Конкурс "Педагог Югры"
1. Портфолио "Выставка педагогических достижений"
2. Чек-лист "Пять шагов от классического формата к обучению через вызов"
3. Проект по теме "Обучение через вызов как образовательный формат"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чек-лист «Пять шагов от классического формата к обучению через вызов»
Разработала Тимкина Марина Борисовна,
учитель трудового обучения
В данном проекте представлен чек-лист, который состоит из пяти ключевых шагов, необходимых для перехода от традиционного формата обучения к концепции обучения через вызов. Использование этого чек-листа поможет педагогам создать более продуктивную образовательную среду, где старшеклассники смогут в учебном процессе развивать гибкие навыки: критическое и творческое мышление.
Обучение через вызов представляет собой новый метод обучения, который фокусируется на решении реальных проблем и задач, что позволяет учащимся не только усваивать теоретические знания, но и развивать критическое мышление, творческий потенциал и навыки сотрудничества. Метод предполагает три основных этапа: вовлечение через вопросы, исследование и действие. Основные принципы метода: актуальность задач, сотрудничество в группах, исследование и рефлексия, применение знаний на практике.
Шаг | Действие педагога | Результат |
1 | Изучить концепцию «Обучение через вызов» (специальная литература, видеоматериалы, презентации, мировой опыт) | У учителя сформирована понятийное представление применения метода. Учитель определяет и формулирует конкретную педагогическую проблему и пути для ее решения. Например, как повысить мотивацию изучения предмета «Труд (технология)? |
2 | Выбрать инструменты и практики для реализации конкретной проблемы (темы) | Применение метода для реализации конкретной проблемы (темы) Учитель формулирует для обучающихся проблемные вопросы, разрабатывает задания для самостоятельного поиска ответов, предоставляет список информационных ресурсов (литература, Интернет) и алгоритм действий |
3 | Практика внедрения метода «обучение через вызов» на конкретной теме | Получение практического опыта использования обучения через вызов в педагогической деятельности Учитель координирует и активизирует практическую деятельность обучающихся по реализации поставленной проблемы (мотивация, список ресурсов, коллективное обсуждение и разработка плана, распределение заданий, формулирование критериев оценивания результатов, анализ проделанной работы, выводы) |
4 | Разработать методическую копилку педагога | Создание методической копилки педагога: конспекты, видеоматериалы, дидактические разработки по конкретным темам и проблемам |
5 | Осуществить анализ и оценку реализации обучения через вызов | Учитель проводит анализ, формулирует выводы, корректирует детали практического опыта, определяет перспективы дальнейшего использования в педагогической практике. Распространяет личный опыт в педагогическом сообществе. |
Предварительный просмотр:
Казённое общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»
Образовательный проект по теме
«Обучение через вызов как образовательный формат»
Автор: Тимкина Марина Борисовна,
учитель изобразительного искусства и
технологии
г. Нижневартовск
2024
Аннотация
Данный проект посвящен вопросам внедрения метода обучения через вызов в педагогическую практику учителей технологии и изобразительного искусства. Акцент сделан на активизации практической деятельности обучающихся через освоение новых знаний и умений в контексте реальных жизненных задач – поиска путей профессиональной самореализации. В проекте рассматривается перспективность данного подхода для повышения интереса обучающихся к обучению по предмету «Труд (технология)». Проект направлен на создание условий обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с целью реализации профессиональной деятельности в форме самозанятости.
Терминология
Обучение через вызов (Challenge Based Learning) — это образовательный формат, способствующий развитию критического мышления, и подразумевает вовлечение обучающихся в сложную задачу и поиск её решения. Метод предполагает три основных этапа: вовлечение через вопросы, исследование и действие. Такую модель используют в современных передовых школах, чтобы развить гибкие навыки у детей - любознательность, творческий потенциал, умение работать в команде. Основные принципы метода: актуальность задач, сотрудничество в группах, исследование и рефлексия, применение знаний на практике
Самозанятость - дятельность физических лиц или индивидуальных предпринимателей в сфере оказания услуг или реализации товаров физическим и юридическим лицам или индивидуальным предпринимателем в установленном законом порядке.
Стать самозанятым может любой гражданин России, начиная с 16 лет. Несовершеннолетние подростки с 14 до 16 лет также могут зарегистрироваться как самозанятые, но им нужно получить письменное согласие у родителей, попечителей или усыновителей и заверить документ у нотариуса.
