Эссе
Предварительный просмотр:
Эссе «Я-учитель»
Школа - это мастерская,
где формируется мысль подрастающего поколения,
надо крепко держать ее в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущее.
А. Барбюс
Школа – это живой организм, который находится в постоянном развитии. Ежедневно происходит что-то новое, открываются какие-то тайны, случаются происшествия, которые выявляют необычное, интересное, важное в ребенке. Поэтому жизнь этого организма зависит от каждого члена нашего коллектива, начиная c первоклассника и заканчивая директором школы. Мне кажется, что я это чувствовала с того момента, как начала осознавать себя: я всегда любила школу, любила учиться и думала, что школа без меня обойтись не может. Так я выбрала школу местом работы и смыслом моей жизни.
А почему учитель химии? Как только человек рождается, он сразу попадает в мир химических веществ. Первый вздох – и вот уже в легких смесь газов, первый глоток материнского молока – и самый главный шедевр эволюции – белок, начинает работать в организме малыша. Разобраться с многочисленными полезными и вредными веществами, узнать их строение, свойства, роль в природе – одна из главных задач химии. Она нужна строителю, домохозяйке, чабану, врачу, повару…
И я хочу быть причастной к воспитанию тех, кто будет жить в будущем.
Сегодняшнее общество настолько развито, наука, техника и вся инфраструктура шагнули так далеко, что мы можем полететь в космос на экскурсию или опустится на дно океана. И химия – все то, что нас окружает. Открывая учащимся секреты химии, я хочу помочь им познать этот мир.
В основном химию для углубленного изучения выбирают дети, которые хотят стать врачами. В области медицины проблемой является онкология. Именно химия будет лежать в основе препаратов, способных спасти человека, когда онкологические заболевания будут лечить так же просто, как, скажем, зубную или головную боль.
Вот так я стала учителем химии.
Я понимаю, что в школе важны все предметы, но, став учителем химии, я осознала, что от меня зависит, какими врачами, учеными… будут те дети, в профессии которых профилирующим является мой предмет. Поэтому мои педагогические принципы сводятся к следующему:
- свой педагогический процесс я должна строить в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
- определять возможности учащихся и опираться на них при организации учебно-воспитательных отношений;
- строить свою деятельность, предоставляя учащимся определенную свободу для саморазвития, самоопределения, самовоспитания;
-определять методы и формы учебного процесса, направленные на подготовку учащихся с целью формирования важных для их профессий качеств, знаний и умений.
Уроки химии – это особенные уроки, на которых присутствует волшебство и вместе с тем, они очень жизненны. Химия и жизнь неразрывно связаны. Многое, что происходит в жизни, что находится вокруг нас и часто нам непонятно, можно объяснить при помощи химии.
Опыты, которые я провожу на первых уроках, кажутся детям волшебными действиями. И мне нравится доказывать им, что никакого волшебства здесь нет. А в роли волщебницы выступает химия. Вот тогда и появляется у них желание познать ее. В старших классах, особенно в профильных, химия для ребят уже не волшебный предмет, не интересная прогулка, а сложная работа: надо очень много знать, надо уметь проводить исследования во время практических работ, надо анализировать и делать выводы.
Интересно наблюдать, как зажигаются глаза ребят, когда они начинают относиться к химии не как к сложному учебному предмету, а как к урокам, связанным с бытом, питанием, здоровьем. Например, калий – это не только металл, химический элемент I группы 4-го периода периодической таблицы Д.И.Менделеева, но и элемент, без которого происходит сбой в сердечно-сосудистой системе. Такие заболевания лечатся и с помощью лекарств, и благодаря правильному питанию: калия много в кураге, картофеле. А как усваивается калий? Только в ионном виде. Интересно? Пишем уравнения…
Учителю следует принимать во внимание те этапы, на которых обычно выстраивается ситуация успеха:
- на мотивационном этапе необходимо сформировать у учащихся желание, стремление выполнить учебное задание или действие;
- на организационном этапе ученикам представляются такие задания, которые они в состоянии выполнить самостоятельно;
- на результативном этапе нужно, чтобы ученик испытал успех, радость от выполненного задания. Для этого он прежде всего должен узнать, что с заданием он справился.
