Разработки уроков

Представлены разработки открытых и рабочих уроков по программе " Начальная школа" 21 века.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения.

Тема: Л.Н. Толстой «Косточка».

Класс 1

Программа «Начальная школа 21 века»

Цели:

Образовательные: познакомить с произведением «Косточка», определить идею рассказа, совершенствовать навык чтения детьми.

Развивающие: развивать внимание, слуховую и зрительную память, процессы мышления (анализировать текст, умение делать выводы), сообразительность, умение достаточно полно и осмысленно отвечать на поставленные вопросы, воспринимать текст на слух.

 Воспитательные: воспитывать честность, ответственность за свои поступки, чувство уважения к своим родным, отрицательное отношение ко лжи.

Планируемые результаты:

Предметные: понимают  смысл произведения, определяют жанр.

Метапредметные:

Познавательные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осознано строят речевые высказывания в устной форме, владеют техникой чтения,

Регулятивные -  развивать навыки  контроля, самоконтроля, прогнозирования.

Коммуникативные – умеют формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные – проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, оценивают свои и чужие поступки.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация, карточки со словами, толковый словарь Ожегова.12 человек по 4 в группе- 3 группы

Ход урока:

І. Оргмомент. Психологический настрой.

Сейчас  я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча – глазами. Вы при этом постарайтесь глазками показать, какое у вас сегодня настроение. Садитесь.

II. Упражнение в скорочтении.

 Актуализация знаний и формулирование темы и задач урока.

- Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку.

Дружно фрукты созревают,

Жарким солнышком согретые,

Созревая надевают

Платья тёмно-фиолетовые.

Что это за фрукты? ( сливы)

- Какие ещё фрукты знаете. Как много, молодцы.

- Положите перед собой  белый  лист с текстом. Сейчас мы прочитаем его, но необычно. Начнём чтение по моему сигналу, скажу стоп - вы отмечаете галочкой место, где остановились.

  Приготовились . Начали. Стоп. Отмечаем галочкой, где остановились. Теперь всё сначала. Начали читать. Стоп. Отметили. Кто прочитал больше на 3 слова во 2 раз? на 2 слова? Рада за вас. О чём вы прочитали? Что узнали о сливах?

 Отложили листы.

Ребятки, сегодня к уроку я подготовила выставку книг, которые я очень любила читать в детстве.  Посмотрите ( либо слайд, либо живые??)

Книги, какого писателя вы видите? ( Л. Толстой). Л.Н. Толстой – знаменитый детский писатель, учитель.

- Может вы уже читали какие-то его  произведения?

- Подумайте, с  каким произведением может  быть связана наша отгадка.

( в случае затруднения , что есть у слив?)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

 ( Л. Толстой Косточка)

- Какие учебные задачи поставите для себя на уроке? Помогут вам слова подсказки. Продолжите предложения.

( на слайде ……познакомиться с новым произведением

……..научиться  рассуждать о прочитанном

узнать…..что автор хотел донести до читателя)

 Обобщаю.

- Прочитайте ещё раз название. Как вы думаете, о чём это произведение?

- Подтвердятся ли наши предположения, узнаем после прослушивания записи с произведением.

  III. Первичное восприятие текста. Словарная работа.

Хочу обратить внимание на то, что в произведении встретятся устаревшие слова, которые сейчас мы не говорим.

- А где можно узнать значение любого слова? К какому словарю обратитесь?

( к толковому словарю)

- Прочитает значение слова по словарю…………?

Показ слайда с изображением горницы.

( слайд)

-  Приготовились слушать.

( включаю ролик)

- Что вы прослушали, назовите жанр произведения.

- Подтвердились ли ваши предположения по содержанию произведения?

- Какую учебную задачу выполнили? (познакомились с рассказом)

 ФИЗМИНУТКА.

Теперь у нас есть возможность прочитать рассказ в учебнике.

 Читают жужжащим чтением.

IY.Работа над текстом.

А) тесты с самопроверкой

- Проверим, кто  же был самым внимательным. Для этого   переверните листочек с текстом о сливах. Возьмите листочек. Сейчас я задам вопросы, а вы, если отвечаете на вопрос да, ставите напротив цифры +, если отвечаете нет -.

1.Главный герой рассказа Петя? ( -)

2.Мальчик взял без разрешения сливы? (+)

3. В семье был один ребёнок?( -)

4. Мальчик выбросил косточку за окошко?(+)

Проверьте себя по слайду. Похлопайте в ладоши, кто ответил верно. Вы очень внимательные. ( Кто допустил ошибку ?)

Б) беседа

-Итак, ребята, кто же в рассказе главный герой?

– Он вам понравился?

– Как вы думаете, Ваня знал, что сливы есть нельзя без разрешения?

