Берегите дельфинов
ЧУВИЛИН Максим Сергеевич
Краснодарский край, Северский район, станица Азовская
МБОУ гимназия ст. Азовской МО Северский район, 3 класс
БЕРЕГИТЕ ДЕЛЬФИНОВ!
Научный руководитель: Козлова Лариса Алексеевна, учитель начальных классов, гимназия ст. Азовской.
Введение
Дельфины у большинства людей вызывают удивительное чувство необъяснимого восторга, радости и даже эйфории. Человек, хоть раз видевший дельфинов, на всю жизнь влюбляется в этих удивительных животных. Весь пляж замирает, всматриваясь вдаль, стоит только кому-нибудь крикнуть: «Дельфины!». Но наше общение с ними так затруднено! Счастливчик тот, кто сможет рассмотреть их поближе в море. Есть очень добрые и трогательные художественные и документальные фильмы про дельфинов, но показывают их недостаточно часто. Научные и художественные книги почти не представлены в книжных и интернет-магазинах. Удовлетворить стремление людей прикоснуться к загадочному миру дельфинов предлагает множество дельфинариев по всему миру с разнообразными программами. Это, как правило, действительно очень эффектные и яркие представления, несущие незабываемые ощущения и доступные большинству людей.
Образование в современной школе направлено на развитие самостоятельного мышления детей, нас учат отказываться от потребления готовых идей и решений, нас учат самих решать, что такое хорошо и что такое плохо. В нашем мире все очень непросто: есть еда вкусная, а есть полезная, есть глубокие книги, а есть увлекательные компьютерные игры, есть развлечения, нас развивающие, а есть удовольствия, несущие в себе разрушение. Поверьте, это очень трудно. Актуальность моего исследования состоит в том, что оно позволит больше узнать о такой глобальной индустрии развлечений, как дельфинарии, проанализировать проблему глубже, чем это возможно из рекламных плакатов и роликов, и поможет принять самостоятельное решение, как наилучшим для себя и дельфинов образом с ними общаться.
Цель исследования: выявить условия пребывания дельфинов в дельфинариях.
Задачи исследования:
- Проанализировать образы дельфинов в легендах и мифах.
- Выявить особенности строения, способностей и образа жизни дельфинов.
- Провести анкетирование среди учащихся 2 – 4 классов с целью анализа представлений детей о жизни дельфинов в дельфинариях.
- Провести исследование условий жизни дельфинов в дельфинариях.
ЧУВИЛИН Максим Сергеевич
Краснодарский край, Северский район, станица Азовская
МБОУ гимназия ст. Азовской МО Северский район, 3 класс
БЕРЕГИТЕ ДЕЛЬФИНОВ!
Научный руководитель: Козлова Лариса Алексеевна, учитель начальных классов, гимназия ст. Азовской.
Часть 1. Дельфины: уникальные животные нашей планеты
В качестве основных принципов своего исследования я считаю следующие:
принцип причинно-следственных связей, согласно которому будут рассматриваться естественные потребности этих вольных животных, условия, в которых они пребывают в дельфинариях, и влияние этих условий на то состояние, в котором находятся дельфины в дельфинариях;
принцип системности, согласно которому условия пребывания дельфинов в дельфинариях будут рассматриваться в совокупности влияния этих условий на физическое состояние, психику, социальные контакты, поведение, продолжительность и качество жизни дельфинов;
принцип развития как признание расширения экологического сознания людей.
И главный принцип, который положен в основу моего исследования, – это принцип гуманности, согласно которому все факты и явления будут рассматриваться в пользу дельфинов, находящихся в дельфинариях в зависимом положении от воли и желаний человека.
- Дельфины: легенды и мифы.
Дельфины – самые загадочные существа на нашей планете. Еще с древних времен они вызывали в людях благоговение и восторг. Им приписывали человеческие качества и даже божественные. Дельфинов связывали с чем-то мистическим и загадочным. Их любили, им поклонялись, их обожествляли [9, 10].
В Христианстве дельфин отождествляется с Иисусом Христом как творцом и спасителем, с воскресением и спасением. Дельфин с якорем или кораблем олицетворяет церковь, ведомую Христом.
