кружок Патриот
разработка занятий в системе дополнительного образования - исторический кружок "Патриот"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_patriot.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю приказом «Согласовано» Утверждено решением педагогичес-
№-----------от------------- Зам. дир.по ВР кого совета муниципального казенного
Директор школы------ ----------------------- общеобразовательного учреждения
(Сухорученко В.И.) Королькова Н.С. «Русятинская сош»
------------------------------ 29 августа 2013 г.
МКОУ «Русятинская сош»
Календарно-тематическое планирование работы кружка
«Патриот» для 5-9 классов на 2013-2014 учебный год.
Учитель истории: Редько Н.С.
с. Русятино Заокского района Тульской области.
2013 г.
Программа
исторического кружка «Патриот» для 5-9 классов МКОУ «Русятинская сош»( 35 занятий по 2 ч.)
Пояснительная записка.
Создание данной программы необходимо включить работу исторического кружка в систему воспитательной работы школы. В последнее время у учащихся снизился интерес к героическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям, событиям истории.
Одной из важнейших задач образования является приобщение школьников к родной культуре, духовной атмосфере, национальным традициям и обычаям – вот основные направления деятельности исторического кружка. Данная работа в школе по истории позволяет решить целый ряд познавательных задач: развивает у детей интерес к истории Родины, способствует развитию у учащихся любви к отечеству, к своей земле, родному дому, семье.
Благодаря глубокому знанию своей истории, ученик будет стремиться к изучению исторического прошлого своей страны.
Из поколения в поколение передаются вечные ценности: трудолюбие, честность, справедливость; чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважение к старшим поколениям, милосердия.
Труд – основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека.
Занятие в историческом кружке поможет учащимся уяснить сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый гражданин обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (Конституция РФ ст. 44, п. 3; ст.58).
Занятия в историческом кружке способствуют решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае; участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении.
Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов.
Цель программы:
- развитие социально-активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и свое будущее.
Задачи:
- Создание необходимых условий для проявления индивидуальности ребят.
- Формирование нравственной позиции школьников с использованием воспитательного потенциала.
- Содействие развитию культуры общения и формированию гуманных межличностных отношений.
- Формированию навыков поисково-исследовательской деятельности учащихся.
Принципы построения программы:
- принцип личностно-ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самопроявления, саморазвития, самореализации личности обучающихся;
- принцип педагогической поддержки, которая предполагает деятельность педагога по оказанию первой помощи детям в решении их проблем;
- 2 –
- принцип самовыражения участников кружка;
- принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;
- принцип системности.
Программа кружка рассчитана на 4 занятия в месяц и опирается на знания учащихся по истории.
Для успешной реализации программы необходимо:
- систематическое проведение занятий на протяжении всего учебного года;
- тщательный отбор учебного материала;
- заинтересованность педагога.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Программа призвана помочь школьнику осмыслить его место в жизни, отвлечь его от противоправной деятельности. Приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь свое мировоззрение; знание прошлого и настоящего своего народа, края, семьи.
Внешний результат:
- достижения кружковцев на районных и областных олимпиадах, конкурсах;
- накопление материалов по истории России и родного края;
- интерес обучающихся к поисково- краеведческой работе.
Внутренний результат:
- метод собеседования с членами кружка;
- методика написания сочинений;
- методы: наблюдение, тестирование, анкетирование;
- метод самооценки.
Работа исторического кружка ориентирована художественно-эстетическое и туристическо- краеведческое направления.
ПРОГРАММА.
Тема № 1( 2 ч.) Вводное занятие. Составление примерного тематического планирования занятий исторического кружка.
Самостоятельная работа: анкетирование учащихся.
Творческая работа: оформление уголка исторического кружка.
Тема № 2 ( 4 ч.) Страницы истории. Название и символы нашей страны. Историческая роль страны. Моя страна в прошлом и настоящем. Наш край как составная часть нашей Родины.
Самостоятельная работа: «Государственные символы России. Флаг и герб».
Творческая работа: история основания Заокского района Тульской области.
Тема № 3 (4 ч.). Древнейшие люди нашей страны, нашего края и их занятия.
Откуда мы знаем о жизни древних людей. О чем говорят археологические раскопки в Северо - Восточной Руси.
Практическая работа. Бережное отношение к памятникам истории и культуры России и Тульского края.
- 3 –
Самостоятельная работа: «История племен, проживающих на территории Тульского края».
Тема № 4 (6 ч.) История основания Заокского района и д. Русятино Тульской области. Достопримечательности Заокского района.
Самостоятельная работа. Подборка материалов о музеях Заокского района Тульской области.
Практическая работа. Интересные люди Тульской области или Заокского района.
Тема № 5 (6 ч.) «Наш областной город». История основания г. Тулы.
Самостоятельная работа. Архитектурные памятники г. Тулы. Музеи и театры г. Тулы.
Экскурсия в Тульский кремль( по возможности) или заочная экскурсия в Тульский кремль.
