для учащихся
На данной странице учащиеся могут прорешать тесты и проведить свои знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_po_teme_kletka_9_klass.docx | 20.9 КБ |
test_po_teme_evolyutsiya_11_klass.docx | 17.55 КБ |
zadaniya_k_uroku_fotosintez_9_klass.docx | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест «Строение клетки».
9 класс
Вариант I
1. Процесс фагоцитоза, для клетки, нужен для:
1) выделения
2) размножения
3) питания, проникновения твердых веществ в клетку
4) питания, проникновения жидких веществ в клетку
2. Где находится ДНК клетки у прокариотов:
1) в ядре
2) в цитоплазме
3) в органоидах
4) в мембране
3. Что составляет кариотип организма:
1) диплоидный набор хромосом
2) гаплоидный набор хромосом
3) сумма диплоидных и гаплоидных наборов хромосом
4) разность между диплоидным и гаплоидным наборами хромосом
4. Для синтеза и хранения пищеварительных ферментов в клетке, необходимо наличие:
1) эндоплазматической сети
2) эндоплазматической сети и рибосом
3) эндоплазматической сети, рибосом, комплекса Гольжи
4) эндоплазматической сети и комплекса Гольжи
5. Какие органоиды клетки способны синтезировать АТФ:
1) ядро и клеточный центр
2) митохондрии и пластиды
3) лизосомы и рибосомы
4) эндоплазматическая сеть и комплекс Гольжи
6. Ассимиляция в клетке – это…
7. Какова энергетическая ценность расщепления 1 молекулы глюкозы на этапе неполного
бескислородного расщепления:
1) 1 молекула АТФ
2) 18 молекул АТФ
3) 2 молекулы АТФ
4) 36 молекул АТФ
8. К автотрофным организмам относятся:
1) только фототрофы
2) только фототрофы и хемотрофы
3) только фототрофы, хемотрофы и гетеротрофы
4) гетеротрофы
9. В темновую фазу фотосинтеза происходит:
1) разложение АТФ и глюкозы
2) синтез АТФ и окисление глюкозы
3) синтез АТФ и глюкозы
4) разложение АТФ и синтез глюкозы
10. Выберите все верные, по вашему мнению, ответы.
Какими продуктами реакции заканчивается световая фаза фотосинтеза:
1) вода
2) углекислый газ
3) углеводы
4) кислород
5) АТФ
6) сероводород
7) водород
8) хлорофилл
9) хлороводород
10) АДФ
11. Синтез белка на рибосоме – это:
1) трансмиссия
2) трансформация
3) трансляция
4) транскрипция
12. На основе схемы строения молекулы ДНК достройте по принципу комплементарности и-РНК,т-РНК:
А-А-Т-Ц-Г-Т-У-Г-Ц-А-Г-Т-А-Ц-Т-А-Г-Г
13. Перевод последовательности нуклеотидов молекулы и-РНК в последовательность аминокислот синтезируемого белка – это…
14. Укажите ассоциацию:
молекула белка : фрагмент ДНК = антикодон т- РНК: ?
15. Указать правильную последовательность смены фаз в митотическом цикле деления клетки:
А) метафаза
Б) профаза
В) интерфаза
Г) анафаза
Д) телофаза
Тест «Строение клетки».
9 класс
Вариант II
1. Процесс пиноцитоза, для клетки, нужен для:
1) выделения
2) размножения
3) питания, проникновения твердых веществ в клетку
4) питания, проникновения жидких веществ в клетку
2. Где находится ДНК клетки у эукариотов:
1) в ядре
2) в органоидах
3) в цитоплазме
4) в мембране
3. Хроматин состоит из:
1) белка
2) углеводов
3) АТФ
4) ДНК
4. Для синтеза белков в клетке, необходимо наличие:
1) эндоплазматической сети
2) эндоплазматической сети и комплекса Гольжи
3) эндоплазматической сети и рибосом
4) эндоплазматической сети, рибосом, комплекса Гольжи
5. Какие органоиды клетки содержат собственную ДНК:
1) ядро и клеточный центр
2) митохондрии и пластиды
3) лизосомы и рибосомы
4) эндоплазматическая сеть и комплекс Гольжи
6. Диссимиляция в клетке – это…
7. Какова энергетическая ценность расщепления 1 молекулы глюкозы на этапе полного кислородного расщепления:
1) 2 молекула АТФ
2) 38 молекулы АТФ
3) 36 молекул АТФ
4) 72 молекул АТФ
8. К автотрофным организмам относятся:
1) капуста и подсолнечник
2) постельный клоп и чесоточный клещ
3) кролик и лисица
4) корова и амеба
9. В световую фазу фотосинтеза происходит:
1) синтез воды и АТФ
2) синтез воды и разложение АТФ
3) фотолиз воды и синтез АТФ
4) фотолиз воды и разложение АТФ
10. Выберите все верные, по вашему мнению, ответы.
