Открытый урок литературы в 11 классе "Встреча с Сергеем Есениным".
« От бесчинной и отравленной
жизни, от серы больших пропойц…
горько и жалобно льнул он к миру
близких и любимых людей. Любовь
ко всему родному…- это самая
светлая, безнадрывная тема
есенинской лирики…"
Марк Щеглов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan1.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ЧИЖОВСКАЯ ШКОЛА
ПЛАН – КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
ЛИТЕРАТУРЫ В 11КЛАССЕ
по теме «ВСТРЕЧА С
СЕРГЕЕМ ЕСЕНИНЫМ».
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО
ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
БАЙБАРИНА Г. Г.
2013 г.
План – конспект открытого урока литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным».
Цели урока:
Образовательные.
Подготовить учащихся к восприятию мировоззрения Есенина. Пробудить интерес к личности Есенина.
Развивающие.
Обучить умению находить «ключ» к пониманию личности поэта, научить создавать текст рассуждения.
Воспитательные.
Воспитывать нравственное чувство учащихся, чувство сопереживания к судьбе другого человека.
Эпиграфы:
«Ни я, никто другой не может пройти
эту дорогу за вас, вы должны пройти
её сами».
Уолт Уитман.
« От бесчинной и отравленной
жизни, от серы больших пропойц…
горько и жалобно льнул он к миру
близких и любимых людей. Любовь
ко всему родному…- это самая
светлая, безнадрывная тема
есенинской лирики…
Марк Щеглов.
Оборудование: Портреты
поэта,
песни на стихи
Есенина, презентации,
фотография С.Есенина и его
матери, томик стихов поэта.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя.
Мир изменяется, его нельзя остановить. А как обстоит дело с тем, что однажды остановилось. С тем, что навсегда останется жестоко заключённым между двумя датами, обозначавшими человеческую жизнь: 1895 – 1925. Даты жизни С. Есенина. Глядя на них, мы с горечью осознаём весь трагизм мгновенности человеческого существования и радуемся тому, что время неспособно поглотить неповторимое творчество поэта.
Каждую неделю мы проводим уроки литературы. Для многих это форма учёбы, для кого- то, смею надеяться, это кусочек вашей школьной жизни. Сегодня я рискну с вашего позволения предложить 45 минут жизни провести со мной и Поэтом. Итак, тема нашего сегодняшнего разговора «Встреча с Есениным». Попытаемся проследить основные вехи короткой жизни С. Есенина и получить первоначальное представление о его поэзии.
2.Фаза вызова.
1). Вопросы учащимся:
- Каким представляете С. Есенина вы?
- Каким вы его увидели в фильме»Есенин»?
(непонятный, много пьющий, скандальный, глубоко любящий свою Родину, очень талантливый и т. д.)
2).По вашим впечатлениям составить синквейн:
Есенин
Непонятный и великий
Пьёт, скандалит, творит
Вот задача: что за человек?!
Океан.
(учащиеся читают свои синквейны).
3).Чтение статей о писателе и его творчестве.
Представьте, что вы никогда не читали стихотворения поэта. Что вы можете высказать о нём как о гражданине, поэте, человеке на основании высказываний современников.
А. Ахматова:
« Он был или только казался мне страшно открытым… Читая, Есенин был ещё очаровательнее. Иногда он прямо смотрел мне в глаза, и в эти мгновенья я чувствовала что он действительно «всё встречает, всё приемлет», и эту тревогу за него я так и сохранила, пока он был с нами».
Б. Пастернак:
« Со времени Кольцова земля русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин…Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую мы зовём высшим моцартовским началом. Есенин к жизни своей отнёсся как к сказке. Он Иван – Царевичем на сером волке перелетел океан и как жар – птицу поймал за хвост Айседору Дункан..Он и стихи писал сказочным способом…записывал их кровью сердца».
(Ответы).
( А.Ахматову поразила и встревожила в Есенине открытость..Б. Пастернак синтезировал национально – романтический облик Есенина.)
« Стихи свежие, чистые, голосистые»,- запишет в 1915 году А. Блок. Это, можно сказать, первый отзыв о Есенине. И в первых воспоминаниях возникает облик поэта. (Портрет показать).
Ваше восприятие. Что можно сказать о человеке, глядя на портрет?
(Ответы).
« Детская прозрачность взора», « милое, влекущее, всегда улыбчивое лицо», «скромная и нежная приветливость ко всему и ко всем».
Итак, послушаем рассказ о 30 – ти прожитых поэтом на этой земле лет.
3.Фаза осмысления.
1). Беседа по прочитанному:
- что уже знали о поэте?
- что нового узнали о жизни Сергея Александровича Есенина?
- что удивило?
- что огорчило?
2).Просмотр эпизода фильма и его обсуждение.
3).Презентации учащихся.
4).В ходе обсуждения презентации учащиеся делают в тетради записи по форме «продвинутая лекция» ( таблица из двух граф: / ранее известное/ новое/ ).
