Проблемное обучение конструированию в ДОУ
Проблемное обучение конструированию в ДОУ
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Проблемное обучение - одна из многих инновационных технологий обучения и воспитания в детском саду.
Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.
Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку педагогом учебно-проблемной задачи, создание для обучающихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных задач.
Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.
Проблемное обучение включает несколько этапов:
1) осознание общей проблемной ситуации;
2) ее анализ, формулировка конкретной проблемы;
3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их);
4) проверка правильности решения проблемы.
В целом можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах), представляющих собой три вида изложения учебного материала воспитателем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности обучающихся:
1) монологическом;
2) рассуждающем;
3) диалогическом;
4) эвристическом;
5) исследовательском;
6) методе программированных заданий.
При монологическом методе воспитатель сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает обучающимся готовые выводы, но это делается в условиях проблемной ситуации форма изложения - рассказ.
По методу рассуждающего изложения воспитатель, создав проблемную ситуацию, анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.
Метод диалогического изложения представляет собой диалог воспитателя с коллективом детей. Он в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью обучающихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез. Деятельности обучающихся присуще сочетание репродуктивного и частично- поискового методов обучения. Основы формы преподавания - поисковая беседа, рассказ.
Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового правила и способа построения совершается не воспитателем, при участии обучающихся, а самими обучающимися под руководством и с помощью воспитателя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.
Метод исследовательских заданий организуется воспитателем путем постановки перед обучающимися теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности. Воспитанник совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: эксперимент, конструирование и модулирование.
Метод программированных заданий при котором обучающиеся с помощью алгоритма, особым образом, подготовленных дидактических средств может приобретать новые знания и новые действия.
В исследовании Л.А. Парамоновой большое значение при этом имеет формирование у детей обобщённых способов действий, умения использовать эти способы в новых условиях. На необходимости специального обучения детей - применять знания в разных ситуациях - указывают многие исследования Н.А. Менчинской, З.И. Калмыковой, Е.Н. Кабановой-Меллер, Н.И. Непомнящей и др. Как утверждает Н.И. Непомнящая, в процессе обучения необходимо создавать определённые условия, которые будут способствовать формированию у дошкольников обобщённых механизмов применения знаний. Основное условие -систематические задачи проблемного характера, задачи, требующие от детей соотнесения известных им способов действий с новыми условиями; использование этих способов при решении новых конструктивных задач.
Конструктивная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное значение благодаря своей наглядности, а также благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами.
В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования - это техническое и художественное. К техническому конструированию относятся конструирование из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей, а также конструирование на базе компьютерных программ. К художественному конструированию относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.
В настоящее время выделяют три основных вида учебного конструирования:
а) конструирование по образцу (или по предмету);
б) конструирование по модели;
в) конструирование по заданным условиям; проектирование.
Конструирование по образцу
Можно организовать работу детей по образцу так, что им придется активно размышлять, а можно превратить ее в чисто механическую исполнительскую деятельность. Воспитатель должен специально соединять сенсорный опыт ребенка с размышлением и с эмоциями. В данный момент и включаются проблемные ситуации, связанные со сказочными героями, которые оказываются в трудном положении и им необходима помощь со стороны детей в сооружении правильной конструкции или получении исходного продукта. Только тогда предметно-практическая деятельность по воспроизведению образца будет носить развивающий характер.
Становление творческой личности предполагает использование проблемных задач. Ситуация выбора — не что иное, как проблемная ситуация. Под проблемной задачей обычно понимают такую, способ решения которой неизвестен ребёнку. Однако выбор решения — это не менее сложная и трудная задача для воспитанника. Ему необходимо соотнести свои желания и возможности, умение обосновать выбор, добиться положительных результатов в работе. Вариативность предполагает изготовление объектов труда по образцу, свобода содействует решению проблемной задачи.