Какими продуктами реакции заканчивается темновая фаза фотосинтеза:
1) вода
2) углекислый газ
3) углеводы
4) кислород
5) АТФ
6) сероводород
7) водород
8) хлорофилл
9) хлороводород
10) АДФ
11. Указать правильную последовательность смены процессов в биосинтезе белка в клетке:
А) трансляция
Б) транскрипция
В) синтез ферментов
Г) образование полисомы
12. На основе схемы строения молекулы ДНК постройте по принципу комплементарности и-РНК, т-РНК:
А-Ц-Г-Т-Г-Г-А-Ц-Г-Ц-Т-Т-А-Ц-Г-Ц-Ц-Г
13. Информация о последовательности нуклеотидов какого – либо гена ДНК «переписывается» в последовательность нуклеотидов и-РНК – это…
14. Редупликация – это:
1) чередование фаз в митозе
2) удвоение молекул ДНК
3) процессы в телофазе
4) спирализация (скручивание) хромосом
15. Дочерние хроматиды отделяются друг от друга и расходятся к полюсам клетки. Движение хроматид происходит из – за укорачивания нитей веретена. Характеристика …фазы митоза.
№ ТЗ | Ответы варианта I (А) | Ответы варианта II (Б) |
1 | 3 | 4 |
2 | 2 | 1 |
3 | 3 | 4 |
4 | 4 | 3 |
5 | 2 | 2 |
6 | весь набор реакций биосинтеза веществ в клетке | совокупность реакций распада веществ в клетке, сопровождающаяся выделением энергии |
7 | 3 | 3 |
8 | 2 | 1 |
9 | 1 | 4 |
10 | 1,4,5 | 1,3,10 |
11 | 4 | ВБАГ |
12 | ||
13 | трансляция | транскрипция |
14 | кодон и-РНК | 2 |
15 | ВБАГД | анафаза |
Предварительный просмотр:
1 вариант
1.Эволюция это:
а) учение об изменении живых организмов.
б) учение, объясняющее историческую смену форм живых организмов глобальными катастрофами.
в) необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы.
г) раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов.
2.Движущей и направляющей силой эволюции является:
а) дивергенция признаков.
б) разнообразие условий среды.
в) приспособленность к условиям среды.
г) естественный отбор.
3.Единицей эволюционного процесса является:
а) особь.
б) популяция.
в) мутация.
г) вид.
4.Какое из названных «приобретений» животных можно считать ароморфозом?
а) утрата шестянного покрова слонами.
б) положение яиц пресмыкающихся и их развитие на суше.
в) удлинение конечностей лошади.
5.Какое из приспособлений можно считать идиоадаптацией?
а) превращение листьев кактуса в колючки.
б) утрата органов пищеварения у плоских червей.
в) возникновение теплокровности.
6.Разные виды дарвиновских вьюрков возникли путем:
а) ароморфоза.
б) дегенерации.
в) идиоадаптации.
7.Физиологический критерий вида проявляется в том, что у всех его особей:
а) наблюдается сходство всех процессов жизнедеятельности.
б) определенный набор и форма хромосом.
в) наблюдается сходство химического состава.
г) имеется сходство внешнего и внутреннего строения.
8.Относительность морфологического критерия вида состоит в том, что:
а) ареалы разных видов совпадают.
б) наборы хромосом у разных видов одинаковые.
в) самцы и самки одного вида различаются внешне.
г) разные виды обитают в сходных условиях.
9.При определении принадлежности организма к тому или иному виду необходимо учитывать:
а) комплекс критериев вида.
б) знания о входящих в него популяциях.
в) к какому роду принадлежит вид.
г) историю развития вида.
10.Группа наиболее сходных особей вида, относительно обособленных от других групп этого вида, длительно проживающая на определенной территории, представляет собой:
а) стадо.
б) популяцию.
в) подвид.
г) род.
11.Особей в одну популяцию объединяет:
а) изоляция.
б) общность питания.
в) наличие хищников.
