Копилка психолога.
Писательница Джейми Харрингтон сформулировала 4 вопроса, которые нужно задавать своему ребенку каждый день. «Задавайте вашему малышу открытые вопросы, на которые он не сможет просто ответить „да“ или „нет“. Это стимулирует детей описывать свои чувства и оценивать свои поступки», — пишет она.
Итак, что же это за волшебные вопросы?
Как прошел твой день? Если поначалу малыш будет отмахиваться и говорить «нормально», «все хорошо» и т.д., не стоит «вытаскивать рассказ клещами». Расскажите ему о своем дне и поверьте, даже самый застенчивый, скрытный ребенок начнет с вами делиться тем, что у него на душе.
Как дела у твоих друзей? Вы можете спросить про какого-то одного друга или обо всех друзьях в общем. Важно, чтобы ребенок доверял вам и не боялся обо всем рассказывать.
Что хорошего произошло с тобой за день? Когда на улице плохая погода или после сложной контрольной по математике трудно вспомнить что-то приятное, что произошло с тобой за день, нужно самостоятельно себя развеселить. Например, незапланированно сходить в кино, поиграть в какие-нибудь настольные игры дома и т. д. Такие фантазии выведут и вас, и ребенка из тяжких раздумий на волну положительных эмоций.
Тебе нужна моя помощь? Все мы знаем, как иногда сложно просить помощи у кого-то. Ребенок, который не привык получать помощь в мелочах, вряд ли обратится к вам в сложной ситуации. Поэтому начинайте с малого — предложите помочь убрать в комнате, помогите с домашним заданием. Не бойтесь разбаловать сына или дочь, ведь чем больше вы помогаете по мелочам, тем выше вероятность, что в случае серьезного конфликта ребенок придет за советом к вам. Впрочем, это не означает, что нужно начать делать все вместо ребенка.Слушая рассказ вашего ребенка, не перебивайте его и не торопитесь выносить суждения, комментируйте только тогда, когда вас об этом попросят. Не игнорируйте телесный контакт: обнимите вашего малыша или возьмите за руку. Если вы сейчас в плохом настроении или у вас нет времени — честно скажите ребенку об этом и договоритесь, когда вы сможете пообщаться позже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Уроки – это личная работа и ответственность самого ученика. | 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
А ты сделал сегодня уроки?
Содержание:
* Где заложен конфликт?
* Важно снять напряжение
* Найдите Альтернативный путь к знаниям
* Ведите дневник достижений
* Помогите ребёнку найти собственный способ обучения
* Делайте вовремя.
Можно ли в семье избежать конфликта, если каждый день там происходит скандал по поводу выполнения домашних заданий? Эти самые домашние задания часто становятся темой обсуждения во время консультаций семейных и детских психологов. Родители не могут справиться со своими отпрысками, те же ленятся, не хотят учиться, упрямы, тревожны, несобраны. Стоит только спросить: "А ты сделал сегодня уроки?" - как начинаются всяческие ухищрения – один врёт, что сегодня ничего не задали, другой не может усидеть на месте, третий ничего не понимает.
Где заложен конфликт?
Родители в этой ситуации помимо своей воли утрачивают над собой контроль, срываются, начинают орать на отпрыска, после чего их накрывает чувство вины. Некоторые просто плюют на всё и делают уроки за ученика. Такая острая реакция родителей на ситуацию с выполнением домашних заданий объясняется не только тем, что их заботит будущее и образованность своего ребёнка. Помимо этого, страдать их заставляют воспоминания о собственном школьном детстве, таких же трудностях, ожиданиях родителей, неудачах и разочарованиях. В них возрождаются старые страхи, что ребёнок, пренебрегая учёбой, никем не сможет стать.
Помимо известных им страхов, современные родители сталкиваются и с новыми проблемами. Многие из них просто теряются. Современная школа сильно изменилась и всё меньше походит на ту, в которой когда-то учились сами родители. Поэтому они и недоумевают, как могут контролировать учёбу ребёнка, и от такой потери ориентации их тревожность лишь усиливается. Поэтому задача пройти вместе с ребёнком школьные годы становится для родителей трудной и важной.