Тема № 6 (4 ч.) Быт и обычаи населения России и нашего края.
Самостоятельная работа: «Быт, обычаи, традиции русского народа».
Творческая работа: выставка поделок членов исторического кружка.
Тема № 7 (4 ч.) «Отчизны верные сыны». Герои нашей Родины. Наши земляки – участники афганской войны.
Самостоятельная работа: поиск информации о людях, принимавших участие в военных действиях в Афганистане.
Практическая работа. Оформление стенда о войне в Афганистане.
Тема № 8 (8 ч.) «Наша страна в годы Великой Отечественной войны», «Мой край в годы Великой Отечественной войны». Участники ВОВ – наши земляки.
Экскурсия по Залу Боевой Славы в школе.
Самостоятельная работа: написать очерки о ветеранах ВОВ, проживающих на территории Заокского района Тульской области.
Практическая работа: оформление поздравительной открытки для ветеранов ВОВ.
Тема № 9 (6 ч.) «Отзовись фотография». История нашей школы. Традиции нашей школы. Ветераны педагогического труда.
Практическая работа: сбор информации об учителях – ветеранах нашей школы.
Тема № 10 (4 ч.) «Я – гражданин». Моя страна, мой край, моя деревня сегодня.
Самостоятельная работа: изучение материалов местной периодической печати за определенный период
Практическая работа. Написать сочинение на тему: «Моя страна, мой край, моя деревня сегодня».
Тема № 11 ( 14 ч.) «Моя Родина».
Автобусные экскурсии и заочные экскурсии по историческим местам и музеям России и Тульского края: «Исторический музей в г. Москва», «Мавзолей В.И. Ленина»,«Поле Куликово», «Ясная Поляна», «Музей Поленова», «Музей Вс.Ф. Руднева», «Музей А.Т. Болотова».
Практическая работа: подготовка материалов по одному - двум музеям России и Тульской области. Сочинение на тему: «Роль музеев в воспитании молодого поколения страны».
- 4 –
Тема № 12 ( 4 ч.) Экологическая обстановка в России, в Тульском регионе.
Практическая работа: сбор материалов по экологической обстановке в России и в Тульском регионе.
Самостоятельная работа: написание сочинения об экологической обстановке в России.
Тема № 13 ( 2 ч.) Заключительное занятие исторического кружка. Подведение итогов работы исторического кружка.
Практическая работа: подготовка открытого мероприятия исторического кружка по теме: « Моя Родина, моя деревня, мой дом».
Творческий отчет членов исторического кружка «Патриот» за год работы по теме: «Страницы истории моей страны».
Анкета для учащихся.
Фамилия, имя учащегося(учащейся)---------------------------------------------------------------------
Класс------------------
- Считаете ли вы себя патриотами?
- Готовы ли вы отдать свою жизнь за Родину ?
- Хотели бы вы уехать из России и почему?
- Как вы считаете, престижна ли профессия офицера в России?
- Вы за или против службы в армии?
- Нужно ли патриотическое воспитание в школе?
- Читаете ли вы газеты, книги или материалы в интернете на патриотические темы?
- Есть ли у вас пример для подражания?
- Как называется Основной закон нашей страны? Когда он принят?
- Когда наша страна отмечает День независимости?
- Когда наша страна отмечает День согласия и примирения?
- Какой бы вы хотели видеть нашу страну?
- Как вы оцениваете статус нашей страны на международном уровне?
- Все ли правительство России делает для благосостояния людей?
- Кем бы вы хотели стать во взрослой жизни и почему?
Календарно-тематическое планирование работы исторического кружка «Патриот».
