Конкурс "Педагог Югры"

Тимкина Марина Борисовна

1. Портфолио "Выставка педагогических достижений" 

2. Чек-лист "Пять шагов от классического формата к обучению через вызов"

3. Проект по теме "Обучение через вызов как образовательный  формат"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чек-лист «Пять шагов от классического формата к обучению через вызов»

Разработала Тимкина Марина Борисовна,

 учитель трудового обучения

В данном проекте представлен чек-лист, который состоит из пяти ключевых шагов, необходимых для перехода от традиционного формата обучения к концепции обучения через вызов. Использование этого чек-листа поможет педагогам создать более продуктивную образовательную среду, где старшеклассники смогут в учебном процессе развивать гибкие навыки: критическое и творческое мышление.

Обучение через вызов представляет собой новый метод обучения, который фокусируется на решении реальных проблем и задач, что позволяет учащимся не только усваивать теоретические знания, но и развивать критическое мышление, творческий потенциал и навыки сотрудничества. Метод предполагает три основных этапа: вовлечение через вопросы, исследование и действие. Основные принципы метода: актуальность задач, сотрудничество в группах, исследование и рефлексия, применение знаний на практике.

Шаг

Действие педагога

Результат

1

Изучить концепцию «Обучение через вызов» (специальная литература, видеоматериалы, презентации, мировой опыт)

У учителя сформирована понятийное представление применения метода.

Учитель определяет  и формулирует конкретную педагогическую проблему и пути для ее решения.

Например, как повысить мотивацию изучения предмета «Труд (технология)?

2

Выбрать инструменты и практики для реализации конкретной проблемы (темы)

Применение метода для реализации конкретной проблемы (темы)

Учитель формулирует   для обучающихся проблемные вопросы, разрабатывает  задания для самостоятельного поиска ответов, предоставляет список информационных ресурсов (литература, Интернет) и алгоритм действий

3

Практика внедрения метода «обучение через вызов» на конкретной теме

Получение практического опыта использования обучения через вызов   в педагогической  деятельности

Учитель координирует  и активизирует практическую деятельность обучающихся по реализации поставленной проблемы (мотивация, список ресурсов, коллективное обсуждение и разработка плана, распределение заданий, формулирование критериев оценивания результатов, анализ проделанной работы, выводы)

4

Разработать методическую  копилку педагога

Создание методической копилки педагога: конспекты, видеоматериалы, дидактические разработки по конкретным темам и проблемам

5

Осуществить анализ и оценку реализации обучения через вызов

Учитель проводит анализ, формулирует выводы, корректирует детали практического опыта, определяет перспективы дальнейшего использования в педагогической практике.

Распространяет личный опыт в педагогическом сообществе.



Предварительный просмотр:

Казённое общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»

Образовательный проект по теме

«Обучение через вызов как образовательный формат»

Автор: Тимкина Марина Борисовна,

учитель изобразительного искусства и

технологии

г. Нижневартовск

  2024

Аннотация

Данный проект посвящен вопросам внедрения метода обучения через вызов в педагогическую практику учителей технологии  и изобразительного искусства. Акцент сделан на активизации практической  деятельности обучающихся через освоение новых знаний и умений в контексте реальных жизненных задач – поиска путей профессиональной самореализации. В проекте рассматривается перспективность данного подхода для повышения интереса обучающихся к обучению по предмету «Труд (технология)». Проект направлен на создание условий обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с целью реализации профессиональной деятельности в форме самозанятости.

Терминология

Обучение через вызов (Challenge Based Learning) — это образовательный формат, способствующий развитию критического мышления, и подразумевает вовлечение обучающихся в сложную задачу и поиск её решения. Метод предполагает три основных этапа: вовлечение через вопросы, исследование и действие. Такую модель используют в современных передовых школах, чтобы развить гибкие навыки у детей - любознательность, творческий потенциал, умение работать в команде. Основные принципы метода: актуальность задач, сотрудничество в группах, исследование и рефлексия, применение знаний на практике

Самозанятость - дятельность физических лиц или индивидуальных предпринимателей в сфере оказания услуг или реализации товаров физическим и юридическим лицам или индивидуальным предпринимателем в установленном законом порядке.

Стать самозанятым может любой гражданин России, начиная с 16 лет. Несовершеннолетние подростки с 14 до 16 лет также могут зарегистрироваться как самозанятые, но им нужно получить письменное согласие у родителей, попечителей или усыновителей и заверить документ у нотариуса.

