Афанасенко Елена Юрьевна


Anna Aleksandrovna!

Здравствуйте, Елена Юрьевна! Подскажите, пожалуйста, какие-нибудь задания для развития мелкой моторики с использованием подручных средств? В условиях карантина новые игры и игрушки, к сожалению, недоступны.

Здравствуйте, Анна Александровна. Попробуйте вот такие игры:
- Играть в пальчиковые и ладошечные игры («Ладушки-ладушки» и пр.)
- Массировать пальчики ребенка.
- Давать ребенку ощупывать различные предметы (в том числе щетки для одежды, зубные щетки, наждачную бумагу и пр.).
- Завязывать узелки на веревках, шнурках и лентах.
- Расстегивать и застегивать пуговицы, липучки, кнопки, молнии, крючки.
- Разминать тесто, пластилин, глину; лепить печение и пирожки.
- Вдавливать в пластилин мелкие предметы (фасоль, бусины, пуговицы, макароны и пр.)
- Делать простейшие аппликации (из бумаги, природных материалов).
- Очищать яйца, сваренные вкрутую.
- Очищать овощи, сваренные в мундире.
- Чистить мандарины, апельсины, бананы, гранаты.
- Доставать косточки из абрикосов, слив, вишен, персиков.
- Перебирать крупы.
- Доставать ядра арахиса из стручков.
- Очищать от скорлупы фисташки и расколотые грецкие орехи.
- Выдавливать зубную пасту из тюбика (можно на зеркало, и порисовать).
- Собирать с пола ниточки для вязания и шитья.
- Сматывать нитки в клубок.
- Открывать почтовый ящик ключом.
- Начищать обувь губкой или щеткой.
- Вешать кукольную одежду, используя прищепки.
- Открывать и закрывать крышки на посуде, банках, коробках.
- Закручивать и откручивать крышки на банках.
- Закрывать и открывать задвижки на дверях.
- Мять и рвать салфетки.
- Доставать из ящиков (или из стиральной машины) одежду и складывать обратно.
- Резать ножницами.
- Пересыпать предметы горстью, щепотью, двумя разными пальцами.
- Собирать мелкие предметы пинцетами разной величины.
- Играть с матрешками.
- Доставать палочкой (линейкой) мелкие предметы из-под шкафа или из-под дивана.
- Включать и выключать свет (нажимая клавиши выключателя, дергая за веревочку на торшере).
- Вытирать пыль.
- Искать край на изоленте, скотче.
- Приклеивать и отклеивать наклейки.
- Перелистывать страницы книг или фотоальбомов.
- Запускать заводные механизмы игрушек, надавливать на «пищащие» игрушки.
- Махать веером (можно бумажным).
- Устраивать театр теней рук.
- Стирать кукольную одежду (тереть кулачок о кулачок, полоскать, встряхивать, отживать).
- Взбивать венчиком продукты (например, яйца).
- Мешать что-нибудь ложкой (манную кашу или сахар в чае).
- Катать карандаш между ладошек.
- Перебирать струны на гитаре (игрушечной или настоящей).
- Нанизывать кольца на стержень.
- Нанизывать бусины (макароны) на шнурок.
- Пересыпать сыпучие материалы из емкости в емкость.
- Переливать воду из одного сосуда в другой.
- Бросать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком.
- Опускать в сосуд с узким горлышком мелкие предметы, привязанные на веревочке.
- Самостоятельно есть ложкой мягкую и жидкую пищу.
- Использовать в песочнице (если дома есть космический песок) лопатки и грабли.
- Набирать воду спринцовкой и выпускать в сосуд.
- Набирать воду пипеткой и капать из пипетки.
- Заворачивать в фольгу орехи.
- Помогать накрывать на стол, расставлять посуду.
- Разбирать покупки из магазина (доставать из пакета).
- Заниматься оригами.
- Переносить в ложке яйца на различном расстоянии (из емкости в емкость, стоящих рядом, на расстоянии 10 см., 30 см., 50 см., 1м и более).
- Втыкать палочки в крупу или изделия из пластилина.
- Наклеивать и снимать магниты с холодильника.
- Забивать молоточком гвоздики, штырьки и пр.
- Ловить сачком пластмассовые игрушки в тазу с водой.
- Закручивать и откручивать шурупы и болты.
- Собирать пазлы.
- Надевать и снимать с пальцев кольца
- Собирать мозаику.
- Снимать и надевать колпачки на ручки и фломастеры.
- Наживать на кнопки-защелки у ручек.
- Запускать юлу.
- Запускать пальцами «волчки».
- Выкладывать из палочек фигурки.
- Играть с пальчиковыми куклами.
- Рисовать мелками, фломастерами, карандашами, красками кистью, красками пальцами.
- Раскрашивать картинки.
- Тереть продукты на терке.
- Разворачивать обертки на конфетах.
- Разламывать печенье на несколько частей – делиться.
- Снимать упаковку с подарков.
- Обводить плоскостные предметы карандашом на листе бумаги (или воспользоваться специальными «обводилками»).
- Штриховать изображенные предметы.
- Прятать в «сухом бассейне» мелкие предметы и отыскивать их.
- Прятать в «сухом бассейне» кисти рук и отыскивать пальчики.
- Выкладывать из мелких предметов дорожки.
- «Шагать» пальцами по дорожкам из пуговиц.
- Самостоятельно причесываться, делать прически маме.
- Рисовать пальцем на подносе с крупой (например, манкой).
- Играть в доктора: отщипывать кусочки ваты, ставить уколы, бинтовать.
- Помогать маме готовить салат (жать капусту, перемешивать руками нарезанные овощи и пр.).
- Упаковывать саше чайных пакетиков и коробку.
- Кормить птичек (игрушки) – рассыпать зернышки.
- Открывать и закрывать дверцы и ящики на предметах мебели.
- Рисовать пальцем на подносе с кефиром.

