Школьный музей
Статьи об истории гимназии, фотографии. Работа школьного музея.
Скачать:
Предварительный просмотр:
История Тверского женского коммерческого училища:
к 105-летию Тверской гимназии № 6.
История нашей гимназии начинается с открытия в 1905 году Тверского женского коммерческого училища. Оно было создано по инициативе городского головы А.Ф. Карпова. Специально для данного учебного заведения по проекту известного тверского архитектора А.П. Федорова на улице Миллионной (ныне ул. Советская, д.1) было возведено новое здание на деньги облигационного займа в 150 тысяч рублей, разрешенного городу правительством в 1901 году.
22 апреля 1904 года городской думой был одобрен проект устава и смета расходов коммерческого училища. Выступая по этому поводу, гласный городской думы Н.Н. Лебедевский отметил, что думское постановление об открытии женского коммерческого училища «является знаменательным в истории развития коммерческого образования нашего города»: «Открытие предполагаемого училища заставит пробудиться наш торгово-промышленный мир, заставит видеть в коммерческом училище свое родное детище;.. оно поднимет самый культурный уровень нашего купечества и мещанства… Русский торговый мир стал понимать, что образование есть сила… Наш город, благодаря своему географическому положению, в будущем, по мнению многих, будет русский Манчестер, доказательством чего служит быстрое увеличение существующих огромных фабрик, возникновение новых заводов и увеличивающееся с каждым годом число торгово-промышленных предприятий. В виду этого коммерческие знания могут быть приложимы в самых широких размерах»[1]. Подчеркивая, что «стремление к широким торговым знаниям» исторически присуще тверским жителям, Н.Н. Лебедевский высказал пожелание: «Дух торговой предприимчивости и стремление к широким коммерческим знаниям, какими несомненно обладал увековечивший свою память Афанасий Никитин, пусть будет присущ воспитанницам коммерческого училища».[2]
Торжественное открытие училища состоялось 8 сентября (по старому стилю) 1905 года. На открытии присутствовали Тверской губернатор П.А. Слепцов, вице-губернатор С.К. Хитрово, управляющий казенною палатою И.А. Иванов, председатель окружного суда О.В. Домашевский-Песляк, начальник кавалерийского юнкерского училища полковник Новиков, директоры мужской гимназии А.А. Стрельцов и реального училища Н.Е. Смирнов, начальница тверской Мариинской женской гимназии М.Н. Сиряцкая и гласные тверской городской Думы во главе с городским головою Е.А Знаменским.
В краткой речи директор училища Николай Оттович Розе подчеркнул, что цель нового учебного заведения — подготовить девушку, здоровую нравственно и физически к серьезному труду в различных областях жизни, достойную стать матерью и воспитательницей своих детей, помощницей мужу.
С приветственной речью выступил законоучитель вновь открытого учебного заведения, священник М.И. Березин. Отмечая необходимость женского образования, он сказал: «Тверь в этом отношении, по сравнению с другими губернскими городами, ушла далеко вперед. Открываемое ныне женское коммерческое училище является здесь по счету пятым средним женским учебным заведением; мужских мы имеем пока только четыре». В этой речи М.И. Березин сформулировал также важные педагогические принципы: «Прежде всего чрезвычайно хотелось бы , чтобы в этой школе менее всего царил дух взаимной принудительности, и – наоборот , более имело бы место свободное, от души исходящее стремление к достижению тех задач, которые должна ставить себе школа; во-вторых, желательно, чтобы в детском сознании наше заведение было окружено ореолом жизнерадостности и самой теплой семейности; пусть учащиеся, вставая утром, не испытывают… тяжелого гнетущего чувства, пусть они не боятся идти в школу, не чувствуют страха за то, что будут наказаны за плохо выученный урок или нечаянно совершенный проступок; пусть школа не толкает их от себя, а наоборот, влечет, ласкает, всячески помогает во всех, хотя и незначительных, перипетиях их начинающейся жизни. Такая атмосфера школы послужит верным залогом доверия со стороны родителей к нашему заведению, а это доверие явится великой нравственной поддержкой для нашего педагогического персонала, который будет тогда творить свою работу, по выражению святого писания, «с радостью, а не воздыхающе», будет смотреть на свой труд, как на деятельность скорее творчески-созидательную, чем только техническую». [3] Именно эти принципы и легли в основу деятельности школы. «В нашем училище, – пишет А.И. Боголюбова, (Крылова), которая работала в училище с 1906 по 1918 годы в своем письме к Н.Н. Лулакову в связи с 60-летним юбилеем школы, – не было ни классных дам, ни надзирателей; не было слежки за поведением учениц вне школы, не применялись ни в какой мере наказания. Единственной мерой воздействия на сознание учащихся было убедительное слово. Дисциплина строилась, главным образом, на взаимном доверии, любви и уважении учениц и преподавателей».[4] Причем она объясняет это тем, что школа находилась в ведении Министерства торговли и промышленности и «резко отличалась от гимназий Министерства просвещения, где чувствовали всегда и учащиеся, и преподаватели гнет циркулярных предписаний…»[5]. Для проверки работы учебного заведения ежегодно приезжал из Петербурга главный инспектор А.А. Малинин, который посещал уроки, после чего проводил собрание преподавателей, где делился своими впечатлениями.
