Методическое объединение учителей, работающих с детьми с ОВЗ

Организация  пространства с целью стимулирования профессионального диалога, обмена опытом и развития рефлексии у педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями  в рамках внедрения ФГОС НОО ОВЗ в инклюзивной практики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

Директор  МАУ ЦСОиРО

______ ____Е.В.Суханова

«____»___________2019  г.


План работы городского методического объединения

учителей, работающих с детьми с ОВЗ

на 2019 – 2020 учебный год

                     Категория участников: педагоги, работающие по ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Березники, 2019

План работы городского методического объединения

учителей, работающих с детьми с ОВЗ

на 2019 – 2020 учебный год

Тема:  «Профессиональная компетентность педагогов - как основной фактор успешности реализации ФГОС НОО ОВЗ в рамках  инклюзивного процесса в образовании. 

Проблемное поле:

  • Сопроводительные документы на обучающегося с ОВЗ.
  • Организация коррекционно-образовательной среды для детей разных нозологий.
  • Психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Цель:  Организация   пространства с целью стимулирования профессионального диалога, обмена опытом и развития рефлексии у педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями  в рамках внедрения ФГОС НОО ОВЗ в инклюзивной практики.

 Задачи:

1. Ознакомить с нормативно-правовыми документами, с методическими новинками в сфере образования детей с ОВЗ. Формирование готовности педагогов к реализации ФГОС для детей с ОВЗ.

2. Повысить профессионального уровня педагогов в овладении технологиями психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

3. Обобщить педагогического опыта по вопросам реализации психолого-педагогического сопровождения.

4. Отработать  навыки проведения учебных занятий коррекционно-развивающей области.

Техническое задание городского методического объединения

 учителей, работающих с детьми ОВЗ

на 2019-2020 учебный год

Планируемые результаты:

  1. Знать
  •  Нормативно-правовое обеспечение коррекционно-образовательного процесса в условиях инклюзии реализации ФГОС НОО  для обучающихся с ОВЗ.
  • Специальные условия необходимые для реализации АООП НОО для обучающихся с ОВЗ разной нозологической категории.
  • Структуру индивидуальной рабочей программы для обучающихся с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.

  1. Уметь
  • Разрабатывать индивидуальную программу для обучающихся с ОВЗ заданной нозологической категории в рамках инклюзивного образования.
  • Определять траекторию педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.
  1. Разработать
  • Сборник материалов по результатам работы ГМО (рабочие программы, диагностические материалы).
  • Цифровой ресурс по результатам работы ГМО для педагогов,  работающих в рамках реализации ФГОС НОО  для обучающихся с ОВЗ в рамках  инклюзивного образования.

  1. Внедрить в практику
  • Рабочие программы для обучающихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС НОО  для обучающихся с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.
  • Цифровой ресурс по результатам работы ГМО для педагогов работающих в рамках реализации ФГОС НОО  для обучающихся с ОВЗ инклюзивного образования.

Показатели результативности:

Задача

Планируемый результат

Критерии результативности

Показатели

1

Познакомить педагогов с требованиями к педагогическим кадрам реализующих АООП НОО для обучающихся с ОВЗ в рамках инклюзии

2

Создавать условия для выявления, изучения и обобщения   наиболее ценного опыта инновационной деятельности  педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях инклюзии

Обобщение опыта своей   деятельности и  публикация  в педагогических интернет-сообществах

Участие в работе педагогических сообществ, организованных в рамках ГМО

Участие педагогов в ярмарке педагогического опыта (4 заседание)

1-12 педагогов

3

Повышать профессиональную компетентность педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, в вопросах методического обеспечения образовательного процесса согласно требованиям ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ

Повышение уровня теоретической подготовленности педагогов к организации процесса обучения с обучающимися с ОВЗ

Планирование деятельности

Заседания ГМО

Месяц проведения

Место проведения

Тема заседания ГМО

Цель

Содержание

Форма проведения

Практический выход

Ответственный

1.

/предварительно 27.08.2019г. /        АВГУСТ

МАОУ «Школа №15 для обучающихся с ОВЗ»

Планирование работы ГМО  на 2019-2020 уч. год. «Нормативно-правовое обеспечение коррекционно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО   для обучающихся с ОВЗ»

Знакомство с планом работы

 ГМО и пед. сообществ

1.Анализ работы ГМО в течение 2018-2019г.г.

