Организация работы социально-психологической службы образовательного комплекса

Наталия Анатольевна Бочкарёва

 

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

 

Нормативно правовая документация для организации психолого-педагогической деятельности в образовательном учреждении.

Предметные компетенции психологов, реализующих программу ПС ООП

Схема взаимодействия.

Основные направления работы социально-психологической службы .

Основные функциональные обязанности сотрудников социально-психологической службы .

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нормативно правовая документация

для организации психолого-педагогической деятельности в образовательном учреждении. 

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в ред. от 07.05.2013 № 99-ФЗ);
  • Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы;
  • национальная образовательная инициатива "Наша новая школа";
  • приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 18.12.2012) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
  • приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373";
  • приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
  • Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")".

"ВВЕДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ (ФГОС) СУЩЕСТВЕННО УКРЕПИЛО ПОЗИЦИИ ПСИХОЛОГА В ШКОЛЕ, ПОСКОЛЬКУ В НИХ ЧЕТКО ОПРЕДЕЛЕНЫ ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ". Ю.М. ЗАБРОДИН, Д-Р ПСИХОЛ. НАУК, ПРОРЕКТОР МГППУ

Выделим те положения федеральных и региональных документов, где четко

обозначены стратегии психологического сопровождения современного образования.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"


Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; {..}
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

4. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи также оказывает помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, оказывает методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также осуществляет мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

5. На центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы


Стратегической целью государственной молодежной политики является "создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного социально-ориентированного развития страны".

Реализация государственной политики в данной сфере деятельности будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:

  • вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи;
  • формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи;
  • гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.

Одними из задач Программы являются:

  • • модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на всестороннее развитие детей и достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;
  • обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи. Реализация задачи предусматривает поддержку социальной активности молодежи.
  • Негативные тенденции в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия) свидетельствуют о необходимости усиления участия образования в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.
  • Все дети с ограниченными возможностями здоровья, которым показано обучение, получат возможность получения общего образования в дистанционной форме или в форме инклюзивного образования и соответствующего психолого-медико-социального сопровождения.
  • Для успешного обучения и социализации обучающихся, имеющих трудности в обучении и социальной адаптации, для детей из семей с низким социально-экономическим статусом необходимы специальные ресурсы (финансовые, кадровые, организационные), позволяющие в том числе организовывать дополнительные занятия с отстающими школьниками, осуществлять психологическое и социально-педагогическое сопровождение, тьюторство.

    Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
     
  • Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
  • Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
  • Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.
    Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе.

    Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 18.12.2012) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
         В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

    Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
    Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
    1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
    2) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
    3) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
    4) овладение логическими действиями сравнения, анализа,
    синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
    установления аналогий и причинно-следственных связей, постро-
    ения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
    5) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
    6) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
    7) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
        Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся на ступени начального общего образования.
    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:

{..} использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

{...} формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ; {.}
    Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).


Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"
(пункт 28)

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:

  • преемственность содержания и форм организации образовательного процесса, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования;
  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;
  • вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
  • диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
  • вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).


Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

     метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

    Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования {..} должна быть направлена:
    на использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах).

   Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать:
преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развитие своей экологической культуры; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")"
Подпрограмма "Общее образование":

  • формирование «инновационного поколения города Москвы» - плеяды молодых людей, мотивационно, интеллектуально и психологически подготовленных к работе в инновационном секторе города Москвы;
  • индивидуализация образовательного маршрута и организация психолого-медико-педагогического сопровождения для детей с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями в развитии;
  • формирование у подрастающего поколения нравственных ценностей, культурной идентичности, коммуникативной компетенции, способностей к ответственному самоопределению;
  • адресные мероприятия по поддержке особых категорий обучающихся и воспитанников (дети с ОВЗ, высокомотивированные дети, дети-мигранты).

С уважением Бочкарёва Н.А.



Предварительный просмотр:

Основные функциональные обязанности сотрудников социально-психологической службы ГБОУ СОШ № 629

Сотрудники

Функциональные обязанности

Руководитель

СПС

Организует работу службы;

обеспечивает систематичность заседаний СПС;

формирует состав участников для очередного заседания;

формирует состав учащихся, которые обсуждаются или

приглашаются на заседание;

координирует связи с участниками образовательного процесса,

структурными подразделениями школы;

контролирует выполнение рекомендаций СПС.

