Открытый урок литературы в 11 классе "Встреча с Сергеем Есениным".

Байбарина Галина Григорьевна

                                                                                            « От бесчинной и отравленной

                                                                                             жизни, от серы больших пропойц…

                                                                                             горько и жалобно льнул он к миру

                                                                                              близких и любимых людей. Любовь

                                                                                              ко всему родному…- это самая

                                                                                              светлая, безнадрывная тема

                                                                                               есенинской лирики…"

                                                                                                           

                                                                                                             Марк Щеглов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan1.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ЧИЖОВСКАЯ ШКОЛА

ПЛАН – КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
ЛИТЕРАТУРЫ В 11КЛАССЕ

по теме «ВСТРЕЧА С
СЕРГЕЕМ ЕСЕНИНЫМ».

                              УЧИТЕЛЬ РУССКОГО
                                                                  ЯЗЫКА И   ЛИТЕРАТУРЫ

                                                                    ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

                                                                     БАЙБАРИНА Г. Г.

                                    2013 г.

План – конспект открытого урока литературы в 11 классе по теме « Встреча с Сергеем Есениным».

Цели урока:

Образовательные.

Подготовить учащихся к восприятию мировоззрения Есенина. Пробудить интерес к личности Есенина.

Развивающие.

Обучить умению находить «ключ» к пониманию личности поэта, научить создавать текст рассуждения.

Воспитательные.

Воспитывать нравственное чувство учащихся, чувство сопереживания к судьбе другого человека.

                                                                                                                                                                         Эпиграфы:

                                                                                           «Ни я, никто другой не может пройти

                                                                                           эту дорогу за вас, вы должны пройти                                                                                                                                                

                                                                                             её сами».

                                                                                                           Уолт Уитман.

                                                                                             

                                                                                            « От бесчинной и отравленной

                                                                                             жизни, от серы больших пропойц…

                                                                                             горько и жалобно льнул он к миру

                                                                                              близких и любимых людей. Любовь

                                                                                              ко всему родному…- это самая

                                                                                              светлая, безнадрывная тема

                                                                                               есенинской лирики…

                                                                                                           

                                                                                                             Марк Щеглов.

                                                                             Оборудование:    Портреты

                                                                                                                                     поэта,

                                                                                                                                                     

                                                                                                                              песни  на стихи

                                                                                                                    Есенина, презентации,

                                                                                                       фотография С.Есенина и его

                                                                                                        матери, томик стихов поэта.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Мир изменяется, его нельзя остановить. А  как обстоит дело с тем, что однажды остановилось. С тем, что навсегда останется жестоко заключённым между двумя датами, обозначавшими человеческую жизнь: 1895 – 1925. Даты жизни С. Есенина.     Глядя на них, мы с горечью осознаём весь трагизм мгновенности человеческого существования и радуемся тому, что время неспособно поглотить неповторимое творчество поэта.

Каждую неделю мы проводим уроки литературы. Для многих это форма учёбы, для кого- то, смею надеяться, это кусочек вашей школьной жизни. Сегодня я рискну с вашего позволения предложить 45 минут жизни провести со мной и Поэтом. Итак, тема нашего сегодняшнего разговора «Встреча с Есениным». Попытаемся проследить основные вехи короткой жизни С. Есенина и получить первоначальное представление о его поэзии.

2.Фаза вызова.

1). Вопросы учащимся:

- Каким представляете С. Есенина вы?

- Каким вы его увидели в фильме»Есенин»?

(непонятный, много пьющий, скандальный, глубоко любящий свою Родину, очень талантливый и т. д.)

          2).По вашим впечатлениям составить синквейн:

             

                                    Есенин

                    Непонятный и великий

           Пьёт, скандалит, творит

           Вот задача: что за человек?!

                                 Океан.

(учащиеся читают свои синквейны).

          3).Чтение статей о писателе и его творчестве.

       Представьте, что вы никогда не читали стихотворения поэта. Что вы можете высказать о нём как о гражданине, поэте, человеке на основании высказываний современников.

А. Ахматова:

« Он был или только казался мне страшно открытым… Читая, Есенин был ещё очаровательнее. Иногда он прямо смотрел мне в глаза, и в эти мгновенья я чувствовала что он действительно «всё встречает, всё приемлет», и эту тревогу за него я так и сохранила, пока он был с нами».

Б. Пастернак:

 « Со времени Кольцова земля русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин…Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую мы зовём высшим моцартовским началом. Есенин к  жизни своей отнёсся как к сказке. Он Иван – Царевичем на сером волке перелетел океан и как жар – птицу поймал за хвост Айседору Дункан..Он и стихи писал сказочным способом…записывал их кровью сердца».

(Ответы).

( А.Ахматову поразила и встревожила в Есенине открытость..Б. Пастернак синтезировал национально – романтический облик Есенина.)

« Стихи свежие, чистые, голосистые»,-  запишет в 1915 году А. Блок. Это, можно сказать, первый отзыв о Есенине. И в первых воспоминаниях возникает облик поэта. (Портрет показать).

Ваше восприятие. Что можно сказать о человеке, глядя на портрет?

(Ответы).

« Детская прозрачность взора», « милое, влекущее, всегда улыбчивое лицо», «скромная и нежная приветливость ко всему и ко всем».

Итак, послушаем рассказ о 30 – ти прожитых поэтом на этой земле лет.

3.Фаза осмысления.

1). Беседа по прочитанному:

 - что уже знали о поэте?

- что нового узнали о жизни Сергея Александровича Есенина?

