кружок Патриот

Редько Нина Семеновна

разработка занятий в системе дополнительного образования - исторический кружок "Патриот"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_patriot.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю приказом                  «Согласовано»                        Утверждено решением педагогичес-

№-----------от-------------                  Зам. дир.по ВР                        кого совета муниципального казенного

Директор школы------                   -----------------------                      общеобразовательного учреждения

(Сухорученко В.И.)                      Королькова Н.С.                      «Русятинская сош»

------------------------------                                                                    29 августа 2013 г.

                               МКОУ «Русятинская сош»

    Календарно-тематическое планирование работы кружка

    «Патриот» для 5-9 классов на 2013-2014 учебный год.      

                            Учитель истории: Редько Н.С.            

             с. Русятино Заокского района Тульской области.

                                               2013 г.          

                                           Программа

исторического кружка «Патриот» для 5-9   классов МКОУ «Русятинская сош»( 35 занятий по 2 ч.)    

                             Пояснительная записка.    

Создание данной программы необходимо включить работу исторического кружка в систему воспитательной работы школы. В последнее время у учащихся снизился интерес к героическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям, событиям истории.

Одной из важнейших задач образования является приобщение школьников к родной культуре, духовной атмосфере, национальным традициям и обычаям – вот основные направления деятельности исторического кружка. Данная работа в школе по истории позволяет решить целый ряд познавательных  задач: развивает у детей интерес к истории Родины, способствует развитию у учащихся любви к отечеству, к своей земле, родному дому, семье.    

Благодаря глубокому знанию своей истории, ученик будет стремиться к изучению исторического  прошлого своей страны.

Из поколения в поколение передаются вечные ценности: трудолюбие, честность, справедливость; чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважение к старшим поколениям, милосердия.    

Труд – основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека.      

Занятие в историческом кружке поможет учащимся уяснить сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый  гражданин обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (Конституция РФ ст. 44, п. 3; ст.58).

Занятия в историческом кружке способствуют решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае; участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении.

Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов.

Цель программы:

- развитие социально-активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и свое будущее.

Задачи:

  1. Создание необходимых условий для проявления индивидуальности ребят.
  2. Формирование нравственной позиции школьников с использованием воспитательного потенциала.
  3. Содействие развитию культуры общения и формированию гуманных межличностных отношений.
  4. Формированию навыков поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Принципы построения программы:

- принцип личностно-ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самопроявления, саморазвития, самореализации личности обучающихся;

- принцип педагогической поддержки, которая предполагает деятельность педагога по оказанию первой помощи детям в решении их проблем;

                                                                  - 2 –

- принцип самовыражения участников кружка;

- принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;

- принцип системности.

Программа кружка рассчитана на 4 занятия в месяц и опирается на знания учащихся по истории.

Для успешной реализации программы необходимо:

- систематическое проведение занятий на протяжении всего учебного года;

- тщательный отбор учебного материала;

- заинтересованность педагога.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Программа призвана помочь школьнику осмыслить его место в жизни, отвлечь его от противоправной деятельности. Приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь свое мировоззрение; знание прошлого и настоящего своего народа, края, семьи.

Внешний результат:

- достижения кружковцев на районных и областных олимпиадах, конкурсах;

- накопление материалов по истории России и родного края;

- интерес обучающихся к поисково- краеведческой работе.

Внутренний результат:

- метод собеседования с членами кружка;

- методика написания сочинений;

- методы: наблюдение, тестирование, анкетирование;

- метод самооценки.

Работа исторического кружка ориентирована художественно-эстетическое и туристическо- краеведческое направления.

                                                             ПРОГРАММА.

Тема № 1( 2 ч.) Вводное занятие.  Составление примерного тематического планирования занятий исторического кружка.

Самостоятельная работа: анкетирование учащихся.

Творческая работа: оформление уголка исторического кружка.

Тема № 2 ( 4 ч.) Страницы истории. Название и символы нашей страны. Историческая роль страны. Моя страна в прошлом и настоящем. Наш край как составная часть нашей Родины.

Самостоятельная работа: «Государственные символы России. Флаг и герб».

Творческая работа: история основания Заокского района  Тульской области.

Тема № 3 (4 ч.). Древнейшие люди нашей страны, нашего края и их занятия.

Откуда мы знаем о жизни древних людей. О чем говорят археологические раскопки в Северо - Восточной Руси.

Практическая работа. Бережное отношение к памятникам истории и культуры России и Тульского края.

                                                            - 3 –

Самостоятельная работа: «История племен, проживающих на территории Тульского края».

Тема № 4 (6 ч.) История основания Заокского района  и д. Русятино Тульской области. Достопримечательности Заокского района.

Самостоятельная работа. Подборка материалов о музеях Заокского района Тульской области.

Практическая работа. Интересные люди Тульской области или Заокского района.

Тема № 5 (6 ч.) «Наш областной город». История основания г. Тулы.

Самостоятельная работа. Архитектурные памятники г. Тулы. Музеи и театры г. Тулы.

Экскурсия в Тульский кремль( по возможности) или заочная экскурсия в Тульский кремль.