Педагог-психолог

школы

Главной задачей педагога-психолога является создание условий для полноценного личностного и интеллектуального развития детей на каждом возрастном этапе, формирования у них способностей к самоорганизации и саморазвитию.

Работа педагога психолога осуществляется по следующим

основным направлениям:

-психопрофилактика;

-психодиагностика;

-психологическое консультирование;

-психокоррекция и развитие.

Социальный

педагог

Дает информацию социального характера о семьях обучающихся;

предоставляет информацию о социально-педагогической ситуации в школе и микрорайоне;

устанавливает причины отклоняющегося поведения детей и

подростков, причины социального неблагополучия семьи;

содействует выявлению одаренных детей, а также детей с

эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии;

прогнозирует, на основе анализа социально-педагогической

ситуации, процесс воспитания и развития личности;

формирует демократическую систему взаимоотношений в детской и подростковой среде;

осуществляет взаимодействие с ОВД района; КДН и ЗП

Учитель-логопед

Осуществляет деятельность по коррекции отклонений в развитии учащихся;

обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта;

комплектует группы для занятий, с учетом психофизического

состояния обучающихся;

проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций речи;

работает в тесном контакте с учителями, психологами, посещает занятия и уроки;

консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям.

Классные руководители

Дают развернутую педагогическую характеристику на ученика по предлагаемой форме;

Осуществляют рекомендации сотрудников СПС;



Предварительный просмотр:

Нормативно правовая документация

для организации психолого-педагогической деятельности в образовательном учреждении.

•        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в ред. от 07.05.2013 № 99-ФЗ);

•        Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы;

•        национальная образовательная инициатива "Наша новая школа";

•        приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 18.12.2012) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";

•        приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373";

•        приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

•        Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")".

"ВВЕДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ (ФГОС) СУЩЕСТВЕННО УКРЕПИЛО ПОЗИЦИИ ПСИХОЛОГА В ШКОЛЕ, ПОСКОЛЬКУ В НИХ ЧЕТКО ОПРЕДЕЛЕНЫ ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ". Ю.М. ЗАБРОДИН, Д-Р ПСИХОЛ. НАУК, ПРОРЕКТОР МГППУ

Выделим те положения федеральных и региональных документов, где четко

обозначены стратегии психологического сопровождения современного образования.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; {..}

4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

4. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи также оказывает помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, оказывает методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также осуществляет мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

5. На центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы

Стратегической целью государственной молодежной политики является "создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного социально-ориентированного развития страны".

Реализация государственной политики в данной сфере деятельности будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:

•        вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи;

•        формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи;

•        гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.

Одними из задач Программы являются:

•        • модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на всестороннее развитие детей и достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

•        обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи. Реализация задачи предусматривает поддержку социальной активности молодежи.

•        Негативные тенденции в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия) свидетельствуют о необходимости усиления участия образования в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.

•        Все дети с ограниченными возможностями здоровья, которым показано обучение, получат возможность получения общего образования в дистанционной форме или в форме инклюзивного образования и соответствующего психолого-медико-социального сопровождения.

•        Для успешного обучения и социализации обучающихся, имеющих трудности в обучении и социальной адаптации, для детей из семей с низким социально-экономическим статусом необходимы специальные ресурсы (финансовые, кадровые, организационные), позволяющие в том числе организовывать дополнительные занятия с отстающими школьниками, осуществлять психологическое и социально-педагогическое сопровождение, тьюторство.

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"

•        Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

•        Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

•        Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.

Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе.

Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 18.12.2012) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

      В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

•        ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

•        признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

•        учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

•        обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

•        разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

•        личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;

•        метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

    Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

•        овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

•        принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

•        развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

•        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

•        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

•        формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

3) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

4) овладение логическими действиями сравнения, анализа,

синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,

установления аналогий и причинно-следственных связей, постро-

ения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

5) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

6) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

7) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

     Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:

{..} использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

{...} формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ; {.}

     Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

•        выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

•        осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"

(пункт 28)

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:

•        преемственность содержания и форм организации образовательного процесса, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования;

•        учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

•        формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;

•        вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);

•        диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);

•        вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

     метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

     Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования {..} должна быть направлена:

     на использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах).

    Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать:

преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;

учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развитие своей экологической культуры; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);

диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);

вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")"

Подпрограмма "Общее образование":

•        формирование «инновационного поколения города Москвы» - плеяды молодых людей, мотивационно, интеллектуально и психологически подготовленных к работе в инновационном секторе города Москвы;

•        индивидуализация образовательного маршрута и организация психолого-медико-педагогического сопровождения для детей с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями в развитии;

•        формирование у подрастающего поколения нравственных ценностей, культурной идентичности, коммуникативной компетенции, способностей к ответственному самоопределению;

•        адресные мероприятия по поддержке особых категорий обучающихся и воспитанников (дети с ОВЗ, высокомотивированные дети, дети-мигранты).

С уважением Бочкарёва Н.А.



Предварительный просмотр:

Предметные компетенции психологов, реализующих программу ПС ООП

Подпрограмма

Предметные компетенции (какие знания должны быть у психолога, реализующего программу ПС ООП)

Рекомендованная литература

  1. Экспертиза психолого-педагогических условий реализации ФГОС
  • Содержание ФГОС для всех ступеней образования;
  • Содержания примерной образовательной программы для всех ступеней образования;
  • Теоретические основы гуманитарной экспертизы (исследовательской деятельности): цели, задачи, методы  экспертизы в образовании, принципы и технология экспертной деятельности в системе образования;  
  • Требования к проведению мониторинга образовательной среды школы и анализу данных;
  • Технология мониторинга образовательной среды школы;
  • Содержание единого городского психологического  мониторинга;
  • Этические принципы деятельности практического психолога образования
  • Современные подходы к содержанию (направления, формы, виды)  деятельности педагогического психолога;
  • Концепция парадигмы психологического сопровождения в образовательном процессе.

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
  2. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М.: Смысл. -  1999. 137 с.
  3. Гуружапов В.А. Анализ и экспертиза в образовании // Психологическая наука и образование. - 1997. - № 2.
  4. Мкртычян Г.А. Психология экспертной деятельности в образовании: Теория. Методология. Практика. - Н.Новгород, 2002.
  5. Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной. М.,1997.
  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. http: // standart.edu.ru
  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.  Основная школа. http: // standart.edu.ru
  8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.  Старшая  школа. http: // standart.edu.ru
  9. Рубцов В.В. Психологическая поддержка современного образования. // Известия РАО. -1999.- №1.
  10. Семаго М.М., Семаго Н.Я., Ратинова Н.А., Ситковская О.Д. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 128 с.
  11. Технология оценки образовательной среды школы: Учебно- методическое пособие для школьных психологов/ под ред. В.В. Рубцова, И.М. Улановской. – М.; Обнинск, 2010. – 256 с.
  12. Экспертиза в сфере образования: цели, понятия, инструментарий //Серия: «Образование и экспертиза»/Под общей редакцией Курнешовой Л.Е. М.: МЦКО, 2006. – 327с.
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.  http: // standart.edu.ru|
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.  http: // standart.edu.ru
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего полного образования. http: // standart.edu.ru  
  1. Психологическое сопровождение программ развития универсальных учебных действий (УУД)
  • Содержание ФГОС для всех ступеней образования;
  • Содержания примерной образовательной программы для всех ступеней образования (примерная программа развития УУД обучающихся)
  • Психологическое содержание УУД обучающихся каждой возрастной категории (ступени образования);
  • Технология проектирования, формирования и развития УУД обучающихся в процессе учебного взаимодействия;
  • Психология учебной деятельности;
  • Психология педагогической деятельности;
  • Психология  учебного взаимодействия в образовательном процессе;
  • Методология и технология психологического анализа урока;
  • Современные зарубежные и отечественные подходы к проблеме обучения взрослых;
  • Психологическая теория деятельности.