– Почему же он съел сливу? Ответьте  словами автора.( никогда не пробовал, очень хотелось)

– Вы обратили внимание, как Л.Н. Толстой показывает нам, что Ване хотелось слив?

Прочитайте.

Д е т и: «Ваня никогда не ел слив и все нюхал их.  И очень они ему нравились.  Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив».

- Зачем автор несколько раз повторяет одну и ту же мысль?

Д е т и: Толстой показывает, что Ване очень сильно хотелось слив. Ваня думал, что если сливы понюхать, будет не так хотеться. Наверное, Ваня думал, что походит-походит и ему перехочется. А на самом деле захотелось еще больше. Ваня боролся с собой. Ваня знал, что сливы брать нельзя, но не удержался и взял, не справился с собой.  

– Как вы считаете Ване слива понравилась? Он распробовал вкус слив? Получил удовольствие? Почему? (докажите словами автора)

Д е т и: Нет, он ничего не успел.

-  Почему?  Ответ  подтвердите   словами автора.

        Д е т и: Схватил! Проглотил! «… схватил одну сливу и съел».

-Как повёл себя папа ,узнав о пропаже?  Зачем отец завел за столом этот разговор?

        Д е т и: Чтобы Ваня сам признался, чтобы он оставался честным.

- Какой был папа? (мудрый, не стал ругать)

-Почему Ваня не признался сразу? (Стыдно было, испугался)

 - Почему потом признался ( испугался за свою жизнь, понял, что о нём волнуются, лучше признаться)

В) Образ семьи.

– Теперь я приглашаю вас в гости. Представим, что мы в семье у Вани, собрались за обеденным столом.

– Как вы думаете, кто сидел за обеденным столом?

– Мы можем точно сказать, сколько человек  в семье у Вани?

– Давайте договоримся, что у Вани  были брат и сестра.

Попробуйте разыграть ситуацию (надо выяснить, кто съел сливу), но изменим концовку, представим, что произошло, если бы Ваня сразу сказал правду.

Папа у нас будет-

Мамой у нас –

 Ваней-

Братом Вани, сестрой Вани.

( разыгрывают ситуацию) Молодцы.

– Что можете сказать о семье Вани? ( дружная, любящая)

Г) Работа с пословицами. Игра « Собери листочки».

Вы , наверное заметили, у нас в комнате разбросаны листочки. Первый ряд ( группа)  соберите зелёные листочки, 2 ряд- синии,3 ряд- красные.

( собирают) Ребята, что написано на листочках.( Слова)

 Соберите слова так, чтобы у вас получилась пословица.

( собирают)

Прочитайте 1 ряд  пословицу ( открываю слайд с пословицей)

2 ряд - ( слайд)

3 ряд – ( слайд)

 На слайде  - Вся семья вместе, так и душа на месте.

Добрая семья прибавит разума-ума. 

Дерево держится корнями, а человек семьей.

–  О чём эти пословицы. Какая пословица  больше подходит к  Ваниной  семье. Почему?

- Ребята, скажите, а вы  когда-нибудь в своей жизни совершали поступок, за который вам было стыдно, вы краснели как Ваня? - Как вы себя при этом чувствовали?

–  Ка вы думаете,  зачем Л.Н.Толстой написал «Косточку»?

        (Д е т и: Нет, Ваня – главный герой, а рассказ о дружной семье, где все любят и уважают друг друга.

        Д е т и: Наверное, чтобы мы поняли, что надо любить и понимать других, что надо уметь прощать._

- Какую учебную задачу выполнили?

-Сейчас, послушайте, задачу. Да, да, на уроке  чтения задача.

В 1 классе 12 мальчиков и девочек. Все они  сегодня на уроке говорили, о том, что нужно отвечать за свои поступки, о том, что обманывать нельзя. Сколько же детей этого класса будут честными, добрыми?

Y/ Итог урока. Рефлексия.

А теперь вернёмся к началу урока. Всё мы сделали, что запланировали? (проверка целей урока) Прошу оценить свою работу на уроке.

Если на уроке было легко, у вас всё получилось   вы решили поставленные для себя на уроке задачи -  положите на тарелку фиолетовую (зрелую) сливу.

Если  были затруднения, не всё получилось – жёлтую сливу.

Если было трудно работать, с задачей на уроке не справились  – зелёную( незрелую).  (Слайд)

(Анализируют собственную деятельность на уроке)

Почему  ты так себя оценил?

Кого вы бы похвалили за работу на уроке?

Упражнение « Комплименты». Повернитесь к соседу и скажите за, что вы бы похвалили его на уроке. Пожелайте ему дальнейших успехов.

 Я думаю, у всех всё получится.

Прочитайте, что я вам приготовила.

 Умницы погладьте себя по головке.

 Умники похлопайте в ладоши.

Спасибо за урок. Урок окончен.

Приложение.