2. Знакомство с тематикой заседаний в 2019-2020г.г. 3.Анкетирование членов ГМО с целью формирования банка данных о педагогах городского методического объединения

4. Информирование участников ГМО о работе педагогических мастерских в 2019-2020г.г.

4. Сообщение: «Нормативно-правовое обеспечение коррекционно-образовательного процесса в условиях инклюзии реализации ФГОС НОО  для обучающихся с ОВЗ».

5. Разное:

 * Организация 4 заседания по обмену опытом работы с детьми с ОВЗ в рамках инклюзии

*Мероприятия фестиваля для детей с ОВЗ «Мир, в котором я живу» в 2019-2020уч.г.

*Обсуждение, предложения, пожелания

Круглый стол

1. Планирование участниками ГМО своего участия в заседаниях ГМО и пед. сообществах, участия в мероприятиях фестиваля с детьми

2. Информирование педагогов о сопроводительных документах ребенка с ОВЗ

Кожевникова О.Е., руководитель ГМО, МБОУ «Школа №7»

Русинова О.А.., руководитель ГМО, МАОУ «Школа №15»

Руководители пед. сообществ

2.

/предварительно 18.11.2019г. /НОЯБРЬ

В стадии согласования

Особенности глухих.слабослышащих. поздно оглохших детей, условия организации процесса обучения  данной категории обучающихся в условиях инклюзивного образования

Консультирование по вопросам обучения  глухих.слабослышащих. поздно оглохших детей

1.Знакомство с планом проведения заседания

2. Информирование участников ГМО о категориях детей с ОВЗ обучающихся в условиях инклюзии

3. Теоретический блок:

*Особенности глухих. слабослышащих. поздно оглохших детей ,организация работы

*Сопровождение глухих.слабослышащих. поздно оглохших детей

4. Практический блок:

*организация коррекционной работы, отслеживание результатов коррекциисо слабослышащими детьми: из опыта работы.

5. Разное:

 * Обсуждение, предложения, пожелания

Презентационная площадка

1. Консультирование по вопросу:

 - Особенности глухих, слабослышащих, поздно оглохших детей.

- Специальные условия для  глухих, слабослышащих, поздно оглохших детей, обучающихся в условиях инклюзии; особенности организации обучения.

Организатор Русинова О.А. руководитель ГМО, МАОУ «Школа №15»

Специалисты ГПМПК

(список педагогов согласуется)

3.

/предварительно 7.02.2020 г. /   ФЕВРАЛЬ

МАОУ «Школа №15 для обучающихся с ОВЗ»

Особенности слепых, слабовидящих и поздно ослепших детей,  условия организации процесса обучения и коррекции данной категории обучающихся в условиях инклюзивного образования

Презентация системы  коррекционной работы со слабовидящими детьми в условиях инклюзии

1.Знакомство с планом проведения презентационной площадки

2. Теоретический блок:  особенности слепых, слабовидящих и поздно ослепших детей,; организация обучения,  диагностика в условиях инклюзии

3. Практический блок: организация коррекционной работы, отслеживание результатов коррекции

4. Разное:

 * Обсуждение, предложения, пожелания

Презентационная площадка

1. Знакомство участников ГМО с системой коррекционной работы в МАОУ «Школа №15 для обучающихся с ОВЗ»

2. Налаживание контактов педагогов общеобразовательных школ с учителями МАОУ «Школа №15» с целью консультирования по вопросам организации обучения детей разной нозологий

Организатор Русинова О.А., руководитель ГМО, МАОУ «Школа №15»

Специалисты ГПМПК

(список педагогов согласуется)

4.

/предварительно 20.04.2020 г. /         АПРЕЛЬ

Ярмарка педагогического опыта творческих педагогов по коррекционно-образовательной работе с детьми с ОВЗ в рамках инклюзии

Трансляция   практического апробированного  опыта организации процесса обучения и коррекционной работы между учителями, работающими с детьми с ОВЗ

1.Анкетирование «Актуальные вопросы учителя, работающего с детьми с ОВЗ» с целью изучения эффективности деятельности ГМО на изменение качества образования

2. Ярмарка педагогического опыта  «Презентация  методов или приёмов, используемых в коррекционно-развиающей работе на уроке или занятии»

3. Разное:

 * Награждение активных участников ГМО

 * Обсуждение, отзывы, предложения, пожелания

Ярмарка педагогического опыта

1. Трансляция участниками ГМО личного педагогического опыта и знакомство с наработками других педагогов.

2. Публикация наработок в сети интернет

Кожевникова О.Е., руководитель ГМО, МБОУ «Школа №7»

Русинова О.А.., руководитель ГМО, МАОУ «Школа №15»

(список педагогов будет согласован в течение года)

Обобщение   педагогического опыта

Месяц проведения

Тема работы

Форма представления опыта

Сфера распространения опыта

Педагог, обобщающий опыт

1

Ноябрь 2018г.

Специальные условия для  глухих, слабослышащих, поздно оглохших детей, обучающихся в условиях инклюзии; особенности организации обучения.

Доклад

Уточняется возможность публикации на сайте МАУ ЦСОиРО)

Вопрос на стадии согласования

2

Февраль 2019г.

Особенности слепых, слабовидящих и поздно ослепших детей,  условия организации процесса обучения и коррекции данной категории обучающихся в условиях инклюзивного образования

Презентация

Уточняется возможность публикации на сайте МАУ ЦСОиРО)

(список педагогов согласуется)

   Руководители:                                                                                            Кожевникова О.Е.

                                                                                                                          /учитель высшей кв.категории

                                                                                                                          МБОУ «Школа №7 для обучающихся с ОВЗ»/;

                                                                                                                                                                     РусиноваО.А.

                                                                                                                          /учитель высшей кв.категории

                                                                                                                          МАОУ «Школа №15 для обучающихся с ОВЗ»/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преемственность в работе с детьми с ОВЗ на ступенях дошкольного и начального общего образования Каткова Ирина Геннадьевна научный сотрудник ОВиС ГАУ ДПО «ИРО ПК»

Слайд 3

Лицо с ограниченными возможностями здоровья лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования

Слайд 5

Дети с ОВЗ Нарушения слуха (тугоухость, глухота); Нарушения речи; Нарушения зрения (слепые, слабовидящие); Нарушения опорно – двигательного аппарата; Задержка психического развития; Умственная отсталость; Детский аутизм; Множественные нарушения (сочетание двух или более психофизических нарушений).

Слайд 6

Дети с нарушениями слуха ( глухие и слабослышащие ) первичное нарушение носит сенсорный характер, нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора. К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено или невозможно.

Слайд 7

Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие) п ервичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.

Слайд 8

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности , темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.

Слайд 9

Дети с тяжелыми нарушениями речи первичным дефектом является недоразвитие речи . К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.

Слайд 10

Дети с задержкой психического развития их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС).

Слайд 11

Дети с нарушениями интеллектуального развития первичное нарушение - органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов. Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза.

Слайд 12

Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы ( дети с РАС) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями . У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков.

Слайд 13

Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).

Слайд 14

Одна из задач ФГОС ДО Преемственность целей, задач и содержания образования в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования

Слайд 15

Преемственность взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем.

Слайд 16

Виды преемственности Целевая – согласование целей и задач воспитания и обучения на отдельных ступенях развития Содержательная –обеспечение «сквозных» линий содержания, повторения, разработке единых курсов изучения отдельных программ Психологическая -совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения с учётом общих возрастных подходов Технологическая –преемственность форм, методов, средств, приёмов и методов воспитания и обучения

Слайд 17

Главная задача работы по преемственности о бъединить усилия педагогов, чтобы снизить признаки дезадаптации у первоклассников повысить уровень их эмоционального благополучия, сохранить здоровье

Слайд 18

Этапы планирования работы по преемственности Изучить нормативно-правовую базу по вопросам преемственности дошкольного и начального общего образования. Провести анкетирование родителей и изучить индивидуальные особенности воспитанников. Включить в программу развития образовательной организации в качестве одного из направлений развитие системы работы по преемственности. Составить и утвердить план партнерского взаимодействия со школами района (города). Наладить социокультурные связи.

Слайд 19

Нормативные документы для реализации преемственности Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (ст.12) ФГОС НОО приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 (вступил в силу с 01.01.2010) ФГОС ДО приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 (вступил в силу с 01.01.2014) ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 (вступит в силу с 01.01.2016) Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17.06.2003)

Слайд 20

Направления работы в рамках преемственности ПЕДАГОГИ РОДИТЕЛИ ДЕТИ

Слайд 21

План-проект работы по преемственности

Слайд 22

План проведения Недели первоклассника с участием воспитанников дошкольного отделения (подготовительной к школе группы)

Слайд 23

Диагностический инструментарий

Слайд 24

Диагностико -прогностический скрининг на начальных этапах обучения ( Е.Екжанова )

Слайд 25

Цель проведения психолого-педагогического скрининга своевременное выявление детей «группы риска», выявление психологических особенностей детей для дальнейшего подбора педагогических путей преодоления имеющихся трудностей

Слайд 26

Данная методика позволяет оценить с достаточно высокой степенью надежности у детей седьмого-восьмого годов жизни уровень развития перцептивно-двигательных навыков, фонематического слуха, внимания, сформированность навыков самоконтроля, планирования и организации произвольной деятельности.

Слайд 27

Данные обследования позволяют оценить готовность детей к успешному обучению в начальной общеобразовательной школе

Слайд 28

Область применения выявление готовности и способности к обучению, возможных трудностей в обучении, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по коррекции умственного и эмоционального развития, формированию произвольности.

Слайд 29

Описание методики Предъявляемые детям задания исследуют, с одной стороны, уровень их умственного развития, а с другой стороны, они позволяют педагогу судить об уровне развития у учащихся предпосылок учебной деятельности: умении самостоятельно проанализировать образец и действовать по образцу, осуществлять самоконтроль в процессе перцептивно-моторной деятельности, довести начатое дело до конца, вовремя прекратить выполнение действия, переключиться на выполнение другого задания.

Слайд 30

Первое задание «Графические ряды» включает четыре типа узоров. Первый и второй узоры состоят из простых, законченных по содержанию графических эталонов, в которых отражена завершённая программа действий. В вербальном плане эта завершённость может быть представлена, например, как «гора большая и маленькая, гора большая и маленькая, гора большая и маленькая» - о втором узоре.

Слайд 31

Первое задание «Графические ряды» В третьем и четвёртом узорах графический образец отражает незавершённость программы выполняемого действия. Поэтому ребёнок вынужден самостоятельно сначала в умственном плане завершить предъявляемый узор, а лишь затем на этой основе воспроизвести заданный образец. В речевом плане такие задания могут быть описаны, например, как «башня, крыша, башня, крыша, башня» - о третьем узоре.

Слайд 32

Следующее задание – «Точки» Это узор из точек. Задание восходит к ориентировочным тестам школьной зрелости А.Керна и Я.Йирасека . Узор состоит из 10 точек, имеющих чёткое пространственное расположение. В заданном образце точки должны строго находиться в местах пересечения вертикальных и горизонтальных линий тетрадного листа, поскольку сформированные предпосылки учебной деятельности предполагают у ребёнка наличие умения ориентироваться и на обычной плоскости листа бумаги, и в тетради.

Слайд 33

Третье задание «Рисование дома-дерева-человека» включает в себя рисование на обратной стороне листа трёх изображений – дома, дерева и человека. Анализ рисунка выявляет первичные представления ребёнка об окружающем, рассказывает об уровне его интеллектуального развития, характеризует уровень комфортности существования ребёнка в семье и в мире. Кроме того, качество линий позволяет судить о развитии у ребёнка мелкой моторики, расположение изображений и их частей представляет особенности ориентировки ребёнка в пространстве, степень нажима на карандаш, размеры изображений выявляют частные психо -физиологические параметры психики ребёнка.

Слайд 34

Четвёртое задание «Дорожка звуков» направлено на исследование сформированности у ребёнка операции звукового анализа и включено в данную методику с целью изучения готовности ребёнка к систематическому овладению основами грамотного чтения и письма.