Проблемы с домашними заданиями известны практически всем семьям. Но зато они заставляют родителей лишний раз подумать о том, как они общаются с чадом, как наказывают и поощряют его, как выражают эмоции, какие стремятся передать ему ценности, и что из этого в реальности получается. Как же всё это лучше сделать?
Важно снять напряжение
Рассерженный призыв собраться и не повторять в сотый раз одну и ту же ошибку – кому это не знакомо? Когда школьник постоянно слышит одни упрёки, то и вовсе опускает руки и перестаёт стараться, поскольку уже не верит, что способен добиться успеха. Если выполнение домашних заданий превращается в муку, то от них никакой пользы не будет. Ученик лишь почувствует недовольство родителей, а его работа станет для него наказанием за то, что он такой неспособный. При таком ежедневном единоборстве последствия будут хуже, чем просто от плохих оценок.
Вот характерный пример. Мать, срываясь на крик, осыпает дочь упрёками: что она не просто ничего не понимает, но и не старается разобраться и что она ей не верит. Если попытаться представить разговор в подобном ключе с начальником на работе, то его любой сразу же причислит к несправедливым самодурам. Но дети аналогичным образом воспринимают нападки со стороны родителей. Им кажется, что весь мир против них, а из-за проклятой учёбы в семье постоянно ссорятся. Как уж тут научиться брать ответственность на себя, когда в ребёнка не верят даже родители?
Взрослому лучше пояснить ребёнку свои чувства, например, что его нервозность связана с тем, что у самого когда-то были проблемы с геометрией. А к этому добавить, как ему с этими проблемами удалось справиться. Всем, и родителям также, перед тем как сесть за уроки, не мешает успокоиться. Ребёнка вполне можно предупредить, что мама сегодня излишне раздражена, поскольку устала, а заодно поинтересоваться и состоянием ученика. И предложить ему вместе успокоиться и стараться избегать ссор. Ребёнку важно понять, что он сможет справиться с любой школьной проблемой. Если же взрослый никак не сможет утихомирить своё раздражение, то заняться уроками лучше попросить другого члена семьи, либо нанять репетитора из студентов.
Найдите альтернативный путь к знанию
Если ребёнок испытывает сильный дискомфорт от того, что не может справиться с уроками, то может в сердцах произнести, что он ничего не понимает, да это всё равно никому не нужно. А если за очередную неудачу его лишают времени возле телевизора или компьютера, заставляя многократно что-то переписывать, то это будет плохой мотивировкой и вряд ли поможет справиться с трудной темой.
Взрослые обычно недооценивают повседневные достижения своих детей, в то время как последним как раз нужна родительская похвала, которая будет питать их уверенность в своих силах. В этом плане родители не должны уподобляться школьным учителям. Ведь у первых роль совсем другая – сохранить радость жизни в ребёнке, желание познавать, любопытство, способность удивляться. Если учителей можно назвать в некоторой степени карательной инстанцией, то в родителях этого быть не должно. Их можно скорее назвать товарищами по борьбе, которую они вместе со своими отпрысками упорно ведут на протяжении 11 лет.
Если родители хотят, чтобы их отпрыск получил современное образование, то им следует позаботиться о углублении и расширении круга детских интересов. В ребёнке важно поддерживать тягу к познанию нового. Если в рабочий день где-то вне школьных стен будет проходить мероприятие, способное помочь ребёнку найти себя, то ради этого можно даже пропустить школу. Ребёнку нужно дать достаточно времени, чтобы его увлекло то дело, которое будет давать ему вдохновение. Сама школа не всегда может это дать, тут и пригодятся заботливые родители.
