Шишова Светлана Генриховна

Статья  "Музыкальная одаренность детей" раскрывает общие понятия "одаренности" и "музыкальных способностей" детей. 

Музыкально одаренные дети - это особая категория детей, требующая не просто, профессиональный, а творческий  подход педагога в работе с ними.  Важную роль в развитии музыкальной одаренности детей играют их родители. В статье определены педагогические условия развития детской музыкальной одаренности и методы работы педагога в работе с данной категорией детей.

Музыкальная одаренность детей

Музыкальная одаренность - это совокупность специальных музыкальных способностей ребенка.  его творческих и личностных качеств..

В толковом словаре В.Даля «способный» определяется, как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный». Способный здесь фактически понимается как умелый. Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности. Говоря о способностях, подчеркивают возможность человека что-то делать, а, говоря о таланте, подчеркивается прирожденный характер данного качества (одаренность) человека.

 Вместе с тем и способности, и одаренность проявляются в успешности деятельности. Каждый человек рождается с определенными задатками , которые дают возможности для развития способностей, но еще не гарантируют появление и развитие тех или иных способностей. Способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут.

Под основными музыкальными способностями подразумеваются обычно следующие три:

  • музыкальный слух,
  •  чувство ритма
  • музыкальная память.

Музыкальная одаренность включает в себя:

  • наличие музыкальных способностей
  • наличие музыкальности - особая восприимчивость ребенка к звучащей  музыке и повышенной впечатлительности от нее;
  • музыкальное творчество (исполнительская деятельность, композиторская  деятельность, театрализация и т.д.)
  • музыкальное воображение и перевоплощение;
  • музыкальный интеллект;
  • взаимодействие музыкальных  способностей (музыкальное мышление и музыкальная фантазия, способность дифференцировать и запоминать музыку, наличие специфически тонкого слуха  и т.д.).

Музыкальная одаренность проявляется у детей уже на первом году жизни :

появляется эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальная впечатлительность и активность, двигательные реакции на музыкальный ритм, предпочтение одного музыкального произведения другому, попытки пения.

Задача родителей на этом этапе - вовремя заметить музыкальные способности  ребенка и  направить его развитие в нужном направлении.

Если в детском возрасте музыкальная одаренность только обнаруживает себя, то в юношеском - обращает на себя внимание индивидуальностью музыкального самопроявления.

Музыкальная одаренность детей может быть:

  1. четко направленной: вокальная, исполнительская, инструментальная;
  2. яркой, открытой - видна сразу;
  3. скрытой - может быть сразу не заметной, раскрывающейся постепенно;

Музыкально одаренные дети в школе видны сразу: они проявляют особый интерес к музыке, имеют свои музыкальные предпочтения; они эмоционально восприимчивы к музыке, а  в исполнительской деятельности (вокальной , инструментальной и т.д.) ярко выделяются своими музыкальными способностями ( сильным голосом, чистотой интонирования и т.д.)

Очень важно на уроках и во внеурочное время создавать самые благоприятные условия для мотивации к творчеству, развитию музыкальных способностей, к поисковой и исследовательской деятельности у детей.

В условиях Второго поколения ФГОС стала возможной реализация развития музыкально одаренность детей во внеурочной деятельности.

Именно во внеурочной деятельности :

  • максимально разнообразно представлены возможности для развития личности
  • совместная деятельность ребенка и педагога при минимальном участии педагога
  • выбор самим учащимся помощи
  • индивидуализация и дифференциация обучения
  • создаются широкие возможности для всесторонней диагностики музыкальных, творческих и личностных характеристик каждого ребенка.

В процессе занятий огромную роль играет воспитательная работа, направленная на формирование личности, которая будет развивать собственные способности. Опираясь на нравственные идеи добра и зла, на  воспитание патриотических чувств в ребенке, педагог должен воспитывать, также, открытость, искренность, самостоятельность, творческую активность, понимание того, что музыкальное творчество  - это труд, сопряженный ,порой, с неудачами, и только проявление воли, преодоление трудностей и дальнейшее совершенствование могут привезти к успеху.

В работе с одаренными детьми огромную роль в формировании творческих способностей ребенка играют родители.

К сожалению, есть категория родителей, которые узнав об одаренности своего ребенка не хотят брать на себя лишние хлопоты.

Также, существуют амбициозные родители, которые, узнав о музыкальной одаренности ребенка, возводят его на "пьедестал".

Родители - "максималисты", если узнают, что их  юному дарованию не суждено стать профессиональным музыкантом, прекращают занятия музыкой с ребенком.

Конечно, есть и объективные родители, которые взвешенно относятся к обучению своих детей, оказывают им серьезную поддержку во всех их начинаниях.

В свой коллектив ОДОД, объединение эстрадного вокала, я набираю не только детей с музыкальными способностями, но и всех желающих. Важно так построить работу, чтобы каждый ребенок, пришедший на занятия, смог найти наиболее доступный на данном этапе и интересный ему вид деятельности. Обязательно должна присутствовать атмосфера доброжелательности и взаимопомощи. Для каждого ребенка главное - успешность, поэтому необходимо постоянно давать положительную оценку его деятельности. Дети должны постоянно ощущать поддержку педагога, сотрудничать с ним. Несмотря на то, что занятия предполагаются групповые, я обязательно занимаюсь индивидуально с каждым ребенком, - независимо от уровня его способностей. Это позволяет выявить и наиболее точно провести диагностику музыкальных способностей ребенка, а также проводить работу по их развитию, выявить его музыкальные предпочтения, мотивировать  как к исполнительской деятельности, так и к познавательной и исследовательской, повысить их самооценку.

Не редко дети, не отличающиеся особыми музыкальными способностями, своим трудолюбием и старанием  добивались тех же высоких результатов на конкурсах разного уровня, что и яркие, музыкально одаренные дети.

Бездарных детей не бывает! Нужно вовремя заметить детскую одаренность и максимально развивать ее дальше; постоянно двигаться вперед,  не останавливаясь на достигнутом.

 

 

 

 

Добавить запись

Защита от спам-роботов