Работа с родителями.

Бирюкова Наталья Ивановна

Консультация «Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи у дошкольников»

На пятом году жизни ребенка продолжается работа над обобщающими понятиями (мебель, посуда, обувь, одежда, головные уборы, транспорт, овощи, фрукты, названиями домашних животных и их детенышей, диких животных европейской полосы и их детенышей, домашних, городских и диких птиц. Ребенок должен знать не только как они называются, но и кто как говорит, кто что ест.

Постепенно в словарь вводятся названия профессий и действий, связанных с профессиональной деятельностью; при этом хорошо использовать ролевые игры.

Учите ребенка использовать слова, характеризующие эмоции и взаимоотношения людей. Для этого хорошо использовать разнообразные сюжетные картины, при обсуждении которых можно обратить внимание малыша на чувства людей, отношения между ними, попросить поставить себя на место каждого из героев, рассказать, что бы он чувствовал в такой ситуации.

Закрепляйте правильное употребление слов, обозначающих местоположение предметов, и предлогов.

Отдельная работа должна проводиться по введению в речь малыша антонимов. Вначале необходимо подобрать парные картинки, чтобы он наглядно увидел разницу между антонимами, например: чистый мальчик – грязный мальчик; старая книга – новая книга; днем светло – ночью темно; машина далеко – машина близко и т. д. После того как ребенок усвоит антонимы, желательно закрепить их на материале сложносочиненных предложений типа «Этот мальчик грязный, а этот – чистый» или «Эта книжка новая, а не старая». Предложите ребенку поиграть в игру «Наоборот». Я говорю: «Эта машина близко»; ты говоришь: «Эта машина не близко, а далеко».

Учите малыша употреблять числительные.

Продолжается работа по совершенствованию навыков словоизменения.

Родительный падеж единственного числа существительных. Предложите ребенку рассмотреть и запомнить четыре-пять картинок или предметов, выложенных на столе, попросите отвернуться, уберите одну картинку и спросите: «Чего не стало? ».

Родительный падеж множественного числа существительных хорошо закрепляется в играх с картинками или предметами. Например: попросите малыша найти картинки, на которых нарисован один предмет и много таких же предметов, назвать их: один мяч – много мячей, одна кукла – много кукол, один стол – много столов, один стул – много стульев.

Множественное число существительных, обозначающих детенышей домашних и диких животных: щенок – щенята, медвежонок – медвежата.

Образование глаголов настоящего времени хорошо закреплять в ходе ответов на вопросы: «Нам надо мыть посуду. Что делают ребята? Моют посуду. После обеда хорошо пить чай. Что делает бабушка? Пьет чай».

Спряжение глаголов единственного числа по лицам: я ем, ты ешь, он ест.

Изменение прилагательных по родам. Прежде чем приступить к этому виду работы, необходимо проверить, умеет ли ребенок согласовывать местоимения «мой», «моя», «мое» с существительными. Для этого поиграйте в «Жадину». Разложите на столе картинки или предметы, предложите ребенку поочередно забирать их себе, говоря при этом: «Это моя шапка. Это мой свитер. Это мое полотенце» и т. д. Если малыш правильно согласовывает местоимения с существительными, можно переходить к согласованию прилагательных с существительными. Примеры заданий: «Назови вкус предметов: сахар, соль, лимон, молоко, мороженое» и т. д. Игра «Наоборот»: табурет твердый, а софа… Шарф чистый, а полотенце… ». Игра «Аналогии»: Вода горячая и чайник… Снег белый и зайка… ».

Поощряйте детское словотворчество, однако старайтесь в мягкой форме подсказывать ребенку правильные, общеупотребительные образцы слов.

В работе над грамматическим строем речи учите ребенка распространять предложения за счет определений и обстоятельств, а также строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Для этого можно использовать игру»Кто больше? ». Попросите малыша составить предложение по картинке, например: «На стуле спит кот». Каждый поочередно произносит одно и то же предложение, добавляя к нему определения: «На деревянном стуле спит кот. На большом деревянном стуле спит кот. На мягком большом деревянном стуле спит кот. На мягком большом деревянном стуле спит рыжий кот». И т. д. Скорее всего, особенно вначале, ребенок попытается при распространении предложений использовать антонимы, например: «На большом мягком, твердом деревянном стуле… ». Объясните ребенку, что, поскольку речь идет об одном и том же предмете, так говорить неправильно: стул не может быть одновременно и мягким, и твердым. Вскоре такие ошибки исчезнут.

При изучении антонимов мы уже познакомили малыша с составлением сложносочиненных предложений с союзом «а». Продолжим работу, составляя предложения по картинке с несколькими действующими лицами, употребляя союзы «а», «и»: «Петя играет в песочнице, и Маша играет в песочнице. Петя играет в песочнице, а Маша читает книгу».

Работу над сложноподчиненными предложениями лучше начинать с фраз типа «Сначала, а потом». Можно подобрать пары сюжетных картинок (мальчик ест – мальчик моет посуду, девочка умывается – девочка вытирается и т. д., предложить малышу найти нужные пары и составить предложения. Хорошо использовать игру «Найди ошибку», когда взрослый заведомо неправильно выстраивает причинно-следственные связи, а малыш его исправляет: «Сначала я вытру посуду, а потом помою ее. Сначала я нарисую, а потом возьму карандаши и т. д. ».

Работу над сложноподчиненными предложениями с союзом «потому что» целесообразно организовать в форме игры «Почемучка»: разложите на столе различные предметы (зонтик, ложка, машинка, чашка и т. д., попросите ребенка поочередно брать их и отвечать на ваши вопросы, например: «Почему ты взял чашку? ». – «Я взял чашку, потому что хочу пить».

В работе над сложноподчиненными предложениями с союзом «чтобы» можно использовать ту же игру или игру «Волшебник». Предложите ребенку представить, что он волшебник и все его желания сбываются, дайте ему волшебную палочку и попросите загадать желание: «Я хочу чтобы… ».

Изучая сложноподчиненные предложения с союзом «что», поиграйте с ребенком в игру «Знайка и Незнайка»: вначале вы будете Знайкой, а ребенок Незнайкой, потом поменяйтесь ролями. Взрослый: «Я знаю, что медведь зимой спит». Ребенок: «Я не знаю, что медведь зимой спит». И т. д.

Связная речь. На пятом году жизни продолжается совершенствование диалогической речи. Учите малыша описывать картину, составлять рассказы по картине или серии сюжетных картин. Формируйте умение объяснять последовательность своих действий при выполнении того или иного задания.

Большое значение в этом возрасте, как и ранее, придается чтению детских сказок, их пересказу. Ребенок должен научиться объяснять, почему ему нравится или не нравится сказка, рассказать про своего любимого героя. Рекомендуется также заучивание стихов, что способствует развитию слухоречевой памяти, обогащению словаря и уточнению грамматических конструкций.