Пояснительная записка

Современная  профессиональная среда требует от выпускников сформированной  компетенции гибко реагировать на все преобразования в обществе и сфере трудовой занятости, критически относиться к своим и чужим результатам учебы, труда,  находить оптимальный вариант для обоснования своего профессионального выбора, своей жизненной позиции. Педагоги школ осознают важность формирования и развития критического мышления, ищут и  осваивают новые педагогические технологии, методы, помогающие обучать учеников, в соответствии с современными  вызовами общественной жизни.

Выбор будущей профессии особенно важен для обучающихся, имеющих особенности развития и ограничения возможностей здоровья. Задача педагогов школы заключается в том, чтобы обеспечить личностное и профессиональное самоопределение обучающегося в образовательном процессе, учитывая   индивидуальные особенности, социальные и профессиональные интересы,  способности и потребности личности ученика.

 Государственная политика направлена на всестороннюю помощь в получении детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью профессии, выделяются квоты рабочих мест для подобной категории молодежи, и тем не менее, на рынке труда список предложений невелик. Трудности социализации и ограничения возможностей трудоустройства, ставят проблему поиска иных вариантов профессиональной самореализации.

Перед педагогом возникает проблема какие педагогические технологии использовать, чтобы максимально подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к стремительно меняющимся жизненным ситуациям, т.е. необходимость организовывать деятельностное обучение через решение практических, жизненно важных задач. Проблемное обучение является ключевым и соответствует современным требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Вузы и средне-специальные образовательные учреждения  активно внедряют метод «через вызов». Изучив и проанализировав суть метода, я решила попробовать применить его для решения проблемы формирования профессионального самоопределения среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение через вызов (Challenge Based Learning) — это образовательный формат, способствующий развитию критического мышления, и подразумевает вовлечение обучающихся в сложную задачу и поиск её решения.

Актуальность проекта потребность школы в новых педагогических форматах создания условий для формирования профессионального самоопределения школьниками с ограниченными возможностями здоровья.

Новизна проекта – практическое применение метода «обучение через вызов» на уроках «Труд (технология)» и «Изобразительное искусство».

Цель проекта заключается в создании условий для формирования профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внедрение метода «обучение через вызов» на уроках «Труд (технология)» и «Изобразительное искусство».

Целевая аудитория - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий (нарушение слуха, умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) 7 – 9 классов

Задачи

- проанализировать теоретико-методологическую основу обучения через вызов;

- разработать учебный коллективный проект для реализации метода на уроках «Труд (технология)» и «Изобразительное искусство»;

- реализовать учебный коллективный проект на уроках «Труд (технология)» и «Изобразительное искусство»;

- проанализировать результат, скорректировать и разработать методический материал.

Практическая значимость: возможность использования и расширения опыта в дальнейшей педагогической деятельности – для учителя,  открытие новых возможностей для самореализации в школьной жизни, осознание практической значимости школьных предметов и перспектив профессионального самоопределения - для ученика.

Методологическая основа проекта

Метод предполагает три основных этапа: вовлечение через вопросы, исследование и действие. Его использование способствует развитию гибких навыков у детей - любознательность, творческий потенциал, умение работать в команде. Основные принципы метода: актуальность задач, сотрудничество в группах, исследование и рефлексия, применение знаний на практике.

Обучающиеся  становятся активными участниками образовательного процесса, что повышает их мотивацию и вовлеченность. Применяя в практических ситуациях полученные на уроках, знания и умения  дети учатся понимать значимость и актуальность своей учебной деятельности.

Использование разнообразных цифровых ресурсов помогает формировать информационные компетенции школьника, расширяет их возможности для самореализации и творчества.

Методология обучения через вызов предлагает новые формы взаимодействия между учителем и обучающимся – партнёрство, сотрудничество. Метод  становится новым источником личной мотивации подростка к открытию своих возможностей, реализации и перспектив развития, способствует профессиональному самоопределению. Ученик видит результат и ищет способы и  возможности его презентовать,  развивать и совершенствовать.

Содержание модели обучения через вызов

Идея: чтобы повысить мотивацию изучения программного материала предметов «Труд (технология)» и «Изобразительное искусство»,  разработать и реализовать учебный коллективный проект для обучающихся 7 – 9  классов, используя метод обучения через вызов.

План реализации педагогического проекта:

Этап

Проблема

Решение проблемы обучающимися

Формирование предметных знаний и умений предмета «Труд (технология) на уроках

 Низкая мотивация пошива предлагаемых изделий по программе

Например, программа профиля «Швейное дело» 7 класса предлагает к изучению технологию пошива ночной сорочки и пижамы.

Вопрос для решения проблемы:

 «Как предложенные изделия воспроизвести в новом современном виде?»

