Трансляция опыта
Мои публичные выступления
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование компьютерных технологий
в коррекции нарушения процесса письма (дисграфии)
Проблема нарушений письменной речи, низкой грамотности и неуспеваемости по русскому языку на сегодняшний день не утратила своей актуальности.
При дисграфии дети с трудом овладевают письмом. Диктанты, выполненные упражнения содержат множество грамматических ошибок. Дети – дисграфики не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них небрежный, трудночитаемый почерк. Нередко отказываются выполнять письменные задания. При определенном стечении обстоятельств, у таких детей высока вероятность появления чувства собственной ущербности, что может привести к развитию депрессии.
Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современных информационных технологий и телекоммуникации.
Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.
Компьютерные задания – дополнительный, рациональный и удобный источник информации и наглядности. Они создают положительный эмоциональный настрой, мотивируют и ребенка и его наставника, тем самым, ускоряя процесс достижения положительных результатов в работе. Кроме того, использование компьютера способствует развитию и совершенствованию креативных качеств учителя-логопеда – его профессиональной личностной самореализации, уровня его компетентности.
Но также необходимо учитывать и негативные моменты при работе с компьютером. С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.
Компьютерные средства представляют для специалиста дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Необходимо совершенствовать процесс коррекционного обучения детей, страдающих нарушениями письменной речи, при помощи компьютерных технологий (компьютерные развивающие игры, демонстрация тематических презентаций, коррекция дисграфических ошибок с помощью текстового редактора «MS Word» и т.п.)
В настоящее время необходимость разнообразить речевую практику ребенка, у которого есть трудности в письменной речи, - одна из наиболее сложных и важных задач, стоящих перед учителем-логопедом. Помочь решить эту задачу может компьютер.
Поскольку у детей дисграфиков очень часто формируется напряжение, страх письма, а также нежелание совершенствовать навыки чтения, занятия на компьютере частично снимают эти проблемы, не превращая занятия в бесконечный процесс письма и переписывания. Работа на компьютере разнообразна и привлекательна, поэтому вызывает положительный эмоциональный настрой, что может стать залогом успеха.
В коррекционно-логопедической работе можно использовать следующие компьютерные программы:
1.«Коррекция письменной речи младших школьников»- издательства учитель
Компакт-диск содержит бланковые методики обучения подбора родственных слов по схеме "Солнышко", способствующие развитию навыков словообразования, памяти, преодолению аграмматизмов в речи, обогащению связной речи, улучшению зрительно-моторной координации. Использование предлагаемого метода позволит: - пополнить словарь детей по разным лексическим темам;- разнообразить работу новым видом деятельности;- развить память и действия самоконтроля детей-дисграфиков;- проследить динамику каждого обучающегося или группы;- ориентироваться в тестовых заданиях. Диск адресован учителям-логопедам и учителям-дефектологам, работающим над восполнением пробелов в развитии письменной речи детей-дисграфиков, рекомендован учителям начальных классов, воспитателям старших и подготовительных групп дошкольных учреждений, а также полезен родителям для самостоятельных занятий с детьми.
2.Сборник упражнений «Занимательная коррекция письменной речи»
Программа предназначена для учащихся младших классов диагностики речевых нарушений, коррекции письменной речи, а также для закрепления таких тем как: «Словообразование», «Звуки- буквы», «Согласный в корне». «Правописание шипящих», «Ь и Ъ знаки».
3. Обучающая программа – тренажёр по русскому языку «Фраза»,».
Средство для быстрого улучшения и коррекции письменной речи. Задания систематизированы в соответствии с программой изучения русского языка в общеобразовательных учреждениях России. С помощью этой программы можно изучить и повторить правила орфографии и пунктуации, а также проверить и закрепить знания по темам: «Дифференциация разделительного -ь- и -ь- для обозначения мягкости», «Разделительный Ъ», «Словарные слова», «Состав слова», «Приставки . Предлоги». «Словоизменение», «Правописание парных согласных в корне слова и на конце слова», « Правописание безударных гласных в корнях слов».
4. Серия «Слоговая структура слова» Н.С.Четвертушкина
Данные программы используются на коррекционных занятиях с детьми 1-4 классов, для развития внимания, памяти, мышления, воображения, а также для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии.