Подготовка к экзамену (9класс)
Предварительный просмотр:
Рекомендации по оцениванию ответа выпускника на вопросы экзаменационных билетов
Рекомендуется полный ответ за все три вопроса билета оценивать по 10-балльной системе.
За устный ответ максимальный балл – 4 балла,
за выполнение экспериментального задания – 4 балла,
за решение задачи – 2 балла.
Рекомендации по оцениванию ответов на теоретические вопросы
Баллы за теоретические вопросы выставляются аттестационной комиссией на основе поэлементного анализа ответа учащегося с учетом требований к знаниям и умениям той программы, по которой обучались выпускники, а также структурных элементов тех видов знаний, которые включены в теоретический вопрос. В каждом вопросе выделено четыре примерно одинаковых по содержательному наполнению дидактические единицы. За каждую из единиц выставляется 1 балл, если учащийся в своем ответе осветил все элементы, которые относятся к обязательным результатам обучения.
Ниже приведены обобщенные планы основных элементов физических знаний, в которых знаком * обозначены те элементы, которые можно считать обязательными результатами обучения.
Физическое явление
| Физическая величина
|
Физический опыт
| Физический закон
|
Рекомендации по оцениванию экспериментальных заданий
Полное и правильное выполнение экспериментального задания рекомендуется оценивать в 4 балла, которые выставляются за выполнение отдельных этапов в зависимости от типа задания. Все типы экспериментальных заданий разделены на четыре этапа, выполнение каждого этапа оценивается в 1 балл. При отсутствии каких-либо этапов или неверного их выполнения снимается соответствующее количество баллов.
Ниже приводятся обобщенные критерии оценивания для каждого из типов экспериментальных заданий, включенных в комплект билетов.
1. Проведение прямых измерений физических величин и расчет по полученным данным зависимого от них параметра
Критерии оценки выполнения задания | Баллы | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
Итого | 4 балла |
2. Исследование зависимости одной физической величины от другой и построение графика полученной зависимости
Критерии оценки выполнения задания | Баллы | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
Итого | 4 балла |
3. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними)
Критерии оценки выполнения задания | Баллы | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
Итого | 4 балла |
4. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по выявлению факторов, влияющих на их протекание
Критерии оценки выполнения задания | Баллы |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
Итого | 4 балла |
Рекомендации по оцениванию расчетных задач
Решение расчетных задач оценивается на основе обобщенных критериев оценки выполнения задания, которые приведены ниже. Максимальный балл за решение расчетной задачи – 2 балла
Условие задачи | ||
Образец возможного решения | ||
Критерии оценки выполнения задания | Баллы | |
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) верно записано краткое условие задачи, при необходимости сделан рисунок, записана формула, применение которой необходимо для решения задачи выбранным способом; 2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. 3) При устной беседе учащийся демонстрирует понимание физических процессов или явлений, описанных в условии задачи. | 2 | |
1. Представлено правильное решение, но допущена одна из перечисленных ниже ошибок, которая привела к неверному числовому ответу: — в записи краткого условия задачи, схеме или рисунке; ИЛИ — в арифметических вычислениях; ИЛИ — при переводе единиц физической величины; ИЛИ — при использовании справочных табличных данных; ИЛИ —в математическом преобразовании исходной формулы. | 1 | |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла ИЛИ Случай, когда ученик не приступал к решению. | 0 |
Примеры оценивания расчетных задач
Пример 1 (билет №15)
Два бруска, связанные нитью, движутся под действием горизонтальной силы F , модуль которой равен 10 Н (рис. ). Масса каждого бруска равна m. Трением пренебрегаем. Чему равен модуль силы, действующей на брусок А со стороны нити? F А В Ответ: 5 Н. | ||
Образец возможного решения (рисунок не обязателен) | ||