Пояснительная записка
Современная профессиональная среда требует от выпускников сформированной компетенции гибко реагировать на все преобразования в обществе и сфере трудовой занятости, критически относиться к своим и чужим результатам учебы, труда, находить оптимальный вариант для обоснования своего профессионального выбора, своей жизненной позиции. Педагоги школ осознают важность формирования и развития критического мышления, ищут и осваивают новые педагогические технологии, методы, помогающие обучать учеников, в соответствии с современными вызовами общественной жизни.
Выбор будущей профессии особенно важен для обучающихся, имеющих особенности развития и ограничения возможностей здоровья. Задача педагогов школы заключается в том, чтобы обеспечить личностное и профессиональное самоопределение обучающегося в образовательном процессе, учитывая индивидуальные особенности, социальные и профессиональные интересы, способности и потребности личности ученика.
Государственная политика направлена на всестороннюю помощь в получении детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью профессии, выделяются квоты рабочих мест для подобной категории молодежи, и тем не менее, на рынке труда список предложений невелик. Трудности социализации и ограничения возможностей трудоустройства, ставят проблему поиска иных вариантов профессиональной самореализации.
Перед педагогом возникает проблема какие педагогические технологии использовать, чтобы максимально подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к стремительно меняющимся жизненным ситуациям, т.е. необходимость организовывать деятельностное обучение через решение практических, жизненно важных задач. Проблемное обучение является ключевым и соответствует современным требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Вузы и средне-специальные образовательные учреждения активно внедряют метод «через вызов». Изучив и проанализировав суть метода, я решила попробовать применить его для решения проблемы формирования профессионального самоопределения среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение через вызов (Challenge Based Learning) — это образовательный формат, способствующий развитию критического мышления, и подразумевает вовлечение обучающихся в сложную задачу и поиск её решения.
Актуальность проекта потребность школы в новых педагогических форматах создания условий для формирования профессионального самоопределения школьниками с ограниченными возможностями здоровья.
Новизна проекта – практическое применение метода «обучение через вызов» на уроках «Труд (технология)» и «Изобразительное искусство».
Цель проекта заключается в создании условий для формирования профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внедрение метода «обучение через вызов» на уроках «Труд (технология)» и «Изобразительное искусство».
Целевая аудитория - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий (нарушение слуха, умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) 7 – 9 классов
Задачи
- проанализировать теоретико-методологическую основу обучения через вызов;
- разработать учебный коллективный проект для реализации метода на уроках «Труд (технология)» и «Изобразительное искусство»;
- реализовать учебный коллективный проект на уроках «Труд (технология)» и «Изобразительное искусство»;
- проанализировать результат, скорректировать и разработать методический материал.
Практическая значимость: возможность использования и расширения опыта в дальнейшей педагогической деятельности – для учителя, открытие новых возможностей для самореализации в школьной жизни, осознание практической значимости школьных предметов и перспектив профессионального самоопределения - для ученика.
Методологическая основа проекта
Метод предполагает три основных этапа: вовлечение через вопросы, исследование и действие. Его использование способствует развитию гибких навыков у детей - любознательность, творческий потенциал, умение работать в команде. Основные принципы метода: актуальность задач, сотрудничество в группах, исследование и рефлексия, применение знаний на практике.
Обучающиеся становятся активными участниками образовательного процесса, что повышает их мотивацию и вовлеченность. Применяя в практических ситуациях полученные на уроках, знания и умения дети учатся понимать значимость и актуальность своей учебной деятельности.
Использование разнообразных цифровых ресурсов помогает формировать информационные компетенции школьника, расширяет их возможности для самореализации и творчества.
Методология обучения через вызов предлагает новые формы взаимодействия между учителем и обучающимся – партнёрство, сотрудничество. Метод становится новым источником личной мотивации подростка к открытию своих возможностей, реализации и перспектив развития, способствует профессиональному самоопределению. Ученик видит результат и ищет способы и возможности его презентовать, развивать и совершенствовать.
Содержание модели обучения через вызов
Идея: чтобы повысить мотивацию изучения программного материала предметов «Труд (технология)» и «Изобразительное искусство», разработать и реализовать учебный коллективный проект для обучающихся 7 – 9 классов, используя метод обучения через вызов.
