе записывают, сколько предложений ребенок завершил правильно, в разделе «Примечания» отмечают, насколько грамотно и развернуто составлены предложения.
Субтест 6. «4-й лишний» (мышление)
(Приложения 6.1, 6.2, 6.3)
Цель: определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка.
Процедура проведения. Ребенку предлагают серию картинок: «Внимательно посмотри на картинки и скажи, какой из четырех предметов лишний. Почему?»
Критерии оценки
- Ребенок правильно выделяет 4-й лишний в 5—6 вариантах и правильно объясняет свой выбор — 2 балла.
- Ребенок правильно выделяет 4-й лишний, но не может объяснить свой выбор — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
В Протоколе отмечается, по какому признаку ребенок делает обобщение и исключение; знает ли он обобщающие слова.
Субтест 7. «Последовательные картинки» (мышление, речь)
(Приложение 7)
Цели: выявление уровня развития логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.
Процедура проведения. Перед ребенком на столе в произвольном порядке выкладывают пять картинок и предлагают внимательно их рассмотреть: «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ».
Критерии оценки
- Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ — 2 балла.
- Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ошибку (сам или с помощью взрослого), или рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности — 1 балл.
- Ребенок нарушает последовательность, не видит ошибок, или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок — 0 баллов.
В Протоколе отмечается, правильно ли определена последовательность картинок, фиксируются интересные речевые высказывания (эпитеты, сравнения), в разделе «Примечания» оцениваются словарный запас, связность рассказа, грамматическая правильность речи.
Субтест 8. «Найди недостающий» (логическое мышление)
(Приложение 8)
Цель: диагностика сформированности умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор.
Процедура проведения. Ребенку предлагают определить закономерность, по которой располагаются фигуры в строке, и заполнить пустую клетку в табличке. Оценивается работа со второй таблицей, первая — тренировочная.
Критерии оценки
- Ребенок верно находит закономерности по двум признакам и обосновывает свой выбор — 2 балла.
- Ребенок находит закономерность только по одному признаку — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
В Протоколе отмечается, как ребенок справляется с заданием, сколько признаков он учитывает при сравнении.
Субтест 9. «Рисунок человека»
Цель: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; составление общего представления об интеллекте ребенка в целом, о его личностных особенностях.
Процедура проведения. Перед ребенком кладут чистый лист бумаги и говорят ему: «Нарисуй, пожалуйста, человека».
Критерии оценки
- Рисунок ребенка похож на образцы 1 и 2 — 2 балла.
- Рисунок ребенка похож на образцы 3 и 4 — 1 балл.
- Рисунок ребенка похож на образцы 5 и 6 — 0 баллов.
В Протоколе отмечается, с чего ребенок начинает рисовать (голова, ноги и т.п.), его высказывания в процессе рисования и т.п., в Примечаниях делаются записи о состоянии мелкой моторики, о том, правильно ли ребенок держит карандаш, с каким нажимом рисует и т.п.
С у б т е с т 10. «Разрезные картинки» (6 частей) (восприятие)
(Приложение 10)
Цель: выявление сформированности наглядно-образных представлений, способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей.
Процедура проведения. Перед ребенком хаотически выкладываются разрезанные изображения сначала одного, затем другого предмета. Картинку предлагают собрать после того, как ребенок узнает нарисованный предмет.
Критерии оценки
- Ребенок узнает по частям картинки и собирает их самостоятельно — 2 балла.
- Ребенок не может определить, что нарисовано на разрезных картинках, до начала работы, но впоследствии при помощи проб самостоятельно собирает картинку — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
В Протоколе отмечается, узнал ли ребенок картинку в разрезанном виде; сколько проб он использовал, чтобы сложить ее.
Субтест 11. «На что это похоже?» (воображение)
(Приложение 11)
Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.
Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают три карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа?» Ответы ребенка записывают в протокол.
Критерии оценки
- Ребенок называет 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.
- Ребенок называет по 2 ассоциации на каждую картинку — 1 балл.
- Ребенок не понял задания или дает всего лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.
В Протокол записывают ассоциации на каждую картинку, отмечая особо оригинальные.
- Развитие произвольности
С у б т е с т 12. «Запрещенные слова»
Цель: выявление уровня произвольности, определение сформированности «внутренней позиции школьника».
Инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру. Я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова "да" и "нет". Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить». После того как испытуемый подтвердит, что он понял правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».
- Ты хочешь идти в школу?
- Ты хочешь еще на год остаться в детском саду?
- Ты любишь, когда тебе читают книжки?
- Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?
- Ты любишь гулять?
- Ты любишь играть?
- Ты хочешь учиться?
- Ты любишь болеть?
- Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?
- Тебе нравится заниматься в детском саду?
- Тебе нравятся школьные принадлежности?
- Если бы тебе разрешили учиться дома с мамой, ты согласился бы на это?
Критерии оценки
- Ребенок соблюдает правила игры, отвечает быстро и правильно на 9—12 вопросов — 2 балла.
- Ребенок затрудняется с ответами, больше молчит, с трудом находит правильные ответы на 4—8 вопросов — 1 балл.
- Ребенок нарушает правила, давая (в основном без раздумий) в большинстве случаев запрещенные ответы или правильно отвечает лишь на 1—3 вопроса — 0 баллов.
В Протоколе ответы ребенка отмечаются знаками «+» или «—». В разделе «Примечания» на основе анализа ответов оцениваются сформированность познавательной мотивации и наличие желания идти в школую.
С у б т е с т 13. «Графический диктант» (Приложение 9, с.39)
Цели: оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем учиться рисовать разные узоры. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек надо провести линию. Когда прочертишь линию, жди, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Покажи, где правая рука? А левая? У тебя на листочке стоят три точки, поставь карандаш на верхнюю. А теперь начинаем рисовать первый узор. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Дальше продолжи узор сам.
Теперь поставь карандаш на следующую точку, будем рисовать второй узор. Начинаю диктовать. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжи этот узор».
Теперь поставь карандаш на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Теперь сам продолжай рисовать этот узор».
Критерии оценки
- Ребенок безошибочно воспроизводит диктуемые узоры (в одном из них допускаются отдельные ошибки) — 2 балла.
- Оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки, или один узор сделан безошибочно, а второй вовсе не соответствует диктуемому — 1 балл.
- Ни один из двух узоров вовсе не соответствует диктуемому—О баллов.
В Протоколе фиксируется, как ребенок воспринимает инструкцию и выполняет задание. В Примечаниях отмечается ведущая рука, умение ориентироваться на листе бумаги (лево, право, верх, низ); нажим карандаша, специфика линий, посадка ребенка за столом, умение правильно держать карандаш.
Психологическое консультирование по результатам обследования
После проведенного обследования детей группы на психологическую готовность к школе психолог составляет индивидуальные рекомендации по каждому ребенку для воспитателей и родителей и по всей группе в целом для воспитателей и специалистов ДОУ (логопедов, преподавателей ИЗО, физической культуры и др.).
При анализе результатов психолога должны насторожить нулевые показатели по субтестам № 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12. Родителям ребенка, получившего при обследовании менее 10 баллов, желательно рекомендовать обратиться на консультацию к дефек-тологу.
Оценка результатов
Высокий уровень — 20—24 балла.
Средний уровень — 12—19 баллов.
Низкий уровень — 0—11 баллов.