В работе я использую методы и приемы, которые помогают активизировать мыслительную деятельность учащихся, стимулировать познавательный процесс. Это приемы «Знаете ли вы, что…», «Удивляй», «Лови ошибку», «Ситуация яркого пятна», «Толстые и тонкие вопросы», «Фишбоун», «Да-нет-ка». На этапе актуализации знаний хорошо работает прием «Проблемный вопрос». Так при изучении темы «Состав воздуха» я сообщаю учащимся следующий факт:
- В Италии существует получившая широкую известность пещера, которую назвали «Собачья пещера». В ней человек стоя может находиться длительное время, а забежавшая туда собака задыхается и гибнет. Почему? (Ответ: в пещере тяжелый углекислый газ стелется по дну слоем до полуметра. Собаки, попадающие в эту пещеру, задыхаются и погибают, хотя для человека пребывание в пещере безопасно).
Конечно же, после этого вопроса у ребят появится интерес к данной теме.
Чтобы добиться высокого результата, на этапе урока «Повторение и закрепление», я использую приемы «Аукцион знаний», «Метод шляп», «Показательный ответ».
Только настойчивая работа, только большая целеустремленность, усидчивость, желание познать предмет помогают детям выдержать все те трудности, которые ожидают их на пути изучения химии.
Есть у учителя особая миссия: в смене будней не пройти мимо детского интереса, заметить даже малюсенькую искорку любопытства, творчества, познания и не дать ей погаснуть в повседневных заботах. Высокое назначение педагога – отметить и поддержать талант. Конечно, выделить из сотни одного – это лишь часть задачи. Моя задача как учителя – определить склонности, интересы каждого. Необязательно, чтобы обучающийся стал химиком. Вовсе нет! Надо разглядеть и будущего строителя, и артиста, и рабочего, и шофера. Как непросто! Необходимы профессиональные и психологические знания, эрудиция и мудрость.
Ко мне приходят не только сильные ученики, и даже в профильных классах встречаются те, кому химия дается очень тяжело. Я стараюсь помочь им полюбить мой предмет хотя бы для того, чтобы сформировать у них творческое мышление, умение анализировать, применять свои знания химии на практике и в жизни.
А как я узнаю, что дети понимают материал? По глазам!!! Они становятся не пустыми, а живыми. А еще по тому, какие вопросы задают дети. Я люблю детские вопросы, в которых улавливается смысл, видна заинтересованность ребенка этим фактом. Например, при решении задач, связанных с солями, сухой язык формул превращается в удивительную головоломку: как соли влияют на организам, какая концентрация их безопасна, полезна или, наоборот, вредна. У детей возникает масса вопросов по изучаемой теме, тогда я предлагаю им обратиться к специальным предметым книгам, поискать сведения в Интернете. И когда у ребенка помощник не только учитель, но и другие источники, он начинает ощущать собственную сопричастность к каким-то явлениям в области химии. А главное, он начинает понимать сущность явлений, и тогда происходит осознание того, что и он может, появляется уверенность в себе, в своих силах, а это уже путь к успеху
Очень много внимания уделяю индивидуальным занятиям. Я подсаживаюсь к ученику и смотрю, как он решает, спрашиваю его, стараюсь понять логику его мыслей. Не ругаю, если он что-то делает неправильно, стараюсь вести доверительную беседу. И тогда он прислушивается к моим словам. Очень часто это помогает ребенку разобраться в трудных задачах, и у него тоже появляется интерес к предмету, а это уже залог успеха.
Перед современным учителем стоит много проблем. Одна из них – это соответствовать времени, соответствовать запросам современного ученика, который свободно ориентируется в действительности, который живет больше в виртуальном мире, чем в реальном. Что для этого нужно? Я должна соответствовать этим требованиям. Наука очень быстро развивается. И многие современные школы уже владеют таким оборудованием, которое позволяет проводить сложные научные исследования, лабораторные и практические работы. Тот проект, в который мы вступаем (современная цифровая школа), подразумевает развитие и оснащение школы именно в этом направлении. И я надеюсь, что в скором будущем мои ученики получат возможность заниматься научной экспериментальной деятельностью на новом, цифровом уровне, что сделает их конкурентноспособными в современном мире.
Мне хочется быть сильным учителем, оставляющим добрую память в сердцах своих учеников. Быть личностью яркой и притягательной, чтобы в ней чувствовались сила воли и душа (они проявляются во взгляде, в жесте и интонации голоса) – вот главное, что требует современность от учителя. Этому учат прочитанные книги, пройденные дороги и множество встретившихся в жизни людей. Этому учат трудности, которые встречаются на пути, потому что, преодолев препятствие, с каждым разом мы становимся сильнее. Этому учат собственные ученики изо дня в день, от урока к уроку: «обучая, учимся сами». И учителю надо быть очень способным учеником, чтобы понять и принять все уроки, преподнесенные жизнью, и стать настоящим Учителем.