СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Сенсорное развитие, направленное на формирование пол­ноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетиче­ского воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для даль­нейшего нервно-психического развития и всестороннего воспита­ния дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

В истории дошкольной  психологии и педагогики, на всех этапах ее разви­тия, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видные представители дошкольной  психологии и педагогики (Я.А. Коменский,         Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А.В.Запорожец, Н.П.Сакулина  и др.)  справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон, дошкольного воспитания. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. 

Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами пред­метов в свете новейших психолого-педагогических исследований. Это обусловило выбор  темы моего самообразования «Сенсорное развитие детей раннего возраста». 

Цель исследования – изучить и апробировать  методику  сенсорного развития детей раннего возраста.

Объект исследования  -  процесс сенсорного развития у детей раннего возраста.

Предмет исследования  -  психологические особенности сенсорного развития.

Задачи исследования:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

- Определить уровни развития сенсорного развития детей раннего возраста.

- Провести экспериментальную работу и выявить  условия сенсорного  развития детей раннего возраста.

 Гипотеза исследования сенсорное развитие детей раннего возраста будет более эффективна при следующих условиях:

-  создания благоприятной развивающей среды;

- использования разнообразных методов сенсорного развития личности ребенка.

В данном исследовании использовались следующие методы: наблюдение за детьми, и их обследование, с целью определения уровня сенсорного развития;  психолого-педагогический эксперимент, с целью апробации методики  сенсорного развития детей раннего возраста.