В шумеро-семитской мифологии дельфин связан с Энки – богом мудрости, хозяином подземного мирового океана. Согласно преданию, люди жили как животные, пока из моря не вышел первочеловек, бог Энки, в образе полудельфина. Он научил жителей Вавилонии письму, наукам, строительству, земледелию [7].
В минойской культуре дельфин олицетворяет власть на морях. Почти четыре тысячи лет назад древние художники запечатлели дельфинов на фреске Кносского дворца на острове Крит. На этой фреске изображены огромные животные, которые, словно морские божества, совершают свой танец в прозрачных водах, охраняя мир и покой подводного царства [3].
В греческой мифологии дельфин олицетворяет море и морскую стихию. По преданию, морские боги всегда появлялись в сопровождении стаи дельфинов. Повелитель морей и океанов Посейдон всегда изображался вместе с дельфинами, символизирующими морской дух, силу и благородство. Часто в мифах упоминают дельфина как покровителя судоходства и моряков. А после легенды о рождении из морской пены богини любви Афродиты, дельфин стал также символом красоты и любви.
В одном из мифов рассказывается о певце Орионе. Во время морского путешествия команда задумала погубить его, и Орион прыгнул в море. На помощь ему приплыл дельфин, который доставил его домой. Разбойники были наказаны, а дельфины стали объектом поклонения греков [9, 10].
У древних греков есть красивая легенда, согласно которой по капризу бога веселья Диониса моряки, пытавшиеся его похитить, были превращены им в дельфинов, сменили сушу на воду и стали похожи на рыб. Вот откуда, согласно легенде, у дельфинов их почти человеческая разумность, извечная привязанность к людям, особенно к детям [14].
Существует старинная легенда, что дельфины – это потомки людей, населявших Атлантиду. Когда эта высокоразвитая цивилизация ушла на дно океана, кто знает, что стало с её обитателями? Может быть, они превратились в жителей морских глубин, навсегда сохранивших память о прошлой жизни и любовь к человеку, как к собственному наследнику? Недаром, по мнению знаменитого римлянина Плиния Старшего, голос дельфинов подобен человеческому стону, потому что они не забыли, что были людьми [5, 14].
1.2. Дельфины: строение, способности и образ жизни.
Ученые не могут объяснить происхождение дельфинов. Предполагают, что когда-то дельфины были обитателями суши. Они вышли из воды, но, со временем, по неизвестной причине, вернулись в нее вновь. Животных, от которых, как предполагают, произошли дельфины, называют мезонихиды, они жили примерно 60 миллионов лет назад [6]. В 2006 году японские моряки поймали дельфина афалину с двумя парами плавников, задние из которых являются «ногами», которые у большинства современных дельфинов отсутствуют. Это подтверждает теорию о том, что раньше дельфины жили на суше [16].
В настоящее время насчитывается около 50 видов дельфинов. Самый распространенный и изученный вид – это дельфины афалина. Живут дельфины около 30 лет, но встречаются «долгожители», возраст которых достигает 75 лет. Живут дельфины практически во всех морях и океанах нашей планеты, в том числе и в Черном море. Некоторые виды обитают в реках.
Хотя дельфины обитают в воде, но это не рыбы, а млекопитающие, то есть животные. Им необходим воздух – они дышат легкими, а не жабрами. У дельфинов есть дыхало на верхней части туловища. Под водой дельфины обычно проводят от 3 до 5 минут, но могут задержать дыхание до 15 минут. Для сравнения, человек может находиться под водой в среднем около 1 минуты.
Средняя скорость, с которой плывет дельфин – от 5 до 12 километров в час. Некоторые самые быстрые дельфины могут передвигаться со скоростью до 32 км/ч.
Дельфины питаются в основном различными видами рыбы и кальмаров. Дельфины проглатывают рыбу целиком. В день дельфин может съесть около 30 килограммов живой рыбы.
Живут дельфины большими стаями (от 10 до нескольких тысяч особей). В дельфиньей стае все – родственники, поэтому и взаимопомощь у них развита очень хорошо. Они всегда помогают ослабевшему дельфину держаться у поверхности, чтобы тот не захлебнулся. Дельфинята рождаются примерно один раз в два года. Дельфины – очень заботливые родители, опекающие своих детенышей до пяти, а иногда и до восьми лет. И даже будучи почти взрослым, детеныш по-прежнему остается сильно привязанным к матери, и старается следовать за ней повсюду [6].