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология.  М.: Логос, 2004. –384с.
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования  http://aspirant.rggu.ru|
  3. Змеёв С.И. Андрагогика: Основы теории, истории и технологии обучения взрослых. – М.: ПЕР СЭ, 2007.
  4. Как проектировать универсальные учебные дейсвтия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др); под ред. А.Г. Асмолова. – М: Просвещение, 2008.- 151 с.
  5. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем – М, 2000.
  6. Маклаков А. Г. Общая психология. — Питер, 2009. — 583 с.
  7. Педагогическая психология: Учеб.  для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
  8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. http: // standart.edu.ru
  9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.  Основная школа. http: // standart.edu.ru
  10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.  Старшая школа. http: // standart.edu.ru
  11. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе
  12. Рубцов В.В. О деятельностном содержании психолого-педагогической подготовки современного учителя для новой школы  / В.В. Рубцов, А.А. Марголис, В.А. Гуружапов. – 2010 // Культурно-историческая психология / Ред. В.П. Зинченко. – 2010.  №4. – С. 62-68.
  13. Сорокина Т.Н. Психологические условия развития профессиональной компетенции учителя начальной школы: Дис. …док. псих. наук.  Москва. 2002. – 394 с.
  14. Технология оценки образовательной среды школы: Учебно- методическое пособие для школьных психологов/ под ред. В.В. Рубцова, И.М. Улановской. – М.; Обнинск, 2010. – 256 с.
  15. Торндайк Э. Психология обучения взрослых. М.-Л., 1933.
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.  http: // standart.edu.ru|
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.  http: // standart.edu.ru
  18. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего полного образования. http: // standart.edu.ru  
  1. Психологическое сопровождение программы индивидуализации и дифференциации обучения на всех ступенях общего образования
  • Педагогические и психологические проблемы индивидуализации обучения, различные формы дифференциации обучения;
  • Учет психологических особенностей при построении индивидуального образовательного маршрута;
  • Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие дифференцированного психолого-педагогического сопровождения младших школьников в процессе учебной деятельности;
  • Модели индивидуальных траекторий обучения;
  • Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей в условиях индивидуализации обучения;
  • Возможности уровневой дифференциации обучения в формировании социально-профессионального самоопределения старших школьников;
  • Основы психологической подготовки учащихся к ситуации экзамена.
  1. Акимова М.К. Психологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция / М.К. Акимова. В.Т. Козлова, 2002.
  2. Александрова Е. Еще раз об индивидуализации старшеклассников/ Е. Александрова //Воспитательная работа в школе. 2008. №6. С.27-46.
  3. Вохменцева Е.А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей / Е.А. Вохменцева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. — Чита: Молодой ученый. 2011. С. 58-65.
  4. Горбачева Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции дошкольников с проблемами в развитии / Г.Г. Горбачева // Дошкольная педагогика. 2008. №4. С.37-38.
  5. Гормин А. Модели индивидуальных траекторий обучения / А. Гормин // Директор школы. 2007. №1. С.69-74.
  6. Князева Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР/ Т.Н. Князева // Коррекционная педагогика. 2005. №1. С.62-66.
  7. Крылова Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н.Б. Крылова //Школьные технологии. 2008. №2. С.34-41.
  8. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57-66.
  9. Логинова Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала «Методист». 2006. №9. С.4-7.
  10. Пискунова Е.В. Технология построения индивидуального образовательного маршрута школьника как средство формирования готовности к жизненному самоопределению.// Обновление школьных технологий образования. — СПб, 2000.
  11. Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений: Индивидуализация образовательного процесса. Рекомендации завучу http://www.menobr.ru/materials/370/5211/
  12. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — М.: Аркти, 2004.
  13. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. — М.: НИИ школьных технологий. 2005.
  14. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения М.: Педагогика, 1990.
  15. Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. — М.: Гум. изд.центр ВЛАДОС, 2000.
  16. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. — М.: Генезис, 2009.
  17. Шадриков В.Д. Индивидуализация содержания образования//Школьные Технологии. 2000. № 2. С.53-66.
  18. Ярулов А.А. Организация выполнения индивидуально-ориентированных учебных планов / А.А. Ярулов // Школьные технологии. 2004. №3. С.86-108.

2.1. Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся первых классов к обучению в школе

  • Психологические особенности первоклассника
  • Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе;
  • Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: стратегии, модели, формы;
  • Роль близких взрослых в становлении эмоциональных мироощущений ребенка в период перехода к школьной жизни;
  • Психологическая поддержка детей младшего школьного с повышенным уровнем школьной тревожности;
  • Психологическая поддержка в семье и ее роль в поддержании учебной мотивации у младшего школьника;
  • Роль психолога в обеспечении преемственности образования ДОУ — Школа.
  1. Аммосов В.В. Развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста как средство социализации / В.В. Амосов // Новые исследования в психологии. 2009. № 2. С. 6-8.
  2. Антонова JI.Н. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: федеральный уровень / Л.Н. Антонова. — М.: Просвещение, 2008.
  3. Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков / А.Л. Венгер. — М.; Рига: Эксперимент, 2000.
  4. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Академия, 2001.
  5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М.: Педагогика, 1991.
  6. Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь. 2001.
  7. Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе / Г.С. Ковалева. Российская академия образования Институт содержания и методов обучения центр оценки качества образования. — М., 2011.
  8. Тимошенко Р.А. Типы семьи и психическое здоровье детей // Практическая психология для педагогов и родителей / Под ред. М.К. Тутушкиной. — СПб.: Дидактика Плюс, 2000. С. 264-284.
  9. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. — М.: Генезис, 2003.
  10. Хмельницкая О. Откуда берется школьная тревожность? // Школьный психолог. 2005. № 20. С. 32-33.
  11. Цветкова С. Какой ребенок нужен школе? (Проблема приёма детей в школу и их адаптации к школьным условиям) // Школьный психолог. 2001. №42. С. 13.