Общее руководство училищем осуществлял Попечительский совет, в составе которого были известные в городе люди: Действительный Статский Советник, Член Тверской ученой архивной комиссии краевед Владимир Алексеевич Плетнев, коммерции советник И.А. Морозов, тверской нотариус кандидат императорского Петроградского университета Александр Александрович Червен-Водали, инженер Андрей Николаевич Коняев,
потомственные почетные граждане купцы Николай Андреевич Коняев, И.А Нечаев и другие. Они помогали училищу и своими знаниями и материально.
В училище принимались дети всех сословий и вероисповеданий, достигшие 8-10 лет. Уже в августе 1905 года в училище поступили, сдав вступительные экзамены, 153 девочки, а в течение года еще 10: 33 из них в младший приготовительный класс, 67 – в старший приготовительный класс и 63 – в первый класс. Среди учащихся на начало учебного года было 36 дочерей дворян и чиновников, 12 – почетных граждан, 11 – купцов, 55 – мещан, 36 – крестьян, 3 – прочих сословий. Из них 142 девочки православного вероисповедания, 2 – римско-католического, 4 – лютеранского и 5 – иудейского. Содержалось училище за счет платы за обучение, отчислений из городского бюджета и пожертвований частных лиц. Так, в первый учебный год было получено 37 287 рублей 30 копеек, из них 22% составила плата за учение, 85, 15% – отчисления из городского бюджета, 2, 15% – пожертвования различных обществ и частных лиц. В дальнейшем доля родительской оплаты увеличивалась, достигнув половины и более от общей суммы. Разовая плата с одной ученицы в 1913-1914 учебном году составляла от городских жителей 50 рублей в приготовительных классах, 60 рублей – в основных, от иногородних – 75 и 80 рублей соответственно. Стоимость же годичного обучения одной ученицы была 121 рубль 55 копеек. Следовательно, ученицами становились прежде всего дети состоятельных родителей. Впрочем, лучшие ученицы получали стипендии. В том же учебном году 770 рублей перечислено на стипендии 14 девочкам, что в среднем составляло 55 рублей. В то же время по ходатайству учителей или родителей от оплаты частично или полностью освобождались нуждающиеся семьи. Так, в 1906 году городская Управа удовлетворяет прошение Флавиана Ивановича Успенского «о бесплатном обучении в коммерческом училище, в продолжение всего обучения, дочери его Александры»[6], так как он лишился поддержки сына Петра Флавиановича Успенского, инженера-механика, погибшего в Цусимском бою на броненосце «Ослябя».
Особое внимание в школе уделялось здоровью учениц. В училище был медицинский кабинет, работали 2 врача: педиатр и стоматолог, которые регулярно проводили осмотры всех учениц. Ежедневно врач следила за температурой и влажностью в кабинетах. Поддержанию здоровья способствовали уроки гимнастики, танцев, подвижные игры на переменах под руководством классных наблюдательниц. Да и само здание отвечало всем гигиеническим нормам: месторасположение, высокие просторные кабинеты с большими окнами, широкие коридоры. В школе было установлено паровое отопление, водопровод, электрическое освещение.
Занятия начинались в 9 часов, заканчивались в 14-30, однако ученицы приготовительных классов приходили на уроки к 10 часам, так учитывалось, что маленькие дети должны спать дольше. Каждый день на завтрак девочкам давали молоко и булочку. Во время большой перемены, которая длилась 50 минут, под руководством классных наблюдательниц устраивались подвижные игры, а зимой катание с горы и на катке во дворе училища. Важное место в учебном процессе отводилось расписанию занятий. Наиболее трудные предметы ставились в первую половину дня. Домашние задания рассчитывались таким образом, чтобы на их выполнение учащиеся приготовительных классов тратили не часа, а ученицы первого класса не более полутора часов. Причем были дни, когда по каким-либо предметам все освобождались от домашних заданий.