Nataliya Sergeevna

Здравствуйте, Елена Юрьевна. Подскажите, пожалуйста, какие пальчиковые игры вы учили с ребятами в детском саду? Хотелось бы дома повторить с ребенком пройденный материал.

«Осень»

  Осень, осень

трем ладошки друг о друга

  Приходи!

зажимаем кулаки по очереди

Осень, осень,

трем ладошки друг о друга

Погляди!

ладони на щеки

Листья желтые кружатся,

плавное движение ладонями

И на землю все садятся

ладони гладят по коленям

Солнце больше нас не греет,

сжимаем и разжимаем кулаки по очереди

Ветер дует все сильнее,

синхронно наклоняем руки в разные стороны

К югу полетели птицы,

«птица» из двух скрещенных рук

Дождик к нам в окно стучится.

барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони

Шапки, куртки надеваем

Имитируем

   И ботинки обуваем.

Топаем ногами

 

«Суп»

Суп решили мы сварить,

«Варим» на ладошке суп

Маму с папой угостить

Вытянуть руки вперед, угощая

Мы морковку поскоблили,

Указательным пальцем скоблить по другому указательному пальцу

Мы картошку раздобыли,

Покрутить кулаками

Посолили, помешали,

Солим, мешаем

Маму с папой угощали!

Вытянуть руки вперед, угощая

 

«Компот»

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот.

левую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки мешать

Будем яблоки крошить,

Груши будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

загибать пальцы по одному, начиная с большого

Варимварим мы компот

правую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем левой руки мешать

Угостим честной народ.

Вытянуть руки вперед, угощая

 

«Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин. 
Много нас, 

Крутим руками, сжатыми в кулаки

А он один.

Показать указательный палец

Эта долька - для ежа. 
Эта долька - для стрижа. 
Эта долька - для утят. 
Эта долька - для котят. 
Эта долька - для бобра

По очереди загибают пальцы, начиная с большого.

А для волка - кожура.

Соединить пальцы рук, образуя шар

Он сердит на нас - беда; 

Открывать и закрывать «пасть» волка

Разбегайтесь –
Кто куда!

