Новости
Предварительный просмотр:
Итоги 2016 года в сфере образования и планы Минобрнауки на будущее
01 февраля 2017 г. 0
В конце января Глава Минобрнауки России Ольга Васильева приняла участие в пресс-конференции ТАСС, где подвела итоги 2016 года и рассказала о планах на будущее. Предлагаем вам ознакомиться с основной информацией, озвученной министром.
Немного статистики
На сегодняшний день в образовательных учреждениях различных ступеней проходят обучение около 30 000 000 человек, а именно:
- 7 000 000 дошкольников;
- 15 000 000 школьников;
- 2 500 000 учащихся средних профессиональных учреждений;
- 5 000 000 студентов ВУЗов.
При этом число педагогов по всем учреждениям составляет порядка 5 000 000 человек.
В прошлом году на нужды образования из бюджета было выделено 541 миллиард рублей. Планируется, что в 2017 году эта цифра возрастет до 595 миллиардов рублей. Отметим, что министр образования пообещала использовать эти средства как можно эффективнее.
Дошкольное образование
По словам О. Васильевой, на сегодняшний день местами в учреждениях дошкольного образования обеспечено 100% детей. Исключение составляют всего лишь 5 регионов, где этот показатель составляет 95%.
Работают альтернативные центры помощи и поддержки родителей дошкольников, где на бесплатной основе оказывают психолого-педагогическую помочь родителям в вопросах воспитания детей. По данным Минобрнауки на конец 2016 года в России функционировала 9,5 тысяч таких центров.
Сейчас родительская плата за содержание ребенка в детском саду в среднем по России составляет 1900 рублей в месяц. Министр напомнила, что само дошкольное образование бесплатно, а доплата со стороны родителей необходима для того, чтобы обеспечивать максимально качественный уход за детьми во время их пребывания в дошкольном учреждении.
Школа
Говоря о школах, Ольга Васильева в первую очередь упомянула о том, что подвластное ей министерство активно занимается наполнением содержания текущих стандартов, в которых должно быть четко прописано, какой объем знаний обязан получить ребенок по окончанию каждого класса, и, соответственно, при выходе из школы. Сегодня по уже обновленным федеральным образовательным стандартам обучаются дети с 1 по 6 класс, а в 2017 году по ним будут учиться и 7 классы.
В апреле 2017 года планируется проведение Всероссийских проверочных работ в 4, 5, 7 и 11 классах по необязательным на ЕГЭ предметам. Глава Минобрнауки подчеркнула, что давно пора прекратить "натаскивание" школьников по определенным дисциплинам, и регулярное проведение ВПР будет способствовать всестороннему развитию подрастающего поколения.
Уже сегодня министерство разрабатывает общую программу системы подготовки кадров. Туда будет входить не только аттестация учителей (предметная и психолого-педагогическая), но и обязательное повышение квалификации с учетом новых образовательных стандартов и профессионального стандарта педагога.
Среди наиболее важных задач, стоящих перед Минобрнауки в ближайшие несколько лет, самой насущной Ольга Васильева назвала строительство новых школ. По ее словам, большинство школьных зданий были построены более 50-60 лет тому назад и нуждаются, как минимум, в реконструкции. Кроме того, уже имеющихся помещений явно не хватает: из-за недостатка школьных помещений в некоторых регионах дети вынуждены обучаться в третью смену. К слову, в 2016 году было построено 92 школы.
Внимание акцентировалось и на необходимости возврата в школы профориентации. Ведь практика знакомства учеников с профессиями, которые востребованы в регионах, успешно реализуется в других странах.
Высшее образование
Ольга Васильева назвала три основных параметра, которым должно соответствовать российское высшее образование: доступность, качество и практичность.
Если говорить о доступности, то ожидается, что в 2017 году на 100 выпускников придется 57 бюджетных мест, из них 46% будет отдано инженерным специальностям.
В этом году начнет осуществляться целевое обучение, когда заключается трехсторонний договор между ВУЗом, студентом и организацией, которая этого студента посылает на учебу. Таким образом, ВУЗ будет выступать гарантом, организация обеспечивать социальную помощь студенту, который по окончанию обучения должен будет отработать не меньше 3 лет по целевому набору.
К критериям мониторинга качества образования будет добавлена зарплата преподавателей ВУЗов. Постепенно будет обеспечиваться ее повышение. Стоит отметить, что помимо этого в приоритете Минобрнауки стоит формирование качественной образовательной программы по педагогическому направлению.
Будет продолжаться поддержка программы по созданию опорных университетов. Ожидается, что опорные ВУЗы будут выполнять функции своеобразных флагманов в своих регионах, где каждый такой университет станет центром экономической, социальной и культурной среды. Сейчас их 11, а к концу 2017 года уже должно быть 30.
Зарплаты учителей
Еще одним приоритетным направлением работы Минобрнауки Ольга Васильева назвала контроль за выплатой зарплат работникам сферы образования. Была озвучена средняя зарплата педагогов по России за 2016 год:
- воспитатели дошкольных учреждений – 26,4 рублей;
- учителя – 32,6 рублей;
- преподаватели колледжей – 29 тысяч;
- преподаватели ВУЗов – 54 тысячи рублей.
Министр образования напомнила, что педагоги, которым задерживают зарплату, не просто могут, а должны сообщать о подобных случаях. Сделать это можно по телефону горячей линии по вопросам оплаты труда, который несложно найти на официальном сайте Минобрнауки.
Дети с ОВЗ
В 2016 году в образовательных организациях количество детей с ОВЗ увеличилось на 4,5%. Инклюзивное обучение применяется в 20% школ, где дети с ОВЗ проходят обучение в обычных классах.
В детских садах и школах начнут появляться помощники (тьюторы) учителя, которые будут помогать педагогам в работе с детьми с ОВЗ. Это позволит набирать в классы большее количество таких детей.
Вместо заключения
Озвученные Ольгой Васильевой на пресс-конференции планы на будущее позволяют надеяться, что министерство образования имеет перед собой четкие цели и готово к их реализации. Хочется верить, что в самое ближайшее время Минобрнауки на деле докажет, что оно способно совершенствовать и внедрять образовательные стандарты, отвечающие современным реалиям, поддерживать педагогов на государственном уровне, улучшать дошкольное альтернативное образование, строить новые школы, реализовывать программы инклюзивного образования, а также обеспечивать доступность и качество высшего образования.