Опыт работы классного руководителя специальной (коррекционной) школы VIII вида

Четыре года назад,  в новом учебном году мне дали  не обычный первый класс, а коррекционный, то есть класс 8 вида.  При переводе в этот класс я прекрасно понимала, что работа предстоит не из легких. Но горела энтузиазмом ,ведь это была моя мечта с первых дней прихода в школу. Но энтузиазм чуть не разбился, об особенности воспитательной работы . Со студенчества я увлекалась психологией и  прочитала массу специальной литературы, именно это  помогло мне в  работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_i_problema_v_vospit.docx48.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Опыт работы классного руководителя специальной (коррекционной) школы VIII вида»

Коррекционное образование

В работе представлен опыт работы классного руководителя специального коррекционного класса Савреевой О.А. МОУ « Гумбейская СОШ»  

В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн.,   отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

В последнее время общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в развитии, дети  данной  категории  включились   в  массовые  школы ( отсюда  и  произошёл научный  термин – инклюзия-включение, инклюзивное  обучение)   и именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с такими детьми, так  как  большинство  педагогов  не  имеет  опыта   работы  с детьми  данной категории.

Цель коррекционно – воспитательной работы с детьми  имеющими  интеллектуальные  нарушения: формирование системы воспитательной работы , обеспечивающей успешность образовательно-воспитательной деятельности и социализации детей в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью.

        формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности;

        охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их  социального и эмоционального благополучия.

        формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся  в  соответствии с  принятыми в  семье  и  обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

        формирование основ учебной деятельности;

        создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями учащихся;

        обеспечение вариативности и разнообразия содержания программы  и организационных форм получения  воспитания и обучения;

        формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и специфических образовательных потребностей  учащихся с ОВЗ.

Трудности,  возникающие  в  процессе  воспитательной  работы  с  детьми, имеющими  интеллектуальные  нарушения

1.Нарушения умственного развития  ребенка значительно затрудняют правильное самостоятельное овладение правилами  и  нормами  общественного  поведения.

2.Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и его результатом, установить смысл действия другого человека часто являются истинной причиной нарушения поведения у умственно отсталых детей.

3.Незрелость эмоций умственно отсталых детей, их личностная направленность на удовлетворение примитивных потребностей являются фактором, значительно затрудняющим воспитание учащихся

4.Нарушение самокритичности у учащихся отрицательно отражается на возможностях приобщения их к самовоспитанию, которое требует к тому же не только правильной и осознанной самооценки, но и волевых усилий для преодоления собственных недостатков.

5.Для учащихся  характерны значительные нарушения в развитии воли, что также затрудняет их воспитание.

6.Следует отметить, что, например для интеллектуально неполноценного ребенка характерна АСИНЕРГИЯ, т.е. отсутствие способности к совместной деятельности. Особенно это  прослеживается у  учащихся  начальной  школы, что часто  я  наблюдаю . В дальнейшем происходит формирование действий и параллельно  развитие функций внимания.

Особенности  воспитательной  работы  с  детьми  имеющими  интеллектуальные  нарушения

В воспитательной работе с умственно отсталыми школьниками следует учитывать, что у некоторых из них наблюдается психопатоподобное поведение, проявляющееся в выраженной  аффективности,  paсторможенности   влечений.

Целесообразно организованная трудовая деятельность школьников не только способствует получению трудовых умений и навыков, но служит ничем не заменимой основой нравственного воспитания, это общественно-полезный труд , дежурство  в  классе, классные  поручения,  поручения  учителя.

Я   предъявляю  детям  этой  категории  единые  педагогические  требования , что  помогает  выработать  у  учащихся дисциплинированность, чёткое понимание  ситуации,  и  непосредственно понимание  требований учителя. Предъявляемые к ребенку требования должны быть посильны для него, при этом следует учесть, что многим умственно отсталым детям нужно помочь в выполнении тех или иных поручений  или  обязанностей.

Умственно отсталые школьники очень чутко реагируют на поощрения, заслуженные при проявлении своих положительных качеств, что следует постоянно помнить. Л.С. Выготский, справедливо критиковал современную ему теорию и практику дефектологии, который говорил: «Мы подмечаем крупицы дефектов и не замечаем колоссальных, богатых жизнью областей, которыми обладают дети, страдающие ненормальностями. А эти  дети  бывают  очень  талантливы  в  различных  областях.

Не менее важно ориентироваться на возрастные особенности умственно отсталых школьников. Так, например, меняется продолжительность воспитательного мероприятия, соотношение убеждения и приучения, различное содержание отрабатываемых норм поведения и их формулировки.