Кол. час | Дата проведения | Тема | Ключевые понятия | Форма проведения |
2 | Тема № 1.Вводное занятие. Составление примерного тематического планирования Самостоятельная работа. Анкетирование учащихся. Творческая работа. Оформление уголка исторического кружка. | Беседа. Заполнение анкеты учащимися. | ||
4 | Тема № 2.Страницы истории. Название и символы нашей страны. Моя страна в прошлом и настоящем. Наш край как составная часть нашей Родины. Самостоятельная работа. Государственные символы России. Флаг и герб. Творческая работа. Изготовление государственных символов России. | Родина. РФ. Республика. Демократия. Суверенитет. | Эвристическая беседа. Самостоятельная работа: «Государственные символы РФ. Флаг и герб». | |
4 | Тема № 3. Древнейшие люди нашей страны, нашего края и их занятия. О чем говорят археологические раскопки в Северо-Восточной Руси? Практическая работа. Бережное отношение к памятникам истории и культуры России и Тульского края. Самостоятельная работа. История племен, проживающих на территории Древней Руси и России. | Наскальная живопись. Гунны. Хазары. Печенеги. Половцы. Археология. | Сообщения учащихся. Работа с документами. Работа с интернет-ресурсами. | |
6 | Тема № 4. История основания Заокского района и д. Русятино Тульской области. Достопримечательности Заокского района. Самостоятельная работа. Подборка материалов о музеях Заокского района Тульской области. Практическая работа. Интересные люди Тульской области или Заокского района. | Музей. Архив. Библиотека. Периодика. | Работа с дополнительной литературой. Работа в библиотеке. | |
6 | Тема № 5.»Наш областной город». История основания г. Тулы. Архитектурные памятники г. Тулы. Музеи и театры г. Тулы. Экскурсия в Тульский кремль( по возможности) или заочная экскурсия в Тульский кремль. Самостоятельная работа. Быт и обычаи русского народа. | Архитектура. Музей. Театр. Экскурсия. Тульский кремль. | Экскурсия. Самостоятельная работа. | |
4 | Тема № 6. Быт и обычаи населения России и нашего края. Самостоятельная работа. Быт, обычаи, традиции русского народа. Творческая работа. Выставка материалов, собранных членами исторического кружка. | Быт. Обычаи. Традиции. | Конкурс на тему: «Знатоки нашей истории» | |
4 | Тема № 7. «Отчизны верные сыны». Герои нашей Родины. Наши земляки – участники афганской войны. Самостоятельная работа. Поиск информации о людях, принимавших участие в военных действиях в Афганистане. Практическая работа. Оформление стенда о войне в Афганистане. | Отчизна. Долг. Мужество. Честь. Патриот. Сепаратизм. Терроризм. | Самостоятельная работа. Практическая работа. Урок мужества. | |
8 | Тема № 8. Наша страна в годы Великой Отечественной войны. Мой край в годы Великой Отечественной войны. Участники ВОВ – наши земляки. Экскурсия по Залу Боевой Славы в школе. Самостоятельная работа. Написать сочинение о ветеранах ВОВ, проживающих на территории д. Русятино или Заокского района Тульской области. Практическая работа. Оформление поздравительной открытки для ветеранов ВОВ. | Подвиг. Долг. Честь. Свобода. Отчизна. Отечественная война. Память. Тыл. | Самостоятельная работа. Практическая работа. Просмотр фильма «От Кремля до Берлина». | |
6 | Тема № 9. «Отзовись фотография». История нашей школы. Традиции нашей школы. Ветераны педагогического труда. Самостоятельная работа. Изучение истории и традиций нашей школы. Практическая работа. Сбор информации об учителях - ветеранах нашей школы. | Традиции. Ветераны. Педагоги. Учителя. Профессия. Трудолюбие. Ответственность. | Беседа. Практикум: знакомство с учителями - ветеранами нашей школы. | |
4 | Тема № 10. Я – гражданин. Моя страна, мой край, моя деревня сегодня. Самостоятельная работа. Изучение материалов местной периодической печати за определенный период. Практическая работа. Написать сочинение на тему: «Моя страна, мой край, моя деревня сегодня». | Гражданин. Долг. Активная жизненная позиция. | Проведение «круглого стола» с приглашением администрации школы. | |
14 | Тема № 11. Моя Родина. Автобусные и заочные экскурсии по историческим местам и музеям России и Тульского края: «Исторический музей в Москве», «Мавзолей В.И. Ленина»,«Поле Куликово», «Ясная Поляна», «Музей Поленова», «Музей Вс.Ф. Руднева», «Музей А.Т. Болотова». Практическая работа. Сочинение на тему: «Роль музеев в воспитании молодого поколения страны». | Археология. Мавзолей. | Автобусные и заочные экскурсии. | |
4 2 | Тема № 12. Экологическая обстановка в России, в Тульском регионе. Практическая работа. Сбор материалов по экологической обстановке в России и в Тульском регионе. Самостоятельная работа. Написать сочинение на тему: «Экологическая обстановка в России». Тема № 13. Заключительное занятие. Подведение итогов работы исторического кружка. Практическая работа. Подготовка открытого мероприятия по теме: «Моя Родина, моя деревня, мой дом». Творческий отчет членов исторического кружка по теме: «Страницы истории моей страны». | Экология. Атмосфера. Биосфера. Родина. «Малая родина».Отчий дом. | Практическая работа. Самостоятельная работа. Практическая работа. Творческий отчет. |
Список литературы.
- Закон РФ «Об образовании» от 26.12.12 г.
- «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.»
№ 17-56-р от 29.12. 2001 г.
- Постановление Правительства РФ от 11.07.05 г. № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг.»
- Память сердца. Документы участников ВОВ (1941-1945 гг.) г. Тула. 2000г.
- «Московский кремль». г. Москва. 2000 г.
- «Тульские древности»(энциклопедический словарь – справочник). В.В. Богуславский. Издательство «Русский лексикон». Тула. 1995 г.
- «Милее края нет!» ( из истории земли Заокской). 1994 г.
- История Тульского края. Приокское книжное издательство. Тула. 2007 г.
- Край наш Тульский. Тула. Издательский Дом «Пересвет». 2002 г.
- История Тульского края. И.Афремов. Приокское книжное издательство. 2002 г.
- История Тульской области. В.В. Пеньков. (Пособие по краеведению). Тула. Издательский Дом «Пересвет». 2003 г.