Слайд 35

Для проведения обследования индивидуально на каждого ребёнка у педагога должно быть следующее: простой карандаш и одиночный листочек в клетку. До предъявления инструкции листочки детям не раздаются.

Слайд 37

Инструкция даётся детям в речевой форме, без показа способов выполнения заданий на доске, сразу обо всём объёме работы.

Слайд 38

Оформление детских работ На правой стороне листа в левом углу пишется дата обследования ребёнка, а в правом указывается его фамилия и имя, дата рождения, под ней в скобках – количество полных лет и полных месяцев, далее номер школы, класс и профиль класса. Например, Иванов Петя, 09.05.90 г. (7л.4мес.), 1-б (1-3), « углубл.языковой ».

Слайд 39

Если во время проведения обследования или во время последующей беседы, что-то в высказываниях ребёнка поразило или удивило – запишите на его листочек ребёнка, что может помочь в дальнейшей коррекционно-развивающей работе или послужить ключом к объяснению имеющихся у ребёнка трудностей. Обязательно укажите на листочке специфические особенности выполнения задания ребёнком, например, его левшество. Обратите внимание, что все записи на листочках делаются педагогом уже после того, как ребёнок закончил свою работу.

Слайд 40

Обработка и интерпретация данных работа оценивается в баллах

Слайд 41

Распределение детей по итоговым показателям По итогам выполнения заданий испытуемый может получить от 10 до 0 баллов. Все возможные варианты выполнения заданий можно разделить на 4 группы. группа: 10 – 8,5 баллов – высокая возрастная норма. группа: 8 -6,5 баллов – стабильная середина (возрастная норма для шестилеток, недостаточно хорошо – для семилеток и ниже среднего – для второклассников). группа: 6 – 3,5 балла – «группа риска». группа: 3 – 0 баллов – «беда».

Слайд 43

Современные требования к обеспечению преемственности по подготовке детей к школе: Исчезло требование к преемственности – какие ЗУН должны дать в ДОУ, а с какими школа должна получить детей. Сместился акцент готовности к обучению в школе с интеллектуальной на личностную – («внутренняя позиция школьника»). На первый план выводятся познавательные мотивы обучения – сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Для современного первоклассника важно не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новое в законодательстве РФ о создании специальных образовательных условий для детей с ОВЗ Ирина Геннадьевна Каткова н аучный сотрудник ОВиС ГАУ ДПО «ИРО ПК

Слайд 2

Новые нормативно-правовые документы Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья на 2020 – 2030 годы. Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью ”. Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов в 2019 году.

Слайд 3

Новые нормативно-правовые документы Рекомендации от 08.02.2019 № ТС-421/07 (О специальных условиях для детей с нарушениями чтения и письма) Письмо Минпросвещения РФ от 02.11.2018 № ТС-459/07 (О получении общего образования лицами с УО (ИН) Письмо Минпросвещения России от 11.02.2019 № 05-108 (О профессиональном обучении лиц с различными формами УО) Письмо Минпросвещения РФ "О направление информации" от 01.04.2019 г . (О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования в приказ от 30.08.2013г. № 1014)

Слайд 4

Основные положения Концепции Концепция придает исключительное значение оказанию ранней помощи. С этих позиций обосновывается необходимость в ведения нового уровня образования детей с ОВЗ (от рождения до 3 лет ), который должен стать базовым для всей системы образования таких детей . Н еобходимой становится разработка психолого-педагогической типологии детей каждой нозологической группы и развитие понятия « особые образовательные потребности» ребенка с определенным ограничением здоровья и вариантом психического развития. В Концепции представлена необходимость согласованного решения задач формирования академической и жизненной компетенции ребенка с ОВЗ на всех этапах взросления и всех уровнях образования.

Слайд 5

Основные положения Концепции Значительно большее, чем обычно, внимание Концепция уделяет семье особого ребенка – так реализуется современное научное представление о коллективном субъекте образования, и вытекающее из него представление о необходимости введения понятия «особые образовательные потребности семьи», воспитывающей ребенка с ОВЗ. Концепция указывает на перспективу будущего качественного изменения состава группы детей с ОВЗ. Исследования уже существующей новой группы имплантированных детей позволяют заключить, что средствами высокотехнологичной медицины могут быть успешно устранены первичные нарушения , как биологические предпосылки нарушения психического развития ребенка.