Воспитательная работа  с  детьми,  имеющими  интеллектуальные  нарушения, направленная на формирование их социально-нормативного поведения, выстраивается в целостную систему:

- методы, основное назначение которых заключается в формировании  у учащихся нравственных и правовых знаний, оценок и убеждений. Это рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, работа с текстовыми источниками информации, диспут, анализ ситуаций соответствующего содержания, ролевые игры, моделирующие, правильное поведение в различных ситуациях.

- методы, направленные на формирование опыта общественных отношений, умений и привычек социально-нормативного поведения. Это практическая организация различных видов деятельности и межличностного общения в разнообразных ситуациях, упражнение, приучение.

- средства воздействия на личность, которые дополнительно стимулируют, подкрепляют социально-нормативнoe поведение личности и коллектива или же тормозят проявление социальных отклонений (поощрение, соревнование, осуждение, наказание).

-методы, направленные на формирование   правовых  норм  и   ответственности за их  (внеклассное чтение, экскурсии, просмотр и обсуждение кинофильмов, телепередач, игры и т. п.)

Из опыта  работы  с детьми:

В формировании правильного поведения учащихся можно использовать методы:

1 «Сказкотерапия» - это  способ передачи ребёнку моральных  норм  и правил, даёт  очень  эффективный  результат.

2.Релаксационные  упражнения -  помогает  снять  мышечное, эмоциональное  напряжение ( представьте  себе, что вы в  воде, в самолёте и т д.)

3.Психогимнастика. Изобразите  капризного  ребёнка -  посмотрите, это  красиво?   Изобразите  вежливого  ученика и т. д.

4.Игра, очень действенный метод, где  можно  варьировать задания: ученик является  участником  действия, ученик  в  роли  учителя или ведущего.

Из опыта  работы  с  трудными  детьми:

1.Игнорируем  плохое  поведение

2.Обязательно  хвалим за  хороший  поступок, за хорошее  поведение.

3.Осуждаем  только  на  фоне положительных  поступков.

4.Предьявляем  единые  педагогические  требования.

5.Спокойным, чётким,  требовательным  тоном  добиваемся  выполнения  требований.

6.Осуществляем  регулярный, систематический контроль за  всеми видами деятельности учащегося.  

       Приучение к соблюдению норм поведения начинается с младших классов вспомогательной школы, причем в ряде случаев оно может предшествовать разъяснению и убеждению, поскольку младшие умственно отсталые школьники часто оказываются не в состоянии понять смысл той или иной поведенческой нормы. Во многих случаях важно обеспечить четкий, доступный показ образца поведения (например, демонстрация того, как себя вести в классе  на  уроке, в столовой, при встрече со взрослыми и т.д)

Осуществляя работу по профилактике социальных отклонений в поведении следует обратить серьезное внимание на вопросы антиалкогольной, антинаркотической пропаганды, используя  вышеперечисленные  методы. Тем более, что многие дети в коррекционных классах из неблагополучных семей.

       Для правильного выбора средств педагогических воздействий и построения системы воспитания умственно отсталых школьников  учителю необходимо хорошо знать особенности структуры дефекта, различать проявления, связанные с первичным нарушением и вторичными отклонениями. Только такое изучение детей позволит педагогу правильно понять истинные причины и мотивы тех или иных поступков  учащихся, и в соответствии с этим предпринять эффективные педагогические меры. Важно, конечно, учитывать индивидуально-личностные особенности каждого ученика его знание соответствующих социальных норм, отношение к ним, интересы, цели деятельности, близкие и отдаленные перспективы, планы, привычки, самооценку и уровень притязаний, положение в коллективе сверстников, отношение к товарищам, учителям, учебе, труду, игре.

Выполнение задач и направлений работы требует тщательного изучения личных дел воспитанников, знания семейно-бытовых условий, а также доверительных взаимоотношений с детьми, основанных на доброжелательности  и чувстве защищенности у детей.

Особое внимание уделяется работе с родителями детей с ОВЗ. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Направления воспитательной работы:

  1. Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ.
  2. Поддержка и повышение социального статуса семей.
  3. Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.
  4. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

   Решение задач по воспитательной работе осуществляется при взаимодействии со специалистами- психологом, социальным педагогом, так как требует комплекса социально-адаптационных, коррекционных,  развивающих и обучающих мероприятий.