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, заставляет делать догадки. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать фигуры, сопоставлять отдельные модели, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации игровых проблемных ситуаций. Организуя продуктивную и конструктивную деятельность детей, воспитатель должен побуждать их создавать поделки, длительное время обустраивая жизнь игровых и вымышленных персонажей, показывать детям способы получения обобщенного продукта, который они могут по своему желанию “превращать” в разные предметы или использовать в качестве средства украшения. Дети осваивают обобщенные способы создания различных поделок: построение, складывания, плетения, вышивания, опредмечивания, приклеиванием к основной форме деталей. Формируются знания о материале (дерево, бумага, картон, ткань, нитки и т.д.) и разнообразии его использования в эстетической и художественной деятельности, вырабатываются целостные представления о свойствах различных материалов. Создание проблемной ситуации, формирующей коммуникативную направленность речи. Если кому-то из детей специально «забывают» положить набор деталей строителя, ребенок будет вынужден попросить недостающее, то есть проявить речевую инициативу, и при этом использовать нужные слова в нужной грамматической форме. Дошкольники учатся конструировать постройки, сувениры для подарков, игрушки для игр с водой, ветром, для оформления помещений в праздники, для игр-драматизации, спортивных соревнований, театральных постановок и др. Педагог может помогать детям украшать их изделия, используя широкий ассортимент средств выразительности, создавать ситуации совместной продуктивной деятельности по конструированию и рукоделию, позволяющей получать интересный для детей коллективный продукт.
Конструирование по модели
Модель, как и образец, — это предмет, имеющий определенную конструкцию и являющийся для воспитанников ориентиром в работе. Однако в отличие от образца она не дает такого же наглядного и подробного представления об устройстве изделия, а предполагает, что ребенок должен определить его самостоятельно. Здесь часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение.
Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся обстоятельством и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления об изготовлении предмета, перестроить их по-новому.
Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в схемах или алгоритмах действий, в образцах изделий.
Обучение моделированию происходит в несколько этапов: преобразование фигур, составление фигур по расчлененным и контурным образцам, составление своих фигур. Проблемность заданий предполагается на всех этапах. Детям в качестве образца предъявляется модель, в которой очертание отдельных элементов скрыто от ребенка, сразу возникает проблемная ситуация. По чертежам и схемам воссоздаются внешние и функциональные особенности реальных объектов, создает возможность для развития внутренних форм наглядного моделирования.
Проблемные ситуации по каждому виду конструирования могут быть следующими: а) найти из предложенных чертежей тот, который соответствует данной постройке б) необходимо достроить по чертежу, предварительно выбрав детали; в) убрать лишние детали, не соответствующие чертежу
Конструирование по заданным условиям
Это один из самых творческих видов конструктивной деятельности учащихся, приближающий их к условиям работы настоящего конструктора и носит проблемный характер. При таком способе организации занятия образец как объект копирования отсутствует; нет и модели, которая давала бы представление о том, что должно получиться. Вместо этого ребенку предлагается набор условий, которым должен удовлетворять изготавливаемый предмет в эксплуатации.
Не давая детям образца постройки, рисунков и способов её возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение (например, возвести через реку мост определённой ширины для пешеходов и транспорта и т.п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Благодаря сравнению ребенок лучше познает способы соединения деталей, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства.
На занятиях дети не только обучаются конструктивным навыкам, но и получают знания по архитектуре, что обогащает содержание детских построек. Например, при знакомстве с архитектурой города я предлагается построить детский парк, изобразив на столе знакомый детям ландшафт. При знакомстве с памятниками архитектуры, дети «восстанавливали старинную усадьбу по старым фотографиям, чертежам, рисункам». Такие занятия привлекают детей и изначально предполагают проблему, которую необходимо решить.
Каждая из изученных форм обучения конструированию может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.
Суть проблемного обучения конструированию в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
В какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально? Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений.
Для эффективного обучения конструированию в старшей группе мною была создана картотека проблемных ситуаций:
1.Тема «Весна»
Конструирование из строительного материала или способом скручивания бумаги в трубочку«Мосты», «Плот»
Собрались как-то друзья Геометрические формы в свой любимый парк отдыха, подошли к реке и не знают, что делать. Как попасть в парк, как можно перебраться через реку?
2. Тема: «Транспорт»
Конструирование из строительного материала, конструктора «Лего» или металлического «Машина»
Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.
3. Тема: «Дома»
Конструирование из строительного материала способом скручивания бумаги в трубочку
Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, как это сделать.
4. Тема: «Средства связи.»
Конструирование из бросового материала. «Телефон»
У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.