План реализации педагогического проекта:
Этап | Проблема | Решение проблемы обучающимися |
Формирование предметных знаний и умений предмета «Труд (технология) на уроках | Низкая мотивация пошива предлагаемых изделий по программе Например, программа профиля «Швейное дело» 7 класса предлагает к изучению технологию пошива ночной сорочки и пижамы. | Вопрос для решения проблемы: «Как предложенные изделия воспроизвести в новом современном виде?» В результате поиска, сопоставления, обсуждения (учитель направляет поиск заданиями и отсылками к источникам информации) обучающиеся предлагают заменить сорочки и пижамы на изделия «туника» и «кюлоты». Аргумент: технология пошива одинакова, изделие современно для подростка и будет после пошива носится. Результат: высокая мотивация на уроках, творческий поиск. |
Формирование предметных знаний и умений предмета «Труд (технология), «Изобразительное искусство» на уроках | Обучающийся не представляет как и где применить полученные знания и умения программ профиля «Художественная роспись ткани» и предмета «Изобразительное искусство» | Вопрос для решения проблемы: «Где ты (мы) можешь применить полученные знания и умения?» Поиск решений, анализ предложений, мини-исследования (учитель направляет поиск заданиями и отсылками к источникам информации) приводят к идее использовать элементы росписи ткани в изделиях. Аргумент: получится оригинальный творческий продукт. Результат: высокая мотивация на уроках, творческий поиск. |
Информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности декоративно-прикладной направленности: беседы, видеоролики, вопросы | Необходимость продемонстрировать итог изучения программы в конкурсной деятельности городского, регионального и всесоюзного форматов | Вопрос для решения проблемы: «Можно на основе наших изделий создать сувенирную продукцию, представляя регион ХМАО-Югра?» Поиск решений, анализ предложений, мини-исследования направляют идею к созданию коллекции современной подростковой одежды и аксессуаров с включением этнических орнаментов народов ханты и манси. Аргумент: получится авторский продукт, представляющий регион ХМАО-Югра. Результат: высокая мотивация на уроках, творческий поиск. |
Постановка вопроса и задачи, возникших после реализации предыдущего этапа. «Что делать с экспонатами выставки и изделиями?» Проанализировать возможности реализации сувенирной продукции Результат: можно реализовать на ярмарках | ||
Информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности декоративно-прикладной направленности: профессиональная самозанятость | Обучающийся не знает о виде индивидуального предпринимательства – самозанятость, о правовых аспектах. | Вопрос для решения проблемы: «Можно ли обучающемуся реализовывать свою сувенирную продукцию?» В результате поиска, сопоставления, обсуждения (учитель направляет поиск заданиями и отсылками к источникам информации) обучающиеся узнают правовые основы вида деятельности «самозанятость». После чего возникает следующий вопрос и поиск его решения. |
Практическая деятельность в области информационных технологий | Обучающийся не представляет как можно в информационном поле представить свои изделия | Вопрос для решения проблемы: «Как представить свои изделия в информационном поле?» В результате поиска, обсуждения (учитель направляет поиск заданиями и отсылками к источникам информации) обучающиеся приходят к решению обратиться за помощью к учителю информатики Аргумент: результат будет быстрее, чем заниматься обучением через он-лайн уроки или курсы. Результат: разработка личной странички в социальной сети ученицы Ш.В. с размещением своих изделий |
Информирование обучающихся о возможностях профессиональной деятельности декоративно-прикладной направленности: профессиональные пробы | Как мотивировать ученика на участие в региональном чемпионате профессионального мастерства «Абилимпикс? | Вопрос для решения проблемы: «Где получить личный опыт профессиональной деятельности по профессиям «Мастер росписи ткани», «Швея»? Поиск решений, анализ предложений приводит к решению принять участие в региональном чемпионате профессионального мастерства «Абилимпикс» в компетенции «Роспись по шёлку» Аргумент: проба своих возможностей, на практике узнать профессиональную деятельность Результат: участие в чемпионате и получение призовых мест |
Информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности декоративно-прикладной направленности: творческий номер, сфера моды | Какую форму презентации ученического творческого проекта выбрать? | Вопрос для решения проблемы: «Как продемонстрировать успехи учениц, чтобы родители, школьники, учителя увидели реализованную идею?» Поиск решений, анализ предложений, мини-исследования приводят к идее продемонстрировать результат учебной проектной деятельности в форме номера школьного «Театра мод» на общешкольном родительском собрании. Аргумент: увидят и смогут оценить сразу вся школа и родители. Внешняя экспертная оценка. Результат: работа над постановкой номера, поиск музыкального сопровождения, названия, рисунка дефиле; демонстрация номера «Югорская долина» на общешкольном итоговом родительском собрании к окончанию учебного года. |