Тема № 6 (4 ч.) Быт и обычаи населения России и нашего края.

Самостоятельная работа: «Быт, обычаи, традиции русского народа».

Творческая работа: выставка поделок членов исторического кружка.

Тема № 7 (4 ч.) «Отчизны верные сыны». Герои нашей Родины. Наши земляки – участники афганской войны.

Самостоятельная работа: поиск информации о людях, принимавших участие в военных действиях в Афганистане.

Практическая работа. Оформление стенда о войне в Афганистане.

Тема № 8 (8 ч.) «Наша страна в годы Великой Отечественной войны», «Мой край в годы Великой Отечественной войны». Участники ВОВ – наши земляки.

Экскурсия по Залу Боевой Славы в школе.

Самостоятельная работа: написать очерки о ветеранах ВОВ, проживающих на территории Заокского района Тульской области.

Практическая работа: оформление поздравительной открытки для ветеранов ВОВ.

Тема № 9 (6 ч.) «Отзовись фотография». История нашей школы. Традиции нашей школы. Ветераны педагогического труда.

Практическая работа: сбор информации об учителях – ветеранах  нашей школы.

Тема № 10 (4 ч.) «Я – гражданин». Моя страна, мой край, моя деревня сегодня.

Самостоятельная работа: изучение  материалов  местной периодической печати за определенный период

Практическая работа. Написать сочинение на тему: «Моя страна, мой край, моя деревня сегодня».

Тема № 11 ( 14 ч.) «Моя Родина».

Автобусные  экскурсии  и заочные экскурсии по историческим местам и музеям  России и Тульского края: «Исторический музей в г. Москва», «Мавзолей                  В.И. Ленина»,«Поле Куликово», «Ясная Поляна», «Музей Поленова», «Музей      Вс.Ф. Руднева», «Музей А.Т. Болотова».

Практическая работа: подготовка материалов по одному - двум музеям России и Тульской области. Сочинение на тему: «Роль музеев в воспитании молодого поколения страны».

                                                            - 4 –

Тема № 12 ( 4 ч.) Экологическая обстановка в России, в Тульском регионе.

Практическая работа: сбор  материалов по экологической обстановке в России и  в Тульском регионе.

Самостоятельная работа: написание сочинения об экологической обстановке в России.

Тема № 13 ( 2 ч.) Заключительное занятие исторического кружка. Подведение итогов работы исторического кружка.

Практическая  работа: подготовка открытого мероприятия  исторического кружка по теме: « Моя Родина, моя деревня, мой дом».

Творческий отчет членов исторического кружка «Патриот»  за год работы  по теме: «Страницы истории моей страны».

                                 Анкета для учащихся.

Фамилия, имя учащегося(учащейся)---------------------------------------------------------------------

Класс------------------

  1. Считаете ли вы себя патриотами?

  1. Готовы ли вы отдать свою жизнь за Родину ?

  1. Хотели бы вы уехать из России и почему?

  1. Как вы считаете, престижна ли профессия офицера в России?

  1. Вы за или против службы в армии?

  1. Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

  1. Читаете ли вы газеты, книги или материалы в интернете  на патриотические темы?

  1. Есть ли у вас пример для подражания?

  1. Как называется Основной закон нашей страны? Когда он принят?

  1.  Когда наша страна отмечает День независимости?

  1.  Когда наша страна отмечает День согласия и примирения?

  1.  Какой бы вы хотели видеть нашу страну?

  1.  Как вы оцениваете статус нашей страны на международном уровне?

  1.  Все ли правительство России делает для благосостояния людей?

  1.  Кем бы вы хотели стать во взрослой жизни и почему?

Календарно-тематическое планирование работы исторического кружка «Патриот».

Кол. час

Дата

проведения

                                  Тема

Ключевые

понятия

Форма

проведения

2

Тема № 1.Вводное занятие. Составление примерного тематического планирования

Самостоятельная работа. Анкетирование учащихся.

Творческая работа. Оформление уголка исторического кружка.

Беседа.

Заполнение анкеты учащимися.

4

Тема № 2.Страницы истории. Название и символы нашей страны. Моя страна в прошлом и настоящем. Наш край как составная часть нашей Родины.

Самостоятельная работа. Государственные символы России. Флаг и герб.

Творческая работа. Изготовление государственных символов России.

Родина. РФ.

Республика.

Демократия. Суверенитет.

Эвристическая беседа.

Самостоятельная работа: «Государственные символы РФ. Флаг и герб».

4

Тема № 3. Древнейшие люди нашей страны, нашего края и их занятия. О чем говорят археологические раскопки в Северо-Восточной Руси?

 Практическая работа. Бережное отношение к памятникам истории и культуры России и Тульского края.

Самостоятельная работа. История племен, проживающих на территории Древней Руси и России.

Наскальная живопись. Гунны. Хазары. Печенеги. Половцы. Археология.

Сообщения учащихся. Работа с документами.

Работа с интернет-ресурсами.

6

Тема № 4. История основания Заокского района  и   д. Русятино Тульской области. Достопримечательности Заокского района.

Самостоятельная работа. Подборка материалов о музеях Заокского района Тульской области.