5. Тема: «Корабли»
Конструирование из бумаги
Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?
6. Тема «Лес»
Конструирование из природного материала«Чудный лесник»
В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?
7. Тема «Осень»
Конструирование из железных банок«Варенье для Карлсона»
Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?
8. Тема «Город»
Конструирование из строительного материала или бросового материала «Дом»
В цветочный город должны скоро приехать туристы, а гостиницы в этом городе пока не построили. Среди жителей Цветочного городка не оказалось архитектора. Он отправился в путешествие на Марс. Жители объявляют конкурс на лучшую постройку гостиницы для туристов.
9. (Вместо постройки можно предложить зарисовку схемы своей гостиницы, чтобы жители городка смогли воздвигнуть это сооружение у себя на Родине.)
10.Тема «Деревня»
Конструирование из строительного материала «Гараж»
Недавно папа Фёдора купил новую машину и решил на ней отправиться в гости в деревню. Мама завозмущалась: «Ни в коем случае! Там даже нет гаража! А если нашу машину украдут воры? А вдруг она заржавеет под дождём? А ты ещё хочешь провести там целое лето!». Папа написал Фёдору письмо: «Дядя Фёдор! Нужен срочно гараж для нашей новой машины! Приедем завтра. Выручай! Папа.»
11. Тема «Цирк»
Конструирование из бумаги «Волшебные цилиндры» (работа с образцами)
Животные- артисты отказываются работать на арене цирка без своей пары. Директор цирка не может себе позволить купить в свою труппу ещё артистов. У него нет денег. А маленькие зрители ждут весёлого вечернего выступления. Что делать?
12. Тема «Одежда»
Конструирование из бумаги . Техника плетения «Ковры»
Друзья Алладина в пустыне попали в беду. Сам он находится во дворце у принцессы Жасмин. У него злой волшебник украл ковёр-самолёт. Как помочь Алладину?
13. Конструирование из бумаги «Товары для базара»
У Алладина оказалось много ковров, а ему нужен был только один, Торговцы базара остались без товара, злой волшебник уничтожил всё. Жителям города нужны и сумки, и корзины, и кружки, даже вазы, кастрюли и многое другое.
14. Тема «Ярмарка»
Конструирование способом закручивания круга в конус «Карусель»
В сказочном лесу звери устраивают ярмарку. Какая же ярмарка без карусели?
Жители сказочного леса
15. В сказочном лесу стоит терем-теремок. Там пока никто не живёт. А если никто не живёт в доме очень долго, то он быстро сгниёт. Почему?
16. Тема «Масленица»
Конструирование из природного материала (из соломы)
На дворе зимой у бабки с дедом стояла Снегурочка. Наступила весна. Они опять грустят по внучке. Никого кроме девочки-внучки видеть не хотят. А у людей праздник –Масленица. Как развеселить стариков?
17. Тема «Русская изба»
Конструирование из кругов гофрированной бумаги.
Украсим цветами Красный угол
С давних времён Красный угол в каждой избе украшали цветами. Видели ли вы в мультфильме по мотивам сказки «Золотое копытце» Красный угол в избе у Кожемяки. Девочка хотела бы сделать старику в благодарность за его доброту и уют такой Красный угол. Дарёнка и старик Кожемяка жили зимой в своей избе далеко в лесу, цветов нигде нет, но есть гофрированная бумага. Как украсить Дарёнке Красный угол цветами?
18. Тема «Морские обитатели»
Конструирование из ниток «Осьминоги»
В кукольном театре нет осьминогов. Скоро спектакль «Весёлые осьминожки». Что делать?
19. Тема «Районы Крайнего Севера»
Конструирование из бросового материала (пенопласта) или снега. «Иглу»
Туристы из нашего города отправились в путешествие по Крайнему Северу. Вдруг наступила пурга. На улице сильный мороз. Люди замерзают. Что они должны сделать?
20. Тема «Весна»
Конструирование из бумаги способом складывания в гармошку «Птица счастья»
Давным –давно в деревнях весной выпускали жаворонков и загадывали желание. Мы живём в городе, и у нас нет этих птиц-счастья. Но деревенские мастера оставили схемы их изготовления. Как вы думаете зачем?