Эффективную работу учителя - как учителя и классного руководителя  обеспечивает изучение особенностей классного коллектива. Классный руководитель должен изучать как индивидуальные особенности личности  каждого отдельно взятого ученика, так и особенности вверенного ему коллектива в целом. Это изучение осуществляется методами наблюдения, бесед, опроса (анкетирования) учеников, взаимных характеристик учащихся. Изучается поведение, успеваемость, интересы классного коллектива в урочное и внеурочное время, в процессе трудовых дел, спортивных занятий.

Изучение классного коллектива осуществлялось по следующим направлениям:

- Состояние здоровья (по данным антропометрии): физическое развитие, физическая подготовленность (по результатам сдачи нормативов).

- Характеристика класса как ученического коллектива: дисциплинированность, организованность, доброжелательность, отзывчивость, сплоченность, участие в общественной работе, общественно-полезном и производительном труде, участие коллектива во внеклассной и внешкольной работе.  (Приложение № 1)

- Учебная деятельность: отношение к учению, к успеваемости.

Изучив положения Конвенции о правах ребенка, законодательства РФ о правах ребенка и их гарантиях, Закон РФ «Об образовании», а также нормы Устава школы и Положение о классном руководстве, я строю свою работу с классом на принципах приоритета общечеловеческих ценностей, демократии, гуманизма, жизни и здоровья детей, гражданственности, патриотизма, свободного развития личности.

В своей работе я следую функциям, обязательным для осуществления классного руководства:

  • аналитической,
  •  прогностической,
  •  организационно-координирующей,
  •  коммуникативной.

В течение всего обучения в целях выявления самооценки учащихся используется тестирование, которое также позволяет отслеживать изменения самооценки в динамике. (Приложение № 1)

Мой стиль работы как классного руководителя отличает строгий уровень требований к себе и учащимся, педагогический такт, личный пример,  доброжелательные взаимоотношения со школьниками.

Большое значение уделяю разнообразным формам внеклассной и внешкольной работы: в моих планах воспитательной работы отражены и проведены интересные для детей мероприятия: экскурсии, тематические праздники, КВНы, посещения  социально-значимых объектов Нагайбакского района.  Неоднократно посещали краеведческие музеи в п. Остроленка, с. Париж, ПЧ с. Фершампенуаз, машинный двор «Ситно». Таким образом воспитанники знакомятся с культурой своей малой Родины. Проведение классных часов является так же эффективной формой воспитательной деятельности  с классом. Часто организовываем классные часы с привлечением представителей  разных профессий.

Содержательное наполнение этих часов затрагивает актуальные и «болезненные» проблемы, важные и трудные вопросы, касающиеся личной жизни воспитанников: «Права и гарантии инвалидов», «Взял или украл?», «Механизмы действия алкоголя», «Загляните в мамины глаза», «Действия  при пожаре»…

Использую различные виды работы с учащимися: индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы); групповые (органы самоуправления – староста класса, учебный, трудовой, спортивный и культмассовый сектора, ответственный по столовой), творческие группы; коллективные (конкурсы, концерты, соревнования).

         За время работы с классным коллективом я добилась определенных успехов: дети проявляют заботу друг о друге, поддерживают дружеские отношения с  одноклассниками, самостоятельно организуют проведение праздников, поздравляют друг друга с днем рождения.  Ребята приобрели навыки уважительного отношения к людям. Увеличился уровень познавательной активности: возросло количество участников  конкурсов, акций. Класс имеет свое «лицо» в школе. Возрос уровень самостоятельности: дети планируют коллективные творческие дела, выступают с интересными предложениями о проведении досуга, серьезно относятся к  обязанностям в классе, анализируют свою работу, совместно решают проблемы.

Мои воспитанники принимали  участие в международных и всероссийских конкурсах для детей с ОВЗ: 2017 год  «Мой край родной»,  2017 г. «Моя Россия». 2019 г. «Я рисую». Так же дети моего класса являются участниками многих конкурсов, проводимых в школе: «Живи земля», конкурсы рисунков , конкурсы чтецов, выставки творческих работ.

Можно долго говорить о работе классного руководителя, но надо отметить главное. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, которые, как и все, нуждаются во внимании и поддержке . Их пытливые глаза с нетерпением ждут от нас ласки и заботы. Каждый мой день начинается со слов моих воспитанников «А Вы расскажите мне…». И мне так хочется подарить им весь мир! Рассказать о том, что каждый день таит в себе новое и интересное. Самый главный смысл своей деятельности вижу  в том, чтобы передать весь мой жизненный опыт и научить моих детей самостоятельности и умению выживать в этом непростом мире.

Приложение №1.

Анкеты для изучения классного коллектива.

Анкета №1.

Преобладающее мнение о дружбе в коллективе.

