План по самообразованию «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда"
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда"
Должность: воспитатель
ФИО: Фасхиева Рушания Юсуповна
Образование: средне- специальное
Когда начата работа над темой: сентябрь 2015 г.
Когда предполагается закончить работу над темой: май 2020 г.
Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.
Актуальность темы
«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А. Сухомлинский
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Задачи самообразования:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста.
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.
3. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования
4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Основные вопросы, намеченные для изучения:
1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, пальчиковый театр, использование монтессори-пособий.
2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.
3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.
Ожидаемый результат.
Средняя группа.
- Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
- Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
- Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
- Научатся видеть необычное в обычных предметах
- Разовьют мелкую моторику рук.
Старшая группа
- Овладеют различными приемами преобразования материалов.
- Освоят обобщенные способы работы.
- Разовьют познавательные, конструктивные способности.
- Разовьют интерес к результату и качеству поделки.
Подготовительная группа
- Разовьется поисковая деятельность.
- Освоят умение анализировать поделку.
- Сформируется положительное отношение к труду.
- Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
- Подготовится рука к письму.
Методы и приёмы работы:
- пальчиковые гимнастики;
- изготовление дидактических игр, шнуровок;
- использование нестандартного счетного материала;
- использование нетрадиционных техник рисование;
- лепка из пластилина и соленого теста;
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов.
Перспективный план самообразования
I этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ 2015 – 2020 учебный год |
|
Мероприятия | Срок выполнения |
Подбор и изучение научно - методической литературы: Список литературы 1. Лазаренко О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений, Издание: Айрис-Пресс 2012 2. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики» 3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. 4. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г. 5. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г. 6. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г. 7. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003; 8. Электронные ресурсы 9. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.baby2000.ru/um/motorika.html 10. Андреева Р.П., “Расписные самоделки”, Издательский дом “Литера”, Санкт - Петербург, 2000 г.; 11. Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.; 12. Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г.; 13. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.) 14. Демина И.П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г.; 15. “Делаем сами” - ежемесячный журнал; 16. “Дошкольное воспитание” - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.; 17. Кошелев В.М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г.; 18. Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с. 19. Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г.; 20. Литвиненко В.М., Аксенов М.В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кристалл”, Санкт - Петербург, 1999 г.; 21. Машинистов В.Г., Романина В.И. “Дидактический материал по трудовому обучению”, М: “Просвещение”, 1991 г.; 22. Рябкова И.А., Дюрлюкова О.А. «Художественно-творческая деятельность. Оригами.Волгоград: «Учитель», 2010г.
Разработка и отбор игровых и дидактических материалов по ручному труду для развития мелкой моторики воспитанников. Ø 1. Подготовка дидактического материала по проекту «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук) 2. Картотека игр по мелкой моторике ; Ø 3. Составление картотеки книг, статей из журналов; 4. Создание наглядных пособий, игр; 5. Пополнение материалов.
Разработка перспективного планирования по ручному труду в средней группе | Сентябрь 2015 – май 2020 г
Ноябрь 2015 год
2015 – 2020г
2015 – 2020г
Сентябрь 2015 |
II этап РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ 2015 – 2020 учебный год |
|
Мероприятия | Сроки выполнения |
Проведение мониторинга на начало года
I Работа с детьми
Этапы работы
Первый этап - средняя группа. 1. Игры с пальчиками 2. Работа с бумагой. Аппликация. 3. Составление узоров из цветных ниток на фланелеграфе. 4. «Мозаика» - придумай симметричный узор. 5. Обучение шнуровке. 6. Работа с природным материалом. Второй этап - старшая группа: 1. Знакомство с различными видами ткани. 2. Аппликация из ткани. 3. Бумажная пластика 4. Декоративное плетение. 5. Работа с картоном. 6. Работа с соленым тестом.
Третий этап - подготовительная группа. 1. Изготовление поделок из конусов и цилиндров, 2. Изготовление поделок из природного материала; 3. Изготовление поделок способом Оригами 4. Изготовление поделок из бумаги, разделенной на сектора, склеивание конусов. 5. Знакомство с ручными стежками и пришивание пуговиц. 6. Плетение из полосок бумаги.
Проведение мониторинга на конец года
II Работа с родителями · Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников» · Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста» · Консультация для родителей «Пальчиками играем – стихи повторяем» · Изготовление папки-передвижки «Ум ребенка на кончиках пальцев» · Посещение родителями НОД.
· Родительски собрания «Развитие мелкой моторики»; "Развитие мелкой моторики в повседневной жизни детей" Презентация; «Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребёнка к школе»; «Развитие мелкой моторики рук-как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению».