Практическая работа. Интересные люди Тульской области или Заокского района.

Музей. Архив. Библиотека.

Периодика.

Работа  с дополнительной литературой. Работа  в библиотеке.

6

Тема № 5.»Наш областной город». История основания г. Тулы. Архитектурные памятники  г. Тулы. Музеи и театры  г. Тулы.

Экскурсия в Тульский кремль( по возможности) или заочная экскурсия в Тульский кремль.

Самостоятельная работа. Быт и обычаи русского народа.

Архитектура. Музей. Театр. Экскурсия. Тульский кремль.

Экскурсия. Самостоятельная работа.

4

Тема № 6. Быт и обычаи населения России и нашего края.

Самостоятельная работа. Быт, обычаи, традиции русского народа.

Творческая работа. Выставка материалов, собранных  членами  исторического кружка.

Быт. Обычаи. Традиции.

Конкурс на тему: «Знатоки нашей истории»

4

Тема № 7. «Отчизны верные сыны». Герои нашей Родины. Наши земляки – участники афганской войны.

Самостоятельная работа. Поиск информации о людях, принимавших участие в военных действиях в Афганистане.

Практическая работа. Оформление стенда о войне в Афганистане.

Отчизна. Долг. Мужество. Честь. Патриот.

Сепаратизм. Терроризм.

Самостоятельная работа.

Практическая работа.

Урок мужества.

8

Тема № 8. Наша страна в годы Великой Отечественной войны. Мой край в годы Великой Отечественной войны. Участники ВОВ – наши земляки. Экскурсия по Залу Боевой Славы в школе.

Самостоятельная работа. Написать сочинение о ветеранах ВОВ, проживающих на территории д. Русятино или Заокского района Тульской области.

Практическая работа. Оформление поздравительной открытки для ветеранов ВОВ.

Подвиг. Долг. Честь. Свобода. Отчизна. Отечественная война. Память. Тыл.

Самостоятельная работа.

Практическая работа.

Просмотр фильма «От Кремля до Берлина».

6

Тема № 9. «Отзовись фотография». История нашей школы. Традиции нашей школы. Ветераны педагогического труда.

Самостоятельная работа. Изучение истории и традиций нашей школы.

Практическая работа. Сбор информации об учителях -  ветеранах нашей школы.

Традиции. Ветераны. Педагоги. Учителя.

Профессия.

Трудолюбие.

Ответственность.

Беседа.

Практикум: знакомство с учителями - ветеранами нашей

школы.

4

Тема № 10. Я – гражданин. Моя страна, мой край, моя деревня сегодня.

Самостоятельная работа. Изучение материалов местной периодической печати за определенный период.

Практическая работа. Написать сочинение на тему: «Моя страна, мой край, моя деревня сегодня».

Гражданин. Долг. Активная жизненная позиция.

Проведение  «круглого стола»

с  приглашением администрации школы.

14

Тема № 11. Моя Родина. Автобусные и заочные экскурсии  по историческим местам и музеям России и Тульского края: «Исторический музей в Москве», «Мавзолей В.И. Ленина»,«Поле Куликово», «Ясная Поляна», «Музей Поленова», «Музей Вс.Ф. Руднева», «Музей А.Т. Болотова».

Практическая работа. Сочинение на тему: «Роль музеев в воспитании молодого поколения страны».

Археология. Мавзолей.

Автобусные и заочные экскурсии.

4

2

Тема № 12. Экологическая обстановка в России, в Тульском регионе.

Практическая работа. Сбор материалов по экологической обстановке в России и в Тульском регионе.

Самостоятельная работа. Написать сочинение на тему: «Экологическая обстановка в России».

Тема № 13. Заключительное занятие. Подведение итогов работы исторического кружка.

Практическая работа. Подготовка открытого мероприятия по теме: «Моя Родина, моя деревня, мой дом».

Творческий отчет членов исторического кружка по теме: «Страницы истории моей страны».

Экология. Атмосфера. Биосфера.

Родина. «Малая родина».Отчий дом.

Практическая работа.

Самостоятельная работа.

 Практическая работа. Творческий отчет.

                                       

                                                   Список    литературы.    

 

  1. Закон РФ «Об образовании» от 26.12.12 г.  
  2. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.»

№ 17-56-р от 29.12. 2001 г.

  1. Постановление Правительства РФ от 11.07.05 г. № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг.»
  2. Память сердца. Документы участников ВОВ (1941-1945 гг.) г. Тула. 2000г.
  3. «Московский кремль». г. Москва. 2000 г.
  4. «Тульские древности»(энциклопедический словарь – справочник).                В.В. Богуславский. Издательство «Русский лексикон». Тула. 1995 г.
  5. «Милее края нет!» ( из истории земли Заокской). 1994 г.
  6. История Тульского края. Приокское книжное издательство. Тула. 2007 г.
  7. Край наш Тульский. Тула. Издательский Дом «Пересвет». 2002 г.
  8. История Тульского края. И.Афремов. Приокское книжное издательство. 2002 г.  
  9. История Тульской области. В.В. Пеньков. (Пособие по краеведению).         Тула. Издательский Дом «Пересвет». 2003 г.