2.2. Психологическое сопровождение процесса адаптации  обучающихся пятых классов к обучению в основной школе

  1. Специфика возрастного психофизического развития обучающихся младшего подросткового возраста;
  2. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, формирование, особенности;
  3. Факторы риска школьной дезадаптации и поведенческие проявления дезадаптации;
  4. Консультирование учащихся, испытывающих трудности адаптации;
  5. Особенности консультативной работы с педагогами и родителями по вопросам адаптации учащихся к школе.
  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
  2. Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. — СПб.: Речь, 2007.
  3. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга/ Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб, Питер, 2009.
  4. Прихожан А.М. Пятиклассники: Собрание для родителей пятиклассников (психологические аспекты): методический материал / А.М. Прихожан // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". 2002. № 12.
  5. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами. — М.: Генезис, 2008.
  6. Хухлаева О.В., Кривцова А.С. Повышение учебной мотивации обучающихся 5–7-х классов // Справочник педагога-психолога. Школа. 2012. №4.
  7. Шапиро Б.Ю. Педагог как консультант: социально-психологическая помощь подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию // Мир психологии. 2001. № 2. С. 233-243.

2.3. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, администрации образовательного учреждения

  • Содержание ФГОС для всех ступеней образования;
  • Концепция парадигмы  психологического сопровождения в образовательном процессе;
  • Принципы деятельности практического психолога образования;
  • Этический кодекс практического психолога образования;
  • Современные подходы к содержанию (направления, формы, виды)  деятельности педагогического психолога;
  • Структура психолого-педагогического взаимодействия;
  • Компетентностный подход в образовании;
  • Психология учебной деятельности;
  • Психология педагогической деятельности;
  • Специфика возрастного психофизического развития;
  • Современные отечественные и зарубежные подходы к проблеме обучения взрослых.

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
  2. Зимняя И.А.  Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования  http://aspirant.rggu.ru
  3. Змеёв С.И. Андрагогика: Основы теории, истории и технологии обучения взрослых. – М.: ПЕР СЭ, 2007.
  4. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем – М, 2000.
  5. Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования (школа – вуз – послевузовское образование) / науч. ред. проф. И.А. Зимняя; Материалы ΧVΙ научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения» – М.: Исследовательский центр проблем качества   подготовки специалистов, 2006. – 130 с.
  1. Курс "Психология развития и возрастная психология" Обуховой Л.Ф. http: // univertv.ru
  2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.
  3. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга/ Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб, Питер, 2009.
  4. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт. http: // standart.edu.ru

2.4. Психологическое сопровождение внутришкольной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни

  • Теоретико-методологические подходы к проблеме психологической безопасности образовательной среды ОУ;
  • Психологические угрозы и психологическое насилие в образовательной среде;
  • Содержание   ФГОС для всех ступеней образования (программа формирования здорового и безопасного образа жизни, программа воспитания и социализации);
  • Содержание примерной образовательной программы для всех ступеней образования (примерная программа формирования здорового и безопасного образа жизни, примерная программа воспитания и социализации);
  • Специфика возрастного психофизического развития;
  • Условия обеспечения и сохранения психологического здоровья обучающихся на всех возрастных этапах.