· Фотовыставки «Гимнастика для пальчиков для девочек и мальчиков» (работа педагогов с детьми); «Руки – не для скуки», · Практикумы для родителей «Играем с пальчиками – развиваем речь»; «Пальцы помогают говорить». · Оформление информационных стендов для родителей по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда
III Организационно-педагогическая работа
1. Консультация для педагогов ДОУ «Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»; Ø 2. Продолжение изучения новинок методической литературы по теме самообразования; 3. Оформление памяток для коллег и родителей по развитию мелкой моторики 4. Консультации для педагогов: «Развитие мелкой моторики рук в продуктивной деятельности, как условие успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста» «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда" «Развитие мелкой моторики руки посредством пластилинографии у старших дошкольников» Ø 5. Презентация для педагогов на тему: «Волшебные ручки» 6. Семинар-практикум для педагогов «Большие возможности мелкой моторики» 7. Посещение городских методических объединений по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда; Ø 8. Выступление по итогам работы и обмену опытом. Ø | Сентябрь 2015 – 2020 г
В течении 2015 - 2020 учебных годов
2015 – 2016г Сентябрь –май
2016-2017 Сентябрь –май
2017-2019 Сентябрь –май
Май 2016 – 2020г
Сентябрь 2015г.
Октябрь 2015г.
Ноябрь 2015г.
Декабрь 2015
В течении 2015-202 гг.
Февраль 2016-2020гг.
В течении 2015-2020 гг.
В течении 2-15-2020гг.
2016-2019гг.
В течении 2015-2020 гг.
Ноябрь 2016г.
Апрель 2017г.
ноябрь 2019г.
Февраль 2016г.
Февраль 2017г.
|
III этап КОНТРОЛЬНО – ИТОГОВЫЙ 2015 – 2020 учебный год |
|
Мероприятия | Сроки выполнения |
1. Самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
2. Планирование деятельности и перспектив развития
3. Размещение своих разработок на педагогических сайтах и участие в интернет- конкурсах педагогического мастерства. 4. Отчёт о реализации программы по самообразованию на педсовете: № 4 2015 – 2016 учебного года № 4 2016 – 2017 учебного года № 4 2017 – 2018 учебного года № 4 2018 – 2019 учебного года № 4 2019- 2020 учебного года | Май 2015 - 2020 г
Сентябрь 2015 - 2020 г В течении года
Май 2016г Май 2017г Май 2018г Май 2019г Май 2020г |
Практические выходы 2015-2016 учебный год:
1.Открытый показ
Тема:"Снеговик "
2. Подгоовка (Принятие, участие, проведение)семинара.
Выступление на семинаре-практикуме "Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развтитии дошкольников" на базе МБДОУ №13 НМР РТ.
3.Проведение мастер-классов для педагогов.
Тема: "Игры для развития мелкой моторики"
4. Оформление папки-передвижки.
Тема: "Игрушки для развития мелкой моторики рук дошкольников"
5. Фотовыставка.
Тема: "Подарок маме"
6.Оформление сборника консультаций для родителей.
Тема:"Крупнаяя польза мелкой моторики"
7. Проект.
Тема: "Чудеса из бумаги"
8. Отчет о проделанной работе за учебный год.
Практические выходы 2016-2017 учебный год:
1.Открытый показ
Тема:"Волшебные ручки- барашек "
2. Подгоовка (Принятие, участие, проведение)семинара.
Выступление из опыта работы "Использование дидактических игр для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования"
3.Проведение мастер-классов для педагогов.
Тема: "Кукольный театр своими руками"
4. Оформление папки-передвижки.
Тема: "Ум ребенка на кончиках пальцев"
5. Фотовыставка.
Тема: "Скоро Новый год"
6.Оформление сборника консультаций для родителей.
Тема:"Крупная польза мелкой моторики"
7. Проект.
Тема: "Волшебная мастерская"
8. Отчет о проделанной работе за учебный год.
Практические выходы 2017-2018 учебный год:
1.Открытый показ
Тема: «Крокодил Гена и Чебурашка» из природного материала» для педагогов и студентов ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж» на базе МБДОУ №12. "
2. Подгоовка (Принятие, участие, проведение)семинара.
Выступление «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ» на семинаре-практикуме «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ по ФГОС» для педагогов дошкольных образовательных учреждений на базе МБДОУ №75
3.Проведение мастер-классов для педагогов.
Тема: "Оригами-цветок для мамы"
4. Оформление папки-передвижки.
Тема: "Пальчиковая гимнастика"
5. Фотовыставка.
Тема: "Веселая мастерская"
6.Оформление сборника консультаций для родителей.
Тема:"Творчество в деском возрасте"
7. Проект.
Тема: "Развитие творчество дошкольников через ручной труд"
8. Отчет о проделанной работе за учебный год.
Практические выходы 2019-2020 учебный год:
1.Открытый показ
Тема:""
2. Подгоовка (Принятие, участие, проведение)семинара.
3.Проведение мастер-классов для педагогов.
Тема: ""
4. Оформление папки-передвижки.
Тема: ""
5. Фотовыставка.
Тема: ""
6.Оформление сборника консультаций для родителей.
Тема:""
7. Проект.