Слух дельфинов в 400 раз острее человеческого, они могут слышать звуки, издаваемые их собратьями за многие километры. Слышат дельфины не ушами, а антенной в нижней части челюсти. Дельфины в совершенстве владеют искусством эхолокации. Дельфины испускают ультразвуки. По отраженным звукам дельфины могут определить расстояние до предмета, его размеры, форму. Когда мы кричим в пустой комнате – от стен отражается эхо. Так и дельфины. Нырнут, свистнут, если близко препятствие или косяк рыбы, звук ударится о них и вернется к дельфину. Дельфин услышит и сможет вовремя свернуть и не врезаться в подводную преграду или, наоборот, поспешит к добыче.
Язык дельфинов можно разделить на 2 группы:
- Язык жестов – различные позы, прыжки, повороты, различные способы плавания, знаки, подаваемые хвостом, головой, плавниками.
2. Язык звуков. Это свисты, стоны, щебет, жужжание, визги, скрежет, щёлканье, чмоканье, скрипы, хлопки, писк, рёв, вопли, крики, кваканье, мяуканье, чириканье. Унылый протяжный свист и следующий за ним высокий и мелодичный означает, что дельфин зовет на помощь. Когда дельфины сердятся, они начинают лаять...
Самым удивительным открытием стало наличие у дельфинов имён. Имя даётся дельфиненку ещё при рождении. Знакомясь, дельфины представляются друг другу. Более того, два дельфина могут говорить о третьем, называя его по имени.
Дельфины передают и воспринимают речь картинками-иероглифами. Каждый «писк» предстаёт в виде картинки-иероглифа. Иероглиф дельфина скрыт в поперечном сечении его звукового луча. Дельфины будто бы «пишут» звуками и «читают» написанное. Объем активного словарного запаса дельфинов составляет около 14 тысяч сигналов. А у человека около 7 тысяч слов [8].
Мозг взрослого дельфина весит около 1700 граммов, а у человека – 1400. У дельфина в два раза больше извилин в коре головного мозга. Одно свойство дельфиньего мозга совершенно уникально: он никогда, по-настоящему – не спит! Спят – поочередно – то левое, то правое полушария мозга. Ведь в море можно легко утонуть или стать жертвой нападения других хищников. Дельфину необходимо время от времени всплывать на поверхность для дыхания. Ночью за это по очереди отвечают бодрствующие половины мозга. Таким образом, дельфин всегда контролирует ситуацию и, в то же время, получает полноценный отдых [6].
Дельфины часто приходят на помощь тонущим людям. Они никогда не ведут себя враждебно по отношению к людям. А вот на акул дельфины реагируют по-разному: и агрессивно, и удирая от них. Исследователи наблюдали дельфинов, атакующих акул, смело вступающих с ними в схватку.
Игры – очень важная часть в жизни дельфинов. Их часто можно увидеть играющих с кусочками кораллов, водорослями, черепахами, а также друг с другом. Дельфины часто резвятся на волнах от кораблей. Но, прежде всего, игры дельфинов – это всевозможные прыжки. И молодые, и старые дельфины азартно преследуют друг друга, играя в “догонялки”.
Иногда дельфины развлекаются в воде, пуская чудесные кольца из пузырьков воздуха. Играя пузырем, дельфин кружит возле него, разделяет и дробит кольцо, кусает его, “надевает” кольцо на нос, догоняет пузырь в движении. Эти магические кольца не всплывают на поверхность, пока дельфин не наиграется с ними. Это не волшебство, а лишь удивительное явление – такого высокого уровня контроля добиваются дельфины в своих упражнениях в воде. К тому же дельфины обучают новой забаве друг друга [13].
Зачем дельфинам такой мощный интеллект? Они не строят дома, у них нет телевидения и Интернета. Однако, может быть, что это им и не нужно. С них довольно тех колоссальных возможностей, которые они имеют. Их общность – это самая настоящая параллельная цивилизация. Время от времени астрономы фиксируют на просторах бескрайних галактик сигналы, напоминающие дельфиний посвист.
Часть 2. Особенности пребывания дельфинов в дельфинариях.
2.1. Жизнь дельфинов в дельфинариях.
Сейчас я хочу рассмотреть, каковы условия пребывания дельфинов в современных дельфинариях.
Человек давно начал отлавливать и использовать дельфинов для разнообразных целей. В медицине дельфинов используют для лечения людей разного возраста с физическими и психическими заболеваниями. Этот метод называется дельфинотерапией и используется как один из методов анималотерапии – лечения с помощью животных.
В военных целях дельфинов используют для разминирования подводных пространств и при установке мин на кораблях противника.
В научных целях изучаются способности дельфинов. Ученые секретных центров по дрессировке морских животных утверждают, что эхолокационная система дельфина куда чувствительнее приборов, которые человек использует для обнаружения объектов в воде и на дне моря [1, 15].
Но чаще всего дельфинов используют для цирковых шоу в дельфинариях.
Дельфинарии обычно дают о дельфинах и представлениях следующую информацию.
«Дельфинарий является культурно-развлекательным учреждением, специально оборудованным бассейнами для содержания морских животных и бассейном для представлений. Дельфинарий оборудован преимущественно для содержания дельфинов и морских млекопитающих и является научно-исследовательской базой для изучения дельфинов. Дельфинарий создан для решения таких задач, как ознакомление населения с морскими млекопитающими, их биологией, жизнью, особенностями поведения. Плавание с дельфинами – чудесный подарок для тех, кто обожает необычные ощущения. Дельфины отлично чувствуют настроение человека и ведут себя как старые добрые друзья. Иногда это единственная возможность увидеть дельфинов "вживую" и самому убедиться в том, как они умны, красивы и жизнерадостны. Во время сеанса плавания человек может пообщаться с дельфином, погладить его, заглянуть в умные и дружелюбные глаза. В дельфинарии – пожалуйста, плавайте с дельфинами, катайтесь, играйте в мяч, шалите и озорничайте! Сами дельфины дадут вам и заряд бодрости и сил и научат вас радости. И, самое главное, дельфины прекрасно идут на контакт и на самом деле хотят играть, просто потому, что им нравится играть и общаться с людьми. Температура воды в бассейне дельфинария 20-22 градуса, вода прозрачная, очень чистая, подсоленная морской солью до концентрации морской воды. Постоянно действует современная система очистки воды через фильтры. Специалисты дельфинария постоянно следят за качеством воды!» [12]. Еще дельфинарии сообщают зрителям о том, что в дельфинариях животные чувствуют себя прекрасно, живут дольше, чем на воле, потому что у них нет естественных врагов, а специалисты следят за их здоровьем, рассказывают зрителям также о том, что в дельфинариях нет дрессировщиков, а только тренеры, потому что дельфина невозможно заставить что-то делать, с ним можно только договориться.
Просветительская миссия дельфинариев, как правило, проявляется в том, что зрителям сообщают пол, возраст, имя, скорость, с которой плавают дельфины, и некоторые факты из жизни дельфинов.
Тысячи посетителей ежегодно посещают дельфинарии, чтобы полюбоваться на дельфинов вблизи. Где же ещё можно посмотреть на дельфинов, прыгающих через кольцо, играющих в мяч или подцепляющих мёртвую рыбу из рук дрессировщика?
Но немногие знают, каких трудов стоят животным эти трюки. Использование именно дельфинов для этих целей не случайно: люди верят, что животные счастливы. Причина такого заблуждения – строение челюсти дельфинов. Углы рта так загнуты наверх, что кажется, что животное улыбается.
По примерным оценками с 1984 по 1994 год по всему миру для шоу-бизнеса было поймано примерно 2700 дельфинов. При отлове дельфинов разрушаются, травмируются их семьи, которые очень крепки. Когда ловят дельфинов, их загоняют на мелководье, окружают сетями и вытягивают на борт судна. Старых или раненых дельфинов выбрасывают за борт. Они часто погибают от воспаления лёгких, когда вода попадает в дыхало. Беременные самки зачастую теряют детеныша. Смертельный шок тоже случается часто, смертность дельфинов при отлове достигает 50%. Для дельфинариев стараются отбирать взрослых здоровых животных, чтобы попробовать получить потомство. Несмотря на то, что афалины размножаются в неволе, многие новорожденные детеныши умирают, поэтому продолжается отлов новых дельфинов. Те дельфины, которые не попали в сети, даже пытаются спасти своих товарищей, тоскливо кричат и могут плыть за кораблем многие километры.