  1. Бабенкова Е.А. Настольная книга здоровьясбережения. Новые стандарты.- М: Генезис, 2013. – 192 с.
  2. Баева И.А Психологическая безопасность в образовании: Монография. Санкт-Петербург, 2002. - 271с.
  3. Баева И.А., 2002 Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников. 2002.
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. http: // standart.edu.ru
  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.  Основная школа. http: // standart.edu.ru
  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.  Старшая  школа. http: // standart.edu.ru
  8. Психическое  здоровье  детей  и  подростков  в  контексте  психологической  службы:  Руководство  практического психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной. М.,  1995.
  9. Родионов В.А. Психология здоровья школьников: технология работы (курс лекций)// Школьный психолог. – 2007. - №17
  10. Секач М.Ф. Психология здоровья.- М.: Академический проект, 2003
  11. Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды. 2004
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.  http: // standart.edu.ru|
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.  http: // standart.edu.ru
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего полного образования. http: // standart.edu.ru  

2.5. Психологическое сопровождение выявления и развития способностей обучающихся

  • Психология способностей: виды способностей, особенности развития в разных возрастах, познавательная активность;
  • Диагностика когнитивных и творческих способностей учащихся на всех этапах школьного обучения;
  • Психологическое содержание,  технология проектирования в процессе учебного взаимодействия;
  • Специфика возрастного психофизического развития обучающихся в школе;
  • Особенности консультативной работы с педагогами и родителями по вопросам развития способностей  учащихся;
  • Психологическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся.

  1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов  как технология формирования ключевых компетенций учащихся. –Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003
  2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Веренбум, 2001. – 48 с.
  3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер, 2002. – 368с
  4. Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. - М: Аркти, 2010. – 56 с.
  5. Зак А.З. Совершенствование познавательных умений у детей 5-12 лет. - М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: издательство НПО "МОДЭК" 1999. 
  6. Зак А.З.  Диагностика различий в мышлении младших школьников. Оценка готовности к начальной и средней школе. Контроль развития в период 6-10 лет. – Москва:Генезис. – 2007 – 160 с
  7. Зак А.З. Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников.- М. - 2010. – 350 с.
  8. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. -  М., 1994.
  9. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - М.: Просвещение, 1990.
  10. Практическая психология образования / Под ред.  И.В. Дубровиной . – Спб.: Питер, 2004. – 592с.
  11. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности /Под ред. В.В. Давыдова, В.В. Рубцова. – М.: Психологический институт, Российская Академия образования -  1995. - 227 с.
  12. Ретюнский Л.Т. «Школа Сократа»: Философские игры десять лет спустя. – С.; Воронеж, 2003. – 208 с.
  13. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие. – М: Ось-89, 2006. – 480 с.
  14. Савенков А.И. Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей школьников. Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис, 2005. – 203 с.
  15. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов. Зак А.З. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов.-М.: Интеллект-Центр,2005
  16. Степанов М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильной школе: учебно-методическое пособие для учителей. – СПб.: КАРО, 2005. – 92 с.
  17. Упражнения для интеллектуального тренинга учащихся средней школы/ под ред. Гарсия Э.Н. - М: Аркти, 2010. – 96 с.
  18. Холодова О. А. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей. – М,  Росткнига, 2006.

2.6. Психологическое сопровождение одаренных и высокомотивированных детей

  • Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка, роль семьи и образовательного учреждения в развитии детской одаренности;
  • Принципы выявления и пути развития одаренных детей, содержание городского мониторинга, направленного на выявление одаренных и высокомотивированных учащихся;
  • Направления работы с одаренными детьми в сфере образования;
  • Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие дифференцированного психолого-педагогического сопровождения учащихся в процессе учебной деятельности, учет психологических особенностей при построении индивидуального образовательного маршрута;
  • Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей в условиях индивидуализации обучения;
  • Социализация одаренных и высокомотивированных детей;
  • Психологическое сопровождение учащихся – участников олимпиадного движения: развитие стрессоустойчивости,  навыков саморегуляции и самоорганизации у высокомотивированных и одаренных детей;  развитие уверенного поведения в стрессовых ситуациях;  развитие навыков эффективного планирования собственной деятельности;
  • Психологическое просвещение  и консультирование педагогов и родителей (законных представителей) в области поддержки и вопросов социализации высокомотивированных и одаренных детей.