В результате поиска, сопоставления, обсуждения (учитель направляет поиск заданиями и отсылками к источникам информации) обучающиеся предлагают заменить сорочки и пижамы на изделия «туника» и «кюлоты». Аргумент: технология пошива одинакова, изделие современно для подростка и будет после пошива носится.

Результат: высокая мотивация на уроках, творческий поиск.

Формирование предметных знаний и умений предмета «Труд (технология), «Изобразительное искусство» на уроках

Обучающийся не представляет как и где применить полученные знания и умения  программ профиля «Художественная роспись ткани» и предмета «Изобразительное искусство»  

Вопрос для решения проблемы: «Где ты (мы) можешь применить полученные знания и умения?»

Поиск решений, анализ предложений, мини-исследования (учитель направляет поиск заданиями и отсылками к источникам информации)   приводят к идее использовать элементы росписи ткани  в изделиях.

Аргумент: получится оригинальный творческий продукт.

Результат: высокая мотивация на уроках, творческий поиск.

Информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности декоративно-прикладной направленности: беседы, видеоролики, вопросы

Необходимость продемонстрировать итог изучения программы в конкурсной деятельности городского, регионального и всесоюзного форматов

Вопрос для решения проблемы:

«Можно на основе наших изделий создать сувенирную продукцию, представляя регион ХМАО-Югра?»

Поиск решений, анализ предложений, мини-исследования направляют идею к созданию коллекции современной подростковой одежды и аксессуаров с включением этнических орнаментов народов ханты и манси.

Аргумент: получится авторский продукт, представляющий регион ХМАО-Югра.

Результат: высокая мотивация на уроках, творческий поиск.

Постановка вопроса и задачи, возникших после реализации предыдущего этапа.

«Что делать с экспонатами выставки и изделиями?»

Проанализировать возможности реализации сувенирной продукции

Результат: можно реализовать на ярмарках

Информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности декоративно-прикладной направленности: профессиональная самозанятость

Обучающийся не знает о виде индивидуального предпринимательства – самозанятость, о правовых аспектах.

Вопрос для решения проблемы:

«Можно ли обучающемуся реализовывать свою сувенирную продукцию?»

В результате поиска, сопоставления, обсуждения (учитель направляет поиск заданиями и отсылками к источникам информации) обучающиеся узнают правовые основы вида деятельности «самозанятость».

После чего возникает следующий вопрос и поиск его решения.

Практическая деятельность в области информационных технологий

Обучающийся  не представляет как можно в информационном поле представить свои изделия

Вопрос для решения проблемы:

«Как представить свои изделия в информационном поле?»

В результате поиска, обсуждения (учитель направляет поиск заданиями и отсылками к источникам информации) обучающиеся приходят к решению обратиться за помощью к учителю информатики

Аргумент: результат будет быстрее, чем заниматься обучением через он-лайн уроки или курсы.

Результат: разработка личной странички в социальной сети ученицы Ш.В. с размещением своих изделий

Информирование обучающихся о возможностях профессиональной деятельности декоративно-прикладной направленности: профессиональные пробы

Как мотивировать ученика на участие в региональном чемпионате профессионального мастерства «Абилимпикс?

Вопрос для решения проблемы:

«Где получить личный опыт профессиональной деятельности по профессиям «Мастер росписи ткани», «Швея»?

Поиск решений, анализ предложений приводит к решению принять участие в региональном чемпионате профессионального мастерства «Абилимпикс» в компетенции «Роспись по шёлку»

Аргумент: проба своих возможностей, на практике узнать профессиональную деятельность

Результат:  участие в чемпионате и получение призовых мест  

Информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности декоративно-прикладной направленности: творческий номер, сфера моды

Какую форму  презентации ученического творческого проекта выбрать?

Вопрос для решения проблемы: «Как продемонстрировать успехи учениц, чтобы родители, школьники, учителя увидели реализованную идею?»

Поиск решений, анализ предложений, мини-исследования приводят к идее продемонстрировать результат учебной проектной   деятельности  в форме номера школьного  «Театра мод» на общешкольном родительском собрании.

Аргумент: увидят и смогут оценить сразу вся школа и родители. Внешняя экспертная оценка.

Результат: работа над постановкой номера, поиск музыкального сопровождения, названия, рисунка дефиле; демонстрация номера «Югорская долина» на общешкольном итоговом родительском собрании к окончанию учебного года.

Схема работы над учебным коллективным проектом по каждой проблеме:

Учитель

Обучающийся

Анализ проблемы. Глубокое погружение

Ставит задачи/формулирует вопросы на которые нужно найти ответы.

Предоставляет перечень ресурсов, которые следует изучить, ответить на вопросы, составить план действий.

Проводит консультации.

Самостоятельная (в паре, в группе) поисковая работа, (изучение литературы, видеоматериалов, Интернет-ресурсов). Отвечает на поставленные вопросы. Составляет план действий. Корректируется после консультации с педагогом и общего обсуждения

Поисковый этап

Создает условия для активного поиска идеи; оказывает помощь в совершенствовании усвоенных и овладении  новыми компетенциями.

Проводит консультации.

Подбор материалов и пр. Поиск идеи продукта труда (эскизы, макеты, выполнение упражнений для освоения и совершенствования компетенций). Консультации с педагогом. Корректируется после консультации с педагогом и общего обсуждения

Основной этап

Создает условия для осуществления идеи: оказывает помощь в совершенствовании усвоенных и овладении  новыми компетенциями.

Проводит консультации.

Осуществление идеи (изготовление продукта труда). Распределение ролей. Работа в паре, групповая работа, общая. Научи другого (разработай презентацию, технологическую карту, сделай видеоролик «Я могу научить…»). Знакомство с профессиями. Овладение новыми компетенциями. Корректируется после консультации с педагогом и общего обсуждения

Рефлексия

Создает условия для рефлексивной деятельности.

Проводит консультации.

Разрабатывает окончательный вариант методической разработки с опорой на полученный результат  для презентации проекта

Демонстрация продукта (создание блога или сайта для рекламы и материальной реализации своих работ). Форма: защита проекта/ творческий  конкурс/выставочная деятельность/творческий номер и пр.

Ресурсы

Временные

1 год

Информационные

Необходимая литература, сайты Интернета

Интеллектуальные

Экспертные

Кадровые

Учителя технологии, изобразительного искусства, дополнительного образования,  информатики

Организационные

Администрация образовательного учреждения - обеспечение часов дополнительного образования

Материально-технические

Мастерские по профилю труда, компьютер, выход в Интернет

Финансовые

Расходы на материалы для изделия  

Результаты учебного коллективного проекта

  1. Успешное освоение программы труд (технология), профилей «Швейное дело/ «Художественная  роспись ткани» обучающимися 7 – 9 классов.
  2. Создание продукта «Коллекция современной подростковой одежды с этническими орнаментами народов ханты и манси»
  3. Демонстрация проекта в форме творческого номера на общешкольном родительском собрании
  4. Участие в региональном чемпионате профессионального мастерства «Абилимпикс» в компетенции «Роспись по шёлку» с результатами:  1, 2, 3 место.
  5. Создание личной странички в социальной сети обучающейся Ш.В. для реализации своих изделий в технике росписи ткани.

Результаты проведенных опросов обучающихся, родителей констатировали высокую заинтересованность работы над данным проектом.  Применение метода обучения через вызов способствовало:

- лучшему усвоению программного материала предмета «Труд (технология)»,

- формированию умений работы в команде учеников разных классов и возрастов (7-9 классы);

-  поддержанию творческой атмосферы на протяжении всего учебного года;

- формированию личностных (патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание)  и метапредметных результатов (базовые: познавательные, логические, исследовательские, работа с информацией), регулятивных (самоорганизация:, самоконтроль);

- осознанию значимости знаний и умений школьных уроков и возможность разнообразного их применения в жизненных ситуациях;

- формированию профессионального самоопределения (большая часть обучающихся, принявших участие в проекте предполагает продолжить обучение по профессии «Швея» или «Дизайн», предполагают реализовывать свои творческие проекты в форме самозанятости.

Вывод: основываясь на результате реализованного учебного коллективного проекта, могу сделать вывод, что обучение через вызов – новый метод обучения, может помочь учителю технологии  успешно реализовывать программный материал, получая максимальный итоговый результат поставленным целям и задачам.

Литература

  1. Афанасьева, Т. П. Основы предпринимательской деятельности : учебное пособие для учащихся школ, лицеев / Т. П. Афанасьева, В. И. Ерошин, Т. И. Пуденко. — Москва, 1998. — 170 с.
  2. Особенности работы по профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации / авт.-сост. В. А. Рудаков; Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Институт развития образования». — Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2017. — 35 с.
  3. Профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы: сборник методических материалов / А. Н. Ахметова, Н. В. Белокопытова, А. В. Ильина [и др.]. — Челябинск : ЧИППКРО, 2017. — 60 с.

Сайты:

https://skillbox.ru/media/corptrain/6-innovatsionnykh-trendov-20232024-goda-v-obuchenii-personala/ 

https://eduspace.pro/challenge-based-learning?ysclid=m1u9ja7xz1280815689 

https://trueducation.ru/5-models