5).Анализ стихотворения «Письмо матери»:
Ученик читает стихотворение.
Вопрос: Каким вы увидели Есенина в этом стихотворении?
Ответы:
- он любящий сын;
- остро чувствует тоску, боль матери;
- с тоской вспоминает родной дом, его несказанный свет;
- раскаивается:»Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось»;
- нежно относится к матери:»Не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя умереть».
Гармония мира. Доброе и злое начала в человеке.
В Есенине живут два начала: доброе и злое, чёрное и белое.
(слайд »Символ гармонии»).
Злое начало Доброе начало
Горький пропойца Не такой уж горький я
пропойца,
Чтоб тебя, не видя,
умереть.
Я по – прежнему
такой же
Кабацкая драка нежный…
Проследим за последствиями, вытекающими из злого начала.
Пропойца 1. …»в кабацкой драке саданул под сердце финский
нож» .
2.Слухи пошли: скандальный поэт.
3.Страдает мать от этого.
4.Муки совести.
5.»Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне
в жизни привелось».
Письмо матери…В минуты отчаяния, одиночества Есенин обращается к матери в надежде быть услышанным, быть понятым.
Письма…В век телефонизации, факсов мы разучились писать друг другу письма. А ведь письма – это живое общение с близкими, любимыми людьми. Письма…они сохраняют тепло, нежность другого человека. Они остаются с нами. Они согревают нас в любое время.
Выводы:
То, что Есенин пил, скандалил - это только внешняя маска. Под этой маской мы увидели глубоко чувствующего усталого человека. Человека, для которого Мать, Земля, Родина – самые высокие нравственные ценности. Самое главное зло, которое сделал Есенин в своей жизни – это страдание матери, самого близкого человека. Но общение с нею даже в мыслях помогает Есенину преодолевать трудности жизни.
Поэт пишет:
Чёрный человек
На кровать ко мне садится,
Чёрный человек
Спать мне не даёт.
Как сказали, в человеке живут два начала: чёрное и белое. М. Горький сказал: « Нет людей чисто беленьких, или чисто чёрненьких – люди все пёстрые» Главная мудрость жизни – найти точку равновесия К каждому может прийти в гости неожиданно чёрный человек. Это как муки совести. Это хорошо, когда чёрный человек напоминает о себе. Но помни:
ЖИЗНЬ – возможность, используйте её.
ЖИЗНЬ – красота, восхищайтесь ею.
ЖИЗНЬ – блаженство, вкусите его.
ЖИЗНЬ – мечта, осуществите её.
ЖИЗНЬ – вызов, примите его.
ЖИЗНЬ - долг, исполните его.
ЖИЗНЬ – игра. Сыграйте в неё.
ЖИЗНЬ – богатство, дорожите им.
ЖИЗНЬ – любовь, наслаждайтесь ею.
ЖИЗНЬ – тайна, изучайте её.
ЖИЗНЬ – шанс, воспользуйтесь им.
ЖИЗНЬ – горе, превозмогите его.
ЖИЗНЬ – борьба, выдержите её.
ЖИЗНЬ – приключение, решитесь на него.
ЖИЗНЬ – трагедия, проделайте её.
ЖИЗНЬ – счастье, сотворите его.
ЖИЗНЬ слишком прекрасна, не губите её, жизнь это жизнь. Боритесь за неё.
Мать Тереза.
(Слайды в презентации).
Предлагаю послушать стихотворения С. Есенина в исполнении С. Безрукова.
Очень много стихотворений С. Есенина положено на музыку. Вот некоторые из них:
( запись песен в презентации).
Чтение отрывка из рассказа В. Астафьева « Есенина поют»:
« Дальний плач тальянки, голос одинокий…»
Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина…Самого певучего поэта! Неужто и мёртвого его отторгают локтями…Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу…Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучаться той мукой, которой не перенёс не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа…
Я чувствую его таким себе близким и родным, что разговариваю с ним во сне, называю его братом, грустным братом и всё утешаю, утешаю его…
А где утешишь… Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит нас вечной грустью…
Смолкни , военная труба! Уймись велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!
Шапки долой, Россия!
Есенина поют!
4.Фаза рефлексии.
- Каковы ваши ассоциации, что поразило, удивило, вызвало недоумение?
- Какую цель определите для себя, изучая творчество Есенина?
- Что на уроке показалось интересным?
- Что вызвало затруднения?
- Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
Итог: оценки за урок.
Любой человек – это мир. А у каждого свой мир. Писатели, поэты – особенные люди. И каждый открывает мир этих необыкновенных людей по – своему. Сегодня мы сделали первые шаги в поэтический мир удивительного Поэта. Пусть сегодняшняя встреча с ним не прерывается, пусть она перерастёт в большую дорогу. И пусть Поэт находит в вашей душе скромное место.
Домашнее задание: написать эссе « Мой Есенин». Образец жанра эссе – отрывок из рассказа В. Астафьева « Есенина поют».