  1. Акимова М.К. Психологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция / М.К. Акимова,  В. Т. Козлова, 2002
  2. Александрова Е. Еще раз об индивидуализации старшеклассников/ Е. Александрова //Воспитательная работа в школе. 2008. №6. С.27-46.
  3. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. М., 1997.
  4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2003.
  5. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности. М.: МИОО, 2005
  6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер, 2002. – 368с. 
  7. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. - Спб.: Питер, 201, с. 147.
  8. Краткое руководство по работе с одаренными учащимися / Под ред. Л.В. Поповой и В.И. Панова. – Астана: «Дарын», 2006
  9. Крылова Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н.Б. Крылова //Школьные технологии. 2008. №2. С.34-41.
  10. Логинова Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала «Методист». 2006. №9. С.4-7.
  11. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуализация человека. – М. – 2012. – 519 с.
  12. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" Приказ Президента РФ от 04 февраля 2010 г. Пр-271
  13. Новлянская З.Н. Учение и творчество. – М. – 2010.-112 с
  14. Одаренность и возраст./ Ред. Матюшкин А.М. М.-В., 2004.
  15. Одаренные дети. Диагностические методики. М.: Центр «Школьная книга», 2010.- 224с.
  16. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя/ под ред. Н.Б. Шумаковой. М.: Просвещение, 2006. – 239с.
  17. Панов В.И. Одаренность и одаренные дети: Экопсихологический подход: Монография.  –  М.: Изд-во РУДН, 2005.
  18. Психология одаренности: от теории к практике. / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Пер Сэ, 2000
  19. Психология творчества. Школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2006
  20. Рабочая концепция одаренности/ под ред. Богоявленская Д.Б. (ответственный редактор), Шадриков В.Д. (научный редактор) - М-во образования РФ. Федеральная целевая программа Одаренные дети. - 2-е издание, 2003
  21. Савенков А.И. Психология детской одаренности.-  М: Генезис, 2010. – 440 с.
  22. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136.
  23. Тихомирова Т.С. Стрессоустойчивость школьника: знания х здоровье = успех.- Ю.: Издательство ЗАО «ПСТМ», 2009.- 124 с.
  24.  Тихомирова Т.С. Формирование стрессоустойчивости подростков. Методическое пособие. – М.: СИП РИА, 2003. – 88 с.
  25. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М., ИП РАН, 2003.
  26. Юркевич В.С. Одаренные дети: иллюзия или реальность. М, 1996

2.7. Психологическое сопровождение развития коммуникативных навыков обучающихся

  • Психология малых групп: структура группы, социометрический статус членов малой группы,  стадии развития группы и коллектива, взаимодействие внутри малых групп;
  • Основы конфликтологии: причины конфликтов, конструктивные стили разрешения конфликтных ситуаций, профилактика конфликтного поведения;
  • Лидерство: роль лидера в развитии малой группы, способы развития лидерского потенциала учащихся;
  • Коммуникативные навыки: понятие коммуникативных навыков,  развитие коммуникативных навыков в различных возрастах,  работа психолога  по развитию коммуникативных навыков учащихся;
  • Технология проведения психологического тренинга, развивающая работа психолога по формированию коммуникативных навыков;
  • Психологическая диагностика уровня развития коммуникативных навыков
  1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М., 1990.  
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2002
  3. Буртова Е. В. Конфликтология. Учебное пособие, 2002
  4. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. –СПб.: речь, 2008.
  5. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М., 2008
  6. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения .-СПб, прайм – ЕВРОЗНАК,2003
  7. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб, 2008
  8. Кипнис М. Тренинг коммуникативности. М.,2004
  9. Китаева М.В. Как использовать психологические методы для успешного общения педагога с учениками и их родителями: Практическое пособие. — М.: Генезис, 2010. – 56 с
  10.  Куницына В.П. и др. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2002.
  11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб.: Издательство «Речь», 2007
  12. Олпорт Г. Толерантная личность // Век толерантности, 2003. -№6. - С. 39-51.
  13. Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб, Питер, 2004
  14.  Руллан Э. Как остановить травлю в школе: психология моббинга. – М.: Генезис. – 2012. – 264 с.
  15. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (7-8 классы). –М.: Генезис,2010. -167с.
  16. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. Методическое пособие. М.: Академия, ОАО «Московские учебники»2010 г. 256 с.
  17. Широкова И.Б. Тренинг самопознания для подростков. Общение. Память. – М.: Генезис, 2005

2.8. Психологическое сопровождение деятельности детских объединений

  • Психология малых групп: структура, этапы формирования, организация  взаимодействия;
  • Психология лидерства: понятие лидерства, виды лидеров, стратегии развития лидерского потенциала;
  • Основы ораторского искусства, приемы самопрезентации, психологическая работа по развитию рефлексии;
  • Структура детского самоуправления: роль и место детского самоуправления в образовательной организации, функционал и обязанности детского самоуправления и детских объединений;
  • Роль взрослого (педагога, психолога) в организации работы школьного самоуправления;
  • Основы тренинговой работы, тренинг сплочения и развития лидерских и коммуникативных качеств.;
  • Основы психологического сопровождения проектной деятельности учащихся.