Так как коммерческое училище находилось в ведении Министерства торговли и промышленности, в нем изучались и общеобразовательные предметы в объеме классической гимназии, и специальные дисциплины. На протяжении всех лет обучения девочкам преподавали закон Божий, русский язык, французский язык; в приготовительных и начальных классах – арифметику, природоведение, рукоделие, рисование, чистописание; пение и танцы были до пятого класса; начиная с первого класса, девочки изучали – немецкий язык, географию, а в старших классах – алгебру, геометрию и тригонометрию, историю и естественную историю, латинский и английский языки, черчение, физику, космографию, химию, анатомию, физиологию и гигиену. В старших же классах начиналась специализация: изучались коммерческая арифметика, коммерческая география, бухгалтерия, коммерческая корреспонденция, товароведение, политэкономия, законоведение. В училище были оборудованы кабинеты химии и физики. Библиотека насчитывала 8 тысяч томов.
Первые десять лет коллектив педагогов и учащихся возглавлял Николай Оттович Розе (1860 - 1915), который приехал по приглашению Тверского общественного управления и рекомендации учебного отдела министерства торговли и промышленности из Санкт-Петербурга, где он был инспектором классов в Мариинской женской гимназии. Родился Н. О. Розе в Санкт-Петербурге в бедной семье. Учась в четвертом классе гимназии, он уже был вынужден давать частные уроки.
Окончив естественнонаучный факультет университета, Розе поступил на должность воспитателя в Петроградский Лицей, а затем служил в разных учебных заведениях Ведомства Императрицы Марии. Тверское женское коммерческое училище Н.О. Розе возглавлял в течение десяти лет, до самой смерти. Именно здесь он в полной мере прявил свой педагогический талант, который и был по достоинству оценен. Н.О. Розе получил звание действительного статского советника, был награжден различными орденами, в том числе орденом Святого Станислава I степени. Это был энергичный опытный педагог, преданный своему делу. «В течение своей десятилетней службы в Твери Николай Оттович заявил о себе, как особенно идейный труженик в области школьной педагогики. Беззаветно преданный своему долгу, он жил почти одними думами об организованной им школе. Немало пришлось ему взять на свои плечи трудов и хлопот, чтобы привести училище в тот именно вид, который бы отвечал его педагогическим взглядам и соответствовал современным педагогическим течениям»,[7] – напишет в некрологе М.И. Березин. Благодаря усилиям Н.О. Розе в училище сложилась удивительная атмосфера взаимопонимания и творческого сотрудничества. Ежедневно перед началом занятий в актовом зале сам директор беседовал с ученицами. Он всех знал по имени, девочки его очень уважали. Педагогический комитет отказался от ежедневных оценок по предметам. Оценки выставлялись по итогам учебного года по пятибалльной системе. Ежемесячно заседал педагогический совет, где учителя обменивались мнениями, наблюдениями, об успехах учащихся и тем самым избегали неверной оценки. На каждую ученицу составлялась характеристика способностей, отношения к занятиям, наклонностей, здоровья каждой ученицы. Характеристики обсуждались на заседаниях педагогического коллектива. Девочкам выставлялись оценки по прилежанию, и это тоже решалось всем коллективом. Все замечания сразу же доводились до родителей и вместе принимались решения.
На деле проявлялась каждодневная забота о ребенке. Если девочка заболела, то можно было узнать домашнее задание в швейцарской. Там был ящик, куда дежурный складывал листок с заданием для каждой из заболевших. Результаты такого нравственного воздействия были самые благоприятные: девочки относились ко всем требованиям школы. Так, за поведение по итогам года у всех была оценка «отлично».
Н.О. Розе был хорошим организатором: он собрал коллектив молодых преподавателей, которые под его руководством работали дружно, с воодушевлением, проявляя инициативу и творчество. А. И. Боголюбова вспоминала: «Преподавательский коллектив в 1906 году был еще малочисленный, но дружный и работоспособный; я скоро почувствовала себя среди друзей, готовых помочь начинающему педагогу… Преподаватели организовывали предметные комиссии, которые часто собирались на квартире одного из преподавателей и обсуждали методические вопросы, распределяли учебный материал по полугодиям, устанавливали количество и характер домашних и классных работ, готовили наглядные пособия, организовывали литературные вечера»[8]. Было принято посещать уроки коллег.
