Общие сведения о педагоге. Эссе "Я-учитель"
Ф.И.О педагога: Сендир-оол Алдынай Валерьевна
Должность: учитель английского языка
Образование (что и когда окончила): Тывинский Государственный университет, 2013
Специальность: Родной язык и литература с дополнительной специальностью «Английский язык»
Квалификация по диплому: учитель родного языка и литературы, английского языка
Трудовой стаж: 5
Педагогический стаж: 5
Стаж в данной общеобразовательной организации: 4
Преподаваемый предмет: английский язык, родной язык и литература
Я-учитель (эссе)
Люди мечтают летать с древнейших времен. У многих полет ассоциируется с опьяняющей свободой, безудержным счастьем, возможностью достичь недостижимого, реализовать свои планы и мечты. Думаю, что именно эти ощущения испытывали герои некоторых литературных произведений, вопрошая, почему люди не летают так, как птицы.
Умею ли я летать? Думаю, да! Для меня ощущение полета очень значимо и наступает каждый раз, когда и переживаю профессиональный успех. Конечно, такие мгновенья бывают не каждый день. Но они окрыляют и дают силы идти дальше, стремиться к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Мне в жизни повезло: я учитель. И шанс взлететь у меня есть каждый день. Ведь способ «получить крылья» очень прост: удачный урок, интересный проект, победа учеников в олимпиаде, высокие баллы на экзамене. А еще меня окрыляют такие слова: «Ура, завтра снова английский!», или: «Сегодня был самый лучший урок!».
Мечтала ли я стать учителем? Нет! Играла ли в детстве в школу? Да! Я обожала английский язык, иностранные языки вообще. А после первых же уроков английского языка в 5 классе попросила учителя заниматься со мной еще. Иностранные слова звучали для меня, как музыка, и я усердно слушала кассеты с песнями, уроками английского и мечтала стать переводчиком.
Вот только осуществить свою мечту было нелегко. При поступлении на факультет иностранных языков выяснилось, что деревенская школа, в которой я училась, не способна была обеспечить меня всеми необходимыми знаниями лексики и грамматики, навыками аудирования и пересказа газетных статей. В ней попросту не было лингафонного кабинета, не говоря о наличии газет и книг на английском языке. В течение года готовилась самостоятельно: самоучители, пластинки, бумажки с английскими словами во всех комнатах. Утром учу детей читать и писать, а вечером — зубрю времена глагола и читаю книги на английском языке.
И вот первая ступенька к моей мечте преодолена: сдан вступительный экзамен, и я студентка Тувинского государственного университета. Теперь у меня есть все возможности: современная библиотека, ежедневные занятия в лингафонном классе.
Наступил 2013 год я вернулась в родное село. И вот уже я — «англичанка», состоялся мой первый урок в обычной общеобразовательной школе. Забыть его просто нельзя, ведь вместо привычных пятнадцати, на уроке присутствовало более двадцати учеников, так как посмотреть на нового учителя пришли все. И до конца урока усердно делали вид, что тоже работают над заданиями. Затем работа в другом селе в классе с углубленным изучением английского языка. И так завертелось, закрутилось…
«А как же мечта?» — спросите вы. Ну, конечно же, осуществилась! Ведь учитель английского языка — это и переводчик, и экскурсовод, и поэт, и певец. На уроке английского возможно все! Это не работа, а мечта. Каждый урок — возможность реализовать себя, воплотить новые идеи, попробовать новые технологии и приемы, воплотить проекты и увидеть результаты своих учеников. Будни и праздники, игры и конкурсы, сотворчество и поиск, маленькие и большие победы и свершения.
«Я — учитель», и я этим живу, горжусь, и от этого счастлива. Я жду каждый новый день, каждый урок, каждого нового ученика. Я учу и учусь! И в своей работе стараюсь руководствоваться выработанными мной с годами принципами.
Принцип первый: «Влюби ученика в свой предмет. Добейся того, чтобы он стал для него одним из любимых». Ибо, по мнению Гете, научиться можно только тому, что любишь. И «нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю». А главное при этом — найти нужные слова, нестандартные приемы и методы, вызвать доверие и интерес. Выбрать интересную форму урока, создать ситуацию успеха для каждого. Увлечь, зажечь исследовательской работой, творческими заданиями, историей, традициями и культурой Великобритании. Добиться того, чтобы ребенок чувствовал удовлетворение от достигнутых успехов, от всего сделанного, сказанного, прочитанного и стремился к дальнейшему познанию. Ведь «ученик, который учится без желания — это птица без крыльев».
Безусловно, изучение иностранного языка — это тяжкий каждодневный труд. Следовательно, необходимо найти мотив, убедить в необходимости слушать, зубрить, читать, переводить. И запастись большим терпением.
Пройдет много дней, быть может, и не один год. И вот однажды, быть может, тот, кто с трудом читал и отсиживался на последней парте, станет твоим любимым учеником и главным помощником на уроке. Главное — верить, верить в каждого. А главной наградой для тебя станут простые слова одного из учеников: «Я мечтаю стать учителем английского!», или: «Я очень хочу стать переводчиком!».
И еще один принцип, как в медицине: «Не навреди ученику своему». Ты учитель, и ты ответственен за то, какими станут твои ученики. Ты ответственен не только за их саморазвитие, самоутверждение, самоопределение, но и саморегуляцию, самовоспитание и самореализацию. Именно ты ответственен за то, какими людьми станут твои мальчики и девочки. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества». И перефразируя фразу маленького принца, я бы добавила: «Мы в ответе за тех, кого мы учили». Мы не имеем права на ошибку, на фальшь. Учитель не может не заметить, не рассмотреть способностей и талантов ребенка, пройти мимо его проблем и затруднений. Учитель должен уметь чувствовать ребенка, уважать его и мнение детского коллектива, строить свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку наставника. И для этого ты должен стать настоящим волшебником, готовым достать из волшебной шляпы именно то, что сейчас необходимо твоему ученику.
И, может быть главное не в том, станут ли они переводчиками, учителями английского языка, деловыми атташе или преуспевающими бизнесменами. Главное, чтобы они стали порядочными людьми, настоящими гражданами своей страны и сохранили теплые чувства и добрые воспоминания об уроках английского, а любовь и интерес к иностранному языку смогли передать своим детям. Вот тогда, я вновь улыбнусь и гордо скажу: «Я учитель».
А когда подрастут мои дети, я обязательно им расскажу о том, что у меня есть два крыла: одно — любовь к детям, а второе — любовь к английскому языку, к своей профессии. И о том, что человек может летать не только во сне, но и наяву. Главное — правильно выбрать профессию!