Классное руководство
Воспитательная программа 10-11 классы 2013-2015 уч.г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovaya_vospit_progr_10-11.doc | 248.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Солнечная средняя общеобразовательная школа»
Утверждено
зам. директора по УВР
___________(С.А. Платова )
Воспитательная программа
«Я – гражданин России»
для учащихся 10 -11классов
Годы реализации: 2013 -2015
Составитель: классный руководитель Хайрова Татьяна Евгеньевна
Воспитательная программа «Я – гражданин России» в старших классах (10-11).
1. Достижения и проблемы в воспитании учащихся.
В качестве положительных направлений в воспитательной работе ученического коллектива в течение многих лет следует отнести использование коллективной творческой деятельности, тесный контакт с учреждениями дополнительного образования.
Вместе с тем, в процессе диагностической деятельности, коллективного обсуждения, практических наблюдений выявляется главная проблема в воспитательной работе класса и жизнедеятельности школьного коллектива.
Проблема заключается в недостаточной направленности воспитания по формированию гражданского самосознания у каждого старшего школьника, освоение и реализацию им своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля. И как результат: неумение самоопределяться, конфликты в семье и школе, безответственное отношение к учёбе, поведению, делам. Важно воспитать деятельного гражданина – гражданина России.
Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин – государство», «человек – общество».
Формируя гражданина, необходимо, прежде всего, видеть в нём человека.
Гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Поэтому как классный руководитель вижу необходимость в моделировании и построении воспитательной системы для выпускника школы (3 ступень) «Я – гражданин России».
2. Целевая направленность системы.
- Формирование личности выпускника, обладающей единством духовно-нравственного и правового долга, способной к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении.
- Ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Земля, Творчество.
3. Реализация воспитательного взаимодействия.
4. Содержание деятельности воспитательной системы
позволяет детализировать воспитательные цели и задачи на данном возрастном этапе (10-11 классы):
Цель: Воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс основной школы и глубокими знаниями по профильным дисциплинам, личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном и культурном развитии общества.
Задачи:
1. Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащихся.
2. Создание необходимых условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки, необходимой для:
- профессиональной дальнейшей учебы;
- выполнения гражданских обязанностей;
- успешной жизни и деятельности в условиях перехода к рынку.
3. Оказание помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, самореализации и самоопределения.
4. Дальнейшее физическое развитие личности.
5. Дальнейшее развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.
5. Принципы воспитательной системы.
Деятельность, общение и отношения в классе строятся на следующих принципах:
5.1. Принцип гуманизма. Это главный принцип в организации жизнью класса. Только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищённой, нужной, значимой.
5.2. Принцип самоактуализации. В каждом подростке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
5.3. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, уникальности классного коллектива - это главная задача и магистральное направление развития школьного сообщества. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член ученического коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.
5.4. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и в школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в школьном сообществе.
5.5. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
5.6. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося. Благодаря творчеству, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
5.7. Принцип доверия и поддержки. Обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.
5.8. Принцип системности. Он обусловлен тем, что личность, как целостная интегральная система, должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе.
6. Функции воспитательной системы:
- Воспитательная система класса предполагает следующие функции:
- развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;
- интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;
- защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;
- корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности;
- компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;
- управленческую, ориентированную на оптимизацию условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы.
7. Основные направления работы.
7.1. Формирование гражданского отношения к себе (Я и Я ).
Содержание: | Формы реализации: | Предполагаемый результат деятельности: |
Я – часть природы, моя жизнь – величайший дар природы, Моё жизненное предназначение. Я – носитель мужского или женского начала. Мужественность и женственность. Смысл красоты детства, юности, зрелости, старости. Самопознание – это открытие себя, своего характера, темперамента, способностей. Самообразование – это приобретение новых знаний, совершенствование своего ума, выработка умений и навыков самостоятельной деятельности | Акции милосердия. Клубы по интересам. Конференции, диспуты, беседы по вопросам гуманизма и нравственности; классные часы и уроки о милосердии, доброте, тренинги общения, аутотренинги, тесты. Праздники, фестивали, концерты, направленные на развитие творческих способностей. Вечера искусств. Кружки: хореографические, изобразительного искусства, музыкальные, прикладного и технического творчества; спортивные секции. | Воспитание гуманности учащихся: понимания ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважение человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности. Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина. |
- Формирование гражданского отношения к своей семье (Я и семья).