Слайд 6

Стратегические цели развития Для всех уровней образования

Слайд 7

Адресаты концепции впервые адресована в равной мере специалистами родителям – так сможет реализоваться на деле представление о семье ребенка с ОВЗ как о полноправном субъекте образования.

Слайд 8

Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью ” Одним из специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора . Должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников, требования к квалификации - высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Слайд 9

К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ относится : 1 . педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся: выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в процессе образования; участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов обучающихся; подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса; организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; участие в реализации адаптированных образовательных программ обучающихся; организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, адаптированных образовательных программ и анализу и обсуждению с ними хода и результатов реализации этих планов, программ;

Слайд 10

2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья: проведение анализа образовательных ресурсов внутри и вне образовательной организации; организация и координация работы сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся; разработка мер по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды; координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам; организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности; оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;

Слайд 11

3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся: разработка и подбор методических средств для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся; разработка методического обеспечения взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса; контроль и оценка эффективности построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся; консультирование участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образования обучающихся. Таким образом, тьютор - это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы.

Слайд 12

Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих "Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья" без предъявления требований к стажу работы.

Слайд 13

К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся: 1. обеспечение сопровождения инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательную организацию; 2. оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации; 3. оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации; 4. оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения; 5. оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей; 6. оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.

Слайд 14

Рекомендация о необходимости, периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся указывается в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.

Слайд 15

Отсутствует в заключении ПМПК рекомендация о тьюторе … Консилиумом образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника ): на период адаптации обучающегося в образовательной организации; на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год); на постоянной основе.

Слайд 16

Изменение условий тьторского сопровождения Психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в случае положительной или отрицательной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы .

Слайд 17

Решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) по оказанию технической помощи принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии или с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.

Слайд 18

Основание предоставление услуг тьютором или ассистентом трудовой договор трудовой договор с внутренним совместителем трудовой договор с внешним совместителем с использованием сетевой формы реализации образовательных программ на основании договора между организациями.

Слайд 19

Рекомендации от 08.02.2019 № ТС-421/07 ( О специальных условиях для детей с нарушениями чтения и письма) Необходимо организовать работу психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК), психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных организаций, педагогов, педагогов-психологов, учителей-логопедов по раннему выявлению предпосылок нарушения чтения и письма, организации преемственности психолого-педагогического сопровождения обучающихся, имеющих такие нарушения или риски их возникновения, на всех уровнях общего образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование ). Особое внимание необходимо обратить на обучающихся, у которых нарушения чтения и письма не обусловлены нарушениями устной речи.

Слайд 20

Письмо Минпросвещения РФ "О направление информации" от 01.04.2019 г. (О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования в приказ от 30.08.2013г. № 1014)

Слайд 27

Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов в 2019 году Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Порядком ГИА-9 и Порядком ГИА-11 в целях разъяснения особенностей организации и проведения ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов.

Слайд 32

Письмо Министерства просвещения РФ от 2 ноября 2018 г. № ТС-459/07 “О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)” Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами, умственной отсталости) выдается свидетельство об обучении . Свидетельство об обучении не является документом об уровне образования. В то же время свидетельство об обучении дает право на прохождение профессиональной подготовки по специальностям, рекомендованным для лиц с нарушением интеллекта в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 № 292, или обучение в 10-12 классах (группах) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей в части трудового обучения

Слайд 33

По итогам профессиональной подготовки выпускникам присваиваются квалификационные разряды. Учащимся, не получившим квалификационного разряда, выдается свидетельство об обучении и характеристика с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно . Класс, в который будет зачислен обучающийся, определяется на основании результатов его аттестации по предметам.

Слайд 34

Письмо Минпросвещения России от 11.02.2019 № 05-108 (О профессиональном обучении лиц с различными формами УО) Согласно пункту 6 Порядка N 292 к освоению основных программ профессионального обучения допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости ). Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 513 (ред. от 12 ноября 2018 г.).

Слайд 35

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр: