Внеурочная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                Методическая разработка

                                                                           Кочетова М.А., Заболотнева Е.И.

                                  Тема: «13 городов отважных»

Цель: Формирование у школьников патриотической позиции, воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

Задачи: 1. Расширить круг знаний о событиях Великой Отечественной войны, познакомить с  городами-героями.

                2. Развивать умения самостоятельно добывать информацию посредством сети Интернет.

                3. Развивать коммуникативную компетенцию у младших школьников в условиях        организации учебного коммуникативного пространства.

Ресурсы:  Интернет-ресурсы, презентация, фото.

        Ход  игры.

 I этап. Организационный

II этап. Подготовительная работа.

             Звучит песня «Священная война» В. И. Лебедев-Кумач, А. В. Александров

  1. Вступительная беседа о ВОВ, о городах- героях.

Кто такой герой? Какими качествами должен обладать герой? Только ли человек может быть героем? Да, война стоила нашему народу большой крови, но победили мы именно благодаря патриотизму, самоотверженности, героизму наших солдат, защищавших не Сталина, не коммунистическую партию, а свой дом, своих детей и матерей, свою землю. Они исполнили древнюю заповедь, данную еще Александром Невским: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля!» Десятки, сотни городов в годы Великой Отечественной стали местами ожесточенных сражений, местами массового героизма людей. 13 городов стали городами-героями.

Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по городам-героям, вспомним их героическое прошлое, сделаем зарубки в своей памяти.

2.Постановка проблемы.

Перед вами стихотворение с пропущенными названиями городов- героев. Выполнив все задания, вы сможете узнать, какие города были удостоены звания «города-героя». Затем восстановите стихотворение и отметьте на карте города-герои.

Деление на группы.

Группа «Архивариусов» будет заниматься изучением документами, фото.

Группе «Шифровальщиков» предлагается разгадать кроссворды.

Группа  «Математиков» решит примеры.

Группа «Следопытов» найдет сведения городах и отметит города на карте, названия которых вы узнали.

Каждое название города-героя необходимо внести в стихотворение.

(Обучающие делятся по интересам)

III этап. Проведение игры

Задания для группы «Архивариусов»

По описанию, фотографиям определить в каком городе-герое происходит событие.

Приложение 1.  Презентация.

Задание для группы «Шифровальщики».

Пройдите по ссылке, разгадайте кроссворды и узнайте название городов-героев

  1. http://puzzlecup.com/?guess=091B257B4B40B5B4
  2. http://puzzlecup.com/?guess=D3C69BEB79F7BA5D
  3. http://puzzlecup.com/crossword-ru/?guess=652C0F0E74807AE3

Задание для группы «Математиков».

Решите примеры и узнаете названия городов-героев.

Приложение 2.

Задание для группы «Следопытов»

В соответствии с планом составьте рассказ о  битвах, повлиявших на ход войны. Например, Сталинградская битва, битва за Москву.

        План.  (Приложение 3.)

  1. Название битвы.
  2. Дата сражения (когда началось и закончилось)
  3. Назвать имя героя, и какой подвиг он совершил.
  4. В каком году присвоено звание города – героя?

На карте флажком отметьте все города – герои.  (Приложение 4.)

По ходу выполнения заданий восстанавливается стихотворение.             (Приложение 5)

IV этап.  Итог. Рефлексия.

Что нового вы узнали?

Легко ли было работать в группах?

С какими трудностями вы столкнулись?

Сегодня вы узнали о городах-героях. Но есть города Воинской Славы. Жители этих городов также проявили во время ВОВ стойкость, героизм.  Эту информацию вы найдете на страницах Интернета, библиотеках. Во время путешествия мы словно перелистали героические страницы Великой Отечественной войны. Нам нельзя забывать, что за нашу сегодняшнюю жизнь была заплачена огромная цена. Мы должны помнить своих героев. Ибо народ, который забыл свое прошлое, не имеет будущего. Предлагаю почтить память погибших за свободу нашей Родины минутой молчания.

Дети встают.

Прошу садиться.

Ребята, приближается Праздник Победы. Этот праздник очень дорог нашему народу. Не только в городах-героях, но и на всей территории нашей страны шла великая битва против фашизма, битва за жизнь, за свободу нашей Родины. Участников сражений почти не осталось в живых. Но живы еще люди, у которых война отобрала детство. Сейчас это пожилые люди, ветераны. Они живут с нами рядом и нуждаются в нашем внимании и уважении. Не забудьте поздравить их с Днем Победы, вручить цветы, открытки, георгиевские ленточки. Эти люди достойно и честно прожили свою жизнь.



Предварительный просмотр:

                                                                                       Приложение 1.

 1. Этот город  расположен на юго-западе Крымского полуострова.   Площадь составляет 1079 км².

В окрестностях города расположена Байдарская долина. Она окружена кольцом горных вершин, покрытых лиственным и хвойным лесом. В центре долины располагается огромное искусственное озеро – Чернореченское водохранилище. В Байдарской долине берет начало  Чернореченский  каньон – самое длинное  ущелье в Крыму. Его протяженность более 12 км. По дну каньона, у самой реки проходит удобная пешеходная тропа. Самой живописной смотровой площадкой является скальный уступ в центральной части каньона, где ущелье делает крутой разворот, образуя возвышающийся над окружающей территорией мыс, поросший густым туманом.

  2. Это – город-порт на северо-западном побережье Черного моря. Это третий по величине город Украины после Киева и Харькова, главный промышленный, культурный, транспортный, научный и курортный центр Северного Причерноморья. Город был основан Екатериной II в 1794 году, когда русская императрица решила, что стране нужен порт на Черном море для расширения связей с Европой. Когда – то  на этом месте   располагалось древнегреческое поселение, затем здесь жили крымские татары. Их сменили турки-османы, основавшие крепость Хаджибей, которая была захвачена русскими войсками в 1789году.

3.  Название этого города  до 1917 — Рома́нов-на-Му́рмане) — город на северо-западе России, Население — 299 148[2] чел. (2014).

_____________  — крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Город находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря. Один из крупнейших портов России.

За оборону от немецких войск в годы Великой Отечественной войны городу  6 мая 1985 года присвоено звание Города-героя. Награждён орденом Ленинаорденом Отечественной войны I степениорденом Трудового Красного Знамени и медалью «Золотая Звезда».





Предварительный просмотр:

               Приложение  2

1.Вставьте получившиеся ответы в порядке убывания.

       После оставления города  регулярными частями Красной Армии по приказу Ставки Верховного Главнокомандования, жителями города было организовано сопротивление захватчикам. За время оккупации подпольщиками были ликвидированы тысячи солдат германской регулярной армии, взорваны и выведены из строя более         автомобилей, пущено под откос           поездов, разгромлено         военных складов, пущено ко дну 

          катеров и паромов, спасено от угона в рабство более 8 тысяч киевлян.

                                 

Е – (24884-24875) х 2 =        К – 9000:18 =

   И – 6460:340 =        В – 13395:893 =

                                         

2. Решите примеры и расшифруйте названия городов-героев.

Р – 250 + 700        Й – 92040 х 30

Н – 880 : 44 х 9                             О – 100 000 - 9766

К – 70040 х 70        В – 556262 + 7898

И – 18520 : 5        С – (70 – 8 х 8) х 1

180

90234

564160

90234

950

90234

6

6

3704

2761200

4902800

3. Решите примеры и расшифруйте названия городов-героев.

С – 2730 : 3        Е – 500600 - 21504

О – 51800 : 7         Л – 5584800 - 600

Н – 36083 + 568         К – 8003 х 700

М – 480 х 345

910

165600

7400

9308

479096

36651

910

5602100



Предварительный просмотр:

                                                                                          Приложение 3.

                                            План.                                        

  1. Название битвы.
  2. Дата сражения (когда началось и закончилось)
  3. Назвать имя героя, и какой подвиг он совершил.
  4. В каком году присвоено звание города – героя?



Предварительный просмотр:

                        Приложение 5.

О городах-героях

13 городов отважных,

Они под натиском врагов

Сумели выстоять однажды

И к жизни возродились вновь.

Вы их запомните, ребята!

Нельзя об этом забывать.

Герои! Города-солдаты

Смогли Отчизну отстоять!

Год сорок первый...В синем небе

На самолётах чёрный крест.

Врагам навстречу встал он первым-

Бесстрашный город-крепость __________.

По Белоруссии героям –

За обелиском обелиск…

Был сдан врагам, но отвоёван

Назад войсками город __________.

_______, Российская столица.

Наполеону покориться

Ты не смогла, сгорев в огне.

И вот теперь на много дней

В осаде немцев. Но солдаты

Вот так же точно, как когда-то

Спасли ее и  как -  всегда,

Сияет над Кремлём звезда!

Идут бои, но ясно нам –

Фашизм уже трещит по швам!

Фашистам страшен этот треск –

Ведь выстоял в боях ___________!

А украинская столица –

Великий______! Сколько горя

Здесь в каждой улочке таится!

Ты жил, боролся в этой боли!

Как море Чёрное спешили

Фашисты называть своим!

И новые войска вводили,

Чтоб покорить упрямый Крым.

Враги неслись, как чёрный смерч,

Но на пути преградой ___________!

И не помог военный опыт

Не покорился ________________!

Вновь изверги пошли на риск-

Завоевать ______________.

Не вышло! В Чёрном море нашем

Сражались моряки бесстрашно!