Живущий на свободе дельфин проплывает в день примерно 150 – 300 километров. Его ареал обитания составляет 85 квадратных километров. В неволе он может плескаться в бассейне из бетона, стали или стекла площадью, как правило, всего 64 квадратных метра и 1,8 м глубиной.
В природе дельфины живут в среднем до 30 лет. По статистике OOH, в неволе больше половины дельфинов умирают в течение первых двух лет, а те, которые приспособились к условиям дельфинария, живут в среднем 6 лет. Без применения искусственных витаминных препаратов, антибиотиков и гормонов животные погибли бы от инфекции уже через несколько дней после поимки, поэтому им постоянно колют эти препараты, искусственно задерживая распространение заболеваний. Постоянный стресс, который испытывают животные, сильно снижает их иммунитет. В воду бассейна добавляют хлорку, соль и соляную кислоту. Это приводит к поражению глаз. Животные часто плавают с закрытыми глазами. Бывший дрессировщик Рик О`Барри сообщает о дельфинах, глаза которых были настолько протравлены, что животные ослепли.
В природе животные используют эхолокацию для определения местонахождения, поиска добычи и ориентации. Бассейны превращают эхолокацию в мучение. Отражаясь от стен бассейна, ультразвук бьет по мозгу дельфина. Боль, которую испытывают дельфины за счет эхолокации, приводит к тому, что они практически перестают общаться.
Исследователи также выяснили, что масса мозга дельфинов, содержащихся в неволе, снижается на 42%, причём части мозга, отвечающие за общение, страдают особенно сильно. Система общения в дельфиньей группе разрушается, сильные и агрессивные животные больше не меряются силами друг с другом, а атакуют слабых до изнеможения и смерти. Известный исследователь моря Жак-Ив Кусто и его сын Жан-Мишель стали свидетелями того, как дельфин намеренно много раз ударялся телом об стену, пока не умер. Они поклялись никогда больше не заточить в плен ни одно морское млекопитающее.
Особенно мучительно переносят животные шум, который постоянно создаётся вокруг них. С одной стороны – это шум постоянно действующих водных насосов, с другой – угрожающая музыка над водой во время представлений.
Одним из смертельных врагов дельфинов является скука. В море дельфинов окружают растения, животные и разнообразные ландшафты. В бассейне же буквально ничего нет. Создать разнообразный подводный мир в бассейне было бы возможно, но невыгодно. Монотонность делает удобной дрессировку. Скука заставляет дельфинов работать.
Голод – важнейшая составная часть дрессировки. Чтобы голодное животное заставить проделывать трюки, дрессировщик держит наготове рыбное лакомство, которым он награждает дельфина. Если животное отказывается «работать», оно остаётся голодным. Таким же страшным методом является наказание общением. Например, животные изолируются от сородичей. Выясняют, является ли данное животное одиночкой или наоборот, больше любит общество сородичей, поскольку тогда за плохую работу его можно запереть в одиночестве, а затем заставить работать. Это психологическая пытка [11].
Защита дельфинов
Во всем мире экологические организации занимаются защитой дельфинов.
Это такие организации, как – Greenpeace («Зеленый мир»), People for the Ethical Treatment of Animals (PETA) («Люди за этичное обращение с животными»), Whale and Dolphin Conservation Society («Общество сохранения китов и дельфинов»), PRO WILDLIFE («Проект дикая природа»), Dolphin project («Проект – дельфины») (CША), «Люди за права животных» (Германия), ВИТА – центр защиты прав животных (Россия), OCEAN CARE («Помощь океану») (Швейцария) и многие другие [2, Приложение 4].
Сейчас все больше людей понимают, что дельфинам, косаткам и другим млекопитающим не место в неволе. В Англии все дельфинарии закрылись под влиянием протестов общественности. В Израиле импорт дельфинов для использования в развлечениях запрещен. В штате Южная Каролина, США, дельфинарии полностью запрещены. Коста-Рика стала первой в мире страной, которая запретила содержание в неволе дельфинов и китов [4].
2.2. Исследование представлений учащихся 2 – 4 классов о пребывании дельфинов в дельфинариях.
Цель данного исследования – проанализировать представления детей о пребывании дельфинов в дельфинариях и частоту посещения представлений с участием дельфинов.
Объектом исследования является посещение детьми дельфинариев и их представления о жизни дельфинов на воле и в закрытом пространстве.
Гипотеза исследования: посещение дельфинариев связано с представлениями людей о пребывании дельфинов в дельфинариях.
В исследовании использовалась авторская анкета [Приложение 1].
В исследовании приняли участие 98 учащихся 2 – 4 классов, возраст детей составил от 7 до 11 лет.
Рассмотрим результаты исследования.
Результаты анкетирования детей представлены в таблицах 1 – 3и на диаграммах 1 – 3 [Приложение 2].
В таблице 1 и диаграмме 1 отражено представление детей о способе появления дельфинов в дельфинариях, о продолжительности жизни и размножении дельфинов.
В таблице 2 и диаграмме 2 представлены показатели детей об «улыбке» дельфинов.
В таблице 3 и диаграмме 3 представлены показатели частоты посещения детьми дельфинариев.
Таблица 1. Показатели представления детей о пребывании дельфинов в дельфинариях
Представление о пребывании дельфинов в дельфинарии | Способ появления в дельфинарии | Продолжительность жизни | Размножение |
негативное | 41% | 48% | 61% |
позитивное | 26% | 27% | 21% |
нейтральное | 33% | 25% | 18% |
Диаграмма 1. Показатели представления детей о пребывании дельфинов в дельфинариях
Большинство детей (41%) считает, что дельфины попадают в дельфинарии через насильственный отлов, достаточно большое количество детей (33%) уверено, что дельфинов специально выращивают для работы в дельфинариях, меньше всего детей (26%) думают, что в дельфинариях находятся дельфины, спасенные рыболовецкими суднами.
Большинство детей (48%) уверено, что в море дельфины живут дольше, значительно меньше детей (27%) думают, что дельфины живут дольше в дельфинариях, примерно столько же (25%) считают, что продолжительность жизни дельфинов в море и в дельфинариях одинаковая.
Значительная часть детей (61%) убеждена, что чаще дельфины размножаются в море, небольшая часть детей (21%) думает, что детеныши дельфинов чаще рождаются в дельфинариях, еще меньше детей (18%) считают, что в этом для дельфинов нет разницы.
Таблица 2. Показатели представлений об «улыбке» дельфинов
Представление об «улыбке» дельфинов | ||
Дельфины радуются | Дельфинам нравится выступать | Дельфины имеют такое строение челюсти |
49% | 22% | 29% |
Диаграмма 2. Показатели представления об «улыбке» дельфинов
При этом большая часть детей (49%) убеждена, что дельфины улыбаются во время представлений, потому что они радуются, увидев людей. Часть детей (29%) имеет представление о том, что дельфины всегда улыбаются, у них такое строение челюсти. Меньше всего детей (22%) думают, что дельфинам нравится выступать.
Таким образом, в результате анкетирования было обнаружено: большинство детей считают, что на воле дельфинам лучше, чем в дельфинариях, и попадают они туда принудительным способом. При этом большинство детей верят, что даже в условиях пребывания в дельфинариях дельфины радуются людям и улыбаются им, а не просто обладают такой физиологической особенностью.
Теперь рассмотрим, как часто дети из опрашиваемой группы посещали шоу-программы с участием дельфинов.
Таблица 3. Показатели частоты посещения дельфинариев
Частота посещения дельфинариев | ||
Ни одного раза | Один раз | Несколько раз |
45% | 25% | 30% |
Диаграмма 3. Показатели частоты посещения дельфинариев
В результате проведенного анкетирования было обнаружено, что большинство детей (45%) ни разу не посещали дельфинарий, некоторое количество детей (30%) посещало дельфинарий несколько раз, еще меньше детей (25%) посещало дельфинарий один раз.
В результате проведенного исследования можно сделать следующий вывод:
Большинство детей имеют негативные представления о пребывании дельфинов в дельфинариях, и большинство детей дельфинарии не посещало.