Ведите дневник достижений
Если достижения ребёнка связаны с учебным процессом, то на них многие родители просто не обращают внимания. Выучил теорему Пифагора, стал делать меньше ошибок в диктантах – разве это достижение, ведь так и должно быть! Взрослые пропускают массу подобных мелочей, а детям хочется, чтобы их заметили и похвалили, ведь только так вырастет их вера в себя.
Например, в одной экспериментальной парижской школе ученики ведут дневники достижений. В младших классах школьник перечисляет успехи за неделю, а учитель записывает их в дневник. По мнению директора этой школы подобный дневник не мешало бы вести и взрослым, да и сама она завела такую привычку. Маленькие победы, неприметные на фоне обыденной жизни, являются фундаментом личности. Когда у человека возникают трудности, то опираясь на них, может продолжать работать над собой. Если школа концентрируется на ошибках ученика, то ведение им дневника (первые пробы самоанализа) поможет ему полагаться на собственные ресурсы.
Помогите ребёнку найти собственный способ обучения
Школьников часто награждают ярлыками «посредственных», «бестолковых», «ленивых». Но если присмотреться, то окажется, что середняк может починить компьютер, играет на скрипке, любит читать и просто является верным другом. Вопрос заключается в том, как эти таланты заставить работать на пользу школьного обучения.
Неинтересно учиться становится не только тем детям, которым родители не оказали должной поддержки, но и тем из них, которых демотивировала сама школа, отбив у них желание учиться. В традиционной школе есть единственный способ обучения. Но у человека выявлено минимум 8 типов мышления, которые у разных людей выражены в разной степени. В школе же ориентируются только на математическое и вербальное мышление. Но у учеников начальных классов самыми активными являются музыкально-ритмический и телесный типы мышления. О том, что эти типы мышления мало задействуются, говорят такие явления, как беспокойное поведение дома за уроками (ребёнок всё время вертится, постукивает ручкой по столу).
Родителям следует исправить эту ситуацию. Пусть ребёнок споёт, что-то изобразит мимикой, вылепит из пластилина букву. Если мама вслух читает ему стихотворение, то пусть он хоть висит на шведской стенке головой вниз либо ходит взад и вперёд – это не будет мешать ему впитывать услышанное, а помогать. Детей желательно чаще водить в современные музеи с интерактивными технологиями, в которых не возбраняется, а, наоборот, поощряется трогать любые экспонаты, двигать их, нюхать, и вообще поступать так, чтобы полнее ощущать познание мир.
Делайте вовремя
Родители не всегда могут присутствовать рядом, когда их чадо занимается домашним заданием. Но он в любом случае должен ощущать их требовательное, но доброжелательное отношение. Но из-за этого не стоит переносить начало выполнения уроков на поздний вечер, когда старшие возвращаются с работы. Ведь уроки – это личная работа и ответственность самого ученика, которую он должен выполнить. А всякую работу нужно выполнять вовремя. Можно согласиться послушать ребёнка, который расскажет, что у него за день произошло, но отказаться переделывать уроки. Вместо этого лучше поиграть, поговорить, почитать вместе.
Если, придя поздно домой, родители, спросив: "А ты сделал сегодня уроки?" обнаружили, что уроки не сделаны или сделаны кое-как, то как им быть в этой ситуации? Если она является разовой, исключительной, то лучше попросту помочь чаду, чтобы он завтра не попал в неприятную ситуацию, а именно: задачу решить за него, написать сочинение, перевести с испанского. Но если такая картина наблюдается часто, тогда регулярной должна быть и помощь. Тут уж лучше нанять репетитора, договориться в группе продлённого дня, что переросток будет туда приходить, чтобы под наблюдением преподавателя готовить уроки.
Ребёнок должен постараться сделать всё, что в его силах сегодня, а помогут ему взрослые в тех местах, где это будет нужно. Завтра же он сможет сделать что-то ещё лучше – в этом должна быть установка вне зависимости, один ли он обычно делает уроки, или под присмотром родителей.
Только такой подход и можно считать правильным и ведущим к общему успеху образования.