Как черноморская принцесса

Манила Гитлера ____________.

Всё было – танки, мины, бомбы,

Но воевали катакомбы!

Зима. По Ладоге дорога

Одна на всех через блокаду.

Их выжило совсем немного,

Детей и взрослых _____________.

Курган Мамаев, степи, Волга.

За каждый дом сражались долго.

Пуль, бомб летел смертельный град.

Но стал героем ________________!

И к северных морей границам

Врагам не удалось пробиться!

Им ____________ преградил пути.

Фашистам дальше не пройти!

А сколько было дел в тылу!

Мы победили потому,

Что  встали дети у станков

Что беженцам давали кров

В далёких сёлах, городах,

Чтобы забыли люди страх.

Что женщины пахали, жали,

На фронт посылки посылали.

И кузницей страны была,

Вооружение дала,

Солдат одела и обула

Наш арсенал Российский – __________!

13 городов отважных,

Они под натиском врагов

Сумели выстоять однажды

И к жизни возродились вновь.

У каждого своё значенье.

Где фронт, где тыл, но все они

Вели к Победе, к завершенью

В Берлине мировой войны!

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОРОДА – ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ


Предварительный просмотр:

                                                  "Мы внуки твои, Победа!"

                                                                                               Кочетова М.А., Заболотнева Е.И.

Цели:

– формировать у обучающихся патриотические чувства и представление о героизме народа во время ВОВ, воспитывать любовь к своей стране, своему краю, городу;

–  обобщить и расширить знания обучающихся об истории ВОВ;

– воспитывать такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, переживших ВОВ или погибших на полях сражениях;

– закладывать в детские души уважение к современному российским воинам, надежным защитникам Отечества, воспитывать желание, став взрослым стать на защиту своей страны, своего народа.

Задачи:

– познакомить  обучающихся с фактами военных лет о своих близких;

– обогащать словарный запас, познакомиться с музыкальными произведениями военных лет;

– дать представление обучающимся о том, что народ помнит и чтит память героев ВОВ, в честь их слагают песни, стихи, возводят памятники.

 Звучит песня «Воюет взвод» (клип) (Приложение1)

Кино идет –

Воюет взвод.

Далёкий год

На плёнке старой.

Нелёгкий путь –

Ещё чуть-чуть

И догорят

Войны пожары.

Счастливый май!..

Любимый край,

Своих солдат

Встречай скорее!

От ран, обид

Земля дрожит.

Теплом души

Её согреем!

Припев:

И всё о той весне

Увидел я во сне.

Пришёл рассвет

И миру улыбнулся, –

Что вьюга отмела,

Что верба расцвела

И прадед мой с войны

домой вернулся!..

В лихом бою,

В чужом краю

Пусть берегут

Любовь и вера,

Чтоб больше их

Пришло живых –

И рядовых,

И офицеров.

Придут весной,

Как прадед мой,

И в дом родной

Откроют двери.

Я помню свет

Далёких лет.

В свою страну

Я буду верить!

Припев.  

  1. Нас с вами не было на свете,

Когда весной, давным – давно,

Весть о великой о Победе

Влетала в каждое окно!

  1. И кто – то верил:

 Вот вернется с войны героем сын и брат…

 А кто – то знал,

 Что не проснется уснувший вечным сном солдат.

  1. Сколько павших в этой войне,

Не пришедших к победной весне,

Сколько вас, жар войны испытавших,

Свою жизнь за свободу отдавших!

  1. Победа! Славный сорок пятый!

Друзья, оглянемся назад!

Из сорок первого ребята

Сегодня с нами говорят.

Мы слышим их. Они близки

Своим наследием прямым.

Они для нас – не обелиски,

Они – сегодняшние мы.

  1. Сегодня будет день воспоминаний

И в сердце тесно от высоких слов.

Сегодня будет день напоминаний

О подвигах и доблести дедов.

Сударушка Песня 40 – х годов. (Живое исполнение)

  1. Июнь…. Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

     7.    Июнь… Тогда ещё не знали мы

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45 – м. в мае.

     8.   Казалось, было холодно цветам,

            И от росы они слегка поблекли.

           Зарю, что шла по травам и кустам,

            Обшарили немецкие бинокли.

     9.    Такою все дышало тишиной,

            Что вся земля ещё спала, казалось,

            Кто знал, что между миром и войной

            Всего, каких – то пять минут осталось!

Сударушка «Вставай страна огромная!» (Живое исполнение)

10.

Мы, правнуки войны, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев отдавших свою жизнь за наше будущее. Никогда не забудем тех. Кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений. Обещаем упорно учиться, созидать, трудиться, чтобы быть достойными нашей великой родины, нашего героического народа.

11. Стелются черные тучи,
Молнии в небе снуют.
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют.
С бандой фашистов сразиться
Смелых Отчизна зовет.
Смелого пуля боится,

Смелого штык не берет.