Содержание: | Формы реализации: | Предполагаемый результат деятельности: |
Подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника. Гражданин и семья. Поведение и действия достойного сына, дочери. Отношения в семье. Вежливость, трудолюбие. Верность – основа семьи. Преемственные связи: деды-родители, родители-дети, дети-внуки. | Родительские недели (изучение семьи и её родословной). Вечера откровенного разговора. Совместные спортивные мероприятия ( учителя, дети, родители). Совместные вечера художественного плана (дети, родители, учителя). Концерты «От всей души» (для родителей). Классные часы, литературные беседы на темы дружбы, любви, семьи. Конкурсы писем: «Я люблю свою маму», «Об отце говорю с уважением» | Сформировать понятия сущности социальных ролей: · настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, мастерством в деле, благородством; · настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любовью к детям; · настоящий сын бережёт покой родителей, членам семьи, всегда готов помочь старшим в их работе по дому, не создаёт конфликтов, умеет держать данное слово; · настоящая дочь заботится о своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться |
- . Формирование гражданского отношения к искусству (Я и культура).
Содержание: | Формы реализации: | Предполагаемый результат деятельности: |
Познание прекрасного в окружающей действительности. Значение искусства в воспитательном процессе. Выявление способностей, наклонностей каждого ребёнка и их реализация через сеть кружков, клубов, секций, конкурсы, праздники, экскурсии. | Беседы на тему искусства Гостиные (поэтические, музыкальные, театральные) Встречи с деятелями искусств Поездки в театр. Театральные постановки. Кукольные спектакли | Умение школьников видеть прекрасное в окружающей действительности, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников и композиторов. Занятие детей одним из видов искусства в факультативах и кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности |
7.4. Формирование гражданского отношения к школе ( Я и школа).
Содержание: | Формы реализации: | Предполагаемый результат деятельности: |
Гражданин и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Познавательная активность и культура умственного труда. Участие в жизни школы, забота о школе, участие в школьном самоуправлении.
| Вечера, фестивали, праздники, встречи, классные часы. Игры на развитие логики, памяти, внимания. Мероприятия по профориентации: совместные классные часы, собрания с людьми науки, искусства, рабочими, служащими различных специальностей. Вечера встречи с выпускниками «Дороги, которые мы выбираем». Анкетирование «Ваши профессиональные намерения». Выставки, ярмарки. | Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, овладение этикой взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик», умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. Выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей. Умение пользоваться правами ученика. Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; организация самообслуживания, уважение к труду окружающих, забота о младших учащихся. |
- . Формирование гражданского отношения к Отечеству (Я и моё Отечество).
Содержание: | Формы реализации: | Предполагаемый результат деятельности: |
Осмысление школьником себя как части своей Родины, её гражданина и патриота. Необходимость уберечь подростков от перерастания их протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству. | Акции: «Моё Отечество», «Отчий край». «Земля – мой дом», «Забота». Вечера: «Знай своё Отечество», «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы», «Родина в стихах русских поэтов», «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Спортивные праздники: «Салют, Победа!» Шефство над ветеранами Великой Отечественной войны. Встречи с участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими Российской Армии. Уроки мужества. Игры, диспуты, олимпиады «Знаешь ли ты своё Отечество?». | Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества. |
7.6. Формирование гражданского отношения к планете (Я и планета).
Содержание: | Формы реализации: | Предполагаемый результат деятельности: |
Взаимосвязь между человеком, обществом, природой. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою семью, свою Родину, но и за свою Планету. Роль личности в развитии общества. Цивилизация. Идеал человека, жизненная позиция. | Беседы и наблюдения, экскурсии, литературные вечера, экологические экспедиции, конкурсы рисунков, плакатов, игры-путешествия, проведение «круглых столов», защита гражданских проектов и др.
| Учащиеся осознают, что настоящему гражданину следует знать, что такое духовная и материальная культура, духовность человека. Они должны серьёзно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как её сохранить. |
- Этапы реализации воспитательной программы:
1-й этап - подготовительный (1 четверть 2013 -2014 учебного года)
- Аналитико-диагностичекая деятельность.
- Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания.
- Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта.
- Определение стратегии и тактики деятельности.
2-й этап – практический (2013 – 2015 гг.)
- Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов и методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
- Моделирование системы ученического самоуправления.