г) свободное скрещивание.
12.Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор проявляется в популяции, поэтому ее считают:
а) структурной единицей вида.
б) единицей экосистемы.
в) компонентом биосферы.
г) единицей эволюции.
13.Борьба за существование играет большую роль в эволюции,так как:
а) сохраняет особей преимущественно с полезными изменениями.
б) сохраняет особей с любыми наследственными изменениями.
в) поставляет материал для отбора.
г) обостряет взаимоотношения между особями.
14.В результате взаимодействия движущих сил эволюции происходит:
а) размножение организмов.
б) образование новых вводов в природе.
в) мутационный процесс.
г) изоляция популяций.
15.К движущим силам эволюции относят:
а) многообразие видов.
б) борьба за существование.
в) видообразование.
г) приспособленность.
16.Каковы последствия движущего отбора?
а) сохранение старых видов.
б) поддержание нормы реакции.
в) появление новых видов.
г) устранение особей с новыми мутациями.
17.Роль рецессивных мутаций в эволюции состоит в том, что они:
а) проявляются в первом поколении.
б) являются скрытым резервом для наследственной изменчивости.
в) как правило, вредны для организма.
г) затрагивают гены клеток тела, а не гамет.
1 вариант
1.Материалом для эволюционных процессов служит:
а) генетическое разнообразие популяций.
б) вид.
в) благоприобретенные признаки.
г) бесполезные и вредные привычки.
2.Начало биологической эволюции связывают с появлением на Земле:
а) доклеточных форм жизни - вирусов.
б) клеточных форм жизни.
в) биополимеров.
г) фазообособленных систем.
3.При стабилизирующем отборе признаки организмов не изменяются:
а) не меняются определяющие эти признаки гены.
б) не изменяются условия среды.
в) отбор сохраняет полезные и устраняет вредные в данных условиях признаки.
г) сохраняются «живые ископаемые».
4.Водоросли относятся к низшим, а мхи к высшим растениям, потому что:
а) мхи размножаются спорами, а водоросли нет.
б) у мхов есть хлорофилл, а у водорослей нет.
в) у мхов есть органы, повысившие их организацию по сравнению с водорослями.
г) разделение на низшие и высшие растения условно, потому что и мхи, и водоросли находятся на одном уровне развития.
5.В результате появления хлорофилла организмы перешли:
а) к автотрофному питанию.
б) к гетеротрофному питанию.
в) к смешанному виду питания.
6.Разнообразие приспособлений объясняется:
а) только влиянием условий среды на организм.
б) взаимодействием генотипа и условий среды.
в) только особенностями генотипа.
7.Приспособленность вида к жизни в разных условиях в пределах своего ареала обеспечивает его существование в форме:
а) популяций.
б) отдельных особей.
в) колоний.
г) сообществ.
8.Морфологический критерий вида - это:
а) область распространения.
б) особенности процессов жизнедеятельности.
в) особенности внешнего и внутреннего строения.
г) определенный набор хромосом и генов.
9.Для определения недостаточно использовать только морфологический критерий, так как:
а) существуют виды-двойники.
б) виды разделены на популяции.
в) близкие виды могут занимать один ареал.
г) близкие виды могут занимать разные ареалы.
10.Диплоидный набор хромосом - это критерий вида:
а) морфологический.
б) биохимический.
в) генетический.
г) физиологический.
11.Элементарной единицей существования и адаптации вида является:
а) особь.
б) популяция.
в) подвид.
г) сорт.
12.Естественный отбор-это:
а) сложные отношения между организмами и не живой природой.
б) процесс сохранения особей с полезными им наследственными изменениями.
в) процесс образования новых видов в природе.
г) процесс роста численности популяций.
13.Фактор эволюции, основу которого составляет возникновение преград к свободному скрещиванию особей, называют:
а) модификацией.
б) естественным отбором.
в) изоляцией.
г) популяционными волнами.
14.Какова роль полового отбора в природе:
а) улучшает генофонд популяций.
б) способствует развитию видовых признаков.
в) сохраняет плодовитость самок.
г) способствует высокой плодовитости.
15.Гомологичные считаются органы:
а) сходные по происхождению.
б) выполняющие разные функции.
в) не имеющего общего плана строения.
г) различные по происхождению.
16.Что представляет собой дивергенция?
а) схождение признаков у не родственных видов.
б) расхождение признаков у родственных видов.
в) приобретение узкой специализации.
г) образование гомологичных органов.