Все преподаватели коммерческого училища имели высшее образование. Ставка учителя в коммерческом училище, по словам А.И. Боголюбовой, была значительно выше, чем учителя в Мариинских и даже классических гимназий, поэтому большая часть коллектива преподавала только в училище, учителя имели по 20-22 часа в неделю. А.И. Боголюбова пишет, что при таком количестве часов учитель был «материально обеспечен и при условии любви к своему делу мог все силы, время, знания сосредоточить на своей работе»[9]. Кроме того, преподаватели коммерческого училища принимали активное участие в жизни города, страны. В 1907 году по инициативе Н. О. Розе, Ф. Ф. Ольденбурга (преподавателя школы Максимовича) в Твери был создан общественно-педагогический кружок, ставший центром педагогической мысли и культурно-просветительской работы в Тверской губернии в начале XX века. В 1915 году педагоги училища одни из первых в России организовали учительский союз.
В училище работали замечательные учителя: Надежда Николаевна Бауэр преподавала историю, Анна Ивановна Корнгманн – французский язык, Николай Николаевич Веригин, коллежский асессор, преподавал физику, Вячеслав Александрович Москвин, присяжный поверенный, – законоведение, Капустин Сергей Иванович – политическую экономию, коммерческую арифметику и бухгалтерию, Евгения Ивановна Гинце была главной наблюдательницей и преподавала немецкий язык, русский язык преподавали Александра Ивановна Крылова, Анна Николаевна Шаповалова, Анна Ивановна Иванова, латинский язык – коллежский советник Владимир Владимирович Исполатовский и другие. Александр Васильевич Александров, автор музыки Государственного Гимна и «Священной войны», создатель Ансамбля песни и пляски Советской Армии, был первым учителем пения и руководителем хора в училище. В 1913 году к празднованию 300-летия дома Романовых А.В. Александров ставит в Твери оперу «Жизнь за царя» в адаптированном для хора варианте. Исполнителями были ученицы коммерческого училища и других учебных заведений Твери, где также преподавал Александров.
У каждого класса была классная наблюдательница. Проведя свои уроки, она должна была все время находиться со своим классом: и на уроках, и на переменах. Два раза в год они проводили родительские собрания. В случае каких-либо недоумений со стороны родителей классные наблюдательницы приглашали их для беседы к директору.
Жизнь училища была насыщенной и разнообразной. Нередко устраивались выставки детских работ по чистописанию, русскому языку, геометрии, алгебре, бухгалтерии, рукоделию и рисованию. Об одной из них читаем в «Тверской газете» от 18 сентября 1911 года: «Можно было посмотреть на письменные работы 4 класса по алгебре и геометрии; также хороши и работы по рисованию 1 и 3 классов; особенно хорошее впечатление производит картина работы воспитанницы 3 класса Екатерины Жуковой; отрадно видеть было рисование и воспитанниц старшего приготовительного класса»[10]. Педагоги возили девочек на экскурсию в Москву, где они познакомились со многими достопримечательностями, побывали в Художественном и Малом театрах, в Большом театре слушали Федора Шаляпина и «Евгения Онегина» с Собиновым. По приглашению Н. О. Розе в актовом зале училища для жителей Твери Малый театр показал «Бесприданницу» Островского. Это был благотворительный спектакль: деньги, собранные за билеты, пошли на оплату обучения нуждающихся учениц.
Первый выпуск состоялся в 1913 году: училище закончили 45 девочек, из них 7 – с золотой медалью, 7 – с серебряной. Всего же за свое существование училище сделало 6 выпусков, первые два – семиклассные, а последующие четыре – восьмиклассные, так как в 1913-1914 учебном году оно было преобразовано в восьмиклассное и приравнено к женским гимназиям Министерства народного образования, что давало право выпускницам поступать на высшие женские курсы. Действительно, среди выпускниц коммерческого училища было немало тех, кто получил высшее образование, трудился в разных областях. Многие из них стали известными людьми, хорошими специалистами, замечательными людьми. Среди выпускниц были не только финансовые работники, но и врачи, педагоги, журналисты, общественные деятели, ученые. Пожалуй, самая известная из них – Надежда Гончарова, тверская актриса, народная артистка РСФСР. В областном драматическом театре она сыграла более 300 ролей. В 1962 году в нашем городе ее именем названа одна из улиц.
Выпускница 1915 года Четверикова Валентина Александровна окончила финансовый институт, уже в советское время долгие годы работала директором банка. Выпускницы этого же года Алексеева А., Троицкая Ольга, Балакина К. уже в первые послереволюционные годы стали партийными деятелями. Инна Пенкина была редактором вечерней газеты «Рабочая Москва». Троицкая Елена занималась научной работой, стала доцентом кафедры истории, видимо, в одном из московских вузов. Две из этих выпускниц не избежали и сталинских репрессий: Алексеева А. погибла в 1937 году, реабилитирована посмертно, Пенкина Инна была выслана в том же году, вернулась из ссылки после Великой Отечественной войны. Выпускницы 1916 года Таирова Татьяна Петровна, Тимофеева Татьяна Ивановна, Жукова Екатерина, Модестова М., закончив учительский институт, вернулись в родные стены уже педагогами.