- что удивило?

- что огорчило?

2).Просмотр эпизода фильма и его обсуждение.

3).Презентации учащихся.

 

4).В ходе обсуждения презентации учащиеся делают в тетради записи по форме «продвинутая лекция» ( таблица из двух граф: / ранее известное/ новое/ ).

5).Анализ стихотворения «Письмо матери»:

Ученик читает стихотворение.

Вопрос: Каким вы увидели Есенина в этом стихотворении?

Ответы:

- он любящий сын;

 - остро чувствует тоску, боль матери;

- с тоской вспоминает родной дом, его несказанный свет;

- раскаивается:»Слишком раннюю утрату и усталость  испытать мне в жизни привелось»;

- нежно относится к матери:»Не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя умереть».

Гармония мира. Доброе и злое начала в человеке.

В Есенине живут два начала: доброе и злое, чёрное и белое.

(слайд »Символ гармонии»).

Злое начало                                                                                  Доброе начало

Горький пропойца                                                          Не такой уж горький я

                                                                                                           пропойца,

                                                                                           Чтоб тебя, не видя,

                                                                                                      умереть.

                                                                                                           

                                                                                            Я по – прежнему

                                                                                                          такой же      

Кабацкая драка                                                                       нежный…

Проследим за последствиями, вытекающими из злого начала.

Пропойца                   1.   …»в кабацкой драке саданул под сердце финский

                                                   нож»                                                                             .

                                     2.Слухи пошли: скандальный поэт.

                                     3.Страдает мать от этого.

                                     4.Муки совести.

                                     5.»Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне

                                       в жизни привелось».

                                                                           

Письмо матери…В минуты отчаяния, одиночества Есенин обращается к матери в надежде быть услышанным, быть понятым.

Письма…В век телефонизации, факсов мы разучились писать друг другу письма. А ведь письма – это живое общение с близкими, любимыми  людьми. Письма…они сохраняют тепло, нежность другого человека. Они остаются с нами. Они согревают нас в любое время.

Выводы:

То, что Есенин пил, скандалил - это только внешняя маска. Под этой маской мы увидели глубоко чувствующего усталого человека. Человека, для которого Мать, Земля, Родина – самые высокие нравственные ценности. Самое главное зло, которое сделал Есенин в своей жизни – это страдание матери, самого близкого человека. Но общение с нею даже в мыслях помогает Есенину преодолевать трудности жизни.

Поэт пишет:

 Чёрный человек

На кровать ко мне садится,

Чёрный человек

Спать мне не даёт.

Как сказали, в человеке живут два начала: чёрное и белое. М. Горький сказал: « Нет людей чисто беленьких, или чисто чёрненьких – люди все пёстрые» Главная мудрость жизни – найти точку равновесия К каждому может прийти в гости неожиданно чёрный человек. Это как муки совести. Это хорошо, когда чёрный человек напоминает о себе. Но помни:

ЖИЗНЬ – возможность, используйте её.

ЖИЗНЬ – красота, восхищайтесь ею.

ЖИЗНЬ – блаженство, вкусите его.

ЖИЗНЬ – мечта, осуществите её.

ЖИЗНЬ – вызов, примите его.

ЖИЗНЬ - долг, исполните его.

ЖИЗНЬ – игра. Сыграйте в неё.

ЖИЗНЬ – богатство, дорожите им.

ЖИЗНЬ – любовь, наслаждайтесь ею.

ЖИЗНЬ – тайна, изучайте её.

ЖИЗНЬ – шанс, воспользуйтесь им.

ЖИЗНЬ – горе, превозмогите его.

ЖИЗНЬ – борьба, выдержите её.

ЖИЗНЬ – приключение, решитесь на него.

ЖИЗНЬ – трагедия, проделайте её.

ЖИЗНЬ – счастье, сотворите его.

ЖИЗНЬ слишком прекрасна, не губите её, жизнь это жизнь. Боритесь за неё.

                                                                                                     Мать Тереза.

 (Слайды в презентации).

   Предлагаю послушать стихотворения С. Есенина в исполнении С. Безрукова.

Очень много стихотворений С. Есенина положено на музыку. Вот некоторые из них:

( запись песен в презентации).

Чтение отрывка из рассказа В. Астафьева « Есенина поют»:

« Дальний плач тальянки, голос одинокий…»

   Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина…Самого певучего поэта! Неужто и мёртвого его отторгают локтями…Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу…Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучаться той мукой, которой не перенёс не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа…

Я чувствую его таким себе близким и родным, что разговариваю с ним во сне, называю его братом, грустным братом и всё утешаю, утешаю его…

А где утешишь… Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит нас вечной грустью…

Смолкни , военная труба! Уймись велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!

Шапки долой, Россия!

Есенина поют!

4.Фаза рефлексии.

- Каковы ваши ассоциации, что поразило, удивило, вызвало недоумение?

- Какую цель определите для себя, изучая творчество Есенина?

- Что на уроке показалось интересным?

- Что вызвало затруднения?

- Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

Итог: оценки за урок.

 Любой человек – это мир. А у каждого свой мир. Писатели, поэты – особенные люди. И каждый открывает мир этих необыкновенных людей по – своему. Сегодня мы сделали первые шаги в поэтический мир удивительного Поэта. Пусть сегодняшняя встреча с ним не прерывается, пусть она перерастёт в большую дорогу. И пусть Поэт находит в вашей душе скромное место.

Домашнее задание: написать эссе « Мой Есенин». Образец жанра эссе – отрывок из рассказа В. Астафьева « Есенина поют».