БАЛЛЫ

МНЕНИЯ

6

1

Наша группа очень сплоченная и дружная.

5

2

Наша группа дружная.

4

3

В нашем классе нет ссор, но каждый сам по себе.

3

4

Наш класс дружный, изредка бывают ссоры, но не конфликты.

2

5

Наш класс не дружный, часто возникают ссоры.

1

6

Наш класс очень не дружный, тяжело учиться в таком классе.

   

Анкета №2.

Преобладающее мнение о взаимопомощи в коллективе.

БАЛЛЫ

МНЕНИЯ

6

1

В нашем классе принято помогать друг другу.

5

2

В нашем классе оказывают помощь только своим друзьям.

4

3

В нашем классе помогают только когда просят об этом.

3

4

В нашем классе помощь оказывается только когда заставляет учитель.

2

5

В нашем классе  не принято помогать друг другу.

1

6

В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Анкета №3.

Преобладающее мнение о взаимной ответственности.

БАЛЛЫ

МНЕНИЯ

6

1

У нас в классе принято нести ответственность друг за друга. Все борются за искоренение недостатков.

5

2

В нашем классе неудачи и плохие результаты беспокоят всех учеников.

4

3

Виновные в нарушении дисциплины обсуждаются активом класса.

3

4

Мы стараемся не обращать внимание на нарушителей  дисциплины. За свои поступки они отвечают сами перед учителем.

2

5

В нашем классе не принять выносить «сор из избы». Мы стараемся , чтобы о проступках не знали учителя.

1

6

В нашем классе нет взаимной ответственности.

ТЕСТ

Инструкция:  Выбери  один  из  трёх  предъявляемых  ответов  (наиболее  тебе  подходящий)  на  поставленный  вопрос, отметь  его  галочкой.

  1. Тебе  нравится  в  школе?

           

               а)   не  очень           б)   нравится             в) не  нравится            

  1. Утром, когда  ты  просыпаешься, ты  всегда  с  радостью  идёшь  в  школу  или  тебе  часто  хочется  остаться  дома?

   а) чаще хочется  остаться  дома     б) бывает  по-разному      в) иду с радостью        

  1. Если  бы  учитель  сказал, что  завтра  в  школу  не  обязательно  приходить        всем  ученикам, что  желающие  могут  остаться  дома, ты  пошёл  бы  в школу или  остался  дома?

         а) не  знаю              б) остался  бы  дома        в) пошёл  бы  в  школу          

      4.   Тебе  нравится, когда  у  вас  отменяют  какие-нибудь  уроки?

          а) не  нравится                  б)  бывает  по-разному            в) нравится

      5.   Ты  хотел  бы, чтобы  тебе  не  задавали  домашних  заданий?

                а) хотел бы                      б) не  хотел  бы       в)  не  знаю                                    

      6.   Ты  хотел   бы, чтобы  в  школе  остались  одни  перемены?

              а) не  знаю                        б) не  хотел  бы                     б) хотел  бы                    

      7.   Ты  часто   рассказываешь  о  школе  родителям?

          а) часто                           б) редко                    в) не рассказываю

      8.   Ты  хотел  бы, чтобы  у  тебя  был   менее  строгий  учитель?

              а) точно  не  знаю       б) хотел  бы                 в) не  хотел  бы

  1. У  тебя  в  классе  много  друзей?

  а) мало                            б) много                      в) нет   друзей

  1. Тебе  нравятся  твои  одноклассники ?

     а) нравятся                     б) не  очень                  в) не  нравятся

КЛЮЧ

C:\Мои документы\Школьный психолог_ Издательский дом Первое сентября36.files\articlef.files\ris-1.gif

Диагностики для определения самооценки.

Методика "Лесенка" (составитель В.Г.Щур)

Цель: выявление уровня развития самооценки.

Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Лесенка

Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.

На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступеньки.)

Обработка результатов:

1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).

Методика “Какой Я?” (модификация методики О.С. Богдановой)

Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов

Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Протокол методики “Какой я”:

№ п/п

Оцениваемые качества

личности

Оценки по вербальной шкале

да

нет

иногда

не знаю

1

Хороший

 

 

 

 

2

Добрый

 

 

 

 

3

Умный

 

 

 

 

4

Аккуратный

 

 

 

 

5

Послушный

 

 

 

 

6

Внимательный

 

 

 

 

7

Вежливый

 

 

 

 

8

Умелый (способный)

 

 

 

 

9

Трудолюбивый

 

 

 

 

10

Честный

 

 

 

 

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

2-3 балла - низкий

0-1 балл - очень низкий.