уголок завуча

Работа зам директора по УВР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_proforientatsii.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

                     МБОУ Подойницынская СОШ

Проект образовательной программы

организация профориентационного обучения в условиях МБОУ Подойницынская СОШ

«Мой выбор»

в 1-11 классах

Разработчик проектапрограммы

Учитель технологии

 МБОУ Подойницынской СОШ

Рощин С.В.

2квал.категория

2014г.

Введение

Целевая Программа по профориентации «Мой выбор» для учащихся МБОУ «Подойницынская СОШ»  на 2014-2016 годы» (далее Программа) разработана в соответствии с

Концепция Модернизации российского образования, ФГОС.

Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы.

Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.

II. Обоснование программы

Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.

Увеличивается число неработающей и неучащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.

Проведенные социологические исследования в школе выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и препринимательство.

Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в  регионе.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.

Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Мой выбор».

III. Цель и задачи Программы

Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в стране.

Задачи:

  1. Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
  2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
  3. Сформировать  у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, о их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
  4. Продолжить сотрудничество с МБОУ Ундинская СОШ по дополнительному профессиональному образованию.
  5. Разработать  механизм содействия трудоустройства выпускников ОУ.
  6. Сформировать единое  информационное  пространство  по профориентации.

IV. Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Концепцией  Модернизации российского образования;

-ФГОС;

- Концепцией  профильного обучения на старшей ступени общего образования;

- Региональной  программой  введения профильного обучения учащихся в  

  общеобразовательных учреждениях, реализующей  программы среднего (полного)  

  общего обучения;

- Программой  введения профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся

  общеобразовательных учреждений ;

V. Основные направления системы программных мероприятий

Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:

  1. Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
  2. Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
  3. Сотрудничество с  МБОУ Ундинская  СОШ  по дополнительному профессиональному образованию.

      4    Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.

                                                 Структура программы.

Этап

Возрастные особенности

Формы профориентационной работы

Пропедевтический

1-4 классы

Повышенная чувствительность к внешним воздействиям.

Ведущая деятельность - учебная.

В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.

Недостаточно развита волевая сфера,

мышление носит наглядно-действенный характер

Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых.

Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.

  1. Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.
  2. Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.
  3. Методика «Кем быть»

Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.

Профпросвещение

- встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки)

- показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок

- костюмированные карнавалы профессий

- сочинения на тему «Пусть меня научат»

- игра «Чей это инструмент?»

- трудовые поручения

- какие профессии живут в нашем доме (экскурсии)

Темы классных часов

- кто работает в нашей школе?(экскурсия)

- как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка)

- беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома

- экскурсия в школьные мастерские

- беседа: мое любимое занятие в свободное время

Поисково-зондирующий

5-7 классы

Формируется чувство взрослости.

Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе.

Формируется нравственная основа общения.

Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.

Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН

  1. Встречи с интересными людьми (профессионалами)
  2. Экскурсии
  3. Ролевые игры
  4. Конкурсы
  5. Практическая, трудовая, общественно-значимая работа

Темы классных часов

  1. Всякий труд надо уважать.
  2. Моя мама педагог.
  3. Профессия моих родителей.
  4. Кем я хочу быть.

Период развития профессионального самоопределения

8-9 классы

Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии

Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка

- элективные курсы, уроки технологии, работа школьных психологов

- информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства

- знакомство с правилами выбора профессии

- формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией

Учащиеся

10-11 классов

Период уточнения социально-профессионального статуса.

Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах

Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения

Для юношей актуальна служба в армии

Дискуссии

«День допризывника», «Встреча с военными»

Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях)

Дополнительное профессиональное образование в МБОУ Ундинская СОШ по профессиям: 1.Водитель транспортных средств категории «В» и «С». 2.Тракторист-машинист  с/х производства категории «В», «С», «Е». 3. Оператор ПЭВМ.

VI. Механизм реализации Программы

Главным исполнителем Программы является Администрация школы. Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, педагоги-предметники,  социальный педагог.

VII Оценка эффективности реализации Программы

Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.

VIII Ожидаемый результат

- повысить мотивацию молодежи к труду;

- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей

  профессии;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и

   навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных  

  условиях.