« Добро и зло в русских народных сказках »

Давыдова Елена Александровна

« Добро  и  зло  в  русских  народных  сказках »

   Народ столетиями создавал произведения устного народного творчества, закладывая в них народную мудрость, свои надежды и стремления. Народные сказки – это и развлечение, которое скрашивало долгие вечера; это и уроки, каким должен быть человек; это и стремление к справедливости.

  А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

    Слушая  сказки, каждый  сразу же решает для себя, что такое хорошо, а что такое плохо, и стремится подражать добрым героям.

    Так формируются понятия:  добро и зло.
Каждый человек по-своему понимает, что такое добро и что такое зло.

Поэтому автор в одной сказке делал злым героем мачеху, в другой – царя  или соседа, в третьей - Бабу-ягу, Змея или Кощея, ориентируясь либо на свое  мнение, либо  на   слушателей.     В жизни не всегда торжествовала справедливость, поэтому люди и выдумывали с         Люди сочинили много пословиц и поговорок про добро и зло. Вот  некоторые из них:

ü За добро злом не платят.

ü От добра худа, не бывает.

ü Добрая слава бежит, а худая летит.

ü При солнце тепло, а при матери добро.

ü Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

ü За добро добром и платят.

ü Не ищи красоты, ищи доброты.

                       Доброта - это хорошее качество человека

 

                      Злость – это плохое качество человека

 

   Как же изображал народ эти два понятия: добро и зло? Все герои сказки строго подразделяются на положительных и отрицательных. Положительные герои: Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная,  Марья Моревна  и  другие – всегда наделены прежде всего внешней красотой, которая порой скрыта в начале сказки. Таков  Иванушка-дурачок.  Все смеются над  этим героем, старшие  братья  открыто издеваются.  Но  Иванушка-дурачок  лучше  братьев справляется с поручением отца, потому что у него есть ответственность за порученное дело. Он наблюдателен, наделен смекалкой и храбростью. И поэтому в награду получает прекрасную царевну и полцарства в придачу.

 

Иван-царевич также изображался народом умным и смелым, добрым и отзывчивым. Потому и приходят к нему на помощь силы природы, позволяя справиться с трудными задачами, возникшими на его пути

Женские образы в сказках наделены невероятной красотой, что «ни в сказке сказать, ни пером описать».   Они мудры и трудолюбивы, заботливы и добры. Поэтому к ним на выручку всегда   приходят умные, смелые и прекрасные герои.

 

         Не всегда Баба-яга представляет собой зло, иногда она является дарительницей какого-либо предмета, либо даёт мудрый совет: так герой получает от неё клубок, который ведёт его к цели, либо чудесного коня, который быстро доставляет его на место. Много чудес знает Баба-яга. В  сказке  «Поди, туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»  Баба-яга,  мать Марьи-царевны, помогает Андрею-стрелку,  своему зятю,  выполнить задание царя. В этой сказке она добрая героиня. 

 

  Змей Горыныч  и  Кощей  в  русских  народных  сказках представляют собой зло. Змей убивает людей, губит красивых девушек. Кощей хитёр, коварен и очень корыстен.

                                          ПАМЯТКА

 КАК СТАТЬ ХОРОШИМ И ДОБРЫМ ЧЕЛОВЕКОМ.

Ø Старайся видеть в людях прежде всего хорошее и доброе! От этого все  окружающие  становятся симпатичнее и добрее!

Ø Будь добрым к людям!

Ø Учись добру у добрых!

Ø Не бойся предлагать помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь тем, кто попал в беду, слабым, больным.

Ø Не причиняя зла, добрей становишься!

 

 

СПАСИБО ЗА  ВНИМАНИЕ!                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_i_zlo_v_russkih_narodnyh_skazkah.docx2.77 МБ

Предварительный просмотр: