"Игры с песком как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья"
Значение игр с песком для развития детей с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №20 Московского района Санкт-Петербурга
Статья «Игры с песком как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
Составил: воспитатель Голубцова Л.Б.
Санкт-Петербург
«Игры с песком как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
С древних времён известен способ развития и самотерапии ребёнка-это игра с песком. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Особенно это актуально для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. Ребёнок выступает в игре с песком как созидатель-Один жизненный сюжет, меняет другой. Многократное переживание этого ощущения способствует душевному равновесию, позитивно влияет на эмоциональное самочувствие, является прекрасным средством саморазвития ребёнка. Дети с интеллектуальной недостаточностью часто не могут выразить свои переживания, страхи. «Мир» песка полностью передаёт переживания ребёнка. Песок и вода, как естественные природные материалы, обладают уникальными свойствами и способностью вызывать образы определённого характера, которыми не обладают другие материалы. Песок создаёт своеобразный мост между ребёнком и взрослым. Он позволяет проявиться тому, что прежде подавлялось или было неизвестным. Иногда при этом проявляются очень глубокие эмоции. Песок развивает творческие способности детей с О.В.З. Они узнают, как меняются свойства песка в зависимости от изменения внешних воздействий. Осваивают такие понятия как количество и счёт, цвет и форма, а так же развивают целый спектр умений и способностей. У детей с О.В.З. развиваются познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь и моторика. Опыт показывает, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей с интеллектуальной недостаточностью. Игры с песком показаны всем, но особенно они полезны детям с проблемами в развитии. Эти игры для таких детей являются естественными, они их любят и не боятся. В коррекционной работе знакомство с песком начинается с тактильных ощущений, появляющихся от взаимодействия с песком. Следующий шаг, учит детей оставлять отпечатки рук, различных геометрических форм, что способствует лучшему запоминанию сенсорных эталонов. Параллельно с этим можно использовать упражнения с песком, направленные на развитее мелкой моторики. Это может быть перетирание песка между пальцами (самомассаж), зарывание рук, встряхивание рук, и многое другое: просеивание, рисование. Как только дети научились манипуляциям с песком можно перейти к более сложным играм, таким как:
- «Печём куличики».
- «Откопай разгадку».
- «Угадай, что спрятано» и т. д.
Игры с песком сопровождают рассказами, потешками, песенками, загадками. Для развития и обучения используем следующие игры.
Этап прикосновений и игр на поверхности песка.
Цели-снижение психофизического напряжения, мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения.
«Здравствуй, песок!», «Песочный дождик», «Песочный ветер», «Необыкновенные следы».
Дидактические игры-упражнения
Цели-установление закономерностей, развитие и расширение представлений ребёнка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека. Развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; понятие «верх-низ». Закрепление знаний о сенсорных эталонах, пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти. Развитие зрительного и тактильного восприятия. Развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.
«Узоры на песке», «Мы создаём мир», «Мы едем в гости», «Песочные строители», «Кто к нам приходил», «Узоры на песке».
Этап игр и упражнений с погружением рук в песок
Цели-развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса. Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
«Откопай отгадку», «Песочные прятки» и т.д.
Таким образом, игры с песком являются одной из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому нужно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях, где в ограниченной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт взрослых. Любая конфликтная ситуация проигранная в песке станет жизненным опытом самого ребёнка, который он будет использовать в дальнейшем.
Литература:
1.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПБ.: Детство-Пресс, 2002.
2.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. СПБ.: Речь, 2002.
3.Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПБ.: Питер,2001.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №20 Московского района Санкт-Петербурга
Статья «Игры с песком как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
Составил: воспитатель Голубцова Л.Б.
Санкт-Петербург
«Игры с песком как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
С древних времён известен способ развития и самотерапии ребёнка-это игра с песком. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Особенно это актуально для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. Ребёнок выступает в игре с песком как созидатель-Один жизненный сюжет, меняет другой. Многократное переживание этого ощущения способствует душевному равновесию, позитивно влияет на эмоциональное самочувствие, является прекрасным средством саморазвития ребёнка. Дети с интеллектуальной недостаточностью часто не могут выразить свои переживания, страхи. «Мир» песка полностью передаёт переживания ребёнка. Песок и вода, как естественные природные материалы, обладают уникальными свойствами и способностью вызывать образы определённого характера, которыми не обладают другие материалы. Песок создаёт своеобразный мост между ребёнком и взрослым. Он позволяет проявиться тому, что прежде подавлялось или было неизвестным. Иногда при этом проявляются очень глубокие эмоции. Песок развивает творческие способности детей с О.В.З. Они узнают, как меняются свойства песка в зависимости от изменения внешних воздействий. Осваивают такие понятия как количество и счёт, цвет и форма, а так же развивают целый спектр умений и способностей. У детей с О.В.З. развиваются познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь и моторика. Опыт показывает, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей с интеллектуальной недостаточностью. Игры с песком показаны всем, но особенно они полезны детям с проблемами в развитии. Эти игры для таких детей являются естественными, они их любят и не боятся. В коррекционной работе знакомство с песком начинается с тактильных ощущений, появляющихся от взаимодействия с песком. Следующий шаг, учит детей оставлять отпечатки рук, различных геометрических форм, что способствует лучшему запоминанию сенсорных эталонов. Параллельно с этим можно использовать упражнения с песком, направленные на развитее мелкой моторики. Это может быть перетирание песка между пальцами (самомассаж), зарывание рук, встряхивание рук, и многое другое: просеивание, рисование. Как только дети научились манипуляциям с песком можно перейти к более сложным играм, таким как:
- «Печём куличики».
- «Откопай разгадку».
- «Угадай, что спрятано» и т. д.
Игры с песком сопровождают рассказами, потешками, песенками, загадками. Для развития и обучения используем следующие игры.
Этап прикосновений и игр на поверхности песка.
Цели-снижение психофизического напряжения, мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения.
«Здравствуй, песок!», «Песочный дождик», «Песочный ветер», «Необыкновенные следы».
Дидактические игры-упражнения
Цели-установление закономерностей, развитие и расширение представлений ребёнка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека. Развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; понятие «верх-низ». Закрепление знаний о сенсорных эталонах, пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти. Развитие зрительного и тактильного восприятия. Развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.
«Узоры на песке», «Мы создаём мир», «Мы едем в гости», «Песочные строители», «Кто к нам приходил», «Узоры на песке».
Этап игр и упражнений с погружением рук в песок
Цели-развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса. Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
«Откопай отгадку», «Песочные прятки» и т.д.
Таким образом, игры с песком являются одной из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому нужно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях, где в ограниченной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт взрослых. Любая конфликтная ситуация проигранная в песке станет жизненным опытом самого ребёнка, который он будет использовать в дальнейшем.
Литература:
1.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПБ.: Детство-Пресс, 2002.
2.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. СПБ.: Речь, 2002.
3.Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПБ.: Питер,2001.