Тема: ""
8. Отчет о проделанной работе за учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_1.docx | 28.16 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда"
Должность: воспитатель
ФИО: Фасхиева Рушания Юсуповна
Образование: средне- специальное
Когда начата работа над темой: сентябрь 2015 г.
Когда предполагается закончить работу над темой: май 2018 г.
Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.
Актуальность темы
«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А. Сухомлинский
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Задачи самообразования:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста.
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.
3. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования
4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Основные вопросы, намеченные для изучения:
1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, пальчиковый театр, использование монтессори-пособий.
2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.
3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.
Ожидаемый результат.
Средняя группа.
- Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
- Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
- Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
- Научатся видеть необычное в обычных предметах
- Разовьют мелкую моторику рук.
Старшая группа
- Овладеют различными приемами преобразования материалов.
- Освоят обобщенные способы работы.
- Разовьют познавательные, конструктивные способности.
- Разовьют интерес к результату и качеству поделки.
Подготовительная группа
- Разовьется поисковая деятельность.
- Освоят умение анализировать поделку.
- Сформируется положительное отношение к труду.
- Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
- Подготовится рука к письму.
Методы и приёмы работы:
- пальчиковые гимнастики;
- изготовление дидактических игр, шнуровок;
- использование нестандартного счетного материала;
- использование нетрадиционных техник рисование;
- лепка из пластилина и соленого теста;
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов.
Перспективный план самообразования
I этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ 2015 – 2018 учебный год | |
Мероприятия | Срок выполнения |
Подбор и изучение научно - методической литературы: Список литературы
Разработка и отбор игровых и дидактических материалов по ручному труду для развития мелкой моторики воспитанников.
2. Картотека игр по мелкой моторике ;
4. Создание наглядных пособий, игр; 5. Пополнение материалов. Разработка перспективного планирования по ручному труду в средней группе | Сентябрь 2015 – май 2018 г Ноябрь 2015 год
2015 – 2018г 2015 – 2018г Сентябрь 2015 |
II этап РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ 2015 – 2018 учебный год | |
Мероприятия | Сроки выполнения |
Проведение мониторинга на начало года I Работа с детьми
Этапы работы Первый этап - средняя группа.
Второй этап - старшая группа: 1. Знакомство с различными видами ткани. 2. Аппликация из ткани. 3. Бумажная пластика 4. Декоративное плетение. 5. Работа с картоном. 6. Работа с соленым тестом. Третий этап - подготовительная группа. 1. Изготовление поделок из конусов и цилиндров, 2. Изготовление поделок из природного материала; 3. Изготовление поделок способом Оригами 4. Изготовление поделок из бумаги, разделенной на сектора, склеивание конусов. 5. Знакомство с ручными стежками и пришивание пуговиц. 6. Плетение из полосок бумаги. Проведение мониторинга на конец года II Работа с родителями
"Развитие мелкой моторики в повседневной жизни детей" Презентация; «Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребёнка к школе»; «Развитие мелкой моторики рук-как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению».
«Руки – не для скуки»,
«Играем с пальчиками – развиваем речь»; «Пальцы помогают говорить».
III Организационно-педагогическая работа 1. Консультация для педагогов ДОУ «Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»;
3. Оформление памяток для коллег и родителей по развитию мелкой моторики 4. Консультации для педагогов: «Развитие мелкой моторики рук в продуктивной деятельности, как условие успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста» «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда" «Развитие мелкой моторики руки посредством пластилинографии у старших дошкольников»
6. Семинар-практикум для педагогов «Большие возможности мелкой моторики» 7. Посещение городских методических объединений по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда;
| Сентябрь 2015 – 2018 г В течении 2015 - 2018 учебных годов 2015 – 2016г Сентябрь –май 2016-2017 Сентябрь –май 2017-2018 Сентябрь –май Май 2016 – 2018г Сентябрь 2015г. Октябрь 2015г. Ноябрь 2015г. Декабрь 2015 В течении 2015-2018 гг. Февраль 2016-2018гг. В течении 2015-2018 гг. В течении 2-15-2018гг. 2016-2018гг. В течении 2015-2018 гг. Ноябрь 2016г. Апрель 2017г. Ноябрь 2018г. Февраль 2016г. Февраль 2017г. |
III этап КОНТРОЛЬНО – ИТОГОВЫЙ 2015 – 2018 учебный год | |
Мероприятия | Сроки выполнения |
1. Самоанализ и самооценка НОД в своей группе; 2. Планирование деятельности и перспектив развития 3. Размещение своих разработок на педагогических сайтах и участие в интернет- конкурсах педагогического мастерства. 4. Отчёт о реализации программы по самообразованию на педсовете: № 4 2015 – 2016 учебного года № 4 2016 – 2017 учебного года № 4 2017 – 2018 учебного года № 4 2018 – 2019 учебного года | Май 2015 - 2018 г Сентябрь 2015 - 2018 г В течении года Май 2016г Май 2017г Май 2018г Май 2019г |