Схема работы над учебным коллективным проектом по каждой проблеме:
Учитель | Обучающийся |
Анализ проблемы. Глубокое погружение | |
Ставит задачи/формулирует вопросы на которые нужно найти ответы. Предоставляет перечень ресурсов, которые следует изучить, ответить на вопросы, составить план действий. Проводит консультации. | Самостоятельная (в паре, в группе) поисковая работа, (изучение литературы, видеоматериалов, Интернет-ресурсов). Отвечает на поставленные вопросы. Составляет план действий. Корректируется после консультации с педагогом и общего обсуждения |
Поисковый этап | |
Создает условия для активного поиска идеи; оказывает помощь в совершенствовании усвоенных и овладении новыми компетенциями. Проводит консультации. | Подбор материалов и пр. Поиск идеи продукта труда (эскизы, макеты, выполнение упражнений для освоения и совершенствования компетенций). Консультации с педагогом. Корректируется после консультации с педагогом и общего обсуждения |
Основной этап | |
Создает условия для осуществления идеи: оказывает помощь в совершенствовании усвоенных и овладении новыми компетенциями. Проводит консультации. | Осуществление идеи (изготовление продукта труда). Распределение ролей. Работа в паре, групповая работа, общая. Научи другого (разработай презентацию, технологическую карту, сделай видеоролик «Я могу научить…»). Знакомство с профессиями. Овладение новыми компетенциями. Корректируется после консультации с педагогом и общего обсуждения |
Рефлексия | |
Создает условия для рефлексивной деятельности. Проводит консультации. Разрабатывает окончательный вариант методической разработки с опорой на полученный результат для презентации проекта | Демонстрация продукта (создание блога или сайта для рекламы и материальной реализации своих работ). Форма: защита проекта/ творческий конкурс/выставочная деятельность/творческий номер и пр. |
Ресурсы
Временные | 1 год |
Информационные | Необходимая литература, сайты Интернета |
Интеллектуальные | Экспертные |
Кадровые | Учителя технологии, изобразительного искусства, дополнительного образования, информатики |
Организационные | Администрация образовательного учреждения - обеспечение часов дополнительного образования |
Материально-технические | Мастерские по профилю труда, компьютер, выход в Интернет |
Финансовые | Расходы на материалы для изделия |
Результаты учебного коллективного проекта
- Успешное освоение программы труд (технология), профилей «Швейное дело/ «Художественная роспись ткани» обучающимися 7 – 9 классов.
- Создание продукта «Коллекция современной подростковой одежды с этническими орнаментами народов ханты и манси»
- Демонстрация проекта в форме творческого номера на общешкольном родительском собрании
- Участие в региональном чемпионате профессионального мастерства «Абилимпикс» в компетенции «Роспись по шёлку» с результатами: 1, 2, 3 место.
- Создание личной странички в социальной сети обучающейся Ш.В. для реализации своих изделий в технике росписи ткани.
Результаты проведенных опросов обучающихся, родителей констатировали высокую заинтересованность работы над данным проектом. Применение метода обучения через вызов способствовало:
- лучшему усвоению программного материала предмета «Труд (технология)»,
- формированию умений работы в команде учеников разных классов и возрастов (7-9 классы);
- поддержанию творческой атмосферы на протяжении всего учебного года;
- формированию личностных (патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание) и метапредметных результатов (базовые: познавательные, логические, исследовательские, работа с информацией), регулятивных (самоорганизация:, самоконтроль);
- осознанию значимости знаний и умений школьных уроков и возможность разнообразного их применения в жизненных ситуациях;
- формированию профессионального самоопределения (большая часть обучающихся, принявших участие в проекте предполагает продолжить обучение по профессии «Швея» или «Дизайн», предполагают реализовывать свои творческие проекты в форме самозанятости.
Вывод: основываясь на результате реализованного учебного коллективного проекта, могу сделать вывод, что обучение через вызов – новый метод обучения, может помочь учителю технологии успешно реализовывать программный материал, получая максимальный итоговый результат поставленным целям и задачам.
Литература
- Афанасьева, Т. П. Основы предпринимательской деятельности : учебное пособие для учащихся школ, лицеев / Т. П. Афанасьева, В. И. Ерошин, Т. И. Пуденко. — Москва, 1998. — 170 с.
- Особенности работы по профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации / авт.-сост. В. А. Рудаков; Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Институт развития образования». — Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2017. — 35 с.
- Профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы: сборник методических материалов / А. Н. Ахметова, Н. В. Белокопытова, А. В. Ильина [и др.]. — Челябинск : ЧИППКРО, 2017. — 60 с.
Сайты:
https://skillbox.ru/media/corptrain/6-innovatsionnykh-trendov-20232024-goda-v-obuchenii-personala/
https://eduspace.pro/challenge-based-learning?ysclid=m1u9ja7xz1280815689