3-й этап – обобщающий (4 четверть 2014 - 2015 учебного года)
- Обработка данных за 2 года.
- Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.
9.МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ:
Исходя из поставленных целей, у учащихся к 10 классу сформированы (I ступень):
- основы культуры общения в коллективе,
- трудолюбие,
- понимание ценности личного здоровья,
- осознание Природы как живого мира и бережное отношение к ней,
- уважение к Книге, Знаниям, Школе,
- уважительное отношение к ценностям семьи,
- первоначальные представления и умения самоопределения в сфере дополнительного образования.
10 класс или II ступень.
На второй ступени должны быть сформированы:
- культура самовоспитания и общения в коллективе,
- экологическая культура,
- самоопределение к здоровому образу жизни,
- потребность в самореализации на основе полученных знаний и умений,
- профессиональная направленность,
- умение делать правильный выбор, не ущемляя интересов других,
- чувство ответственности за авторитет своей семьи и школы.
11 класс - III ступень
У выпускников школы должны быть сформированы:
- нравственные нормы поведения,
- теоретическое сознание
- готовность к труду и профессиональной деятельности,
- активная гражданская позиция,
- позитивное отношение к созданию и сохранению семьи,
- положительная мотивация к здоровому образу жизни,
- способность к деловому сотрудничеству, рациональной организации деятельности и самоконтроля.
10. КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Критерии эффективности воспитательной системы | Показатели | Методики изучения
|
I. Сформированность индивидуальности учащегося школы
| 1. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося | -Школьный тест умственного развития Айзенка - Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка - Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся -Педагогическое наблюдение |
2.Сформированность нравственного потенциала личности учащегося | - Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте" -Методики "Акт добровольцев", -«Ситуация свободного выбора" - Метод ранжирования | |
3.Сформированность коммуникативного потенциала личности школьника | - Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся - Педагогическое наблюдение | |
4. Сформированность эстетического потенциала выпускника школы | - Краткий тест творческого мышление П.Торренса (фигурная форма) | |
5.Сформированность физического потенциала выпускника | -Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика -Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств | |
II. Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе и результатами воспитательного процесса | 1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе | - Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью" - Социометрия - Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе" |
2.Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе | Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении» | |
3. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка, его положением в школьном коллективе | Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения» |
План работы на 1 четверть2013-2014 уч. год
сроки | Направления | ||||||
Гражданско-патриотическое | Учебная деятельность | Трудовое воспитание | Эстетическое воспитание | Экологическое воспитание | Нравственно-правовое | Спортивно-оздоровительное | |
01.09 | Выборы актива класса , распределение обязанностей | Общешкольная линейка "Здравствуй, школа!" | Классный час «За нами – будущее!» | Спортивный праздник «Мы дружим со спортом!» | |||
06.09 | Классный час «Дом, в котором мы живём» | Оформление классного уголка | Классный час "Ученическое самоуправление" Акция «Внимание – дети!» | ||||
13.09 | Ежедневный контроль посещаемости | Генеральная уборка кабинета | |||||
20.09 | КТД День Учителя | Беседа о внешнем виде. | Классный час 1«Правила дорожные – друзья надёжные» | ||||
27.09 | Составление плана работы актива класса | Еженедельная проверка дневников | Классный час «Моя семья» |
04.10 | Трудовой десант | Классный час «Согрей теплом своей души!» | |||||
11.10 | Участие в предметных школьных олимпиадах | Классный час «Твой режим дня» | |||||
18.10 | Участие в предметных школьных олимпиадах | Фестиваль «Звёздный дождь» | Классный час «Традиции семьи» | ||||
25.10 | Классный час "День народного единства" | Утепление кабинета | Беседа 2"Правила поведения на дорогах". |
Каникулы с26 октября по 4 ноября
Поездка на коммунарские сборы в п. Горняк
План работы на 2 четверть
Сроки | Направления | ||||||
Гражданско-патриотическое | Учебная деятельность | Трудовое воспитание | Эстетическое воспитание | Экологическое воспитание | Нравственно-правовое | Спортивно-оздоровительное | |