Модуль ускорения, сообщаемого силой F двум брускам, определяется вторым законом Ньютона и равно: . Применив второй закон Ньютона к бруску А, получим искомое значение силы, действующей на брусок А со стороны нити: . Подставив числовые данные получим: = 5 Н | ||
Критерии оценки выполнения задания | Баллы | |
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении —второй закон Ньютона); 2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями). | 2 | |
Представлено правильное решение, но допущена одна из перечисленных ниже ошибок, которая привела к неверному числовому ответу: — в записи краткого условия задачи, схеме или рисунке; ИЛИ — в арифметических вычислениях; ИЛИ —в математическом преобразовании исходной формулы. | 1 | |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла. ИЛИ ученик не приступил к решению задачи | 0 |
Пример 2. (Билет № 8)
3. Как изменится сила тока, протекающая через проводник, если увеличить в 2 раза напряжение на его концах, а длину проводника уменьшить в 2 раза?. | ||
Образец возможного решения (рисунок не обязателен) | ||
Согласно закону Ома для участка электрической цепи: . Сопротивление участка цепи можно рассчитать по формуле: , Исходя из этого, сила тока может быть найдена из выражения: . Увеличение в 2 раза напряжения приведет к увеличению в 2 раза силы тока, а уменьшение в 2 раза длины проводника, приводит также к увеличению силы тока в 2 раза. Следовательно, сила тока увеличится в 4 раза. находится между фокусным и двойным фокусным расстоянием. | ||
Критерии оценки выполнения задания | Баллы | |
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении – закон Ома и зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления); 2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями). | 2 | |
Представлено правильное решение, но допущена одна из перечисленных ниже ошибок, которая привела к неверному числовому ответу: — в записи краткого условия задачи, схеме или рисунке; ИЛИ — в математических вычислениях; ИЛИ —в математическом преобразовании исходной формулы. | 1 | |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла. ИЛИ ученик не приступил к решению задачи | 0 |
Пример 3. (Билет № 19)
3. Предмет находится на расстоянии 0,5 м от собирающей линзы с фокусным расстоянием равным 0,3 м. Каким будет изображение этого предмета, полученного с помощью линзы? Построение хода лучей обязательно. .. | ||
Образец возможного решения | ||
Предмет находится между фокусным и двойным фокусным расстоянием. Проведено построение хода лучей, из которого следует, что изображение предмета является действительным, увеличенным и перевернутым. | ||
Критерии оценки выполнения задания | Баллы | |
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) определено положение предмета относительно линзы; 2) построен ход лучей в собирающей линзе; 3) дана полная характеристика изображения, полученного с помощью линзы.. | 2 | |
В решении содержится ошибка в нахождении положения предмета относительно линзы ИЛИ - не представлен ход лучей через линзу ИЛИ - представлена неполная характеристика изображения, полученного с помощью линзы. | 1 | |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла. ИЛИ - ученик не приступил к решению задачи | 0 |
***
Перевод полученных учащимся баллов за выполнение каждого из заданий билета в пятибалльную шкалу осуществляется с учетом следующих рекомендаций:
- Оценка «отлично» выставляется в том случае, если учащийся получил 8-10 баллов. При этом он должен продемонстрировать высокий уровень знаний и умений по всем трем вопросам билета, набрав не менее 3 баллов за теоретический вопрос, не менее 3 баллов за выполнение экспериментального задания и правильно решить предложенную задачу.
- Оценка «хорошо» выставляется при условии получения аттестуемым 6-7 баллов. При этом он должен показать понимание основного содержания всех трех вопросов билета, набрав не менее 3 баллов за теоретический вопрос, не менее 2 баллов за выполнение экспериментального задания и не менее 1 балла за решение задачи.
- Оценка «удовлетворительно» выставляется при получении 4-5 баллов. При этом учащийся должен показать владение основным содержанием не менее чем по двум вопросам билета. Например, набрав 2 балла за теоретический вопрос и решив задачу или частично выполнив экспериментальное задание.