17.В направлении возникновения новых видов в природе действует:
а) наследственная изменчивость.
б) межвидовая борьба.
в) естественный отбор.
г) искусственный отбор.
Предварительный просмотр:
«Фотосинтез»
Фотосинтез – процесс сложный и многоступенчатый. Исследования показали, что фотосинтез включает две основные стадии: световую и темновую.
Световая стадия — квант красного цвета, поглощенный хлорофиллом, переводит электрон в возбужденное состояние. Он приобретает большой запас энергии и перемещается на более высокий энергетический уровень. Его можно сравнить с камнем, поднятым на высоту, набирающим потенциальную энергию. Он теряет ее, падая с высоты. Перемещаясь с одной ступени на другую, электрон теряет энергию, которая используется для синтеза молекулы АТФ. Этот электрон замещается на электрон воды, так как вода под действием света подвергается фотолизу. Фотолиз происходит в полости тилакоида. Кислород, образуемый в результате расщепления (фотолиза) воды, является побочным продуктом реакции и удаляется из клетки или частично расходуется на процессы дыхания. Кроме того, на данной стадии образуется довольно большое количество энергии в виде молекулы АТФ, которая затем расходуется в темновых реакциях.
Вторая стадия фотосинтеза — темновая. В темновой стадии используются образовавшиеся в световой стадии продукты. Происходит преобразование углекислого газа в простые углеводы — моносахариды. Их создание идет путем большого количества реакций за счет энергии АТФ. В результате этих реакций образуются молекулы глюкозы, из которых в дальнейшем образуются полисахариды (например, крахмал). Так как эти реакции происходят без участия света, стадия названа темновой. Она проходит в строме хлоропластов.
Суммарное уравнение фотосинтеза выглядит следующим образом:
6CO2 + 6H2O ---> C6H12O6 (глюкоза) + 6O2
На скорость фотосинтеза влияют внешние условия: свет, температура, концентрация углекислого газа. Если эти параметры достигают оптимальных величин, то происходит усиление фотосинтеза. Благодаря фотосинтезу 1-1,5% энергии солнца запасается в виде органических молекул.
Фотосинтезирующие организмы дают пищу гетеротрофам, а также кислород, необходимый для дыхания всем живым существам на планете. Установлено, что 21% кислорода в атмосфере является в основном продуктом фотосинтеза.
Фотосинтез — это единственный процесс, при котором происходит превращение солнечной энергии в энергию химических связей органических соединений. Таким образом, энергия из космоса накапливается в виде углеводов, белков и жиров, обеспечивая процессы жизнедеятельности всех организмов на планете Земля.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
1.Какие фазы, включает в себя процесс фотосинтеза?
2.Где происходит первая фаза фотосинтеза?
3.Главное условие первой фазы фотосинтеза?
4.Какие процессы происходят на первом этапе фотосинтеза?
5.Какие вещества выделяется в результате первой фазы фотосинтеза?
6. Где происходит первая фаза фотосинтеза?
7.Какие вещества, необходимы для второй фазы фотосинтеза?
8.Какие процессы происходят на втором этапе фотосинтеза?
9.Какие вещества выделяется в результате второй фазы фотосинтеза?
10.Для каких организмов, характерен фотосинтез?
11.Какого значение фотосинтеза?
Задания к тексту
1.Сравните две фазы фотосинтеза и заполните таблицу:
Признаки сравнения | Световая фаза | Темновая фаза |
Место протекания процессов | ||
Условия | ||
Необходимые вещества | ||
Процессы, происходящие на данном этапе | ||
Какие вещества образуются |
2.Прочитайте параграф в учебнике и заполните таблицу и найдите черты сходства и отличия между этими процессами.
«Черты сходства и отличия фотосинтеза и хемосинтеза»
Сходства | Фотосинтез | Хемосинтез |
Отличия |
Признаки сравнения | Световая фаза | Темновая фаза |
Место протекания процессов | Мембраны тилакоидов | Строма хлоропласта |
Условия | Свет | Наличие света не обязательно |
Необходимые вещества | Вода, углекислый газ, АДФ, НАДФ | Углекислый газ, АТФ, НАДФ-Н, |
Процессы, происходящие на данном этапе | Фотолиз воды, Нециклическое фосфорилирование (образование АТФ) | Цикл Кальвина |
Какие вещества образуются | Кислород (удаляется в атмосферу), АТФ, НАДФ-Н. | Глюкоза, АДФ, НАДФ |