В 1915 году после продолжительной болезни умер Николай Оттович Розе. На его отпевании была вся интеллигенция города во главе с губернатором Н.Г. Бюнтингом. Н.О. Розе был похоронен на Смоленском кладбище. Городская дума приняла решение увековечить его память «следующим образом:
- Поместить портрет Н.О. Розе в актовом зале Коммерческого училища
и 2) вносить ежегодно в смету расход в сумме 60 рублей на плату за обучение одной из воспитанниц Коммерческого училища…»[11]
После смерти Н.О. Розе училище возглавила Анна Александровна Римская-Корсакова – дальняя родственница великого композитора, потомственная дворянка, дочь предпоследнего коменданта Зимнего дворца. Она была знакома со многими известными людьми России, которые нередко приезжали к ней в Тверь, в том числе и Федор Шаляпин. Анна Александровна оставалась директором и после революции, когда в старших классах еще доучивались девочки из коммерческого училища, а в младших появилась детвора с «Пролетарки», Вагжановки и других окраин. Коммерческое училище перестало существовать в 1918 году. Впереди у школы была новая история.
Наша гимназия считает себя преемницей коммерческого училища. К 100-летию был создан Музей истории школы, где значительное место отводится истории коммерческого училища. Значительную часть экспозиции составили архивные материалы, подготовленные еще 15 лет назад, к 90-летию, выпускником 1938 года Марком Александровичем Ильиным. В архиве школы хранились, а теперь представлены в музее фотографии, переданные когда-то Смирновской Еленой Александровной, выпускницей училища, а впоследствии учителем школы. И фонд постоянно пополняется.
Литература.
- Березин М. Слово при погребении директора Тверского коммерческого училища Н. О. Розе (22 дек. 1915) // Тверские епархиальные ведомости, 1916, № 3, с. 23 - 25.
- Боголюбова А.И. Воспоминания // Музей истории гимназии № 6 г. Твери. Ф. 1, д.32, л. 1-12.
- Выставка работ в Тверском коммерческом училище // Тверская газета, 1911, 18 сентября, с.3.
- Доклад Подготовительной комиссии об увековечении памяти Николая Оттовича Розе. 29 февраля 1916 г. ГАТО Ф.801, оп. 1, д.3077, л.35.
- Доклад Управы по прошению Ф.И. Успенского об освобождении от платы за учение его дочерей. 20 сентября 1906г, ГАТО ф. 801, , оп.1, д.1874, л.47.
- Освящение и открытие вновь учрежденного в г. Твери городского женского коммерческого училища. Тверские епархиальные ведомости, 1905, №19, с.3.
- Речь гласного городской думы Н.Н. Лебедевского на заседании думы 22 апреля 1904 года. ГАТО ф. 21,оп. 2, д.105, л. 60-61.
[1] Речь гласного городской думы Н.Н. Лебедевского на заседании думы 22 апреля 1904 года. ГАТО ф. 21,оп. 2, д.105, л. 60.
[2] Там же, л.61.
[3] Освящение и открытие вновь учрежденного в г. Твери городского женского коммерческого училища. Тверские епархиальные ведомости, 1905, №19, с.3.
[4] Боголюбова А.И. Воспоминания // Музей истории гимназии № 6 г. Твери. ф. 1, д.32, л. 5.
[5] Там же, л. 4
[6] Доклад Управы по прошению Ф.И. Успенского об освобождении от платы за учение его дочерей. 20 сентября 1906г, ф. 801, , оп.1, д.1874, л.47.
[7] М.И. Березин. Слово при погребении директора Тверского коммерческого училища Н. О. Розе (22 дек. 1915). Тверские епархиальные ведомости., 1916, №3, с. 24.
[8] Боголюбова А.И. Воспоминания // Музей истории гимназии № 6 г. Твери, ф. 1, д.32, л. 1, 6.
[9] Там же.
[10] Выставка работ в Тверском коммерческом училище.
Тверская газета, 1911, 18 сентября, с.3.
[11] Доклад Подготовительной комиссии об увековечении памяти Николая Оттовича Розе. 29 февраля 1916 г. Ф.801, оп. 1, д.3077, л.35.