Можно предположить, что те дети, которые ни разу не посещали дельфинарий и имеют негативные представления о пребывании в них дельфинов, не захотят испытать этот опыт. Ведь, если знаешь, что твое удовольствие оплачено ценой чьих-то страданий, тем более если это настолько дорогое и притягательное для тебя существо, то всегда найдешь возможность по-другому получать это удовольствие. Но это тема отдельного исследования.
Заключение
В результате проведенного исследования была достигнута цель – выявлены условия пребывания дельфинов в дельфинариях с учетом их физиологического строения, особенностей психики, социальной организации дельфиньей группы, возможностей оснащения бассейнов в дельфинариях, необходимых составляющих дрессировки, условий проведения шоу-программ.
Были решены также следующие задачи:
- Рассмотрены образы дельфинов в легендах и мифах, выявлена их значительная роль в мировой культуре.
- Были проанализированы особенности строения дельфинов, раскрыты некоторые из их уникальных способностей, рассмотрен образ жизни дельфинов на воле.
- Было проведено анкетирование учащихся 2 – 4 классов и проанализировано представление детей о жизни дельфинов в дельфинариях.
- Был проведен анализ условий существования дельфинов в дельфинариях.
В результате проведенного исследования мной были сделаны следующие выводы:
Дельфины – необыкновенные животные, загадочные, скрывающие и открывающие множество тайн. Они удивительно дружелюбно относятся к человеку, несмотря даже на то, что человек не всегда бывает добр по отношению к ним. Они относятся к нам, словно к младшим братьям и сестрам, прощая нам наши ошибки и позволяя учиться делать правильный выбор. Они терпеливы, но им очень тяжело. Человек же, испытывая сильную привязанность к этим добрым животным, заставляет их насильно общаться с собой, помещает в места, где за ними удобно наблюдать, но при этом сами дельфины испытывают большой дискомфорт и мучения.
Даже в самых лучших дельфинариях, которые стремятся соблюдать все санитарные нормы по содержанию животных, дельфины не могут чувствовать себя комфортно, потому что потребности этих животных в движении, питании, общении и многих других аспектах не могут быть удовлетворены в ограниченном пространстве закрытых дельфинариев и в условиях дрессировки при подготовке шоу-программ. Более того, во многих дельфинариях используются негуманные способы дрессировки и проведения представлений, что травмирует этих животных.
Большинство детей, которые приняли участие в анкетировании, считают, что дельфины лучше чувствуют себя в родной морской стихии и попадают в дельфинарии не самым гуманным способом. Большинство детей из опрашиваемой группы ни разу не были в дельфинарии. Хотя при этом большинство детей верят, что дельфины радуются людям, приходящим на шоу-программы в дельфинарии. Можно думать, что, имея такие представления о пребывании дельфинов в дельфинариях, большинство детей не будет посещать дельфинарии и способствовать дальнейшему отлову дельфинов для участия в подобных представлениях.
Наше стремление быть ближе к дельфинам следует осуществлять так, чтобы оно приносило пользу этим животным. А мы будем чувствовать себя лучше уже потому, что не причиняем вред тем, кого любим.
Каждый человек, интересующийся дельфинами, может самостоятельно решить, как с ними общаться, посещать ли шоу с участием дельфинов или принимать участие в мероприятиях по защите этих животных.
В школах и других образовательных учреждениях можно проводить мероприятия, которые помогут людям лучше узнать этих животных, познакомят с их потребностями, уникальными способностями и покажут необходимость в здоровой среде обитания. Эти мероприятия можно проводить в такие дни, как:
8 октября – международный день протеста против убийства дельфинов у берегов Японии
19 февраля – День защиты океанских и морских млекопитающих
22 марта – Всемирный день водных ресурсов
15 апреля - 5 июня – Дни защиты от экологической опасности в России
12 мая – Международный день экологического образования
5 июня – Всемирный день окружающей среды
8 июня – Всемирный день океанов
23 июля – Всемирный день китов и дельфинов
Всемирный день моря. В каждой стране правительство само определяет конкретную дату. В 2014 году в России будет отмечаться 29 сентября [Приложение 3].