Пальчики бегают по коленкам

 

«Гномик»

Под сосной  - шалашик-домик,

соединить ладони шалашиком

Там живет веселый гномик.

Показать пальчиками «ножки»

Мы тихонько постучим,

постучать кулаком одной руки о кулак другой руки

В колокольчик позвоним.

 Имитируя игру на колокольчике

Двери нам откроет гномик, 

ладони поднять вверх, ребром прижать друг к другу и «открыть»

Позовет гостей в свой домик

Поманить руками к себе

Там внутри дощатый пол

Соединить ладони ребром

А на нем – дубовый стол

Левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки

Рядом - стул с высокой спинкой.

Направить левую ладонь вертикально вверх,

к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе

На столе - тарелка с вилкой.

Ладонь левой руки направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку:

ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямленные слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони

И блины горой стоят –

Угощенье для ребят!

Гладим по тыльной стороне ладоней

 

«Кошка»

Как у нашей кошки

 

Пальцы собрать в щепоть, мизинец и указательный направить вверх.

спаленка в лукошке.

Ладони

соединить в виде лукошка

Как у кошки шерстка, мягонька, не жестка.

Ладонью левой руки плавно погладить правую.

А на каждой лапке –

Пальцы сжать в кулаки.

коготки-царапки.

Медленно развести пальцы в стороны.

Кошка по полу гуляет, дом от мышек охраняет.

Ладони медленно «переступают» по столу.

 

Olga Sergeevna

Спасибо!

Olga Sergeevna

Подскажите, пожалуйста, рецепт соленого теста, которым вы пользовались на занятиях. Хотим дома с ребенком позаниматься.

Рецепт соленого теста для дома.
«Долгоиграющий» пластилин храниться в холодильнике может много недель!
Вам потребуется:
Мука – 200 г.
Соль – 100 г.
Вода – 200 мл.
Растительное масло – 2 ст. л.
Лимонная кислота (в кристаллах, можно купить в продуктовом магазине) – 2 ст. л.
Пищевой(ые) красители - по желанию.
Муку, соль и лимонную кислоту смешиваем в миске.
Воду доводим до кипения и растворяем в ней растительное масло.
Потихоньку вливаем воду в нашу смесь (возможно, потребуется не вся вода) и месим до образования консистенции пластилина.
Теперь в наш пластилин можно добавить пищевых красителей. Я использовала пищевые красители в тюбиках – разделила мой пластилин на несколько кусочков и вмешала в каждый кусочек краситель.
Если вы используете порошковые красители, вам будет удобно добавить их в миску с мукой (в самом начале).
При приготовлении пластилина не используйте посуду из материалов, которые портятся под воздействием кислоты (например, алюминий).

Посоветуйте, пожалуйста, чем можно позаниматься с ребенком дома (задания на внимание, логику и т.д.).

Я бы посоветовала вам такие задания: простые графические лабиринты; обводка трафаретов(но без мелких деталей); крупные раскраски; выкладывание фигур по контуру пуговицами, ракушками, марблс; игры "Найди отличия" - предметные картинки с 3-4 отличиями, "Найди одинаковые" - предметные картинки; разрезные картинки (4 части).

Спасибо, будем стараться придерживаться режима.