Ринулись ввысь самолеты,
Двинулся танковый строй.
С песней пехотные роты
Вышли за Родину в бой.
Песня — крылатая птица —
Смелых скликает в поход.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.

Славой бессмертной покроем
В битвах свои имена.
Только отважным героям
Радость победы дана.
Смелый к победе стремится,
Смелым дорога вперед.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.

12.  Рассказ 1 «З» класс (Приложение2)

Сударушка

13. Рассказы 2 «А» (Приложение3)

14.

Многие советские города подвергались длительной осаде фашистов. Но доблестные воины Красной армии вместе с мирными жителями до последней капли крови защищали эти города и все – таки отстояли их. Сейчас такие города носят почетное звание городов – героев.

15. 13 городов отважных,

     Они под натиском врагов

     Сумели выстоять однажды

     И к жизни возродились вновь.

     Вы их запомните, ребята!

     Нельзя об этом забывать.

     Герои! Города – солдаты

     Смогли Отчизну отстоять!

Песня «Города – герои».

16. Рассказы 3 «З» класса (Приложение 4)

  1. Пусть дни войны тянулись очень долго,

Пусть быстро мчались мирные года.

Победы под Москвой, под Курском и на Волге

История запомнит навсегда.

       Пусть Вы сейчас отцы и деды,

       Виски посеребрила седина.

       Вовек Вам не забыть весну Победы,

       Тот, день, когда закончилась война.

Сударушка «Журавли» (Живое исполнение)

Учитель1:

Война была. Тому доказательство – живые участники войны и вдовы участников войны, пережившие эту страшную войну.  26 миллионов погибших. Представляете, что это значит? Это значит – 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвертый житель страны погиб.

Учитель 2:

Я прошу всех встать, чтобы почтить память тех, которые  погибли в годы Великой Отечественной войны,  чьи родные и близкие были в тылу, работали на трудовом фронте, голодали, подвергались лишениям в годы войны.  Почтим их память минутой молчания.

17.

Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
Жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем
Будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какой ценой завоевано счастье.
Пожалуйста, помните!

Сударушка «Весна 45 – го года» (Живое исполнение)

  1.  Был солдат на бывалой войне,

       На дорогах обожженной планеты.

       Он сначала видел только во сне

       День Победы.

  1. Отступал он и в атаку ходил

Превозмог все ранения и беды.

Был готов он жизнь отдать за один

День Победы!

  1. И ни разу – ни слезинки из глаз.

Он усталости и страха не ведал.

А заплакал он единственный раз –

В День Победы!

21.  Война закончилась. И пушки замолчали,

       И годы сгладили великую беду,

       И мы живём. И мы опять весну встречаем,

       Встречаем День Победы, лучший день в году.

Танец

Учитель:  

70 лет прошло  со дня Победы. Теперь в рядах защитников Родины стоят сыновья и внуки наши. Они верны героическим традициям нашей армии, нашего народа. И каждый раз, когда того требуют интересы безопасности страны, защиты мира, наш воин предстает как воин-патриот, воин-интернационалист и бесстрашно повторяет подвиги дедов и отцов.



22.Метеорит живет мгновенье,
   
Сгорая в душной синеве,
   
Его отвесное паденье
   
Сквозь смерть направлено к земле.
   
И я готов, летя сквозь годы
   
Метеоритом в синей мгле,
   
Сгореть, сжигая все невзгоды,
   
Во имя жизни на земле.


23. Прошла война, прошла страда,
     
Но боль взывает к людям:
     
Давайте, люди, никогда
     
Об этом не забудем.

24.
Пусть память верную о ней
     
Хранят, об этой муке
   
И дети нынешних детей,
   
И наших внуков внуки.

Песня Дети мира

Сл.Виктора Ударцева 

1. Мы – дети Мира,

Мы - дети Солнца,

Мы - дети Земли.

Мишенью в тире,

В прицеле взрослых

Мы быть не должны!

Мы – дети Света,

Мы – дети Лета,

Любви и Добра,

А не заложники, чей то

Глупости и Зла!

Припев:

Мы – дети Любви,

Мы – дети Земли,

Мы – дети твои,

Мы - Дети,

А значит, все взрослые думать должны

О завтрашнем дне на планете.

2. Мы – дети Счастья,

Мы - дети разных

Твоих городов.

Пусть будет сказка

Пусть будет праздник,

Пусть будет любовь!

Пусть сердце настежь

Открыто наше

Для светлой мечты

Эй, взрослые,

Дети Земли выбирают

Мир без войны!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мигунов Александр Петрович

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шемякина Ангелина Ивановна

Слайд 2

Иванова Павлина Ивановна

Слайд 3

Будников Степан Иванович