Сливовое дерево растет у многих на даче или во дворе собственного дома, оно может быть размерами  до 5 метров. Внутри  плода находится косточка. Ближайшей  роднёй сливы считают персики, абрикосы, вишни.

Плоды могут быть величиной, как с перепелиное яичко, так и достигать размеров кулака ребенка, в зависимости от сорта.

Сегодня выведены сорта сливы с желтыми, фиолетовыми, синими, красными и зелеными плодами.

Цветет слива весной, параллельно с ростом листиков, цветы у нее душистые, белого или розового цвета.

Источники:

  1. Ефросинина Л. А. Литературное чтение, 1кл. Вентана – Граф, 2012 г.
  2. Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие. – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012.

3.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/04/10/ln-tolstoy-kostochka



Предварительный просмотр:

Урок чтения.

Тема урока: В. Драгунский   «Заколдованная буква».

Класс 1 а

Учитель: Тимофеева Л.В.

1. Образовательные: совершенствование навыков   выразительного, осознанного чтения, учить понимать и чувствовать язык произведения;

2. Развивающие: развивать умение анализировать эмоциональное  состояние героев, умение  ориентироваться в тексте, развивать интерес к чтению художественной литературы;

3. Воспитательные: воспитывать культуру речи, способствовать нравственному воспитанию  учащихся, воспитание взаимопонимания и уважения  к родным.

 Планируемые результаты:

Предметные- умеют осознанно, правильно, выразительно читать  по слогам и целыми словами ,понимают  смысл произведения.

Метапредметные:

Познавательные – понимать  прочитанное, находить  в тексте нужные сведения; выявлятьнепонятные слова, интересоваться   их значением; выделять  главное; выявлять  идею произведения.

Регулятивные -  развивать навыки  контроля, самоконтроля, прогнозирования.

Коммуникативные – уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные - положительная мотивация  к урокам литературного чтения, формирование эстетических чувств и представлений; развитие дружеского отношения к другим детям.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация, карточки со словами, толковый словарь Ожегова.

Ход урока:

І. Мотивация к учебной деятельности.

Сейчас  я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами.Вы при этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. Садитесь.

Ребята прочитайте пословицу.

 Пословица (слайд на экране):

«Дерево сильно корнями, а человек знаниями».

Учитель:

Вопрос 1. Почему для дерева важны корни? (Они обеспечивают дерево водой, питательными веществами из почвы, обеспечивает устойчивость растения на поверхности земли).

2. Чем важны знания для человека? (много знаешь -  много умеешь, можешь кому-нибудь помочь, умного человека уважают другие люди).

Я хочу, чтобы каждый из вас сегодня на уроке пополнил свой багаж  знаний. Всем желаю удачи.

II.Пятиминутка чтения.

А) Начнём  как всегда урок с пятиминутки чтения.

Читаем вместе на слайде (хоровое чтение слов)

Б) Фонетическая зарядка (чтение слогов на слайде)

Сейчас, прочитаем слоги по рядам.

Вы внимательно прислушивайтесь друг к другу и отгадайте звуки, которыми ваши слоги отличаются:

1 ряд: сма-смя-смо-сми-сму-смы-сме

2 ряд: шма-шмя-шмо-шми-шму-шмы-шме

3 ряд: хма-хмя-хмо-хми-хму-хмы-хме

4 ряд: фма-фмя-фмо-фми-фму-фмы….

-Что вы заметили?

-Какими звуками отличались ваши слоги?         (с, х, ф,ш )

-Это очень интересные звуки, ребята. А вот чем они так интересны, мы узнаем позже.

III.Постановка целей урока.

 (Слайд 2)  

- Ребята, обратите внимание на выставку. Книги, какого писателя вы видите?

- Какие произведения, представленные на выставке, вы читали?

- А теперь давайте вспомним, какими звуками отличались ваши слоги, когда вы выполняли речевую разминку (с, х, ш, ф).

 Вам эти звуки не о чём не говорят, а может они скрываются в одном из произведений Виктора Драгунского?

 Прочитайте названия  произведений     и подумайте, в каком произведении могут скрываться данные звуки.

Попробуйте  сформулировать тему урока.

Тема урока: В Драгунский « Заколдованная буква».

Какие учебные задачи поставите для себя на уроке?

 В этом вам помогут слова подсказки. Доскажите предложения.

(на слайде)

На уроке я хочу:

Познакомиться…с  произведением В.Драгунского;

Научиться ….работать с текстом;

                        красиво и правильно говорить;

                         рассуждать о прочитанном.

 Электронная  гимнастика для глаз.

IY.Открытие новых знаний.

Прочитайте  ещё раз название нашего произведения. (Заколдованная буква)

- Как вы думаете, о чем будет это произведение? (о букве, заколдованной букве) Кто главные герои? (да, дети)

- Почему так решили?

Подтвердились ли наши предположения, мы узнаем, после прослушивания записи  с произведением.

Работа со словами.  

Хочу  сначала хочу обратить внимание на  то , что в произведении встретятся незнакомые слова.

Причитаем плавно по слогам: ДО-МО-УП-РАВ-ЛЕ-НИ-Е

Теперь слитно, целым словом ДОМОУПРАВЛЕНИЕ

- Поднимите руку, кто может, объяснить значение этого слова.

- В этом слове спряталось два слова, какие это слова? (дом и управление).

- Где можно узнать значение любого слова? К какому словарю вы обратитесь за помощью? (к толковому словарю).

 Коркина Ульяна по словарю прочитает нам значение этого слова.

Верно, ДОМОУПРАВЛЕНИЕ - это организация, которая управляет домами.

Следующее слово.

ОБЛОМАЕШЬ ШПИЦ

 Из словаря я узнала, что у слова "шпиц" есть два значения.

1. небольшая комнатная собачка с пушистой шерстью.

2. устаревшее слово то же, что и шпиль - острый кончик верхушки.

- Какое нам из значений подходит? (2)

Причитаем плавно по слогам: ЗА-АК-ТИ-РО-ВАТЬ

Теперь слитно, целым словом ЗААКТИРОВАТЬ

ЗААКТИРОВАТЬ  - составить документ, который называется "акт".

 Сейчас ваша задача, внимательно послушать, уловить интонацию героев, услышать трудные слова.

Слушаем. Включается запись рассказа.

После прослушивания.

-Назовите жанр прослушанного произведения.

- Подтвердились Ваши  предположения по содержанию произведения?

-Рассказ понравился?

- Что именно понравилось?

- Какую учебную задачу выполнили?

Теперь у нас есть возможность прочитать рассказ Виктора Драгунского.

 В учебнике есть этот рассказ. Откроем учебники на стр.55.

Читать будем по частям. Первым начнет: до слов: А мы остановились возле елки. Достаточно.

Первая остановка

- О чем вы прочитали?

Продолжим.

Вторая остановка

Читаем до слов: Только и слышно: "Сыски!" - "Хыхки!" - "Сыски!".

Какая большая часть, о чем здесь говорится?

- Кто из детей не умеет называть слово "шишка"? Как назвала Алёнка?(Сыски) Как назвал Мишка?( Хыхки)

- Чем закончилась эта часть?

- Почему они заплакали?

Продолжим.

Завершающий этап чтения

- Почему же никто из них не смог сказать слово правильно?

Покажите ваши зубки, у вас все зубки на месте. Как вы за ними ухаживаете?

Нужно следить за своим здоровьем.

Физминутка.

«4 стихии»

Как вы считаете, правильно ли назван  рассказ? О чем здесь идет речь? О буквах или о звуках? Чем звуки  отличаются от букв?

- Какая же буква оказалась «заколдованной»?

- Как вы думаете, этот рассказ смешной или нет? (да) Почему вы так решили?

- А за счет чего? (смешных слов)

- Найдите смешные слова:

Я немножко поднажал:(прибавить мощь)

Поддавал жару: (делал ситуацию напряженной)

Воспаление мозга :(болит голова)

Полезло на ухо :(мимическое выражение лица)

Давай реветь..(громко спорить)

Умру от смеха : :

6. Работа в паре.

Проверим,  какие вы были внимательные.  Работать будем в паре.

На карточке даны предложения. Вам нужно  вместо точек вставить слова  из текста.

- Вдруг во двор въехал … (грузовик)

- А мы остановились возле … (ёлки)

- Ведь это очень … (простое) слово

Проверим по слайду.

Итог урока. Рефлексия.

Для чего поместили этот рассказ в наш учебник? Что хотел сказать автор? Как нужно вести себя с товарищами?

(не смеяться над другими, не нужно осуждать других и говорить, что у тебя ничего не получается, когда сам этого сделать тоже не можешь) или (не делай другим того, чего себе не желаешь)

А теперь вернёмся к началу урока. Всё мы сделали, что запланировали? (проверка целей урока)

 Оцените свою работу на уроке.( слайд)

Если на уроке было легко, вы решили поставленные для себя задачи на уроке-  поднимите  желтый карандаш.

Если  были затруднения- синий карандаш.

Если было трудно работать, с задачей на уроке не справились  – чёрный.  (Слайд)

(Анализируют собственную деятельность на уроке)

Почему  ты так себя оценил?

Кого вы бы похвалили за работу на уроке?

Упражнение « Комплименты». Повернитесь к соседу и скажите за, что вы бы похвалили его на уроке. Пожелайте ему дальнейших успехов .

 Я думаю, у всех всё получится.

Прочитайте, что я вам приготовила.

 Умницы погладьте себя по головке.

 Умники похлопайте в ладоши.