08.11 | Классный час "Знаешь сам - помоги товарищу". | Генеральная уборка кабинета | Оформление классного уголка | ||||
15.11 | Изготовление поздравительных открыток «Самый близкий и родной человек-мама!» | Классный час «Что такое нравственность?» | Участие в окружном конкурсе презентаций «Спорт и мы – вместе навсегда» | ||||
22.11 | Классный час «Мама, милая мама!» | Видеолекторий 3«Азбука безопасности» | |||||
30.11 | Классный час "Основной Закон страны". | Генеральная уборка кабинета. | Мастерская Деда Мороза «Чудеса своими руками» | «Не сломай судьбу свою» (беседа) | |||
06.12 | Ежедневный контроль посещаемости | Классный час «ЕГЭ: что это?» | Открытие сезона «Лыжня зовёт!» | ||||
13.12 | Подготовка к новогодним праздникам. | Классный час «Особенности подросткового периода» | |||||
20.12 | КТД Новогодний серпантин | Выпуск новогодней газеты. | Классный час «Профилактика простудных заболеваний» |
Каникулы с 31 декабря по 12 января
Посещение драматического театра г. Вышнего Волочка
План работы на 3 четверть
сроки | Направления | ||||||
Гражданско-патриотическое | Учебная деятельность | Трудовое воспитание | Эстетическое воспитание | Экологическое воспитание | Нравственно-правовое | Спортивно-оздоровительное | |
17.01 | Генеральная уборка кабинета | Беседа «Как выбрать и как дарить подарки?» | |||||
24.01 | Спортсмены, прославившие Тверскую землю. | «Каким я вижу будущее своего поселка» | |||||
31.01 | Класс. час «Качество и эффективность учебного труда» | Классный час «Игры, которые мы заслужили вместе с тобой» | |||||
07.02 | Генеральная уборка кабинета. | День святого Валентина | |||||
14.02 | Ежедневный контроль посещаемости | «Что такое духовное богатство человека» дискуссия | Месячник здоровья и спорта | ||||
21.02 | Классный час «Солдат войны не выбирает». | День толерантности. Классный час « Почему трудно, но нужно быть толерантным?». | Праздник, посвященный Дню защитника Отечества | ||||
28.02 | Консультации с учителями предметниками по вопросам успеваемости | . | Класс. час «Образование и формирование жизненных планов» | Участие в областной гонке «Лыжня России» | |||
07.03 | Как помочь ребенку выбрать профессию | Беседа о безопасности нахождения у водоема в период таяния льда. | |||||
14.03 | Классный час «Мораль и право – дороги, ведущие к человечности» | Устный журнал «Всемирный день воды» | Соревнования по мини-баскетболу. | ||||
21.03 | Круглый стол «Конфликт и способы его разрешения» | Беседа по профилактике дорожно-транспортного травматизма |
Каникулы с 22 марта по 31 марта
Посещение аквапарка г. Боровичи
План работы на 4 четверть
сроки | Направления | ||||||
Гражданско-патриотическое | Учебная деятельность | Трудовое воспитание | Эстетическое воспитание | Экологическое Воспитание | Нравственно-правовое | Спортивно-оздоровительное | |
04.04 | 1 апреля - День смеха. Викторина «Смех без причины…» | ||||||
11.04 | Праздник патриотической песни «Песнями жива Россия испытаньям вопреки!» | Генеральная уборка кабинета | Час общения «Задержан милицией. Как себя вести?» | ||||
18.04 | Ежедневный контроль посещаемости | Акция «Чистота спасет мир» | Легкоатлетическое 4-х борье. | ||||
25.04. | Участие в акции «Помоги ветерану» | «Всемирный день охраны окружающей природы» - устный журнал | |||||
08.05 | Участие в митинге, посвященном «Дню Победы» | Уборка пришкольной территории | Легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню Победы. | ||||
16.05 | Генеральная уборка кабинета. | Стресс в нашей жизни (тренинги) |
Примерные темы родительских собраний
№ | Тема | Класс | Время проведения |
1 | «Помощь семье в правильной профессиональной ориентации» | 10 | 1 четверть |
2 | «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам» | 10 | 2 четверть |
3 | «Роль самооценки в формировании личности» | 10 | 3 четверть |
4 | «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» | 10 | 4 четверть |
5 | «Влияние мотивации на успеваемость. Особенности возраста» | 11 | 1 четверть |
6 | «Принуждение: может ли оно быть эффективным» | 11 | 2 четверть |
7 | «Помощь ребятам в период подготовки к ЕГЭ» | 11 | 3 четверть |
8 | «Методы снижения тревожности у выпускников» | 11 | 4 четверть |
Работа с родителями
Дата | Ф.И. ученика (родителей) | Содержание беседы |
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ за 2012 – 2013 учебный год
Основной целью работы в 2012 – 2013 учебном году было создание условий для формирования разносторонне развитой личности, обладающей интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации и профессиональному самоопределению.