Рекомендую всем посмотреть такие художественные фильмы, как «История дельфина» (2011), «Флиппер» (1996), «Освободите Вилли» (1993), «Зевс и Роксана» (1997), «Кольцо белого света» (2002), которые доставят массу удовольствия и одновременно заставят о многом задуматься. Такие документальные фильмы, как «Одиссея Жака Кусто: Киты и дельфины – тайный союз» (1981), «Одиссея Жака Кусто: Голоса дельфинов» (1993), «Дельфины: проникая в тайны» (2001), «Друг дельфинов» (2003), «Когда дельфины плачут» (2003), «Незримые силы природы» (2000), «Спасенные дельфинами» (2009) раскроют многие тайны мира дельфинов и покажут необходимость бережного обращения с ними. Я думаю, что, если научная и художественная литература станет более доступной для большинства людей, по телевидению чаще станут показывать документальные и художественные фильмы про дельфинов, это поможет нам лучше познакомиться с миром этих животных и уменьшит наше стремление насильно заставлять дельфинов нас развлекать [Приложение 5].
Можно оказывать посильную материальную помощь некоммерческим организациям, занимающимся защитой китов и дельфинов. Это такие организации, как, например:
Sea Shepherd - международная некоммерческая организация по защите диких морских обитателей и водной экосистемы нашей планеты. Организует протестные акции против резни китов и дельфинов в Дании и Японии.
Ric O’Barry’s Dolphin Project - организация, основанная Риком О Бари, бывшим тренером дельфинов, которая стремится остановить убийства дельфинов и их эксплуатацию по всему миру.
Oceanic Preservation Society (OPS) - команда энтузиастов, преданных делу защиты китов и дельфинов по всему миру. Их работа поражает и вдохновляет. Создатели фильма «Бухта» [Приложение 4].
Будет замечательно, если примут законы, поддерживающие и развивающие экотуризм, чтобы он стал доступным для большинства людей и служил средством охраны животных, которые так интересны и дороги человеку. Так, в России есть новый вид экотуризма - наблюдение за «белыми дельфинами» - китами-белухами, организованный клубом «Живая природа».
Я убеждён, что познать тайны дельфинов, стать их настоящими друзьями, возможно. Но при этом не нужно губить дельфинов, нужно оставить их на свободе.общаться с дельфинами нужно в открытом море при обоюдном желании человека и животного.
Я уверен, что у нас нет другого пути!
Я верю, что всегда можно найти способы общаться с дельфинами хотя бы заочно, узнавать о них что-то новое, любоваться ими, оставив их при этом на воле и позволив жить собственной полноценной, удивительной и загадочной жизнью. Возможно, в благодарность они передадут нам часть своих тайн.
Список использованной литературы
- Барышников Н.С. Тише – дельфины! – Ленинград: Гидрометеоиздат, 1975
- Гринева О. Репортаж из Нюрнбергского дельфинария /www.rubezh.ru
- Дельфин. Символы и их значение /www.sunhome.ru
- Дельфинарий – хлорированная тюрьма / по материалам PETA – «Люди – за этичное отношение к животным» / vita.org.ru
- Интеллект дельфинов /www.12min.ru/nauka/intellekt-delfinov.html
- Карвардин М. Дельфины и киты (мини-энциклопедия) / пер. с англ. Н.Ю. Паракецовой. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
- Колтыпин А.В. Исчезнувшие обитатели земли (Книга утерянных знаний). – М.: Вече, 2009.
- Лаговский В. Изобретено устройство, которое позволит поговорить с дельфинами / planeta.moy.su
- Легенды о дельфинах / www.akvanari.ru
- Олперс Э. Дельфины / пер. с англ. Ж. Грушанской – Судостроение, 1971.
- Печальная улыбка дельфинов / по материалам PETA – «Люди – за этичное отношение к животным» / vita.org.ru
- Плавание с дельфинами / delphinariy.com
13.Примеры проявления ума и сообразительности дельфинов / www.delphinidae.ru
- Рязанцева Н.Н. О дельфинах / www.masters.donntu.edu.ua
- Томилин А.Г. В мире китов и дельфинов – М.: Знание,1974.
- news.vdv-s.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delfin.docx | 292.27 КБ |