Афанасенко Елена Юрьевна

Почему ребёнку необходим режим?
Сейчас стало модным отказываться от жесткого расписания дня в угоду развитию самостоятельности и креативности ребенка. Однако режим все же должен быть. В этом нас убеждают авторитетные медико-психологические исследования.
Режим может быть нестрогим. Не обязательно следовать графику приема пищи и игры в кубики с точностью до минуты. Но что касается сна, тут, мы придерживаемся мнения, что не должно быть никаких «вариаций на тему». Дело в том, что со словом «режим» у детей часто ассоциируются понятия «защищенность» и «уверенность».
Потребность в безопасности, защищенности — это основная потребность человека (наравне с потребностью в пище и сне). Для маленького ребенка быть уверенным в своей защищенности еще более важно.
Если укладывание в кровать будет происходить в одно и то же время (максимальное отклонение от обычного времени — ± 40 минут), малыш скоро привыкнет к этому, он будет чувствовать стабильность и уверенность в том, что все так, как должно быть.
Детки, не соблюдающие режим, чаще обычного испытывают беспокойство, и даже страхи, отличаются расторможенным поведением, беспричинно капризничают и проявляют ложную гиперактивность. Ложную, потому что это свойство от природы им не присуще, и лишь истощенная постоянным ожиданием («а что будет дальше?») нервная система повышает скорость ответной реакции на любой раздражитель. Тут уж не до спокойного сна, поверьте.
Если же мы сознательно введем в жизнь малыша режим, то на практике увидим, что вечером ребенок не будет разгуливаться и выбирать подвижные игры, отдавая предпочтение тихому общению. А там и до сна рукой подать.
Еще не хотелось бы упускать из виду связь режима сна с режимом питания. Так уж устроен организм младенцев — засыпать у груди матери, потягивая сладкое молочко. У подросшего малыша после плотного обеда опять-таки следует дневной отдых, и после ужина карапуза ждет уютная постелька. Нередко эти два процесса — еда и сон — подсознательно связываются друг с другом, что выражается в требовании «вкусняшек» перед отходом ко сну. Многих родителей такое положение вещей беспокоит — ведь ребенок выказывает настойчивость и капризничает, когда не получает желаемого.
По физиологическим показателям еда перед сном теряет свою важность уже после года, поэтому педиатры рекомендуют расставаться с привычкой есть на ночь без сожаления. Во-первых, пищеварительный тракт тоже должен отдыхать, тогда усвоение дневной пищи и стул будут нормальными. Во-вторых, сладкие перекусы вредны для молочных зубов — есть риск развития раннего кариеса. В-третьих, еда перед сном — это не полезная привычка, а значит, является совершенно лишней.
В связи с этим не рекомендуется отучать малыша от еды, переключая его, например, на воду. Если вы принимаете решение прекратить прикармливание на ночь (и ночью), то доброжелательно поговорите об этом с малышом (даже самым крошечным) и держите свое слово до конца. Возможно, первые несколько ночей будут сложными, а ребенок недовольным. Но, если вы проявите волю и настойчивость, все обязательно нормализуется и очень скоро.
Очень важно, чтобы ребенок гулял. Свежий воздух необходим для правильной работы всех жизненно важных систем организма» в том числе мозга, что особенно важно для развития ребенка.
Гулять нужно в любую погоду (кроме сильного ветра и сильного мороза). Контакт ребенка с разными факторами окружающей среды не дает угаснуть адаптационным механизмам организма и закаляет его.
Конечно, время прогулки зависит от температуры воздуха, времени года и от физического состояния ребенка. Прогулку нужно подстраивать под индивидуальный график ребенка.
Если ребенок спит днем, гулять лучше перед дневным сном и еще перед ужином.
Если на улице очень жарко, выходить на прогулку лучше ранним утром и вечером перед сном.
Сколько времени должен гулять ребенок? Мнений по этому поводу очень много. Если придерживаться золотой середины, то время прогулки должно составлять два-три часа в день.
Важно одевать детей по погоде и не кутать их слишком тепло. Ребенок бегает, прыгает, лазает, он быстро вспотеет в очень теплой одежде и его может продуть порывом сильного ветра. Главное требование к детской одежде — возможность активно двигаться, крутить головой, бегать, самостоятельно вставать после падений, прыгать, лазить по спортивным снарядам.
Современные материалы, из которых делают верхнюю одежду, становятся тоньше, легче и теплее. Пришло время избавиться от стереотипа, что чем ниже температура воздуха, тем больше кофт под шубу нужно одеть на ребенка. Важно, чтобы во время прогулки голова, ноги и шея были обязательно в тепле.
Для максимального результата необходимо следовать режиму не по «прихоти доктора», а по собственному убеждению. Малышу удобно, когда все события, происходящие за день, — подъем, основные приемы пищи, игры, занятия, прогулки, водные процедуры, сон (дневной и ночной) — наступают в строго определенное время.

Добавить запись

Защита от спам-роботов