Исходя из основной цели, были поставлены следующие задачи:
- Способствовать формированию гуманизма и толерантности по отношению к другим людям;
- создать условия для развития ценностного отношения личности к другим людям и к самому себе.
- создать условия для повышения социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;
- Создать условия для самовоспитания и самосовершенствования личности
В коллективе класса был 21 учащийся, из них у восьмерых прослеживался устойчивый интерес к учебе. Свидетельством тому явились годовые оценки по предметам и результаты сдачи экзаменов на положительные оценки. В классе нет неуспевающих; на «4» и «5» занимаются: В коллективе класса 12 учащихся, из них у восьмерых прослеживается интерес к учебе. Свидетельством тому явились годовые оценки по предметам и результаты сдачи экзаменов на положительные оценки. В классе нет неуспевающих; на «4» и «5» занимаются: Богданова Е., Довжанин Ю., Катунцева Т., Мартьянова П., Мохов В., Семенова Д., Смирнов Д. Дмитриевой Н., Дудар М., Жуковой Р., Лебедеву Я. необходима постоянная помощь в организации дополнительных занятий по ряду предметов. Ребята не научены полностью преодолевать трудности в учебе, правильно и рационально расходовать учебное и свободное время, проявлять усидчивость по выполнению домашнего задания.
Для формирования нравственных знаний, воспитания чувств и накопления нравственного опыта поведения учащихся были организованы и проведены классные часы: « Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть», «Основы нравственной личности – стыд, жалость и доброжелательность», «О милосердии», деловая игра «Я среди людей, люди вокруг меня», тренинг «Как научиться властвовать собой», а также проведены индивидуальные беседы с учащимися и родителями.
С целью формирования у детей осознанного подхода к выбору профессии, формирования личности, способной строить жизнь, достойную человека проведены серия занятий по профориентации: «Мой выбор», классный час «Планирование карьеры», «Качество и эффективность учебного труда», «Мой профессиональный выбор: прав я или нет?», организована поездка «В центр занятости населения», где прошла игра по профориентации, а так же была проведена «Ярмарка учебных мест».
По результатам проведенных исследований выяснила, что большинство ребят способны правильно сориентироваться и выбрать собственную жизненную позицию при изменении социальных условий, у многих повысилась уверенность в себе и своих силах, по сравнению с прошлым учебным годом. Но, считаю, что необходимо еще больше работать над такими качествами личности как воля, решительность, самостоятельность, настойчивость, мужество и смелость, умение владеть собой.
Кроме перечисленного, проводилась работа по здоровьесберегающим технологиям: классные часы: « Роль физической культуры для организма учащихся», «Здоровье-бесценное богатство», ребята участвовали во всех спортивных мероприятиях школы.
Творческая активность и потенциал имеются, но во время проведения классных дел бросаются в глаза незнание норм поведения в общественных местах, невысокий уровень культуры некоторых учащихся, неумение выслушать и порученное дело довести до конца. Т. е наряду с положительными чертами коллектива существует много проблем, над которыми необходимо работать.
Многие моменты в воспитательной работе с учащимися остались отработаны не до конца, а часть негативных сторон в воспитательной работе проявилась в ходе изучения класса, а также в связи с возрастными особенностями детей. Таким образом, следует обратить внимание на такие проблемы:
- у многих учащихся класса не развито чувство уважения к другим;
- в классе много детей, стремящихся к лидерству;
- не у всех выработан навык культуры поведения в школе и вне школы;
- у части детей отношение к любым делам (учебным и внеклассным) - безответственное (любимая фраза «Я забыл!»);
- с середины учебного года чувствуется перегрузка учащихся, что основано на неумении учиться, отсутствии навыка рационального распределения своего времени.
- в текущем году необходимо расширить и углубить работу по профориентации, здоровьесберегающим технологиям и становлении мировоззрения учащихся.
Все вышеизложенное и определило необходимость разработки программы воспитательной работы, ориентированной на развитие способности учащихся к выбору ценностей, поступков и действий, на самосовершенствование, самоопределение и самовоспитание.