  1. Алиева Л.В. Детское движение – субъект воспитательного пространства. Концепция. – Москва, 2004.
  2. Березина В.А. Роль системы образования в поддержке развития детских общественных объединений. – Внешкольник, 1998, № 3
  3. Битянова М.Р. Большие психологические игры. М., 2002
  4. Волохов А.В.,Кочергин В.Н., Степанова Е.К., Фришман И.И. Технологии подготовки лидеров детских общественных объединений. Часть I. Учебно-методическое пособие. – М., Дом детских общественных организаций города Москвы, Институт международных социально-гуманитарных связей, 2007. – 72 с.
  5. Детское движение: Словарь-справочник. / Ред.- сост. Т.В.Трухачева и др. – Москва, 2005
  6. Джулиани Р.У. Лидерство. М.: Мирамакс, 2002.
  7. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций/ Отв. ред. А.Л.Журавлев, Е.В.Шорохова. М.: Издательство «Социум»; «Институт психологии РАН», 2001
  8. Рожков М.И. Теория и практика развития самоуправления в ученических коллективах. М.: Высшая школа, 1990.
  9. Тихонов А.К., Подольский Д.А. Создание эффективной команды, 2006.

3.1. Программа психологической поддержки педагогов и родителей по вопросам организации образовательного процесса детей с ОВЗ

  • Проблемы и перспективы организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях;
  • Индивидуальные ресурсы родителей ребенка с ОВЗ;
  • Взаимодействие родителей и специалистов в сопровождении ребенка с ОВЗ;
  • Психолого-педагогическое сопровождение родителей при переходе к инклюзивному образованию;
  • Организация инклюзивного обучения в общеобразовательной школе;
  • Индивидуализация подхода в обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной программы;
  • Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ у нормально развивающихся сверстников.
  • Психологическая подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования;
  • Межведомственное взаимодействие: учреждения, оказывающие помощь образовательным учреждениям в области развития инклюзивного образования;
  • Психологическая подготовка родителей к сотрудничеству с межведомственными организациями, обеспечивающими диагностико-коррекционное психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ;
  • Функции, возможности и условия эффективной работы ПМПк как структурного подразделения ОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

  1. Аверина И.Е. «Методические рекомендации по организации работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. Программа занятий детско-родительских интегративных (инклюзивных) групп»/ Серия «Инклюзивное образование». Выпуск 5.
  2. Алехина С.В., Алексеева М.А., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. // Психологическая наука и образование, 2011, № 1.
  3. Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа». http://www.inclusive-edu.ru/stat/1/254/.
  4. Алехина С.В. Технология сопровождения индивидуального обучения детей с ОВЗ. Материалы Всероссийской конференции «Другое детство», 2009).
  5. Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении (Методические рекомендации). Серия «Инклюзивное образование». Выпуск 3. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.
  6. Дмитриева Т.П., Кардашина О.В. Содержание, методика и технология групповой работы с родителями первоклассников (на материале студии для родителей «Город по имени «Школа») // «Стрижи» (Стремление к инклюзивной жизни). – 2010, № 4. С. 30-32.
  7. Дмитриева Т.П., Шашина Н.А., Калинина А.В., Чеботарева Е.А. Опыт работы учителей начальных классов по включению ребенка с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательный процесс // «Опыт образовательных учреждений по социальной адаптации детей-инвалидов» Сборник Центрального окружного управления образования. – М., 2006.
  8. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно=практической конференции (20—22 июня 2011, Москва). – М.: МГППУ, 2011
  9. Инклюзивное образование и психологическая готовность педагога, (научная статья). Вестник МГПУ, №4, 2012 г.
  10. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005
  11. Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья. ПМПК и ПМПк: сравнительная характеристика http://www.dislife.ru/flow/theme/14541/
  12. Психолог в образовательном проекте, (статья). «Психология и современное российское образование». Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. Москва 2008 г.
  13. Семаго Н.Я. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья»/ Серия «Инклюзивное образование». Выпуск 2.
  14. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Изд-во «Аркти», 2005
  15. Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой – Центр «Школьная книга», 2008