Разработка урока по физике учителя Федотовой З.И ГБОУ СОШ 420 Колпинского р-на Санкт-Петербурга. Механическое движение.
Разработка урока по физике учителя Федотовой З.И
ГБОУ СОШ 420 Колпинского р-на Санкт-Петербурга.
Механическое движение.
Тип урока: повторительно - обощающий.
Форма урока: урок – соревнование.
Образовательные ресурсы : компьютер, интерактивная доска, карта с масштабом, линейка, сборник задач по физике В.И Лукашик 7-9 класс.
Оформление: эпиграф на доске « Главное в этом мире не то, где мы стоим, а то, в каком направлении движемся». Оливер Холмс.
Педагогическая цель: создать условия для закрепления у учащихся навыков решения задач (расчетных, качественных, экспериментальных ), нахождения ответов на вопросы в нестандартных ситуациях, для развития познавательного интереса к физике через решение задач междисциплинарного содержания; способствовать формированию у учащихся навыков применения полученных знаний в новой ситуации, организации коллективной работы в сочетании с самостоятельностью обучения, умения объяснять окружающие явления, развивать эмоции обучающихся посредством создания ситуаций удивления, занимательности, парадоксальности.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Научатся: определять понятия, связанные с механическим движением; применять формулы для расчета скорости движения, времени и пути, пройденного телом; решать задачи на применение формулы скорости движения; работать с таблицами физических величин; строить и читать графики движения; давать ответы на качественные вопросы о движении.
Получат возможность научиться: проявлять аккуратность при решении задач, построении графиков; доброжелательно общаться и оказывать взаимопомощь при работе в группах.
Личностные УУД: принимают и осваивают социальную роль учащегося; ОСОЗНАЮТ ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ УЧЕНИЯ; УБЕЖДЕНЫ В ВОЗМЛЖНОСТИ ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ, В НЕОБХОДИМОСТИ РАЗЛИЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВа.
Метапредметные УУД :
Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того что уже известно, и того, что еще неизвестно; определять последовательность промежуточных целей.
Познавательные: Самостоятельно формулировать определения, выделять существенные и несущественные признаки явлений, выбирать критерии для сравнения физических тел и физических явлений.
Коммуникативные: задавать вопросы с целью получения нужной информации; позитивно относиться к процессу общения; обосновывать свои выводы и умозаключения.
Организационная структура урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
Содержание.
-Мы живем в мире скоростей, больших и малых, поэтому умение вычислять скорость движения – важный момент при изучении физики.
Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить и закрепить понятия, связанные со скоростью движения, повторить формулы для вычисления скорости, пути и времени движения. Знания, которые вы получили при изучении этой темы, сегодня будем применять при решении задач. Урок
Пройдет в виде соревнования по теме « Механическое движение», а наш девиз сегодня « Хочешь понять лучше – попробуй решить!».
Работать будем в командах: три команды за разными столами. В каждой команде есть капитан, который принимает решения и распределяет работу, которая оценивается в баллах. Участники команды, которая набирает максимальное количество баллов, получает за урок «5».
Повторно-обобщающий этап.
Максимальное количество баллов за каждый правильный ответ-1.
Вопросы:
-Что называется механическим движением?
- Что называется путем, пройденным телом?
- По какой формуле определяют скорость тела?
- Какова единиwа измерения скорости тела в СИ?
- Как определить путь и время движения тела?
- Что такое тормозной путь?
2. Задачи на смекалку.
За правильный ответ – 2 балла.
- Летчик спортсмен сумел посадить самолет на крышу легкового автомобиля. При каком физическом условии это возможно?
(при равенстве скоростей самолета и автомобиля в момент соприкосновения шасси с крышей самолета.)
- Какую траекторию описывает при движении автомобиля точка обода колеса автомобиля относительно прямолинейного шоссе?
( траекторию циклоида ).
3. Физический конкурс.
За правильный ответ – 3 балла.
1. Тараканы могут бегать со скоростью до 5 км/час, быстрее всех насекомых – это как если бы человек бежал со скоростью 320 км/час.
Выразите скорости в м/с? (1,4 и 88,9 м/с ).
2. Одна из самых маленьких птиц в мире – красношейка – колибри ежегодно пересекает Мексиканский залив шириной 800 км. Определите время, затрачиваемое ею на этот перелет, если скорость полета составляет 22м/с. Считать движение птицы равномерным. ( 10 часов.)
3. Ежегодно полярные крачки совершают перелет в 35000 км из Антарктики в Арктику и обратно. За 22 года они пролетают путь, равный путешествию на Луну и обратно. Вычислите расстояние до Луны. ( 385000 км ).
4. Спортсмену присваивают звание мастера спорта, если он пробежит дистанцию в 100 м за 10,3 с или меньше. Выполнил ли норму легкоатлет, пробежавший 100 м со скоростью 9,75 м/с? (Да.)
5. ТУ-154 – среднемагистральный реактивный пассажирский самолет, разработанный в 1963 году. Определите, за какое время пролетит самолет ТУ-154 расстояние от Волгограда до Краснодара, если этот лайнер обладает средней скоростью 800 км/час? Расстояние измерьте по карте, учитывая масштаб.
6. 1 июня 1998 года австралийка Сьюзи Марони проплыла расстояние от Мексики до Кубы без остановок за 38 часов 33 минуты. Определите среднюю скорость заплыва? Ширину Юкананского пролива определите по карте. ( ширина пролива – 180 км. Средняя скорость заплыва – 4,67 км/ч ).
7. Улиток часто помещают в аквариум для очистки его стенок. Определите среднюю скорость движения улитки, если она за трое суток проползла по стенке расстояние в 42 см. (0,0000016 м/с ).
8. Конькобежец Е.Гришин в 1963 г. Установил рекорд мира, пробежав дистанцию 500 м за 39,5с. Найдите среднюю скорость конькобежца и выразите ее в км /ч? ).
9. Атомный ледокол « Арктика» мог продвигаться в сплошных льдах толщиной более 1,5 м непрерывным ходом со скоростью 13 км/ч.Сколько времени необходимо ледоколу для того, чтобы пройти в таких льдах 1 км? (4,8 минуты).
10. По преданию, после Марафонской битвы ( 490 г. До н. э) греческий воин-гонец нес в Афины весть о победе греков над персами. Прибежав, он сообщил о победе и упал замертво. В память об этом событии в соревнования по легкой атлетике включена дистанция 42 км 195 метров, которая называется « марафонской бег». Мировой рекорд по бегу на эту дистанцию среди мужчин составил 2ч 8 мин о,05с. Вычислите среднюю скорость рекордсмена. ( 5,6 м/с ).
Итоги урока – соревнования.
- На сегодняшнем уроке мы повторили основные понятия, связанные со скоростью движения; повторили формулы для расчета скорости, пути и времени, и применили их к решению задач; учились работать в группах. Победителем по итогам игры стала команда…
Рефлексия.
- Как вам понравилось сегодня работать в группе?
- Все ли чувствовали себя комфортно?
-Каким было ваше настроение на уроке?
| Начало урока | Середина урока | Конец урока |
плохое |
|
|
|
хорошее |
|
|
|
отличное |
|
|
|
Домашнее задание: повторить параграф 13-17, упр.5 (3,4,5)